06.03.2012 6006

Выдвижение и регистрация кандидатов на муниципальных выборах в законодательстве зарубежных странах

 

На международном уровне принят ряд документов, закрепляющих основополагающие начала избирательного права, нормы и стандарты которых лежат в основе российского избирательного права. Среди норм (стандартов) международного права в области избирательного права первой является Всемирная декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В ней записано, что «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или посредством свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Политические права, изложенные во Всеобщей декларации, были уточнены и конкретизированы в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году и вступившем в силу в 1976 году, провозглашающим право каждого гражданина «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей» (п. «в» ст. 25).

В июне 1990 года был принят Документ копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, в котором говорится, «что воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства» (ст.5.1).

На уровне СНГ немаловажное значение имеет Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года, которая в статье 29 закрепляет за каждым человеком в соответствии с национальным законодательством право и возможность в государстве, гражданином которого он является «голосовать и быть избранным на выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей».

Особо следует уделить внимание Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 года). В п.2 ст. 1 закреплены стандарты демократических выборов, к числу которых государства-участники относят «право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса». Конвенция дает полную характеристику основополагающим принципам избирательного процесса (ст.2-10), призванным обеспечить права и свободы человека и гражданина участвовать в управлении делами не только государства, но и местного сообщества как непосредственно, так и через своих представителей.

Проблемы правового регулирования порядка выдвижения и регистрации признаются весьма сложными не только в странах с развивающейся демократией, но и в государствах с давними демократическими традициями.

Порядок выдвижения и регистрации кандидатов в зарубежных странах определяется на двух основных уровнях:

- в конституциях установлены основные принципы пассивного избирательного права,

- в специальных законах в той или иной степени детально регулируются процессуальные особенности принятия решений о выдвижении кандидатов политическими партиями и механизмы реализации конституционного права граждан быть избранными в представительные органы местного самоуправления.

Процедура выдвижения и регистрации кандидатов на муниципальных выборах, в разных зарубежных странах, безусловно, имеет свои особенности. К такому выводу можно прийти, если проанализировать следующие положения.

Во-первых, в различных странах специфичен круг субъектов, обладающих правом выдвижения кандидатов на муниципальных выборах.

Одно из важнейших мест, в процессе выдвижения кандидатов на выборах занимают политические партии. Как справедливо отмечает Маклаков В.В., «политические партии различных направлений в зависимости от обстановки выступают в качестве правящих либо играют роль лояльной оппозиции, которая в любой момент сама может сформировать правительство».

Подобная смена ролей наблюдается во всех странах с сильными социал-демократическими партиями (Великобритания, Франция, ФРГ, Австрия, Швеция и др.). В Польше, например, также сильна роль политических партий на выборах в местные представительные органы вследствие распространения пропорциональной системы голосования на более мелкие муниципальные образования.

Заметим, что выдвижением кандидатов и организацией предвыборной кампании не ограничивается деятельность политических партий, но вместе с тем участие в муниципальных выборах представляет собой одну из важнейших сторон функционирования партий. В большинстве стран, где законодательство не связывает выдвижение кандидатов с политическими партиями (например, Великобритания), партиям принадлежит, как правило, определяющая роль.

Наряду с ростом активности партий в избирательном процессе (как и в других политических процессах) со второй половины XIX в. укреплялся и их авторитет у избирателей, поскольку «многообразие партий, коалиций и движений в парламентах имеет очень важное значение, оно показывает гражданам, что их мнения и взгляды имеют своих представителей». Рост авторитета политических партий находит проявление в поведении избирателей. Так, в Австралии «четверо из пяти избирателей предпочитают отдавать свои голоса той или иной партии, нежели отдельным кандидатам».

В зарубежных странах с развитыми демократическими институтами партийные системы характеризуются значительным разнообразием. Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных групп, с противоречивыми интересами. Каждая социальная и иная группа может быть представлена на политической арене соответствующей партией или партиями.

Политическая демократия, доминирующая в зарубежных страх, посредством своих принципов обеспечивает кандидатам и их партиям равные условия проведения предвыборной кампании на муниципальных выборах. Однако эти условия можно назвать условно равными и на практике это подтверждается следующими моментами. Во-первых, кандидаты, поддерживаемые правящими партиями находятся в привилегированном положении, особенно если это касается переизбрания или занятия властных должностей. Кандидаты в данном положении публичны, что обеспечивает им постоянную «агитацию» среди избирателей. Подобная тенденция наметилась и в Российской Федерации в связи с привилегированным положением в настоящее время партии «Единая Россия».

Во - вторых, вследствие политической активности в зарубежных странах избиратели практически повсеместно отдают свои предпочтения той или иной партии. Таким образом, партии, заручившиеся поддержкой определенных слоев населения формируют предвыборные фонды, позволяющие им обеспечить приличную агитацию. Подобного рода диспропорции зарубежные государства пытаются уравнять, беря на себя обязательства по поддержке кандидатов, не имеющих возможность сформировать достаточный избирательный фонд (например, в отношении доступа на теле- радиопередачи). Как видно из вышеизложенного, зарубежные страны, а в том числе и Российское государство, пытаются обеспечить равные права и партиям, и отдельным кандидатам. Но говорить о том, что в зарубежных странах до конца урегулированы эти вопросы и проблемы будет необснованным.

В. А. Туманов справедливо полагает, что, хотя сегодня «партии играют решающую роль в избирательном процессе на выборах в органы местного самоуправления в зарубежных странах трактовка партий только как организационной формы ведения избирательных кампаний» слишком узка, «ибо возникновение и развитие партий и партийных систем имеет значительно более глубокие социальные корни и связано с закономерностями развития политических форм классовых отношений и борьбы, а функции партий никогда не ограничивались одной лишь «избирательной проблематикой», а тем более «техникой» выдвижения и избрания кандидатов». Даже во второй половине XX в. есть страны (например, Кувейт, Бахрейн), где выборы проводятся при отсутствии партий.

В выборах, кроме отдельных граждан, имеют право участвовать не только партии, но и местные избирательные объединения. Во многих случаях они играют решающую роль. В США, например, избиратели обязаны заранее зарегистрироваться в качестве сторонников одной из политических партий либо как независимые.

В некоторых странах (Великобритания) кандидаты в органы местного самоуправления формально должны быть поддержаны именно избирателями, а реально высокая роль партий в процессе выборов законодательно подкреплена только правом партий выдвигать кандидатов. В других странах группы избирателей наделены правом выдвигать кандидатов наряду с партиями или политическими организациями. Институт самовыдвижения кандидатов в зарубежных странах встречается сравнительно редко.

Если проводить аналогию с Россией, то избирательный закон 2002 года не уделяет больше внимания выдвижению кандидатов группами избирателей. А поддержка кандидатов избирателями юридически оформляется в порядке самовыдвижения.

Наконец, избирательным законодательством ряда стран предусмотрено требование о выдвижении кандидатов определенными должностными лицами (так называемый «ценз поддержки»).

Во-вторых, в избирательном законодательстве зарубежных стран закреплено множество способов и методов выдвижения кандидатов в депутаты. Так, в Великобритании, Бельгии, Дании, Малайзии, Франции для выдвижения и регистрации в качестве кандидата необходима подача в надлежащий орган заявления, подписанного самим кандидатом; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей. Для выдвижения кандидата достаточно подачи заявления, подписанного несколькими избирателями, необходимое для регистрации количество избирателей, поддерживающих или выдвигающих кандидата, колеблется в достаточно широких пределах (в разных странах - от 2-6 до 500 подписей избирателей).

Таким образом, непартийное выдвижение кандидатов может быть оформлено как самовыдвижение, поддержанное определенным количеством граждан (например, в Великобритании претендент подает специальное заявление о назначении его кандидатом, но это заявление должно быть подписано в знак поддержки не менее, чем 10 избирателями), либо как выдвижение кандидата избирателями, на что кандидат дает согласие (например, в Канаде заявление о регистрации кандидата подает не менее чем 25 избирателей, а претендент приносит присягу в том, что он согласен баллотироваться в качестве кандидата). А, например, в Бельгии кандидата в депутаты вправе выдвинуть один избиратель, а поддержать - другой. Формально выдвижение избирателями или самовыдвижение открывает перед независимыми кандидатами доступ к участию в предвыборной борьбе.

В отдельных странах выдвижение кандидата осуществляется посредством официального представления от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей. В Швейцарии предложение о выдвижении кандидатов должно быть подписано избирателями. Система петиций применяется в ряде штатов США на выборах в органы власти штатов и органы местного управления, а также в Австрии, Индии, ФРГ, Швейцарии и других странах.

Иногда выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов, поэтому сама процедура выдвижения кандидатов называется первичными выборами - праймериз. Такая система применяется, например, в США. В зависимости от строгости установления партийной принадлежности избирателя в США различают два основных вида праймериз. К категории открытых праймериз относятся те, для участия в которых либо вообще не требуется установления партийной принадлежности, либо соответствующая процедура настолько проста, что любой избиратель может сам определить свою партийную принадлежность. Избиратель получает от чиновника по выборам бюллетень той партии, за кандидатов которой он намерен голосовать. Для участия в закрытых праймериз избиратель обязан доказать свою партийную принадлежность. Он должен произнести присягу или сделать торжественное заявление о том, что на предшествующих выборах голосовал за соответствующую партию. Тайное голосование исключает возможность проверки правдивости заявления избирателя о своей партийной принадлежности. В силу этого разница между открытыми и закрытыми праймериз не может быть существенной.

В мировой практике известно немало и других способов выдвижения кандидатов. Один из них - система единственного передаваемого голоса, которой уже уделялось внимание в российской избирательной теории, но так и не получившей распространения на практике. Эта система предполагает, что при выдвижении кандидатов списком избиратель голосует за одного из кандидатов этого списка, одновременно указывая, кому из других кандидатов он отдает предпочтение. Когда определенный кандидат набирает необходимое число голосов, он объявляется избранным, а все голоса, полученные им сверх необходимого для избрания количества, передаются кандидату, набравшему наибольшее после него число отметок о предпочтении. В свою очередь, если этот кандидат собрал голосов больше установленного минимума, он отдает остаток голосов следующему «по предпочтению» кандидату и так далее.

Считается, что данная система - одна из самых демократических. Ее преимущества, по мнению специалистов, таковы: «1) избранный орган отражает - с отклонением в несколько процентов - степень влияния политических партий или других общественных группировок среди избирателей; 2) любая партия или другая группа, собрав большинство голосов, получит большинство мест; 3) элемент азарта исключен; 4) избирателю предоставляется возможность выбирать кандидатов, руководствуясь как их личными качествами, так и партийной принадлежностью».

Этот опыт зарубежных стран, возможно, использовать в России на выборах глав администраций и представительных органов муниципальных образований, что позволило бы при повторном голосовании избежать включения в списки кандидатов тех, кто набрал при первом голосовании недостаточное количество голосов.

Законодательством ряда стран предусмотрено внесение определенной денежной суммы в качестве необходимого условия регистрации (избирательный залог). Залог может быть возвращаемым или невозвращаемым. Значение института залога заключается, во-первых, в улучшении финансирования избирательной кампании, во-вторых - в отсеве кандидатов, изначально не имеющих шансов на избрание ввиду низкой общественной поддержки и использующих выборы для саморекламы. Таким образом, залог был введен для того, чтобы отстранить от участия в избирательной борьбе «безответственных кандидатов». Фактически такое ограничение направлено против партий и кандидатов, которые располагают весьма скромными финансовыми средствами. То есть страдают от избирательного залога малые партии любого направления и результатом является формирование в зарубежных странах фактически двух - трех сильных политических партий, сменяющих друг друга не только на государственных должностях, но и в органах местного самоуправления.

Об избирательном залоге в Российской Федерации на выборах в органы местного самоуправления можно сказать, как о не получившем достаточного применения способе выдвижения и регистрации кандидатов.

Залог применяется как при мажоритарных, так и при пропорциональных избирательных системах. Он отчуждается в случае, если кандидат не наберет определенной доли от общего количества поданных по округу голосов либо - определенной доли от избирательного минимума, вычисленного по соответствующему округу.

Размер залога и условия его возвращения значительно варьируют и определяются многими факторами. В Великобритании сумма залога составляет 1500 ф.ст., в Индии залог для кандидатов в высшее законодательное собрание - 500 рупий, в Египте - 20 ег. ф., в Малайзии - 5 тыс. малайз. долл., во Франции - 1 тыс. франков и т.д. Залог не возвращается, если на выборах кандидат получил меньше установленного минимума голосов - от 1/20 до 1/6 принявших участие в выборах. Крупные партии без особых затруднений выполняют это условие, тогда как для партий, не располагающих большими денежными средствами, внесение залога за всех выставляемых ими кандидатов может стать ощутимым препятствием к участию в выборах.

По нашему мнению, подобное назначение избирательного залога играет негативную роль, так как ограничивает малые партии и независимых кандидатов в участии на местных выборах. И тем самым ограничиваются права избирателей иметь своих представителей в органах местного самоуправления.

И, наконец, в-третьих, избирательное законодательство в различных зарубежных странах по-разному определяет требования, которым должен отвечать гражданин для получения права выдвижения в качестве кандидата на выборах. В современных зарубежных странах имеются общие требования и дополнительные требования, которые предъявляются к кандидатам на выборные должности.

Особое внимание в изучении этого вопроса уделили Мишин А.А. и ряд других авторов. Среди этих требований следует выделить наиболее существенные:

- Возрастной ценз - это установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. Законодательство зарубежных стран устанавливало ранее высокий возрастной ценз, равный 20 - 25 годам. Тем самым от участия в выборах отстранялись широкие слои молодежи. После окончания второй мировой войны начался процесс снижения избирательного возраста. Возрастной ценз был снижен в Великобритании, ФРГ, США, Франции, Италии, Бельгии, Финляндии, Австрии, Нидерландах, Канаде, Австралии и других странах с 21 года до 18 лет. Снижение избирательного возраста привело к существенному расширению избирательного корпуса.

- Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государством требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени. Ценз оседлости в основном адресован избирателям, участвующим в избирательном процессе в качестве субъектов, наделенных правом выдвигать кандидатов в органы местной власти. Этот ценз существует во многих зарубежных странах, однако его практическое применение и содержание в каждом государстве имеет ряд особенностей. В ряде стран ценз оседлости не детализируется и сводится к общему требованию иметь постоянное жительство. Например, в Ирландии избиратель обязан иметь «место для сна», в Бельгии - постоянно проживать в коммуне не менее шести месяцев, в Финляндии - не менее одного года. В отдельных странах ценз оседлости сформулирован еще шире: так, в Норвегии необходимо проживать в стране не менее 10 лет. В некоторых странах ценз оседлости выражен в косвенной форме: например, в Великобритании избиратель должен зарегистрироваться в течение определенного периода и, если он в это время отсутствовал, то участия в выборах не принимает (это правило имеет ряд исключений).

В настоящее время в России при проведении муниципальных выборах в качестве ограничения для выдвижения кандидатов ценз оседлости больше не рассматривается. На наш взгляд, это является более уместным и демократичным.

Для зарубежных стран характерны некоторые недостатки, касающиеся ограничений пассивного избирательного права. И это, во - первых, ценз пола, который долгие годы был одним из наиболее прочных и стойких ограничений избирательного права. В настоящее время как таковой отсутствует, однако в практике имеет место фактическая дискриминация, жертвами которой являются женщины.

А во-вторых, имущественный ценз, который в неприкрытой, откровенной форме встречается сейчас редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений «компенсируется» другими цензами, которые фактически играют ту же роль.

Наряду с названными цензами существует целый ряд других способов и методов лишения избирательных прав. В некоторых странах лишаются избирательных прав военнослужащие (обычно рядовые и младший командный состав). Кое-где применяются различного рода «моральные цензы». Так, ст. 48 Конституции Италии предусматривает возможность лишения права на голосование «в случаях совершения недостойных поступков, указанных в законе»; законодательство штатов Алабамы, Коннектикута и Луизианы (США) требует, чтобы кандидат имел «хороший характер».

Как правило, предоставление пассивного избирательного права сопряжено с целым рядом ограничений. Гражданин, зарегистрированный в качестве избирателя, для получения пассивного избирательного права должен удовлетворять ряду других требований. Прежде всего, для кандидатов на выборные должности повсеместно (за очень редкими исключениями) устанавливается более высокий возрастной ценз. При предоставлении пассивного избирательного права значительно чаще применяется, ценз оседлости и носит он обычно более жесткий характер. К кандидатам предъявляется ряд дополнительных требований: запрещается занимать определенные должности, кандидаты должны исповедовать определенную религию и т. д. Фактически круг лиц, баллотирующихся на муниципальных выборах, еще более сужается. Большинство кандидатов - это обычно профессиональные политики, бизнесмены, адвокаты и т. д., пользующиеся поддержкой политических партий.

Принцип несовместимости мандатов в отношении муниципальных должностных лиц означает недопустимость избрания оплачиваемого сотрудника местной администрации. Не могут быть кандидатами лица, осужденные за коррупцию или иной вид нарушения избирательного права, за растрату государственных средств (на пример, в Англии на сумму свыше 2 тыс. фунтов стерлингов), либо лица, приговоренные к тюремному заключению на срок более трех месяцев, в течение последних пяти лет без права замены наказания на штраф, и банкроты.

Конституция Турции (ст. 76) прямо закрепляет, что не могут быть кандидатами в депутаты, если не уйдут в отставку с занимаемых ими постов, судьи и прокуроры, члены высших судебных органов, члены Совета по высшему образованию, должностные лица, имеющие статус чиновников государственных организаций и учреждений, а также государственные служащие, которые по характеру своей службы не являются рабочими, учащимися или военнослужащими.

В течение двух месяцев со дня выборов должно быть представлено заявление о согласии занять соответствующую должность. В противном случае она объявляется вакантной. Перед каждым туром голосования кандидаты подают в мэрию декларацию кандидата, содержащую в свободной форме сведения о фамилии, имени, гражданстве, месте рождения и не подпадании под случаи неизбираемости, что проверяется и публикуется. В некоторых случаях требуется предоставление декларации об имущественном состоянии, которая в случае победы публикуется.

Для зарубежных стран на настоящий момент характерен отказ от совмещения мандатов и обеспечение равного доступа мужчин и женщин к выборным должностям и мандатам.

Однако вопрос о недопустимости мандатов неоднозначно решен в зарубежных странах. Так, Дегтярева О.В. отмечает, что практика допустимости совмещения мандатов является обычной для Франции, тогда как в других странах существует другой подход: политические деятели постепенно добиваются все более высокопоставленных мандатов. Совмещение мандатов является широко распространенным явлением, связанным с высокой степенью профессионализации высшей части политической элиты. Политические деятели извлекают из этой ситуации многочисленные преимущества: гарантия продолжительности срока в случае проигрыша на каких-то выборах, совмещение иммунитетов, а также усиление их позиций в политической партии и в отношениях с органами государственной власти. В то же время такое положение весьма неудобно. Лицо вынуждено представлять различные, порой противоречащие интересы. И, наконец, такое положение дел угрожает демократическому режиму в стране, поскольку допускает монополизацию наиболее важных выборных должностей и мандатов небольшим количеством лиц и ограничивает обновление политических кадров.

Несмотря на практику совмещения мандатов, в зарубежных странах имеет место принцип относительной неизбираемости. Так, не имеют право баллотироваться в депутаты муниципальных советов лица, которые исполняют «в рамках государственной администрации или администрации другого территориального образования, функции, характер которых мог бы помешать свободному осуществлению автономии соответствующего территориального образования». Это, в частности, относится к судьям, руководителям муниципальных служб, инспекторам и ректорам академий. Однако существует и перечень должностей, которые позволяют быть кандидатом, однако несовместимы со статусом депутата: префект, супрефект, профессиональный военный, сотрудник «активных полицейский подразделений».

По нашему убеждению, в российских условиях институт относительной неизбираемости выглядит предпочтительнее института несовместимости, поскольку речь идет об адекватном опосредовании избирательным законодательством процесса формирования представительных институтов публичной власти, основанного на принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и автономии местного самоуправления.

Подчеркнем еще раз, что в зарубежных демократических государствах избирательное право сегодня является «формально равным». Это означает, во-первых, что каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и, во-вторых, все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, т.е. избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми.

Однако фактически принцип равенства избирательного права в ряде случаев искажается. Длительное время в некоторых странах существовал так называемый плюральный вотум, суть которого состоит в том, что отдельным привилегированным категориям избирателей предоставлялось большее количество голосов, чем обычным избирателям. Так, в Англии дополнительные голоса предоставлялись лицам, имевшим недвижимую собственность и окончившим университеты.

Более распространенным методом нарушения равного избирательного права являются различные манипуляции с избирательными округами, в результате чего искусственно завышается представительство одних групп населения в ущерб другим.

Исход выборов в значительной степени зависит и от того, какими денежными средствами располагают партии и кандидаты. Избирательная кампания не везде и не полностью проводится за счет государства, поэтому партии и кандидаты сами несут расходы по проведению митингов, собраний, изданию плакатов, листовок, оплачивают работу журналистов, агентов по выборам и т. д. Значительные средства затрачиваются на работу с избирателями. Как отмечалось выше, в некоторых странах кандидаты обязаны вносить высокий избирательный залог, оплачивать изготовление бюллетеней.

В ряде странах были приняты законы, ограничивающие избирательные расходы. В Канаде, например, кандидат должен опубликовать данные о своих расходах. Британское законодательство подробно регламентирует избирательные расходы, устанавливая шкалу максимальных издержек на проведение выборов и порядок отчетности. В ФРГ партия должна указывать фамилии физических лиц, пожертвовавших, более 20 тыс. марок, и юридических лиц, предоставивших более 200 тыс. марок. Деньги оказывают значительное, хотя и не решающее влияние на исход выборов. Голосование является завершающим этапом избирательной кампании, после чего приступают к подсчету голосов и определению результатов выборов.

Необходимо отметить, что в зарубежных странах сформирована отвечающая нормам международного права законодательная основа, регулирующая вопросы обеспечения безопасности избирательных кампаний. Так, в соответствии с п.7 разд. 3 Декларации о свободных и справедливых выборов политические права и свободы могут быть ограничены в «исключительных случаях, которые предусмотрены законом и обоснованно применяются в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, поддержания общественного порядка, защиты общественного благосостояния и морали, а также защиты прав и свобод граждан, причем данные ограничения должны соответствовать обязательствам государства перед международным правом».

Законодательство зарубежных стран жестко контролирует всевозможные нарушения в ходе организации и проведения выборов, что подтверждается содержанием уголовного права этих стран. Объект интересующих нас преступлений - право граждан избирать и быть избранными в неразрывном единстве с условиями беспрепятственного осуществления этого права. Об этом, в частности, свидетельствуют наименования глав, в которых размещены соответствующие статьи. В федеральном законодательстве США, в польском УК соответствующая глава прямо называется «Преступления против выборов и референдумов», в Германии - «Преступления, связанные с выборами и голосованием», название главы в УК Украины содержит слова «избирательные права». В большинстве бывших союзных республик, в Дании, Голландии соответствующая глава предусматривает ответственность за преступления против конституционных прав, а в Болгарии и Италии изучаемые нормы помещены в главу о преступлениях против политических прав.

Однако известны случаи размещения исследуемых статей в иных, «непрофильных», главах особенной части уголовного закона, следствием чего является смещение приоритетов уголовно-правовой охраны, преуменьшение степени важности обеспечения избирательных прав уголовно-правовыми средствами. На практике это может приводить к необоснованным отказам в уголовном преследовании за ущемление прав. Так, латвийский законодатель счел, что посягательства на избирательные права направлены против государства, и разместил их в главе с одноименным названием, в Швеции считают объектом этих преступлений общественную деятельность, а в Испании норма об ответственности за нарушение избирательных прав попала в главу о публичных беспорядках, причем ответственность по ней наступает только при одновременном «тяжком» нарушении общественного порядка.

Наиболее распространенными преступлениями на стадии выдвижения и регистрации кандидатов являются подлог избирательных документов и подкуп избирателей. Уголовная ответственность за такие действия устанавливается повсеместно и достаточно единообразно. Санкции норм об ответственности за посягательства на избирательные права в уголовном законодательстве, как зарубежных стран, так и России предусматривают возможность применения к виновным широкого диапазона видов и размеров наказаний: лишение свободы, а также штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные или общественные работы, лишение избирательных прав.

Сравнительно-правовой анализ различий в содержании и правовой регламентации порядка выдвижения и регистрации кандидатов на муниципальных выборах в современных зарубежных странах позволяет сделать вывод о том, что эти различия не носят принципиального характера. В большинстве стран выдвигаемый кандидат должен показать, что располагает определенной общественной поддержкой. Лицо, выполнившее необходимые условия, получает официальный статус кандидата с момента регистрации соответствующим избирательным органом или с момента оглашения кандидатуры.

Развитые зарубежные страны накопили полезный опыт решения проблем обеспечения, во-первых, свободной реализации пассивного избирательного права и, во-вторых, системности в работе избирательных комиссий и самих кандидатов на стадии выдвижения и регистрации последних.

 

Автор: Левушкина С.В.