10.02.2012 4410

Рыцарские традиции в повседневной жизни третьего сословия в средневековье

 

Для обычных людей понятие «турнир» прочно связано с образом эпохи Средневековья, и вполне уместно отнести его к разряду культурных феноменов, считать своего рода визитной карточкой рыцарства. Однако турнирный этот не стал только идеологией замкнутой касты, он довольно быстро проник во все сферы бытия, трансформируясь и усложняясь по мере укрепления феодализма. По мнению А. Скальской эволюция турнирной этики стало зеркалом, отразившее состояние западноевропейского общества в его развитии, это воинственная доминанта всей средневековой цивилизации.

В средневековье, военные спортивные состязания, развились из обучающих упражнений для рыцарей и оруженосцев, которые позволяли им совершенствовать свои навыки. Эти ложные бои, или hastiludium (состязания с копьями), имели много различных форм в течении всего средневековья; более известными были захватывающие турниры, вовлекавшие команды воюющих сторон в схватки (меле), и рыцарские поединки (джостра), в котором чемпионы участвовали в единоборстве. Обе из этих форм были сложны и дороги для организаторов и участников; используемое оружие было боевое, и хотя его часто притупляли, это требовало использование дорогой брони.

Рядом с этими более видимыми и захватывающими событиями, другой старинный тип hastiludium называвшийся, беурд (бугурд, багардо) также существовал в течении всего средневековья. На одном из итальянских наречий так именовали палку-копье - единственное оружие этой игры. Впервые термин этот употребил английский хронист в 1223 году, через семь лет после того, как участники экспедиции принца Людовика, французы и англичане, устроили подобное состязание.

Эта форма боя была менее формальна и опасна для участников, и часто использовалась как основа обучения для молодых рыцарей и оруженосцев; действительно, его происхождение как форма обучения и тренировки можно найти еще в Римской империи. Беурд также использовался как неофициальный и дружественный тип турнира, который проводился в специальных случаях типа свадеб, посвящений в рыцари, коронаций и других подобных случаях.

Для беурдов использовались куртки из дубленой кожи или простеганной ткани, оружием служили легкие тупые копья, а также деревянные мечи и палицы. В редких, особо торжественных случаях их делали из китового уса, украшая рукояти и «клинки» позолотой или серебрением. Негодные для войны доспехи и оружие демонстрировали дружественные намерения участников, их взаимное расположение.

Долгое время горожане к турнирам имели лишь косвенное отношение. Ранние турниры как правило проводились вне городских стен, и лишь позже переместились в пределы города. До настоящего времени вопрос о степени влияния турниров на повседневную жизнь горожан и крестьян а так же на средневековую экономику в целом остается слабоизученным. Мы попытаемся лишь частично осветить эту проблему.

Бесспорно, горожане, как и крестьяне, терпели определенный материальный ущерб, когда господа развлекались на их землях топча урожай и проносясь по узким городским улочкам сметая все на своем пути. Большую проблему представлял турнир и для городских муниципалитетов, являясь источник постоянных беспорядков и столкновений, как между различными группировками самих рыцарей выяснявшие свои отношения как до, так и после турнира на улицах города, так и стычек знатных бойцов с горожанами.

Договор, заключенный в 1114 году между графом де Эно и городом Валенсией, предусматривает наказание горожан, которые осмелятся нарушать общественный порядок в городе и за его стенами, оспаривая результаты турнира. Видимо, болельщики тоже мало поменялись за века. Чтобы предупредить подобные эксцессы, городские власти всякий раз готовились к турнирам как к чрезвычайному происшествию. Например, в 1433 году в Шпеере (Германия) с каждой стороны ристалища выставили по сотне вооруженных горожан. Как сигнал тревоги над ратушей развевался городской флаг, а в домах цеховых собраний, в полном боевом снаряжении и при оружии размещались «на всякий случай» еще шестьсот человек. В городе Регенсбурге (Бавария), памятуя о событиях в Базеле семнадцатилетней давности, магистраты приняли беспрецедентные меры предосторожности. Они собрали отряды профессиональных наемников, выставили оцепление из двухсот солдат вокруг здания ратуши, остальных разместили вдоль улиц. Епископ отсрочил проведение церковной процессии в честь праздника Вознесения. Все ворота, за исключением одних, были закрыты. Когда участники были в сборе, заперли и их, приставив для надежности многочисленную охрану. На крыше каждого дома на случай поджогов водрузили бочки с водой, а герцогу Баварскому, устроителю турнира, запретили проводить поединки под городскими стенами, отведя для состязаний пустырь. Когда герцог попросил городской Совет найти более подходящее место, власти пошли на уступки, разрешив сражаться перед его же дворцом. В результате таких мер безопасности единственным инцидентом стала драка, возникшая на танцах уже после закрытия турнира.

Но турнир мог принести достаточно потенциального дохода владельцам гостиниц и магазинов, и муниципалитеты иногда платили большие суммы, чтобы побудить спонсоров турнира провести его именно в их городе. «Сельские жители, возможно, также с нетерпением ждали турнира с той же самой смесью жадности и беспокойства, с которым сегодня маленькие города Англии ожидают огромные рок-концерты на открытом воздухе.

И, наконец, горожане сами стали участвовать в таких турнирах-беурдах. Секрет популярности их очевиден - они доступно всем, даже новичкам и даже простолюдинам; беурды безопасны, стремительны, зрелищны, легко организуемы. Даже поле для них не требуется - подойдут городские улицы, площади и дороги. Во Фландрии, Италии, Германии независимые города играли подчас немалую политическую роль и обладали колоссальными финансовыми возможностями. Для них проведение собственных турниров было знаком престижа и могущества, ставящего их вровень с сеньорами. В северо-восточных областях Франции, находившихся под властью бургиньонов, они происходили относительно часто, даже и в низших классах. Почти все крупные города Нидерландов имели свои турнирные союзы - например, Брюгге, Турнэ, Валансьен и более других Лилль с его знаменитыми пирами Espinette, на которых победителю вручалась награда в виде золотого ястреба-перепелятника (эмблемы, тесно связанной с артуровской тематикой). Эти пиры Espinette знать отнюдь не презирала и не считала событиями заурядными. Великие люди своего времени, такие, как Жан де Ваврен, Луи де Грютхейзе и даже сам герцог Филипп Добрый, не гнушались участием в этих турнирах и поединках, вполне готовые сразиться с теми представителями буржуазии, которые оказались в числе победителей. Один весьма известный, и не раз скопированный геральдический свиток содержал сведения относительно гербов тех «королей» Espinette, в том числе и еще не титулованных, что были им впоследствии пожалованы за проявленную во время этих поединков доблесть. Такие праздники были делом весьма дорогостоящим, и герцог Филипп по просьбе эшевенов издал указ о сборе специального налога для возмещения расходов тем, кто стал «королем» Espinette, и для поддержки самого этого мероприятия.

Были у горожан и свои формы «турниров» неизвестных рыцарям. Жители Сиены предпочитали обычный кулачный бой, при этом запрещалось пользоваться ремнями с металлическими бляшками и кастетами. В Перудже горожане сходились, чтобы сразиться камнями (bataglia de sassi). Это развлечение, имитирующее военное столкновение, было хорошо известно еще в Византийской империи под именем петрополемос. Две группы, разделенные рвом, метали друг в друга камни - либо руками, либо из пращей. Происходило это обычно за стенами, и победители с триумфом входили через городские ворота. Нередко, однако, финал оказывался плачевным. Власти Перуджи запретили игру в 1291 году, после того, как в ней разом погибли десять представителей знатных семейств города, не считая множества убитых и изувеченных пополанов. Другим популярным в городах «турниром» было лодочное сражение на реке или канале. Двое противников с тяжелыми длинными шестами в руках стояли на носу мчащихся навстречу друг другу лодок. Каждый пытался сбросить противника в воду наподобие того, как конные рыцари выбивают друг друга из седел копьями. Во многих итальянских городах любимым зрелищем были mazzascudo - сражения пеших бойцов-горожан, вооруженных дубинками (mazza) и щитами (scudo). В Пизе такие схватки, квартал на квартал, ежегодно проходили зимой между Рождеством и Масленицей. На городской площади место сражения огораживали цепями, кроме того, между зрителями и бойцами стояла вооруженная стража, предотвращавшая возможное вмешательство разгоряченных болельщиков. Сперва проходили парные поединки, копировавшие рыцарский (на щитах бойцов изображались портреты дам, в честь которых они сражаются). После их окончания по сигналу труб начиналась общая схватка.

В эпоху позднего средневековья беурды стали подобием разгульного карнавала с единственной целью - демонстрацией модных одежд и чудесных драгоценностей. Что и прельщало богатую Италию, где любое значительное событие, будь то джостра или церковный праздник, оттеняло багардо молодежи, купцов и ремесленников. В Лилле и Меце, подобные турниры были у истоков ежегодных городских фестивалей.

Приведем несколько отрывков из «Дневника неизвестного флорентийца» повествующие о таких мероприятиях. В пятницу 18 ноября 1384 года, после получения хороших вестей о ходе военных действий флорентийцы решили отметить это событие турниром-беурдом.

И тотчас же выступили на площадь отряды соревнующихся, все разодетые в одежды разных цветов, ломая «bigordando» (турнирные копья-шесты) в честь великого праздника.

Один отряд возглавлял сын Марио ди Лука дельи Альбицци, и они были одеты в драпы желтого цвета, переливающиеся в лучах солнца, на груди и пояснице с золотыми поясами, все великолепные всадники и с очень обученными лошадьми, покрытыми драпом с бубенчиками, и их слуги тоже ехали на лошадях, нагруженных «bigordando» для джостры.

Другой отряд возглавляли сыновья Микеля ди Ванни ди сер Лотто Кастеллани; все наряженные в одежды из пурпурного и желтого драпа, все молодые и красивые верхом на конях, и лошади покрыты двойными попонами с бубенчиками, с большими «bigordando», чтобы ломать их.

Третья бригада возглавлялась Альберти: прекрасные всадники хорошо состязались и ломали свои «bigordando», все разодетые в бледно-голубой драп с покрытыми лошадьми и подвешенными колокольчиками.

На следующий вечер весь Палац - дома сеньоров и башни были украшены множеством панно и освещены большими огнями для великого веселья, и по всему городу пылали праздничные огни по всем улицам, почти у каждого дома, и кто зажигал огни в окнах, а кто факелы.

В воскресенье 9 июня 1387 года распорядились сеньоры приоры устроить почетную и великую джостру для юношей знатных граждан и чужеземцев, и объявлено было, что каждый может выходить состязаться верхом на коне в рубке, и устроили так, чтобы наградить того, кто будет лучшим, красивейшим щитом с золотым львом и лучом на белом поле, и копьем, и шлемом с навершием, чтобы как следует снабдить его. Было объявлено судьями джостры, что мессер Гасье - англичанин был лучшим, и ему предоставили вышеуказанные дары.

В воскресенье 10 марта 1392 года устроили во Флоренции большую и прекрасную джостру со многими молодыми флорентийцами, хорошо вооруженными и прекрасными всадниками, и продолжалась она с утра до вечера на площади Санта Крои. Победителем в этой джостре стал мессер Распа, один немецкий капрал.

В воскресенье 17 марта также устроили во Флоренции большую и красивую джостру со многими людьми среди которых был граф Курадо, немец, граф Уго и много флорентийских юношей: Страцци, Кастелани, Спини, Джанфиль-яцци и многие другие. И длилась джостра весь день, и все были прекрасными всадниками и хорошо вооруженными, с лошадьми, покрытыми знатными драпами, и сами прекрасно одеты и с красивыми шлемами. Была оказана честь победителю Бернардо ди мессер Дзаноби ди Чоне Мецуола из Сан-Феличе на площади, и ему даровали копье, потому что он был лучше всех.

Рыцарский идеал была настолько популярен и живуч, что даже в ходе реальных военных конфликтах представители третьего сословия зачастую стремились ему подражать. В трех источниках, повествующей о крестьянском восстании «Жакерия», произошедшем в 1358 году во Франции, нас заинтересовал один эпизод.

В 1358 году дофин Карл вместе с женой герцогиней Нормандской, дочерью, сестрой Изабеллой Французской и знатью, опасаясь восставших парижан, удалилась из этого города в укрепление города Мо на реке Марне. Регент Франции Карл, спустя некоторое время, организовав строительство новых укреплений, отбыл сначала в «Компьень чтобы собрать свое рыцарство» а за-тем «в город Сане, где он объявил большой сбор вооруженных людей». Перед уходом он взял клятву с Жана Суля, тогдашнего мэра Мо, и других что они не нанесут ущерба ни ему ни его чести. Охранять своих близких он поручил графу де Фуа, сеньору де Хангесту а так же некоторым другим дворянам «числом около 25 вооруженных людей или около того».

Но в отсутствии дофина горожане Мо изменили своей клятве, и «возникла ссора между засевшими в том укреплении дворянами и набольшими города Мо, которые действовали вместе с другими горожанами», которые попросили помощи у других городов. В субботу 9 июня 1358 года множество людей, вышедших из города Парижа, в числе 300 или около, под начальством Пьера Жиля, парижского бакалейщика, и 500 человек собравшихся в Сили и в Мульсьене, под начальством Жана Вайана, заведующего королевским монетным делом, отправились в Мо (по другому источнику пришедших горожан было 1400 человек). «Жители Мо отворили ворота названного города людям Парижа и Силли, расставили по улицам накрытые скатертями столы, а на них хлеб, вино, мясо; и пили и ели кто желал, и освежались» Как известно чрезмерное пьянство до добра не доводит, выпитое вино и прибывшее подкрепление уничтожило последние следы верности и страха у горожан Мо.

Тщательный анализ источников показывает, что сражение в городе происходило в несколько этапов. «И вот горожане напали на дворян, засевших в укреплении вместе с герцогинею, и по очереди сражались с ними на мосту перед замковыми воротами. Однако дворяне, более искушенные в военном деле, одолели горожан с помощью мечей и победили их». Отрезвленные неудачей жители Парижа и Силли скорее всего в тот же день покинули Мо (хотя о времени ухода пришлых горожан источники расходятся во мнении). Тогда рыцари «выступили из укрепления и двинулись на Пьера Жиля и его полчище и завязали с ними битву. Еще раз обращаем внимание на численность сторон - три десятка рыцарей против, в лучшем случае, нескольких сотен горожан. Силы были явно неравны, однако среди защитников был «убит стрелою в глаз (досадная случайность - Авт.) один рыцарь, монсеньер Луи де Шамбли». В конце концов, рыцари одержали победу.

Потом были получены сведения, что многие горожане вооружаются против них и вновь замышляют измену. Тогда рыцари вышли из укрепления и разгромили, сожгли и разграбили часть города, за исключением большой церкви и домов каноников. В ходе этого разгрома рыцари схватили Жана Сулля, а так же многих других мужчин и женщин и подвергли их тюремному заключению. А потом мэра казнили, как этого и требовала справедливость.

Эта эпизод известен давно, и в советской историографии рассматривался как пример справедливой борьбы крестьян и горожан против феодального строя, и на первый взгляд ничем примечательным не отличался, рассказывая лишь об одном из этапов этой борьбы. Но если внимательно вчитаться в источники, и прежде всего в «Хронику» Жана де Венетт, возникают некоторые вопросы: кто такие «набольшие города Мо»? Почему «сражались по очереди»? Почему «сражались на мосту перед замковыми воротами»? Объяснить этот эпизод, невозможно не учитывая менталитет «третьего сословия», и их отношение к французскому рыцарству.

Несмотря на то, что французское рыцарство, по мнению некоторых российских ученых, находилось в глубоком кризисе и постоянно критиковалось как собственными представителями, так и выходцами из городской среды, тем не менее, оно продолжало оставаться в умах простых людей прекрасным идеалом. Этому идеалу приписывался ряд особых черт характера, норм поведения, наконец, особая ментальность. Этот идеал воспевался в художественных произведениях, к нему стремились. И стремились к этому идеалу не только сами рыцари, но и горожане и даже крестьяне. Именно этим стремлением подражать дворянам из крепости Мо и можно объяснить рассматриваемый нами эпизод.

Наиболее полно рыцарский идеал выражался во время поединков-турниров. Но знаменитые средневековые турниры ассоциируются в первую очередь с рыцарством, однако эта аристократическая забава, как рассмотрели мы выше, не была чужда и городским жителям. В XIII-XIV веках турниры, где богатые горожане сражались конными и в доспехах, по своему великолепию уже не только не уступали, но порою и превосходили рыцарские. Нередко в них принимали участие и окрестные рыцари, а то и специально приглашаемые знатные особы. Они не считали это зазорным, поскольку далеко не каждый владетельный сеньор мог позволить себе устроить турнир, а рыцарь - принять в нем участие. Соперничая в могуществе с принцами, городские власти порой брали на себя все расходы по размещению и содержанию гостей, строительству и украшению ристалища с трибунами, оплату музыкантов и герольдов.

Участвуя в подобных забавах, французские рыцари и средневековые войны рассматривали всего лишь как большие турниры. И горожане стремились не уступать им и в этом. По всей видимости «набольшие города Мо» - это зажиточные горожане, имевшие возможность приобрести дорогое рыцарское вооружение, и уже участвовавшие в городских турнирах. И вот они, вместо того чтобы организованными, сплоченными силами попытаться взять штурмом крепость Мо, собрались возле замковых ворот, и стали по очереди вызывать рыцарей на индивидуальные поединки, по всем правилам рыцарского кодекса чести, в духе знаменитых «па дармов» (вооруженная защита проходов). Рыцарей можно обвинять в чем угодно, но то что они были профессиональными воинами, умевшими и любившими сражаться, не вызывает сомнения. Уничтожив по одному этих «выскочек», рыцари уже довольно легко расправились с лишившимися руководства горожанами. Не следует осуждать рыцарей и за учиненный после этого разгром и грабеж. Это вполне соответствовало тогдашним представлениям о рыцарской этике, имущество врагов было законной добычей рыцарства.

На первый взгляд может показаться, что это эпизод был случаен, или является следствием неточного пересказа автором случившегося. Однако подобные прецеденты можно найти и в других случаях хотя бы в ходе той же самой «Жакерии». Перед последней битвой восставших крестьян с объединенным войском французских, английских и бургундских рыцарей, первые находясь в боевой готовности «держались с внушительным видом, в порядке, трубили в трубы, громко кричали «Монжуа» (старый боевой клич французского рыцарства - Авт) и имели множество знамен с изображением цветка лилии». Это все равно, что если бы в ходе Великой отечественной войны немецкие солдаты атаковали наши укрепления с кличем «Ура»! Войско крестьян непременно хотело сразиться с рыцарями по рыцарским же правилам. Гильом Каль не учел лишь того, что руководствуясь «рыцарским кодексом чести», Карл Злой не считал себя обязанным вести себя благородно по отношению, к своему незнатному противнику посмевшему поднять этот бунт.

Подводя итоги хотелось бы отметить тот факт, что несмотря на то что рыцарство постоянно критиковалось представителями «молящихся» и «работающих», особенно начиная с XIV века, все же рыцарская культура продолжала оказывать огромное влияние на повседневную жизнь средневековых людей. Рыцарские турниры получили такую известность и популярность, что стали любимы развлечением не только самих рыцарей но со временем и горожан. В богатых городах Италии, Нидерландов, Германии и др. турниры-беурды приобрели карнавальные черты и превратились в традиционные городские праздники отмечаемые и по ныне. В таких турнирах главным было не само сражение как таковое, в источниках им почти не уделяется внимание, а показ богатых одежд и драгоценностей, дорогих и хорошо обученных коней, т.е. демонстрация роскоши и желание горожан приобщиться к критикуемой и почитаемой одновременно рыцарской культуре.

Более того, даже в ходе реальных вооруженных конфликтов представители третьего сословия «работающих» пытались сражаться с рыцарями руководствуясь их кодексом чести и используя их боевые навыки и приемы. Рыцарский турнирный поединок, и все что с ним было связано, настолько прочно утвердился в умах людей того времени, что даже представители неблагородного сословия хотели хоть немного приобщиться к этому культурному феномену.

 

Автор: Басов И.И.