02.03.2012 9792

Понятие и особенности административно-правового регулирования таможенного дела в РФ

 

Прежде чем установить понятие и выявить особенности административно-правового регулирования таможенного дела в РФ, необходимо рассмотреть современное представление о таможенной деятельности и ее сущности.

В настоящее время таможенный орган - это не просто структура по взиманию таможенных платежей, проведению таможенного оформления и проверке сопутствующих документов, как это кажется на первый взгляд. Таможенная деятельность довольно многопланова, и ее реальная сущность оказывается не до конца раскрытой. В современном обществе таможенная служба занимается самым разнообразным видом операций. Именно через нее осуществляется таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, оказываются таможенные услуги, осуществляется таможенный контроль, статистика внешней торговли и другие функции, непосредственно вытекающие из таможенного дела Российской Федерации.

Сущность таможенного дела означает то, под чем подразумеваются все его внешние проявления, т.е. реальная действительность, явление само по себе. Вместе с тем сущность таможенного дела проявляется как совокупность всех необходимых сторон и связей, свойственных таможенной структуре, как особый вид человеческой деятельности, свойственный этому делу. При этом основой таможенного дела являются четыре опознавательных компонента - управление, право, экономика и кадры. Именно с этих позиций и строятся различные подходы к современному представлению о таможне.

Глубокие, коренные по своей сущности политические и социально-экономические преобразования, осуществляемые в современной России, обусловили серьезное изменение роли и значения многих областей деятельности и сфер управления, составляющих фундамент жизни российского общества. Среди таких направлений, значение которых особенно за последние годы постоянно возрастает, следует назвать таможенное дело, являющегося, в соответствии с терминологией Таможенного кодекса РФ, составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации.

Изучение многовековой истории таможенного дела, как отечественной, так и зарубежных стран, приводит к неоспоримому выводу, что таможенная политика во все времена была и остается неотъемлемой частью внешней и внутренней политики государства, а таможенная служба - это один из базовых институтов любой экономики. Во-первых, на ней лежит миссия регулирования внешнеторгового оборота, сбора пошлин и налогов и, таким образом, пополнения государственной казны. Во-вторых, она защищает государство от контрабанды оружия, наркотиков, материальных ценностей и т.п. В-третьих, она как инструмент протекционистских мер исполнительной власти позволяет обеспечивать экономическую безопасность страны. Таможенное дело РФ представляет собой интереснейшую тему для исследования, и в плане изучения его исторической эволюции, и в проведении сравнительного анализа с другими государствами. Изменения в таможенном обложении России всегда оказывали сильное влияние, как на общеевропейскую политику, так и на внутреннюю политику страны. Без изучения развития таможенного дела невозможно полное понимание вопросов правового развития РФ. Детальный анализ таможенного сотрудничества в прошлом должен помочь нашей державе в установлении новых экономических связей в настоящее время. Под таможенным делом понимается сама таможенная политика и средства ее реализации. Основными ее целями являются: порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; взимание таможенных платежей; таможенное оформление; таможенный контроль и др. В соответствии с Конституцией РФ и Таможенным кодексом РФ общее руководство таможенным делом осуществляют Президент и Правительство РФ.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в России, является Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Руководство таможенным делом на местах непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, выполняющие функции органов исполнительной власти и составляющие единую таможенную систему, в которую входят: ГТК России, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на не-прерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Таможенная система подразумевает в себе не только государственные и иные структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики России, но и практические формы их деятельности. Понятие - «система таможенного управления» имеет более узкое значение: оно охватывает лишь те формы деятельности, которые непосредственно связаны с функционированием механизма государственного управления в таможенном деле. Под системой таможенных органов следует понимать только материальный компонент таможенной системы - собственно исполнительные и распорядительные органы России, реализующие таможенную политику государства.

Следует подчеркнуть, что существенным признаком любой системы управления является наличие строгой субординации, иерархических отношений административной подчиненности. С этой точки зрения в систему таможенных органов нельзя включить ряд государственных и коммерческих структур (к примеру, таможенный брокер, таможенный перевозчик, владелец СВХ и т.д.), которые хотя и занимаются в ходе своей деятельности решением отдельных таможенных вопросов, но не находятся в подчинении таможенных органов.

Таможенные органы осуществляют свою деятельность в определенной административно-правовой сфере, являются ее элементом, подчиненным общим закономерностям развития этой системы. Поэтому и организационная, и техническая сторона управления не только тесно связаны между собой, но и в значительной мере определяются всей совокупностью правовых отношений в обществе, уровнем развития его законодательной базы. Весьма важно при этом заметить, что в современных условиях таможенные органы выступают не только своеобразным регулятором правовых отношений, особенно в регулировании ВЭД, не только оказывают определенное воздействие на уровень развития внешнеторговых связей, но и выполняют важную правоохранительную функцию со всеми вытекающими из этого обязательствами перед государством. Руководство таможенным делом является одной из форм координации и контроля за проведением в жизнь таможенной политики государства и входит в компетенцию органов государственной власти РФ: Федерального Собрания, Президента, Правительства Российской Федерации.

Таким образом, одной из основных особенностей административно-правового регулирования таможенного дела является правовое обеспечение таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности государства с целью проведения в жизнь таможенной политики Российской Федерации Таможенное регулирование осуществляется на различных уровнях: в рамках Федерации в целом, на региональном уровне; на краевом уровне, на областном уровне, на уровне деятельности таможен и таможенных постов.

Таможенное дело по своему составу и структуре - явление сложное, многоплановое; оно имеет комплексный характер. Поэтому и общественные отношения в сфере таможенного дела могут быть подразделены на группы, отличающиеся значительной спецификой и регулируемыми нормами разных отраслей права: конституционного; административного; таможенного; гражданского; уголовного; финансового; трудового; международного и др. Если попытаться классифицировать общественные отношения в соответствии со структурой таможенного дела в, то они могут быть представлены в следующем виде:

-.Первая группа - отношения в сфере таможенной политики, связанные с организацией таможенного дела в Российской Федерации (разд. IТК РФ);

- Вторая группа - отношения и принципы, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств (разд. II ТК РФ), возникающие в связи с организацией таможенными органами установленного порядка перемещения в соответствии с таможенными режимами;

- Третья группа - отношения в области взимания таможенных платежей (разд. III ТК РФ), которые возникают между таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу;

- Четвертая группа - отношения, связанные с таможенным оформлением (разд. IV ТК РФ), возникающие в связи с операциями, производимыми должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения таможенного контроля за перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, а также применением средств разрешительного порядка такого перемещения, исходя из требований государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

- Пятая группа - отношения в области таможенного контроля (разд. V ТК РФ), которые возникают в связи с проверкой таможенными органами документов и сведений, необходимых для таможенных целей, а также таможенным досмотром, учетом товаров и транспортных средств, проверкой правильности уплаты таможенных платежей и др.;

- Шестая группа - отношения в сфере валютного контроля (разд. VI ТК РФ), возникающие в связи с выполнением таможенными органами возложенных на них функций контроля за соблюдением валютного законодательства России;

- Седьмая группа - отношения, связанные с предоставлением льгот отдельным категориям иностранных лиц (разд. VII ТК РФ), которые возникают в связи осуществлением таможенными органами установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ дипломатическими представительствами иностранных государств, аккредитованных на территории России;

- Восьмая группа - отношения в области таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (разд. VIII ТК РФ), возникающие в связи со сбором, обработкой и анализом таможенными органами данных о перемещении товаров через таможенную границу РФ, ведением таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, а также классификацией товаров в соответствии с систематизированным перечнем-классификатором;

- Девятая группа - отношения, связанные с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела (разд. IX ТК РФ), которые возникают в связи с осуществлением таможенными органами дознания и оперативно-розыскной деятельности по делам о контрабанде и другим преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов;

- Десятая группа - отношения, связанные с совершением административных правонарушений в сфере таможенного дела (разд. X и гл. 63 ТК РФ), возникающие в связи с осуществлением таможенными органами правоохранительной деятельности по борьбе с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов РФ;

- Одиннадцатая группа - отношения, связанные с информированием, консультированием по вопросам таможенного дела и принятием предварительных решений (разд. XI ТК РФ), которые возникают в связи с представлением таможенными органами заинтересованным лицам информации о действующих правовых актах в таможенной сфере, консультированием их по вопросам в области таможенного дела, принятием предварительных решений по конкретным вопросам, с которыми обращаются заинтересованные лица;

- Двенадцатая группа - отношения, связанные с обращением в собственность государства (федеральную собственность) товаров, транспортных средств и иных предметов (разд. XII ТК РФ), возникающие в связи с безвозмездным изъятием у собственника товаров и транспортных средств по решению (приговору) суда в виде санкции за преступление в сфере таможенного дела или в виде административного взыскания по делу о нарушении таможенных правил, а также в связи с применением таможенного режима отказа в пользу государства (ст. ст. 105,106ТКРФ).

- Тринадцатая группа - отношения, связанные с обжалованием или опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц (разд. XIII ТК РФ), которые возникают в связи с обращением в вышестоящий таможенный орган или в связи с подачей вышестоящему должностному лицу либо в суд жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов РФ и их должностных лиц.

- Четырнадцатая группа - отношения, связанные со статусом должностных лиц таможенных органов (разд. XIV ТК РФ), возникающие в связи с организацией государственной таможенной службы.

Сравнительно обособленные группы составляют общественные отношения: в сфере таможенно-тарифного регулирования, возникающие в связи с применением таможенными органами таможенных и тарифных мер для регулирования ВЭД; в связи участием России в международно-правовом сотрудничестве и таможенном союзе; в связи с участием РФ в международных торгово-таможенных организациях и сотрудничеством с различными странами мира.

Эти группы отношений составляют относительно самостоятельный блок таможенной деятельности.

Таким образом, главной отличительной чертой всего массива общественных отношений в сфере таможенного дела является их комплексный характер, неоднородность разных групп и блоков их отношений. Таможенное регулирование осуществляется посредством установления определенных административно-правовых отношений, т. е. путем установления определенных правил поведения субъектов правоотношений и применения норм таможенного законодательства. Нормы таможенного законодательства регулируют взаимоотношения таможенных органов, физических и юридических лиц, их взаимные права и обязанности и вследствие этого придают этим регулируемым отношениям особый юридический статус - характер таможенно-правовых отношений, при этом субъекты данных отношений выступают в качестве носителей специфических, таможенных прав и обязанностей.

В практике таможенного дела таможенно-правовые отношения (или таможенные правоотношения) регулируются ст. 1 ТК РФ и выступают в форме общественных отношений, непосредственно связанные с порядком и условиями перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Отсюда следует вывод, что любая норма таможенного законодательства претворяется на практике только посредством таможенно-правовых отношений: обязывая одних участников (субъектов) этих отношений к совершению конкретных действий и предоставления конкретным лицам право требовать, руководить данными действиями, таможенное законодательство устанавливает специфические таможенно-правовые коммуникации между участниками правоотношений, т.е. таможенно-правовые отношения между людьми. Следовательно, к таможенно-правовым отношениям относятся те общественные отношения, которые отражены в нормах таможенного законодательства и регулируются ими.

Необходимо подчеркнуть, что таможенное регулирование в рамках законодательства характеризуется через совокупность следующих специфических признаков: наличие специальных субъектов и объектов таможенной деятельности, а также опосредованность через таможенно-правовые отношения указанных субъектов и объектов.

Правоотношения в сфере таможенного дела можно классифицировать на активные таможенные действия (активное выражение участником правоотношения намерения о перемещении товаров), пассивные таможенные действия (пассивное выражение такого намерения), посредническую таможенно-правовую работу (деятельность таможенных брокеров), вспомогательные таможенные действия (принятие таможенным органом предварительного решения), организационные правоотношения (определение категорийности таможенного органа) и др.

Основаниями возникновения таможенно-правовых отношений могут выступать положения Конституции РФ, законов РФ, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты ГТК РФ.

В целом сущность таможенных правоотношений в области административно-правового регулирования таможенного дела можно охарактеризовать следующим образом:

- во-первых, они определяются объективными экономическими отношениями, основанными на многообразии форм собственности и представляющими собой общественные отношения таможенных органов, юридических и физических лиц;

- во-вторых, - это отношения граждан, таможенных органов, организаций, предусмотренные и урегулированные нормами таможенного законодательства, выражающими идеи законности в таможенно-правовой сфере;

- в-третьих, они являются средством решения задач в области формирования единого таможенно-правового пространства России, защиты прав отечественных товаропроизводителей, укрепления экономической безопасности государства и многих других.

Таково общее понятие административно-правового регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Одновременно оно содержит ряд особенностей, которые позволяют дополнить общую характеристику таможенно-правовых отношений в сфере таможенного дела.

Основная особенность таможенного регулирования, которая определяет и другие черты данных таможенных правоотношений, выражается в том, что они возникают в процессе осуществления государственной деятельности. В соответствие с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ таможенного регулирования относится исключительно к ведению Российской Федерации. В связи с этим, возникновение таможенно-правовых отношений обусловлено деятельностью органов государственной власти по установлению порядка и условий перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, проведения таможенного контроля. Таким образом, таможенно-правовые отношения основываются на принципах власти и подчинения, т.е. участники данных правоотношений не состоят в юридическом равенстве, которое, например, наиболее характерно для гражданско-правовых отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Статья 2 ГК РФ, определяя круг правоотношений, регулируемых гражданским законодательством, устанавливает, что регулирование таких правоотношений основывается на равенстве, автономии воли их участников. В тоже время, согласно части 3 указанной статьи в имущественном отношении, основанном на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется.

Следует отметить, что подчеркивание принципа властности при регулировании административно-правовых отношений, к которым относятся также и таможенные правоотношения, находит свое отражение в законах, принятых в России в последнее время. В соответствие со ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ. Статья 9 НК РФ определяет таможенные органы России в качестве полноправных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Таможенный кодекс РФ содержит многочисленные нормы, имеющие властный характер. Так, ст. 20 содержит положения о запрещении ввоза в РФ и вывоза из РФ отдельных видов товаров и транспортных средств. В ст. 27 определяются место и время пересечения таможенной границы РФ. Ст. 29 устанавливает порядок использования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам. В ст. 36 содержатся условия, которые должны соблюдаться при транзите товаров и др. Властный характер, присущий таможен-но-правовым отношениям, предопределяет особое положение одной из сторон такого правоотношения, которая наделяется правом требования, в то время как другая сторона должна подчиниться этим требованиям.

Правильное определение характера правоотношений при рассмотрении конкретной правовой ситуации в сфере таможенного дела позволит участникам правоотношений определиться с законом, подлежащим применению, и, в конечном итоге, принять верное решение. Каждый закон регулирует определенные правоотношения, о чем в законе содержится соответствующее положение, либо круг таких правоотношений можно выделить при анализе его правовых норм. Так, в ГК РФ круг регулируемых правоотношений очерчен в статье 3, НК РФ - ст. ст. 2 и 9, законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» - в преамбуле этого закона, Федеральном законе РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» - также в преамбуле закона. При разработке новой редакции Таможенного кодекса большое значение имеет определение круга правоотношений, так как заинтересованные участники ВЭД представили в межведомственную группу, созданную в 1998 г. по разработке проекта Федерального закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации», свои предложения и дополнения, которые, по их мнению, подлежат включению в проект ТК РФ.

Так, Министерство путей сообщения предложило исключить перевозчика товаров, находящихся под таможенным контролем, из перечня лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, мотивируя это тем, что такая обязанность перевозчика не имеет отношения к выполнению договора на перевозку в соответствие с главой 40 ГК РФ, а также с Федеральным законом «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации». Между тем, договор о перевозке регулирует правоотношения, возникающие у перевозчика с отправителем груза либо пассажиром (ст. ст. 785, 786 ГК РФ). Транспортный устав дополняет эти положения применительно к конкретному перевозчику и регулирует отношения, возникающие между железными дорогами и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта, а также определяет их права, обязанности и ответственность. Приведенные положения не содержат правоотношений, которые бы возникали между перевозчиком и государством в лице таможенных органов, поскольку здесь отсутствует пользование услугами железнодорожного транспорта со стороны таможенного органа в форме конкретного юридического лица. В связи с этим отношение между перевозчиком и государством по поводу перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, должны определяться таможенным законодательством, поэтому рассматриваемое предложение МПС не может быть принято во внимание.

Другим примером могут служить предложения Министерства транспорта и Национальной ассоциации таможенных брокеров, что установление в проекте ТК РФ прекращения обязанности по уплате таможенных платежей в связи с фактическим поступлением платежей на счет таможенного органа противоречит положениям Налогового кодекса. Между тем, в соответствие со ст. 2 НК РФ к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ. В связи с тем, что таких положений НК РФ не содержит, данные предложения также не могут быть приняты во внимание при разработке новой редакции Таможенного кодекса РФ.

Другой отличительной чертой таможенно-правовых отношений является то, что одной из сторон в них является государство, то есть в их реализации находит выражение публично-правовой характер, иными словами, государственный интерес, который выражается, прежде всего, в том, чтобы обеспечить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, среди которых могут оказаться товары, запрещенные или ограниченные к ввозу в РФ, исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и т.д.

Одним из важных факторов таможенных правоотношений является обязанность лица, перемещающего товары и транспортные средства через таможенную границу, уплатить в определенных случаях ввозные или вывозные пошлины и другие таможенные платежи, которые поступают в федеральный бюджет. Необходимо отметить, что таможенные платежи составляют значительную часть доходной части федерального бюджета. По данным государственной статистики за последние четыре года (1998-2001 гг.) вклад российского таможенного ведомства в среднем составлял до 40 % всего федерального бюджета страны ежегодно. На каждый вложенный в развитие таможенный системы рубль российские таможенники возвращали до 40 рублей. Российской таможенной службой перечислено в федеральный бюджет 66,5 трлн. руб. в 1997 г. и 94,6 млрд. (деноминированных) руб. в 1998 году. В 1999 г. плановое задание было выполнено в сумме 187,15 млрд. руб., что составило 101,56 % утвержденного задания. Учитывая, что по состоянию на 1 января 2000 г. фактическая штатная численность сотрудников таможенных органов России составила 56613 чел, то каждый таможенник в среднем обеспечил перечисление в доход государства в 1999 году более 3,3 млн. рублей.

К примеру, только за сентябрь 2000 г. таможенные органы России перечислили в доход федерального бюджета 31, 09 млрд. руб., что превысило установленное Правительством РФ задание на 24%. Всего за 12 месяцев 2000 г. в доходную часть федерального бюджета таможенной службой было перечислено 358,8 млрд. рублей таможенных платежей и иных налогов. Этот показатель превышает плановое задание на 16 %} В январе-декабре 2001 г. таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 539, 82 млрд. руб. (около 19 млрд. долл. США). Это на 10% выше планового задания и на 5,5 млрд. долл. больше показателей 2000 г., при этом таможенные платежи в 2001 г. составили почти 2/3 общих доходов, перечисленных в федеральный бюджет. Тем не менее, большие возможности по увеличению сбора таможенных платежей кроются в скорейшем решении проблем большей дифференциации ТН ВЭД, обеспечения таможенных органов современными техническими средствами таможенного контроля, совершенствования технологических схем организации производства таможенных процедур на основе разработки сетевых моделей процесса перемещения товаров через таможенную границу РФ применительно к различным таможенным режимам и др.

Решение задачи повышения полноты сбора таможенных платежей находится также в прямой зависимости от повышения материальной заинтересованности сотрудников таможенных органов за достигнутые результаты, от научно обоснованного подхода к установлению плановых заданий каждому РТУ, таможне, таможенному посту, основанному на учете реального объема товарооборота, его стоимости, штатной численности, имеющейся инфраструктуры, технического оснащения и т.п., организации системного контроля со стороны всех руководителей за выполнением этих планов. В условиях развития рыночных отношений не только материально-вещественные, но и личностные факторы играют важную роль, особенно в тех сферах, которые связаны с внешнеэкономической, налоговой и правоохранительной деятельностью. Поэтому повышаются требования к непрерывной профессионально-квалификационной подготовке кадров, организации их подбора и расстановки, расширению знаний специалистов, способных обеспечить решение как текущих, так и перспективных задач развития таможенной системы. Немаловажным фактором в деле подготовки и повышения квалификации таможенных кадров является профессиональная учеба на рабочих местах и институт наставничества. Начальникам таможенных органов предписано считать организацию и проведение профессиональной учебы по изучению таможенного законодательства, нормативно-правовой базы, новых таможенных технологий, программных продуктов и т.п. (обучение на рабочем месте) одним из главных направлений их служебной деятельности, а организацию наставничества - важнейшей задачей по повышению профессионального уровня сотрудников и их воспитанию. Для этого, в частности, необходимо активизировать научно-исследовательскую и учебно-методическую деятельность, выпустить соответствующие учебные пособия о деятельности таможенных органов в регионах своей ответственности. Учитывая правоохранительный статус таможенных органов, эти учебники должны нести, прежде всего, правовой характер. Исходя из того, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы, то и вознаграждение (месячное содержание, зарплата), выдаваемое таможенникам, работающих на контрактной и договорной основе, должно соответствовать уровню оплаты государственных служащих. Основываясь на положениях Конституции РФ, что таможенное регулирование находится в ведении РФ, законодательство устанавливает исключительную компетенцию таможенных органов в вопросах порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил.

Никакие государственные органы, кроме высших органов государственной власти и управления, не вправе принимать решения, затрагивающие права таможенных органов, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов.

Из этого можно сделать вывод, что в сфере таможенного регулирования одной из обязательных сторон таможенных правоотношений является таможенный орган, который в своем лице представляет государство.

Таким образом, под административно-правовым регулированием таможенного дела можно понимать область таможенно - правовых отношений во внешнеэкономической сфере государства, регулируемых через таможенную деятельность.

 

Автор: Головин В.В.