14.03.2012 11795

Права и свободы как важнейшие элементы правового статуса человека

 

Сложные связи, возникающие между государством и человеком, взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека. Это одна из важнейших политико -юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности.

Однако прежде чем рассуждать о правовом статусе, необходимо охарактеризовать такие понятия как человек, индивид, личность, право. Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно - исторической деятельности и культуры, живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого.

Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определённого образа жизни культуры и психологии. Человек только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества. Однако каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем он несёт в себе некую родовую сущность.

Нет сомнения, человек - это удивительное и безмерно интересное существо, пытливо вглядывающееся в мир и самого себя.

Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии наук о человеке.

Своеобразие христианского библейского представления о человеке как «образе и подобии Бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения-, сочеталось с учением о соединении божественной и человеческой сущности в личности Христа. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоления греховности и смертности тела через бессмертие души.

Не падал интерес к проблеме человека и в конце XIX - XX веках. Поиск сущностных свойств человека приводил к выделению в центр внимания таких проявлений, как чувство, воля, влечение. Тогда же в науку вводилось различение понятий индивид и личность.

Индивид - (от латинского individuum - неделимое), первоначально - латинский перевод греческого понятия атом (впервые у Цецерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы: отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле противопоставление индивида и общества образует исходный пункт различных концепций индивидуализма). Индивид, рассматриваемый в его специфических особенностях, не сводимых к каким-то родовым или всеобщим характеристикам синоним индивидуальности.

Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, насколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей.

Термин «индивидуальность» дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Яркими индивидуальностями были многосторонне одаренные люди эпохи Возрождения. Вспомните живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи, живописца, гравера, скульптора, архитектора Альбрехта Дюрера, государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Николо Макиавелли и др. Их отличали своеобразие, оригинальность, яркая самобытность. Всех их можно отнести и к индивидуальностям, и к личностям. Но близкое по значению слово «личность» обычно сопровождается эпитетами «сильная», «энергичная». Тем самым подчеркивается её самостоятельность, способность проявлять энергию, не терять своего лица.

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (ибо тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.

Личность - это общежитейский и научный термин, обозначающий: 1)человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально - значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества и общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (от латинского persona) и личность как его социальный и психологический облик (от латинского persona titas) -терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Проблема личности - это, прежде всего вопрос о том, какое место человек занимает в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем человек может стать, т.е. может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь.

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

Второе направление изучения личности рассматривает её через набор функций, или ролей. Человек, действует в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах, в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе, взаимоотношения в семье требует от старших ее членов одних действий, в современном обществе - других.

Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли - работника, семьянина, спортсмена и др. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и т.д. Для личности характерны проявления активности, тогда как безличное существование допускает «плаванье по воли случая».

Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид и предстает как человек.

Исследуя правовой статус, необходимо рассмотреть понятия статуса и права.

Статус (от латинского status - состояние, положение - социальный - соотносительное положение (позиция)) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этнических и др.). Люди, обладающие одним и тем же статусом, обнаруживают ряд сходных личностных черт, обозначаемых как «социальный тип» личности.

В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают «предписанный» и «достигаемый» статус. Каждый статус может сравниваться с другим по тому или иному признаку, соотносимому с господствующей системой ценностей, приобретая, таким образом, определенный социальный престиж.

С правом имеет дело в своей жизни каждый человек и на этом основании составляет о нем свое собственное представление. «Можно, пожалуй, найти человека во всю свою жизни никогда не заинтересовавшегося вопросами естествознания и истории, - заметил виднейший русский теоретик права Н.М. Коркунов, - но прожить свой век, никогда не задаваясь вопросами права, дело совершенно немыслимое. Каким мизантропом вы не будьте, как не чуждайтесь вы людей, вам не обойти вопросов о праве. По крайней мере, одно право, право личной свободы, не может вас не интересовать. Чуждаясь людей, вы должны же сказать им: здесь сфера моей личности, сюда вы не имеете право вторгаться».

Начиная с середины 50-х г. в теории советского права развернулась полемика между приверженцами официального правопонимания (С.С. Алексеев например), которые понимали право как «совокупность правил поведения (норм), установленных или санкционированных социалистическим государством и выражающих волю рабочего класса и всех трудящихся, правил поведения, применение которых обеспечивается принудительной силой социалистического государства» и сторонниками его расширения или пересмотра (А.А. Пионтковский, С.Ф. Кечекьян, Д.А. Керимов, B.C. Нерсесянц, Е.А. Лукашева и др.). Долгое время, однако, дискуссии обходили самое главное - этатическую суть правопонимания, дело сводилось к столкновению между «узким», «нормативистским», и «широким» подходом к праву. Но спор, в сущности, был не об объеме понятия. Попытки некоторых авторов осудить нормативизм в праве не могли быть успешными, потому что право, как бы мы его ни понимали, в каких бы терминах ни определяли, всегда и неизменно нормативно. Любая концепция, игнорирующая это обстоятельство, ущербна. Точно так же нельзя избежать и «широты» понимания права, ибо право развертывается на разных уровнях бытия, оно намного сложнее и масштабнее, чем можно себе представить исходя из его определения как совокупности норм.

Дискуссия о понятии права в советской юридической литературе практически не выходила за рамки правового позитивизма: одни ее участники не желали покидать почву этатического позитивизма, а другие, склонные к социологизации правовых проблем, предлагали конструкции в духе социологического позитивизма. Юридическая мысль вновь вращается в привычном круге идей. Проблема поиска новых определений остается открытой. В невероятно сложных политических и социально-экономических условиях России предстоит сделать выбор основных ориентиров и принципов правового развития, а для этого, прежде всего, необходим выбор правопонимания.

Среди множества, в настоящее время, определений права, необходимо остановиться на таком, которое бы опиралось на критерий справедливости, отграничивающий правовое от не правового, более всего соответствовало демократическим ценностям.

Право - система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженное большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения. Оно есть выраженная и обеспеченная государством сбалансированная воля общества, устанавливающая в форме общеобязательных предписаний меры свободного поведения человека в социально значимых отношениях.

Некоторые ученые, например Иванников И. А., считают, что фактически в праве переплетены различные аспекты (классовый, общесоциальный, религиозный и другие) хотя идеологической основой всей системы права могут быть идеи пользы и справедливости, которые выступают в этой роли поочередно или одновременно, но фактически право всегда несправедливо. «Оно в принципе не может быть справедливым, потому что историю пишут победители, а законы -правители, выражая в них свою волю».

Право имеет цель - сделать закон (позитивное право) и государство правовыми, оно является формой общественных отношений независимых субъектов, подчиненных лишь общей норме и имеющих свободную волю. «Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы».

Различая право и закон, можно определить, что справедливость входит в понятие права, а, следовательно, право по определению справедливо. «Какого-либо другого принципа, кроме правового, справедливость не имеет». Действовать по справедливости, - значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям права.

Правовой статус, природа прав и обязанностей как ключевые понятия правовой науки привлекают пристальное внимание юристов. Существуют несколько подходов к определению правового статуса. В структуру правового статуса включается различный набор элементов. Наряду с системой прав и обязанностей в правовой статус включаются: гражданство, общая правоспособность, гарантии, законные интересы, юридическая ответственность  и др. Думается, что ряд дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к основным (так, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям, без обязанности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Законные интересы, то есть интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит «правовой защите со стороны государства». Интерес - это категория внеправовая, или «доправовая», и, разумеется, закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое выражение и защита осознанных общенародных интересов, а также интересов личности - одна из важных функции правовой системы общества. Поэтому, на наш взгляд, следует ограничить понятие правового статуса категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру. По всей вероятности, предстатусные и послестатусные элементы целесообразно включить в понятие «правовое положение личности», как это предлагают Н. В. Витрук и В. А. Кучинский.

В целом же следует отметить, что споры о понятии правового статуса ведутся в основном вокруг выделения входящих в него элементов, вокруг понятий. Это ограничивает исследование проблемы логико-юридическим анализом.

Определение правового статуса должно подчеркивать социальное значение понятия, это может быть достигнуто выходом за пределы сугубо юридических категорий, посредством установления связи прав и обязанностей с социальной деятельностью людей. Такой подход будет способствовать раскрытию активной, созидательной функции правового статуса, поскольку проблема правового статуса, как и вся проблема личности, должна быть связана с социальной активностью человека.

Таким образом, правовой статус человека может быть охарактеризован как система прав, свобод и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в конституциях и иных нормативно-юридических актах.

«Система прав и обязанностей - сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем». Основу правового статуса человека составляют его права, свободы и обязанности (здесь нет расхождений), закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина 1991 года. Это главным образом и определяет правовое положение человека в обществе, его роль, возможности, участие в государственных делах. Разумеется, это положение зависит от ряда других факторов.

Права и обязанности - основной исходный элемент права. Ничего более важного в структуре права по существу нет.

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и человека.

Впервые идеи «прав человека» возникли в эпоху ранних буржуазных революций, они объединяли массы в борьбе против феодализма. Не только идеологи буржуазии, но и социалисты - утописты пропагандировали идеи прав человека, однако их смысл истолковывался по-разному. Следует подчеркнуть, что идеи прав человек «имели международное происхождение», они были широко известны в 18 веке, как в Северной Америке, так и в странах Европы. Права человека можно рассматривать как основу конституционализма, так как главный смысл создания Конституции заключался в обеспечении свободы и безопасности человека, прежде всего от произвола государственной власти.

Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе Английской, Американской, Французской революций XVII - XVIII веков. В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться демократическим, не могло не закрепить в своей конституции определенный перечень прав человека. Тем самым права человека, оставаясь нравственно-политическим императивом, приобретали юридическую форму и становились важнейшим институтом права.

В общей шкале гуманитарных ценностей права и свободы человека, как и сам человек, занимают центральное место и доминируют над всеми остальными. Их приоритет и значимость неоспоримы, роль, назначение очевидны. «Человеческое измерение - оселок любых общественных преобразований, точка отчета в решении глобальных и текущих задач, в проведении всевозможных реформ, разработке государственных программ». Именно с этих позиций оценивают сегодня все происходящие в стране и в мире события и процессы.

При любом демократическом устройстве права и свободы человека, а также обязанности, составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности. Он средство доступа человека к материальным и духовным благам, механизмам власти, законным формам волеизъявления, реализации своих интересов. В то же время это непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, достоинства.

Поиск оптимальных моделей взаимоотношения государства и человека всегда представлял собой важнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависли от характера общества, типа собственности, демократии, развитости, экономики, культуры и других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими классами, т.е. субъективными факторами. Главная трудность заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых человек имел бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал, а с другой стороны признавались бы и почитались общегосударственные цели - то, что объединяет всех. Подобный баланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека.

Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности. Весь современный мир движется по этому магистральному пути.

Права и свободы человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства, они давно стали объектом международного регулирования, они не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляет собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любого общества.

Права и свободы человека - одна из фундаментальных концепций человеческой цивилизации, она играла и продолжает играть роль одного из векторов в развитии общества, об их природе и реализации думали лучшие умы, им посвящено множество литературы. Всё обилие взглядов и теорий можно свести, думается, к двум подходам. Один подход состоит в том, что права и свободы человека принадлежат ему от природы, он обладает ими по рождению, эти права неотъемлемы и задача государства и общества состоит в том, чтобы защищать эти права, не допускать их нарушения. Этот подход характерен для демократических обществ и государств. Другой подход состоит в том, что свои права человек получает от общества и государства, природа этих прав патерналистская. Этот подход характерен для тоталитарных обществ и государств. Права человека закреплены в конституциях многих стран и международных документах, среди которых в первую очередь следует указать Всеобщую Декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Закреплены они и в российском законодательстве.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Что означает равенство в правах? Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, ответ на него совсем не очевиден. В самом общем приближении возможно два варианта ответа. Один вариант: равенство в правах означает равенство в материальных благах, равенство в результатах, равенство в условиях существования, коротко говоря равенство экономическое. По другому варианту, равенство в правах означает равенство юридическое, т.е. равенство перед законом, равенство в процедурах, в стартовых возможностях, правилах игры. Процедурное равенство в краткой формуле означает отсутствие какой-либо дискриминации. Очевидно, что экономическое понимание равенства и юридическое не совпадают. Юридическое понимание означает равенство на старте, экономическое понимание требует равенство на финише.

Разные слои общества исповедывают разное отношение к равенству. Высшие (по имущественному положению и доступу к власти) слои общества - против всякого равенства, средние слои - за равенство процедурное, а низшие слои - за равенство материальное. В течение тысячелетий отношение к равенству базировалось на обосновании успехов победителей, равенство как таковое отвергалось. В качестве противовеса возникла и также насчитывает тысячелетия идея равенства материального. Марксизм обосновал эту идею теорией прибавочного продукта и необходимостью справедливого перераспределения. Отсюда проистекает популярность марксизма для широких слоев трудящихся. Еще до появления марксизма, в годы Великой французской революции, возникла идея процедурного равенства, равенства перед законом, родилась формула о том, что люди рождаются свободными и равными в правах.

Права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства. Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу, их уважение, защита, является обязанностью каждого государства. Там, где эти права нарушаются, возникают серьезные конфликты, очаги напряженности, создающие угрозы миру и нередко постороннего вмешательства.

Юридическое различие между правом (субъективным) и свободой провести довольно сложно. Субъективное право есть мера возможного поведения лица, думается, что данное определение подходит и к понятию свобода. Примечательно, например, что согласно абз. 1 ст. 11 германского Основного закона «все немцы пользуются свободой передвижения в пределах всей федеральной территории», а согласно абз.2 «это право может ограничиваться лишь законом или на основе закона». Следовательно, в данном случае свободу германский законодатель понимает как право.

Иногда в конституциях можно встретить закрепление определенных свобод, но чаще говорится о праве свободы определенной деятельности. Например, согласно ч.1 ст. 21 Конституции Италии 1947 г. «все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно, и любым другим способом распространения мыслей», ч.1 ст.37 Конституции РФ гласит «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

По своей юридической природе и системе защиты понятия «права» и «свободы» идентичны и очерчивают обеспечиваемые государством социальные возможности человека в различных сферах.

Вместе с тем анализ конституционного законодательства показывает, что понятие «свобода» призвано подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания» (ст. 28 Конституции РФ); «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ст. 29 Конституции РФ). В то время как понятие «право» определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). Однако разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют «свободами». Различие в терминологии является скорее традиционным.

Все же в большинстве случаях, когда речь идет о субъективном праве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит соответствующая этому праву обязанность. Например, если провозглашается право на охрану здоровья, обязанным субъектом, по природе вещей, должны выступать государственные (в некоторых случаях также негосударственные) учреждения здравоохранения либо определенные практикующие медики. Когда же говорится о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать данную свободу, т.е. практически к любому возможному нарушителю свободы. Скажем, если конституционно провозглашена свобода слова, человек вправе требовать от государства защиты от любого субъекта, препятствующего ему публично говорить то, что хочет.

Изложенное различие между правом и свободой достаточно условно, оно применимо не во всех случаях. Например, если провозглашена свобода преподавания (академическая свобода), то, очевидно, что данная свобода преподавателя, работающего в учебном заведении, непременно предполагает наличие обязанного субъекта - администрации или попечителя учебного заведения, которые, прежде всего, обязаны уважать и гарантировать данную свободу, но которые, прежде всего, и могут оказаться нарушителями свободы. Права человека составляют основу законодательства. Выделяются исходные (основополагающие) права человека, права, характеризующие свободу человека в обществе и экономические права, так же выделяются обязанности человека как категория, тесно связанная с правами.

Исходные, основополагающие права человека носят самый общий характер, они составляют философскую и юридическую базу для всех остальных прав.

Права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Эта формула означает их приоритет перед всеми иными нормами человеческого общежития. Государство, общество, законодатель не в праве посягать на общепризнанные права человека, они призваны их охранять. Отсюда же следует, что общепризнанные международным сообществом права человека подлежат применению и в тех случаях, когда они нарушаются или не закрепляются национальным законодательством. Общепризнанным международным нормам о правах человека принадлежит приоритет перед нормами национального законодательства.

Далее, все равны перед законом и судом. В этой формуле -юридическая квинтэссенция прав человека, она означает юридическое (процедурное) равенство людей. В ней заключена недопустимость всякой дискриминации по любым основаниям и обстоятельствам. На первый взгляд, применение требования о равноправии лиц перед законом и судом не вызывает трудности: и по закону, и при судебном рассмотрении права их не должны допускать дискриминации одних людей пред другими. Но в действительности все оказывается сложней. Вот самый простой пример. Мужчинам пенсии по старости назначаются по достижении 60 лет, а женщинам - по достижении 55 лет. Объясняют, что такова дифференциация правового регулирования. Но ни есть ли это различие дискриминации людей по полу и в чем различие между дифференциацией и дискриминацией?

От природы люди не равны, это очевидный факт, который лежит в основе человеческого сообщества. Люди от природы различаются по полу, возрасту, умственным способностям, таланту, здоровью и т.д. Такое различие не может быть устранено, оно заложено в природе человека, более того, такое различие оказывается движущей силой в поступательном развитии человечества. Право, учитывая эти фактические различия, дает людям равенство в правилах игры, в процедурах, в стартовых возможностях. Полностью устранить различия между людьми нельзя, но смягчить их можно. Для этого в качестве общих стартовых возможностей устанавливаются определенный объем, уровень конкретных прав людей. Отступление от такого уровня вниз для отдельных групп людей недопустимы, это было бы дискриминацией. Подъем уровня вверх для определённых групп людей возможен, это именуется дифференциацией правового регулирования. Дискриминация - это лишение прав, дифференциация - увеличение прав. Смысл дифференциации заключается в стремлении общества сгладить фактическое неравенство людей путем поддержки более слабых. Вот почему назначение пенсии женщинам в 55 лет, а мужчинам - в 60 лет не противоречит юридическому равенству, более низкий пенсионный возраст женщины является для них социальной льготой.

Далее, к числу основополагающих относится неограниченность прав человека. Это значит, человек не может быть ограничен в реализации и использовании своих прав. Любые законы и иные акты, ограничивающие признанные права человека, являются не правовыми. Ограничение прав возможно только в двух случаях. Во-первых, осуществление человеком своих прав не должно нарушать прав других людей. Во - вторых, осуществление прав не может быть направленно на антиобщественные действия: насильственное изменение конституционного строя, разжигание расовой, национальной, религиозной ненависти, пропаганда насилия и войны. За этими четко определенными ограничениями человек свободен в реализации своих прав.

Взаимосвязь государства и человека требует четкой урегулированное и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. Предпосылкой обладания правами и обязанностями является гражданство как определенное политико - правовое состояние человека. Оно выражает юридическую принадлежность индивида к государству, которое выступает в юридической форме, получает политико - правовое выражение в институте гражданства, нормы которого определяют условия и порядок приобретения, утраты гражданства и т.д.

Что касается различий между правами человека и правами гражданина, то эти различия имеют перед собой определенные основания, которые заключаются в следующем.

Во-первых, права человека могут существовать не зависимо от из законодательного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, в частности, естественные неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во - вторых, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Иными словами, права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Разграничение это возникло давно, о чем свидетельствует хотя бы название знаменитой французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Сохранилось оно и в большинстве современных деклараций и конституций. Однако в наше время, указанное деление всё более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и. таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае, внутри государства разграничения прав на «два сорта» лишено практического значения. Тем более что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией его законов и международного права.

В лексиконе средств массовой информации, в обиходе, да и в науке под правами человека обычно понимается то же, что и под правами гражданина, личности, субъекта, индивида, лица. Не случайно некоторые ученые - правоведы либо не разделяют этой концепции, либо делают существенные оговорки. Здесь многое заимствовано от прошлого, сохраняется по традиции. Основополагающим является также право человека на жизнь. Это право имеет два аспекта - естественный и социальный. Естественный аспект состоит в запрещении лишения человека жизни государством, т.е. в отмене или не применении смертной казни. Социальный аспект права на жизнь состоит в обеспечении каждому человеку достаточного материального уровня для него и его семьи.

Свобода человека в обществе характеризуется гарантированными человеку правами. Прежде всего, это право на личную неприкосновенность. Человек не может быть произвольно лишен свободы, заключение под стражу допустимо только по постановлению суда.

Человек имеет право на неприкосновенность своей частной жизни, на тайну переписки. Жилище человека неприкосновенно, никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Человек пользуется правом на свободу передвижения и выбор места жительства в стране. Он имеет право свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться.

Человек также имеет право на все проявления духовной свободы: свободу мысли, свободу слова, свободу информации, свободу совести и религии. Каждый вправе определять свою национальную принадлежность, гражданин имеет право на участие в управлении делами общества, право на доступ к государственным должностям, право на участие в любой общественной организации. Люди имеют право на мирное проведение шествий и демонстраций. Из всех видов ответственности уголовная ответственность наиболее сурова, поэтому её применение поставлено в рамки общепризнанных прав человека. Прежде всего, следует назвать презумпцию невиновности. В современной формулировке эта презумпция звучит так: «Каждый обвиняемый в преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законном порядке и установлена вступившем в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица трактуются в пользу обвиняемого».

Экономические права граждан касаются их имущественного положения, трудовой деятельности и социальных гарантий.

Важнейшее право в этой группе - право быть собственником, т.е. право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. К праву собственности примыкают право предпринимательской деятельности и право наследования.

Право на труд включает свободный выбор работы, профессии и рода занятий, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, а также запрещение принудительного труда.

К числу социальных прав относятся права на медицинскую помощь, пенсии, пособия, образование, жилище и т. д. Основная и самая трудная проблема в осуществления этих прав - вопрос об их бесплатности.

Обязанности человека неразрывно связаны с правами, каждый человек в обществе обязан их выполнять. Общество держится на выполнении людьми своих обязанностей, без этого общество превратилось бы в неуправляемый конгломерат.

Обязанность - это объективно необходимое, должное поведение человека. Следует подчеркнуть, что такая объективная необходимость определённого поведения не всегда субъективно сознаётся индивидом, а это может привести к отступлению от требований нормы. Поэтому обязанность - это как необходимое, так и возможное поведение. Личность совершает свой выбор не только в сфере юридических требований и предписаний. На этот выбор могут влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направленность. В этом случае обязанность не будет реализована. Обязанность - это возможное поведение и потому, что и при благоприятном, позитивном отношении личности её реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при определённых условиях, предусмотренных правовой нормой.

Круг обязанностей по количественному составу гораздо меньше перечня прав. Это объясняется тем, что права человека охватывают все стороны общественной жизни - и экономику, и политику, и духовное развитие, а обязанности ориентированы только на сохранение и поддержание общественного порядка.

Первая обязанность граждан современного цивилизованного общества - уплата налогов. Налоги составляют финансовую базу государства, из этой базы покрываются расходы на социальные нужды. Уплата налогов - основная и единственная экономическая обязанность граждан. Другие обязанности - соблюдать законы, охранять природу - носят явную правоохранительную направленность. Особую обязанность составляет несение военной службы.

Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и человека, основанную на демократических принципах. Эти взаимосвязи и отношения формируются в результате действия объективных закономерностей общественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и обязанностей граждан. Юридические права и обязанности определяют важнейшие параметры поведения человека в структуре общественных связей общества. Права, свободы и обязанности человека, образующие правовой статус, регулируют отношения человека с государством, обществом, согражданами. Эталоны поведения, сформулированные в виде прав и обязанностей - это ценности, в которых выражены представления народа о должном, необходимом, целесообразном, справедливом, законном.

Правовой статус - интеграционная категория, отражающая взаимоотношения человека и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи.

Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо в жизни не редко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения.

Еще более вредно и недопустимо наделение должностных лиц не предусмотренными законом полномочиями, произвольное расширение функций, что нарушает их официальный статус, свидетельствует о правовом нигилизме. Кроме того, статус может быть юридически нечётким, аморфным, размытым, что ведёт к неразберихе, нарушениям законности, прав человека.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщённостью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Если бы указанные права и обязанности были включены в понятие общего правового статуса гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределённый статус. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.

Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определённых категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируются на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твёрдое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей - признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Само собой разумеется, что специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному.

Категория правового статуса - сравнительно новая в нашей науке. Раньше, до 60-х годов, она обычно отожествлялась с правоспособностью и не рассматривалась в качестве самостоятельной. Ведь оба эти свойства возникают и прекращаются у субъекта одновременно, оба в равной мере неотчуждаемы. В этом их сходство, служившее основанием для отожествления.

Лишь в последующий период, с развитием юридической мысли, в 70-80-х годах, категория правового статуса получила достаточно широкую разработку, сформировалась как проблема и как одно из ключевых понятий правоведения, зафиксированное в законодательстве.

Следует отметить, что под правоспособностью понимается признаваемое государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Подчеркнем - не фактическое право обладание, только постулируемая заранее возможность или способность к этому.

Правоспособность и правовой статус - разные явления и категории. Они соотносятся как часть и целое. Правовой статус, безусловно, базируется на правоспособности, но к ней не сводится. Он шире, богаче, структурно сложнее, выступает обобщающим, собирательным понятием.

 

Автор: Седышев А.Г.