28.02.2012 2305

Региональные особенности политической адаптации современной российской молодежи

 

На формирование политического сознания молодежи немаловажная роль отводится региональному фактору. Характеристики политического сознания, в том числе и молодежи, сильно различаются в отдельных регионах. Это связано с различиями условий жизни, с социальным составом населения, со сложившимися политическими традициями, с активностью тех или иных политических сил. Региональная специфика политической адаптации молодежи Ставропольского края обусловлена рядом факторов, среди которых выделяются полиэтничность, поликонфессиональность, а также геополитическое положение. Так, краснодарский ученый А.В. Баранов выделяет несколько групп факторов, обусловивших парадигмы геополитического состояния Северного Кавказа:

1. Географические инерционные факторы: деление региона на степную, приморскую и высокогорную зоны; система расселения; пересечение транзитных транспортных путей Север - Юг и Запад - Восток обще-евразийского масштаба; этническая и религиозная мозаичность.

2. Политические инерционные факторы: статус «контактной зоны» мировых цивилизаций (православной и исламской, западной секулярной); отсутствие традиций автохтонной единой государственности; многовековые конфликты земледельческих и кочевых, религиозных и этнических общностей.

3. Геополитическое наследие советского периода: этнический принцип федерализма и территориального разграничения; депортации, наличие ареалов смешанного проживания; обострение проблем многоукладное.

Социально-экономические и политико-правовые перемены современной России находят свое выражение в коренной ломке общественных отношений, глубинных изменениях во всех сферах жизни и деятельности людей. Пробуждающееся национальное самосознание представителей этносов, исторически проживающих на территории России и Северного Кавказа, во многом обуславливает рост социальной, политической активности людей и радикальный перелом в массовом сознании различных этнических групп, стремящихся опереться на свои культурно-исторические корни. Так, согласно социологическому исследованию общественных настроений молодежи Ставрополья (февраль-март 2000г.), оценивая роль национальных традиций в обществе, 46% опрошенных определяют их как необходимый элемент культуры, то, что сплачивает общество. Не задумывались над этим вопросом 25%; 13% считают, что национальные традиции являются основой многочисленных конфликтов и 6% определяют их как безобидные пережитки. Таким образом, эти данные подтверждают тот факт, что в кризисные моменты общество сплачивается на этнической (национальной) основе. Это обстоятельство подтверждают и последние трагические события, произошедшие 1 сентября в г. Беслане (Северная Осетия-Алания) с захватом детей в заложники в одной из городских школ. Шок, который испытала не только Российская общественность, но и мировая, доказывают все серьезность и важность этого вопроса. С другой стороны, эти террористические акты направлены на разжигание межнациональной войны. Сегодня «национальными настроениями» беззастенчиво манипулируют террористические группировки, используя этот фактор в своих корыстных целях, превращая его в националистический экстремизм. Поэтому второй по популярности ответ, исключая пассивный процент (25%), является как раз подтверждением этого факта.

Кавказоведы отмечают, что «важной особенностью этнополитических процессов на Северном Кавказе является их предельная острота и высокая степень конфликтности. Высокий потенциал этнополитической напряженности Северного Кавказа обуславливается не только сложностью этнической истории и этнической структуры региона, но и его исключительной геополитической значимостью». Другой особенностью этих процессов является то, что определяющей доминантой политической жизни является ее этнополитическая составляющая, которая влияет на характер и тенденции всех других политических процессов на Северном Кавказе.

Существенное значение в регионе играет поликонфессинальный фактор. Необходимо отметить, что, учитывая этнополитические реалии сегодняшнего дня, нельзя ни преувеличивать, ни недооценивать центростремительный потенциал религиозной составляющей социума Северного Кавказа. Важно отметить, что события последнего десятилетия показали, что возрождение этнополитического самосознания происходило в тесной связи с восстановлением общественной роли религии. Осознание индивидом принадлежности к той или иной этнической общности связано, как правило, и с принадлежностью к традиционно исповедуемой представителями данной общности религии. «В этих условиях особую значимость приобретают достижения этнической сбалансированности, соблюдение разумной этнической дистанции наибольшее удовлетворение разноуровневых интересов населяющих регион народов, а межэтническое понимание приобретает значимость самостоятельного фактора обеспечивающего стабилизацию межэтнических отношений».

При проведении молодежной политики в Ставропольском крае необходимо учитывать обозначенные специфические особенности региона и ориентировать молодое поколение на формирование социокультурной толерантности, религиозной терпимости, интернационализма с одной стороны и воспитание патриотизма, с другой.

В Ставропольском крае действует Комитет по делам молодежи при Правительстве Ставропольского края, который возглавляет СИ. Калашников. При Комитете функционируют отделы: «по военно-патриотическому воспитанию» и «Ставропольский региональный центр информационных, социальных и экономических технологий для молодежи». В соответствии с федеральной целевой программой принимается законодательная база на местах. Так, в 1996 году 11 апреля Государственной думой Ставропольского края был принят Закон «О молодежной политике в Ставропольском крае», где прописаны основные положения, которыми руководствуется Правительство при проведении молодежной политике. В частности, здесь освещены вопросы гарантии прав и социальной защиты молодежи, защита прав несовершеннолетних, поддержка деятельности молодежных и детских организаций, молодежное предпринимательство в Ставропольском крае. Кроме того, Комитет Ставропольского края по делам молодежи выпускает ежеквартальные вестники «Молодежь Ставрополья», где постоянно публикуются новые положение в законодательстве РФ в сфере молодежной политики. В частности, один из выпусков был посвящен беспризорникам, где дан подробный отчет о положении беспризорников в нашем крае, даны телефоны доверия, подробно прописана законодательная база по данному вопросу. Также в этих вестниках печатается ежегодный доклад «О положении молодежи Ставропольского края». На сегодняшний день в Ставропольском крае реализуется программа «Молодежь Ставрополья 2003-2005». Ежегодно Комитет представляет доклад о положении молодежи на текущий момент, в котором содержится анализ тенденций социального развития молодежи и основные направления государственной молодежной политики. В нем отражаются наиболее актуальные проблемы молодежи и мероприятия, проводимые государственными органами по их реализации. Обосновываются новые требования, предъявляемые к государственной молодежной политике, рассматриваются предложения по дальнейшему совершенствованию управления деятельностью органов государственной власти в этом направлении.

Особое внимание в реализации государственной молодежной политики отводится информационному обеспечению молодежной политики. Активно в этом направлении при комитете работает государственное учреждение «Ставропольский региональный центр информационных, социальных и экономических технологий для молодежи». В современном обществе информация оказывает все большее влияние на развитие социальных, экономических и культурных процессов. Информация превратилась в продукт, равный по своей ценности другим жизненно важным результатам человеческой деятельности. При несовпадении запроса на информацию и его удовлетворения невозможно нормальное функционирование и развитие ни государства в целом, ни отдельных его составляющих. Особенно это сказывается на молодежи как наиболее восприимчивой и наименее эмоционально устойчивой группе населения, для которой удовлетворение информационных потребностей является одним из решающих условий успешной социализации и самореализации, которая, вместе с тем, оказывает заметное влияние на качественное изменение социальной структуры общества.

Сложное и динамично развивающееся общество сегодня предлагает огромное количество полезной информации для молодежи, различной по содержанию и форме представления. Вместе с тем, большинство молодых людей испытывают затруднения в поиске информации о путях решения жизненно важных для себя вопросов: где получить образование, какие права имеет молодая семья, какие организации занимаются реабилитацией инвалидов, где можно подработать в каникулы, в каких лагерях можно отдохнуть и поправить здоровье и т. д. С другой стороны, отсутствие специально подготовленной информации о состоянии молодежной среды влияет на обоснованность принятия управленческих решений в сфере государственной молодежной политики, ее формировании и перспективах, как в целом, так и на местном уровне.

Исходя из особенностей создания учреждения, в своей деятельности «Ставропольский региональный центр информационных, социальных и экономических технологий для молодежи» ориентируется, прежде всего, на тесное взаимодействие и совместное решение задач с комитетом Ставропольского края по делам молодежи, «Союзом молодежи Ставрополья» и его районными организациями, специалистами по делам молодежи. Учреждение является одной из структур региона, которая на систематической основе занимается освоением института волонтерства как инструмента решения кадровых проблем учреждения и привлечения волонтерства для решения различных задач в ходе образовательных проектов, социологических исследований, рекламных акций, сбора и обработки первичной информации. Кроме того, это учреждение является единственной в крае структурой, которая занимается культивированием предпринимательства именно среди молодежи и подростков. Дважды оно участвовало в конкурсах Департамента по направлению «Развитие и поддержка предпринимательства». Проекты «Организация деятельности Ставропольского краевого бизнес-инкубатора» и «Молодежные экономические инициативы» стали лауреатами конкурсов с выделением финансирования. Реализовывается проект «Молодежный бизнес-инкубатор» в плане организации взаимодействия с Министерством экономического развития и торговли Ставропольского края и создания стартовых условий эффективного разворачивания проекта. Практической реализацией этих проектов в крае заложен фундамент для дальнейшего развития и наращивания усилий в деле развития молодежного предпринимательства. Одним из реальных достижений бизнес-инкубатора является разработка и практическая реализация молодежного бизнес-проекта «Студенческое жилье», в рамках которого на базе учреждения постоянно действует диспетчерская служба, осуществляющая предоставление молодежи информации о наличии свободного, сдаваемого для проживания студентов жилья и консультации снимающим жилье студентам. При помощи данной службы молодые люди получают возможность снять подходящее жилье в короткие сроки и в нужном районе. В ноябре 2003 года сотрудниками центра разработан проект программы «Опорный и информационно -методический центр по вопросам обеспечения жильем молодых семей в Ставропольском крае», который получил грант II степени на конкурсе по направлениям федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)» на 2004 год по Номинации № 2, с выделением финансирования. «Ставропольский региональный центр информационных социальных и экономических технологий для молодежи» является региональным координатором образовательного проекта «Компьютерный всеобуч» в рамках Всероссийской программы «Электронная Россия» и располагает опытом организации образовательных проектов, привлечения к таким проектам населения и предпринимателей.

Таким образом, изучение информационных предпочтений молодежи края может стать основанием для плодотворного функционирования специализированных социальных служб для молодежи, и конкретизации направлений социальной работы с молодежью данного региона. Установление гарантий в получении минимума социальных услуг по информационному обеспечению, образованию, трудоустройству, здравоохранению и организации отдыха, социальному обслуживанию, поддержки в трудной жизненной ситуации и др. является одной из основ эффективной государственной молодёжной политики. Вне обеспечения хотя бы на минимальном уровне социальных потребностей молодого человека не возможно, строить перспективу его социального развития, активизация творческих способностей.

Приоритетным направлением в реализации государственной молодежной политики в крае является патриотическое и гражданское воспитание молодежи, «которое возвеличивает человека, утверждают в нем общественное сознание, честь, гордость». Одно из основных направлений работы по гражданскому воспитанию - формирование опыта гражданского действия, позволяющего практически реализовать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самим себе. С 2003 года активно в этом направлении работает созданное при комитете государственное учреждение «Ставропольский краевой Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи». Подобные центры действуют в городах Ставрополе, Пятигорске, Невинномысске. На 1 января 2003 года в Ставропольском крае активно действуют более 200 военно-патриотических клубов и объединений. Для улучшения материально-технической базы патриотических клубов, согласно докладу «Положение молодежи в Ставропольском крае. 2003 г.», ежегодно (с 2000 года) проводится краевой конкурс на лучший военно-патриотический клуб.

Традиционно во всех территориях края при непосредственном участии специалистов, курирующих молодежную политику, проводятся праздники в честь Дня Победы, акции «Письмо ветерану», «Спешите делать добро», шефские концерты в военных госпиталях. Тема гражданственности, патриотизма, будней Вооруженных Сил Российской Федерации и правоохранительных органов постоянно освещается в краевых печатных и электронных средствах массовой информации. Так, на Пятигорской краевой студии телевидения регулярно, при финансовой поддержке комитета края по делам молодежи, выходит молодежная программа «Зона Люмо». С целью активизации работы в этом направлении в 2003 году комитетом края по делам молодежи совместно с комитетом края по печати и информации проведен конкурс СМИ на лучшее освещение темы военно-патриотического воспитания.

Большое значение для патриотического воспитания молодежи и подготовки ее к военной службе имеет ежегодное проведение в крае юнармейской игры «Зарница». На предварительном этапе этих соревнований в районах и городах края в ней участвуют около 20 тысяч юношей и девушек, что свидетельствует о поистине массовом характере этого важного мероприятия. Кроме того, по инициативе военного комиссариата края подготовлено и Губернатором Ставропольского края принято распоряжение о проведении в крае Дня призывника, который был впервые проведен в мае 2003 года на базе 247 парашютно-десантного полка. Как правило, такого рода мероприятиях активное участие принимают военные комиссариаты районов и городов края. В целях активизации работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи военным комиссариатом поддерживаются также тесные деловые контакты со средствами массовой информации. В печатных и электронных средствах массовой информации регулярно освещаются проблемы подготовки граждан к военной службе, жизни и деятельности армейских коллективов, что позволяет формировать у подрастающего поколения позитивное отношение к армии. На Ставропольском радио еженедельно выходит радиопрограмма «Гарнизон», освещающая проблемы военно-патриотическою воспитания и подготовки молодежи к военной службе. На Пятигорской студии телевидения регулярно выходит программа «N-ская часть», которая на Российском конкурсе телепрограмм по военной тематике заняла I место.

В реализации государственной молодёжной политики в крае помимо организаций, занимающихся патриотическим воспитанием молодёжи, важное значение, имеют социальные службы, призванные оказывать помощь молодым людям в сложных жизненных ситуациях, содействовать в реализации их прав.

По инициативе краевой Комиссии по делам несовершеннолетних, действующей при комитете Ставропольского края по делам молодежи и финансируемой из средств, предназначенных на реализацию молодежной политики, созданы оперативные штабы в министерствах, управлениях и комитетах - субъектах системы профилактики, в районах и муниципальных образованиях Ставропольского края. Открыты горячие линии, телефоны доверия, общественные приемные во всех заинтересованных организациях и учреждениях. Система социальных служб для молодёжи в г. Ставрополе и Ставропольском крае представлена рядом учреждений различного профиля по работе с детьми, подростками, студентами, молодой семьёй. Важными направлениями деятельности Ставропольских социальных служб для молодёжи являются терапия кризисных состояний молодых людей и предупреждение девиантного поведения. Профилактика преступности среди подростков последовательно дополняется медико-психологическими и социально-педагогическими приемами коррекции отклоняющегося поведения.

Одним из направлений деятельности министерства труда и социальной защиты населения является организация работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, практическое осуществление которой проводится учреждениями (службами) социального обслуживания семьи и детей. Координацию деятельности по данному направлению осуществляют органы социальной защиты населения. Развитие сети учреждений - одно из ведущих направлений профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

В 2003 году в Ставропольском крае создано 2 социально - реабилитационных центра для несовершеннолетних. Одно из них - Степновский - был открыт как самостоятельное юридическое лицо, другое -Андроповский - образовался путем выделения стационарного отделения из состава центра социального обслуживания населения. Всего на конец 2003 года в системе социальной защиты населения 32 учреждения, которые осуществляют работу с семьей и детьми: 17 самостоятельных юридических учреждений социального обслуживания семьи и детей и 15 центров (комплексных центров) социального обслуживания населения, в которых действуют службы по работе с семьей и детьми. В их составе 53 отделения: 18 отделений профилактики безнадзорности, 17 отделений по работе с детьми с ограниченными возможностями, 15 приютов, 3 службы «телефон доверия». По сравнению с показателями 2002 года количество отделений увеличилось на 6 (добавилось 6 отделений профилактики безнадзорности).

Социальные службы выполняют одну из главных функций в адаптации молодого поколения к тем социально-политическим трудностям, с которыми сталкивается молодежь. Деятельность учреждений данного профиля направлена на реализацию прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связей семьи с обществом и государством.

Общее количество несовершеннолетних, согласно Докладу «О положении молодежи Ставропольского края 2003 г.», обратившихся за помощью в 2003 году, составило 4018 человек, родителей - 2877 человек. Количество семей, находящихся в социально - опасном положении, состоящих на учете в банке данных органов социальной защиты населения - 2160. в этих семьях проживает 3432 ребёнка. В управлениях труда и социальной защиты населения территориальных, районных, государственных администраций, администраций городов краевого значения созданы банки данных семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

В крае действуют 3 службы «Телефонов доверия», которые наряду с проблемами взрослых клиентов занимаются проблемами несовершеннолетних. Одна из них при центре психолого-педагогической помощи населению г. Ставрополя является краевой и работает в круглосуточном режиме, остальные - в дневное время. При муниципальном учреждении Ставропольском социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних «Доверие» работает служба телефонного консультирования «Телефон доверия для детей и подростков». В 2003 года работу по профилактике злоупотребления наркотических и психотропных веществ в системе социальной защиты населения края осуществляли 25 учреждений и служб по работе с семьей и детьми. Работа проводится по следующим направлениям: выявление и постановка на учет семей, члены которых являются созависимыми; анонимное обследование несовершеннолетних на предмет употребления наркотических веществ; проведение профилактических мероприятий с несовершеннолетними и их родителями; организация и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни; оказание различных услуг семьям.

Выявление несовершеннолетних, имевших опыт употребления наркотических и психотропных средств, и семей, имеющих наркозависимых, производится путем проведения анкетирования, на приеме, через представителей микрорайонов, школ, участия в заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Пропаганда здорового образа жизни - одно из ведущих направлений в работе по профилактике злоупотребления наркотических и психоактивных веществ. Для детей в учреждениях организованы спортивные кружки и секции, проводятся спортивные соревнования, дни здоровья.

Одной из наиболее многочисленной и организованной молодежной общественной организации в крае является краевой «Союз молодежи Ставрополья», образованный в декабре 1991 года. Основная цель Союза - создание условий для свободного всестороннего развития молодого человека, реализация его творческого потенциала. Сегодня Союз молодежи Ставрополья - это 25 районных и городских организаций с охватом более 10 тысяч членов. В конкурсе территориальных организаций Российского Союза молодежи в 2002 году Союз молодежи признан лучшей молодежной организаций РФ. В 2003 году программа Союза молодежи Ставрополья «Лидеры Ставрополья XXI век» стала лауреатом 3 степени Всероссийского конкурса программ молодежных организаций Департамента по молодежной политики РФ.

Для общеобразовательных учреждений Ставропольского края, как и для всей системы образования, сегодня характерны постепенное преодоление кризиса и адаптация к современным условиям, более уверенная ориентация на рынок, отсечение экономически неэффективных и мало эффективных с точки зрения сегодняшнего дня структур и элементов, преимущественная ориентация на те слои населения, которые способны к оплате обучения и материальному обеспечению работы самих образовательных учреждении. Однако эти процессы развиваются крайне противоречиво, что находит отражение в тенденциях изменения образовательного статуса молодежи.

Сегодня не приходится говорить о единой модели социального старта молодежи. Стартовые позиции молодежи и выбор стратегий поведения сегодня зависят от опережающего влияния территориального фактора по сравнению с материальным. Условия жизни в Ставропольском крае настолько различны, что этот фактор является ведущим в формировании социокультурной среды обитания. К тому же традиционные различия городского и сельского образа жизни за последнее десятилетие стали более поляризованными. Более контрастно проявляются различия в образе жизни в крупных и малых городах. Все это не может не отражаться на жизненном старте молодежи. Таким образом, на первый план выдвигаются социокультурные основания стратификации на этапе жизненного старта молодежи. Это вполне закономерное явление в условиях четко обозначившейся в последние годы материальной дифференциацией. Материальное положение молодежи мало различается в подавляющем большинстве семей, находящихся за чертой бедности. Здесь оно является скорее общим знаменателем, чем стратификационным основанием. Но его влияние становится особенно заметным при сравнении моделей жизненного старта неимущего большинства и состоятельного меньшинства молодежи.

По результатам социологического исследования, проведенного «Ставропольским региональным центром информационных, социальных и экономических технологий для молодежи» молодые люди следующим образом оценили свое материальное благополучие (на 2003 г.). Из 890 опрошенных живут в достатке, ни в чем себе не отказывают 7%, половина опрошенных ответила, что на жизнь хватает, но на крупные покупки приходится откладывать, 32% молодых людей живут от зарплаты до зарплаты, иногда приходится брать деньги в долг, и 23 % бедствуют. Довольны своим социальным статусом 35 % опрошенных, 41 % молодых людей своим социальным статусом не довольны, 24 % над ним вопросом не задумывались.

Для изменения своего социального статуса готовы предпринять следующие действия: 34% - получить необходимое образование 34%, самостоятельно сделать карьеру - 30 %, заняться предпринимательством 11 %, воспользоваться связями родителей - 7 %, а 5 % молодых людей предпочли бы вступить в брак по расчету. Рассчитывают на быстрый подъем по социальной лестнице с помощью взяток 3 %. Интересно, что 3 % молодежи не считают нужным улучшать свой социальный статус. Качество полученного образования устраивает 44 % молодых людей, принявших участие в опросе, 39 % - не устраивает и 17% затруднились с ответом.

Данные результаты свидетельствуют о том, что наряду с общероссийскими тенденциями для ставропольской молодежи характерен прагматичный подход к жизни. Большая часть современной молодежи в своем личностном и профессиональном росте надеется на свои силы и стремится повышать свой образовательный уровень.

В развитии системы образования Ставропольского края остается много сложных и пока еще не решенных проблем. Успешному функционированию и развитию образовательных учреждений, например, мешают проблемы рассогласования компетенции сфер ответственности муниципальных и государственных органов власти, представителей сельской общественности, руководителей хозяйств, предпринимателей. Вызывают также беспокойство вопросы продолжающейся дифференциации образовательных учреждении на «элитные», «дорогие», где родители вносят значительную плату за содержание детей их подготовку к школе, особое внимание к здоровью детей и большинством, так называемых, «простых» учреждении. Наиболее актуальны задачи ремонта учреждений, обеспечения их мебелью, образовательными ресурсами, Интернет, компьютерной техникой, спортивным оборудованием, медицинским оборудованием и соответствующим программным обеспечением. Особенно сложными являются вопросы изучения в образовательных учреждениях малых населенных пунктов иностранного языка со второго класса, информатики. Здесь на первый план выступает проблема кадров. Кроме того, следует отметить следующую тенденцию: Начиная с 1997 года, в Ставропольском крае происходит снижение количества воспитанников и обучаемых, связанное с падением рождаемости. Оценка демографической ситуации показывает, что уменьшение общего количества обучаемых прекратится только к 2010 году. Контингент обучаемых с середины 1990-х годов к этому времени сократится примерно на 33% Таким образом, сложился очевидный и увеличивающийся дисбаланс между характеристиками существующей сети образовательных учреждений и количественным составом воспитанников и учащихся.

Среди проблем, с которыми столкнулась ставропольская молодежь в процессе адаптации - это проблема занятости. У молодых людей, получающих сегодня профессиональное образование, нет уверенности в завтрашнем дне, в востребованности именно этой профессии, в гарантиях трудоустройства и получения высокой заработной платы. К сожалению, сегодня многие выпускники ВУЗов, получив диплом, сразу идут либо на биржу труда, либо работают в не пристижных, но доходных местах, теряя при этом свою квалификацию и не применяя полученных знаний. Доля молодежи в 2003 году, по поводу трудоустройства, составила 40,7% от общего числа обратившихся граждан по данным Департамента ФГСЗН по Ставропольскому краю. Бороться с этой проблемой возможно только сообща на федеральном и на местном уровне, потому что студенческие кадровые агентства, призванные трудоустраивать студентов, работают пока не в полную силу, а в некоторых ВУЗах их и вовсе нет.

Социально-экономические и политические перемены в российском обществе по-разному повлияли на положение различных групп и категорий населения в сфере занятости. Как отмечают специалисты, «слабый экономический рост подвергает особому риску стать безработными именно молодых работников - «новичков» на рынке труда». По данным социологического опроса свои возможности о поиске работы оценивают высоко 16 % опрошенных, низко 17 % опрошенных, большая часть свои возможности в поиске работы оценивает средне - 44 %. Интересно, что затруднились ответить 23 % молодежи. Данные показатели не отличаются от результатов оценки молодежью своих возможностей в трудоустройстве, полученных в 2002 году, только на 6 % увеличилось количество оценивающих свои возможности в поиске работы - «высоко».

Интересна ориентация молодежи на самозанятость - 47 % принявших участие в опросе планируют в будущем открыть свое дело, 36 % -затрудняются с ответом на этот вопрос, не планируют заниматься своим бизнесом - 17 % молодых людей. Скрытые, неявные формы дискриминации молодежи, такие как отраслевая и профессиональная сегрегация на низкооплачиваемых, непристижных работах, неформальные барьеры на пути проникновения на высокие должностные посты дополнились явными формами дискриминации при увольнении и приеме на работу. В силу своей пониженной конкурентоспособности молодые люди в первую очередь оказываются без работы, и становятся клиентами служб занятости, которые на сегодняшний день имеют коммерческую основу.

По данным информационного бюллетеня за 2003 год «Безработица, цифры и факты» по социальному составу обратившиеся в службу занятости в 2003 году распределились следующим образом: ранее не работающие, ищущие работу впервые - 51,5 %, рабочие - 30,8 %, служащие - 17,7%.

По данным Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ставропольскому краю, в 2003 году по поводу трудоустройства в службу занятости населения края обратилось 65,1 тыс. граждан, по сравнению с предыдущим годом число обратившихся уменьшилось на 5 тыс. Если число обратившихся подростков в возрасте 14-17 лет уменьшилось на 4,2 тыс. чел, что составило -21,7 тыс. чел. (33,4%), также уменьшилось число учащихся, желающих работать о свободное от учебы время на 4,1 тыс. чел, что составило - 20,5 тыс. чел. (31,6%), то увеличилось число обратившейся молодежи в возрасте 16-29 лет, что составило 26,5 тыс. чел. (40,7%) - это на 3,4 тыс. чел больше чем в прошлом году.

Таким образом, данная проблема остается не разрешенной и стоит очень остро. Желая улучшить свое материальное положение, молодые люди выбирают себе работу по возможностям. По данным информационного бюллетеня за 2003 год «Безработица: цифры и факты» всего в 2003 году направлено на обучение 4297 человек из них 2680 составила молодежь в возрасте 16-29 лет (62,4 %, из них несовершеннолетние в возрасте 16-17 лет - 22,4 %). К основным профессиям, по которым осуществлялась профессиональная подготовка безработных, относятся следующие, бухгалтер, оператор ПЭВМ, парикмахер, повар, электросварщик, водитель автомобиля, продавец, менеджер, маникюрша. В перечне профессий появились новые специальности: социальный работник, скорняк, страховой агент, специалист кадровой службы, гувернер, водитель троллейбуса, проводник пассажирских вагонов, монтажник РЭА. В 2003 году в службе занятости получила профориентационные услуги молодежь в возрасте до 30 лет - 32675 человек, выпускники образовательных учреждений - 5187 человек. В 2003 году в органы службы занятости было заявлено более 97,1 тысячи «вакансий», что на 17,3 тысячи меньше, чем за 2002 год. Напряженность на рынке труда края (число безработных на одну вакансию) на 31 декабря 2003 года составила 1,4 человека, по сравнению с началом года она увеличилась на 0,3 человека. По данным департамента на 01.01.2004 на учете в качестве безработных состояло 4,4 тыс. чел в возрасте 16-29 лет, 2,1 тыс. чел составляет безработная сельская молодежь, из них не работали свыше восьми месяцев - 706 человек.

В целях частичного решения вопросов занятости студентов и учащихся в каникулярное и свободное от учебы время практически во всех регионах РФ начата работа по возрождению движению студенческих отрядов. Свои положительные результаты в деле пропаганды студотрядовского движения на Ставрополье дают такие массовые мероприятия, ежегодно проводимые Краевым управлением студенческих отрядов, как краевой фестиваль студенческих отрядов «Студенческое лето Ставрополья», и краевой смотр-конкурс студенческих отрядов, позволяющий отметить и наградить лучшие студенческие отряды, самые активные учебные заведения, поощрить лучших бойцов и командиров-активистов движения студотрядов Ставропольского края. В 2004 году Ставрополье отметило 50-летие движения производственных ученических бригад.

Несмотря на позитивные сдвиги, общая ситуация молодежи на региональном уровне характеризуется рядом проблем:

1. Процесс формирования органов по делам молодежи в системе муниципального управления идет не достаточно интенсивно, сдерживается острой нехваткой кадровых, информационно-аналитических, материально-технических, финансово-экономических ресурсов. Требуется развитие методической базы воспитательной работы, соответствующей современным условиям в деятельности начальной, средней и высшей школ Ставропольского края;

2. В работе информатизации молодежной политики особенно остро ощущаются следующие негативные тенденции: отсутствие государственного заказа на деятельность этого учреждения; огромная капиталоемкость вложений в создание инфраструктуры информационных технологий, но при этом неадекватность финансирования;

3. Успешному функционированию и развитию образовательных учреждений мешают проблемы рассогласования компетенций, сфер ответственности муниципальных и государственных органов власти, представителей сельской общественности, руководителей хозяйств, предпринимателей. В системе образования края, отсутствуют территориальные комплексы, которые могут системно решать задачи по подготовке квалифицированных кадров, обеспечивающих конкретные запросы социального, экономического и культурного развития районов и городов края.

4. Доля безработных среди молодежи в Ставропольском крае выше, чем среди трудоспособного населения в целом. Молодые люди составляют свыше трети от всех безработных. Не отработана система предъявления образовательным учреждениям, управлению отрасли государственных и частных заказов на подготовку специалистов со средним и высшим профессиональным образованием.

5. На сегодняшний день работа Комитета молодежи по Ставропольскому краю ведется не в полную силу. Так, согласно опросу, проведенному Ставропольским государственным университетом лишь небольшое количество молодых людей (от 2% до 7 %) обращались для решения своих проблем к органам по делам молодежи и социальным службам для молодежи (исключения составляют биржи труда и трудоустройства 18% и юридические консультации, куда обращались 12%). Что самое интересное, никогда не слышали о центрах информации 50% респондентов; о службе помощи молодой семье - 43%, о Комитете молодежи ставропольского края - 37%, о Государственном комитете по делам молодежи - 33%. Эти цифры говорят об о слабой работе молодежных органов непосредственно с молодежью, о недостаточной пропаганде среди молодежи деятельности этих организаций.

Таким образом, успешная адаптированность молодежи в Ставропольском крае напрямую зависит от формирования и реализации научно-обоснованной и сильной молодежной политики, с учетом региональных особенностей. Молодежная политика, как специфический вид социальной политики края, является важным условием, фактором и средством улучшения качества жизни подрастающего поколения, обеспечения высокого экономически активного населения. Это необходимо, так как именно молодежь по своей сути является носителем перспективных черт и свойств, необходимых для качественного обновления существующих общественных отношений на пути к цивилизованному, правовому государству.

Подводя итог отметим, что трансформационные процессы, происходящие на данном этапе в России, носят сложный и противоречивый характер. В экономической и политической сферах еще сохраняются кризисные тенденции. Идеологические принципы государства еще не сформулированы. Остаются нерешенными многие социальные проблемы. Поэтому адаптивные процессы, происходящие в молодежной среде, также носят противоречивый характер. С одной стороны, те трудности, с которыми сталкиваются современные молодые люди, затрудняют адаптивные процессы. А с другой, воспитывают в них те качества, которые позволяют им успешней, нежели старшему поколению адаптироваться к трансформационному развитию. Это индивидуализм, рационализм, предприимчивость. На федеральном и региональном уровнях предпринимаются определенные действия по ликвидации кризисных явлений в молодежной среде. Однако, принимаемых мер явно недостаточно. Они должны быть направлены не только на погашение насущных проблем, но и на профилактику возникновения новых.

 

Автор: Дворцова Т.А