30.01.2012 19791

Ценности современных студентов в России

 

Ситуация, которая сложилась в современной России, не могла не повлиять на ценностные ориентации современного студенчества. Экономический кризис, жесткая конкуренция при достижении определенных благ способствовали выдвижению новых жизненных ценностей, новых способов адаптации к действительности. К общим тенденциям переоценки ценностей современного студенчества можно отнести переориентацию на микросоциальную среду, личностные проблемы.

В процессе исследования «Особенности поведения и ценностных ориентации современного студенчества», проведенного в апреле-мае 2006 года, респондентам было предложено из списка терминальных ценностей выбрать пять наиболее важных для них.

В пятерке наиболее приоритетных жизненных ценностей современного студенчества оказались семья, материальный достаток, успешная карьера, настоящая любовь и преданные друзья. Таким образом, подтвердилось мнение о том, что современная молодежь в первую очередь озабочена личностными вопросами, а потом уже общественными. Неслучайно такие ценности, как «общественное признание» и «польза обществу» оказались в конце данного списка.

По-прежнему, большинство студентов мечтают о крепкой семье (74,4%), причем их количество возрастает к старшим курсам. Если среди респондентов, обучающихся на первом, втором курсах, таких 72,5%), то среди старшекурсников - 75,8%о. Больше всего респондентов, рассматривающих семью в качестве главной жизненной ценности, оказалось среди группы тех, кто до поступления в вуз проживал в селе (78,8%). В то время как среди городских жителей таких 72,9%. Возможно, это связано с тем, что вынужденные покинуть родительский дом из-за учебы в университете, молодые люди ощущают нехватку эмоционального тепла, опеки, которые давали им родители. Поэтому в будущем они хотят окружить себя по-настоящему близкими людьми, создать собственную семью, на которую всегда можно рассчитывать.

В 2001 году под руководством А. В. Соколова и И. О. Щербаковой было проведено исследование, в котором участвовали 1070 студентов из пяти крупных петербургских вузов. Несмотря на то, что опрашивались только студенты гуманитарии, данное исследование представляет собой интерес в контексте изучения ценностных ориентации студенчества в целом. В ходе масштабной работы были получены сведения о материальных и духовных ориентациях современного студенчества, а также о его ценностной стратификации.

Среди материальных ориентации исследователями были выделены ориентации на такие терминальные ценности, как личное здоровье, семья, материальное благополучие. Выяснилось, что забота о собственном здоровье отнюдь не является приоритетной ориентацией студентов. Если в школе спортом занимались 75-80% опрошенных, то в институте продолжили регулярные занятия только 10-15%). Некоторый интерес к собственному здоровью проявляют 55% девушек, которые эпизодически посещают занятия шейпингом, аэробикой, ходят в плавательные бассейны, сауны и фитнес-центры. По мнению вузовских врачей, относительно здоровы лишь 68%) первокурсников; 21% - имеют ослабленное здоровье; 11%о серьезно больных.

Практически такие же данные были получены в ходе исследования Ю. Голиусовой. Согласно ее данным, в 2001 году 52% опрошенных студентов оценили состояние своего здоровья как хорошее, а большинство студенток (57%) -как нормальное. Однако в реальности присутствует пренебрежительное отношение студентов к собственному здоровью. В подтверждении этого автор приводит следующий факт: несмотря на то, что 22% студентов и 24% студенток имеют хронические заболевания, многие из них употребляют алкоголь (34% имеющих проблемы со здоровьем), курят (44%) от той же группы) и пробуют наркотики (43%). В 2002 году было проведено повторное исследование, результаты которого свидетельствуют о том, что основной вредной привычкой становится курение, а доля среди «хроников», употребляющих алкоголь и наркотики, уменьшается.

Ориентации современного студенчества на семейные отношения представлены следующим образом. Согласно данным А.В. Соколова и И.О. Щербаковой, семья по-прежнему остается привлекательной ценностью для данной социальной группы, правда и юноши, и девушки не спешат вступать в брак. С помощью метода мысленного эксперимента («писем из будущего») исследователи выяснили, что 24,4% студентов планируют одного ребенка; 58,1% - двух; 9,4% -трех; 2,3% - четырех и более. Бездетными видят себя 5,8% респондентов, объясняя это будущей занятостью производством или общественной деятельностью.

Что касается отношений студентов с родителями, то здесь наблюдается некоторая противоречивость. Несмотря на то, что многие студенты написали о теплых уважительных взаимоотношениях с родителями, только менее 14% хотели бы повторить их жизненный путь. Таким образом очевидно: при искренней любви и заботе о своих родителях, студенты не разделяют их взглядов и убеждений. Это подтверждают и результаты других исследований. Правда, нельзя говорить о полном отсутствии преемственности между нынешней молодежью и старшим поколением. По мнению Д. В. Плюсова, в своих стремлениях и жизненных целях (т. е. в базовых ценностях) молодые люди очень близки к своим родителям. Но «ряд «инструментальных» ценностей, отвечающих не столько на вопрос «что в жизни важнее», сколько на вопрос «в каких условиях и как реализовать эти жизненные цели», демонстрируют основное направление изменений ценностных систем поколения, выросшего в условиях рыночных реформ». По результатам ряда исследований можно сделать вывод о том, что в целом в отношении к семье современные студенты предстают больше идеалистами и романтиками, чем прагматиками и меркантилистами. Для многих из них крепкая счастливая семья - это важная жизненная ценность, к которой они стремятся.

Сегодня значительная часть молодых людей озабочена собственным материальным благополучием. Эта озабоченность увеличивается с возрастом. Так, если среди студентов младших курсов о материальном достатке мечтают 64,8% респондентов, то среди старшекурсников - 66,7%). Та же тенденция наблюдается и в отношении к успешной карьере, которая неразрывно связана, по мнению студентов, с обеспеченной жизнью (58,2%) и 64,6% соответственно).

В ходе опроса студентов, проведенного с помощью метода «неоконченных предложений», выяснилось, что они под материальным благополучием понимают возможность иметь хорошую работу, высокую зарплату, дом, машину. Одна студентка так описала образ желаемого будущего: «Симпатичная спортивная машинка, квартира с евроремонтом, модная одежда, красивый, любящий муж, очаровательные умненькие детишки, любимая работа». Все эти атрибуты «красивой» жизни в той или иной степени мечтает иметь в будущем значительная часть студентов.

Стремление к красивой, обеспеченной жизни проявляется и в отношении современных студентов к работе. Так в ходе исследования студентам было предложено продолжить фразу «Хорошая работа позволяет...». В результате были получены ответы, согласно которым, такая работа должна быть в первую очередь хорошо оплачена, т. е. давать возможность «ни в чем себе не отказывать», «хорошо жить», «иметь хороший доход». Даже студенты творческих факультетов, в частности филологи и журналисты, сначала отмечают материальную сторону работы, а потом уже возможность самореализоваться. По их мнению, хорошая работа позволяет... «полностью удовлетворить свои материальные потребности»; «устроить свое материальное положение со всеми вытекающими отсюда последствиями (положение в обществе, отдых, уважение)»; «хорошо зарабатывать, хорошо жить, хорошо одеваться, хорошо есть»; «прогуливаться по дорогим магазинам, носить дорогую одежду, отдыхать в Анталии, Франции...». Отдельные студенты подошли к данному вопросу философски. Так студентка второго курса написала: «Хорошая работа позволяет чувствовать себя достойно в обществе; иметь деньги на лечение, отдых, образование. Все вновь упирается в материальный базис: в нашей действительности люди бросают любимую и увлекательную работу... и идут в продавцы, которые получают больше педагогов...».

Ориентация студенчества на материальное благополучие вполне объяснима. Низкий уровень российской жизни с одной стороны, распространение западных ценностей, в основе которых лежат богатство и успех - с другой, способствуют формированию нового сознания современной молодежи. Меняются взгляды и в отношении средств достижения новых целей.

В ходе исследования были получены данные, относительно инструментальных ценностей современного студенчества. Студентам был задан вопрос: «Что, на Ваш взгляд, может помочь достигнуть желаемого?».

Студенты рассчитывают добиться своих целей, в первую очередь, благодаря собственному профессионализму, мастерству и трудолюбию. Важное значение, по их мнению, сегодня имеют деньги и полезные связи. В пятерке приоритетных инструментальных ценностей оказалось хорошее образование. Большинство студентов полагают, что именно эти условия, в сочетании с активностью и энергичностью, являются залогом успеха.

На помощь семьи надеются 39% респондентов. Интересно, что современные студенты больше рассчитывают на умение работать в коллективе, чем на индивидуализм, о засилье которого говорят практически все исследователи (33,6%о и 9% соответственно). Незначительная часть молодежи думает, что в жизни помогает честность и принципиальность (только 16,6%). Меньше всего студенты рассчитывает на физическую силу и помощь государства. Надежду на государство выразили только 1,3% респондентов.

В ходе исследования было выявлено, что отношение к инструментальным ценностям меняется с возрастом. Студенты старших курсов начинают по-новому смотреть на разные способы достижения своих целей.

Среди старшекурсников почти в два раза увеличивается, по сравнению со студентами младших курсов, число тех, кто рассчитывает на поддержку семьи. Если на первом, втором годах обучения на семью надеются 29,7% респондентов, то на третьем, четвертом и пятом - 45,5%. Возрастает роль денег и связей. Чем старше студенты, тем больше они начинают рассматривать в качестве фактора достижения цели предприимчивость. Вместе с тем, падает роль образования. Если среди студентов младших курсов хорошее образование важно для 52,7%о респондентов, то среди старшекурсников их число сокращается до 40,9%. Особенно настораживает тот факт, что снижается количество молодых людей, уверенных в необходимости существования честности и принципиальности. Так, на эти качества указали только 12,9% студентов - старшекурсников, в то время как среди младших таких 22%.

Несколько отличаются инструментальные ценности студентов - выходцев из села и городских жителей. Так, при достижении поставленных целей, сельские жители больше рассчитывают на поддержку семьи, чем горожане (46,7% и 35,7% соответственно). Студенты, жившие до поступления в университет в городе, в большей степени, чем сельские жители рассматривают в качестве средств достижения желаемого деньги (50% и 41,3% соответственно), предприимчивость (36,4% и 21,3%) соответственно), индивидуализм (10% и 7,5% соответственно) и физическую силу (7,9% и 2,5% соответственно).

Необходимо заметить, что по ряду ценностей в сознании студенчества произошли изменения, изменилась их иерархия. Так, сравнивая результаты нашего опроса с результатами исследования, проведенного в 2001-2002 годах под руководством Ю.В. Голиусовой, получаем следующие сведения.

Студенты стали меньше рассчитывать на предприимчивость и больше - на собственное трудолюбие. По сравнению с 2001 и 2002 годами, заметно возросла роль полезных связей и денег. Если в 2002 году полезные связи находились на пятом месте в ряду ценностей, позволяющих студентам сохранять уверенность в себе, то в 2006 году они выдвинулись на третье место. Материальные блага переместились с шестой позиции на четвертую. Примечательно, что честность и принципиальность по-прежнему располагаются в конце данного списка, а именно на седьмом месте (из возможных десяти). Данный факт в сочетании с тем, что студенты все больше отдают предпочтение полезным знакомствам и деньгам, особенно настораживает. Он свидетельствует об усилении прагматизма студенчества, об увеличении предрасположенности к нелегальным способам достижения своих целей.

В ходе опроса студентам предложили подумать, в какой степени им свойственны следующие качества: независимость, коллективизм, предприимчивость, рациональность, принципиальность, законопослушание, индивидуализм, сочувствие к другим людям, бескорыстие, ответственность, смелость.

Среди качеств, присущих современному студенчеству, в первую очередь можно выделить ответственность, сочувствие к другим людям, индивидуализм, смелость. Затем идут принципиальность и законопослушание. В меньшей степени современным студентам свойственны рациональность и бескорыстие. Примечательно, что эти качества изменяются с возрастом.

Чем старше респонденты, тем в меньшей степени им характерны коллективизм, законопослушание и предприимчивость и в большей степени - бескорыстие.

В процессе исследования мы предложили студентам подумать, что для них значит принципиальность, нужна ли она сегодня. Большинство респондентов связывают это качество с наличием твердых взглядов, убеждений относительно каких-либо вопросов, со стремлением достичь цели несмотря ни на что. Они отмечают, что принципиальность во многом является залогом успеха. Правда, среди ответов довольно часто встречаются следующие характеристики принципиальности: «Это вещь, которая уходит в прошлое», «это зло», «к сожалению, в настоящее время у многих отсутствует». Интерес представляет ответ студента третьего курса: «Принципиальность - это возможность добиться успеха, но иногда она может навредить. Принципиальностью сегодня нужно уметь пользоваться». Данное утверждение является ярким примером прагматично-утилитарного мышления некоторой части современной молодежи.

Отношение студенчества к окружающим людям, их нравственные принципы мы попытались косвенно выяснить через следующий вопрос: «Вы случайно стали свидетелем драки: двое крепких парней избивают человека явно слабее их. Ваши действия?». Большая часть респондентов не знает, что будет делать в подобной ситуации (затруднились ответить - 41,3%); милицию вызовут 36,3% опрошенных; еще 13,9% бросятся на помощь «жертве». Только 2,7% студентов ответили, что пройдут мимо.

Респонденты могли предложить собственный способ действия в данной ситуации. Из предложенных вариантов следует, что большинство студентов постараются помочь слабому, разнять дерущихся. Однако конкретные действия здесь будут разные: одни молодые люди попытаются убедить обойтись без драки, выяснить, в чем дело и решить мирным путем; другие - «возьмут дубину и помогут парню». Встречались и нейтральные ответы, типа «посмотрю по обстоятельствам, кто прав, тому и помогу». Два ответа удивили своей циничностью: «Посмотрю издалека и пойду дальше», и «Сделаю ставку!». В целом современное студенчество нельзя назвать равнодушным, большая часть относится к другим людям с сочувствием.

Жизненная позиция большинства студентов пока достаточна неопределенна. Это видно из отношения респондентов к высказываниям, которые были предложены им в ходе опроса.

Все опрошенные студенты убеждены в том, что нужно прилагать максимум усилий, уметь подстраиваться под ситуацию, если хочешь добиться чего-либо в этой жизни. Данную позицию отражает высказывание «Хочешь жить - умей вертеться». С ним полностью согласны 83,6% опрошенных. Еще 16,4% склонны так думать. На втором месте оказалась позиция «Высшая ценность в жизни - счастье близких людей». Она отражает альтруистическую направленность личности, которая ориентируется, прежде всего, на благо других людей. Выяснилось, что среди студенчества благополучием близких в той или иной степени озабочены 97,3% опрошенных. На третьем месте находится стремление молодых людей иметь настоящих друзей (в целом 93,5%).

Необходимо отметить, что первые три утверждения, по сути, отражают девиантные ценностные ориентации: деньги как высшая ценность, чрезмерный прагматизм, приоритет личных интересов над интересами других. Очевидно, что студенты, которые полагают, что «деньги решают все» (таких 77,6%о) и которые добиваются своих целей, переступая через интересы других (53%) опрошенных), наиболее склонны к девиантному поведению, а именно к воровству, взяточничеству, насилию. Утверждение «счастлив тот, кто добился успеха, не тратя на это времени и сил» свидетельствует о желании достигнуть чего-либо легким путем. Его выбрали 36,4% респондентов. Можно предположить, что, если для студента, который руководствуется данным принципом, успех заключается в богатстве, то для его достижения он воспользуется нелегальными средствами. Если молодому человеку с такой позицией необходимо для достижения успеха получить диплом о высшем образовании, то, скорее всего, он не будет добросовестно посещать все занятия, выполнять требования преподавателей, готовиться к семинарским занятиям и сессиям. Вместо этого он воспользуется шпаргалкой на экзамене, заплатит за сессию или просто купит диплом.

Обращает на себя внимание следующий факт. Если на позицию «Деньги решают все» ответили «да» 11% респондентов, то среди тех, кто ответил «скорее да, чем нет» - таких 60,6%. То же самое можно наблюдать и в отношении утверждения «я добиваюсь того, чего хочу, даже если это задевает чьи-то интересы». Абсолютно уверенны в справедливости этого высказывания 18,3%), склонны так считать 34,7% ответивших. На наш взгляд, это следствие происходящей в обществе переоценки ценностей. Молодые люди понимают, что в новых условиях для того, чтобы добиться успеха, необходимо пересматривать некоторые позиции. Утвердительные ответы на данные высказывания не могут не настораживать. В целом они свойственны корыстным, эгоистическим личностям. В данном случае они свидетельствуют о прагматизме современной молодежи, о «чрезмерном» индивидуализме, нетерпимости к интересам окружающих. Все эти качества в конечном итоге могут способствовать распространению девиантного поведения среди молодежи.

Таким образом, в системе ценностных ориентации студенчества произошли некоторые изменения. Современные студенты, как и три-четыре года назад, озабочены прежде всего личными проблемами: семьей, материальным достатком, успешной карьерой. Но при достижении своих целей они все больше рассчитывают на деньги и связи, отодвигая на второй план традиционные способы достижения данных целей. В сознании студенчества укрепляется мнение о том, что честность и принципиальность больше мешают, чем помогают добиться успеха. Правда, они полагают, что принципиальность может способствовать успеху, при условии, что этим качеством правильно воспользуешься. С одной стороны, приоритет личных интересов над общественными, материальных ценностей над духовными является следствием социокультурного развития современного российского общества. С другой стороны, культ денег, связей, отношение к честности и принципиальности как к качествам, больше мешающим, чем помогающим достижению успеха, свидетельствуют о распространении в студенческой среде девиантных ценностей, которые оправдывают нарушения определенных социальных норм и могут способствовать различным формам девиантного поведения.

 

АВТОР: Крапивко Е.Н.