30.01.2012 40966

Понятие и механизмы социализации

 

Понятие социализации является одним из центральных в различных социальных науках: философии, психологии, педагогике, социологии, политологии. Исследование проблем социализации в отечественной и зарубежной науке ведётся давно и опирается на достаточно устойчивую теоретическую традицию. В социологической и философской литературе термин «социализация» характеризуется как полисемантический и многоаспектный.

В своей работе мы рассмотрим социологические подходы к изучению этого процесса.

Проблема социализации в нашей стране стала рассматриваться как относительно самостоятельная (с использованием именно этого термина) лишь начиная с конца 60-х годов. До этого различные аспекты социализации в той или иной степени освещались в русле психологии развития, а также в педагогических работах о воспитании в учебно-воспитательных учреждениях. В 70-е и 80-е годы появляется довольно большое число работ, посвященных критике зарубежных концепций социализации. Что касается исследований социализации в условиях нашей страны, то они велись по частным проблемам.

Взрыв интереса к данной проблеме в начале 70-х гг. сменяется скепсисом и даже утверждением неправомерности употребления категории «социализация». Постепенно данное понятие утвердило свои права на описание определенных аспектов в процессе становления личности.

В настоящее время можно констатировать превращение социализации в самостоятельную междисциплинарную область исследований, отдельные аспекты которой изучаются в педагогике, психологии, социологии. Одни исследователи рассматривают это понятие в широком историческом контексте, соотнося его с процессом развития человечества, другие относят его к процессу становления отдельной личности, третьи исследуют процесс социализации отдельных социально-демографических групп (детей, подростков, молодежи).

Сам по себе термин «социализация» - «процесс развития социальной природы человека» - впервые ввел в научный оборот Ф. Гиддингс. Первой собственно социологической концепцией социализации можно считать позитивистскую концепцию Э. Дюркгейма. В основе его методологии - два принципиальных положения:

- Общество мыслится классиком французской социологии как особая реальность, стоящая над индивидами и осуществляющая контроль над их действиями;

- Несоциализированную, импульсивную человеческую природу нужно сдерживать и контролировать силами общественной морали и угрозой наказания.

Концепция Э. Дюркгейма артикулирует социализирующую роль общества, которое в процессе социализации включает всё новые и новые поколения человеческих существ, «асоциальных к моменту рождения», в сферу «социальной жизни».

Выделяя два типа обществ - «тип простого общества», основанного на кровном родстве, и «вторичный социальный тип», основанный на специализации и функций, - и два типа солидарности (механическую и органическую), соответствующие им, Э.Дюркгейм выводит два типа социализированности. «В первом случае, индивид социализирован потому что, не имея собственной индивидуальности, он сливается вместе с ему подобными в одном и том же коллективном типе; во втором - потому что, имея личный облик и особую деятельность, отличающие его от других, он зависит от них в той же мере, в какой отличается, и, следовательно, зависит от общества». Каждое общество, считал Э. Дюркгейм, имеет некий идеал человека, который не только в моральном и интеллектуальном, но даже в физическом аспекте до известной степени универсален, одинаков для всех его членов. В то же время он отмечал, что в рамках каждого общества идеал человека имеет свои особенности в зависимости от мезо- и микрофакторов, характерных для данного общества. Но эти особенности, по мнению Э. Дюркгейма, не могут быть существенными. «Общество, - отмечал он, - может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности. Воспитание устанавливает и подкрепляет эту однородность, фиксируя у ребенка с самого начала существенные, типичные характеристики, требуемые коллективной жизнью. Но, с другой стороны..., воспитание гарантирует постоянство... разнообразия, будучи само по себе разнообразным и специализированным». Суть позиции Э.Дюркгейма, таким образом, в признании за обществом активного начала и приоритета его перед человеком.

Социологизм Э. Дюркгейма в контексте социализации целенаправленно ориентирует исследователя на анализ проблем социальной адаптации, культурной ассимиляции индивидов и фактически закладывает теоретическую традицию анализа личности в качестве объекта социокультурного воздействия социума.

Результаты теоретических построений Э. Дюркгейма во многом стали основанием теории социализации Т. Парсонса.

Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита (набора) ориентации для удовлетворительного функционирования в роли». В основе процесса социализации, как считает Т.Парсонс, лежит «генетически данная пластичность человеческого организма и его способность к обучению». Универсальная задача социализации - сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью. Социализация начинается с ценностного уровня, и главное с ответственности, а наверху - ценности порядка и безопасности, которые обеспечивает власть. Поскольку индивид должен действовать в системе коллективов, «основным условием их солидарности - что в свою очередь представляется важнейшим аспектом интеграции социальной системы - является интернализация мотивации соблюдения надлежащих уровней лояльности по отношению к коллективным интересам и потребностям». Процесс социализации Т. Парсонс рассматривает в рамках развернутой социологической теории функционирования общества, описывающей процессы интеграции человека в социальную систему и адаптации его в ней. Универсальной задачей социализации является формирование у вступающих в социальную систему индивидов устойчивых ценностных ориентаций и общепризнанных нормативных стандартов. При этом обеспечиваются непрерывность и воспроизводство общественных процессов. Анализируя процесс социализации как важнейшую функцию социальной системы, Т. Парсонс в качестве инструментария использовал комплекс «статус-роль». Сама система при данном подходе представляется как институционализированная структура взаимосвязанных между собой социальных статусов и социальных ролей. При этом социальный статус рассматривается как позиция, которую займет личность, чье поведение определяется выбранной ролью. Как личность индивид присутствует на всех подуровнях социальной системы: в семье, в малой социальной группе, организации, в социальных институтах, в обществе. Каждый из этих подуровней социума имеет свои особенности, свою ценностно-нормативную структуру, модели санкционируемого поведения, механизмы социального контроля, которые усваиваются и воспроизводятся «вступающими» в эти подгруппы новыми индивидами, новыми стратами, новыми поколениями. Осваивая социальные роли, характерные для каждого из подуровней системы, индивид социализируется, т. е. включается в экономические, профессионально-трудовые, семейные, политико-правовые и другие отношения.

Функцию интеграции социальная система осуществляет, прежде всего, с помощью механизмов социализации и социального контроля, которые позволяют достичь системе, обществу равновесия и устойчивости путем формирования таких личностных структур, которые соответствуют и совместимы со структурами самой системы. В процессе социализации культурные образцы - ценности, нормы, традиции - встраиваются в личность, определяя формы удовлетворения потребностей и средства достижения целей.

Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, по мнению Парсонса, происходит в семье. В семье, отмечает он, складываются фундаментальные мотивационные установки человека. Социализация в семье происходит благодаря действию психологического механизма, который работает на основе сформулированного З.Фрейдом принципа удовольствия - страдания и приводится в действие с помощью вознаграждений и наказаний. Этот механизм включает в себя процессы торможения (аналог фрейдовского вытеснения) и субституции (переноса или смещения), а также процессы имитации и идентификации.

Дальнейшая социализация продолжается в различных социальных группах и институтах.

Согласно Т.Парсонсу, социализация в любой роли (мужчины, женщины, ребенка и т.д.) влечет за собой появление у социализируемого чувства неполноценности. Это связано с тем, что исполнение им роли, в том числе возрастной и половой, неизбежно подвергается неоднозначным оценкам агентов социализации и собственной самооценке, которая может оказаться весьма невысокой. Особенно распространено это чувство у людей, принадлежащих к культурам, для которых характерен явно выраженный и высоко оцениваемый комплекс достижения (например, в англосаксонских культурах).

Чувство неполноценности находит выражение в различных формах: в индивидуально отклоняющемся поведении; в создании компенсирующих субкультур (подростковых, криминальных); в появлении субкультур, отвергающих потребность в достижении (хиппи, кришнаиты и др.) или переориентирующих ее в непривычные для общества сферы (так называемая контркультура).

Данные концепции можно охарактеризовать как субъектно-объектные: личности отводится роль объекта по отношению к обществу. К этой группе относятся теория подражания Г.Тарда, теория социализации У.Джеймса, интеракционистские теории социализации, теория социализации М. Вебера, П. Сорокина, Р. Мертона и многие другие.

Примечательно, что именно парсоновский подход доминирует в советском обществоведении вплоть до конца семидесятых годов. Включение в человеческую культуру составляет главное содержание процесса социализации для Л.С. Выготского; Б.Д. Парыгин пишет об освоении индивидом определенных ролей и функций; И.С. Кон трактует создание личности как усвоение индивидом моделей социального опыта. Это свидетельствует о высокой степени интегрированности советской науки в мировую, и о наличии единой направленности научного поиска, обусловленной общностью подхода к объекту, диктуемой самой его сущностью. Несмотря на значительные различия во всех этих теориях, общими положениями можно выделить:

1. Понимание социализации как способа приспособления (адаптации) к окружающей социальной среде, продолжающейся на протяжении всей жизни человека.

2. Признание общества субъектом, а индивида объектом социализации.

3. Акцент на изучение внешних (объективных) факторов социализации.

4. Акцент на изучение агентов и механизмов социализации. Различаются данные теории в основном по степени признания роли субъективных факторов в процессе развития личности.

Другую группу составляют субъектно-субъектные теории, которые рассматривают индивида не только как объект, но и как субъект социализации, который сам активно участвует в процессе собственного становления (отражение деятельностного философского подхода в социологии).

В большой мере основоположниками этого направления можно считать американских ученых Ч.Х. Кули, У.И.Томаса, Ф. Знанецкого и Дж.Г. Мида.

Ч.Х. Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное «Я» приобретает социальное качество в коммуникации, в межличностном общении внутри первичной группы, т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов. У. И. Томас и Ф. Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации. Дж. Мид, разработал направление, получившее название «символического интеракционизма», центральным понятием которого является «межиндивидуальное взаимодействие». Совокупность процессов взаимодействия, по Миду, конституирует общество и социального индивида. Богатство и своеобразие имеющихся у того или иного индивидуального «Я» реакций и способов действий зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых «Я» участвует. В то же время социальный индивид является источником движения и развития общества. Общим для этих теорий является признание активности индивида в процессе его социализации, именно эта активность определяет свой подход к анализу процесса и механизмов социализации. Личность при таком понимании является одновременно и объектом, и субъектом социального взаимодействия. Кроме того, выделяются активная и пассивная составляющие социализации.

К первой (активной, внешней) относится социально-преобразующая деятельность человека, ко второй (пассивной, внутренней)- усвоение накопленного человечеством социального опыта во всем многообразии его форм и проявлений.

К субъектно-субъектному подходу можно отнести теории социализации Н. Смелзера, Э. Фромма, В. Франкла, Д. Дьюи, постмодернистские теории (например, критическая теория социализации Ю. Хабермаса), теории социализации, разработанные педагогическим направлением в социологии.

Различаются теории той степенью активности, которую они признают за индивидом в процессе социализации.

С позиций личности выступает социализация через призму понятия жизненного самоопределения, введенного В.Т. Лисовским, Ф.Р. Филипповым, В.Н. Шубкиным Как источник процесса индивидуализации, способности независимо мыслить и действовать, определяет социализацию Э. Гидденс Идеи данного направления оказали мощное влияние на дальнейшую разработку концепций социализации. Последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникативного взаимодействия общества и индивида. Дуализм существующих трактовок зафиксирован Н. Аберкромби, С. Хиллом, Б.С. Тернером, дающими интегративное определение социализации как интернализации норм или элемента социального взаимодействия. Представляется целесообразным, артикулировать интеракционистские концепции социализации как относительно самостоятельные в рамках субъектно-субъектного подхода.

Один из типичных представителей этого подхода, У.М. Уэнтворт, считает, что процесс социализации, будучи частью реальной культуры общества, является по своей природе интерсубъектным. Ребенок от рождения становится его полноправным участником. Он прямо предлагает рассматривать социализацию как интеракцию, которая есть диалог «активностей». По его мнению, «социализация - это определяемая наличествующими структурами деятельность и противоборствующая им деятельность новых членов, направленная на их вхождение в существующий мир или его сектор». Подобная точка зрения свойственна не только Уэнтворту. Еще в 1969 году Гарри Рейнгольд, рассматривая семейную социализацию, писал: «Ребенок... может выступать и как социализатор по отношению к родителям. Он направляет их поведение таким образом, что они оказываются должными проявлять заботу по обеспечению его нормального роста и развития. Он является действенным членом общества в том смысле, что поручает своим родителям роль попечителей, их отдельных индивидуумов, он организует в семью».

Возвращаясь к концепции Уэнтворта, надо отметить, что она базируется на двух положениях: а) общество не является главенствующей детерминантой в процессе социализации личности; б) личность и общество «взаимопроникаются». Из этого он делает следующие выводы: социализация через процесс взаимодействия представляет «мир взрослых» «новичку» (ребенку). Социализация «конструирует» минимум мира, который всегда неполон, а потому проблематичен как с точки зрения взрослых, так и с точки зрения детей. Пытаясь свести к минимуму проблематичность мира, представляемого в процессе социализации, «взрослые и новички» устанавливают между собой определенный порядок, договорную реальность». Таким образом, социализация не только представляет «мир взрослых», но также конструирует и новый мир, устанавливаемый договором в процессе интеракции. Следовательно, как «новичок», так и агенты социализации становятся субъектами социального контроля и социальной власти. Классическое в отечественной социологии определение социализации, предложенное социальным психологом Г.М. Андреевой, наглядно иллюстрирует данный подход: «Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». Сюда же можно отнести информационную концепцию развития личности. Личность в данных концепциях - «информационный комплекс, вычленяющийся из целокупности социальной информации (более широкой, нежели присущая обществу в его данном состоянии, поскольку включает сохраненный прошлый опыт и нежизнеспособные преадаптивные формы), локализуемый на базе биологического индивида». Социализация рассматривается как процесс вычленения и локализации данного информационного комплекса. Общество как открытая самоорганизующаяся система формируется посредством социализации людей, вещей, отношений. Внешним механизмом социализации выступает интеракция, внутренним - структурация фрагментов информационного пространства. Эту закономерность улавливают практики развития естественных языков, относящих социализацию как процесс и как результат не только к людям, но и к вещам, отношениям, социальным формам. Мир человека и общества, вторая среда, существует благодаря структурации, в основе которой - конфигурирование информации. Общество есть не союз лиц, а сложнейшая форма тотальной структурации реальности, социализации реальности, в которой социализация личности предстает в качестве значимого, но частного проявления глобального процесса. Интеракционалистский подход рассматривает социализацию как социальное взаимодействие общества и индивида. Общество через институты и агентов социализации наделяет личность определенным набором социальных свойств, а личность, получая эти свойства и включаясь тем самым в общественную жизнь, не только усваивает социальные нормы, преобразует приобретаемый социальный опыт в собственные установки, ценностные ориентации, привычки, убеждения, но также способствует воспроизводству и развитию общественных отношений. Например, одним из наиболее часто цитируемых, является определение социализации, предложенное Б.Д. Парыгиным, который рассматривает социализацию как «весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм и обязанностей и т. д., активное переустройство окружающего (как природного, так и социального) мира». Д.Д. Невирко определяет социализацию как процесс интеграции элементов социальной среды с индивидуальными началами личности с целью формирования у нее социальных и духовных качеств, способствующих ее адаптации в обществе, с одной стороны, и воспроизводство личностью социальной среды - с другой. Современные отечественные исследователи А.В. Мудрик и Л.Г. Почебут характеризуют социализацию как «развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества».

Данный подход, акцентирующий внимание на активности личности, идет от философии (деятельностный подход) и не является новым, но автору представляется важным с позиции цели исследования артикулировать социализацию именно процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам.

Посредником социального взаимодействия индивид - группа - общество выступает культура, которую можно представить в виде социальной прививки, после которой человек приобретает свою социальную сущность. Культура, таким образом, выступает в качестве медиатора между личностью и социальной системой. Именно в сфере культуры происходят процессы, оказывающие на процесс социализации решающее влияние. Правомерным является тот факт, что интерпретация социализации имплицитно присутствует в классических социологических определениях культуры. У. Томас полагал культурой материальные и социальные ценности любой группы (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции). У. Самнер, А. Келлер писали, что совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура или цивилизация. К. Янг называет культурой формы привычного поведения. Наконец, обратимся к тезису А. Шюца: наше знание о мире социализировано; социальный мир с самого начала есть мир значений. В этой формулировке, по нашему мнению, заключено существо дела. Сказать, что социализация есть окультуривание, усвоение человеком социальности и цивилизованности, значит, собственно, просто свести одну проблему к другой, определить одно неизвестное через другое. В пространстве, выстраиваемом координатными осями двух категорий: «Я» и «другие» проблема не может иметь решения. Не может, поскольку мы при этом не берем структуру, продуцирующую значения, в качестве целого. Человек существует не только как элемент социума, и социум не есть закрытая система; кроме того, и человек, и общество имеют историю. Термин социализация употребляется в отношении не только индивидов, но также вещей, явлений, процессов.  Мы берем его именно в этом, широком значении, потому что только так социализация, в качестве комплексного, многосложного процесса, может быть адекватно понята. Понятие социализации как процесса предполагает выделение его определенных стадий. В зависимости от позиции авторов и от тех критериев, которые кладутся в основу, данный вопрос рассматривается по-разному. В социальной психологии выделяют обычно три сферы, в которых происходит социальное развитие личности: деятельность, общение, самосознание, в которых происходит процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром. Позиция социолога в данном отношении будет заключаться в том, что ведущую роль играет сфера деятельности (процесс освоения человеком различных социальных ролей), который опосредует сферу общения и сферу самосознания.

В структурном функционализме, где акцент делается на стабильность общества как социальной системы, следуя Т. Парсонсу, в качестве этапов социализации рассматриваются адаптация и интериоризация социальных ролей.

П. Бергер и Т.Лукман, рассматривая социализацию как конструирование социальной реальности, выделяют первичную и вторичную социализацию по критерию механизма воздействия институтов социализации. Решающее значение для судьбы индивида и общества имеет первичная социализация, происходящая в семье и ближайшем кругу родственников. «При первичной социализации нет никаких проблем с идентификацией, поскольку нет выбора значимых других... Родителей не выбирают... Так как у ребенка нет выбора значимых других, его идентификация с ними оказывается квазиавтоматической... Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации». Другой вид социализации обеспечивают многочисленные социальные институты, в том числе школа и образование. «Вторичная социализация представляет собой интернализацию институциональных или институционально обоснованных подмиров... Вторичная социализация есть приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с ением труда». Иными словами, в процессе первичной социализации человек приобретает некий «базисный мир», и все последующие шаги образовательной или социализационной деятельности так или иначе должны согласовываться с конструктами этого мира. Различия между первичной к вторичной социализацией обусловливают различие в характеристиках формируемого ими результата. Основное среди них - это то, что первичная социализация не может происходить без эмоционально заряженной идентификации ребенка с его значимыми другими, вторичная социализация по большей части может обойтись без таковой и эффективно протекать лишь на фоне взаимной идентификации, которая является составной частью любой коммуникации между людьми.

По степени достижения результата или завершенности процесса социализации Н. Смелзер выделяет начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства, юности и молодости; и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую периоды зрелости и старости.

Следует отметить, что долгое время считалось, что социализация охватывает только периоды детства и юности. Важной особенностью современного этапа разработки проблемы социализации стало то, что, изучение социализации распространяется на взрослость и даже старость.

В исследованиях по социализации взрослых, которые активно идут с 60-х годов, указывается на изменчивость самого общества и подчеркивается, что процесс социализации в изменяющихся условиях приобретает «мобильный характер». Так, Т. Бут отмечает: «социальные изменения могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную, и возможность вновь достигнуть успеха в этом плане зависит от способности адаптироваться в изменившихся условиях». В связи с этим вводится понятие «ресоциализация» - изменение ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями. По мнению американского ученого К. Келли, социальное становление человека представляет собой непрерывный процесс ресоциализации. Религиозное обращение, вступление в политическую партию, заключение в тюрьму, переезд в другую страну - все это требует от индивида изменения отношений, взглядов.

Социализация взрослых отличается от социализации детей. Во-первых, социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует базовые ценностные ориентации. Во-вторых, социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с формированием мотивации поведения. В-третьих, взрослые могут оценивать нормы, а дети способны только усваивать их. В-четвертых, социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Обретение политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), экономической (устройство на работу, которая может прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации - ранней социализацией детей и продолженной социализацией взрослых. В науке существует множество подходов периодизации социализации. Наиболее адекватным подходом с позиций цели исследования, по мнению автора, является периодизацию социализации в соответствии с жизненными циклами личности, предложенная Э. Эриксоном.

Всего Э. Эриксон выделяет восемь фаз развития «Я».

Первая фаза - младенчество. Главная решаемая задача - выработать у ребенка бессознательное чувство базового доверия к окружающему миру. Это предполагает совместные действия младенца и родителей. Ребенок нуждается в эмоциональном тепле, родители испытывают потребность опекать ребенка. Совпадение этих двух потребностей обеспечивает результат. Если «базовое доверие» не возникает, у младенца развиваются чувство «базового недоверия» к окружающему миру, тревожность, которая у взрослого человека проявляется в форме замкнутости, нелюдимости.

Вторая фаза - раннее детство. На этой фазе у ребенка формируется чувство автономности и самоценности или их противоположность - стыд и сомнение. На этой стадии закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности и уважение к дисциплине.

Третья фаза - игровой возраст (5-7 лет) формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание не реализуется, возникает чувство вины. В процессе игры со сверстниками ребенок осваивает различные роли взрослого мира. На этом этапе формируется чувство справедливости.

Четвертая фаза - школьный возраст. Развивается способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся компетентность и эффективность. В противоположном случае у ребенка появляется чувство неполноценности, которое возникает из сознания своей неуспешности в решении каких-то задач, связанных в первую очередь с учебной деятельностью.

Пятая фаза - юность. Развивается чувство собственной неповторимости и индивидуальности, в противоположном случае возникает личностная неопределенность, диффузное «я». Диапазон выполняемых ролей значительно расширяется, но молодой человек не усваивает их сразу, а выбирает и меняет в зависимости от ситуации, как бы примеряет, пробует их. Роли взрослых юные воспринимают через информацию о мире старших поколений и через искусственное подражание деятельности взрослых. На этой фазе активно формируются самосознание и новое ощущение времени.

Шестая фаза - молодость. Основная ее характеристика - появление потребности и способности к интимной, психологической близости с другим человеком. Ее альтернатива - чувство изоляции и одиночества.

На седьмой фазе - взрослости - развивается творческая деятельность, чувство продуктивности. Они проявляются в труде, в заботе о других людях, детях, в потребности передавать им свой опыт. В противоположном случае появляется чувство стагнации.

Завершающая, восьмая фаза эпигенеза характеризуется появлением чувства исполненного долга, удовлетворенности жизнью, либо рождается чувство разочарования.

Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение этой задачи, согласно Э. Эриксону, зависит и от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет. Решение каждой из этих задач, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними вариантами задач цикла. Развитие личности - результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития. Эта борьба на новой стадии развития подавляется решением новой, более актуальной задачи, но незавершенность дает о себе знать в периоды жизненных неудач. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. Важным моментом в концептуальном анализе проблематики социализации представляется структурно-функциональный анализ данного процесса, сфокусированный на исследовании механизмов социализации.

Механизмы социализации можно определить как совокупность средств и методов, обеспечивающих процесс наследования и преобразования социокультурного опыта определенного социума.

Обобщая имеющиеся точки зрения, В. А. Мудрик выделяет пять основных механизмов социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный и рефлексивный.

Традиционный механизм социализации представляет собой стихийное усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского и профессионального), и в который преломляется вся социальная реальность конкретного общества. Это усвоение некритического восприятия господствующих стереотипов, а они не всегда полностью соответствуют общественно одобряемым.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого термина, осуществляется в процессе взаимодействия человека с институтами общества. С точки зрения социологии, рассматривающей любую социальную общность как функционально обусловленное объединение людей, имеющих общие интересы, культурные ценности, устойчивые взаимоотношения, систему внутренней и внешней коммуникации и др., сущность (потенциал) любого института социализации можно определить как специфическое социокультурное образование, интегрировано представляющее общественные ценности, обеспечивающее реальные возможности удовлетворения разносторонних индивидуальных, групповых и общественных потребностей и интересов. Социальные институты могут быть как специально созданными для социализации (образование и воспитание), так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека (социальных групп) с различными институтами социализации происходит накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения. Печать, радио, кино, телевидение влияют на социализацию не только с помощью трансляции определенной информации, но и через определенные образцы, которые реализуются в поведении героев книг, кинофильмов, телепередач.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, который типичен для людей определенного социального или культурного слоя и определяет их стиль жизни. Это могут быть этнические, возрастные, профессиональные (корпоративные) и другие субкультуры.

Субкультура, как правило, легко выявляется, ибо проявляется в ряде норм поведения и взаимоотношений, в некоторых чертах стиля поведения и общения, речи, внешнем виде, способах свободного времяпрепровождения. Для субкультуры характерны пристрастия к определенным пластам эстетической культуры, определенная иерархия ценностей относительно стиля жизни. Субкультура влияет на социализацию постольку и в той мере, поскольку и в какой мере группы коллег или сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для индивида.

Следует обратить внимание, что роль стилизованного механизма социализации возрастает в переходные периоды развития общества, когда происходит переоценка, радикальное изменение общественной системы ценностей в целом. В таких условиях субкультуры становятся основным способом самоидентификации и интеграции в группы, столь необходимых для молодежи.

Межличностный механизм социализации действует в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами. Таковыми могут быть родители (в любом возрасте), любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг - сверстник своего или противоположного пола. В процессе общения идет идентификация (отождествление) с конкретным человеком. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных институтов общества, влияющих на человека, а если это сверстники или коллеги, то они могут быть и носителями возрастной или профессиональной субкультуры.

Влияние всех названных механизмов иногда в большей мере, а иногда минимально опосредствуется рефлексией, т. е. внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам. Другими словами, человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя. Соглашаясь с мнением И.С. Кона, что «процесс претворения социального в индивидуальное подчинен не только социальным, но и психологическим закономерностям», проведем анализ имеющихся точек зрения по данной проблеме. Следует подчеркнуть, что в настоящее время механизм социализации исследован, главным образом с позиций социальной психологии, где в качестве основного уровня процесса социализации берется формирование поведенческих установок (аттитюдов).

Относительное единогласие и зарубежных и отечественных исследователей наблюдается в выделении в качестве важного механизма социализации социальной идентификация - процесса отождествления индивидом себя с другими людьми, их группами и объединениями, который делает возможным овладение ими новых видов социальной деятельности, социальных норм и ценностей. Идентификация имеет огромное значение для формирования личности, для ее самоопределения, несет большую смысловую нагрузку, так как с одной стороны, помогает индивиду ориентироваться в сложной сети человеческих взаимоотношений, в социальном пространстве в целом, а с другой - чувствовать себя более уверенно и защищено. Существует возможность идентификации не только с группой, к которой он принадлежит, но и с той, к которой он хотел бы принадлежать. Человек - существо наделенное сознанием, поэтому принадлежность человека к какой-то конкретной среде не может фатально обрекать его на образ мыслей и поведения, характерный для данного окружения. Однако, несмотря на это, избирательное отношение личности к внешнему миру объективно ограничено, поскольку для культурной эпохи, для общества, социальных групп и для индивида всегда существует исторически определенный порог выбора.

А. И. Ковалева предлагает три уровня социальной идентичности: общечеловеческий, групповой (осознание своей принадлежности к общностям среднего уровня) и индивидуальный (уровень осознания собственной неповторимости). В последнее время социологи стали говорить и об обратном процессе - деидентификации. И если социокультурную идентификацию справедливо сравнивают с зеркалом, глядя в которое человек познает и узнает самого себя, то при деидентификации «человек как бы перестает отражаться в зеркале общества и теряет способность вести себя так, чтобы реакция внешнего мира соответствовала его намерениям и ожиданиям». А. И. Ковалева это несоответствие социализации объективного и субъективного процесса, сложившееся в данном обществе, называет отклоняющейся социализацией, что ведет к незрелой, вынужденной идентичности. Другой процесс, часто упоминаемый в качестве механизма - интернализация - процесс освоения индивидом или группой людей социальных ценностей, норм, представлений, установок, стереотипов, принадлежащих тем, с кем он или они взаимодействуют. В западных концепциях социализации рассматриваемое понятие распространено более широко. Причем соотношение понятий «интернализация» и «идентификация» следующее: процесс интернализации является более широким и предполагает субъективное присвоение идентичности (идентификацию). В отечественной социологии и социальной психологии, в отличие от западных теорий, наиболее употребляемым является термин «интериоризация»- процесс перехода от внешнего реального действия ко внутреннему идеальному. Представляется важным обратить внимание на следующее утверждение А. Н. Леонтьева, выдающегося психолога, разработчика теории деятельности в психологии: «...процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний «план сознания»; это - процесс, в котором этот внутренний план формируется». Между понятиями «интернализация» и «интериоризация» существует определенная общность: оба предполагают перевод внешних по отношению индивиду процессов и явлений во внутренний план. Однако между ними существуют и значительные различия, среди которых, во-первых, преимущественное применение понятия «интернализация» именно как процесса усвоения социальных статусов и социальных ролей, тогда как термин «интериоризация» применим к усвоению как социальных, так и других видов деятельности, не преследующих социальных целей и интересов. То есть интериоризация носит более универсальный характер. Во-вторых, интериоризация предполагает не просто перевод, но и формирование внутреннего плана, то есть формирование сознания, а следовательно, оказывает влияние на формирование личности в целом, включая развитие психики индивида.

Диалектически противоположным процессу интериоризации является процесс экстериоризации, который предполагает внешнее проявление внутренних процессов интериоризации и инкультурации. Единство этих противоположных процессов обнаруживается в социализации человека, которая осуществляется как единство интериоризации и экстериоризации индивидами своей социальной природы. В.Момов предлагает этот двуединый процесс обозначить термином «персонификация», под которым понимает сложный и противоречивый процесс взаимодействия социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека.

Таким образом, внутренний механизм социализации можно представить в следующей схеме: идентификация - интериоризация - инкультурация - экстериоризация.

В отечественной социологии ведущую роль в объяснении механизмов социализации играет диспозиционная теория личности, предложенная В.А. Ядовым. Им выделяются четыре уровня в иерархии диспозиций, детерминируемые иерархией потребностей. Фиксированные установки, формирующиеся на базе витальных потребностей, составляют первый уровень, концепция которого отражает современное понимание «Ид» 3.Фрейда. Второй уровень составляют установки, формирующиеся в малых группах, отражающие включенность индивида в микросреду. Третий уровень составляют базовые социальные установки, фиксирующие направленность интересов личности в отношении конкретной сферы социальной активности. Четвертый уровень диспозиций образуют системы ценностных ориентации, в совокупности выражающие отношение личности к целям жизнедеятельности. Как подчеркивает при этом В. А. Ядов, интересы выступают основным связующим звеном между реальным общественным положением индивида и отражением этого положения в его сознании. Такой подход позволяет адекватно рассматривать процесс социализации в аспекте динамики системы интересов. Социальный интерес становится для нас, таким образом, базовым элементом в построении теории социализации.

Потребность - в самом общем значении этого слова можно рассматривать как определенную нужда субъекта в чем-либо, в определенной совокупности внешних условий его бытия. Потребность выступает как первичная детерминанта социальной активности, возникающая в связи с нарушением равновесия во взаимодействии человека со средой обитания, то есть потребность можно понимать как объективно существующее противоречие между социальным субъектом и условиями его жизнедеятельности.

Реализуясь в поведении, витальные потребности (первичные установки) корректируются относительно реальных возможностей их удовлетворения индивидом. Как правило, в современном обществе удовлетворение первичных потребностей не осуществляется непосредственно, а является результатом достаточно сложной цепочки отношений. Следует отметить, что не только восприятие человеком своих потребностей, но, в значительной степени, и их содержание, интенсивность, зависит от осознаваемых им потенциальных возможностей удовлетворения. В этом смысле витальные потребности тоже социализируются, что приводит к их достаточно существенной модификации.

Осознание потребности служит базой для формирования мотивации. Мотивационная установка в свернутом виде содержит представление личности относительно общественно-приемлемых способов реализации потребностей, кроме того, что особенно важно, включает глубокую интериоризацию предлагаемого социумом личности набора установок, программирующих ее поведение по поводу удовлетворения потребностей.

Интерес интегрирует представления личности о ее потребностях, перспективных путях их удовлетворения, оценку социальных условии, интериоризированные нормы и установки. Сформированная на его основе базовая установка выступает главным содержательным элементом установки поведенческой, включающей и остальные типы установок, как интегрированное целое. Коррекция поведенческой установки идет как в рамках «установочного» механизма, через взаимодействие первичных, мотивационных, ценностных, базовых, при ключевой роли последних, так и со стороны более сложных личностных структур: можно говорить о контроле поведенческой установки потребностью, мотивацией, интересом, ценностью.

Ценность заключает в себе, в свернутом виде, конечное отношение человека к миру. При этом, как цели личности могут быть разной степени общности, так и ценности могут носить конкретный или ярко выраженный абстрактный характер. Собственно, диалектикой ценностей и определяется направленность личности.

Ценностная установка выступает поведенческой ипостасью ценности. Она может, как непосредственно определять поступки личности, так и оказывать воздействие на другие элементы поведенческой установки. В то же время, базовая установка воздействует на нее в качестве стабилизирующего фактора, возвращая личность к реальности из мира неизбежно приобретающих характер абстракций ценностей. Социализация каждого человека происходит с помощью названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных, социально-культурных и профессиональных групп и у конкретных людей соотношении роли механизмов социализации различна и порой существенна.

С позиции исследуемой проблемы, целесообразно ведущим механизмом социализации считать семью. Она оказывает социализируюшие воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является первичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает возможность сформироваться индивиду как социально-компетентной личности.

В понятии социализации, как оно сложилось сегодня, подчеркивается социальная детерминация формирования человека, превращения индивида в личность, включение ее в общественную жизнь. Содержанием социализации являются передача социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, социальное наследование, способы осуществления и присвоения которого трансформируются в процессе развития общества.

 

АВТОР: Легенина Т.Б.