02.03.2012 21418

Источники таможенного законодательства РФ

 

Система источников таможенного законодательства РФ закреплена ст. 5 Таможенного кодекса РФ, согласно которой законодательство РФ о таможенном деле состоит из ТК РФ, Закона РФ «О таможенном тарифе», иных актов законодательства РФ, принятых в соответствие с ТК РФ. Так как в указанной статье перечисляются не все источники, содержащие нормы таможенного законодательства РФ, необходимо обратиться к анализу других статей ТК РФ, а также нормативных актов органов государственной власти, которые позволят составить более подробную систему таможенного законодательства РФ.

Это, прежде всего, ст. 1 ТК РФ, в соответствие с которой таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом осуществляет Президент РФ и Правительство РФ, которые в целях регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела, издают соответствующие нормативные акты. Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является ГТК РФ (ст. 7 ТК РФ), который в пределах своей компетенции издает нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами (ст. 11 ТК РФ). Ст. 6 ТК РФ содержит ссылку на еще один источник - международные договоры, непосредственно заключаемые при осуществлении таможенного дела.

Таможенное законодательство определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и в соответствие с этим положением можно сгруппировать нормативно-правовые акты в сфере таможенного дела по принципу структуры.

Система источников таможенного законодательства РФ состоит из нормативно-правовых актов органов государственной власти, к которым относятся: конституционные нормы, являющиеся нормами прямого действия и закрепляющие исходные начала, и основные принципы таможенного дела в РФ;

1. нормы федерального законодательства (законы, кодексы и т.д.), рас­считанные на длительный период действия или иначе регулирующие общественные отношения в сфере таможенного дела;

2. нормы текущих правовых актов по вопросам таможенного дела, издаваемых Президентом РФ, Правительством РФ, ГТК России, а также совместные акты ГТК России с другими министерствами и ведомствами;

3. нормы международных правовых договоров (соглашений, конвенций и др.) по таможенному делу, участниками которых является Россия.

Рассмотрим ряд основных источников таможенного законодательства.

В Конституции РФ  имеется ряд статей, определяющих характер таможенного дела в целом. Так, пункт «ж» ст. 71 относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов государственной власти, по этому источниками таможенного законодательства являются только федеральные нормативно-правовые акты. Правовые акты государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления в число источников не входят. Пункт «з» ст. 71 относит к ведению РФ установление федеральных налогов и сборов, в том числе таможенных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. Пункт «л» ст. 71 относит внешнеэкономические отношения к ведению РФ.

Часть 1 ст. 74 Конституции устанавливает запрещение на территории РФ таможенных границ, пошлин и сборов, а также иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тем самым определяет принцип единства таможенной территории РФ. Ст. 15 формирует принцип законности, который является одним из основных принципов таможенного дела в РФ. В соответствии с этим принципом Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы РФ. Между тем, законы РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться без их официального опубликования для всеобщего сведения. Законность означает также обязательное соответствие подзаконных актов предписаниям законов, на основании и в развитие которых принимаются эти подзаконные акты.

Принципиальное значение и непосредственное отношение к таможенному делу имеет положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрено законом РФ, то применяются правила международного договора.

Конституция РФ формирует ряд принципов, которые имеют отношение к правоохранительной деятельности таможенных органов: равенство всех перед законом и судом (ст. 19); возможность каждому ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст.24); неприкосновенность жилища (ст.25); институт обжалования и судебная защита прав и свобод (ст.46); гарантия на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48); презумпция невиновности (ст.49); гарантия на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст.53) и др.

Многие другие нормы Конституции РФ также имеют непосредственное отношение к таможенно-правовому регулированию, а именно: поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности (ст. 8); признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 9); защита достоинства и личности, которая между тем как норма общего характера относится ко всем официальным действиям таможенных органов и их должностных лиц (ст. 21) и ряд других норм.В систему источников таможенного законодательства РФ входят законы, регулирующие правоотношения в сфере таможенного дела. К ним относятся законы, в нормах которых закрепляются обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан - субъектов таможенных правоотношений, а также формулируются меры ответственности за их нарушение.

Основным из этих законов является Таможенный кодекс РФ, который определяет основы таможенного дела в Российской Федерации и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела.

Таможенный кодекс РФ является законодательным актом комплексного характера, предусматривающий четкий механизм реализации содержащихся в нем норм, и составляет правовую основу внешнеэкономической деятельности и организации таможенного дела в РФ, реально сближающий отечественное законодательство с мировой практикой. Характеристика Таможенного кодекса РФ как правового документа, его достоинства и недостатки подробно изложены в российской литературе. Следует отметить, что Таможенный кодекс РФ, составляющий правовой фундамент таможенного дела в России на современном этапе своего развития, подготовлен на довольно высоком юридическом уровне.

Тем не менее, применение таможенными органами на практике норм ТК РФ показало, что появилась объективная потребность в изменении некоторых положений Кодекса с целью устранения выявленных практических пробелов, внутренних противоречий, коллизий с иными правовыми актами таможенного законодательства РФ, принятыми после введения в действие ТК РФ в 1993 г., а именно: Конституция РФ (1993); Гражданский кодекс (ч.1, 1994; ч. 2, 1995); ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995); Уголовный кодекс (1996); ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» (1997); ФЗ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» (1998); Налоговый кодекс (ч. 1, 1998; ч. 2, 2000) и другие акты, принципиально изменившие правовой климат страны.

Потребность в изменении ТК РФ вызвана практическими проблемами совершенствования экономики и внешней торговли России, дальнейшим развитием правовой базы деятельности таможенной службы, отставанием от существенно обновившегося в целом федерального законодательства. При этом необходимо отметить, что в последние годы очень активно проводилась работа по международно-правовому обеспечению таможенного регулирования.

В начальном периоде формирования рыночной экономики, характеризовавшемся нестабильностью, отсутствием либо несовершенством правовой базы по смежным отраслям законодательства, в частности, банковскому, валютному, бюджетному, а также отсутствием практики работы таможенных органов в условиях демонополизации ВЭД, оправдывало отнесение практических механизмов ведения таможенного дела на подзаконный, преимущественно ведомственный, уровень нормативного регулирования. Именно эти нормативные акты, а не законы, определяют на сегодняшний день порядок таможенного оформления, сроки нахождения товаров в процессе таможенного оформления, таможенные режимы, вопросы уплаты таможенных платежей. При сохранении такой тенденции, несомненно, таможенный контроль еще более усложнится и может превратиться в дополнительный нетарифный барьер для участников ВЭД.

В то же время из повседневной практики видно, что наличие многочисленных нормативных правовых актов, осложняющие внешнюю торговлю, не предотвратили утечки необходимых стране валютных средств, заключения экономически невыгодных контрактов, нарушений таможенных правил.

В действующем Кодексе отсутствует ряд важных положений, в частности, в отношении защиты интеллектуальной собственности, нет четких определений некоторых важных понятий, присутствует несбалансированность прав и обязанностей таможенных органов с одной стороны и законопослушных участников внешнеэкономической деятельности с другой. Частые изменения в технологии таможенного процесса не обеспечивают стабильных условий для развития внешней торговли, имеющей большое значение для экономики страны.

В Таможенном кодексе содержатся определенные несоответствия таможенного регулирования ВЭД международной практике и правилам Всемирной торговой организации, представляющие собой обобщение мировой практики. Такие нормы должны быть отражена в российском законодательстве безотносительно к членству России в ВТО, так как на базе этих административно-правовых норм осуществляется внешняя торговля подавляющего большинства стран мира, в том числе и их торговля с Российской Федерацией.

По этой причине необходимо кратко проанализировать некоторые положения Таможенного кодекса, касающихся таможенного регулирования, исходя из отечественной и международной практики таможенного дела и более чем 25-летного срока службы автора, в таможенных органах России.

Таможенное дело в РФ. В действующем Кодексе таможенное дело составляет таможенная политика, которая является как бы его составной частью, между тем политика не может быть вторичной по отношению к таможенному делу. Также в ст. 1 отсутствует понятие о деятельности федеральных органов государственной власти по осуществлению таможенной политики. Между тем, таможенное дело должно пониматься как деятельность государственных органов, и, прежде всего таможенных органов, по осуществлению таможенной политики и регулированию таможенных правоотношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, установлением и взиманием таможенных платежей, осуществлением таможенного оформления и контроля, а также использованием других законодательных средств проведения таможенной политики в жизнь.

Таможенная политика РФ. В действующем Кодексе (ст. 2) указано, что в России осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики РФ, а также тезисно перечислены ее основные цели. Между тем, таможенная политика РФ является, прежде всего, составной частью внешней, а потом уже внутренней политики РФ и представляет собой систему мер, применяемых государством с целью защиты национальной экономики и развитию внешнеэкономических связей. По мнению автора, таможенная политика РФ должная включать в себя также меры тарифного и нетарифного регулирования.

Таможенная территория и таможенная граница РФ. Действие таможенного законодательства в пространстве ограничивается пределами соответствующей территории. В действующем Кодексе таможенная территория состоит из сухопутной территории РФ, территориальных и внутренних вод и воздушного пространства над ним. Таможенная граница определена по пределам таможенной территории и периметрам свободных таможенных зон и свободных складов. Между тем, необходимо отметить, что понятия таможенной территории и государственной территории по некоторым признакам не совпадают. Законодательно не определена также линия таможенной границы, проходящей по воздушному пространству над таможенной территорией РФ, и др. Иными словами, имеется правовое различие между ст. 3 Таможенного кодекса и ст. ст. 67, 71, 74 Конституции РФ, а также ст. ст. 1 и 2 Закона РФ «О государственной границе РФ» определяющих таможенную и государственную территорию, а также таможенную и государственную границу Российской Федерации.

По этой причине и в соответствии с положениями Конституции, определяющих пределы государственной территории и статуса государственной границы, можно утверждать, что таможенной территорией РФ является государственная территория РФ, а также находящиеся в исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела. Пределы таможенной территории РФ, в том числе периметры свободных таможенных зон и свободных складов, являются таможенной границей Российской Федерации.

Законодательство РФ о таможенном деле. Учитывая, что таможенное законодательство РФ после принятия ТК РФ в 1993 г. значительно дополнилось, предлагается трактовать указанное положение в следующей редакции: Таможенное законодательство РФ состоит из Конституции РФ, Таможенного кодекса РФ, других федеральных законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных нормативных правовых актов РФ в сфере таможенного дела Российской Федерации.

Основные понятия, используемые в Таможенном кодексе. В действующем Кодексе используются основные понятия в 20 значениях. В соответствие с современными требованиями таможенного дела в ТК РФ отсутствуют такие понятия как: тарифное и нетарифное регулирование, культурные ценности, интеллектуальная собственность и др., которые можно охарактеризовать в следующей редакции:

- тарифное регулирование - применение норм законодательства о тарифе, в том числе установление минимальных и максимальных размеров таможенной стоимости товара, размеров пошлин, подлежащих уплате таможенным органам, определение страны происхождения товара, а также предоставление лицам, перемещающим товар, тарифных льгот и преференций, а также лишения их тарифных льгот и преференций;

- нетарифное регулирование - запреты и ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, установленные в соответствие с законодательством РФ, включающие квотирование, лицензирование, сертификацию и другие меры, регулирующие внешнеторговую деятельность;

- культурные ценности - произведения искусства, предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран и иные товары, перемещение которых через таможенную границу регулируется законодательством РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей;

- интеллектуальная собственность - исключительные права гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания), другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, являющиеся объектами охраны в соответствии с законодательством РФ.

Юридической коллизией может считаться положение п.1 ст. 18 ТК РФ, определяющей значение «товары», где под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе и транспортные средства (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и товаров). Дело в том, что в соответствие со ст. 130 Гражданского кодекса транспортные средства, такие как: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, подлежащие государственной регистрации, относятся к недвижимому имуществу и поэтому не могут рассматриваться как товар. В данном пункте также отсутствует понятие «интеллектуальная собственность», которая на основании ст. 128 ГК РФ относится к имуществу. По этой причине и в целях устранения противоречий между Таможенным и Гражданским законодательством предлагается изменить понятие «товары» в следующем значении:

- товары - любое перемещаемое через таможенную границу РФ движимое имущество (включая все виды энергии), объекты интеллектуальной собственности, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и искусственные космические объекты. Транспортные средства, используемые по договорам о международных перевозках, товаром не являются. Необходимо дополнить новыми нормами общие положения, регулирующие право на ввоз и вывоз товаров (ст. ст. 19-21 ТК). В частности, определение перечня товаров, ввоз (вывоз) которых запрещен или ограничен, должен быть отнесен к компетенции Правительства РФ. Нужно также разработать норму, в соответствие с которой, товары, запрещенные или ограниченные к ввозу, вывозятся или уничтожаются. Действующий Кодекс не предусматривает возможности уничтожения таких товаров, в связи с чем, при отказе в вывозе товаров или отсутствии лица, переместившего товары через таможенную границу РФ, возникают вопросы по распоряжению такими товарами.

Таможенные режимы. Действующий Кодекс устанавливает 15 таможенных режимов товаров и транспортных средств (ст. 23). В настоящий момент такие таможенные режимы, как реимпорт, переработка товаров под таможенным контролем, вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом, вывоз отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР потеряли свою актуальность, в одном случае из-за требований международных норм таможенного регулирования в полном упразднении экспортных пошлин - как одного из условий вступления России в ВТО, а в другом, сходство правового регулирования указанных таможенных режимов с другими. К примеру, положения, регулирующие вопросы перемещения товаров при реимпорте, имеют свое отражение в режиме «выпуск в свободное обращение» как частный случай освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Режиму «переработка под таможенным контролем» в качестве альтернативы могут быть предоставлены условия режима «переработка на таможенной территории», в соответствие с которым, Правительство РФ вправе устанавливать порядок освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов товаров для переработки, учитывая, что при обратном вывозе этих товаров меры экономической политики к ним не применяется. К тому же, Правительством установлены новые таможенные режимы «перемещения припасов» и «временный ввоз (вывоз) транспортных средств», которые в настоящее время отсутствуют в Кодексе. По мнению автора, по новому должна быть изложена норма, предусматривающая особенности правового регулирования таможенных режимов, при отсутствии таких положений в законе. К примеру, в ст. 24 ТК РФ предоставлено право Правительству РФ и ГТК РФ, в пределах своей компетенции, определять и устанавливать таможенные режимы, не предусмотренные Кодексом. В настоящее время имеются потребности установить право ГТК РФ представлять Правительству РФ основания для установления новых таможенных режимов.

Таможенные платежи. Ст. ПО действующего Кодекса установлено 11 видов таможенных платежей. В настоящее время полное количество и наименование таможенных платежей определено Приложением 15 Приказа ГТК РФ от 25.12.1996 г. № 774 «О классификаторах и списках нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей» и другими нормативно-правовыми актами. По этой причине необходимо разделить таможенные платежи на несколько групп, отдельными статьями которых законодательно определить их наименование и назначение. К примеру: 1) таможенная пошлина; 2) налог на добавленную стоимость; 3) акцизы; 4) таможенные и лицензионные сборы; 5) таможенные платежи, подлежащие уплате физическими лицами; 6) таможенные платы. Принципы их регулирования предполагается осуществлять так: пошлина - ТК РФ, Налоговым кодексом, Законом «О таможенном тарифе»; НДС - ТК РФ, НК РФ, Законом «О налоге на добавленную стоимость»; акцизы - ТК РФ, НК РФ, Законом «Об акцизах». Остальные виды платежей - Таможенным кодексом РФ и нормативно-правовыми актами ГТК России.

К примеру, к таможенным сборам могут относиться сборы за таможенное оформление, хранение товаров и т.д. К лицензиозным - сборы за выдачу лицензии, квалификационного аттестата и т.д. Размеры уплаты таможенных сборов должны также указываться в Кодексе.

Таможенные платы, подразумевают под собой плату за оказание таможенными органами услуг, не связанных непосредственно с таможенным оформление и таможенным контролем. К ним могут относиться: плата за участие в таможенных аукционах, за принятие предварительного решения и т.д. И, наоборот, плата за информирование и консультирование должна быть упразднена, т.к. это противоречит положениям Основного закона - Конституции РФ.

Таможенные платежи, подлежащие уплате физическими лицами, осуществляются при перемещении через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности. К ним относятся: таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам и совокупный таможенный платеж.

Таможенный контроль. Ст. 180 действующего Кодекса установлены формы таможенного контроля, которые, необходимо дополнить следующим: проверка исчисления и исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей. Данная форма контроля активно применяется на практике, но не закреплена в законодательном порядке. Необходимо расширить ст. 183 ТК РФ путем введения положений о порядке проведения исследований, получения проб и образцов для исследования, привлечения специалистов и экспертов для проведения контрольных действий, определения права лица, перемещающего товары, при назначении и проведении исследования. В связи с установленными современными требованиями законодательства РФ необходимо привести в соответствие с Налоговым кодексом статью 186 ТК РФ, регулирующую проверки финансово-хозяйственной деятельности. Необходимо дополнить ТК РФ новым положением, в котором определяется порядок декларирования и контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, исходя из требований гл. 26 Таможенного кодекса РФ. Учитывая нормы современного международного права, необходимо совершенствовать таможенные льготы для дипломатических представительств иностранных государств, путем установления более гибкого порядка перемещения товаров и транспортных средств лицами, которым представляются на территории России таможенные льготы (гл. 30 ТК РФ).

Необходимо изменить и максимально приблизить к мировым стандартам нормы и ограничения по беспошлинному ввозу/вывозу товаров, перевозимых физическими лицами не для коммерческих целей, а также ограничения вывоза наличной иностранной валюты. Это соответственно позволит повысить пропускную способность въезда или выезда и упростить таможенное оформление и таможенный контроль законопослушных граждан.

Обжалование. Главами 56, 57 действующего Кодекса установлен порядок обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц. В соответствие с этими положениями установлен порядок первоначального и вторичного обжалования, то есть первоначально жалоба подается в вышестоящий таможенный орган или вышестоящему должностному лицу, а только затем в суд по месту нахождения таможенного органа либо по месту работы должностного лица таможенного органа, чьи решения, действия или бездействия обжалуются. Такой порядок касается как физических, так и юридических лиц. Тем не менее, установленный порядок обжалования нарушает конституционные права, прежде всего, физических лиц, так как в соответствие с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» жалоба может быть подана непосредственно в суд, минуя вышестоящий таможенный орган, в том числе в суд по месту жительства истца. По этой причине, необходимо процесс обжалования законодательно упростить и предоставить право лицам, в том числе участникам ВЭД, по своему выбору обращаться с жалобой в вышестоящий таможенный орган или другой независимый орган (суд или прокуратуру).По мнению автора и с учетом мировой практики, необходимо внести в Таможенный кодекс разделы, связанные с определением таможенной стоимости товаров и определением страны происхождения товаров, положения которых в настоящее время закреплены в Законе РФ «О таможенном тарифе».

И наоборот, необходимо исключить из ТК РФ нормы административных таможенных правонарушений, производство по делам о нарушении таможенных правил, а также преступления в сфере таможенного дела, дознание, оперативно-розыскную деятельность и контролируемые поставки, так как эти положения должны регулироваться КоАП РСФСР, УК РФ, УПК РСФСР и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Таким образом, изменение ТК РФ способствует формированию действенной правовой базы, способной обеспечивать экономические интересы России в ВТО и реальную защиту ее национальной экономики. Анализ таможенного законодательства РФ позволяет отнести к числу его источников ряд законов федерального уровня, одни из которых являются актами по таможенному делу прямого действия, другие содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них наиболее актуальное значение имеют следующие законы.

Закон РФ «О таможенном тарифе устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента таможенного регулирования внешнеторговой политики, а также правила обложения товаров пошлинами при перемещении через таможенную границу РФ.

Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» определяет правовые основы государственного регулирования внешней торговлей, устанавливает порядок ее осуществления резидентами и нерезидентами, предназначает обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и субъектов РФ в этой сфере.

Федеральный закон РФ «О службе в таможенных органах РФ» устанавливает права, обязанности и ответственность при прохождении службы в таможенных органах и организациях ГТК России, определяет основы правового положения сотрудников таможенных органов РФ.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет принципы осуществления валютных операций, устанавливает полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Федеральный закон РФ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» определяет цели, направленные на защиту отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих объектов от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечивает условия для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» имеет цель сохранения культурного наследия народов России, регулирует порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу РФ, направлен на защиту от незаконного вывоза культурных ценностей за пределы РФ.

Федеральный закон РФ «Об оружии» регулирует правоотношения, возникающие при обороте и перемещении через таможенную границу РФ гражданского, служебного, боевого и холодного оружия; направлен на обеспечение общественной безопасности и укрепления международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Федеральный закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в противодействии их незаконному обороту через таможенную границу РФ в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

В таможенное законодательство РФ входят и другие федеральные законы, в той или иной степени, регулирующие таможенно-правовые отношения. Комплексный характер таможенных правоотношений обуславливает использование в качестве источников таможенного законодательства правовых норм, содержащихся в законодательных актах ряда иных отраслей российского права: административного, гражданского, уголовного, финансового, трудового, земельного, международного и др. Например, положения, определяющие нарушение таможенных правил, установлены ст. 186 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»; договор хранения и договор перевозки, установленные Гражданским кодексом РФ, имеют аналоги в ТК РФ (главы 23,25); нормы Уголовного права, устанавливающие в деятельности таможенных органов функции борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, отражены в статьях 219-221 Таможенного кодекса РФ и т.д.

Наиболее многочисленными источниками таможенного законодательства РФ являются подзаконные правовые акты по различным направлениям таможенного дела. Их можно рассматривать как «текущие» правовые акты, поскольку они носят временный характер. Принятие и срок действия этих актов, как правило, обусловлены социально-экономической обстановкой в стране.

Среди текущих правовых актов имеют верховенство нормативные указы Президента РФ, так или иначе затрагивающие таможенно-правовую сферу. Следующую ступень занимают постановления Правительства РФ, издаваемые во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, которые регулируют достаточно широкий круг таможенных правоотношений. Большинство положений и норм, содержащихся в таможенном законодательстве РФ, нашло свое отражение и развитие в ведомственных правовых актах, издаваемых ГТК России и являющихся основным инструментом административно-правового регулирования таможенным делом в РФ. ГТК России также издает нормативные акты в сфере таможенного дела совместно с другими министерствами и ведомствами Российской Федерации. Содержание ведомственных нормативных актов определяется их формой. В соответствии с порядком органы исполнительной власти издают приказы, постановления, распоряжения, правила, инструкции и положения. Издание нормативных правовых актов в виде указаний, писем и телеграмм не допускается. Нормативно-правовые акты в сфере таможенного дела подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию.

Следующим источником таможенного законодательства РФ являются международные договоры России по таможенным вопросам. Конституцией РФ (ст. 15) установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, международные договоры РФ по таможенным вопросам полноправно входят в систему таможенного законодательства РФ. Примером могут служить международные конвенции о временном ввозе товаров (Брюссель, 1961; Стамбул, 1990), к которым РФ присоединилась в 1995 г. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров определяется Федеральным законом РФ «О международных договорах РФ». Анализ таможенного законодательства был бы не полным без упоминания еще действующих в сфере таможенного дела нормативно-правовых актов государственных органов Союза СССР. Так, например, до настоящего времени в части, не противоречащей законодательству РФ, действует Приказ МВТ СССР № 487 от 20.06.1950 «Правила пропуска через государственную границу СССР товарных и пассажирских поездов, а также выгрузки, погрузки и перевозки по железным дорогам грузов, подлежащих таможенному контролю». Уникально, но факт, данный приказ был принят в соответствие с Таможенным кодексом Союза ССР 1928 года. И хотя из года в год их количество сокращается, в вопросах, не урегулированных нормами таможенного законодательства РФ, таможенным органам следует руководствоваться союзными актами, если они не противоречат действующей Конституции РФ и ее законам.

Подводя итог изложенному выше материалу, можно сделать вывод, что формирование и совершенствование таможенного законодательства невозможно без тесной связи с другими нормами российского права и международными договорами в области таможенного дела государства. Но, тем не менее, большинство законодательных актов в сфере таможенного дела РФ не носят характера прямого действия по вопросам таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, а являются отсылочными административно-правовыми нормами. Это порождает массу подзаконных актов, издаваемых ГТК России и другими федеральными ведомствами. Именно эти нормативные акты, а не законы, определяют на сегодняшний день порядок производства таможенных процедур, вопросы тарифного и нетарифного регулирования и многое другое, тем самым, порождая различное толкование норм российского таможенного законодательства. При сохранении такой тенденции, несомненно, таможенный контроль еще более усложнится и может превратиться в дополнительный административный барьер для участников ВЭД.

Таким образом, ведомственные нормативно-правовые акты служат основными материалами, регламентирующими административно-правовое регулирование таможенного дела в Российской Федерации.

 

Автор: Головин В.В.