13.03.2012 1686

Действия Рима против аристократических правительств Родоса и Ахейского союза

 

Вопрос о взаимоотношениях римской и эллинистической знати, а также о тех силах, на которые опирался сенат на Востоке, является одним из наиболее сложных и дискуссионных. Господствующий в советской историографии классовый подход приводил к упрощениям и даже искажениям конкретных ситуаций, разбираемых нашими учеными, в конечном счёте - к неверным оценкам и выводам. Даже антиспартанский союз Ахайи и Македонии объясняли «классовыми интересами» Арата и его страхом перед «социальными реформами Клеомена», хотя очевидно, что причиной альянса были именно политические успехи Спарты.

Рим с первых своих шагов на Востоке опирался не на социальные, а политические структуры - не на слои или классы, а на государства. Конечно, ему приходилось иметь дело с правящей верхушкой, но он много делал и для обработки общественного мнения населения соседних стран, чтобы расположить его в свою пользу. Сенату, однако, было всё равно, каких государств: демократических, олигархических, монархий. Определяющим был политический момент, а любой союзник являлся ценностью сам по себе. То же по отношению к любой личности, главное - не социальное происхождение, а политическая позиция человека, проще говоря - он за Рим или против? Это хорошо видно на конкретных примерах и фактах.

После 3 Македонской войны, чтобы окончательно укрепиться в Греции, сенат решил наказать нелояльных союзников и устранить недовольных. Риму помогло то, что Персей бежал, не уничтожив архив. Письма, найденные там, скомпрометировали вождей многих народов. Были казнены многие сторонники царя и наказаны города, помогавшие ему (Ibid.). Сенат вообще повёл более жёсткую политику, желая и друзей, и врагов поставить в одинаково смиренную зависимость.

Полибий выделяет три категории правителей, вызвавших подозрения Рима: 1) недовольных войной, но нейтральных; 2) желающих победы Персею, но бессильных ему помочь; 3) союзных царю (ХХХ.5.5-8). Наказанию подверглись все три категории! Ликиск, римский ставленник в Этолии, с помощью претора Бебия вырезал 550 аристократов, руководителей Этолийского союза, считавшихся врагами Рима. Любопытно расследование этой резни «филэллином» Эмилием - всё внимание обращалось на то, кто стоял за Рим, кто против. «Убийцы освобождены от наказания; для отправленных в изгнание оно признано настолько же справедливым, как и смерть для убитых» (Liv.XLV.31.1).

Это внушило чувство безнаказанности «друзьям» Рима. Отовсюду к консулу прибывали с доносами. Лица, названные в них, вызывались из Эпира, Этолии и других мест и отправлялись в Рим для расследования. Это было изгнание, а не «попытка предотвратить инциденты, подобные этолий-скому». Греция лишилась сотен лучших людей, к власти приходили ловкие беспринципные интриганы, что, понятно, не оздоравливало обстановку. Декларировать свою приверженность Риму стало выгодно во всех отношениях. Senatus consultum De Thisbensibus, приведённый Р.Шерком, повелевал, чтобы в Фисбах 10 лет все магистратуры занимали только друзья Рима. Заметим: Фис-бы - один из трёх беотийских городов, оставшихся верными Персею, естественно, сенат не доверял его жителям и желал передать всю власть в городе про-римской группировке. Очевидно, такой же практики римляне придерживались и по отношению к другим полисам.

На Родосе сторонников Персея было много (Polyb.XXX.7.9; Liv.XLII.26;Vell.Pat.I.9.2). Перед войной правительству острова пришлось уговаривать народ поддержать римлян (Polyb.XXVII.3.1). Послы царя, просящие посредничества в мире, были выслушаны с сочувствием (Polyb.XXVII.4.8-10), но победило «благоразумие» (Ibid.), и родоссцы решили воздержаться от посредничества.

Симпатии островитян к Риму остыли после 178 г., когда в споре Родоса с Ликией сенат принял сторону последней, что трудно объяснить «состраданием к угнетённым», как полагает Т. Моммзен. Скорее, это было наказанием родоссцам за то, что их флот сопровождал в Македонию селевкидскую принцессу - невесту Персея. Возможно, таким образом Родосу хотели напомнить, кому он всем обязан. В распрях родоссцев с Эвменом сенат, опять-таки, поддержал не их, а царя.

Не имея возможности досадить Риму, родоссцы отомстили Эвмену, считавшемуся виновником Персеевой войны. Его послов не пустили на Родос в праздник Гелиоса (Арр. Мас.ХI.3). В таких условиях, естественно, активизировалась антиримская партия, пытавшаяся рассорить Родос с Римом и втянуть полис в союз с Персеем (Polyb.XXVII.7.11), что привело к борьбе партий на острове (Polyb.XXVII.2). Родоссцы вели с царём тайные переговоры, известили Персея, что готовы к войне с Римом. Ливии здесь явно путает антиримскую партию с родосским правительством. Оно действовало вполне легально, отправляя послов и в римский лагерь, и к царю, разведывая, нельзя ли положить конец войне. Торговые убытки из-за затянувшейся войны раздражали, к тому же, мир мог поставить врагов в «равновесие, полезное для всех меньших государств», в том числе и Родоса.

Консул Марций просил послов примирить Антиоха с Египтом (Polyb.XXVII.17.4), сам Рим сейчас не хотел портить отношения с Селевкидом. Аппиан ошибочно считает, что консул действительно просил помирить Рим с Персеем (Mac.XVII). Полибий подозревает, что он просто хотел использовать родоссцев посредниками в этом деле, чтобы получить повод для наказания Родоса (XXVIII. 17.6). Коварство Марция было хорошо известно. Но это мнение Полибия маловероятно и могло идти от личной неприязни автора к Марцию, здесь мы согласны с Т.Франком. На Родосе слухи, что он просил посредничества в мире, восприняли как свидетельство слабости Рима. Сторонники царя подняли голову, это хорошо видно из фразы Полибия - «На Родосе распри всё усиливались» (XXVIII. 16.1). На народном собрании, решившим отправить в Рим послов просить прекращения войны, явный перевес был уже на стороне друзей Персея (Polyb. XXIX. 10.3) или искренних сторонников мира. Возможно, часть народа решила, что появилась возможность оказать услугу и Риму, и Персею, если уж обе стороны хотели мира. Очевидно, к власти пришли враги Рима, т.к. Полибий определенно пишет, что виноваты были не все родоссцы, а только их «тогдашние заправилы» (XXIX. 19.2). Даже учитывая стремление Полибия примирить римлян с греками, невозможно допустить, что все родоссцы в одночасье стали врагами Рима, несомненно, он даёт объективную информацию об изменениях во властных структурах острова. Родоссцы даже известили Персея, что своим влиянием прекратят войну. Однако Ливии явно преувеличивает их решимость, более информированный и более объективный Полибий всего лишь пишет - они сообщили царю, что постараются о мире (XXIX. 11.5). Как всегда, когда версии авторов расходятся, предпочтение следует отдать греку.

Сенат, превыше всего ставивший интересы Рима, возмутился попыткой островитян вмешаться в его политику. Чужие убытки «отцов» не трогали, напоминания о заслугах раздражали, а неуклюжая попытка припугнуть их тем, что Родос может примкнуть к царю - разгневала. В ответ сенат объявил об освобождении Карий и Ликии от власти Родоса. И здесь римская «свобода» выступает в качестве наказания хозяев освобождённых. Правда, Ливий излишне драматизирует события, само «освобождение» произошло несколько позже (см.: Polyb.XXX.5). Важно другое: послам заявили, что после победы каждому государству воздадут по заслугам.

Весть о победе застала послов в Риме. Мнение ГТ.Бенеке, что посольство прибыло, когда известия о Пидне уже были получены, ошибочно. Поздравив с победой, послы отбыли. Родос охватила паника - уничтожение города было вполне реально. Страх велел немедленно осудить на смерть всех известных врагов Рима. Новое посольство униженно просило прощения за «измену» (Diod.XXXI.I) и умоляло пощадить полис.

Многие в Риме требовали разрушить богатый Родос, желая его разграбления (Aul. Gel.VII.3). Два трибуна спасли его, наложив вето на войну (Liv.XLV.21.3; Diod.XXXI.5.3.). Приписывать спасение острова Катону и утверждать, что эти трибуны были «связаны с ним» у нас нет достаточных оснований. Катон мог полагать, что наказание превысит «преступление», трибуны, не исключено, были просто подкуплены родоссцами. В любом случае главное не это - сенат решил сохранить союзника «на всякий случай», но сделать всё, чтобы максимально ослабить его и впредь лишить возможности мешать римским интересам. В предыдущий период одной из причин процветания острова была его разумная внешняя политика, но теперь ошибочная дипломатия родосской верхушки привела к подрыву его экономики.

Родос потерял владения на материке, Делос объявили свободным портом, торговые пути переместились, и остров понёс колоссальные убытки. Родос покарали не за то, что он «предпочёл свои торговые интересы выгодам Рима», не за «неудачную попытку посредничества», и уж, разумеется, причиной не могла быть «надменность родосских послов». Подобные объяснения просто поверхностны. Рим действительно болезненно воспринимал арбитраж третьих сил в своих войнах. Попытка А. Экстейна опровергнуть этот тезис А. Скафуро неубедительна. Приведённые им примеры арбитража и посредничества, к которым Рим «относился хорошо», были не в ущерб римлянам, а даже выгодны им, иногда они сами же их и вызывали. А. Экстейн сам признаёт, что сенат был в гневе на родоссцев за их посредничество, но в римской политике нет места эмоциям. Меры, приведшие к упадку Родоса, были трезво и расчётливо продуманы. Эти меры, как и желание ослабить Пергам - звенья одной цепи: сильные союзники стали не нужны, поэтому их стали целенаправленно подавлять. Попытка Родоса вести самостоятельную политику - это не причина, а повод, чтобы ослабить ставшего ненужным союзника. Против Родоса и Пергама были приняты ограничительные меры, сенат желал нанести урон ещё оставшимся на Востоке центрам силы.

После многочисленных унизительных просьб сенат в 165 г. заключил с Родосом новый союзный договор. Э. Бэдиан, безусловно, не прав, полагая, что этот договор знаменовал собой конец родосской независимости. Фактически она была утрачена ещё раньше, но сейчас сенат безжалостно растоптал даже её призрак.

Ахейский союз не скомпрометировал себя в войне, но репрессий не избежал. Союз стал слишком силён и мог претендовать на ведущую роль в Греции, но сама величина федерации стала бедой, поскольку сенат искусно поддерживал раздоры её многочисленных членов. Неверно, однако, что Рим «начал отбирать» у союза «один город за другим». Он действовал тоньше и кварнее.

Договор, заключенный с Ахайей около 196 г., был foedus aequum, однако Фламинин отнял у союза Закинф, без обиняков заявив, что Рим воевал не ради ахейцев, а своей собственной пользы, и «посоветовал» ахейцам не выступать из пределов Пелопоннеса. В 188 г. ахейцы разгромили Спарту, пытавшуюся отпасть, но вмешался сенат, и они поняли, что Рим больше за спартанцев, чем за них (Liv. XXXIX.36). Вожди понимали неравноправие сторон, но держались с достоинством и уступали только после долгих препирательств. Рим возмущало, что ахейцы не желают обращаться в сенат, «преисполнены высокомерия и все дела хотят решать сами» (Polyb. XXII.9.8). С римской точки зрения это было просто недопустимо.

Когда отложилась Мессения, ахейцы, в соответствии с договором (Polyb. ХХШ.9.12), обратились к Риму, но сенат, вопреки договору, отказался помочь. Более того, римляне ответили, что это их не касается, даже если отпадут и другие федераты (Polyb. ХХШ. 9.13). Такое заявление было очень похоже на приглашение и остальным последовать примеру мессенцев. Ахейский союз имел известный авторитет за пределами Греции. В 188 г. ахейские послы посетили Египет для упрочения дружбы (Polyb. ХХШ.З). Поэтому Рим не упускал ни од-ной возможности нанести союзу ущерб. В 168 г. он не позволил послать ахейский отряд на помощь Египту против Антиоха (Polyb. XXIX.34).

Филопемен считал, что надо подчиняться Риму, но учитывая свои законы и гордо, ибо всякой силе присуще угнетать покорных (Polyb. XXIII. 14.6). Насколько это уже не похоже на восторг от «освобождения»! Теперь появились люди типа Калликрата, считавшего, что покоряться нужно безоговорочно и Рим выше законов. Будучи послом в Риме в 179 г., Калликрат изменой сделал карьеру. Сообщив сенату о настроении вождей, он советует для покорности греков ужесточить политику. Сенат оценил совет: он стал стратегом, помогая римлянам подавлять недовольных и возвышать заискивающих. Таким образом, заключает Полибий, «у сената набралось много льстецов, но истинных друзей он имел мало» (XXIV. 12.5). Раньше ахейцы сносились с Римом «на положении почти равных» (Ibid.), но теперь зависимость усилилась.

С началом 3 Македонской войны ахейцы решили не давать повода для клеветы и послали консулу отряд , но сенат использовал «чистку» в Греции для удара и по союзу. С помощью Калликрата римляне составили список 1000 виднейших ахейцев. Их обвинили в антиримской деятельности, а оправдываться предстояло перед сенатом, под этим предлогом их вывезли в Италию. Мнение В.И.Кащеева, что они находились там в качестве заложников нам представляется неоправданным. Здесь, как и в Македонии, мы видим стремление лишить страну руководящей силы и ослабить её политически. Ахайя была обезглавлена, лишившись почти всей своей аристократии.

 

Автор: Беликов А.П.