09.03.2012 6186

Российско-корейские отношения в период от установления японского протектората до отречения короля Коджона

 

Победа Японии в русско-японской войне открыла простор для действий японского империализма по установлению полного политического и экономического господства в Корее. 18 ноября 1905 г. японские оккупационные власти заставили министров корейского правительства подписать «Договор о покровительстве». Он состоял из пяти пунктов, предусматривавших, что Япония будет впредь иметь контроль и направлять внешние сношения и дела Кореи и осуществлять наблюдение за исполнением уже имевшихся договоров между Кореей и другими странами, а новые Корея отныне будет заключать только при посредничестве японского правительства. Япония ввела положение о своем представительстве при корейском королевском дворе генеральным резидентом в Сеуле, а также о введении своих резидентов во всех открытых портах и в других местах, «где найдёт это нужным». Япония также взяла на себя гарантии поддержания «безопасности и достоинство Императорского Корейского Дома».

Как следует из текста договора, Корея теряла де-юре свою государственность и становилась провинцией Японской Империи. Реально японцы сосредоточили в своих руках не только руководство внешней политикой Кореи, но и руководство законодательными, исполнительными и судебными делами. Страной стали управлять японские сановники.

Подписание договора о протекторате Японии над Кореей, вызвало в Корее новый подъем антияпонского движения, на ход которого оказала большое влияние российская революция 1905 г. В условиях массового недовольства всех слоев корейского общества король Коджон отказался ратифицировать «Договор о покровительстве». Невзирая на это, японская дипломатия сообщила о подписании договора и его условиях правительствам всех иностранных государств и приступила к его реализации.

Россия, ослабленная сокрушительным поражением в русско-японской войне и революционным движением внутри страны, не могла оказать активное противодействие колониальным стремлениям Японии. Единственное, что она могла сделать - это не признавать протектората Японии над корейским государством. Получив сообщение корейского посланника в Санкт-Петербурге Ли Пом Чина о том, что король Коджон отказывается от подписания договора о протекторате и протестует против его реализации, министерство иностранных дел России разослало предписание всем российским дипломатическим представителям за рубежом довести до сведения правительств иностранных государств, что «корейский император через своего представителя в Петербурге сообщает о возмутительном насилии, совершенном над ним в целях добычи протектората над Кореей». «Император корейский продолжает отказывать в своей подписи и энергически протестует против произведенного Японией насилия и попрания основных законов международного права, обеспечивающих независимость корейского государства». Однако, западные державы отказали Корее в помощи и поддержке, признав условия протектората Японии. Одно за другим уже в течение ноября 1905г. ликвидировались дипломатические представительства иностранных государств, в Сеуле. Отозвав своих дипломатов из Кореи, западноевропейские державы поддерживали дипломатические отношения с Кореей через свои дипломатические миссии в Токио и через японские дипломатические миссии в столицах своих государств. Таким образом, уже в конце ноября 1905 г. западные державы де-юре и де-факто скорейшим отзывом своих дипломатических представителей из Сеула признали протекторат Японии над Кореей.

Японские власти стали постепенно захватывать самые плодородные корейские земли и природные богатства, устанавливать контроль над финансами страны, монополизировать предпринимательскую деятельность. Отменив в 1906 г. запрет на покупку иностранцами корейских земель и разрешив аренду резервных казённых земель, японские переселенцы за годы протектората получили в собственность более 70 тысяч чонбо сельскохозяйственных и лесных угодий. Восточно-колонизационное акционерное общество с преобладанием японского капитала к 1910 г. имело в собственности 15 тысяч чонбо. К 1910г. в стране было уже 107 японских промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, производству тканей, бумаги, выплавке металла и т.д. В Корее действовали 102 японские компании и 25 филиалов японских акционерных обществ, вкладывавших средства в сельское хозяйство, промышленность, транспорт, горнодобывающую отрасль. Практически в Корее сложно было найти отрасль хозяйства, куда бы, не проник японский капитал. Опираясь на свое официальное непризнание протектората Японии над Кореей, российское МИД попыталось возобновить деятельность российской дипломатической миссии в Сеуле. Такой шаг, безусловно, послужил бы нивелированию условий «Договора о покровительстве» и способствовал бы восстановлению статуса независимого корейского государства, т.к. подрывал требование пункта 1 договора, предписывавшего Корее иметь внешние сношения лишь через министра иностранных дел в Токио.

Японская сторона ответила категорическим отказом, а западные державы уклонились от поддержки российских инициатив. 20 января 1906 г. Коджон был вынужден подписать указ об упразднении министерства иностранных дел Кореи. В эти же дни японское правительство назначило Ито Хиробуми генеральным резидентом Японии при императорском дворе в Сеуле, а японских консулов - японскими резидентами в городах и провинциях Кореи. Корейская дипломатическая миссия в Петербурге - последняя иностранная дипломатическая миссия ранее независимого корейского государства была закрыта. Россия была вынуждена согласиться на назначение в Корею лишь российского консульского агента.

В январе 1906 г. генеральным консулом России в Корее был назначен Г.А.Плансон. Из инструкции министерства иностранных дел России российскому генеральному консулу можно выделить основные моменты, на которые ему следовало опираться при проведении российской политики в отношении Кореи после русско-японской войны:

- независимость Кореи не отменена Портсмутским мирным договором. Однако в результате преимуществ, предоставляемым японцам в Корее в соответствии с договором, эта «независимость» оказывается лишь фиктивной. Россия согласно вышеназванному договору обязуется не вмешиваться только в те действия японцев в Корее, которые предпринимаются по соглашению с корейским правительством. Отсюда следует, что если корейское правительство будет не согласно, с какими-либо действиями Японии, то в этом случае российское правительство имеет полное основание опротестовывать такие действия.

- Портсмутский мирный договор не ограничивает право России иметь войска в Корее в количестве, установленном более ранними и не отмененными договорами.

- не ограничено право плавания близ корейских берегов, занятие рыбным и другими промыслами, право захода в корейские порты, устройства там угольных станций.

- остаются в силе российско-корейские договоры 1884 и 1888 гг., которые не были опротестованы на Портсмутской мирной конференции японской стороной ни письменно, ни устно.

- Несмотря на эти в значительной степени формальные «юридические зацепки» российское правительство понимало, что после поражения в войне и объявления протектората Японии над Кореей проводить в Корее активную дипломатическую политику для России будет затруднительно.

Направляя Г.А.Плансона в Сеул в качестве российского генерального консула, МИД России предписывало ему получить консульскую аккредитацию от корейского императора, а не от японского правительства. Эта попытка обойти японский МИД вызвала решительный протест со стороны Японии, так как ставила под сомнение японский протекторат в отношении внешних связей Кореи.

Категорическое несогласие Японии, поддержанное другими иностранными державами, выполнявшими все японские условия ведения дипломатических и консульских отношений, вынудило Россию отступить. Полугодовая борьба по процедуре консульской аккредитации закончилась тем, что Г.А.Плансон вручил верительную грамоту МИД Японии и получил консульскую аккредитацию от японского правительства. Что касается ранее подписанных российско-корейских договоров, то генеральному консулу России предписывалось в настоящих условиях временно руководствоваться не этими договорами, а правами «нации наибольшего благоприятствования», то есть правами, которыми обладают другие иностранные государства на основании заключенных с ними Кореей соглашений.

Россия проявляла также усиленный интерес к сохранению своих экономических позиций в Корее, в частности в ее северных провинциях, где после русско-японской войны ускоренно усиливалось торгово-промышленное и военное присутствие японцев. Российскому правительству и российским частным предпринимателям и коммерческим обществам принадлежали многочисленные участки земли, приобретенные в Корее для торговых и военных целей. В период русско-японской войны эти участки были захвачены японцами. В конце 1906 г. японцы согласились вернуть России участки земли российских консульских представительств, участки частных лиц и торговых фирм. Однако земельные участки, приобретенные, по мнению японцев, в военных целях, оставались в пользовании японских оккупантов. Российская сторона решила не настаивать на возвращении этих спорных участков земли и ограничиться возмещением затрат, потребовавшихся на их приобретение. К японцам перешла в собственность и Российская лесная концессия в долинах рек Амноккан и Туманган, занимавшая стратегически выгодную территорию на границе Кореи и Манчжурии с Россией.

Несмотря на потерю многих земельных участков и концессий, Россия пыталась в это же время сохранить свои торговые связи с Кореей, которые были прерваны в ходе русско-японской войны. Торговый оборот России с Кореей, несколько увеличился. Однако доля ввозимых в Корею российских товаров была меньше 1% в общем импорте Кореи. В то время как на долю Японии приходилось 68,4% всех ввозимых в Корею товаров, а доля японского экспорта из Кореи составляла 76,4%. Торговый баланс был не в пользу России, что объясняется слабым промышленным развитием дальневосточных окраин России и трудностями конкуренции с товарами Японии и западноевропейских стран. Российская сухопутная торговля велась в основном с северными провинциями Кореи. Лишь постепенно расширялась морская торговля через Владивосток и с южными провинциями, откуда увеличился вывоз в Россию корейского риса.

По-прежнему весомой статьей дохода для корейской бедноты северных областей Кореи составляла сезонная работа в российском Южно-Уссурийском крае. Большое недовольство японцев вызывало значительное распространение в северных провинциях Кореи российских денежных знаков, которые привозились корейскими «отходниками». Для сдерживания этого процесса японцы предприняли меры по затруднению свободного обмена российских денег.

В Корее в это же время продолжали верить и надеяться на защиту и покровительство России. Г.А.Плансон доносил в Санкт-Петербург, что, несмотря на жестокость установленного над Кореей японского протектората и полное «невмешательство» западных держав ко всему, что творилось на Корейском полуострове, на явную бесполезность ожидания помощи от них, корейские патриоты и император все еще питали надежды на достижение независимости и помощь России в этом.

Оставленный «один на один» с японским империализмом, лишенный всякой внешней поддержки, корейский народ не считал себя покоренным. Корейские патриоты считали Портсмутский договор лишь временным перемирием между Россией и Японией.

В конце 1905 - первой половине 1906 гг. в стране вспыхнули восстания против японских оккупантов. Партизанские отряды Армии справедливости «ыйбён» - действовали в провинциях Чолла, Кёнсан, Канвон и др. Партизанская война достигла такой силы, что против партизан кроме полицейских сил были брошены регулярные части японской армии.

В 1907 г. только по официальным данным японским войскам и жандармерии пришлось выдержать 322 боя, в которых участвовало 44 тысячи партизан (при этом не учитывались мелкие стычки). Количественный рост партизанских отрядов сделал необходимым создание их объединённого руководства. В декабре 1907 г. такое объединённое командование для координации действий было создано. Своего апогея вооружённая борьба народных масс Кореи против японских завоевателей достигла в 1908 г. В стране действовало 241 отрядов «ыйбён», которые вступили в 1451 бой с участием 69,8 тысяч партизан. Основным районом партизанских действий были центральные и южные провинции. В северные провинции Кореи приходили отряды партизан, сформированные в приграничных районах российского Дальнего Востока и Китая. Российский Дальний Восток стал одной из важнейших заграничных баз освободительного движения в Корее. Здесь собирали средства для партизан, закупали оружие и снаряжение, которое затем тайно переправляли в Корею. Партизанское движение в Корее было проявлением национального самосознания корейцев и по сути являлось социально-революционным движением. Приток желающих бороться за независимость Кореи не прекращался, несмотря на неоднократные протесты японской стороны и определённые препятствия со стороны России. Царское правительство опасалось, что помощь корейским партизанам оружием и военными советниками может привести к дестабилизации ситуации на полуострове, т.е. принести больше вреда, чем пользы в деле ослабления японских позиций и упрочения позиций России в Корее.

Несмотря на рекомендации российских дипломатов воздерживаться от неосторожных шагов, чтобы не давать японцам поводов к новым насильственным действиям, в 1907 г. король Коджон решился на шаг, который впоследствии оказался роковым и для него самого, и дальнейшей судьбы династии Ли.

Получив известие о созыве второй Гаагской мирной конференции, Коджон решил отправить для участия в ней делегацию корейских представителей. Король не без наивности рассчитывал, обратившись с высокой трибуны к великим державам и мировому общественному мнению, показать бедственное положение брошенного на произвол судьбы ранее независимого государства и надеялся на помощь великих держав в восстановлении государственного суверенитета Кореи. Корейская делегация в составе Ли Сан Соля и Ли Чжуна прибыла во Владивосток. Далее по Сибирской железной дороге она направилась в Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге к ним присоединился бывший секретарь корейской дипломатической миссии, сын Ли Пом Чина, бывшего главы дипломатической миссии Кореи в России, Ли Ви Чжон - европейски образованный дипломат, хорошо знавший английский, французский и русский языки. Корейские представители передали Николаю II письмо короля Коджона с просьбой о содействии в отправлении в Гаагу корейских делегатов и с выражением надежды на помощь мирового сообщества в восстановлении суверенитета корейского государства.

Прибыв в Гаагу, корейская делегация посетила председателя конференции - главу российской делегации посла России во Франции А.И.Нелидова - с просьбой о помощи в получении разрешения на участие в работе конференции. Опасаясь, что притеснения и насилия японцев в Корее станут известны мировой общественности, японская делегация заявила решительный протест, сославшись на то, что по японо-корейскому «Договору о покровительстве» все дела внешних дипломатических сношений Корея передала Японии и поэтому Корея не может быть представлена на конференции отдельной независимой делегацией. Представители США, Великобритании, Франции и Германии, ранее поспешно признавшие протекторат Японии над Кореей, также отказались признать полномочия корейской делегации. К сожалению и Россия, не поддержанная мировыми державами, не стала настаивать на официальном признании корейской делегации, чем проявила непоследовательность в продолжении ранее проводимой политики отстаивания суверенитета Кореи.

Представляет значительный интерес письмо короля Коджона к конференции, которое было опубликовано во время проведения конференции в прессе и зачитано корейской делегацией на собрании международного пацифистского клуба. В этом документе он писал:

«Я заявляю: наша страна признана всеми державами. Я, Император, заключил договоры защиты с представителями различных государств, поэтому международная Конференция должна принять, а Корея может послать делегацию и принять участие в Конференции. Несмотря на это Япония нарушила международные законы и насильно заключила соглашение с нами. Она украла у нас дипломатические права на сношения с другими государствами и прервала их. Япония нас обманула и стала смотреть с презрением. В будущем это затронет не только нас, но и другие страны. Она делает всё, что ей угодно. Это противоречит гуманности и международным законам. Я, Император, об этом постоянно думаю и переживаю. Я не могу терпеть этих мучений, поэтому я посылаю Ли Сан Соля, Ли Джуна; Ли Ви Чжона (секретаря корейской миссии в Петербурге) для того, чтобы показать всему миру тяжёлую ситуацию в Корее и то, что нам надо восстановить необходимые дипломатические права и снова прежние дружеские отношения с другими державами. Я думаю, что вы (корейские уполномоченные) хорошо относитесь ко мне и поэтому, по моей просьбе, будете достойно трудиться на конференции».

Корейские делегаты были вынуждены использовать в Гааге любую трибуну. На собрании международного пацифистского клуба они подробно рассказали о притеснениях и насилии, чинимых в Корее японцами, о всенародном стремлении корейцев к независимости. Эти выступления получили широкое освещение в прессе и имели большой международный резонанс.

Реакция японских властей на выступления корейской делегации в Гааге была резкой. Они немедленно потребовали, чтобы Коджон выехал в Токио и просил извинения у императора Японии. По категорическому настоянию генерального резидента Ито Хиробуми марионеточный корейский кабинет министров дважды требовал от короля отречения от престола. 19 июля 1907 г. прибывший в Корею министр иностранных дел Японии Хаяси Тадасу и Ито Хиробуми, пригрозив немедленным объявлением войны Корее, заставили Коджона отречься от престола в пользу его сына Ли Чхока (тронное имя Сунджон), ставшего последним правителем династии Ли.

После подписания в ноябре 1905 г. японо-корейского Договора о покровительстве Россия пыталась защитить хотя бы ограниченный суверенитет Кореи дипломатическими средствами. Однако Япония занимала в Корее превосходящие позиции и пользовалась поддержкой западных стран. В этот период она активизировала политику блокирования российско-корейских хозяйственных связей во всех областях - торговле, инвестициях, недвижимости, в валютно-финансовых вопросах. За исключением России, ни одна другая великая держава не поддержала попыток корейского короля обратиться к ним с целью защиты независимости Кореи. Следует отметить, что именно в 1905-1907 гг. необходимость борьбы против революционного движения внутри России ослабляла возможность противодействовать утверждению господства Японии в Корее. Партизанские действия Армия справедливости «ыйбён» не получили поддержки российских властей из опасений спровоцировать Японию. Апеллируя к мировой общественности на Гаагской конференции, король Коджон лишь спровоцировал свое отречение от престола и ускорил установление на полуострове полного контроля Японии, которой нужен был лишь предлог и его соответствующее пропагандистское оформление, чтобы приступать к окончательному этапу колонизации Кореи.

 

Автор: Пискулова Ю.Е.