02.03.2012 16220

Управление таможенным делом в Европейском Союзе

 

По международной классификации под таможенным союзом двух или более государств понимается такое экономическое объединение, при котором часть государственного суверенитета в области таможенного дела передается государствами-участниками таможенному союзу. Таможенный союз признается субъектом международного права с правомочиями в пределах тех суверенных прав, которые переданы ему государствами-участниками.

Международная правосубъектность таможенных союзов различна. Однако существует общепризнанный минимум его правоспособности, необходимый для международно-правового признания, а именно: наделение союза функциями формирования единой таможенной политики, обязательной для всех государств-участников, в части применения всех или определенных мер таможенно-тарифного регулирования к товарам третьих стран. Кроме того, необходимо, чтобы государства-участники Союза применяли унифицированные правила допущения товаров третьих стран на общий рынок таможенного союза. Мировой опыт свидетельствует о том, что объединение в таможенный союз государств, близких в географическом, экономическом и политическом отношениях, создает благоприятные условия для координационного управления таможенным делом на территории стран, связанных едиными общими таможенными интересами, способствует развитию внутренней и внешней экономической деятельности, а также укрепляет их международные связи. Примером может являться Европейский Союз, который объединяет в единой таможенной, торговой, правовой и экономической политике 15 европейских государств. Именно образование в соответствии с договорами таможенного союза Европейского сообщества стало стартовой площадкой процесса европейской интеграции и началом создания единой Европы. Таможенный союз предполагает общее пространство, в котором осуществляется свободное обращение товаров и лиц. При этом в пространстве субъектов ЕС устанавливается общая граница для принятия мер в области торговой, тарифной и нетарифной политики в отношении третьих стран. Правовыми актами ЕС определены границы таможенной территории Союза, на которой, кроме некоторых случаев, применяется единое таможенное законодательство. Управление таможенным делом в ЕС осуществляется общими органами:

Европейский Совет - состоит из пятнадцати глав государств и правительств стран-членов ЕС. Совет проводит заседания два раза в год (июнь и декабрь) для определения приоритетов дальнейшей союзной и таможенной политики, а также выработки путей ее применения в будущем. Председательство Советом поочередно возглавляется странами-субъектами ЕС каждые полгода.

Совет Министров - руководящий орган ЕС, наделенный правом принимать решения по основным вопросам деятельности и заключать международные договоры, в том числе в сфере таможенного дела ЕС. Постановления Совета являются нормативными правовыми актами и применяются на всей территории ЕС. Формируется из министров стран ЕС по обсуждаемым вопросам.

Европейская Комиссия (Комиссия Европейских Сообществ, КЕС) - административный, исполнительный орган, обладающий широкими полномочиями в сфере таможенного дела ЕС. Возглавляется 20 представителями субъектов ЕС и является инициатором таможенной политики ЕС, которая ими разрабатывается и за исполнение которой они отвечают. КЕС обладает законодательными инициативами по таможенному делу и осуществляет контроль за претворением их в жизнь. Местонахождение - Брюссель (Бельгия). В РФ имеется Представительство Европейской Комиссии, которое является дипломатической миссией.

Европейский Парламент - консультативный, рекомендательный и прямо избирательный законодательный орган изучает законопроекты и утверждает бюджет ЕС. Играет важную роль в процедурах сотрудничества по таможенным вопросам и совместного принятия решений с Советом Министров ЕС. Одно из основных направлений принадлежит таким темам, как приграничное сотрудничество с государствами, не являющимися членами ЕС, инициативы по укреплению демократии, проекты по охране окружающей среды и т.д. Формируется путем всеобщих и прямых выборов в количестве 518 парламентариев. Местонахождение - Страсбург (Франция).

Европейский Суд - международный правовой орган стран ЕС и обеспечивает, прежде всего, единообразное толкование принятых в ЕС правил и норм в таможенной сфере. Регулирует споры и претензии по таможенным вопросам, в том числе от иностранных лиц. Право на обращение в Суд имеет КЕС или любой субъект ЕС, в случае сомнения в законности издаваемых в ЕС правовых актов или когда происходит нарушение законодательства ЕС какой-либо страной-членом ЕС. Решения суда имеют обязательный характер. Суд состоит из 15 судей и 10 юридических советников. Местонахождение - Страсбург (Франция). Непосредственное руководство таможенным делом в странах-участниках ЕС осуществляется национальными таможенными органами (управлениями, таможнями, таможенными постами).

Рассмотрим деятельность таможенных органов в странах Европейского сообщества на примере таможенной службы Финляндии, учитывая общую таможенную границу с Российской Федерацией. Управление таможенным делом в Финляндии осуществляет Парламент и Государственный совет. Общее руководство таможенным делом возложено на Министерство финансов Финляндской Республики.

Структура таможенных органов Финляндии является составной частью Министерства финансов и состоит из Главного таможенного управления (ГТУ), региональных таможенных управлений (региональных таможен) и таможенных постов. В состав ГТУ также входит таможенная лаборатория.

Министерство финансов разрабатывает проекты таможенного законодательства и контролирует его выполнение, издает постановления о представлении таможенных льгот и преференций, о таможенных контингентах, о порядке обложения таможенными пошлинами и другое.

В компетенцию Главного таможенного управления входят все вопросы, связанные с непосредственной координацией, руководством и контролем деятельности всех таможенных органов страны, а также вопросы, касающиеся таможенного тарифа, поступлений доходов от сборов таможенных платежей в бюджет ЕС и государственный бюджет страны.

Региональные таможенные управления (региональные таможни) осуществляют свою деятельность непосредственно в своих округах: Южный таможенный округ (Хельсинки); Западный таможенный округ (Турку); Таможенный округ Аландских островов (Маарианхамина); Восточный таможенный округ (Лаппеенранта); Северный таможенный округ (Торнио).

Основными функциями таможенных органов Финляндии являются: таможенный контроль, таможенная очистка и взимание таможенных платежей, включая НДС за транспортировку товаров из третьих стран и торговлю с ними; сбор и расчет таможенных пошлин в соответствие с требованиями отчетности; исполнение служебных полномочий, касающихся международной торговли, системы таможенных льгот, вопросов соблюдения правовых норм, сборов таможенных тарифов, предоставления необходимой справочной информации относительно правил торговли и перемещения товаров на международных рынках, а также управления внутренними и внешними перевозками; контроль за соблюдением соглашений о преференциях в соответствие с решениями ГАТТ/ВТО; сбор акцизов; ведение таможенной статистики торговли внутри ЕС, а также статистики торговли с третьими странами; контроль за соблюдением правил внутренней торговли и перевозок; проведение расследования для выявления мошенничества: защита потребителей, осуществляемая посредством контроля за товарами на внутреннем рынке и за товарами из третьих стран. Таможенная служба ЕС - исключительно важный орган исполнительной власти Сообщества, осуществляющий контроль за внешнеторговой деятельностью. Права и обязанности таможенных органов регулируются четкими, ясными законами и положениями, носящими недвусмысленный характер, понятными не только специалистам таможенной службы, но всем участникам ВЭД. Это исключает возможность трансформации таможенного контроля в бюрократический барьер, тормозящий ВЭД страны, и в источник конфликтных ситуаций. Контроль по обеспечению законности таможенными администрациями в сфере таможенного дела государств-участников ЕС осуществляют суды административной юстиции этих государств. К примеру, в Германии этим органом является Федеральный административный суд. Координацию деятельности таможенных администраций стран-членов ЕС осуществляют таможенные комитеты. Таможенные комитеты играют важную роль в административно-правовом регулировании таможенным делом в ЕС и созданы отдельными решениями Европейского Совета по следующим направлениям: 1) тарифной и статистической номенклатуре; 2) определению страны происхождения товара; 3) таможенной стоимости; 4) перемещению товаров; 5) экономическим таможенным режимам; 6) таможенным складам и свободным таможенным зонам; 7) таможенным льготам; 8) взиманию платежей; 9) общему таможенному регулированию; 10) временному ввозу. Председателями комитетов являются представители Европейской Комиссии. Особую роль в управлении таможенным делом в ЕС выполняет Совет таможенного сотрудничества? который, хотя и не является составной частью таможенной системы ЕС, но, тем не менее, его действия косвенно направлены на согласование и унификацию таможенной деятельности субъектов ЕС, совершенствование таможенных операций и установление международного сотрудничества в области таможенных процедур. Кроме того, СТС/ВТО осуществляет устранение ограничительных мер в отношении внешнеторговых обменов внутри ЕС и с другими странами, а также разрабатывает общий таможенный тариф и совершенствует таможенное законодательство для применения этих актов на всей таможенной территории Сообщества.

Одними из главных задач деятельности СТС/ВТО являются:

- изучение технических аспектов таможенных систем, а также экономических факторов для достижения максимальной гармонии и единообразия;

- подготовка проектов конвенций в сфере таможенного дела;

- выработка рекомендаций для обеспечения единой интерпретации и применения этих конвенций,

- выработка рекомендаций для примирения сторон при решении споров при этом СТС/ВТО не является судебной инстанцией и не вправе поддерживать ту или иную сторону в конфликте;

- представлять заинтересованным странам, по своей инициативе или по запросам, информацию или давать советы по таможенным вопросам;

- сотрудничать с другими межправительственными организациями в рамках своей компетенции.

Европейский Союз был учрежден Маастрихским договором в 1992 г. и содержит в качестве приложений 17 протоколов и 33 декларации. Основными правовыми элементами, содержащимися в Маастрихском договоре по Европейскому Союзу, являются:

1. Общие законы.

2. Поправки к договорам по ЕЭС, которые устанавливают экономическое сотрудничество, валютный союз, гражданство ЕС и др.

3. Общая внешняя политика и политика безопасности.

4. Сотрудничество в вопросах правосудия и внутренних делах.

5. Итоговые законы.

6. Протоколы об отношениях между государствами-членами ЕС

7. Акты, устанавливаемыми субъектами ЕС, касающиеся непосредственно роли Европейского Союза в своих государствах.

Текст договора, который был одобрен ЕС - база для объединения нескольких элементов с различной территорией действия и как таковой может быть труден для восприятия.

Управление таможенным делом в Европейском Союзе осуществляется в соответствие с таможенным законодательством ЕС, которое имеет источники:

1. Договор, учреждающий Европейское объединение угля и стали.

2. Договор, учреждающий Европейскую комиссию по атомной энергии.

3. Договор, учреждающий Европейское экономическое сообщество, измененный и дополненный Единым европейским актом.

4. Договор, учреждающий Европейский Союз, внесший поправки к договорам по ЕЭС, установившие экономический, валютный и политический союз, и дополненный Амстердамским договором.

5. Таможенный кодекс Европейского сообщества.

6. Единый Таможенный тариф Европейского сообщества.

7. Правовые акты по таможенному делу, исходящие из органов ЕС.

8. Международно-правовые акты в сфере таможенного дела ЕС.

9. Общие принципы таможенного права ЕС.

Среди источников таможенного законодательства ЕС различаются акты первичного и вторичного права. Первостепенное место среди первичных источников занимают договоры, сформировавшие понятие и принципы Таможенного союза стран Сообщества.

Договоры, образовавшие и утвердившие ЕС, представляют собой «Конституцию Сообществ», в том смысле, что они содержат точные правила, применимые ими самими к странам-членам ЕС, а также к гражданам, проживающим в ЕС, в соответствии с их положениями (в частности, Маастрихтский договор, договоры ЕОУС и Евратом и в определенной степени Римский договор). Они формулируют цели и принципы, а также предусматривают процедуру их реального проведения в жизнь (в частности, Римский договор). По этой причине Римский договор 1957 г. определятся как «рамочное» (основное) соглашение в сфере таможенного дела Европейского Союза.

Детальные положения этого Договора (Трактата), в соответствие, с которым ЕС базируется на таможенном союзе, касаются лишь изменения тарифов для осуществления союза, то есть установления общего таможенного тарифа и отмену пошлин внутри ЕС. Вся другая часть таможенного законодательства ЕС формулируется посредством принятия Европейским Советом или Европейской Комиссией правовых актов, исходящих от административных органов ЕС.

Римский трактат 1957 г. является правовой основой, определяющей положения, которые имеют силу для всех товаров, беспошлинно перемещаемых через таможенные границы внутри ЕС, в связи с тем, что Договоры ЕОУС и Евратом не предусматривают каких-либо положений, противодействующих этому.

Римский трактат был дополнен, в том числе Единым европейским актом в 1986 г., Соглашением о ЕАСТ в 1960 г., Маастрихтским договором в 1992 г. и Амстердамским договором в 1997 г., главной целью которых, в отношении таможенного союза и области таможенных процедур, является облегчение таможенного оформления товаров и быстрого принятия мер, необходимых для реализации на внутреннем рынке стран ЕС.

Акты, исходящие от законодательных или исполнительных органов стран-членов ЕС в сфере таможенного дела, принимаются органами Сообщества с целью достижения результатов договоров ЕС. Можно рассматривать две категории правовых актов в области таможенного законодательства ЕС: а) акты, принятые Европейским Советом; б) акты, принятые Европейской Комиссией на основании компетенции, предоставленной ей Европейским Советом.

Единый европейский акт 1986 г. дополнил ст. 145 Римского трактата, устанавливая, что кроме исключительного случая Европейский Совет всегда отдает в ведение Европейской Комиссии исполнение всех актов, исходящих от органов стран-членов ЕС и которые Совет принимает. Иными словами, таможенным законодательством определено взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти по управлению таможенным делом в ЕС.

Способы управления в рамках компетенции, предоставленной Европейской Комиссии, зафиксированы в решении Европейского Совета от 13 июля 1987 г. № 87/373/ЕЕС. Эти способы предусматривают три процедуры: процедуру консультативного комитета; процедуру административного комитета; процедуру комитета регулирования, которая чаще всего используется в таможенном деле Европейского сообщества.

Акты вторичного права в сфере таможенного регулирования имеют основные правовые формы в виде: регламентов; директив; решений. Их действие обязательно для применения на всей таможенной территории ЕС.

Кроме этих актов, органы стран-участников ЕС принимают внутренние правовые акты, касающиеся организации и функционирования самих органов (например, внутренние регламенты комитетов), «мнения» и «рекомендации», являющиеся обязательными, а также акты, которые являются такими по своей сути (например, решения, принимаемые в связи с ратификацией Европейским Советом международных соглашений и т.п.). Как правило, правовое значение этих актов рассматривается в каждом случае.

Среди нормативных актов вторичного права наибольшее значение для управления таможенным делом в ЕС имеют регламенты. Свойства регламента позволяют использовать эту форму выражения права ЕС для закрепления основополагающих вопросов деятельности Сообщества в целом и Таможенного союза в частности. Статья 189 Римского трактата гласит, что «...регламенты имеют общее значение и носят в основном нормативный характер. Они применимы не к ограниченному кругу лиц, а к категориям, взятым абстрактно и в их совокупности»? По этой и по другим причинам, все положения регламентов обязательны для исполнения всеми субъектами Европейского сообщества, независимо от времени их издания.

Так, страна-член ЕС не может принимать одностороннее решение о невыполнении обязательств, проистекающих из регламентов Сообществ, которые применимы непосредственно в каждом государстве-члене Европейского Союза. Непосредственная применимость означает, что действия регламентов носят безотлагательный характер. Он предоставляет юридические права и налагает обязательства не только на страны-члены ЕС и их органы, но и на граждан Европейского Союза подобно государственному закону. Национальная юрисдикция государства-члена ЕС обязана защищать права, предоставляемые регламентами физическим лицам-резидентам ЕС.

Рассматривая практику Европейского Суда можно отметить, что «противоречат договору любые способы исполнения, последствия которых могли бы препятствовать прямому действию регламентов Сообщества и таким образом ставить под угрозу их одновременное и единообразное применение во всем Сообществе европейских государств». Следовательно, субъекты ЕС могут устанавливать лишь те меры таможенного регулирования, которые применяются на своей территории в соответствии с требованиями регламентов ЕС.

Одной из особенностей административно-правового регулирования таможенного дела в ЕС является строгое исполнение всеми субъектами Сообщества требований союзных регламентов и решений Европейского Суда при введении мер таможенного регулирования на территории своих государств.

Уточняя правовое регулирования законодательных актов ЕС, Суд объясняет, что «регламенты ЕЭС как таковые непосредственно применимы в любой стране-члене Европейского сообщества и вступают в силу на основании лишь их опубликования в Официальном журнале Сообществ». Следовательно, любой субъект ЕС не свободен в создании ситуации, в которой прямое действие регламентов Европейского Союза было бы юридически поставлено под сомнение.

Тем не менее, когда в каком-нибудь государстве-члене ЕС применение регламентов Европейского Союза (к примеру, касающихся защиты сельскохозяйственных производителей от внешних поставщиков сельскохозяйственной продукции) зависит от совпадений какой-либо совокупности положений ЕС, в том числе национальных и региональных особенностей, такие применения не могут считаться нарушением права ЕС. При этом необходимо учитывать тот факт, что региональные законы в интересах единства их положений и правильного понимания теми, кого они касаются, должны повторять элементы регламентов Европейского сообщества. В случае коллизии между таможенным законодательством ЕС и национальным законодательством субъектов ЕС, применение «принципа главенства» законодательства Европейского Союза, в случае утверждения «спорных актов» Европейским Судом, влечет за собой непримиримость национального положения, противоречащего положению ЕС в области таможенной политики, независимо от того, предшествует он последнему или следует за ним.

Что касается запрета для государств-членов Сообщества менять значение регламентов ЕС либо дополнять двойственными особенностями положения этих регламентов, Суд выразил свое противоречивое мнение еще в 1970 г. В этой связи на законном основании существует запрет для национальных властей применять национальное положение в сфере таможенного дела, признанное противоречащим законодательству Сообщества, и в случае необходимости обязательно применять все законные меры для реализации полного действия таможенного законодательства ЕС в пространстве и времени.

Директивы также активно используются как инструмент гармонизации таможенного дела ЕС, в частности, по вопросам косвенного налогообложения.

Директива в ЕС касается каждого субъекта ЕС относительно обязанности в достижении результатов, намеченных директивой, оставляя при этом в ведении национальных инстанций форму и методы. Следует отметить, что на практике некоторые директивы носят весьма детальный характер и оставляют за государствами-членами ЕС лишь формальную свободу действий.

В таможенном деле ЕС существуют такие директивы, которые с большой точностью действенным образом охватывают технический процесс их реализации. За выполнением директив следит Европейская Комиссия. Следует отметить, что страна-член ЕС не может выполнять формальности, связанные с переносом какой-либо директивы в свое законодательство, или принимать меры, противоречащие какой-либо директиве, по истечении срока, предусмотренного для переноса ее в национальное законодательство. Отдельной группой источников европейского таможенного законодательства являются решения Европейского суда в области таможенного регулирования. Судебные решения, помимо правоприменительной функции играют важнейшую роль в толковании, детализации и восполнении пробелов договоров и актов ЕС. Ряд решений Суда ЕС по вопросам таможенных правоотношений приобрели значение в процессе закрепления наднационального характера европейского права. Судебное решение, которое может касаться страны-члена ЕС, либо юридического или физического лица, обязательно для исполнения во всех его составляющих. Таким образом, решение Суда ЕС является обязательным актом и подлежит к исполнению, как государством-членом ЕС, так и его гражданами.

Система источников таможенного законодательства ЕС базируется на принципе приоритета и прямого действия права Сообщества во всех вопросах, относящихся к созданию и функционированию Таможенного союза субъектов ЕС. В настоящее время национальное таможенное законодательство стран-членов ЕС применяется только в той сфере, которая остается за пределами правоотношений, регулируемых актами Союза. Как правило, национальные законы устанавливают организацию таможенных органов и вопросы ответственности за правонарушения в области таможенного дела. Процедура принятия правовых актов в сфере таможенного дела, исходящих от Европейского Совета, производится процессом голосования в следующем порядке: простым голосованием, либо квалифицированным большинством или единогласно.

Процедура сотрудничества, учрежденная Единым европейским актом в 1986 г. с целью предоставления Европейскому Парламенту возможности активного участия в процессе принятия решений в области таможенного дела, применяется, когда предложение Европейской Комиссии основывается на отдельных статьях Римского трактата, в частности на ст. 100 «А», по реализации соответствующих мер, необходимых для учреждения и функционирования внутреннего рынка Европейского Союза.

Наряду с правовыми актами, принятыми Европейским Советом, другие акты, исходящие от органов стран-членов ЕС и касающихся таможенного дела, могут приниматься Европейской Комиссией по поручению Европейского Совета или в рамках процедуры Таможенных комитетов, а также самостоятельно, минуя эту процедуру.

При реализации своей внутренней компетенции государства-участники обязаны уважать общие принципы учредительных договоров и единое таможенное право ЕС. Отношения между членами ЕС и самим Сообществом в целом строятся как бы на принципе административной опеки. В Договоре о Европейском сообществе (абз. 2 ст. 10), указывается, что государства-участники воздерживаются от всех мер, могущих поставить под угрозу осуществление целей договора. Эта статья позволяет органам ЕС рассматривать акты внутреннего права с точки зрения непротиворечия их общему таможенному праву.

Правовые акты в сфере таможенного дела, принимаемые Европейской Комиссией в соответствии с процедурой, отличной от процедуры таможенных комитетов, заключаются в том, что эти акты в виде «решений» принимаются Комиссией по общему поручению Европейского Совета, либо после рассмотрения отдельного случая группой таможенных экспертов в составе всех или ряда стран-членов ЕС, которая собирается в рамках определенного комитета или используют особую, так называемую, процедуру «молчаливого согласия».

Такие случаи касаются предоставления таможенных льгот ряду товаров, либо отсрочки таможенных пошлин или же взимания таможенных платежей, а также применения тарифного и нетарифного регулирования в отношении таможенных режимов переработки на таможенной территории ЕС и переработки вне таможенной территории ЕС.

Таким образом, внутри Европейского Союза существует распределение компетенции между государствами-членами и органами управления ЕС в части принятия правовых актов в сфере таможенного дела. Передача субъектами ЕС полномочий их органам, а также установленный юридический механизм «гармонизации» воздействуют на национальное таможенное право и требуют координации деятельности национальных таможенных институтов с органами управления Европейского сообщества.

Среди источников таможенного законодательства ЕС особое место занимают международно-правовые акты. К примеру, международные договоры в политике таможенных отношений, заключенные органами ЕС с третьими странами, обязательны для исполнения всеми субъектами ЕС. Речь идет о международных соглашениях, обязательных для ЕС, либо в случае, когда Таможенный союз является договаривающейся стороной договора (например, Киотская конвенция), либо в случае, когда ЕС от своего имени осуществляет права и выполняет обязательства стран-членов ЕС в связи с тем, что эти права и обязательства является его компетенцией (например, ГАТТ). Следовательно, в этих случаях считается, что Союз заменяет субъекты ЕС в плане их прав и обязательств.

Общие принципы международного права в таможенном деле ЕС, а также принципы, свойственные праву стран-членов ЕС, заложены в основу создания ЕЭС в 1957 г. Эти принципы особенно ярко раскрываются в работе Суда ЕС, задача которого состоит в обеспечении соблюдения права всеми субъектами ЕС. Эта роль очень важна, так как юридические решения Суда имеют тоже содержание, что и нормативные правовые акты, хотя их действие различно. Так, например, когда Суд решает, что «внутренние налоги, имеющие эквивалентный эффект, являются другими платежами, чем таможенные пошлины, которыми облагаются в одностороннем порядке товары в связи с фактом пересечения ими таможенной границы Сообщества». Суд формулирует решение, которое могло бы быть принято как законодательный акт, если законодатель ЕС не принял точных положений в этой области таможенного дела. Можно утверждать, что невозможно изучить некоторые части таможенного права ЕС, не уделяя большого внимания решениям Европейского Суда.

Как правило, это право проявляется только на судебной практике при разрешении споров, когда необходимо восполнить пробелы международных договоров в сфере таможенного регулирования.

Следует отметить то концептуальное значение, которое Европейский Суд придает в толковании права ЕС следующим общим принципам:

- принципу права, касающемуся не дискриминации граждан, то есть равенства в отношении частных лиц, что касается общего права ЕС;

- принципу свободы, основывающемуся на свободном движении товаров и лиц в пределах таможенного союза;

- принципу координации, вытекающему из обязательств стран-членов ЕС координировать свои действия на основании факта вступления их в Европейский Союз, так как неисполнение этих обязательств наносит ущерб основам правового порядка Европейского сообщества.

Так, в своих отношениях с третьими странами, не входящими в ЕС, государства таможенного союза не могут принимать позиции, отличные от позиций самого Сообщества, которые они намеревались бы занять. Нарушая функционирование органов ЕС и доверительные отношения в таможенном союзе, страна-член ЕС, не соблюдающая принцип координации, препятствует другим субъектам ЕС выполнять задачу по защите общих интересов;

- принципу единства, касающемуся в частности строительства рыночных отношений в соответствии с таможенным законодательством ЕС. Этот принцип руководствуется одной из основных целей Римского трактата 1957 г., направленного на слияние национальных рынков в единый общеевропейский рынок;

- принципу уважения делегированных прав, касающемуся непосредственного подчинения решению административного органа ЕС;

- принципу пропорциональности, касающемуся действий органов ЕС в области применения взысканий или введения экономических санкций;

- принципу доверия и принципу справедливости;

- принципу запрета дважды применять санкции за одно и то же правонарушение или дважды требовать уплаты штрафа за одно и тоже взыскание;

- принципу соответствия Трактату, когда текст, правовых актов, исходящих от органов ЕС, может быть предметом более чем одного толкования и следует отдавать предпочтение тому акту, по которому принятое положение соответствует Римскому договору 1957 г.

Кроме того, Суд при решении спорных вопросов часто исходит из так называемого принципа «эффективной взаимности» с тем, чтобы, с одной стороны, придать смысл неоднозначным и даже противоречивым выражениям документа и, с другой стороны, сделать правовые акты максимально эффективными.

Соглашением о создании Европейского экономического пространства, заключенным между ЕС и странами-членами ЕАСТ 19 декабря 1989 года, определились пути создания динамичного и однородного Европейского экономического пространства на основе общих правил и равных условий для конкуренции и обеспечения надлежащих средств его реализации.

В числе основных целей и принципов свободного продвижения товаров Соглашением предусмотрены международно-правовые нормы, регламентирующие сотрудничество в областях, связанных с таможенными процедурами и содействием развитию торговли с учетом таможенного законодательства ЕС и в особенности, Единого таможенного тарифа Европейского сообщества. Следует отметить, что таможенный тариф ЕС был принят в конце 60-х годов прошлого столетия как нормы прямого действия, имеющие обязательный характер для всех стран-членов ЕС, и включает в себя ставки на товары и номенклатуры, установленные также Евроатомом в 1957 г. Из всего этого можно сделать вывод, что путем поэтапного таможенного регулирования на внутренней таможенной границе ЕС ликвидированы барьеры на пути свободного перемещения товаров, услуг и капиталов из одних государств ЕС в другие, устранены препятствия для внешнеэкономической деятельности компаний и граждан, и, тем самым осуществлено продвижение в образование экономического и валютного союза Европейского сообщества.

Тем не менее, как видно из анализа организационно-правовых основ управления таможенным делом в ЕС, только строгое соблюдение и максимальная детализация положений Римского договора 1957 г. - основополагающего правового акта ЕС создают условия для образования и эффективной работы Таможенного союза Европейского сообщества.

Рассмотренный выше порядок является положительным примером для образования Таможенных союзов на территории других стран, в том числе в Содружестве Независимых Государств, и создает предпосылки для реализации внутренних (устранение таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, гармонизация косвенного налогообложения и др.) и внешних (принятие общего таможенного тарифа и др.) аспектов любого Таможенного союза.

 

Автор: Головин В.В.