13.03.2012 2225

Рим, Македония и Ахейский союз в 60-40 гг. II в. до н.э.

 

Несмотря на заметные проявления упадка римского духа, сила Рима была ещё очень велика, поэтому предложенный Л.Д. Саникидзе термин «панримский кризис» представляется нам крайне неудачным. В 157 г. сенат начал войну на крайнем северо-западе Балкан - в Далматии, к 155 г. её покорили. Можно предположить желание установить сухопутный мост между Италией и Грецией вокруг Адриатики.

К этому времени в Греции у власти везде стояли проримские элементы. Полуостров сотрясали смуты и усобицы, но римские послы, регулярно бывающие здесь, ничего не делали для оздоровления обстановки. Попытки примирить враждующих только обостряли смуту. Слишком велики были противоречия, скрытая ненависть к Риму и его ставленникам. Для стабилизации обстановки можно было убрать хотя бы самых одиозных из них, но сенат на это не шёл, напротив, поддерживал режимы с ярко выраженным характером тирании.

Состав оппозиции был пёстр и неоднороден, включая в себя представителей всех слоев общества. В целом многие имущие были более лояльны, для них потребность в покое становилась сильнее, чем стремление к свободе. Политическая борьба переплеталась с социальной, но вызывает возражения тезис о том, что римское государство, аристократическое по природе, закономерно поддерживало греческих рабовладельцев, проводя классовую политику. Утверждения о том, что последние балканские войны имели «прежде всего социальный характер» и греческие рабовладельцы для подавления революционного движения пошли на потерю независимости страны, не соответствуют действительности. У. Карштедт, преувеличивая силу социальной борьбы, приходит к выводу, что Рим очистил Балканы от революционных сил.

После 146 г. римляне устранили в греческих городах демократию и установили форму правления на основе имущественного ценза (Paus. VII. 16), но здесь речь идёт только о тех городах, которые участвовали в войне против Рима. Сенату была безразлична форма правления, главное - лояльность к римской власти. Насаждение тиранов объясняется тем, что одного правителя легче контролировать и при необходимости сместить. Лишенные опоры тираны могли поддерживаться только извне и становились послушными проводниками воли сената. Появление Рима в разобщённом эллинистическом мире лишь усугубило социально-политическую борьбу. Смуты сенату были только выгодны. Т. Франк полагает, что греки просто не умели жить самостоятельно, но при этом совершенно не учитывает то обстоятельство, что именно римляне, пользуясь своим верховным контролем, вместо того, чтобы гасить межполисные противоречия, раздували их. Нет оснований считать, что Рим в тот момент принес в Грецию социальный мир.

Раздробив Македонию, сенат не оказывал ей помощи в обороне от набегов варваров. Даже Т. Моммзен признаёт: римское владычество одновременно лишило народы благ свободы и порядка. Несмотря на репрессии, а может, благодаря им, врагов у Рима оставалось много. Удивление, которое греки испытывали перед римлянами, сменилось ненавистью. Многие готовы были против них выступить, и такую возможность им предоставило восстание Андриска. Характерно, что до тех пор, пока Андриск не вёл антиримской пропаганды, он не пользовался в Македонии успехом. Первыми его права на македонскую корону признали фракийцы, и это не было «чудом», как считает Т. Моммзен, поскольку самозванец явился во Фракию с большой суммой денег. Македоняне поддержали его только после того, как он выступил не просто претендентом на трон, а освободителем от власти Рима, с их помощью Лжефилипп «оружием или по желанию граждан» (Liv. Ер. XLIX) занял страну.

Возможно, он действительно был всего лишь авантюристом, но независимо от его целей для македонян это была национально-освободительная война. «Властолюбивые интересы претендента сплелись со стремлением Македоний к объединению». Нельзя согласиться, что народ поддержал его только потому, что был силён монархизм и «очень хотелось царя». Необоснованно также утверждение У. Вилькена о том, что македоняне участвовали в восстании «против воли». Именно стремление народа к свободе стало причиной войны, появление Андриска дало лишь повод. Привлекая всех, тяготившихся властью Рима (Diod. XXXII. 15; Zon. IX.28), он собрал большую армию. Движущей силой восстания и его базой были македоняне, фракийцы сыграли свою роль лишь на начальном этапе. Их роль и приписываемые им «антиримские настроения» явно преувеличены, очевидно, они были не более чем наёмниками.

Главным достижением восстания было воссоздание единого македонского государства. Вероятно, именно этим и объясняется популярность Андриска, о которой сообщают Полибий (XXXVII. 13) и Диодор (XXXIL9). Нам ничего не известно о поддержке Андриска аристократами, но это легко объяснимо: после 3 Македонской войны и раздела страны римляне вывезли в Италию местную знать под благовидным предлогом приучения народа к республиканскому правлению. Нет данных, свидетельствующих о возвращении депортированных на родину. О внутренней политике Лжефилиппа источники сведений почти не дают. Он изгонял богатых (Diod. XXXII. 15) - нужда в деньгах могла толкнуть его на конфискации, а часть олигархов, сжившихся с римским правлением, должна была встретить его без восторга. Возможно, эти меры имели просто демагогический характер и были рассчитаны на то, чтобы привлечь к себе симпатии народа, который нигде и никогда не любит богатых. О серьёзности намерений претендента свидетельствуют его попытки вступить в контакт с Карфагеном (см.: Polyb. XXXVII.2). Очевидно, убедившись в притягательности антиримских лозунгов, он планировал «эксплуатировать» их для создания антиримской коалиции.

В 148 г. войска самозванца были разгромлены (Veil. Pater. I.XI.2), при этом погибло 25 тыс. восставших (Eutrop. IV.III). Любовь античных авторов к преувеличению численности убитых врагов общеизвестна, но эта цифра, даже если сократить её на порядок, показывает, какой широкой поддержкой македонян пользовался Андриск. Бежавший во Фракию Лжефилипп был выдан фракийцами Риму (Zon. IX.28), что плохо согласуется с их якобы антиримскими настроениями, и казнён. Этническую пестроту восставших, неоднородность социальной базы и сопротивление имущих трудно признать причиной поражения. Главной причиной была прежде всего сила Рима, как отмечает в другой своей работе сама же Н.Ф. Мурыгина. В 148 г. Македония стала римской провинцией. Территорию её увеличили, но это было уже не единое государство, а всего лишь единая провинция. Непривычные к жёсткой власти, македоняне долго не могли смириться с римским господством - в 142 г. произошло новое восстание (Eutrop. IV.IV), ему предшествовало выступление ещё одного самозванца (Zon. IX.28). Сообщения о них скудные, возможно, речь идёт об одном и том же восстании.

Первая балканская провинция стала базой для дальнейших операций на полуострове и востоке. Обращение страны в провинцию имело огромное значение как для Рима, так и для Греции, оно стало решающим шагом на пути к провинциальной системе. Над Грецией был установлен непосредственный контроль, все преимущества более надёжной провинциальной системы ярко выявились в ходе последовавшей затем Ахейской войны 146 г.

В историографии этой войны особенно выпукло проявились неправильные оценки роли социального, политического и этнического. Главная проблема при изучении истории Ахейской войны - это ее характер. В том, что для Рима она была агрессивной и захватнической, нет никаких сомнений, и в современной историографии по этому поводу практически нет разногласий. Наиболее дискуссионной проблемой остается вопрос о том, чем была эта война для Ахейского союза: революционным выступлением масс, социальной смутой, политическим переворотом или национально-освободительным движением за независимость от Рима?

Ахейский союз представлял собой реальную военную силу, но ослаблялся изнутри сложной политической борьбой. Внутренняя прочность федерации подрывалась противостоянием трех группировок: антиримской, проримской и спартанской, добивавшейся независимости от союза и ради этого готовой к сотрудничеству с Римом. Подробный анализ непростых отношений между этими тремя «партиями» содержится в статье В.И. Перовой. Сверх того, ситуация усугублялась борьбой за власть между отдельными лидерами союза и социальной напряженностью, происходящей от обеднения основной массы населения. В таких условиях война с заведомо более сильным противником была явно не нужна союзу, тем не менее, он на нее пошел. Почему?

Тема неплохо обеспечена источниками, однако они не дают однозначного ответа на этот вопрос. Достаточно подробно ход войны излагается Полибием (XXXVIII.9-18; XXXIX. 1-6), его свидетельства имеют особую ценность, поскольку он был современником событий. Вместе с тем как исторический источник труд Полибия имеет ряд особенностей, которые следует признать недостатками:

1) аристократ Полибий недружелюбно относился к ахейскому народу;

2) явно враждебное отношение автора к лидерам союза, которые подняли народ на войну против Рима;

3) общий настрой труда Полибия - примирить греков и римлян.

Эти обстоятельства осложняют работу над проблемой. Но, к счастью, имеются и другие источники. Сухо и немногословно, но беспристрастно рассказывает об Ахейской войне Павсаний (VII.X-XVI). Краткие упоминания содержатся у Тита Ливия (Epit. L-LII), Страбона (VIII. 6), Юстина (XXXIV. 1-2), Диодора (XXXII.26). Восстановить сам ход событий не сложно. Трудности начинаются, когда речь заходит о характере самой войны. Источники на этом аспекте практически не останавливаются, а Полибий дает понять, что важную роль в ее развязывании сыграли личные властные амбиции лидера Ахейского союза Критолая. По мнению автора, Критолай, ради укрепления власти, демагогическими действиями подтолкнул беспокойную ахейскую чернь к бессмысленной войне с Римом.

Отсюда и вытекает главная проблема - характер Ахейской войны и та роль, которая в ней принадлежала народу.

В советской историографии долго господствовало мнение, что последние балканские войны греков против Рима «имели прежде всего социальный характер». По мнению известного отечественного антиковеда Г.А. Кошеленко, Ахейская война явно имела черты социального конфликта.

Напуганные «размахом революционного движения» греческие рабовладельцы для его подавления пошли на сотрудничество с Римом и ради своих классовых интересов пожертвовали независимостью. Политическая борьба, безусловно, переплеталась с социальной, но вызывает возражение тезис о том, что римское государство, как аристократическое по своей природе, закономерно «поддерживало греческих рабовладельцев». Такие мнения, сводящие все к формуле: бедные были против римлян, богатые - за римлян, представляются нам явно упрощенными.

Тем не менее они заметны и в зарубежной историографии, особенно старой. Симпатизирующая марксизму М. Уэйзон утверждает, что римский сенат проводил на Балканах «явно классовую политику». Даже само появление римлян здесь она объясняет не их агрессивными замыслами, а страхом перед революционным движением, которое, по ее мнению, могло перекинуться и на Италию. Чтобы не допустить этого, римляне и совершили интервенцию на Балканы, вступили в союз с греческими олигархами и, сообща задавив «революцию», установили над Грецией свой контроль, который полностью соответствовал интересам правящего класса. По крайности своей позиции такая оценка стоит совершенно особняком в зарубежном антиковедении. Несколько сближается с ней только подход находившегося под некоторым влиянием фашизма У. Карштедта, преувеличивавшего саму силу социальной борьбы в Греции и пришедшего к выводу, что Рим, в конечном счете, очистил Балканы от революционных сил.

Более верным нам представляется мнение Д. Брискоу и Э. Грюена, специально исследовавших этот вопрос и доказывающих, что Рим никогда не проводил сознательной поддержки греческих олигархов, а его политика определялась только его собственными интересами. Они полагают, на наш взгляд, совершенно обоснованно, что Ахейская война имела исключительно национально-освободительный характер. Как в свое время справедливо отмечал еще С.А. Жебелев, в состав антиримской оппозиции входили и влиятельные люди.

Наконец, и мы считаем это самым главным, конкретные действия римлян не позволяют нам согласиться с тем, что в своей политике они учитывали социальный статус или классовую принадлежность греков. Главным для них была лояльность местного населения по отношению к их власти. Так, например, в 167 г. до н.э. римская армия в ходе массового погрома в Эпире за один день уничтожила 70 населенных пунктов и продала в рабство 150000 человек (Liv.XLV, 34, 1-9; Plut. Aem. Paul. XXIX). Среди тех, кто превратился в рабов, вне всякого сомнения, оказалось множество бывших рабовладельцев и аристократов. Сторонники концепции классового характера римской внешней политики напрасно игнорируют этот факт.

Вообще, расхождение мнений в историографии проблемы довольно значительно. Даже такие авторитетные исследователи, как Г. Колен и М. Ростовцев, видят в Ахейской войне социальную революцию. Н.Д. Фюстель де Куланж, Б. Низе, Т.Моммзен и В. Тарн находят в ней лишь некоторые социальные черты. Вместе с тем, одной из причин войны Н.Д. Фюстель де Куланж считает движение низов Ахейского союза. Г. Колен, Б. Низе, Т. Моммзен и Дж. Лар-сен вслед за Полибием полагают, что войну спровоцировали ахейские лидеры - Критолай и Диэй. И. Брискоу отмечает важную, по его мнению, роль соперничества антиримской и проримской группировок. Т. Швертфегер полагает, что война вызвана римским империализмом и особой вины ахейцев в ней нет. Э. Вилль, один из немногих, уделяет особое внимание фактору морально-психологическому - нарастанию резко отрицательного отношения греков к Риму и его политике.

А. Фукс отрицает классовые или социальные мотивы войны. Э. Грюен утверждает, что Рим не испытывал явной вражды к ахейцам (с этим можно согласиться), а сама война - во многом результат обоюдных ошибок (здесь авторитетный учёный явно ошибается), но при этом признает, что римлян не устраивала непокорность Ахейского союза.

Из последних публикаций отметим интересную статью В.И. Перовой. Пересмотрев свои взгляды, автор теперь не настаивает на классовой солидарности римских и греческих рабовладельцев, признает национально-освободительный характер войны, однако трудно согласиться с ее мнением, что война велась за преобладание на Балканах: к таким целям Ахейский союз просто уже не мог стремиться, он сражался за свою честь и независимость. Вызывает возражения и тезис о том, что Диэй и Критолай лишь эксплуатировали идею национальной борьбы с Римом ради «упрочения своих позиций». На наш взгляд, последующие события убедительно свидетельствуют, что идея национальной независимости была не средством, а целью их политической деятельности. Негативная оценка этих лидеров, далеко не всегда справедливая, во многом объясняется влиянием враждебно настроенного по отношению к ним Полибия.

Таким образом, проблема Ахейской войны по сей день далека от своего разрешения и нуждается в дальнейшем изучении. Учитывая сложную внутриполитическую ситуацию в Греции, нельзя полностью отрицать ее социальные аспекты. Но не меньшей ошибкой было бы чрезмерное их абсолютизирование. Без обращения к историческим источникам и анализа конкретных событий невозможно дать правильную оценку характеру этой войны. Итак, опираясь на сведения античных источников, попытаемся реконструировать события и дать им собственную оценку.

Разгромив в 168 г. до н.э. Македонию, римляне устранили последнюю серьезную силу, которая могла оказать им сопротивление, и фактически стали хозяевами всего Балканского полуострова. Слабые греческие полисы и союзы (за исключением Ахейского) римский сенат всерьез не воспринимал, они вели себя лояльно и, похоже, примирились с римским господством. В Греции оставалось много людей, недовольных владычеством Рима, но, зная мощь его оружия, они не осмеливались на открытое выступление.

Нельзя сбрасывать со счетов фактор морально-психологический: гордыня победителей и горечь побежденных, усиленные разностью менталитета двух народов, стали важными предпосылками будущей войны.

Ситуация на Балканах усугублялась экономическим упадком и ростом социальной напряженности. Междоусобицы, а затем и римское завоевание полуострова, кровавое и жестокое, имели конечным результатом разорение значительной части Греции. Усилилась имущественная и социальная поляризация общества на фоне продолжающегося кризиса полиса. И все это происходило в условиях иноземного господства, хотя римляне на первых порах и делали вид, что считаются с греками и их интересами.

Таким образом, возник сложный клубок противоречий: имущественных, социальных, политических, этнических (греки против римлян). В таких непростых условиях и произошла Ахейская война, поэтому в оценке ее характера и сути в скудной историографии вопроса существуют столь различные мнения, в том числе диаметрально противоположные.

Следует учитывать, что во время 3 Македонской войны многие греческие союзники Рима скомпрометировали себя в его глазах недостаточной лояльностью или сочувственным отношением к македонскому царю Персею. После разгрома Македонии Рим перестал нуждаться в помощи греков, исходя из политической ситуации союзники просто стали не нужны. Этими двумя моментами и объясняется общее ужесточение политики римлян на Балканах. Теперь союзников стремились ослабить и превратить в бесправных подданных. Ахейский союз вел себя подчеркнуто лояльно, но и он не избежал репрессий.

Однако даже и после этого Ахейский союз оставался единственной реальной силой на Балканах. В 156 г. до н.э. он вступился за разграбленный Афинами Ороп (Paus. VII, II, 4), продолжались его дружеские связи с Египтом. В 153 г. до н.э. воюющие между собой Родос и Крит оба просили у союза военной помощи, но Калликрат заявил, что без разрешения Рима ахейцы уже не имеют права вести войну (Polyb. XXXIII. 16.7). Все понимали, что ахейский суверенитет стал пустой формальностью, но копившееся раздражение в любой момент могло прорваться.

Калликрат снискал всеобщую ненависть и презрение (Polyb. ХХХ.23). Депортированные в Италию ахейцы, оказавшиеся там в положении заложников, приобрели в союзе ореол мучеников. Руководство союза неоднократно обращалось в Рим с просьбами о них, чтобы они не пропадали на чужбине без суда и следствия, предлагало судить их в самой Ахайе, но неизменно получало ничем не мотивированный отказ (Polyb. XXXI.8). Согласно Полибию, в Риме побывало не менее шести посольств с просьбой вернуть высланных (см.: Polyb. 8; XXXI, 7, 14.-17; XXXIII, 1,3; XXXIII, 3; XXXIII, 14), но П. Бенеке почему-то насчитывает всего четыре, а П.Дироу - пять с 165 по 150 гг. Только в 151 г., сочтя их слишком старыми, чтобы они могли навредить Риму, 300 «или даже меньше» (Paus. VII,X.12) выживших отпустили. Римляне думали, что они уже достаточно наказаны (Ibid.). Хотя с правовой стороны наказывать их было совершенно не за что. Остальные умерли или были казнены за попытки побега без всякого разговора, если бывали схвачены, подвергались казни» (Paus.Ibid.). Таким образом, цвет ахейской аристократии содержался в ссылке без вины, следствия, суда, и этих людей уничтожали даже без судебного приговора. Едва ли это подтверждает тезис о «классовой политике» сената. Неудивительно, что их возвращение вызвало новый всплеск антиримских настроений в Ахайе, многие из них заняли высокие посты в союзе.

Греки осудили начало 3 Пунической войны (Polyb.XXXVII.l), понимая, что римляне «открыли новый способ действий» (Polyb. XXXVII.2.7), значительно более жесткий: видя жестокость Рима по отношению к Карфагену, греки начинали бояться и за свое будущее. Рим воевал одновременно в Африке, Испании, Македонии, в таких условиях ахейцы могли надеяться на свержение его владычества. Федерация не была «одним из наиболее антиримских государств», но ее двусмысленное положение и диктат римлян становились невыносимыми. Это и стало главной причиной войны, в которой очень важным был именно моральный фактор. Характерная фраза Критолая «Дольше я терпеть не намерен!» (Polyb. XXXVIII. 11.2) показывает раздражение не только его, но и многих ахейцев. Стратег желал видеть в римлянах друзей, а не господ (Polyb. XXXVIII. 10.8), однако они хотели быть и теми, и другими; альтернативой была война. Как и 4 Македонская, Ахейская война была не войной двух независимых держав, а фактически восстанием против устоявшейся власти Рима. Очевидно, так воспринимали её и сами римляне, неслучайно Веллей Патеркул пишет, что ахейцы начали «мятеж» (I.XI.2).

Вспышка произошла во время очередного инцидента со Спартой: «римляне выискивали повода к войне» (Just. XXXIV. 1.3) - жалобы спартиатов на ахейцев пришлись кстати. Ахейцы были сильны тем, что держались друг за друга (Just. XXXIV.1.1) - сенат решил расколоть союз. В 147 г. римские послы потребовали отделения от союза Спарты, Коринфа, Орхомена, Аргоса, Гераклеи, что фактически означало роспуск федерации. Характерно, что из перечисленных городов отделиться желала фактически только Спарта и, возможно, Гераклея. Римское вмешательство приняло форму поддержки сепаратистски настроенных членов союза против центрального правительства. Послы имели приказ сделать города независимыми, «чтобы легче было привести их к покорности» (Just. XXXIY, 1,5). Ни одно греческое государство не могло отказать римскому арбитражу, и послы не ожидали сопротивления. Впрочем, следуя римской «двойной дипломатии», выгода в любом случае была очевидна: или союз распускался, или при отказе - его громили.

Требование раскола союза вызвало «вспышку патриотизма», чаша терпения переполнилась, и ахейцы возмутились. Новым стратегом союза стал Критолай, убежденный враг Рима, проводящий, по мнению Д.Мусти, «националистическую политику». Попытка сената выиграть время не удалась, смягчение тона (Polyb. XXXVIII.8.5) ахейцы поняли как желание расправиться с ними после освобождения римских войск в других местах (Polyb. XXXVIII. 8.10). Решение союза воевать с Римом стало «военным и политическим самоубийством», но иного варианта для Ахайи уже не было - кроме негодования на сенат, сыграл свою роль страх перед будущей расправой над союзом, в чём, похоже, ахейцы не сомневались. Критолай агитировал города против римлян (Polyb. XXXVIII.9.7-9), запретил взыскивать долги и отсрочил до конца войны взимание недоимков (Polyb. XXXVIII.9.10). Но эти меры не были «социально-революционными», как полагает Ф.Хайхельхайм, они имели целью сплотить ахейцев и расширить социальную базу движения. Только вступив в конфликт с Римом, руководители союза стали искать опоры в массах, прежде они не проявляли трогательной заботы о народе. Очевидно, стратег лишь спекулировал проблемой задолженности, но «народ поверил ему и пошел за ним» (Polyb. XXXVIII. 9.11).

В этом нельзя видеть борьбу против знати, Диэй и Критолай сами были аристократами, социальные меры вызывались чисто политической соображениями.

Если подвести итоги, то для Ахейского союза причинами войны следует признать: 1. Морально-психологический момент - взаимную неприязнь греков и римлян, усилившуюся к 146 г. 2. Обиды союзу от римлян. 3. Оскорбленное чувство национального достоинства ахейцев. 4. Желание сохранить территориальную целостность союза. 5. Желание добиться независимости от Рима или, по крайней мере, стремление заставить римлян видеть в ахейцах равноправных союзников, но не бесправных подданных.

В историографии проблемы первые три момента не освещены должным образом и не получили детальной разработки, особенно первый из них. Между тем нам они представляются чрезвычайно важными, и они объясняют, почему Ахейский союз поднялся на борьбу с могучим Римом.

В 146 г. до н.э. стратег объявил войну Спарте, фактически - Риму, который стоял за спиной спартиатов. Часть знати и просто осторожные люди протестовали (Polyb. XXXVI. 11.1), но «чернь» была за войну (Polyb. XXXYIII, 10, 6). На наш взгляд, это свидетельствует не о большем патриотизме народа и не о том, что бедные ненавидели римлян больше, чем богатые. Причина такого поведения «низов» кроется именно в социальной демагогии Критолая: война была выгодна народу, т.к. отмена долгов и отсрочка недоимков были заявлены только до конца войны, поэтому бедноте она была просто необходима, хотя бы на какое-то время.

Таким ловким ходом стратег привязал народ к себе, но и сам оказался заложником собственной хитроумной политики: в ходе военных действий «простолюдины» надеялись вырвать для себя ряд новых уступок, поскольку они составляли абсолютное большинство ахейского войска, и их ценность для союза во время войны многократно возрастала. Значительная часть патриотически настроенной аристократии и богачей тоже была за войну. Но немало было и тех, кто резко возражал против нее, и не потому, что они любили римлян - из описания Полибием предыдущих событий видно, что проримски настроенных элементов в союзе было крайне мало. В отличие от малоимущих, состоятельным людям было что терять, они желали стабильности и не хотели резкого усиления влияния народа, неизбежного во время войны.

Наконец, «верхи» были лучше образованы и лучше информированы, а потому и более осторожны, они понимали, как трудно устоять против римской военной машины, и старались подавлять эмоции и не поддаваться чувству справедливого гнева на коварных римлян. Впрочем, среди простого народа тоже были осторожные люди, но победил общий эмоциональный настрой на войну. Ахейское общество, и без того далеко не однородное, в этом вопросе оказалось расколотым на два лагеря. К этому добавились и другие противоречия, существовавшие всегда и накопившиеся ранее. Как всегда в социально раздираемых полисах, война с внешним врагом приобрела оттенок гражданской. Массы выдвинули и социальные требования, Критолай не был «демократом», но опора на народ вынуждала уступать, поскольку единства ахейцев достичь не удалось. Радикальность руководителей союза представляется вынужденной.

Римский наместник Македонии Метелл, внимательно наблюдавший за развитием событий, не дожидаясь консула, совершил быстрый марш и разбил ахейское войско в Локриде. Стратег погиб, его преемник Диэй провел всеобщую мобилизацию, пошел на экстраординарные меры: взял в армию 12000 освобожденных рабов, богатых заставил помочь деньгами. Оппозиция, оживившаяся после проигранного сражения, была жестко подавлена (Polyb. XXXIX. 11). Недолгое правление Диэя имело характер военной диктатуры, что объясняется не его властолюбием, а необходимостью консолидации перед угрозой уничтожения. Очевидно, с той же целью Критолай ранее провел предложение «о неограниченной власти стратега» (Polyb. XXXVIII. 11.7).

Союз мог выставить 40 тыс. воинов (Polyb. XXIX.24), но Диэй даже вместе с освобожденными рабами собрал всего лишь 15000 (Paus. VII.15.7-8), что нельзя объяснить даже большими потерями в Локриде. На это обстоятельство обычно не обращают внимания, а ведь оно очень многозначительно и, на наш взгляд, начисто опровергает тезис о всеобщей поддержке народа, социальном характере войны и измене олигархов. Именно народ, составлявший армию, на последнем этапе войны в решающий момент уклонился от участия в битве. Возможно, до некоторой степени это объясняется тем, что поражение союза стало очевидным и утратила смысл возможность вымогать у руководителей федерации новые социальные уступки.

Характерно, что до конца сражались лишь ахейские патриоты, предводители союза, болезненно переживавшие зависимость от Рима и поднявшие союз на войну за свободу. Руководящей силой войны были именно патриотически настроенные аристократы, типа Диэя и Критолая.

В 146 г. до н.э. ахейцев разгромили на Истме (Paus. VII. 16.2-3). После этого все греческие союзы были распущены, греки обезоружены, Фивы и Халкида лишились своих стен (Polyb. XXXIX.2; Zon. IX.31). Ахейцы и их союзники стали данниками Рима. Столица Ахейского союза город Коринф был отдан на разграбление римским воинам, уцелевших жителей продали в рабство (Liv. Epit. Lll; Veil. Pat. 1.13). Город был разрушен до основания, и на его месте запрещено селиться. Тем самым сенат наглядно показал, что будет с теми, кто осмелится пойти против Рима.

Павсаний сообщает, что после 146 г. до н.э. римляне устранили в греческих городах демократию и установили форму правления на основе имущественного ценза (Paus. VII. 16), но здесь речь идет только о тех городах, которые участвовали в войне против Рима. Это объясняется не принципиальной анти-демократичностью сената, а соображениями целесообразности. Теперь, когда вся Греция однозначно перешла в руки римлян, фактически стала их провинцией, они уже не были заинтересованы в смутах и усобицах на ее территории, напротив, стремились к стабильности обстановки. Вполне логично, что сейчас они делали ставку на имущих, которым было что терять, которые поняли, что вооруженная борьба с могучим Римом бесперспективна, и потому искренне желали того же самого - стабильности и покоя. В целом имущие были более лояльны, для них потребность в покое становилась сильнее, чем стремление к свободе. Однако такая ситуация сложилась лишь после Ахейской войны, к последней трети II в., и проецировать ее на предыдущие события едва ли оправданно. Мы согласны с общим выводом Дж.Брискоу - в результате победы Рима развитие демократии в Греции было остановлено, но было бы ошибкой утверждать, что именно это и было целью сената с самого начала.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что характер Ахейской войны следует определять, лишь исходя из тех целей и задач, которые ставило перед собой руководство союза, начиная ее. Главной целью войны было добиться независимости от Рима, ради этого она и велась. Все остальное: социальная демагогия лидеров, послабления народу, заигрывания с толпой, военная диктатура Диэя, экспроприация у богатых денег на войну, репрессии против оппозиции - является вторичным либо вынужденным, вносит дополнительные штрихи, но не меняет и не определяет ее сути.

Конечный вывод: это была прежде всего и именно национально-освободительная война, хотя и осложненная различными внутренними факторами: экономическими, социальными, политическими.

 

Автор: Беликов А.П.