25.02.2012 6754

Государственное социальное страхование в системе социальной защиты населения

 

В повседневной жизни нам часто приходится слышать такие термины, связанные с прилагательным «социальный», как «социальное государство», «социальные права человека», «социальная защита». Чаще всего функции социального государства отождествляют с социальной защитой и социальным обеспечением. Однако это не совсем полно отражает сущность такого сложного государственного института. Именно такое понимание данного явления было распространено в советские времена. Сегодня такое частое использование данных понятий не является простой формальностью, а является отражением кардинального изменения общественно-политического устройства российского государства и, естественно, гражданский и социальных взаимоотношений людей.

Необходимо отметить, что социальное государство неразрывно связано с понятием социальной функции государства. Наиболее полно и эффективно социальная функция государства реализуется в социальном государстве. Тот факт, что Российская Федерация в ст. 7 Конституции РФ провозгласила себя социальным государством, позволяет нам рассматривать социальную функцию Российского государства. Обострение социальных проблем, поиск эффективных путей, создание условий для достойной жизни российских граждан потребовало нового осмысления социальной функции государства, в связи с чем, она стала одной из актуальных общетеоретических проблем современной науки, имеющих одновременно важное научно-практическое значение.

Рассматривая понятие социальной функции государства, можно выделить два подхода в ее изучении: «узкий» и «широкий». В толковом словаре СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «социальный - общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе» (Ожегов, Шведова, 1987).

Таким образом, практически каждую функцию государства (экономическую, политическую, идеологическую и т. д.) можно охарактеризовать как социальную, т. е. относящуюся к общественной жизни. Этим и объясняется тот факт, что социальными проблемами занимаются ученые различных направлений: юристы, экономисты, политологи, социологи, социальные психологи и педагоги и т. д. На наш взгляд, именно введение отдельного самостоятельного научного направления, связанного с решением общетеоретических и научно-практических проблем социального характера позволит более полно изучить данные проблемы.

Попытаемся дать обобщенную характеристику термина «социальный». Социальная сфера охватывает круг общественных отношений, которые можно охарактеризовать как сферу деятельности государства по созданию и обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности и развития общества. Государство по своей природе социально, оно не существует вне общества. Здесь особо хотелось бы подчеркнуть, что государство, создавая и обеспечивая соответствующие условия, не только поддерживает определенный уровень существования общества, но и создает предпосылки для его развития. В данном случае уместно было бы упомянуть о социальном страховании, которое является составляющим звеном социальной защиты населения и одной из функций социального государства. Так как социальная защита и, в частности, социальное страхование являются одним из государственных социальных институтов государства являющихся особым автономным элементом системы социального регулирования воспроизводства человека, а также позволяет сохранить стабильность общества и поддерживать достигнутый уровень своего существования.

Существует ряд мнений различных ученых о содержании понятия «социального государства» и его функций в отношении регулирования социальной сферы:

«социальное государство возлагает на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии и социальной защищенности граждан» (М.В. Баглай, 1994);

«деятельность социального государства должна быть основана на эффективной рыночной экономике, выполняющая социально-защитные функции, создающая условия для развития гражданского общества на принципах гуманизма, идеи которого состоит в политическом и правовом упорядочении жизни общества» (Константинова Л., 2002);

«главной задачей социального государства является достижение общественного прогресса, основанного на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности, посредством влияния на распределение экономических благ по принципу справедливости, обеспечения каждому достойного существования» (Кутафин О.В., 2000);

«социальное государство должно создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, служащее обществу и стремящееся свести к минимуму социальные различия» (Тимофеева Р.Г., 2000);

«важнейшей функцией социального государства политика социального регулирования, имеющее обязанности и несущее ответственность за свои действия в социальной сфере» (Баталов Э., 1997).

Проанализировав различные точки зрения на определение понятия «социальная функция государства», мы под социальной функцией государства понимаем обусловленные сущностью государства его способности и возможности к взаимоизменению в социальной сфере, и также обеспечивающие их реализацию средства и способы. Влияние социального государства на социальную сферу осуществляется по двум направлениям: стабилизационном и инновационном (расширение ресурсной базы за счет стимулирования прогресса). Реализация социальной функции проявляется в выполнении государством закрепленных за ним социальных обязанностей по обеспечению повышения уровня социальной справедливости в обществе, достойного уровня жизни и созданию равных условий для свободного развития и реализации потенциала каждого из его членов, защите социальных прав человека.

Одной из черт современного социального государства является выполнение им социальных обязанностей, в том числе повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. Следует констатировать, что социальная функция социального государства не сводится к отдельной узкой функции государства, направленной только на отдельные уязвимые группы общества. Ее специфика видится в регулировании государством комплекса универсальных социальных отношений, складывающихся в обществе, и в обеспечении условий для полноценного развития всех социальных групп и индивидов, согласовании их интересов. Это подчеркивается и Г.В. Атаманчуком (1996), считающим, что «лишь учет всего многообразия потребностей, интересов и целей, поиск точек соприкосновения между ними, стремление к их гармонизации позволяют власти исполнять свои социальные функции и добиваться уважения и поддержки в обществе» (Атаманчук, 1995).

В связи с этим, социальная функция государства направлена на обеспечения повышения уровня социальной справедливости в обществе, достойного уровня жизни и создания равных условий для свободного развития и реализации потенциала каждого из его членов.

Данный подход, во-первых, отражает предназначение социального государства; во-вторых, совпадает с международными нормами, которые закрепляют обязанность государства обеспечивать достойный уровень жизни своих граждан (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных, и культурных правах); в-третьих, соответствует общенаучной характеристике данного понятия.

Целесообразно рассмотреть социальную функцию на примере российского государства. Российская Федерация, провозгласив себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, конституционно закрепила свою сущностную характеристику: социального государства. При этом данное определение помещено в главе 1 Конституции РФ, что придает ему особый статус. Вопрос о сущности социального государства особо актуален для современной России, т. к. она находится в периоде становления и развития демократических, правовых и социальных начал государственности. Можно констатировать здесь, что в нашей стране происходит становление социального государства. Это процесс постоянный и непрерывный, требующий адекватного подхода в любой новой, изменяющейся обстановке. Вопрос справедливого сочетания потребностей людей и возможностей их удовлетворения - динамичное явление и существует постоянно.

Социально ориентированная государственная политика закреплена как конституционный принцип, что устанавливает ответственность государства за ее реализацию. В этой связи, некоторые авторы считают, что в настоящее время в России назрела необходимость принятия рамочного федерального закона «О социальной политике в Российской Федерации как социальном государстве». В частности, Н.Н. Гриценко (1999) отмечает, что данный закон должен установить: «направления государственной социальной политики на этапе становления основ социального государства; основные принципы его функционирования; распределение сфер и ответственности федеральных органов, органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления за проведение социальной политики; вопросы, относящиеся к совместному ведению, а также финансового, кадрового, научного, информационного, правового и организационно-технического обеспечения активной социальной политики и другие» (Гриценко, 1999).

В то же время, изменение подхода к анализу социальных проблем и роли государства в их решении, позволяет принципиально иначе посмотреть на сущность и приоритетность социальной политики в более широком контексте функционирования государства. В этом плане социальная функция государства приобретает особую актуальность. Как справедливо отмечает Л.Константинова (2002): «Под социальной политикой многие сегодня понимают лишь государственную поддержку социально уязвимых групп населения, тем самым, отождествляя социальную функцию с социальной защитой и социальным обеспечением населения. Такое зауженное понимание на практике приводит к свертыванию социальных функций государства и снижению его ответственности за протекание социальных процессов в обществе, за динамичное социокультурное развитие всех своих граждан, за рост их благосостояния и качества жизни. В последние годы мы как раз и являемся свидетелями того, как зауженное понимание сущности социальной политики выливается в смещение приоритетов государственной деятельности, в искажение социальных ценностей государства, в свертывание социальных программ и мероприятий» (Константинова, 2002).

Основные вопросы российского государства на современном этапе -это уравновешивание рыночных отношений надежной системой социальной защищенности, обеспечение не только минимально необходимых жизненных интересов, но и создание условии для всестороннего развития личности, а через нее всего общества и государства. Считаем целесообразным подчеркнуть, что наряду с указанным, принимаемые государством целевые, производственно-потребительские программы должны сочетаться с другими программами, в том числе программами по стабилизации уровня жизни, занятости, жилищного строительства, социального страхования, охраны труда, социального партнерства, приватизации, развития социальной сферы, информационного обеспечения, развития кадров. Причем осуществление этих программ не должно строиться на административно-командных методах. Под каждую программу необходимо законодательными мерами создать механизмы, стимулы и условия, побуждающие инвесторов, производителей, индивидуальных вкладчиков привлечь и сосредоточить силы и средства на производстве социально значимых товаров и услуг. Это и будет означать социальную ориентацию, поворот экономики и ее реформ лицом к человеку, что, в свою очередь, повлияет на состояние социальной базы реформ. Социальная база реформ, как и их социальная результирующая во многом будет определяться процессом формирования и функционирования системы социального партнерства как основного регулятора социально-экономических отношений в условиях рынка.

В этой связи, под социальной политикой мы понимаем систему целенаправленных государственных мероприятий по регулированию отношений между индивидами, различными социальными группами населения в части повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, свободного развития, что в свою очередь будет способствовать росту эффективности функционирования экономики, иных сфер государства.

Анализ нормативных документов, определяющих развитие социальной сферы в России, позволил установить, что приоритетными задачами преобразований в данной области общественных отношений является создание необходимых условий для реализации социальных прав человека, обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ. Как видно из поставленных нашим государством целей в области социально-экономической политики, в настоящее время социальная функция государства наполнилась новым содержанием, что связано с движением России к правовому демократическому социальному государству.

Таким образом, в содержание социальной функции современного российского государства мы включаем эффективную социальную политику и социальное планирование и социальную защиту.

В научной литературе (М. Лепихов, 2000) под социальной защитой понимается «политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств... система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, т. е. его материальной обеспеченности на уровне культуры» (Лепихов, 2000).

Таким образом, социальная защита - это не только социальное обеспечение, но и комплексная система мер правового, социально-экономического и организационного характера. В частности, социальная защита российского государства включает:

а) государственную поддержку социальной сферы: образования, науки, культуры, здравоохранения, материнства, отцовства и детства, массовой физической культуры, спорта, туризма и т. п.;

б) создание и обеспечение финансовой устойчивости систем социальной защиты (пенсионной, социального страхования, социального обслуживания, занятости и др.);

в) создание эффективного рынка труда;

г) регулирование сложных проблем социальных отношений, таких как комплекс взаимоотношений труда и капитала, социальное партнерство, уменьшение неоправданных различий в доходах населения, обеспечение стабильности в обществе и др.;

д) создание государством посредством развития иных сфер общественной жизни (экономики, политики и т. д.) для каждого равных условий при реализации социальных прав и их защите и т.п.

При этом основными конституционными социальными обязанностями России являются:

охрана труда;

установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

развитие системы социальных служб;

установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

В социальном государстве посредством реализации социальной функции должны создаваться достойные условия жизни каждому человеку для его свободного развития, в том числе и его правовой комфортности. Под правовой комфортностью в данном случае мы понимаем формирование новой модели правового положения личности, создание эффективного механизма не только преодоления ее отчуждения от власти и собственности, но и активного включения каждого человека во все сферы активной человеческой жизнедеятельности на всех уровнях ее проявления, в том числе и социальную сферу, а через нее общества (в т. ч. всех социальных общностей) и самого государства (всех его сфер). Должен обеспечиваться достаточный уровень социальной защиты социально уязвимых лиц, объективно лишенных возможности самостоятельно обеспечить себе и своей семье достигнутый обществом уровень материальной и духовной жизни (безработных, пожилых, инвалидов, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов - беженцев и вынужденных переселенцев), а также укрепление социальной справедливости и солидарности в обществе. Соответственно должны обеспечиваются социальные права и свободы человека, и приниматься меры для недопущения резкого социального неравенства (Бондарь Н.С., 1997).

Развитие социальной сферы невозможно без развития других сфер общественной жизни: экономической, политической и др. Социальная функция не существует сама по себе вне взаимосвязи с иными функциями государства. Только эффективное комплексное функционирование может помочь государству в решении социальных проблем.

Анализируя сложившуюся ситуацию в социальной сфере, можно заметить, что большинство социальных прав человека в настоящее время нарушается. Так, например, не соблюдается право на труд. Условия труда в большинстве бюджетных организаций и предприятий не соответствуют требуемому уровню. Крайне неблагоприятная обстановка в коммерческих фирмах, негосударственных организациях. Положения Трудового кодекса РФ работодателями не соблюдаются. Оплата труда работников производится без регистрации трудовой книжки, заявления о приеме на работу и т. п.

Таким образом, в социальной сфере особенно заметно невыполнение государством международных обязательств и конституционных норм, призванных обеспечить социальные права человека, в том числе право на достойную жизнь. Как вполне справедливо в данной связи заметил М. Лепихов: «Реализация социальных гарантий - одна из наиболее острых проблем в России».

Существует множество точек зрений на то, что же является причиной такого положения дел в социальной сфере на данном этапе. Особый интерес, на наш взгляд, представляет мнение Л. Константиновой (2002), которая считает, что «проблемой сегодняшней России является то, что здесь не просто происходит видоизменение модели социальной функции или поиск наиболее адекватных изменившимся условиям способов ее реализации, а осуществляется попытка кардинальной смены одной крайней модели социального государства на другую, то есть резкий переход от максимально огосударствленной, перераспределительной социальной политики к полностью либерализованной, индивидуализированной социальной политике» (Константинова, 2002).

В данной связи нам хотелось бы подчеркнуть, что если страны Запада в своем развитии шли от господства рыночных структур к государственному регулированию тех или иных, в том числе социальных процессов, то российский путь к рынку лежит наоборот, в преодолении государственного монополизма. В течение десятилетий основные меры социальной политики разрабатывались исключительно государством и воплощались в жизнь через контролируемые им социальные институты. Российское государство унаследовало от советского периода определенный запас социальных идей и опыта их практической реализации. Вместе с тем оно переживает сейчас качественно новый этап в развитии государственного регулирования социальной сферы. Поэтому осуществление традиционных и новых для нашего государства функций в современных условиях, отхода от административных методов управления, нуждается в принципиально иных механизмах.

В научной литературе отмечается, что «основными причинами сложившейся ситуации в социальной сфере является: неприятие индивида как активного субъекта социальной политики; переоценка государством своих возможностей при принятии социальных обязательств; отсутствие условий для психологической перестройки населения к темпам проводимых реформ; несогласованность социальной политики с осуществляемыми в стране экономическими преобразованиями; бессистемность решений, касающихся социального обеспечения» (Мазаева, 2001).

Решением основных социальных вопросы российского государства на современном этапе является уравновешивание рыночных отношений надежной системой социальной защищенности, обеспечение не только минимально необходимых жизненных интересов, но и создание условий для всестороннего развития человека, и через него всего общества и государства.

В данном контексте немаловажно коснуться такого вопроса, как социальные права человека. Социальное государство (как и правовое государство и гражданское общество) имеет главный ценностный ориентир - права человека. Права человека органично вплетены в общественные отношения, они являются нормативной формой выражения меры свободы индивидов, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, конфликтов. Права человека нормативно формулируют не только условия и способы жизнедеятельности людей, но и границы свободы человека, которые позволяют индивиду реализовать свои права, не ущемляя права и интересы других людей. Права человека - показатель зрелости демократических, правовых и социальных основ государства, его «качества», способности обеспечения свободной и достойной жизни людей во всех сферах их жизни - политической, личной, социальной, экономической и культурной.

В российском обществе права человека - это пока еще ценностный эталон, хотя и обозначенный в Конституции, но трудно достижимый. Причина этого - не только исторические традиции России, в которой права человека никогда не занимали достойного места ни в общественном сознании, ни в государственной практике. Она коренится и в нынешней ситуации, когда «распалась связь времен», происходит стихийное, подчас анархическое становление рыночной экономики, отсутствует финансовая база обеспечения прав и свобод граждан, общественное сознание противоречиво и конфликтно. К тому же государственные структуры пока еще далеки от осознания значимости прав и свобод человека. Озабоченность собственными интересами заслоняет от них конституционное требование, согласно которому признание, соблюдение и защита прав человека -обязанность государства (Лукашева, 2002).

Мировое сообщество по-иному смотрит на данную проблему. На развитие представлений последнего о правах и свободах человека в настоящее время оказывают большое влияние общетеоретические установки. В частности, широкое распространение получили идеи выдающихся мыслителей прошлого - Г. Гроция, Т. Джефферсона, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Пейна, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спинозы и др., согласно которым права человека объективно присущи ему, являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми, имеют непосредственное отношение к вопросу о характере взаимосвязей между индивидом и государством. В качестве разумной и справедливой они представляют такую модель взаимоотношений индивида и государства, когда гарантируется невмешательство государства в область прав и свобод человека, его автономия.

Особое место в ряду социальных проблем современности занимает проблема признания и обеспечения, социальных прав. В современной литературе (В.А. Иваненко, B.C. Иваненко, 2003 и др.) высказывается точка зрения, согласно которой в России «на первое место выходят сегодня не естественные права и свободы граждан, что характерно для классической англо-американской модели либерального государства, а социальные права граждан, когда государство обеспечивает приемлемый минимум условий для жизни, достойной человека (право на бесплатное образование и медицинскую помощь, право на труд и пенсию по старости, пособие при наступлении определенных социальных рисков и т.д.)» (Иваненко и др., 2003).

Существующая дисгармония между провозглашением, нормативным закреплением и реальным осуществлением основных прав человека -социальных требует теоретического осмысления данной проблемы. Коллектив авторов Комиссии по правам человека при Президенте России и Института государства и права РАН в исследовании «Права человека» (1996), отмечают: «социально-экономические права (наряду с культурными)... касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды» (Права человека).

В.В. Лазарев (1949), рассматривая данную группу прав, отмечал важность социально-экономических прав для государства и личности. Так, он считает, что права и свободы, входящие в группу социально-экономических, являются «основой всех иных прав и свобод и потому образуют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие» (Лазарев, 1949).

Под социально-экономическими правами и свободами М.Н. Марченко (1996) понимает «возможности личности в сфере производства и распределения, материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека» (Марченко, 1996).

В Большом юридическом словаре (2002) социальные права трактуются как «совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов» (Большой юридический словарь, 2002).

Наиболее полную характеристику социальных прав дает Н.В. Путало (1999), определяя социальные права как «естественные, неотчуждаемые возможности, гарантирующие защиту и поддержку со стороны общества и государства в случае объективной невозможности самостоятельно обеспечить достойные условия существования для себя и своей семьи, обеспечивающие доступность элементарных благ цивилизованного общества» (Путило, 1999). Данное определение позволяет обособить социальные права от иных групп прав человека, подчеркивая при этом их индивидуальное, специфическое содержание.

Попытаемся, используя все рациональное в оценках, взглядах, научной литературе, нормативных источниках, дать свое определение социальных прав, не претендующее на универсальность. Под социальными правами мы предлагаем понимать систему субъективных прав человека, обеспечивающих возможность каждому реализовывать способности, поддерживающие стабильность общества, достойную и безопасную жизнь индивидов, их свободное развитие.

Осуществление гражданских и политических прав взаимосвязано с обеспечением социальных прав. Как отмечается Комитетом по экономическим, социальным и культурным вопросам, «осуществление гражданских и политических прав может быть обеспечено лишь в том случае, если каждому человеку будут предоставлены надлежащие и равные возможности удовлетворения всех жизненных первичных потребностей в труде, питании, жилище, охране здоровья, образовании и культуре» (Права человека, 1996).

Таким образом, государство обязано обеспечивать и защищать все права граждан, так как они взаимосвязаны и неделимы. Данный факт подчеркивается в Венской декларации и Программе действий, принятой Всемирной конференцией по правам человека 25.06.1993 г. В данных документах указывается, что «все права универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны... все государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы» (Всемирная конференция по правам человека, 1995). Действительно, не решив социальные проблемы человека, невозможно рассчитывать на его активность в общественно-политической сфере. Любые признанные и гарантируемые государством в законодательном порядке права, свободы и обязанности не должны противопоставляться или трактоваться в ущерб другим, поскольку в своей совокупности они образуют правовой статус человека. При этом, очевидно, что реализация социально-экономических прав людей связана с долговременной целенаправленной государственной политикой, конституционным строем, способным связывать народ с государственными органами, рациональным характером государственности.

Социальные права не существуют обособленно от других прав. Являясь комплексным, межотраслевым институтом, социальные права органично взаимодействуют с иными правами и свободами человека, в том числе коллективными. Они занимают важное место в системе прав человека. Во избежание разбалансирования необходима внутренняя согласованность всех элементов системы прав человека. Государство, определяя приоритетность какой-либо группы прав, способно нарушить целостность системы прав. В связи с чем, оно должно стремиться к такому регулированию прав человека, которое обеспечит наиболее эффективное функционирование всей данной системы. На наш взгляд, именно социальное государство в состоянии обеспечить баланс между социальными и иными разновидностями прав человека.

В целях осуществления дальнейшего исследования нам необходимо выяснить, какие же права попадают под определение «социальные». В науке, литературе и практике не существует единства мнений относительно системы социальных прав. Их перечень размыт и не точен. В международных нормативных правовых актах, так же, как и во внутригосударственных источниках права, классификация социальных прав разнится. Не претендуя на полноту освещения данной проблематики, приведем в качестве примера некоторые варианты классификации данной системы прав. Так, в специализированном основополагающем международном правовом акте о социальных правах - Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., - закреплены следующие основные социальные права: право на труд; право на справедливые и благоприятные условия труда; право на создание профсоюзов; право на социальное обеспечение; право семьи, матерей и детей на охрану и помощь; право на достаточный уровень жизни; право на здоровье; право на образование.

Однако развитие государств, новое осмысление данной категории прав потребовало иного подхода к классификации социальных прав. Так, в Европейской социальной хартии, принятой в 1996 г. их перечень значительно расширился. Так, к социальным правам были отнесены: право на труд; право на справедливые условия труда; право на безопасные и здоровые условия труда; право на справедливое вознаграждение; право на организацию; право на коллективные переговоры; право детей и молодежи на защиту; права работающих женщин на охрану материнства; право на профессиональную ориентацию; право на профессиональное обучение; право на охрану здоровья; право на социальное обеспечение; право на социальную и медицинскую помощь; право на социальное обслуживание; право нетрудоспособных лиц на независимость, социальную интеграцию и на участие в общественной жизни; право на социальную, юридическую и экономическую защиту семьи; право детей и молодежи на социальную, юридическую и экономическую защиту; право заниматься приносящей доход деятельностью на территории других государств; право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь; право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола; право на информацию и консультации; право участвовать в определении и в улучшении условий труда и производственной среды; право пожилых людей на социальную защиту; право на защиту при увольнениях; право работников на защиту их требований в случае банкротства предпринимателя; право работника на защиту своего достоинства во время работы; право работников с семейными обязанностями на равные возможности и равное обращение; право представителей работников на защиту и льготы на предприятиях; право работников на информацию и консультации при коллективных увольнениях; право на защиту от бедности и социального остракизма; право на жилье (Большой юридический словарь).

В научной литературе существующий «разброс» мнений также не позволяет классифицировать социальные права. Так, некоторые исследователи (Ковешников Е.М., Марченко М.Н., Стешенко Л.А., 1999), характеризуя социальные права, упускают из виду даже такие права, как право на образование, которое относят к культурным правам, право на труд, причем отдельные авторы (Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштейн К.Л., 2000) относят данное право к экономическим правам и т. п., одни выделяют право на социальную защиту, другие именуют его правом на социальное обеспечение.

Мы считаем, что классификация социальных прав необходима, но расширенное перечисление правомочий, составляющих отдельные права, не имеет смысла, так как конкретизация может осуществляться до бесконечности, где каждое правомочие будет рассматриваться как отдельное право. Так, например, право на труд может конкретизироваться вплоть до права на возмещение морального вреда, причиненного работнику и т.п. В приведенной выше классификации право на защиту от безработицы; право на свободный выбор труда; право на безопасные условия труда; право на равную оплату за равный труд; право на равную возможность продвижения в работе; право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение; право на трудовые споры и забастовки; право на разумное ограничение рабочего времени; право на отдых и досуг; право на оплачиваемый периодический отпуск можно отнести к праву на труд. А право матерей на социальную защиту; право детей и подростков на социальную защиту; право пожилых людей на социальную защиту и помощь; право на социальное обеспечение при утрате средств существования - к праву на социальную защиту. Таким образом, мы присоединяемся к авторам, которые ограничиваются перечислением социальных прав без их дополнительной конкретизации. Дополнительное изучение содержания конкретных прав - удел специализированных наук: трудового, жилищного прав, права социального обеспечения, образовательного права и т. п., а их обобщение присуще теории права.

Итак, на основании вышеизложенного, к социальным правам мы относим: право на достойную жизнь; право на труд; право на здоровье; право на жилище; право на развитие; право на образование; право на информацию и участие в решении вопросов, касающихся личности; право на благоприятную окружающую среду; право на поддержку и защиту семьи; право на социальную защиту; право на постоянное улучшение условий жизни и труда.

Следует отметить, что социальные права в настоящее время выступают как важнейшая конституционная цель развития многих государств, как основной признак социального государства, основа его функционирования и как естественная потребность и субъективные права каждого человека. Для современной России проблема социальных прав особенно остра, в том числе и в связи с провозглашением в ст. 7 Конституции Российского государства социальным.

Обобщая вышесказанное, определим свою точку зрения. Во-первых, выбор конкретной модели социального государства всегда зависит от исторических, социокультурных и экономических условий, а также определяется конкретным типом общественно-политического устройства государства, его идеологическими, духовными принципами, особенностями исторического развития.

Во-вторых, специфически-национальный путь развития России обусловлен не какими-то сверхъестественными обстоятельствами. Хотя в дискуссионном плане это обсуждаемые вопросы. Специфика российского развития состоит в исторических особенностях самой России, сложившихся общественных структурах и государственных институциях. Особенно это касается статуса государственности российской державы. Именно это в ее истории позволило, особенно на переломных моментах, достичь фантастических для классического Запада и Востока прорывов. Касаясь нашей непосредственной темы, это позволило российскому образованию, как элементу социальной сферы, стать идей, но притягательным и эталонным в мировом, глобальном исчислении. Взаимозависимость элементов функционирующей системы, позволяет нам констатировать, что изменение российским государством своего отношения к социальной сфере, восприятие ее не только как затратной сферы, но и ресурсной базы общества и государства, обеспечение прогрессивного развития социальной функции государства будут в свою очередь способствовать прогрессу самого государства.

В-третьих, необходимыми предпосылками становления социального государства в России должно стать его реальное развитие в качестве демократического и правового.

В-четвертых, содержание социальной функции зависит от избранной модели социального государства, уровня развития в нем личности, общества и самого государства. Поиск модели «устойчивого развития» общества и государства, призванной обеспечить поступательное общественно-политическое развитие, равенство, свободу, социальную справедливость в России - долгий и трудный процесс. Необходим взвешенный подход к поиску баланса между интересами рыночной экономики, государства, личности и социальных общностей. Обязанности государства по отношению к людям с ограниченными возможностями неоспоримы. Однако в отношении остальных, здоровых людей нужен, на наш взгляд, предел опеки ими государства, иначе мы получим иждивенцев, требующих от государства обеспечения их социальных прав и не дающих ничего взамен. А так как государство само эти блага не производит, а лишь перераспределяет коллективный продукт, то в итоге получится эксплуатация эффективно работающих людей не умеющими или не желающими трудиться эффективно.

В-пятых, формирование социального государства в России должно осуществляться на основе эффективной и целенаправленной социальной политики. При этом решение социальных проблем, в том числе связанных с признанием и обеспечением социальных прав человека должно стать важнейшей первостепенной задачей России, как социального государства.

 

АВТОР: Харина Л.В.