27.02.2012 4399

Особенности и роль политической культуры женщин на Северном Кавказе

 

Как известно, Северный Кавказ - это многонациональный регион Российской Федерации. Все субъекты этого региона объединяет единство правил, соответствующих Основному Закону - Конституции Российской Федерации. Исторически так сложилось, что вместе с Россией народы Северного Кавказа пережили и переживают горести и радости многонационального народа Российской Федерации. Россия переживает нелегкие времена. Особенно это ощущается на Северном Кавказе, в силу геостратегического расположения. Управление в таком уникальном регионе, имеющем свою специфику, связанную не только с особенностями геополитического расположения, но также с этнической идентичностью и историческими традициями, обуславливает тесное переплетение решаемых государственно-правовых и административных задач с национальными. Процессы, происходящие на Северном Кавказе необходимо регулировать на федеральном уровне власти согласно Конституции Российской Федерации.

Долгие годы был разрыв в развитии и усвоении национальной культуры. Сейчас идет осмысление духовного наследия у всех народов, возвращаются новые пласты национальной культуры, долгое время формировавшейся и сохранявшейся в различных континентах земного шара. В последнее время вышли из печати многие книги о духовной культуре народов Северного Кавказа, её истоках, тенденциях развития, достижениях и промахах. Одной из таких интересных книг является монография А.Ю. Шадже. Автор пишет: «Сохранение и воспроизведение национальных ценностей представляет собой не единовременный акт, а длительный процесс. Оно должно базироваться на единстве общечеловеческих ценностей. Этого требует нынешнее время, когда планета, в том числе и наше общество, вступили в новую стадию развития. Ни одна национальная ценность по своей природе не может быть внедрена, навязана «сверху». Она «вырастает снизу», складывается и оформляется на эмпирическом уровне. А то, что касается взаимовлияния человека и национальных ценностей, то в жизни каждого инвалида одновременно имеют место ценности, сохраняющие силы прошлого в настоящем и передающие их будущему». Конечно, все эти и многие другие детерминанты имеют немалую значимость в процессах формирования этносоциального и национального самосознания. Они способствуют активному развитию духовно-нравственных ценностей. Национальная жизнь и культура межнационального общения в последние годы на Северном Кавказе сильно изменилась, как и самосознание народов, проживающих в этом регионе, их менталитет тоже становится иным, поскольку экономический и социально-культурный опыт многих наций находится в процессе модернизации, и усиливаются поиски моделей его усовершенствования.

Подъем уровня национальной культуры на современном этапе будет во многом зависеть от поликультурного образования в современной России и подлинной демократизации общества, главным стержнем которых должна быть национальная идея, как движущая сила, базирующаяся на основных социальных и нравственных законах национальной жизни. Национальная идея -не есть исключительное явление северокавказской цивилизации, она неотъемлемая часть общечеловеческих идеалов, принципов и норм, которыми должны руководствоваться сограждане любого этноса. Сейчас идет поиск новых этносоциальных ориентации, нахождение эффективных каналов взаимодействия с культурами мира, России и СНГ. Завершение этих взаимосвязанных диалектических процессов требует немало времени, духовных сил и социальной активности народов Северного Кавказа. И здесь особую роль должны сыграть женщины данного региона.

Развитие национальной культуры и возрастающий интерес к истории своего народа - один из ярких примет сегодняшней действительности. Народы Северного Кавказа создали богатую духовную культуру, которая занимает достойное место в системе мировой цивилизации. Исследование общих закономерностей и специфических особенностей вхождения северокавказского этнокультурного феномена в систему мировой цивилизации имеет большое научно-практическое значение в осмыслении горских народов, их этнических культур, в формировании правильного исторического сознания, нравственных идеалов и национальных ориентации, а также в стабилизации и межнациональных отношений.

Многовековая история свидетельствует о том, что народы Северного Кавказа относились друг к другу с большим уважением, и имели дружественные и родственные связи, обменивались материальными и духовными ценностями. Все это способствовало формированию уникального биоэтногенетического феномена, развитие менталитета горских народов. В этногенезе народов Северного Кавказа очень много общего. Тысячелетиями формировался социально-психологический и этнокультурный феномен горских народов. В результате этого происходило взаимообогащение духовно-нравственных ценностей, взаимопроникновение нравов и обычаев, этнокультур различных народов, что явилось основой этнопсихологической совместимости этносов кавказской цивилизации.

Все это свидетельствует об открытости культуры и образования, взаимопроникновения и заимствовании обычаев, традиций, нравов различных народов в процессе развития культур. Морально-этнические ценности горских народов формировались на протяжении всей их истории. Горские народы вовлекались в орбиту всех крупных социально-экономических, военно-политических и культурных процессов, происходивших между Востоком и Западом. В «философии истории» Гегель высоко оценил кавказскую цивилизацию и вхождение ее во всемирную историю. Каждый из народов Северного Кавказа имеет свою историю, свой язык, свою самобытную культуру. Данные археологии и летописей свидетельствуют о давней связи каждого народа с русским народом. У каждого народа это взаимодействие имеет свою историю.

Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами «разделённых народов», на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.

На межнациональные отношения серьёзное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений. В условиях демократизации многонациональной страны и суверенизации её народов, когда на карту ставятся исторические судьбы народов Северного Кавказа, очень важны поиски путей их сближения на новых демократических принципах. Народы Северного Кавказа традиционно были близки между собой. Накопленные предками духовные ценности, самобытная культура каждого народа не должны оставаться принадлежностью только своего народа. Это особенно необходимо в наше время, которое называют смутным. Время, когда и общество, и индивид перегружены разного рода невежественными стереотипами, атрибутикой низкопробной массовой культуры, не просвещающей, а развращающей россиян. И сегодня очень важно, чтобы мысли наши были созидательными, стимулирующими сотворчеством народов и культур и служили бы собиранию народов и территории, а не их взаимоотторжению.

Северный Кавказ - наиболее развитый в культурном отношении регион страны. Здесь высокая концентрация учреждений профессиональной культуры и высшего образования, а также научных кадров. В значительной степени «нагрузку» по урегулированию вопросов взаимоотношений населения республик Северного Кавказа, могла бы быть снятой, если бы располагали хорошими знаниями друг о друге: об истории народов, их культуре, традициях, обычаях, традиционных ремеслах. А то получается, что живем бок о бок, но знаниями располагаем мизерными. Нужны материалы о народах, об их материальной и духовной культуре, передачи по телевидению, региональные газеты.

На наш взгляд, немаловажную роль играют специфические приемы регулирования общественной жизни. Регуляторами могут выступать различные системы социальных норм, традиций и обычаи, исторический опыт, право и мораль. В то же время нельзя не видеть, как на наших глазах ломаются веками сложившиеся культурные отношения: этнопсихологическая совместимость, как исторически неотъемлемая черта образа жизни, различных народов, национальная терпимость.

Нравственная воспитанность и этическая культура человека складывается на основе традиций, обычаев и нравов народов, на всем традиционно унаследованном опыте и жизни предыдущих поколений. Традиции и обычаи являлись важнейшим средством в воспитании нравственности, общечеловеческих черт, в деле укрепления взаимной ответственности между поколениями, и особенно, ответственности перед будущим, признавая достоинства и ценности человека.

Огромную роль в воспитании подрастающего поколения всегда имело и имеет общественное мнение. Чрезвычайно важной опорой общественного мнения являлись обычаи, нормы, традиции, выработавшиеся веками и тысячелетиями и передававшиеся от одного поколения к другому. Они существенно облегчали его функционирование, поскольку заключали в себе готовые критерии, основания для определения коллективного отношения к различным сторонам и явлениям жизни.

Однако подобно тому, как власть старейших и главы рода находились под сильным влиянием власти общественного мнения, так и регулирующее влияние традиций, норм и обычаев исторически складывалось под воздействием общественного мнения, осуществлялось через него. Иначе говоря, наиболее активной, свободной, а потому ведущей стороной в их взаимодействиях, в конечном счете, по природе своей всегда оставалось общественное мнение. Это объяснялось, во-первых, тем, что именно через его многократные акты одобрения и осуждения однотипных явлений и аспектов жизни происходила кристаллизация определенных норм, традиций и обычаев. В этом смысле они всякий раз регулировали первобытные общественные отношения как бы из прошлого, а общественное мнение, опираясь на прошлое, регулировало эти отношения в настоящем с прикидкой на будущее. Во-вторых, нормы, традиции и обычаи продолжали жить и переходить от поколения к поколению именно потому, что активно воспринимались, поддерживались и свято оберегались общественным мнением каждого нового поколения. И даже то, что на каком - то этапе экономическая необходимость вынуждала общественное мнение родового коллектива мириться с некоторым обновлением (изменением) существовавших тысячелетиями традиций, норм и обычаев и поддерживать рождение новых, доказывает одно - неизменно ведущую роль общественного мнения как социального регулятора. Особое место в общественной жизни занимали мудрые женщины. Горцы высоко ценили ум, красоту женщин, её роль в обществе и семье как хозяйки дома. Такая женщина была в высокой чести всего общества.

Представления о такой идеальной женщине, хозяйке дома, отразились в эпосе ингушей. Образ подобной героини мы находим в сказаниях о жене Барахой Канта, которая всегда выручает из сложного положения. Она не дает разгореться конфликту, возможной войне из-за неё, освобождает «страну» от ига грузинского царя, высоко поднимает честь и достоинство своего мужа, всей «страны». В сказание жена Бархой Канта изображена как женщина ничем не уступающая мужчинам. Более того, она превосходит их умом, смелостью, благородством.

Большой интерес представляет и предание о Тайми Биболте. Когда князя попросили его назвать основную причину того, почему он стал известен как «хороший мужчина», говорят, он ответил: «Основной причиной того, почему меня чтит «вся страна», является то, что меня чтит моя жена. Когда моя жена стала меня почитать и уважать, то меня стали уважать дети, семья. Когда меня стали уважать соседи, то стало уважать всё село. Когда меня стало уважать все село, то стала уважать и почитать вся страна. Честь мужа оберегает жена. Нет ничего зазорного в том, чтобы помогать своей жене, подметать двор. Оттого, что станешь избивать свою жену, мужчиной не станешь». Здесь в уста знаменитого героя Тайми Биболта народ вкладывает свои представления об идеальной хозяйке, создающей мужчине доброе имя. Из предания видно, как высоко в горском обществе ценилась эта роль женщины. В то же время старуха должна была встать, если входил мужчина любого возраста, не имела права пересекать дорогу ему. В этом проявлялась определённая противоречивость женщины: с одной стороны её почитали (вставали при её появлении, уступали правую почетную сторону), с другой стороны - независимо от своего возраста, она должна была оказывать уважение мужчинам. Однако, для самих ингушей противоречия в этом не было, поскольку в этом проявлялся принцип взаимоуважения людей в обществе. На наш взгляд женщины по своей природе всегда стремиться к умиротворению, спокойствию, стабильности, не принимают поспешных решений, склонны к гуманизму, миролюбивы - это самые положительные качества необходимые для решения спорных ситуаций.

Профессор Н.К. Яковлев записал ингушскую народную песню о мальчике Гади, которая в художественной форме раскрывает традиционное гостеприимство. Содержание её таково. За сына Олдана - мальчик Гади - еще при жизни отца была засватана кабардинская княжна. Однажды к нему одновременно пришли с тремя важными известиями: о том, что вечером его посетят кунаки (друзья) его покойного отца из Кабарды, о том, что в это же время убийца его отца будет переходить мост и, наконец, о том, что его невесту этой ночью отдадут замуж за другого мужчину. Гади растерялся, не зная, что важнее решить раньше всего. На помощь ему пришла мать. Она сказала: «Пусть уходит твой враг: настанет час, и покорит его твое пуля, и княжна не уйдет от тебя, если суждено тебе жениться на ней. Но кунаков надо принять так, как принимал их всегда твой отец. Это самое важное и неотложное дело. Гади последовал совету матери и с почетом принял гостей. И только уложив гостей спать, Гади выполнил и остальные свои обязанности: рассчитался с убийцей, успел прийти на помощь невесте. А утром с помощью гостей уладил миром все дела. Это придание подчеркивает то значение, которое в народе придают обычаю гостеприимства, а также подчеркивается роль женщины как мудрого наставника, хранительницы народных обычаев и традиций.

Здесь представляет интерес обратиться к письму князя А.И. Боярского к своему приемнику, наместнику Кавказа, великому князю Михаилу, где он отмечал, что «воспитание туземных женщин должно занимать первое место в деле полного и окончательного умиротворения края, поскольку женщина по влиянию своему на семейство, как на хранилище народных нравов и обычаев, действует одинаково на привычки дитяти, возмужалого и старца». Чувство уважения к старшим прививалось с малых лет не только внушением, а тем, что взрослый старался собственным примером прививать детям высокие нравственные и моральные качества. В повседневной жизни члены семьи, родственники, соседи объясняли детям, как им следует себя вести со старшими, указывали на допущенные ими промахи, осуждали также их поступки, которые шли вразрез с правилами приличия. Кодекс чести представлял собой пять основных качеств: ум, благородство, щедрость, смелость, стремление к счастью.

Ярким примером для достойного воспитания молодого поколения были обычаи гостеприимство, куначество, побратимство и другие.

«Верность долгу гостеприимства - писал и Яковлев, - еще сохранялась у ингушей от тех древних времен» когда этот обычай был единственным средством упорядочения и развития торговли и сношений между отдельными племенами. Опасные тяжелые горные дороги, отсутствие общественных и частных учреждений предприятий в виде гостиниц или хотя бы постоялых дворов породили молчаливый, как бы негласный договор, сущность которого обязательна, внимательная заботливость домохозяина, о возможном удобстве и безопасности гостя, раз таковой зашел к нему. В определенные времена горское гостеприимство приобретало и широкий политический смысл. Гонимые царской администрацией, угнетенные люди разных национальностей находили приют и гостеприимство в горах у сочувствующих им горцев. По понятиям горцев, гость - лицо священное для них. Обязанности гостеприимства распространялись на любого мирно вошедшего во двор дома или вступившего на землю, принадлежащую хозяину. Законы гостеприимства распространялись и на иноплеменника. «Приезжего в аул русского все почтенные жители встречают пожатием руки, уезжающего нередко провожает почтенная хозяйка, желая ему счастливой дороги».

Строгое соблюдение обычая гостеприимства требовалось от всех горцев, как состоятельных, так и бедных.

Несмотря на самую жалкую обстановку жилища, нищету, бедность, встречаемые почти на каждом шагу, горцы отличаются чрезвычайно радушным гостеприимством.

С гостеприимством был связан другой обычай - куначество. Куначество - связь между двумя людьми, выросшая из гостеприимства, но переросшая в дружбу. В отличие от гостя, который мог быть любой человек, кунаком становится уже знакомый, приятель, связавший себя со своим кунаком обстоятельством взаимной помощи и защиты. Куначество считается наравне с родством. Эти обычаи необходимо и сегодня развивать, ибо являются одним из значительных условий в вопросе стабилизации межнациональных отношений, вызывает у личности ответственность, перед лицом другой национальности, поддерживает дружеские отношения, прививают уважение к представителям другой национальности, что необходимо сегодня развивать, поощрять. И здесь уместно еще раз указать на роль женщины как хранительницы домашнего очага, обычаев, традиций, как главного наставника, воспитателя, мудрого советника, примера для подражания, главного миротворца.

Революция 1917 года коренным образом поменяла положение женщин не только горских, но и женщин России. Такие законодательные акты, как Конституция 1918 года, Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа, ряд декретов, кодекс законов о труде, закрепили за женщиной права. Происходит коренная ломка представлений о женщине. Под лозунгом энтузиазма женщина страны Советов получает новый статус и роль её в общественно - политической жизни страны резко возрастает. Женщины стали все более привлекаться к участию во всех сферах общественной жизни. Столь легкое и быстрое вовлечение женщины дало лишь право участвовать в работе по возведению «здания социализма».

Подчиненное положение женщин в социально - экономической и политико-правовой сфере открывало большое поле деятельности для новой власти. Носители новой коммунистической идеологии хорошо осознавали роль женщин в формировании мировоззрения подрастающего поколения, которое является гарантом будущего нового государственного устройства. Большевики привлекли на свою сторону многочисленный слой общества - женщин.

Одной из первоначальных форм вовлечения женщин Северного Кавказа в общественно-политическую жизнь являлись ячейки (клубы), которые в свою очередь являлись первоначальной формой собирания женских масс вокруг женотделов. Создание женских ячеек, было подготовлено областным комитетом партии, и входило в проводимую политику по вовлечению женщин в активную общественную жизнь. Процесс раскрепощения женщин в окраинных селах был очень сложным. Законодательное провозглашение равенства женщины с мужчиной ещё не означало фактического равенства. Пришлось преодолеть бытовые, сословно-родовые и религиозные предрассудки. Не обошлось без угроз и преследований. Но сельские активистки, движимые новыми идеями, проводили разъяснительную работу среди женщин, пытаясь вывести их из замкнутого круга бытовых обязанностей. На так называемых делегатских собраниях того периода женщины изучали проблемы нового быта и воспитания детей. Одной из основных задач стояла ликвидация неграмотности. От интеллектуального уровня матери во многом зависит интеллектуальный потенциал ребенка. В газете «Красная Кабарда» было опубликовано заявление женщин - горянок селения Верхний Акбаш: «Женщины кабардинки хотят учиться. Они постановили открыть у них школы первой ступени для женщин и девушек. Ячейки женщин командируют одну из наиболее грамотных и знающих русский язык девушек в Москву, учиться в университете трудящихся Востока. Женщина желает трудиться наравне с мужчиной. Ячейка постановила организовать женский кооператив. В 30-х годах создаются женсоветы на всех заводах и фабриках. Советы эти провели большую работу по улучшению быта рабочих и работниц. До всего им был дело. Женщины дежурили в общежитиях, столовых, детских садах, озеленяли территории заводов, дворов жилых домов, вовлекали работниц и домохозяек в оборонно-массовую работу. Проверяли организационный труд на предприятии. Они ставили вопрос об отпуске на нужды женщин дополнительных средств из фонда директора. Основным завоеванием в раскрепощении женщины-горянки Советская власть считала привлечение женщины к общественно полезному труду. Но нельзя не учитывать, что, привлекая женщин к активному участию в производстве, её отвлекали от исполнения обязанности матери. Труд домохозяйки и матери новая власть не признавала производительным. Он потерял свой престиж и ценность. В связи с этим самооценка у женщин - домохозяек значительно снизилась в сравнении с женщиной занятой на производстве. Женщина, работающая на производстве, становится материально независимой от мужа. Если раньше в горской семье (и не только в горской) мужчина был основным кормильцем, то теперь женщина на равных правах с ним может содержать семью, при этом женские обязанности с ней делит не муж, а государство. Вся семья, социально-экономическая ячейка общества, вовлекается в сферу общественной деятельности и идеологии: родители на производстве, дети в государственных учреждениях (ясли, детские сады, школы).

Несмотря на все трудности, женщины становились активной социальной силой, способной оказать определенное влияние на процесс формирования выборных органов власти и на общественную жизнь. Существенный сдвиг в этом направлении произошел во второй половине 20-х годов. Например, на выборах в Советы 1925 года в Ингушетии участвовало только 40 женщин-ингушек, то есть 0,23% от числа всех явившихся на выборы. В 1927 году женщины составляли 6,3% всех избирателей. В составах сельских Советов Ингушетии в 1925 году было всего 15 женщин, а в 1927 году они составляли 12% всех депутатов сельских Советов Ингушетии. Депутатами Грозненского городского Совета в 1925 году было 6 женщин - 3,6%, а в 1927 году в составе горсовета 57 женщин - депутатов- 15%.

В последующие годы число женщин принимавших участие в выборах и избираемых в Советы различного уровня, последовательно возрастала. По мере повышения общего образовательного, культурного и политического уровня населения Ингушетии задача вовлечения женщин в общественную жизнь и в органы государственной власти решалась все более успешно. Роль женщины в семье и обществе народов Северного Кавказа радикально изменилась после трагических событий 1944 года, когда, женщины активно включились в трудовую деятельность, чтобы спасти своих детей от голодной смерти. Голод и болезни уносили из жизни стариков ингушского народа. Все это привело к тому, что женщина лишилась своей опоры - мужа и родителей, осталась одна вынужденная впервые взять на себя всю ответственность за семью.

В течение тех четырнадцати лет изгнания выросло целое поколение, в котором несколько изменилось традиционное соотношение роли мужчин и женщин, потому, что это было поколение, зачастую выросшее под главенством женщины в семье. И хотя старший сын заменял тогда остальным детям отца и нес на своих плечах непомерную нагрузку, но в своих действиях он большей частью руководствовался наставлениями матери. В то же время девушки 1940-1950 годов, имея доступ к получению образования, резко отличались от своих сверстниц предыдущих поколений возрастными требованиями. Именно с того времени многие женщины стали работать на производстве, в сфере образования и здравоохранения, что естественно, не могло, не отразится на их статус. Немаловажную роль в жизни горских женщин сыграла русская женщина. Она шла в аулы учить горскую детвору грамоте и делала первые прививки новорожденным, боролась с малярией и религиозным фанатизмом. Не преувеличивая, можно сказать, что они боролись за нового человека. Навеки останутся в памяти имена советских героинь Великой Отечественной войны. Трагична была судьба многих женщин. Описание подвига каждой участницы требует отдельного рассказа. Во время войны они пережили страх, потери родных и близких Но вдвойне пришлось пережить боль представительницам депортированных народов (ингушского, чеченского, балкарского и других народов прошедших депортацию 1944-1957 годов).

Их стремление защищать Родину, спасти раненных солдат, умереть в пытках, но не предать потеряло смысл, хуже того, весь народ объявляли предателями. И эта тема требует отдельного научного исследования.

С того времени наше общество прошло долгий и трудный путь. Развивалось самосознание женщин, росла их роль в обществе. Мировой процесс массового вовлечения женщин в общественное производство не повернуть назад, особенно сейчас, когда на их плечи все чаще ложатся наряду с производительными делами, проблемы семьи, воспитание подрастающего поколения.

Отсюда следует, что механизм привлечения и использования женского потенциала был налажен и находил широкое применение. Но в годы перестройки, и в последующие времена утратил свою значимость. На наш взгляд, это связано с двумя факторами. С одной стороны, женщины по своей природе не преследуют корыстных целей. Это подтверждает, число занятых женщинами служебных кресел. С другой стороны, если в доперестроечные годы все женские организации поддерживались государством, то сегодня, наблюдается недооценка со стороны властных структур. Так же важным моментом является и то, что наблюдается не полное присутствие координирующих сил в самом женском движении.

На Северном Кавказе идет усиленный критический анализ и переосмысление исторического прошлого горских народов, стремление народов понять друг друга и установить тесные экономические и культурные контакты. В развитии этнического самосознания, как известно, немалую роль играют характер и исторические особенности взаимоотношений народов друг с другом в социально- экономической и производственно-духовной сферах. А народы Северного Кавказа за многие годы тесного существования и сотрудничества, борьбы за выживание в трудных природных условиях и независимость создал уникальный этнический анклав, горский этикет и почти единый материальный и духовный мир - свою своеобразную цивилизацию.

«С горечью мы помним о прошлых и нынешних конфликтах и конфронтациях. - пишет Ю.А. Жданов. - Но Кавказ хранит в себе и ныне мощные исторические традиции. На планете не существует региона, где жили бы длительно и совместно сотни народов. Армяне и грузины, азербайджанцы и кабардинцы, курды и тата, балкарцы и адыгейцы, русские и евреи, аварцы и лезгины, кумыки и даргинцы, греки и украинцы, осетины и карачаевцы, чеченцы и ингуши; в одном Дагестане свыше 40 народов. Это удивительное многоцветье является драгоценным сокровищем всего человечества, как горный луг, на котором сотни разнообразных и неповторимых цветов. Именно поэтому художественная и научная мысль Кавказа концентрировала свое внимание вокруг проблем межнациональных отношений, сотрудничества и взаимопомощи народов. Традиции Кавказа в этом смысле неисчерпаемы». Общественно-политические события, происшедшие в начале 90-х годов в Ингушетии и вокруг нее, стали причиной массового отъезда русскоязычного населения республики в другие регионы России. Поясним, что во многом этому способствовали события в Пригородном районе Республики Северная Осетия - Алания, а также сложная обстановка в самой Ингушетии. Сегодня же многие из тех, кто вынужденно покинули свои родные места, возвращаются домой. Люди признаются, что они не в состоянии прижиться и стать своими на «чужбине». Отъезд и разлука помогли части из них осознать, что только там, где родился и вырос, независимо от национальности, можно считать себя по-настоящему счастливым. Возвращаются и из Краснодарского и Ставропольского краев. В связи с этим, правительством республики разрабатывается специальная программа, реализация которой позволит русским семьям обустроиться на новом старом месте. Более двадцати семьей уже получили жильё. На очереди ещё свыше двухсот заявителей. Большую роль в решении проблем этих семьей играет заместитель главы администрации Сунженского района Галина Степановна Губина. Стопка заявлении от желающих вернуться и тех, кто просит выделить жильё и материальную помощь. Проблема эта очень острая и поэтому, наряду с органами власти общественная организация «Отчизна», членом которой является и сама Губина, выработала программу, которая предусматривает создание условии для возвращения русскоязычного населения. О том, что в Ингушетии по-настоящему заботятся об обустройстве возвращающихся казаков, говорит и тот факт, что созданный в республике казачий союз считает одной из самых приоритетных своих задач возвращение русскоязычного населения в республику.

Здесь необходимо обратить внимание на роль женщины в решении данной проблемы. Ее участие очень высоко. На наш взгляд, благодаря личным качествам Губиной, но и не без поддержки Правительства Республики Ингушетия, осуществляется данная проблема.

В настоящее время современная цивилизация переживает период серьезных преобразований. Происходит медленное, но неуклонное выравнивание различных политических систем на основе нескольких фундаментальных принципов, важнейшим среди которых является расширение участия народа в управлении государством. Самые разные трактовки демократии, в конечном счете, сводятся к необходимости вовлечения во властную деятельность широких слоев обществ или их полномочных представителей. Важная роль в этом смысле принадлежит женщинам. И потому, что они составляют большинство населения планеты. И потому, что они острее мужчин воспринимают и оценивают многие сложные социальные и политические процессы современного мира. Серьезным шагом на пути вовлечения женщин в политику явилось представление им избирательного права, равного с мужчинами, выдвижение своей кандидатуры в кандидаты. Прошедшие выборы 2003г. в Государственную Думу, в местный парламент показывают, что политическая социализация женской части населения углубляется. Налицо увеличены группы политически ориентированные. Сегодня женщины четко знают, какому политическому курсу отдадут свои голоса на выборах. Причем главным ориентиром для них служит не внешний имидж кандидатов, а социально-экономическое положение страны, концепции и программы перспективного развития. Растет сознательное участие, причем он имеет достаточно четкую возрастную градацию: наименее активная группа - молодежная, наиболее деятельная в политическом отношении группа- 30-48-летних женщин. Очевидно и то, что господствующая в нашем обществе патриархальная политическая культура затрудняет доступ женщин к политике, изображает её как сугубо мужское. Однако женское начало в политике, как и в жизни в целом, играет связующую объединяющую роль. Если оно блокируется, от этого страдает все общество. Число депутатов в Северо-Кавказском регионе составляет очень малое число. Например, нынешний депутатский корпус Республики Ингушетия представлен всего одной женщиной (до третьего созыва в парламенте Республики Ингушетия не было ни одной женщины), а кандидатов в депутаты из числа женщин бала тировались в высший законодательный орган республики - восемь женщин. К сожалению они не получили должной поддержки избирателей, хотя больше половины населения республики женщины. На наш взгляд, это объясняется рядом факторов:

- в виду с числом безработицы многие женщины больше обеспокоены материальным обеспечением своей семьи. Для них важнее, чтобы их дети были одеты, обуты, накормлены, а вопросами безопасности пусть занимаются политики;

- события, которые произошли в 1992 году на территории Пригородного района Северной Осетии, война в Чеченской Республике, которая началась после этих трагических событий, наложили определенный отпечаток. Женщины, которые честно исполняли свой долг, не различая этнической принадлежности - педагоги, врачи, и другие, остались без крова, без работы, без родины. Они потеряли уверенность в себе, считали себя отторгнутыми, и самое главное на наш взгляд, потеряли надежду в мирное сосуществование. Многие перенесли стрессовое состояние, что негативно отразилось на здоровье.

Но, тем не менее, необходимо отметить, что женщины Республики Ингушетии проявили большую активность в решении проблем связанных с вынужденными переселенцами из Пригородного района РСО - Алания, Чеченской республики. Ведь именно женщины - хозяйки делились всем необходимым для проживания. И этот факт говорит о массовом участии женщин в решении задач, которые стояли ни только перед Республикой Ингушетия, но и в целом перед Российской Федерацией.

Остается только надеется на дальнейший успех в решении Северо-Кавказских проблем.

Нами предложены меры, которые, возможно, будут способствовать в разрешении этнополитической ситуации на Северном Кавказе:

- проводить ежеквартально встречи, конференции, «круглые столы», общественные мероприятия с участием женщин Северного Кавказа

- усилить проведение совместных мероприятий общественными (в том числе и женскими) организациями, где будут выявлены общезначимые меры по ликвидации этнополитической дестабилизации;

- должна проводиться постоянная работа женскими организациями среди молодежи (конференции, встречи, «круглые столы») не только студенческой, но и сельской;

- необходимым условием роста авторитета и влияния женщин является реальное соблюдение гарантий, прав и возможностей равноправного участия женщин во всех сферах общественно - политической жизни государства;

- разработать программу проведения работы на местах при поддержке как исполнительной, законодательной, судебной власти, так и общественности.

Проведенный анализ позволяет нам сформулировать следующие выводы:

- процесс становления женского движения прошел долгий исторический путь. Несмотря на утвердившиеся в обществе патриархальные отношения, поставившие женщину в зависимое положение от мужчины, профессиональный и интеллектуальный потенциал отдельных женщин был настолько высок, что, разбивал существующие представления об их роли и значении;

- революция 1917 года коренным образом поменяла положение женщин не только горских, но и женщин России. Такие законодательные акты, как Конституция 1918 года, Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа, ряд декретов, кодекс законов о труде, закрепили за женщиной права. Происходит коренная ломка представлений о женщине. Под лозунгом энтузиазма женщина страны Советов получает новый статус и роль её в общественно-политической жизни страны резко возрастает. Женщины стали все более привлекаться к участию во всех сферах общественной жизни. Столь легкое и быстрое вовлечение женщины дало лишь право участвовать в работе по возведению «здания социализма»;

- носители новой коммунистической идеологии хорошо осознавали роль женщин в формировании мировоззрения подрастающего поколения, которое является гарантом будущего нового государственного устройства. Большевики привлекли на свою сторону многочисленный слой общества - женщин;

- одной из первоначальных форм вовлечения женщин Северного Кавказа в общественно-политическую жизнь являлись ячейки (клубы), которые в свою очередь являлись первоначальной формой собирания женских масс вокруг женотделов. Создание женских ячеек, было подготовлено областным комитетом партии, и входило в проводимую политику по вовлечению женщин в активную общественную жизнь;

- процесс раскрепощения женщин в окраинных селах был очень сложным. Законодательное провозглашение равенства женщины с мужчиной ещё не означало фактического равенства. Пришлось преодолеть бытовые, сословно-родовые и религиозные предрассудки. Не обошлось без угроз и преследований. Но сельские активистки, движимые новыми идеями, проводили разъяснительную работу среди женщин, пытаясь вывести их из замкнутого круга бытовых обязанностей. На так называемых делегатских собраниях того периода женщины изучали проблемы нового быта и воспитания детей. Одной из основных задач стояла ликвидация неграмотности;

- если раньше в горской семье (и не только в горской) мужчина был основным кормильцем, то теперь женщина на равных правах с ним может содержать семью, при этом женские обязанности с ней делит не муж, а государство. Вся семья, социально-экономическая ячейка общества, вовлекается в сферу общественной деятельности и идеологии: родители на производстве, дети в государственных учреждениях (ясли, детские сады, школы);

- несмотря на все трудности, женщины становились активной социальной силой, способной оказать определенное влияние на процесс формирования выборных органов власти и на общественную жизнь. Существенный сдвиг в этом направлении произошел во второй половине 20-х годов. По мере повышения общего образовательного, культурного и политического уровня населения Северного Кавказа задача вовлечения женщин в общественную жизнь и в органы государственной власти решалась все более успешно;

- роль женщины в семье и обществе народов Северного Кавказа радикально изменилась после трагических событий 1944 года, когда, женщины активно включились в трудовую деятельность, чтобы спасти своих детей от голодной смети. Голод и болезни уносили из жизни стариков депортированных народов. Все это привело к тому, что женщина лишилась своей опоры-мужа и родителей, осталась одна с совершенно не привычными для горянки проблемами вынужденная впервые взять на себя всю ответственность за семью, принимать решения по-своему циклов жизненных вопросов;

- механизм привлечения и использования женского потенциала был налажен и находил широкое применение. Но в годы перестройки, и в последующие времена утратил свою значимость. На наш взгляд, это связано с двумя факторами. С одной стороны, женщины по своей природе не преследуют корыстных целей. Это подтверждает, число занятых женщинами служебных кресел. С другой стороны, если в доперестроечные годы все женские организации поддерживались государством, то сегодня, наблюдается недооценка со стороны властных структур. Так же важным моментом является и то, что наблюдается не полное присутствие координирующих сил в самом женском движении;

- в постперестроечный период сформировался достаточно большой слой политически активных женщин, которые с полным правом можно назвать женской политической элитой. Особенностью этой элиты является то, что в нее входят женщины, которые в разные годы так или иначе соприкасались с женским движением, либо участвовали в его формировании, либо непосредственно работали в нем;

- подъем уровня национальной культуры на современном этапе будет во многом зависеть от поликультурного образования в современной России и подлинной демократизации общества, главным стержнем которых должна быть национальная идея, как движущая сила, базирующаяся на основных социальных и нравственных законах национальной жизни. Сейчас идет поиск новых этносоциальных ориентации, нахождение эффективных каналов взаимодействия. Завершение этих взаимосвязанных диалектических процессов требует немало времени, духовных сил и социальной активности народов Северного Кавказа. И здесь особую роль должны сыграть женщины данного региона;

- исследование общих закономерностей и специфических особенностей вхождения северокавказского этнокультурного феномена в систему мировой цивилизации имеет большое научно-практическое значение в осмыслении горских народов, их этнических культур, в формировании правильного исторического сознания, нравственных идеалов и национальных ориентации, а также в стабилизации и межнациональных отношений;

- история свидетельствует о том, что народы Северного Кавказа относились друг к другу с большим уважением, и имели дружественные и родственные связи, обменивались материальными и духовными ценностями. Каждый из народов Северного Кавказа имеет свою историю, свой язык, свою самобытную культуру. Но отношение к женщине как к хранительнице блага, добра и мира одинаково у всех народов населяющих данный регион;

- на межнациональные отношения серьёзное негативное воздействие оказывают безработица, наличие территориальных споров в условиях демократизации многонациональной страны и суверенизации её народов. Народы Северного Кавказа традиционно были близки между собой. Накопленные предками духовные ценности, самобытная культура каждого народа не должны оставаться не использованными;

- горцы высоко ценили ум, красоту женщин, её роль в обществе и семье как хозяйки дома. Такая женщина была в высокой чести всего общества. Женщины по своей природе всегда стремиться к умиротворению, спокойствию, стабильности, не принимают поспешных решений, склонны к гуманизму, миролюбивы - это самые положительные качества необходимые для решения спорных ситуаций;

- обычаи и традиции необходимо и сегодня развивать, ибо являются одним из значительных условий в вопросе стабилизации межнациональных отношений, вызывает у личности ответственность, перед лицом другой национальности, поддерживает дружеские отношения, прививают уважение к представителям другой национальности, что необходимо сегодня развивать, поощрять. Уместно указать на роль женщины как хранительницы домашнего очага, обычаев, традиций, как главного наставника, воспитателя, мудрого советника, примера для подражания, главного миротворца;

- в Северо-Кавказском регионе очень много проблем, решение которых зависит только от совместной деятельности. Это проблемы связанные вынужденными переселенцами в результате в результате Осетино-ингушского конфликта; войны в чеченской республике; террористическими актами, от которых ни один житель, ни одна республика не застрахованы;

- в последние годы отмечается расширение поля миротворческой деятельности женских организаций, обогащение арсенала средств и методов политического, организационного, информационного воздействия их на предупреждение, разрешение и преодоление последствий вооруженных конфликтов. Все это способствует стабилизации и эволюционному типу развития политического процесса в регионе и в стране в целом.

 

Автор: Гулиева М.М.