02.03.2012 9059

Административно-правовая характеристика таможенного законодательства Европейского Союза

 

В основе административно-правового регулирования таможенного дела в Европейском Союзе лежат нормы и принципы международного таможенного права, которые охватывают в основном всю совокупность форм и методов правового регулирования внешнеторговых отношений государств-участников таможенного союза Европейского сообщества в рамках современной всеобщей системы международных отношений. Таможенное дело ЕС определяет единая таможенная политика Европейского сообщества, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления и таможенного контроля. В таможенном деле ЕС существует плотная международно-правовая среда, которая состоит из конвенций, разработанных СТС/ВТО, а также норм единого таможенного законодательства.

Таможенное законодательство ЕС состоит из нормативных правовых актов Европейского сообщества и определяет единую таможенную политику ЕС в пределах таможенной границы Европейского Союза.

Таможенная граница ЕС проходит по внешней линии государственных границ субъектов Сообщества и отделяет таможенную территорию ЕС от окружающих территорий государств, не входящих в ЕС, для принятия мер в области внешнеторговой, тарифной и нетарифной политики в отношении третьих стран.

Таможенная территория ЕС образована таможенными территориями государств-участников Таможенного союза, являющимися таковыми с географической и политической точки зрения, включая их сухопутную территорию, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, на которой в полном объеме действует единое таможенное законодательство ЕС.

Таможенная территория охватывает различные виды таможенных территорий: национальные таможенные территории субъектов ЕС; единую таможенную территорию ЕС, созданную странами-членами ЕС на основе многосторонних договоров об установлении Таможенного союза; таможенные территории свободных таможенных зон, таможенные территории свободных складов и др.

Также в нее включены некоторые территории, которые, хотя и не являются в географическом и политическом аспекте территорией никакой страны-члена ЕС, но по праву и фактически были инкорпорированы в таможенные территории некоторых государств Сообщества на основании конвенций, подписанных с третьими странами, это: Юнгхольц (австро-германский договор от 3.05.1968 г.); Миттельберг (австро-германский договор от 2.12.1890 г.); Монако (Конвенция от 18.05.1963 г.); Сан-Марино (Конвенция от 31.03.1939 г.).

Таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией несколько таможенных территорий субъектов ЕС и предполагает общее пространство, в котором осуществляется свободное обращение товаров и лиц.

Таможенное законодательства ЕС, по мнению политиков, является законодательством полным, современным, стандартизованным, эффективным и выступает важнейшим инструментом административно-правового регулирования таможенным делом в субъектах ЕС, оптимизации ВЭД и защиты национальной экономики на всей таможенной территории Европейского сообщества. В качестве примера, обратимся к современному опыту защиты экономических и правовых интересов в развитых государствах ЕС, имеющих общую сухопутную и морскую границу с Россией, как Финляндия и Швеция. Законодательное ограничение импортной конкуренции в этих странах осуществляется по принципу балансирования внутренних и внешних цен.

За счет разницы между высокими ценами внутреннего и низкими ценами внешнего рынка производятся закупки избытков производства у скандинавских фермеров и субсидирование, в частности, экспорта пшеницы. Важной формой субсидирования с/х в ЕС является таможенное регулирование импорта товаров, то есть использование таможенных платежей на импортируемое продовольствие. Вообще в странах ЕС широко используется компенсационный таможенный сбор, который в соединении с соответствующими транспортными расходами уравнивает национальные и мировые цены, в частности на продовольствие. Принятие решений по таможенному регулированию в государствах-членах ЕС, оптимизации объемов экспорта - импорта осуществляется на базе постоянного мониторинга издержек производства, а также непосредственных экономических ситуаций, исходя из цен внутреннего и мирового рынков. Для эффективного административно-правового регулирования таможенным делом в ЕС, субъекты Европейского сообщества используют таможенные режимы, а также меры тарифного и нетарифного регулирования в соответствии с таможенными тарифами и законодательствами своих стран.

Именно в таком аспекте автор представляет административно-правовую характеристику таможенного законодательства ЕС, используя в качестве источников Таможенный кодекс и Таможенный тариф Европейского сообщества. Таможенный кодекс Европейского сообщества (ТКЕС) состоит из 9 частей, объединяющих 257 статей. Структура правовых норм, содержащихся в ТК ЕС, может быть представлена в виде трех основных групп:

- Вводный раздел - части I-III - содержит положения о перемещении товаров через таможенную границу ЕС, определение таможенной территории, таможенной пошлины и факторов, на основе которых она взимается: таможенный тариф ЕС, происхождение товаров и таможенная стоимость.

- Основной раздел - содержит положения части IV «Таможенные режимы», включающие правила применения таможенных процедур по отношению к различным экономическим целям оборота товаров.

- Заключительный раздел - части V-IX - содержит правила взимания таможенных пошлин, возникновения и оплаты таможенного долга, а также порядок обжалования действий таможенных органов и их должностных лиц.

Внутри частей статьи группируются по главам. Кодекс регулирует вопросы: унифицированный понятийный аппарат таможенного дела в ЕС; правоотношения участников ВЭД и таможенных органов; основания и обстоятельства применения мер тарифного и нетарифного регулирования и предоставления льгот и преференций; определение происхождения товаров и оценки стоимости товаров для таможенных целей; применение таможенных режимов; порядок проведения таможенного оформления и уплаты таможенных платежей; обжалование решений таможенных органов; управление таможенным делом в ЕС; действия национальных правовых норм на территории государств-членов ЕС.

К примеру, в 19 статьях первой части ТК ЕС содержится описание всех терминов, относящихся к таможенным органам и участникам ВЭД. Кроме того, здесь определяется таможенное пространство (таможенная территория) ЕС.

В 16 статьях второй части ТК ЕС рассматриваются таможенные тарифы ЕС, происхождение и таможенная стоимость товаров; 20 статей содержат предписания, действующие в отношении импортных товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕС до момента определения их таможенно-правового назначения и помещения под определенный таможенный режим. Данная часть Кодекса устанавливает порядок ввоза товаров на таможенную территорию ЕС, доставки товаров в таможенные органы, уведомлений о прибытии, разгрузке товаров, придание товарам правового статуса, временного складирования (хранения) товаров и пр.

Порядок таможенного оформления товаров при перемещении их через таможенную границу ЕС является самой большой по объему частью в ТК ЕС и содержит 124 статьи, в которых дается описание нормальной и ускоренной (упрощенной) процедур таможенного оформления товаров в целях: помещения под таможенный режим; помещения в свободную зону или на свободный склад; обратного вывоза за пределы таможенной территории ЕС; уничтожения или разрушения; передача в доход государства.

Товары, при перемещении через таможенную границу ЕС, помещаются в один из установленных таможенных режимов: 1) выпуск товаров в свободное обращение (импорт); 2) таможенный транзит; 3) таможенный склад; 4) переработка на таможенной территории; 5) переработка вне таможенной территории; 6) переработка под таможенным контролем; 7) временное использование (временный ввоз); 8) вывоз (экспорт).

Грузовая таможенная декларация (ГТД) или заявление о предоставлении одного из режимов представляются в сроки, установленные в пределах: 45 дней для товаров, пребывающих морским путем и 20 дней для всех других товаров, начиная со дня предъявления общей декларации.

Выпуск товаров для свободного обращения на таможенной территории ЕС означает перемену его статуса для категории тех товаров, которые поступают в государства ЕС из третьих стран либо получены из товаров третьих стран для обеспечения им возможности свободного обращения в пределах ЕС. Данный режим применяется в тех случаях, когда товары постоянно остаются на таможенной территории ЕС, включаются во внутренний товарооборот и участвуют в системе ценообразования.

При выпуске товаров в свободное обращение применяются нормальная и упрощенная процедуры таможенного оформления. Представляет интерес такая процедура таможенного оформления, как режим сборного декларирования. Благодаря этой процедуре почти на 3/4 по времени упрощается таможенное оформление ввозимых в ЕС товаров. Выпуск товара в свободное обращение связан с уплатой импортной таможенной пошлины, других сборов и налогов, а также применения предусмотренных для данного вида товара тарифных и нетарифных мер таможенного регулирования (преференции, лицензии, квоты и т.п.).

Таможенный транзит предусматривает в себе наличие двух процедур, обеспечивающих обращение товаров внутри Европейского Союза:

Внешний транзит (процедура Т-1) - перемещение товара третьей страны из одного пункта в другой в пределах таможенной территории ЕС.

Внутренний транзит (процедура Т-2) - перемещение товара субъекта ЕС из одного пункта в другой в пределах таможенной территории ЕС через территорию третьей страны без изменения таможенного статуса товара.

При помещении товара под процедуру Т-1 заполняется ГТД в форме документа доставки товаров (ДКД) или Карнет «TIR» (Конвенция МДП, 1975).

При перемещении товаров в режиме «транзита» таможенные органы на внешней границе ЕС обязаны получить гарантию от лица, представляющего товары для транзита. Гарантия состоит в оформлении солидарной залоговой ответственности третьего физического или юридического лица, проживающего в одном из государств-членов ЕС или действующего с согласия уполномоченного на это государственного органа ЕС. Гарантия распространяется на транзит товаров по всей таможенной территории Сообщества, независимо в каком таможенном органе страны-члена ЕС она была оформлена. Таможенный склад подразумевает хранение иностранных товаров под таможенным контролем с целью последующего вывоза за пределы таможенной территории ЕС или их выпуска в свободное обращение для последующего сбыта на национальном рынке государств-членов ЕС. Таможенные склады могут быть государственными и частными.

Имеются преимущества, представляемые режимом: иностранные товары могут находиться на складе до момента их выпуска в свободное обращение без уплаты импортных таможенных пошлин. Более того, товары из третьих стран, находящиеся на таможенном складе в одной из стран ЕС, могут быть вывезены за пределы ЕС по процедуре внешнего транзита вообще без уплаты таможенных пошлин в ЕС. ТК ЕС формулирует общее правило, по которому, отсутствуют ограничения на срок хранения иностранных товаров в указанном режиме.

Переработка на таможенной территории подразумевает временный ввоз иностранных товаров (сырья, полуфабрикатов) из третьих стран без уплаты таможенных пошлин и количественных ограничений, с целью их переработки и обратного вывоза за пределы ЕС в качестве компенсационных товаров.

Экономическое значение процедуры переработки товаров на таможенной территории ЕС достаточно велико, поскольку упрощает и ускоряет процесс продвижения через Сообщество товаров, в производстве которых участвуют предприятия ряда государств, как членов ЕС, так и третьих стран. Данный режим предоставляет также предприятиям субъектов ЕС, продающим свои товары в третьи страны, производить замену испорченных (вышедших из строя) деталей товаров, не дожидаясь их полного возврата, в страну-производителя. Переработка вне таможенной территории подразумевает временный экспорт товаров, которые вывозятся за пределы таможенной территории ЕС для переработки в третьих странах с последующим возвратом в ЕС в форме готового продукта или изделия (компенсационного товара), полученного в условиях полного либо частичного освобождения от уплаты таможенных платежей.

Особенность режима состоит в том, что он способствует промышленной кооперации ЕС с третьими странами, располагающими более дешевой рабочей силой, и в конечном итоге оказывает влияние на снижение себестоимости производства части товаров.

Переработка вне таможенной территории используется также, когда в странах ЕС отсутствует необходимая технология для осуществления ряда операций по переработке некоторых товаров или в случае, когда в связи с контрактными, либо гарантийными обязательствами ремонт должен производится в третьих странах. Кроме того, данный режим приводит к увеличению объема экспорта из ЕС компонентов, которые становятся составляющими в товарах третьих стран, импортируемых затем в ЕС.

Под переработкой товаров понимается: изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгонку под другие товары; собственно переработка и обработка товара; ремонт товара и др. Разрешение на переработку выдается таможенным органом страны-члена ЕС, в которой находятся товары, подлежащие для временного экспорта и переработки вне таможенной территории ЕС без уплаты таможенной пошлины. Переработка под таможенным контролем производится в отношении импортного сырья (товара) по специальному списку и предусматривает виды переработки для каждого из них. Этот список может видоизменяться и ежегодно дополняться. Особенность данного режима состоит в том, что товары, поступающие на таможенную территорию из-за пределов ЕС для изменения их вида и состояния, не облагаются импортными таможенными пошлинами, а переработанную в результате этих операций продукцию можно выпустить в свободное обращение беспошлинно, если ставка таможенной пошлины для переработанного продукта меньше, чем для товара до переработки.

После получения разрешения на открытие режима, ввозимые для переработки товары подлежат таможенному оформлению (декларированию). Предусматривается также упрощенная процедура декларирования общего, периодического или повторяющегося характера с целью сбора одновременно заявления, разрешения и декларации. Временное использование (временный ввоз) означает, что импортный товар из третьих стран полностью или частично освобождается от уплаты таможенных пошлин, так как он ввозится на таможенную территорию ЕС не для включения во внутренний товарооборот, а в конкретных специфических целях с обязательством последующего вывоза.

Все товары и транспортные средства, помещаемые под режим временного использования, являются предметом нескольких международных конвенций, исполнение которых предусмотрено таможенным законодательством Европейского сообщества, а именно:

- временный ввоз контейнеров определяется регламентом Европейского сообщества № 3312/89  и регламентом его применения (Регламент ЕС № 4027 от 21.12.1988 г., измененный регламентом ЕС № 1737 от 19.06.1989 г.) и предусматривает полное освобождение от уплаты таможенных платежей;

- временный ввоз транспортных средств определяется регламентом ЕС № 1855/89 от 14.06.1989 г., который вступил в действие 3.07.1989 г. и предусматривает полное освобождение от уплаты таможенных платежей при соблюдении некоторых назначений перемещения товаров и транспортных средств:

а) дорожно-транспортных средств для служебного и личного пользования в соответствие с Женевской конвенцией от 18 мая 1956 г. и с Нью- Йоркской конвенцией от 4 июня 1954 г.;

б) железнодорожных транспортных средств в соответствие с Европейской конвенцией от 5 мая 1949 г;

в) транспортных средств, предназначенных для воздушного сообщения, морского и речного судоходства, в соответствие с Чикагской конвенцией от 7 декабря 1944 г. и Женевской конвенцией от 18 мая 1956 г;

г) поддонов для грузов в соответствие с Женевской конвенцией от 9 декабря 1960 г. временный ввоз прочих товаров установлен регламентом ЕС № 3599/82 от 21.12.1982 г. (с изменениями, внесенными регламентом №1620/85)  и порядком его применения, в соответствие с регламентом №1751/84 (с дополнениями и изменениями, внесенными регламентом №1516/89).

Товары из третьих стран, на которые распространяется частичное освобождение от уплаты пошлин при временном ввозе, пропускаются на территорию ЕС под уплату 3% от соответствующей импортной таможенной пошлины за каждый месяц нахождения товара на таможенной территории Сообщества. Таможенное оформление и выпуск товаров осуществляется в упрощенном порядке согласно Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г.

Все товары, временно ввезенные в ЕС, могут быть переоформлены в режим импорта, при этом они подлежат пошлинному обложению согласно правилам, действующим на день принятия таможенной декларации. Вывоз товаров (экспорт), происходящих из субъектов ЕС, предусматривает обычную экспортную процедуру таможенного оформления и контроля (предъявление товаров и декларации, принятие, корректировка, аннулирование декларации, досмотр товаров и др.), а также упрощенных процедур, аналогичных при выпуске товаров для свободного обращения, исходя из принципа, согласно которому - одни изменения влекут за собою другие изменения.

При экспорте товаров вывозные таможенные пошлины не уплачиваются, а внутренние налоги возвращаются производителю (продавцу).

Необходимым элементом процедуры вывоза товаров является представление экспортной таможенной декларации в таможенный орган по месту нахождения экспортера, либо по месту погрузки товара для экспорта.

На национальные таможенные органы ЕС возложен также контроль за выдачей свидетельств о происхождении товаров, вывозимых в те страны, которые представляют преференциальный режим произведенным в ЕС товарам. При вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕС, экспортируемые товары теряют свой статус товаров Сообщества. Освобождение от уплаты таможенных пошлин в ТК ЕС регулируется четырьмя статьями, в соответствие, с которыми от уплаты ввозных (импортных) таможенных пошлин освобождаются: товары, произведенные в субъектах ЕС и вывезенные за пределы таможенной территории Сообщества, при их обратном ввозе в течение 3-х лет с момента вывоза. Освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин рыба и другие морепродукты, добытые или выловленные в мировом океане или в водах третьих стран (не членов ЕС), с судов, зарегистрированных в субъектах Сообщества, зачисленных в их судовые регистры и несущих флаги государств-участников Европейского Союза.

Товары, находящиеся на борту плавучих фабрик, произведенные из рыбы и (или) морепродуктов, также освобождаются от уплаты импортных таможенных пошлин в соответствие с предыдущими условиями. Принятие в 1992 г. Таможенного кодекса Европейским Советом создало единую правовую базу таможенного дела в ЕС и зафиксировало пределы правоспособности ЕС в области таможенного дела. Таможенный кодекс ЕС вместе с условиями его применения, принятыми как на уровне Сообщества, так и на национальном уровне, формируют таможенные правила Европейского Союза, которые применяются:

а) на таможенной территории ЕС;

б) в торговле между ЕС и третьими странами;

в) к товарам, регулируемым Договором о ЕЭС, Договором о ЕОУС и До- говором о Евратоме.

Таким образом, все положения Кодекса ЕС являются обязательными для применения на всей таможенной территории Сообщества.

Помимо общих принципов таможенной политики Сообщества Таможенный кодекс ЕС содержит ряд специфических предназначений в сфере таможенного дела, таких как: подделка товарного знака, приостановка таможенного оформления, система квоты на некоторые виды товаров, общая система предпочтения, таможенные обязательства, таможенный долг, отсроченная оплата, единый административный документ, таможенные экономические процедуры, правила административного сотрудничества и контроля относительно финансовых вопросов, единые таможенные правила перемещения товаров и т.д. Следует заметить, что в Кодекс входят также положения таможенных соглашений и регламенты, установленные Европейским сообществом еще до принятия ТК ЕС, а также акты, учрежденные различными международными конвенциями, начиная, в частности, с соглашений СТС/ВТО 50-х годов XX столетия и одними из последних, например, принятыми в Стамбуле в 1990 г. Значительным является тот факт, что путем законодательного установления единого административного документа (ЕАД) - прообраза грузовой таможенной декларации современного образца (ГТД), было заменено оформление 150 отдельных документов, предварительно используемых таможенными органами в государствах-членах Европейского сообщества. Важно также отметить, что во всех государствах-членах ЕС действуют единые ставки таможенных пошлин. Таможенные платежи, взимаемые таможенными органами субъектов ЕС при ввозе иностранных товаров на территорию ЕС, перечисляются непосредственно в бюджет ЕС, а не в национальные бюджеты. При этом Кодекс относит к таможенным платежам: таможенные пошлины и специальные платежи в рамках аграрной политики ЕС. /Другие виды платежей (к примеру, косвенные налоги), взимаемые таможенными органами, подлежат перечислению в национальные бюджеты государств-участников ЕС.

Порядок определения ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу и систематизированных в соответствие с ТН ВЭД, регулируется другим правовым актом ЕС - Таможенным тарифом, являющимся Единым таможенным тарифом для всех субъектов ЕС. Единый таможенный тариф ЕС ежегодно издается Комиссией Европейского Союза (КЕС) в двух вариантах: официальное издание (Common customs tariff); интегрированное издание (Integrated tariff of the European Communities, TARIC), содержащее более полную информацию. Единый таможенный тариф ЕС (ЕТТ ЕС) представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к импортным товарам из третьих стран. Помимо ставок таможенных пошлин тариф содержит информацию обо всех нормативно-правовых актах, регулирующих ввоз товаров в субъекты ЕС.

В основу таможенного тарифа с 1 января 1988 г. внесена восьмизначная номенклатура, сформулированная на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС). В интегрированном тарифе номенклатура расширена до 13 знаков. Девятая цифра, обозначенная в едином тарифе звездочкой, зарезервирована для статистических целей отдельных стран-членов ЕС. Цифры 10-13 детализируют тарифные позиции, обеспечивая возможность регулирования импорта отдельных категорий товаров, не заполняющих целиком всю тарифную позицию.

Официальное издание тарифа имеет двухколонную структуру. Первая колонка содержит автономные ставки пошлин. Эти ставки являются максимальными и применяются крайне редко. Пошлины составляют от 4% до 25%, автомобили - 29%, сахар - 80%, табачные изделия -180%. Масличные семена, корм для скота, некоторые животные и др. импортируются беспошлинно.

Во второй колонке указаны конвенциональные ставки. Эти ставки, как правило, применяются к товарам стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования и являющихся членами ВТО, а также стран, с которыми ЕС заключил соглашение о предоставлении данного режима. Практически ставки РНБ применяются к товарам любого происхождения. Эти ставки для продуктов питания и с/х продукции на 10-30 % ниже автономных ставок и их среднеарифметический уровень составляет 12,4%. Для остальных товаров ставки РНБ составляют от 25% до 70 % от автономных, а их средний уровень -6,4 %.

Интегрированный тариф включает 11 колонок. В нем приводятся сведения не только о таможенных пошлинах, но и о других функциях таможенного регулирования в ЕС.В седьмой колонке тарифа собраны ставки пошлин: там, где установлены ставки РНБ, применяются данные ставки, если же на данный товар конвенциональной ставки нет, пошлина взимается по автономной ставке. Ставки РНБ отсутствуют на мясо, птица, молочные продукты, зерновые, сахар, вино и крахмал. Кроме того, в данной колонке отмечены те товары, которые облагаются импортными сборами вместе с таможенными пошлинами или вместо них.

Также в ней содержатся ставки пошлин, применяемые к товарам, которые ввозятся в пределах тарифных квот. Пониженные пошлины в рамках таких квот применяются к крупному рогатому скоту, говядине, некоторым видам рыбы, плодам цитрусовых, некоторым фруктам, фруктовой мякоти и сокам, кофе, бобам какао, срезанным цветам и цветочным бутонам, газетной бумаге в рулонах, текстилю, ремесленным изделиям из железа и стали и другие. Там же указаны временно пониженные пошлины на ряд товаров из некоторых государств. Таможенный тариф ЕС имеет шесть схем предоставления преференций (льгот) на товары, перемещаемых через внешнюю таможенную границу ЕС. Наиболее общая из них - схема Общей системы преференций (ОСП), предоставляемых развивающимся странам. Ставки пошлин ОСП приводятся в восьмой колонке интегрированного тарифа. Происхождение товаров, подпадающих под данную систему, должно соответствовать правилам, определенным соглашением об ОСП, и подтверждаться сертификатом происхождения по форме «А». Схема Общей системы преференций ЕС (ОСП) распространена на Российскую Федерацию с 1 января 1993 г. Средний уровень ставок импортных таможенных пошлин на российские товары снизился с 1 % до 0,3 %. Ряд товаров освобожден от пошлин полностью или в пределах тарифных квот. Помимо таможенных пошлин, ввозимые в ЕС товары облагаются: таможенными доплатами на отдельные товары; внутренними налогами и сборами; компенсационными сборами на некоторые сельскохозяйственные продукты. В рамках ЕС проводится Единая аграрная политика (ЕАП), направленная на планомерное регулирование рынка сельскохозяйственной продукции. В целях сохранения социального равновесия ЕС признает необходимым поддержание на определенном уровне цен на продукцию, производимую европейскими фермерами. Чтобы обеспечить повышение цен на импортную продукцию до требуемого уровня, применяются скользящие таможенные платежи. Животные, мясо, молочные продукты, зерновые, некоторые овощи, фрукты и продукты из них, масличные семена - облагаются импортными таможенными сборами.

Товары, к которым применяются эти сборы, в таможенном тарифе ЕС помечены значком - AGR. В зависимости от продукта сбор взимается вместо пошлины или вместе с ней. Ставки сборов устанавливаются регламентами ЕС. Как дополнение к импортному таможенному сбору с некоторых товаров, отмеченных в интегрированном тарифе, взимается сельскохозяйственный сбор, который взимается по специфическим ставкам. Еще один вид дополнительных таможенных платежей в связи с импортом аграрной продукции - компенсационный сбор. Этот сбор применяется к свежим овощам и фруктам, а также к некоторым рыбопродуктам.

В случае выявления фактов занижения экспортерами из третьих стран таможенной стоимости, импортируемых в ЕС товаров, Комиссией Европейского Союза (КЕС) может возбуждаться антидемпинговое расследование.

В этом случае за нормальную стоимость товара берется сравнимая цена, уплаченная за аналогичный товар на внутреннем рынке страны-производителя или страны-экспортера, либо цена, уплаченная за товар, экспортированный ими в любую третью страну. Экспорт товара по меньшей цене рассматривается как демпинг, который может нанести ущерб европейской промышленности. КЕС, учитывая все обстоятельства, принимает решение в возбуждении дела и назначает расследование. При этом в течение расследования могут быть введены временные антидемпинговые таможенные пошлины на срок до 4 месяцев. Чтобы продолжить ввозить соответствующие товары, импортер должен внести на счет таможенного органа залог равный сумме временной таможенной пошлины, исходя из таможенной стоимости товара, установленной таможней оформления, или предоставить банковские или иные гарантии по ее уплате. Если во время расследования экспортер пересматривает свои цены или прекращает экспорт товаров по демпинговым ценам, расследование может быть прекращено.

Если же этого не происходит, а расследование подтверждает как наличие демпинга, так и наличие ущерба для страны-импортера, то вводятся постоянные антидемпинговые таможенные пошлины на данный товар сроком до 5 лет. Антидемпинговые пошлины устанавливаются либо в процентах к таможенной стоимости товара, либо в абсолютном выражении как разность нормальной стоимости и экспортной цены по условиям «франко-граница». Величина пошлины не может превышать величину предполагаемого ущерба (демпинга). Она взыскивается сверх таможенной пошлины. Добровольно принятые в ходе расследования обязательства экспортера также действительны в течение 5 лет. Если при расследовании установлено, что производство и (или) экспорт товаров, ввозимых в ЕС, субсидируется правительством страны-экспортера, и это субсидирование наносит ущерб промышленности субъектов ЕС, то вводятся компенсационные пошлины. Порядок их введения сходен с антидемпинговой процедурой. Исчисление таких пошлин производится в странах Европейского Союза, исходя от таможенной стоимости товаров. Наблюдение и контроль за импортом, который может нанести ущерб производителям ЕС, осуществляется таможенными органами как на уровне Сообщества, так и на национальном уровне.

На уровне ЕС осуществляется наблюдение (мониторинг) за импортом некоторых видов текстиля и обуви из всех стран, различных станков, компьютеров, грузовиков и мотоциклов из Японии, видеомагнитофонов и телевизоров из Кореи, алюминия из России и др. Установлено статистическое наблюдение за импортом некоторых с/х продуктов из средиземноморских стран, не входящих в ЕС, и за большей частью импорта из стран с государственной системой международной торговли.

Ведется также наблюдение за импортом наркотических и психотропных веществ с целью внедрения автоматического лицензирования импорта. Лицензирование импорта ряда товаров служит методом поддержания необходимого уровня их качества (к примеру, живого скота, мяса, мясопродуктов, молока, отходов пищевой промышленности, готовых кормов для животных и др.). Все товары, требующие лицензирования, подробно отмечены в интегрированном таможенном тарифе ЕС.

Предварительные разрешения требуются также для импорта товаров, торговля которыми регулируется Конвенцией СИТЕС (к примеру, некоторые виды живых животных и растений, кожа, меха и т.д.). Эти товары помечены в пятой колонке интегрированного тарифа значком «CITES».

Лицензии выдаются на национальном уровне, но действительны для всех государств ЕС. В отдельных странах ЕС действует система предварительных разрешений на импорт товаров на национальном уровне и действует только в данной стране. К примеру, в Бельгии лицензируется свежее мясо; в Дании - детекторы дыма; во Франции - масла, сыворотки, вакцины, измерительные инструменты и токсичные отходы; в Греции - электробытовые приборы и ионизирующее радиационное оборудование; в Ирландии - животные и растительные продукты; в Испании - звукозаписывающая аппаратура и аудиовизуальные материалы. Импорт спичек является государственной монополией во Франции при ввозе их из-за пределов ЕС, а в Греции при ввозе из-за пределов ОЭСР. Таможенным тарифом ЕС установлены квоты на импорт из отдельных стран стальной продукции, сырого табака, текстиля, химикатов, обуви, изделий из стекла и т.д. Квотируется, в частности, ввоз стальных изделий из России и других стран бывшего СССР. Импорт хлорфторуглеродов (фреонов) и других товаров, упомянутых в Монреальском протоколе о веществах, разрушающих озоновый слой, допускается только из стран, подписавших этот протокол. Также запрещается ввозить в ЕС слоновую кость и др.

При ввозе на таможенную территорию ЕС мяса и рыбы требуется ветеринарный сертификат и сертификат системы здравоохранения, которые выдает признанная ЕС государственная ветеринарная и санитарная инстанция страны-экспортера. Ввоз мясопродуктов, а также импорт свежих овощей и фруктов подлежит проверке на предмет соответствия стандартам качества Европейского Союза. Пищевые продукты, ввозимые для переработки на таможенной территории стран ЕС, должны иметь сертификат переработки (разрешение на переработку), выданный соответствующим органом ЕС по контролю за импортом. При импорте товаров из России и государств бывшего СССР установлен допустимый уровень радиации и список непригодных для потребителя товаров в связи с Чернобыльской катастрофой {Украина, СССР, 1986 г.). Санитарными правилами установлены допустимые пищевые добавки и их максимальный уровень, а также максимально допустимое количество остатков пестицидов в пищевых продуктах. Строгие правила безопасности действуют в отношении мыла, косметики, туалетных принадлежностей, удобрений, пестицидов, моющих средств, лекарств, пластиковой упаковки для продуктов и др. Свежие фрукты и овощи, подвергшиеся радиоактивному облучению для увеличения срока хранения, должны быть соответствующим образом помечены. К примеру, в ФРГ ввоз любых облученных пищевых продуктов запрещен. Великобритания, Франция, Бельгия и Нидерланды имеют свои перечни, разрешенных к облучению продуктов. Импорт растений, вырванных с корнем, фруктов, овощей, срезанных цветов требует фитосанитарного сертификата и карантинного надзора. В заключение необходимо отметить, что одной из особенностей таможенного оформления товаров в ЕС является то, что таможенная очистка может производиться не только в таможенных органах, но и на предприятиях участников ВЭД, при условии, что внешнеторговые поставки осуществляются ими регулярно и оформляются через таможенного брокера в больших объемах.

В этом случае лицензированный таможенный брокер (посредник) с разрешения таможни сам заверяет грузовую таможенную декларацию и производит выпуск товаров, а местный таможенный орган выборочно проверяет правильность его действий, присылая своего представителя на предприятия во время отправки или получения очередной партии экспортно-импортных грузов.

Примечательно, что такой принцип таможенного оформления применялся и в России с 1988 г. по 1991 г. путем создания на предприятиях досмотровых комиссий и назначения таможенных уполномоченных, но в дальнейшем этот порядок, к сожалению, так и не нашел должного подтверждения. Административно-правовое регулирование таможенного дела в странах-субъектах Европейского Союза в своем структурном и функциональном значении образует единую целостную систему фискальных и административно-правовых принципов, на которых основывается также и таможенное дело в Российской Федерации, а именно: единства таможенной политики; единства таможенной территории; единства таможенного законодательства; единого тарифного регулирования в конкретном сочетании его с мерами национальной экономической политикой любого государства Европейского сообщества.

Административно-правовое регулирование таможенного дела в Европейском Союзе по своему характеру и структуре многофункционально. Его главная задача состоит в осуществлении регулятивных функций по перемещению товаров через таможенную границу ЕС и единообразного применения таможенного законодательства ЕС в этой сфере.

Подводя итоги административно-правовой характеристики таможенного законодательства ЕС, следует отметить, что интернационализация таможенных аспектов жизни Европейского Сообщества, возникновение глобальных проблем современности, действуют в международной таможенной системе в целом в направлении развития интеграционных таможенных связей между странами, объединенных в единый таможенный союз.

Это приводит к созданию в мирохозяйственных связях государств, близких в таможенном отношении, унифицированных нормативных правовых актов в сфере таможенного дела, основанных на межгосударственных договорах и соглашениях, с условием применения обязательных принципов международного таможенного права: международно-правового режима таможенной территории и таможенной границы; правового регулирование перемещения товаров; права таможенных пошлин; правовой структуры таможенного тарифа; права всеобщей системы преференций; права таможенных льгот; правового регулирования международных таможенных отношений; правового механизма таможенного контроля государств в осуществлении международного таможенного сотрудничества по разрешению интернациональных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера (см. п. 3 ст. 1 Устава ООН) и др.

Современная внешнеэкономическая мировая практика показывает, что объединение в таможенный союз государств, близких в экономическом и политическом отношениях, создает благоприятные условия для унифицированного административно-правового регулирования таможенного дела на территории стран, связанных едиными общими таможенными интересами, способствует развитию внешней и внутренней таможенной политики, содействует активной деятельности участников ВЭД, укрепляет их международные деловые связи и может являться прецендентной правовой базой для развития таможенного союза на территории государств - бывших республик Союза ССР.

 

Автор: Головин В.В.