07.02.2012 4099

Феномен политического сознания сотрудников органов внутренних дел

 

Проблема политического сознания сотрудников органов внутренних дел в настоящее время начинает все более рельефно проявляется в связи с теми вопросами, которые оказались нерешенными в ходе развития важнейших институтов демократического общества и научное осознание которых будет способствовать последовательному продвижению России по избранному пути экономических, социальных и политических преобразований. Важнейшей общесоциальной проблемой, в контексте которой необходимо ставить вопрос о политическом сознании сотрудников органов внутренних дел, является проблема недостаточного уровня политического участия населения в условиях, когда демократические преобразования продолжаются всего немногим более десяти лет. Политическая активность населения за указанный период ощутимо снизилась, но строительство правового демократического государства отнюдь не закончено, сформированы лишь важнейшие институты нового социального порядка. Именно поэтому наука не может обойти это существенное политическое противоречие современности, рассматривая его, в том числе, в контексте проблем политического участия социально-профессиональных общностей. К ним, без сомнения, относится общность сотрудников органов внутренних дел. Необходимо подчеркнуть, что в социально-политической структуре современного российского общества сотрудники органов внутренних дел занимают довольно значимые позиции. Численность личного состава органов внутренних дел составляет более миллиона человек, численность граждан, имеющих право волеизъявления посредством участия в выборах или референдуме - немногим более ста миллионов человек. Следовательно, политической науке не могут быть безразличны модели электорального поведения столь значительной части населения, которые, безусловно, связаны с её профессиональной деятельностью и базируются на господствующих в этой общности типах политического сознания.

Другой проблемой, предопределяющей необходимость изучения политического сознания сотрудников органов внутренних дел, является низкий уровень эффективности системы органов внутренних дел. Он, как показывает социальная практика всего периода демократических преобразований, связан не только с совокупностью экономических, социальных, политических и юридических проблем. Данные, полученные в ходе подготовки исследования и представленные в нём, позволяют говорить о том, что существенное количество сотрудников органов внутренних дел не связывает выполнение своих профессиональных обязанностей с тем государственным политическим курсом, проводниками которого они, по сути дела, выступают. Тем самым, в ряде случаев утрачивается значимая связь между демократической политической стратегией государства и практикой её реализации в деятельности личного состава органов внутренних дел. Так возникает не только научная, но и значимая практическая проблема соответствия политического сознания представителя власти характеру и уровню актуальных политических задач дальнейшего развития правового государства и гражданского общества.

Третья проблема, детерминирующая необходимость научного анализа вопросов политического сознания сотрудников органов внутренних дел, связана с усилением террористических угроз безопасности современному российскому обществу. Терроризм за последние годы стал фактом общественной жизни России. В нем, кроме целого ряда составляющих, все яснее проявляется политическая подоплёка. В этой связи отечественные правоведы остро ставят вопрос о слабой изученности проблем политической преступности. В настоящее время в уголовном законе отсутствует понятие «политическое преступление», это существенно тормозит анализ различных аспектов этого класса антисоциальных явлений. Отсюда и малая эффективность мер по борьбе с ними. Поэтому в современных условиях одних только механизмов и ресурсов правосознания сотрудников органов внутренних дел явно недостаточно для того, чтобы эффективно противостоять терроризму. Эффективное противодействие террористической угрозе будет возможно только тогда, когда её политические причины будут понимать не только политики и ученые, но и те, кто осуществляет борьбу с терроризмом непосредственно.

Исследование особенностей политического сознания сотрудников органов внутренних дел предполагает необходимость анализа основных подходов к проблеме политического сознания в целом. Несмотря на то, что политическое сознание возникает и развивается в процессе политизации общественной жизни, унификации её норм и принципов на основе исторического опыта, традиций, морали, религиозных воззрений, то есть является атрибутом социальной действительности, само понятие «политическое сознание» стало продуктом развития противоречий индустриального общества на рубеже 19-го - 20-го вв. Его научное определение, в первую очередь, было связано с практическими вопросами ведения политической борьбы, а также с необходимостью осознания опыта политического взаимодействия, накопленного в условиях крупнейших социально-политических сдвигов в первой половине 20в. В настоящее время, в условиях качественного изменения информационного поля политических взаимодействий, интересы различных политических режимов, причем не только демократических, объективно требуют учета характера, уровня, циклических колебаний и иных параметров политического сознания различных социальных групп. Учет указанных параметров политического сознания в условиях современного российского общества, с нашей точки зрения, позволит не только добиваться успеха в применении тех или иных предвыборных технологий, но и успешно продвигаться по пути выполнения миссии российской политики, в качестве которой выступает создание оптимальных условий для жизнедеятельности социума как в целом, так и всех его составных частей. Таким образом, являясь продуктом социальных потребностей 20-го и 21-го вв., понятие «политическое сознание» является сравнительно новым, его различные аспекты по-прежнему активно разрабатываются многими отраслями политической науки. Отечественные исследователи политического сознания в его определении акцентируют свое внимание на сходных моментах. В частности, Л.Я. Гозман и Е.Б. Шестопал трактуют политическое сознание как восприятие субъектом той части реальности, которая связана с политикой, с вопросами власти и подчинения, государства с его институтами; П.А. Сергиенко полагает, что политическое сознание включает идеи, теории, взгляды, представления, чувства, настроения, иллюзии, заблуждения, традиции, обычаи, привычки масс людей, являющиеся отражением политики и политических отношений; как совокупность духовных образований, определяющих способность человека к существованию в политической сфере, определяет политическое сознание В.П. Пугачев. Отсутствие значимых противоречий в определении политического сознания современной российской политической наукой не является случайным. Оно связано со значительными достижениями в разработке системного подхода к проблемам общественного сознания отечественной наукой, который признан сообществом обществоведов в качестве важнейшего методологического базиса их исследований.

Являясь не просто формой массового сознания, а подсистемой системы «массовое сознание», политическое сознание, в отличие от правового, нравственного, религиозного, экономического сознания, обладает специфическими механизмами детерминации, следовательно - определенной относительной автономией в рамках данной системы. Политическое сознание - явление системного характера, обладающее сложной структурой и выполняющее ряд важных социальных функций. К ним относятся: когнитивная, выражающая групповую или личную потребность ориентации в системе политических отношений; идеологическая, выражающая потребность защиты интересов того или иного субъекта с помощью политических средств; коммуникативная, связанная с потребностью в социальном взаимодействии и др. В процессе совершенствования правоохранительной деятельности также важен учет тех функций, которые выполняет политическое сознание персонала, занятого её осуществлением. В частности, идентификационная функция политического сознания способствует пониманию групповой принадлежности сотрудников органов внутренних дел, способствуя тем самым задачам развития позитивных элементов корпоративизма, поставленным в настоящее время Министерством внутренних дел. По сути, целенаправленное формирование корпоративизма в деятельности органов внутренних дел, с учетом необходимости отсечения его негативных компонентов, является той задачей, которая сформирована объективно, самими обстоятельствами деятельности правоохранительных органов в условиях переходного этапа развития современного российского общества. Не менее значимы для социально-управленческой практики такие функции политического сознания сотрудников органов внутренних дел, как ориентационная, адаптационная и интеграционная. В совокупности они способствуют адекватной ориентации личности и социально-профессиональной общности в политической системе, приобщению к новым навыкам общественного поведения, сохранению и трансляции политических ценностей.

Структура политического сознания имеет различные уровни и аспекты анализа. В зависимости от специфики процессов и форм отражения в политическом сознании выделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферами являются политическая наука (теории, концепции, гипотезы), политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги), политическая психология (политические стремления, чувства, настроения). Эмпирический уровень в политическом сознании характеризует отражение непосредственного политического опыта субъекта, теоретический - отражение совокупности идей и взглядов класса, социального слоя или группы, к которым он принадлежит или которые рассматриваются им как референтные. Тому и другому уровню отражения присущи ярко выраженные социально-психологические черты: чувства, настроения, эмоции, импульсивность, острота восприятия политических процессов и действий. Кроме того, политическое сознание представляет собой единство его двух важнейших психологических компонентов - познавательного и мотивационного. К познавательному относятся знания о политике, интерес к политическими явлениям и убеждения, к мотивационному - потребности, ценности, чувства и установки. Уровень отражения политической реальности политическим сознанием предопределяет его классификацию на теоретическое и обыденное, его направленность позволяет вычленить демократический, авторитарный, тоталитарный, традиционный, современный, лояльный, бунтарский и иные типы политического сознания. В соответствии с целями исследования, наибольший интерес представляет собой градация политического сознания по субъектам, включающая в себя социально-групповое, национально-этническое, религиозно-конфессиональное, индивидуальное и другие виды сознания.

Социально-групповое политическое сознание, к которому относится исследуемое политическое сознание сотрудников органов внутренних дел, возникает и развивается в процессе взаимодействия различных социальных групп по поводу реализации ими своих политических интересов. Сотрудники органов внутренних дел как социальная группа находятся в центре сложного пересечения политических интересов, задействованных в функционировании социально-правовой сферы жизни общества. Кроме того, выступая как непосредственные участники политического процесса (как граждане) и как опосредованные его участники (как должностные лица, представляющие государственную власть), сотрудники органов внутренних дел, очевидно, имеют свои корпоративные интересы в политике, постижение сущности которых представляет собой одну из важнейших задач исследования. Важной также является проблема специализированного политического сознания сотрудников органов внутренних дел, так как сам теоретически высокий статус данной социально-профессиональной группы предполагает выход её представителей за пределы массового политического сознания.

В современной политической науке правомерно стоит вопрос о том, что понятие «политическое сознание» не всегда применимо для характеристики сложных субъектов политического процесса, для которых более адекватным является понятие «политическая культура». Безусловно, специфика внутригруппового взаимодействия такова, что в нём, наряду с наличием элементов общего в сознании, всегда имеются существенные различия, которые и обуславливают функционирование данной социальной единицы в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей. Вместе с тем, отсутствие единства в рамках группового сознания ставят под угрозу само функционирование социальной группы, основанное, как известно, на синергетическом эффекте. Таким образом, как применение понятия «политическая культура», так и понятия «политическое сознание» к той или иной общности, требует нахождения общих черт в сознании включенных в неё людей. Особенно поиск таких черт важен для тех социальных групп, включенность которых в политический процесс в силу разнообразных причин ограничена, следовательно, политическое поведение которых выражено менее интенсивно. Это в полной мере относится как ко всему персоналу правоохранительных органов, так и к общности сотрудников органов внутренних дел.

Понятие «политическая культура», введенное И. Гедером, в настоящее время трактуется, в целом, также непротиворечиво, как и понятие «политическое сознание». В частности, Л. Пай определяет политическую культуру как совокупность установок, убеждений, чувств, которая задает порядок и придает значение политическому процессу и представляет собой основополагающие допущения и правила, управляющие поведением в политической системе. Он рассматривает политическую культуру как проявление в агрегированной форме психологических и субъективных измерений политики. Э. Баталов характеризует политическую культуру как систему исторически сложившихся, относительно устойчивых и репрезентативных («образцовых») убеждений, представлений, установок сознания и моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов и образуемой ими системы, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, определяющих её основные направления и формы и тем самым обеспечивающих воспроизводство и дальнейшую эволюцию политической жизни на основе преемственности. Данные определения политической культуры, как нам представляется, отражают высокий уровень осмысления и развития общественно-политического исторического опыта и знаний в процессе деятельности людей и социальных групп. Политическая культура - не изолированное явление, а одна из подсистем глобальной культуры, находящаяся в различных зависимостях с её частями: экономической, правовой, моральной, религиозной, художественной и т.д. В объективном смысле политическая культура - есть исторический опыт, память общества в политической сфере, которая определяет политическое сознание и поведение политических субъектов. Как отмечают исследователи, политическая культура представляет собой ценностно-нормативную систему, разделяемую большинством населения. Она, кроме прочего, представляет собой пределы, в которых члены общества принимают законность существующей формы правления, чувствуют себя дееспособными. Политическая культура, как феномен системного порядка, состоит из ряда составляющих. В ее структуре исследователи выделяют когнитивный, нормативно-оценочный, эмоционально-психологический, установочно-поведенческий компоненты. Указанная классификация компонентов имеет важное значение для наиболее полного понимания политической культуры сотрудников органов внутренних дел. Её когнитивный компонент представлен наиболее устойчивыми представлениями личного состава о политической системе и её отдельных институтах; о механизме власти и управления; о носителях властных полномочий; о собственном месте в политической жизни и степени участия в политической деятельности. Данные о когнитивной стороне политической культуры сотрудников органов внутренних дел практически позволяют определять их способность сознательно и гибко выполнять возложенные на них обязанности. Нормативно-оценочный компонент политической культуры сотрудников органов внутренних дел, включающий политические ценности в форме норм, целей, идеалов, позволяет не только адекватно оценить степень поддержки личным составом преобразований, направленных на развитие основных институтов правового государства и гражданского общества, но и косвенно судить об эффективности их социально-управленческой деятельности. Исследование эмоционально-психологического компонента политической культуры сотрудников органов внутренних дел позволяет оценить чувства и переживания, которые испытывают они как в связи с осуществлением оперативно-служебной деятельности, так и в связи с их индивидуальным участием в политической жизни. Знание эмоционально-психологических составляющих политического сознания сотрудников органов внутренних дел имеет непосредственное отношение к актуальной практической задаче - обеспечению их психологической готовности к профессиональной деятельности, которая в настоящее время выполняется только силами психологической науки. Существенным, и при этом значимым с практической точки зрения элементом эмоционально-психологического компонента политического сознания является иррациональный источник формирования политической мифологии. Общество, стремящееся к дальнейшему продвижению по пути демократии, не может позволить того, чтобы управленческий персонал, к которому, безусловно, относятся сотрудники органов внутренних дел, осуществлял свою деятельность на основе мифологических представлений о политике. При этом, как показывают исследователи, мифы в настоящее время сознательно культивируется в качестве эффективного иррационального средства решения рациональных политических задач. Установочно-поведенческий компонент политической культуры сотрудников органов внутренних дел (политические установки и соответствующие стереотипы поведения) в значительной степени определяет не только законность и правомерность действий сотрудников, но и соответствие этих действий избранному курсу социально-политического развития России. Таким образом, более полное знание указанных самостоятельных, и вместе с тем - взаимосвязанных элементов политической культуры сотрудников органов внутренних дел позволит существенно оптимизировать роль «человеческого фактора» в процессе осуществления государственной правоохранительной деятельности, которая в настоящее время переживает кризисный этап своего развития.

Поскольку тема политической культуры социально-профессиональной общности сотрудников органов внутренних дел актуализировалась в связи с существенными проблемами, возникшими в процессе демократических преобразований, большое значение для понимания места и роли социально-профессиональной группы сотрудников органов внутренних дел в развивающихся социально-политических процессах имеет её ориентация на тот или иной тип политической культуры. При этом недостаточно выяснить, к какому из типов культуры - тоталитарному, авторитарному или демократическому в большей степени тяготеет политическое сознание сотрудников органов внутренних дел. С точки зрения эффективного социального управления, необходимо ориентироваться и в том, каким образом реальное политическое сознание исследуемой социально-профессиональной общности соотносится с «чистыми» и «смешенными» типами политической культуры, система которых представлена в исследованиях С. Вербы и Г. Олмонда. В этой типологии отличительной чертой патриархальной культуры признается полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям. Подданническая политическая культура характеризуется сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители этой культуры не склонны принимать участия в политической деятельности, но могут по-разному оценивать её. Активистская (гражданская) политическая культура представлена как существенно ориентированная на активное участие в политической жизни общества. Смешанные типы политических культур (патриархально-подданническая, подданническо-активистская и патриархально-активистская), которые, по мнению и Г. Олмонда и С.Вербы, преобладают в социально-политических системах, также должны быть рассмотрены в применении к социально-профессиональной группе сотрудников органов внутренних дел. В целом же переходный этап развития современного российского общества обуславливает существенную неопределенность в оценке того, какой тип политической культуры россиян можно считать доминирующим. Целый ряд исследователей полагает, что в российском обществе продолжает доминировать подданническая культура, другие указывают на то, что в ней все большее распространение получает активистская культура. Основные вопросы развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел в современных условиях могут быть всесторонне и полно осмыслены только в случае, если в основу их оценки будет положен адекватный научный подход. Для системного понимания развития социального важно то, что социальное - часть бытия материи, атрибутом которой, способом существования, выступает движение. Обоснованно утверждая, что природа является структурой развертывающихся процессов, А. Уайтхед структурировал процессы на два вида, которые проявляются также и в развитии политического сознания: макроскопический и микроскопический. «Макроскопический процесс - это переход от достигнутой актуальности к актуальности в достижении; микроскопический же процесс есть превращение просто реальных условий в определенную актуальность». В динамике политического сознания проявляется движение от его прежнего, достигнутого уровня, который был актуален ранее, к тому, который актуализируется в настоящее время. Следовательно, актуальность политического сознания - в достижении такого его уровня, который соответствует идеалам гражданского общества и правового государства. Характеризуя развитие как изменение, диалектика указывает, что это - не отдельные изменения, а множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре, то есть в рамках качества подсистем данной материальной системы. Сущность развития социального процесса четко сформулировал Г. Гегель: «Изменения бытия суть не только переход одной величины в другую, но и переход качественного в количественное и наоборот, иностановление, то есть перерыв постепенного и качественно иное по сравнению с предшествующим существованием. В области моральной, поскольку моральное рассматривается в сфере бытия, имеет место такой же переход количественного в качественное, и различные качества оказываются основанными на различии величин». В отличие от становления, развитие с точки зрения современной философии представлено как такое изменение состояний, которое происходит при условии сохранения их основы, т.е. некоего исходного состояния, порождающего новые состояния. «Сохранение исходного состояния или основытолько и делает возможным осуществление закономерностей развития». Такой подход к пониманию развития основан на диалектической концепции Г. Гегеля развития через снятие, как такого отрицания старого новым, при котором сохраняется, удерживается все положительное в содержании старого.

В настоящее время активно формируется новая парадигма развития, связанная со становлением синергетики - теории об основах самоорганизации открытых систем, в которой акцентируется внимание на много-направленности, случайности, известной доле непредсказуемости развития. Основатель синергетической теории - И. Пригожий указывал, что такое фундаментальное явление, как эволюция человеческих культур, помимо детерминационных процессов, должно содержать некий вероятностный элемент. «Вблизи точек бифуркации, - утверждал он, - в системах наблюдаются значительные флуктуации. Такие системы как бы «колеблются» перед выбором одного или нескольких путей эволюции, и знаменитый закон больших чисел, если понимать его как обычно, перестает действовать. Небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении, которое резко изменит все поведение макроскопической системы. Далекие от мысли противопоставлять случайность и необходимость, мы считаем, что оба аспекта играют существенную роль в описании нелинейных, сильно неравновесных систем». Анализ двух указанных методологических подходов показал, что в процессе исследования динамики политического сознания сотрудников органов внутренних дел они могут найти одинаковое применение.

Одним из важнейших подходов к анализу динамики политического сознания является социально-политический детерминизм, то есть обусловленность явлений политического сознания социально-политическими условиями, всей системой общественных отношений, политическими идеалами, взглядами, воспитанием, значимым социальным окружением, а также социально-политическими заблуждениями и предрассудками, которые складываются в конкретный социально-политический стереотип сознания и поведения представителей различных, в том числе - социально-профессиональных общностей. Кроме того, поскольку развитие политического сознания является не только процессом вообще, но и специфическим процессом социального бытия, в его исследовании должна быть использована социологическая методология, основанная на положениях теории социальной динамики, которая концентрирует внимание на направленности общественных изменений, их траектории. Адекватной методологической основой исследования динамики политического сознания сотрудников органов внутренних дел в конкретных условиях развития современного российского общества, с нашей точки зрения, может выступить концепция социальной трансформации, сформулированная в трудах Т.И. Заславской. Эта концепция заостряет внимание на том, что современная социальная реальность представляет собой процесс преимущественно стихийной трансформации общественного устройства, ни генеральное направление, ни конечные результаты которого не являются предрешенными. Процесс изменения политического сознания сотрудников органов внутренних дел детерминируется диалектическим единством социализирующих воздействий на социально-профессиональную группу социальной среды в целом, других групп, собственной социально-политической активности данной социально-профессиональной группы, в результате которых последняя определяет свое место в социально-политической структуре общества, активно или пассивно включается в политические отношения. Относительная целостность социально-профессиональной группы предопределяет последовательность и непрерывность процесса изменения, как её политического сознания, так и политического сознания её членов. Политические ценности, выступающие важным регулятором функционирования социально-профессиональной группы сотрудников органов внутренних дел, должны быть персонифицированы её членами в соответствии с системой субъективных личностных факторов, опосредующих политическое воздействие. При этом персонификация внешних социально-политических факторов, регулирующих сознание и поведение конкретного сотрудника, представляет собой сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, мировоззрение, убеждения, оценочные критерии, стремления, качества, индивидуальный опыт). Процесс персонификации политических ценностей заключается в переводе их внешнего, объективного значения во внутренний, личностный план, что предполагает их восприятие, осознание смысла и направленности, оценку и формирование субъективного отношения к ним. Процесс персонификации зависит от свойств личности, её ориентации, установок, личного опыта, знаний, навыков поведения, а также от сложившейся жизненной ситуации, целей и интересов, которые личность в ней преследует. Процесс изменения политического сознания личности, как и процесс изменения политического сознания социально-профессиональной группы, в которую она включена, является неотъемлемым компонентом политической системы общества. Как элемент системы политической культуры, политическое сознание тесно связано с другими элементами этой системы, а также с системами более высокого уровня, поэтому рассмотрение динамики политического сознания невозможно без анализа ее условий. Важнейшим условием динамики политического сознания как на индивидуальном, так и на групповом уровне выступает процесс политической социализации, связь которого с изменениями в политическом сознании неразрывна.

Сущность социализационной теории основана на постулатах современной социологии и психологии, согласно которым формирование человека как единства индивида, личности и индивидуальности предполагает необходимость его включения в систему связей и отношений, в противостоящий его биологическим потребностям мир социального. Человек должен признать систему социальных стереотипов, состоящих из сложного набора мыслительных и поведенческих алгоритмов, тесно связанных друг с другом. Приобщение к культуре, в том числе - политической, овладение системой ценностей, санкций, образцов одобряемого и неодобряемого поведения выражает ведущую социальную потребность человека - потребность соотносить себя с существующими стандартами, соответствуя или не соответствуя тем или иным из них. Такая потребность имеет несколько уровней. Первый уровень - идентификация себя с ближайшим окружением, по отношению к которому нормативная заданность проявляется в наиболее жесткой форме. Второй уровень - социально-групповой. Третий уровень - общественный, четвертый - общечеловеческий. На всех указанных уровнях изменение сознания, в соответствии с выдвигаемыми социальными требованиями, носит объективный характер, что, однако, не исключает его субъективного компонента, так как процесс изменений в сознании, в том числе - в политическом сознании - это не только овладение системой норм и ценностей, но и становление собственного «Я».

Современная социология и политология рассматривает политическую социализацию не только как личностный, но и как групповой процесс изменения политического сознания, в ходе которого личность или группа адаптируются к изменяющимся внешним условиям, а затем интериоризируют их в собственной нормативно-ценностной структуре. В основу понимания закономерностей процесса политической социализации отечественными исследователями положено несколько методологических подходов. В частности, с точки зрения функционального подхода политическая социализация представляет собой развитие индивида или общности в качестве субъекта политики, наделенного рядом функций,  с точки зрения ценностно-нормативного подхода это принятие и разделение ценностно-политических ориентации, имеющих место в данном обществе. Политическая социализация сотрудников органов внутренних дел несет на себе определенную функциональную нагрузку, является закономерным общественным процессом. Функциональная нагрузка политической социализации состоит в том, что она выступает способом социальной мобильности личности и социально-профессиональной группы, а также средством сохранения социального статуса личности и социально-профессиональной группы в условиях перманентной общественной динамики. Профессиональная социализация, выступающая существенным условием общественного разделения труда, позволяет сотрудникам органов внутренних дел концентрировать свои усилия на выполнении одной из важнейших социальных задач - обеспечении общественной безопасности. Кроме того, политическая социализация позволяет им наравне с другими гражданами участвовать в политической жизни общества. Рассматривая механизмы политической социализации необходимо отметить, что они представляют собой набор способов и методов реализации указанной функции, передаточное звено между задачами социализации и её результатами. Важнейшие элементы механизма политической социализации - социально-политическая адаптация и социально-политическая интеграция. Ю.А. Урманцев характеризует адаптацию как приноровление системы признаков теле-объектом системой к особенностям среды его обитания для реализации им его целей в этой среде. Социально-политическая адаптация представляет собой объективно необходимый процесс вхождения индивида (группы) в политическую среду и её освоения, такого их взаимодействия и взаимного приспособления, в результате которого создаются условия не только для осуществления личных или групповых политических потребностей и целей, но и для прогрессирующего изменения самой адаптирующей политической среды. Механизм социально-политической адаптации представляет собой систему взаимодействия всех элементов, в неё входящих. Наиболее существенное в этом механизме - способы и средства воздействия на процесс и результаты социально-политической адаптации. Н.А. Свиридов обоснованно полагает, что в зависимости от различных оснований есть основания выделять добровольную и вынужденную, а также позитивную и негативную адаптацию.

Социально-политическая интеграция предполагает активное взаимодействие индивида и группы с политической средой, в которой человек (или группа) делает сознательный выбор и которую они способны изменять, когда в этом есть необходимость и целесообразность. Наиболее подробно теория интеграции индивида в систему общественных взаимодействий через группу факторов различной значимости разработана П.А. Сорокиным. Индивида, интегрированного в общество, П.А. Сорокин называл сообщественником, так определяя его кредо: «стремись быть сознательным сообщественником, развивай свои знания, контролируй свое поведение, старайся управлять им, действуй не под влиянием слепых сил, а на основе знаний, борись за лучшее, но не зверскими методами, а методами сообщественника, уважай и цени всякого человека, ибо то, чем ты гордишься, что ты имеешь, что составляет твое «я», создано не тобой, а всеми людьми, жившими до тебя и живущими с тобой. Если ты даровит, честен и счастлив, а другие бедны, бесталанны и нечестны, то это не твоя заслуга и не вина этих других, а заслуга и вина всех людей всей социальной среды».

Далеко не все сотрудники органов внутренних дел в силу ряда как объективных, так и субъективных факторов способны в полной мере социализироваться через такой механизм как социально-правовая интеграция. Причина этого кроется, во-первых, в высокой динамике социально-политических изменений, во-вторых, в особенностях сформированной к моменту начала службы модели политического сознания, в-третьих, в доминирующих ценностях той социальной группы, с которой соотносит себя сотрудник.

П.А. Сорокин считал, что в процесс социального взаимодействия включены такие элементы как индивиды, акт действия, проводник взаимодействия. Поэтому важным в процессе политической социализации сотрудников органов внутренних дел является вопрос об агентах политической социализации и о проводниках данного процесса. В качестве агентов политического взаимодействия в современном обществе исследователи выделяют:

- информационные структуры государства;

- корпоративные структуры (информационные отделы партий, общественно-политических движений);

- специализированные информационные структуры (консалтинговые, рекламные агентства);

- террористические и другие организации, занимающие в информационном пространстве не признанные легально позиции;

- спонсоры, медиа магнаты и рекламодатели, имеющие соответствующие выходы на информационный рынок;

- различные сегменты социума «публика», «общественность», «общество». Указанные агенты, своеобразно трактуя политическую реальность, создают существенные противоречия в процессе её восприятия, тем более - воспроизводства личностью или социальной группой. Эти противоречия в настоящее время не могут преодолеваться наиболее простым путем - некритичным выбором одной из трактовок в силу многомерности и многополярности политической сферы жизни современного общества. В процессе политической социализации, соответствующим потребностям развития демократического общества, его участникам необходимо ориентироваться во всем многообразии политической идеологии и политической психологии. Это особенно важно для тех, кто по долгу своей службы призван создавать условия для беспрепятственного функционирования политической системы современного российского общества.

Важнейшим условием позитивного развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел в процессе их социализации является устойчивая система политических ценностей. В настоящее время довольно точно определена содержательная сторона этой системы. А.И. Демидов относит к ней ценности-цели и ценности-средства. К политическим ценностям-целям относятся: благосостояние (отношение субъектов к экономической системе общества, характеризующее степень удовлетворения системой их потребностей); безопасность (её смыслом является отсутствие угрозы жизни и основным атрибутам человеческого существования); порядок (наиболее целесообразное функционирование всех звеньев политической системы общества); прогресс (возможность изменения к лучшему состоянию социальной системы); справедливость (её назначение заключается во внесении моральной проблематики и наполненности в политические действия и отношения); легитимность (выражение момента долженствования в политических отношениях, способности и готовности их участников следовать определенным правилам и принятым обязательствам); законность (способность и желание всех участников политических отношений действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их); свобода (возможность разнообразия и роста). Ценностями-средствами являются власть, возможность реализации собственной воли, дееспособная законность, а также мир как состояние отсутствия внешней угрозы, неиспользования вооруженных сил для решения тех или иных политических проблем. Значимость мира как политической ценности определяется тем, что он служит условием реализации всех целей политики, предпосылкой сохранения всех других ценностей, в том числе и самой значимой среди них - человека. Данная система политических ценностей носит, безусловно, универсальный характер, однако в реальном процессе развития политического сознания механизмами политической социализации большее значение имеют интегральные политические ценности, представляющие собой совокупность указанных ценностей-целей и ценностей-средств, адаптированную к конкретике социального функционирования. Интегральные политические ценности современного российского общества, а также российского общества в целом, оказывая наиболее существенное влияние на характер и направленность развития политического сознания сотрудников органов внутренних дел, оцениваются специалистами следующим образом. Как указывает большинство исследователей, одной из важнейших интегральных ценностей российского политического сознания выступает государственная власть, которая выступает воплощением силы и господства. Другими важнейшими политическими ценностями, составляющими, по мнению исследователей, основу национальной идеи России, являются: приоритет коллективного над частным, безусловное превалирование интересов страны над всеми остальными, равенство социальных возможностей, единение российских народов независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности в деле отстаивания общих и государственных интересов, патриотизм. Представляется, что доминирование указанных ценностей могло бы не только наиболее позитивно сказаться на процессе формирования и развития специализированного профессионального политического сознания сотрудников органов внутренних дел, но и создать условия для качественного скачка в развитии всей системы современного российского общества. Однако этого на практике не происходит в силу того, что действующая система политических ценностей представляет собой поле острейших противоречий, которое само по себе носит уникальный характер. Оценка трудно разрешимых противоречий в системе современных политических ценностей дана Ж.Т. Тощенко, который отмечает, что в настоящее время массовым стало уникальное явление, когда один и тот же человек, одни и те же люди одновременно придерживаются взаимоисключающих социально-правовых и политических суждений, ориентации, одновременно исповедуют противоположные, противоречащие друг другу установки. Причем это состояние не является чем-то умышленным, нарочитым или фальсифицирующим состоянием индивидуального, группового или общественного сознания - люди искренне верят этим взаимоисключающим установкам, не замечая их порой вопиющего противоречия. Важнейшие элементы противоположного полюса политических ценностей современного российского общества имеют глубокие исторические корни. В частности, в социально-философских исследованиях в качестве важнейшей особенности российского менталитета отмечается полное подчинение личности государству, а в момент народных возмущений - дикий произвол, побеждаемый еще более лютым государственным произволом. Специфика политического менталитета россиян, формирующая его ценности наиболее точно оценена Н.А. Бердяемым. «Русский человек, - отмечал философ, - не чувствует себя в достаточной степени нравственно вменяемым, и он мало почитает эти качества в личности. Это связано с тем, что личность чувствует себя погруженной в коллектив, личность недостаточно еще раскрыта и осознана Русский человек не чувствует неразрывной связи между правами и обязанностями, у него затемнено и сознание прав, и сознание обязанностей, он утопает в безответственном коллективизме». Характеризуя современное состояние политических ценностной, Ю.А. Левада отмечает, что за последние 10 лет практически исчезла позиция «государство дало нам все», однако за отмеченными сдвигами стоит не столько внедрение в сознание демократических принципов, сколько недовольство нынешними возможностями государства; отторжение от обязанностей по отношению к государству отнюдь не означает освобождения человека от государственной зависимости. Последняя лишь обретает в общественном мнении обоюдолукавый характер. По данным Ю.А. Левады лишь 5% россиян считают, что они являются полноправными гражданами России, имеющими возможность влиять на власти через выборы, печать и др., 27% оценивают себя как людей, жизнь которых во всем зависит от власти, от государства, а 57% заявляют, что живут во всем полагаясь только на себя и не рассчитывая на государство. Существенные противоречия в динамике политического сознания россиян, которые оказывают прямое воздействие на политическое сознание социально-профессиональной общности сотрудников органов внутренних дел, во многом обусловлены стабильным ослаблением его нравственного базиса. Согласно данным Н.И. Лапина, базовые ценности россиян не претерпели за последние десять лет существенных изменений. Но при этом средства, которые в общественном сознании считаются допустимыми для достижения социальных, экономических, профессиональных, бытовых и иных целей претерпели довольно большую деформацию. Так, специалистами ВНИИ МВД Российской Федерации установлено, что если в 1990г. население максимально высоко оценивало порядок в государстве, совесть, порицало эгоизм и индивидуализм, то к концу 90-х гг. преобладающий интерес опрашиваемых граждан сконцентрировался на деньгах и иных средствах удовлетворения своих материальных нужд. Особенно заметно уменьшение нравственного базиса в политическом и правовом сознании молодых граждан. Если в 1996-1997гг. в определение «человеческая порядочность» респонденты включали понятие «трудолюбие» и «ответственность», то в 2000г. указанные признаки уже не зафиксированы. При этом отмечено, что реальное поведение молодых граждан существенно расходится с выявляемыми при опросах идеалами порядочности («доброта», «честь» «ум» и т.п.), 35% юношей допускает возможность активного уклонения от военной службы, 24% считают вполне возможным неуплату налогов, 15% полагают вполне допустимой кражу по месту работы (на предприятиях). Негативное влияние на процесс развития политического сознания современного российского общества в целом и социально-профессиональной общности сотрудников органов внутренних дел в частности, оказывают не только острые противоречия в нормативно-ценностной сфере. Они, по сути, выступают в качестве вторичных по отношению к тем социальным условиям, в которых живут, трудятся, а также проявляют политическую активность граждане России.

Очевидное преобладание негативных факторов развития политического сознания, обусловленных социально-экономическими трудностями, переживаемыми Россией в условиях переходного периода и устоявшимися стереотипами в политическом и правовом менталитете россиян, детерминирует такую оценку перспектив динамики политического сознания, которая на данный момент в целом лишена оптимизма. Так Ж.Т. Тощенко в качестве ведущей характеристики современного общественного, в том числе - политического сознания называет маргинальность. В исследованиях Б.Г. Капустина констатируется процесс неуклонного разрушении всех атрибутов политики. Ю.А. Левада ставит вопрос о развертывании социально-значимого процесса «разгосударствления человека» в рамках которого технологиям давления государства через налоги, рекрутчину, финансовые манипуляции, рэкет правоохранительных органов и т.д. противостоят технологии «человека лукавого», все более освобождающегося от предрассудков о необходимости платить налоги, служить в армии, поступать «по правде и справедливости» и т.д. Г.Г. Дилигенский, раскрывая тенденцию политической деинституционализации современного российского общества, видел одно из её главных проявлений в отсутствии легитимных «правил игры» - единой идейно-ценностной и нормативной системы, которая позволяла бы гражданам ориентировать свое поведение, или соглашаясь (полностью или частично) с этой системой, или - в случае частичного или полного несогласия с ней - противопоставляя ей альтернативные системы норм и ценностей. Г.А. Белов характеризует тенденцию развития современного политического сознания россиян как кризис идентичности, который представляет собой болезненное противоречивое расставание с прошлыми нормативами и ценностями и трудное, долгое обнаружение и восприятие новых как не чуждых нам, но и не совсем своих. Прежние установки потеряли практическое значение, новые были слишком непривычны: не было даже навыков приспособления к ним. В.В. Петухов справедливо характеризует общественно-политическую активность в качестве современного средства восходящей социальной мобильности, невозможность использования которого направляет жизненную энергию людей в иные сферы.

Данные социологических исследований показывают, что в массовом политическом сознании сохраняется возникшая еще в середине 90-х гг. линия разрыва между установками на необходимость демократии с одной стороны, а с другой стороны - невозможность обнаружить её в полном объеме в реальной действительности: 67% респондентов продолжают считать, что демократические процедуры - это пустая видимость, а страной управляют те, у кого больше богатства и власти. Исследователи указывают на важную тенденцию, сформированную еще в начале 90-х гг.: у россиян существует вполне адекватное видение нормативной модели демократии, но при этом само существование демократии до сих пор для многих не является очевидным в том числе и потому, что идеальный образ демократии, сформированный на начальном этапе реформ, разошелся с реальной практикой социальных преобразований и социальными ожиданиями народа. Таким образом, переходный период развития современного российского общества обуславливает не только существенные сложности в определении основных доминант политического сознания россиян, но и значимую неопределенность его динамики. Представляется, что одним из основных путей разрешения этой важнейшей научной проблемы является движение исследовательской мысли по пути от частного к общему, от поиска и фиксации частных закономерностей развития политического сознания на уровне социальных, в том числе - социально-профессиональных общностей, к определению его обще-социальных тенденций.

 

Автор: Папура Т.А.