30.01.2012 18124

Место и роль семьи в гендерной социализации подрастаюшего поколения

 

При рассмотрении семьи и семейных отношений с точки зрения социологического подхода, семья характеризуется как «матрица человеческой личности», часто описывается как «элемент социальной структуры», «первичная ячейка общества», «наиболее сложная форма социальной общности» и т.д. Действительно, семья является наиболее полной, емкой и оптимальной моделью человеческих взаимоотношений, в которых «наиболее органично взаимосвязываются две основные составляющие человеческого бытия - природная и социокультурная».

Для каждого человека брак и семья выступают, пишет Н.Васильева, «в качестве социальной и в качестве индивидуальной необходимости». Под индивидуальной необходимостью нужно понимать не только удовлетворение первичных биологических потребностей человека, но и потребностей в любви, признании, принятии. И именно в семье, организованной в соответствии с высшими общечеловеческими критериями, достигается «мера равновесия» между природной, психологической и социокультурной составляющими человеческой жизни.

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве системообразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья -это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.

Один из крупнейших отечественных специалистов в области брака и семьи А. Г. Харчев определяет семью как «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». Нам представляется, что это - наиболее емкое определение. Из данного положения следует, что семья определяется отношением родители - дети, а брак представляет собой легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду ее пространственную локализацию - жилище, дом, собственность и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребления.

С. И. Голод склонен «рассматривать семью как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трёх видов отношений: кровного родства, порождения, свойства. Доминирование одного из названных отношений и его характер (от крайней формы половозрастной зависимости до соответствующей автономии) могут служить критериями, определяющими исторический этап эволюции моногамии. Исходя из этой логики и были сконструированы следующие идеальные типы семьи: патриархальный или традиционный, детоцентристский или современный, супружеский или постсовременный».

Не менее интересное определение дается авторами учебника по социологии семьи А.И.Антонов и В.М.Медков. Они пишут: «Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи». Наличие только одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации).

Семья играет огромную роль в воспроизводстве и социализации молодого поколения. Именно здесь передается опыт, традиции, обычаи от старшего поколения к младшим, именно здесь получает молодое поколение представления о мире, вбирает общие ценности и начинает ориентироваться на общепринятые стандарты.

В семье приобретаются необходимые социальные навыки, осваиваются базовые стереотипы поведения, установки, социокультурные нормы и правила, реализуются эмоциональные предпочтения, создаются оптимальные условия для получения психологической поддержки и защиты от стрессов и перегрузок, возникающих при взаимодействии с внешним миром. И от гармоничного устройства этого института зависит успешность выполнения этих функций.

Размышляя о вопросах брака и семьи, Гегель первым предположил, что формы их исторически обусловлены. Следовательно, и объяснение всех процессов, связанных с феноменом семьи, необходимо искать в исторических закономерностях. Именно изменение социокультурных условий вызвали усугубление противоречий между семейными и внесемейными ценностями, которые рядом исследователей определяется как ценностный кризис современной семьи. На протяжении всей истории изменения, происходящие в семье, теснейше связаны с изменениями общественной жизни в целом. Так, историческая динамика половой любви, по мнению М.С.Верба, отражает развитие человеческой индивидуальности и зависит от характера общественных отношений. Например, доминирование еще в недавнем прошлом социобиологических факторов в отношениях между полами, которое закреплялось определенными стандартами поведения, представляло собой чисто эротическое влечение, направленное преимущественно от мужчины к женщине как сексуальному объекту.

В конце же двадцатого столетия мы наблюдаем так называемую либерализацию типов сексуального поведения, когда женщина в силу своей социальной и материальной самостоятельности сама активно выбирает мужчину как объект эротического влечения.

Особо следует остановиться на социальных функциях семьи.

Советскими социологами функции семьи под разделялись на основные и дополнительные, материальные и духовные. А.Г.Харчевым и М.С. Мацковским в 80-х гг. были выделены следующие функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреативная, первичного социального контроля, эмоциональная, коммуникативная.3.А. Янковой и М.И. Панкратовой выделялись функции эмоционального контакта, организации повседневной жизни, супружеско-гедонистическая, организации досуга. В качестве основных рассматривались функции воспроизводства населения и социализации молодого поколения. А также ряд других функций: поддержания физического и психологического здоровья, духовного общения, досуговая, социально-статусная, сексуальная).Для нашего исследования основными являются репродуктивная функция и культурно педагогическая функция. Репродуктивная - это функция воспроизводства в детях численности родителей, воспроизводство поколения в целом. Осуществляя функцию продолжения человеческого рода, семья обеспечивает рост народонаселения, что является одним из условий материальной жизни общества. Демографы рассматривают семью как важнейший элемент воспроизводства населения в широком смысле слова, в её общественноисторической обусловленности, что предполагает исследование рождаемости и формирование семьи во взаимосвязях с социально-экономическим развитием общества.

Культурно-педагогическая функция семьи играет незаменимую роль в социализации человека, его воспитании. «В области духовной жизни самой важной функцией семьи является воспитание детей. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода». Установлено, что только семья, если она является нравственной, здоровой и сплочённой, обладает такой системой передачи социальной информации, которая позволяет ребенку осваивать ее с максимальной заинтересованностью, полнотой и быстротой. Компоненты этой системы - родительская любовь и безграничное доверие ребенка к родителям, общий психологический климат семьи и ее представительность как своего рода микромодели общества. Именно благодаря всему этому семья и должна быть основным «опосредующим звеном», способным обеспечить включение человека в большой, сложный и противоречивый мир общественных отношений.

В историческом прогрессе семья обеспечивает непрерывность и преемственность в духовном воспроизводстве поколений, человеческой личности. В процессе поступательного развития общества, в прогрессе культуры через семью происходит передача из поколения в поколение многих видов человеческой деятельности и форм общения людей. «Культура связана со всеми сферами и областями общественной жизни, с деятельностью людей и их отношениями, характеризует и содержание и формы социальных явлений».

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции главные, однако, необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенность как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание и социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку «всегда» остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем, в такой своеобразной форме, когда реализация этих общественнозначимых функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни - без всякого внешнего принуждения и давления.

Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье - очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные на принуждении, не на личных мотивах людей, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, соответствующем всем известным из истории типам семей. С другой стороны, теоретически возможное появление биотехнологий зачатия и «вынашивания» плода вне материнского организма, в «пробирке», будет означать устранение семьи как исторически сложившейся личностной и даже интимной формы удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения.

Вышесказанное характеризует потенциальную возможность такого изменения общественной жизни, когда социальная необходимость в воспроизводстве населения приходит в противоречие со свободой выбора личностью любых форм социального поведения. В принципе возможно такое (катастрофическое!) изменение социума, при котором социально приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения людей к тем видам социального поведения личности, что противоречат личным влечениям. (К ним, в частности, следует отнести и «пробирочные», конвейерные формы организации воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы казарменным государством во избежание угрозы депопуляции). Вероятность подобного исхода определяется тем, что исторически убывает потребность семьи в детях. Будущее семьи как гармонии между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

В начале ХХ века социальные институты все более совмещают с семьей выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). У. Огборн все эти факты обобщил в теории «перехвата» семейных функций, утверждающей «прогрессивный» характер этого процесса. Подобная «прогрессистская» точка зрения не стала всеобщей. П. Сорокин видел в уменьшении и сворачивании социокультурных функций семьи, в том числе специфических, негативное воздействие индустриальноурбанистской цивилизации, неизбежно превращающее семью в бездетное сожительство мужчин и женщин «где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения».

На приверженности к различным подходам в анализе развития и соответственно характера изменений семьи и происходит ение позиций ряда авторов, оценивающих и изучающих современное состояние семьи. Основоположник структурно-функционального анализа Т. Парсонс выступал за изменение семьи, ее реорганизацию: за переход от супружеской системы родства к изолированной супружеской семье. По его мнению, семья переживает фундаментальные перемены, вызванные индустриализацией и урбанизацией, но нельзя говорить о ее «дезорганизации». Семья лишилась части своих функций, например, перестала быть кооперативной ячейкой по производству материальных благ и услуг, но она сохранила и приобрела другие функции (социализация детей, создание необходимой обстановки для психологической разрядки подростков и др.), новые ролевые статусы. Мужчина получил «инструментальные роли» в семье - это получение и накопление дохода, женщина «экспрессивные»- социоэмоциональные. Эти новые структурные характеристики семьи, по мнению Т. Парсонса, противостоят дезинтеграции семьи. По его мнению, нуклеарная семья более эффективна для социализации и осуществления взрослых ролей в современном городском индустриальном комплексе.

По мнению А.И. Антонова, В.М. Медкова, С. А. Сорокина др. кризис традиционной семьи является следствием не только процесса модернизации общества, но и обусловлен политикой государства. «Социальная политика не решает проблем противоречивости семьи и общества, необходима особая семейно-демографическая политика, главным отличием которой является ее про-семейная направленность». По их менению, переход к индустриальному обществу привел к ослаблению экономической и социальной мотивации многодетности и распространению норм массовой малодетности. Автономизация и нуклеаризация семьи ведут к снижению рождаемости, росту разводов и одиноких людей. Все изменения, происходящие с современной семьей носят негативный характер и требуют принципиального вмешательства со стороны государства. «Задача политики укрепления семьи с детьми, семейности, - в том, чтобы создать в рыночной системе новую рыночную мотивацию к обзаведению семьей и детьми. Материнство и отцовство, если следовать логике рынка, должны стать профессиональным занятием, таким же, как любое другое».

Происходит изменение представления о типично мужских и женских ролях, не создается жестких норм регламентации брачно-семейных отношений, происходит изменение самих ориентации и ожиданий, связанных с браком, представлений о нем. С одной стороны, объективные условия современного общества позволяют человеку прожить одному: в современных условиях все социальные институты и весь строй жизни ориентированы на индивида-одиночку. Экономическая и производственная системы с развитой инфраструктурой, с системой индивидуальной зарплаты дают индивиду возможность быть независимым от семейного клана, общины, родственников. Полученное образование и профессия позволяют найти работу, иметь постоянный источник дохода и обеспечивать себя материально. Развитая инфраструктура (система общественного питания и обслуживания) позволяет избавиться от забот домашнего быта. Средства массовой информации, Интернет, вполне могут заполнить нишу информационного и коммуникационного дефицита. Такая ориентация на независимость относится не только к мужчинам, но и к женщинам, так как они в большей степени, чем мужчины приобрели экономическую и моральную свободу.

Но еще большие изменения происходят в сознании людей, ибо от семьи ожидают дальнейшей трансформации. Американский футуролог Дж. Коатс в своей статье с характерным названием «Будущее семьи» писал, что все основные функции семьи (воспитание детей, регулирование половых отношений, уход за престарелыми или больными, материальная поддержка и др.) подвергаются изменениям. Он называет следующие моменты, демонстрирующие характер и направленность таких изменений, а также их причины:

- Родители ведут активный образ жизни и после окончания срока воспитания детей, что связано со значительным увеличением средней продолжительности жизни. В нашей стране наблюдается некоторый спад продолжительности жизни, но в сравнении с прежними временами она достаточно велика, что позволяет говорить о присутствии данной тенденции и в нашем обществе.

- Сексуальное поведение становится все более автономным от процессов воспроизводства. Причина этого в изменении представления о человеческой природе, отказе от религиозных и иных традиций, возможности избежать беременности при помощи аборта или контрацепции.

- Формирование нового стиля жизни при помощи телевидения, кино и прессы. Данный стиль сформирован для стимулирования потребления в соответствии с канонами общества потребления.

- Школа, СМИ и др. внесемейные средства воспитания приобретают все большее значение, по сравнению с семьей. Они все более отвечают за процессы формирования системы ценностей, а авторитет старших членов семьи может снижаться.

- Многие прежние формы давления на семью и ее устои теперь исчезли благодаря новой организации жизни в больших городах. Теперь семья сама может выбирать круг общения и, следовательно, контролировать набор оценок действий своих членов.

- Все большее значение в жизни людей приобретают группы, в которые люди объединяются «по интересам», что уменьшает влияние семьи. Появление одной или более референтных групп здесь способно выполнить те же функции, которые прежде выполняла семья: оценочную, досуговую, моральной поддержки и т. п.

- Формы сексуального поведения, не приводящие к деторождению становятся все более предпочтительными. Все это сильно изменяет само содержание, да и форму семейной жизни. Легкость создания семьи компенсируется легкостью ее разрушения.

Далее Коатс выделяет следующие тенденции, заключающиеся во влиянии экономики на трансформацию семьи: увеличение числа семей, где работают оба супруга, увеличение возраста вступления в брак и рождения детей, усиление маскулинизации домашнего хозяйства и многое другое. Из всех этих, не подвергаемых сомнению фактов, он делает довольно неожиданный вывод-прогноз о том, что семья и брак станут разновидностью бизнеса. Супружеские отношения приобретут тип партнерских.

Современные исследователи (С.И.Голод, А.А.Клецин и др.), определяют семью как «совокупность индивидов, состоящих, как минимум, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения и свойства». Полагается, что названные отношения - с доминированием одного из них (упрощенно говоря, от крайнего авторитаризма до гармонической эгалитарности) «могут служить критериями, определяющими исторический этап эволюции моногамии» .

Исходя из этого, можно говорить о следующих типах семей: патриархальном (или традиционном), детоцентристском (или современном) и супружеском (или постсовременном).

На рубеже веков заметное распространение получили так называемые внебрачные семьи, одной из форм которых является неполная семья. Основой внебрачных семей является не актуальный брак, который связан с разнообразными механизмами социального регулирования сексуальных отношений, направленными на продолжение рода. К внебрачным семьям относят неполную, а также материнскую семью, отличающуюся от неполной тем, что в семье изначально не было супруга. Неполная семья образуется либо в результате развода, либо в результате овдовения. В связи с этим, выделяются следующие специфические проблемы неполной семьи, оказывающие заметное влияние на формирование деструктивных явлений в социуме. К числу этих проблем относятся:

-трудности воспитания ребенка одним родителем и собственно проблемы ребенка, растущего в неполной семье:

-вовлечение ребенка в супружеский конфликт в период и после развода;

-переживания ребенка в результате смерти родителя;

-неучастие родителя в воспитании ребенка;

-неадекватное поведение родителя в процессе воспитания вплоть до полного отказа от выполнения своих обязанностей; -низкий уровень жизни;

-травмирующая ребенка реакция на социальное окружение; -отсутствие психологической поддержки родителя со стороны его ближайшего окружения;

-отсутствие помощи со стороны социальных служб.

По данным выборочной переписи 1994 года, в Российской Федерации 20 % семей с детьми несовершеннолетнего возраста были «неполными», преимущественно материнскими, 19,6 % всех детей в 1994 году рождены вне брака.

Среди альтернативных типов семейного устройства отмечается распространение так называемого гражданского брака, который на рубеже веков приобретает все больше сторонников не только в западных странах, но и в России. Характерной особенностью таких союзов является то, что они имитируют семейный стиль совместного проживания, но юридически не закрепляются. Часто в этом случае используется термин сожительство. По данным соцологических исследований сожительство характерно для молодых; в более старших возрастных группах оно встречается редко. Достаточно распространенным является завершение сожительства регистрируемым браком под так называемым «давлением» беременности, что позволяет прогнозировать формирование дисгармоний в некоторой доле таких семей с последующим их переходом в ранг неполных либо повторных.

В современном обществе молодое поколение не спешит связывать себя узами Гименея, потому, что супруги с детьми упускают возможности для других радостей (17,3 %), что дети отнимают очень важную часть жизни взрослого (30,4 %) и что уход за детьми требует слишком больших усилий, отвлекая от профессиональной карьеры (68,7 %). Именно поэтому девушки планируют замужество после 25 лет - после достижения «независимости и стабильности положения в обществе», а юноши - еще позже: 27-30 лет.

Если в 1990 г. среди всех мужчин, вступивших в брак, на группу до 18 лет приходилось 1,0 % всех браков, на группу 18-24 года-52,5 %, на группу 25-43 года - 29,5 %, то к 2000 г. соответствующие показатели уже были 0,4 %, 45 %, 33,8 %.Среди женщин аналогичная динамика: в 1990 г. среди всех вышедших замуж 5,4 % вступили в брак в возрасте до 18 лет, 59,1 % - в возрасте 1824 года, 20,7 % - в возрасте 25-34 года, к 2000 году соответствующие показатели составили: 3,3 %, 57,0 %, 23,7 %. При этом видят себя бездетными 10 %, более четверти опрошенных хотели бы иметь только одного ребенка. Следует отметить еще одну тенденцию изменения репродуктивных установок - это положительное отношение к возможному отказу от рожденного ребенка вне брака или до совершеннолетия. Так, лишь 7,1 % боятся морального осуждения в случае отказа от ребенка.

Процесс уменьшения потребности в детях продолжается. Все меньшая часть населения испытывает потребность иметь в семье то число детей, которое обеспечивает нормальное воспроизводство населения и социализацию социально компетентных личностей. Так, в семьях старшего поколения у бабушек и дедушек подростка среднее число детей равно 4,37, у родителей-2,03, а установка его самого-1,99. Это данные исследования 1981 г., а в 1994 г. число детей у супругов (бывших подростков) равно 1,25, а репродуктивная установка на детей равна 1,60. Результаты исследования с очевидностью позволяют предполагать, что в ближайшем будущем не произойдет повышения уровня рождаемости и что малодетность становится органической чертой российского общества.

По расчетам российского демографа В.А.Борисова в среднем при 1,5 детной семье население страны уменьшится наполовину через 50 лет, при однодетности-через 24 года.

И в самом деле, в 1992-2000 годах естественная убыль населения РФ составила 5,8 млн. человек, а численность населения сократилась на 2,8 млн. человек.

В России наблюдается старение населения. По сравнению с переписью 1989 года средний возраст жителей страны увеличился на 3 года и составил 37,7 лет, мужчин-35,2 лет, женщин - 40,0 лет (по данным переписи населения 1989 г. средний возраст населения составлял - 34,7, мужчин - 31,9 лет, женщин - 37,2 лет).Приведенные статистические данные об изменении интегральных показателей семейного образа жизни свидетельствует в целом, о серьезных трансформациях в ценностных ориентациях молодого поколения. Так на фоне общего падения рождаемости в последнее десятилетие уменьшились во всех молодежных возрастах матерей возрастные коэффициенты рождаемости (число родившихся живыми на 1000 женщин данного возраста): в группе с 15 до 19 лет с 55,6 до 28,1 с 1990 по 2000 гг., в группе 20-24 лет с 156,8 до 93,1 с 1990 по 1999 гг., в группе 25-29 лет с 93,2 до 65,2 с 1990 по 1999 гг.. И только с 1999 по 2000 гг. в двух последних возрастных группах наметилось небольшое повышение показателей соответственно до 95,3 и 68,7.Следует отметить, что двухдетность воспринимается с осторожностью и опасениями со стороны однодетных родителей, а трёхдетность - двухдетными. Между тем материально-экономические трудности испытывают семьи разных типов и в похожей степени ввиду наличия одной общей проблемы - низкого уровня заработной платы и, соответственно, невысокого уровня жизни в российском обществе. При этом неоспоримым является тот факт, что в азиатских странах СНГ, уровень жизни в которых значительно уступает уровню жизни в России и в других европейских государствах содружества, рождаемость остаётся по-прежнему высокой, как и в государствах подобного типа на других континентах.

Однако, эффективность социализационной функции семьи очевидна. Семья еще «в ранней истории человечества занимала одно из доминирующих мест в системе агентов социализации», хотя никогда и не выступала единственным и самостоятельным агентом.

По сравнению с другими институтами общества семья и сегодня обладает, несмотря на определенные сложности, максимальными возможностями в процессе приобщения детей к социальным ценностям и ролям. Эффективность ее воспитательной функции во многом определяется следующими факторами:

-нравственно-психологическим микроклиматом в семье;

-материальным и социальным статусом семьи;

-степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери - с другой;

-ролью отца в общении с детьми и т. д.

Сильнейшее воздействие на социализирующие функции семьи оказывает также историческое прошлое народа и жизнедеятельность семей предыдущих поколений, смена которых в семье отражает развитие всего общества и имеет четкие биологические и социальные характеристики.

Воспроизводство новых поколений - это не только естественное продолжение рода, но и социальная смена одного поколения другим, причем каждое последующее поколение продолжает дело предшествующих через непосредственные контакты и семейный образ жизни. «Родители воспроизводят себя в детях физически и нравственно, т. е. индивид ассимилирует семейную среду», которая является главным источником социализации его на детско-подростковом этапе жизни.

Семья есть непрерывно действующий институт, обладающий значительной инерцией во многих аспектах, и трудно заменить ее тысячелетний опыт. В силу этой инерционности и значительной сложности механизмов семейной социализации семья обладает важнейшими преимуществами перед другими социализирующими институтами.

Именно в семье пересекаются все силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И это особенно актуально в период перехода от детства к юности, когда ярко демонстрируется претензия на взрослость, ориентация на нормы и ценности, принятые в мире взрослых, сложные и противоречивые переживания, порождаемые стремлением подростка к идентификации себя с этим миром.

Семья выполняет функцию социализации по двум основным линиям:

-сознания (мышление, чувства, воля);

-деятельности.

Традиционная семья через процесс социализации решает задачу преемственности поколений, сохранения нравственных ценностей и установок, бытового уклада, и даже профессиональных предпочтений предков. В условиях авторитарного типа внутрисемейных отношений пренебрежение традициями семьи осуждается и строго порицается.

Исследователи полагают, что именно задачи социализации традиционная патриархальная семья выполняет наиболее успешно. Ничто так не защищает личность, как устойчивый, стабильный институт семьи. Залогом этой стабильности является, конечно же, преемственность традиций, социальных ролей, норм и ценностей, которые в традиционной семье реализуются наиболее оптимально. Именно семья старого типа, точнее связанные с ней вековые традиции, нравы, обычаи, дает возможность адаптироваться и привычно переносить нелегкий труд, непростые условия быта, ухудшение материального и социального положения.

В то же время, в традиционной семье так называемая «самость» отдельного члена если не игнорируется, то по крайней мере, рассматривается как второстепенное условие благополучия семьи и допускается лишь в пределах, определенных нравственно - этическими нормами и установками не только данной семьи, но и той социальной группы, к которым семья себя причисляет.

В этом случае мы имеем дело с «запретом» на самореализацию, на свободное развитие. Слово «запрет» берется в кавычки, ибо это лишь усиленный символ того положения внутрисемейных отношений, когда каждый член семьи должен каждый свой шаг, каждый свой помысел сверять по уставу его родной семьи, что вступает в противоречие с современными тенденциями индивидуализации.

Однако именно заданность, предопределенность, ригидность механизма социализации в традиционной семье позволяет прогнозировать и реализовывать социальный заказ общества и государства на определенной идеологической и социокультурной основе. Через различные социальные институты, средства массовой информации и массовой культуры государственная машина формирует с помощью семьи социально востребованный тип гражданина, определенные этические установки, общественные идеалы, демографические тенденции.

Исследования в подростковой среде показали, что чем выше статус семьи, тем выше оценивают свои жизненные шансы подростки, тем больше среди них тех, которые готовы брать ответственность за реализацию жизненных планов на себя. Шурыгиной И.И. приводятся убедительные данные, из которых видно, что материальное положение семьи и образовательный уровень матери являются важнейшими факторами социализации подростков. Даже завышенные притязания подростков в построении жизненных планов, считает Шурыгина И.И., основываются на представлениях о том, какую стартовую поддержку может оказать им семья.

Рассматривая функцию социализации современного подрастающего поколения необходимо отметить, что стали возникать новые ценностные ориентации, формируемые семьей. Например, семья, и тем более школа, дает молодежи не модель будущего поведения в браке, а установку на поступление в институт, ориентацию на престижную работу и должность.

Характеризуя социализацию подрастающего поколения в семье важное место играет наличие в семье доверительных отношений детей и родителей, высокий авторитет последних обеспечивают успешность воспитательных воздействий, эффективность реализации воспитательного потенциала семьи. Если мы обратимся к обычным семьям, то обнаружим, что в большинстве своем дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. При обращении за советом к родителям 72 % выбирают мать и только 31 % - отца. Повышение роли материнского участия в жизнедеятельности семьи на фоне утраты отцом своего традиционного авторитета приводит к потере родительского авторитета в целом. Возрождается «матриархальная» семья на совершенно новой основе, фигура отца занимает «зыбкое» положение. Следствия такого положения дел также весьма плачевны. Что подтверждено клиническими испытаниями М. Мид. Отец имеет важнейшее значение для развития с самого момента рождения ребенка: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Но сегодня отцы не справляются со своей ролью и именно поэтому у многих детей наблюдается затянувшийся инфантилизм. Затягивание учебы и ученичества ставит подростков и юношей в положение социально не признаваемых взрослыми людей,- не говоря уже об отсутствии финансового подтверждения полноценности. Результаты опроса молодежи в 2001 году показали, что 62 % опрошенных молодых людей в возрасте 16-23 лет находятся на полном обеспечении родителей. По результатам всероссийской переписи населения 2002 года подавляющая часть иждивенцев (свыше 80 %) - дети и молодежь до 25 лет.

Как показывают социологические исследования не уменьшается помощь и в более старшем возрасте. В результате в 46% случаев родители помогают своим взрослым детям материально, 55,7 %- в уходе за детьми, 42,6 % - в бытовых делах, 33, 3 % - в покупке продуктов и 62,0 % - советами. В традиционных семьях авторитет родителей, особенно отца, был «вне критики», дети вырастали в условиях жесткой дисциплины и весь процесс их социализации шел по накатанной дороге: жизненный путь человека был заранее предопределен. Для современной семьи главными воспитательными мерами стали убеждение и личный пример родителей, причем их эффективность зависит от мнений и интересов детей.

Безусловно, наиболее счастливыми и гармонично развитыми являются дети, имеющие обоих родителей. Материнская и отцовская любовь различаются и одновременно дополняют друг друга. Мать любит своих детей не потому, что они ей нравятся, а потому, что это ее дети. Поэтому материнская любовь изначальна. Её нельзя заслужить хорошим поведением и потерять, согрешив. Материнская любовь - это милосердие и сострадание.

В.А Рамих выделяет два основных типа материнской любви: альтруистическая, жертвенная любовь и эгоистическая, слепая любовь матери к своему ребенку. Их основное различие состоит в том, что если первая разновидность материнской любви имеет позитивный, конструктивный характер для развития ребенка, то вторая - оказывает негативное, порой разрушительное влияние на развитие личности ребенка, что приводит к деформации его личности.

Отцовская любовь, напротив, обусловлена разными обстоятельствами. Она зависит от достижений ребенка, его хорошего поведения. Отец сильнее любит того ребенка, который больше на него похож, напоминает его привычками, поведением, манерами, образом жизни т. д. Именно такого ребенка отец хочет сделать наследником своих дел, состояния. В таком ребёнке он видит себя. Любовь отца можно потерять, но и ее можно заслужить раскаянием, подчинением, смирением. «Отцовская любовь, - по мнению Э. Фромма, - это справедливость». По мнению психологов, лишь отец способен сформировать у ребенка способности к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее он активно может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребёнка, тем меньше он придает значение социальным ценностям. Именно отец является проводником между ребенком и обществом. Незнание о разных подходах к детям со стороны отца и матери нередко является источником серьезных разногласий в семье.

Существует очень интересная точка зрения ученого - антрополога М. Мид. Она считает, что требуются особые социальные усилия, чтобы мужчина выполнял обязанность кормить семью и детей, поскольку в этой обязанности нет биологического механизма, между тем как материнская привязанность к ребенку - природная. Поэтому каждое поколение молодых мужчин должно учиться родительскому поведению в семье: их биологическая роль дополняется социальной, выученной родительской ролью. Семья рушится тогда, когда мужчина не приобретает, либо теряет ответственность за семью как целую, либо не может в силу обстоятельств выполнять свои обязанности.

Итак, семья реализует себя через функции. В современных условиях, наряду с перечисленными функциями, весьма ценно выделить такую функцию семьи, как социализация (от лат. - общественной). Под социализацией следует понимать процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов (семейного и внесемейного общения, искусства, средств массовой информации и др.).

Семья в процессе социализации занимает свою особую «нишу», стадию.

В семье происходит первичная социализация и воспитание детей.

В семье по крайней мере три группы факторов существенно влияют на личность ребенка. Это - социальная среда, деятельность и собственно семейное воспитание. Социальная среда включает макро- и микросреду. Семья на всех этапах жизни человека - один из важнейших компонентов микросреды, а для ребенка, особенно в первые годы его жизни, социализирующее воздействие семейных конфликтов является доминирующим. В качестве непосредственного социального окружения семья обладает максимальными по сравнению с любым другим социальным институтом возможностями для постепенного приобщения детей к социальным ценностям и ролям, введения их в сложный и противоречивый мир, обеспечения предельной безболезненности их интеграции в социальную и профессиональную структуру.

 

АВТОР: Легенина Т.Б.