20.03.2012 5609

Социальная роль средств массовой информации, основные документы и принципы

 

Существует немало концепций общественной роли использования средств массовой информации.

Руководитель итальянского радио и телевидения А. Дзанакки называет печать, кино, радио и телевидение средствами «общественной коммуникации», ее четырьмя «краеугольными камнями» и полагает необходимым различать информацию и коммуникацию. Под коммуникацией он понимает не только передачу сведений или идей (т. е. информацию), но и процесс, подразумевающий ответную реакцию со стороны адресата. Таким образом, в этом определении важно подчеркнуть два момента: печать, кино, радио и телевидение относятся к средствам массовой коммуникации только в том случае, если они вызывают ответную реакцию публики. При этом имеется в виду ответная реакция в форме изменения поведения не какой-либо неопределенной группы лиц, а целого общества (вместо понятия «массовая коммуникация» вводится понятие «общественная коммуникация»).Французский специалист в области пропаганды А. Домена полагает, что всякая попытка повлиять на мнение и поведение общества с целью вызвать предвзятое мнение и поведение означает пропаганду. Как полагает А. Домена, между понятиями пропаганды и общественной (массовой) коммуникацией по существу нет никакого различия. Средства массовой информации действительно могут использоваться в различных целях - для собственно информации и для пропаганды. Однако между этими двумя видами использования средств массовой информации имеются существенные различия.

По мнению многих специалистов, пропаганда подразумевает наличие элемента преднамеренности при передаче определенных сведений. По словам П. Лимбергера (США), «Пропаганда заключается в преднамеренном использовании какой-либо формы общественной или производимой в массовом масштабе коммуникации с целью оказать влияние на сознание и чувства определенной группы в специфических общественных - военных, экономических или политических - интересах».

Согласно другому определению, пропаганда означает «использование идеологического оружия с расчетом изменить установившиеся восприятие, желания и надежды массовой аудитории в государстве, подвергающемся его воздействию, и тем самым вызвать или стимулировать отношение и поведение политического характера, угодное государству, использующему это орудие». В отличие от пропаганды информация используется прежде всего для доведения до сведения населения определенных знаний без навязывания ему каких-либо выводов. Современный человек - основной производитель материальных и духовных ценностей - нуждается в повседневном пополнении своего интеллектуального багажа. Для того, чтобы массы населения восприняли те или иные идеи, требуется довести их до сознания людей. Эту роль и выполняют средства массовой информации.

Международные отношения в области информации (как и любой другой сфере) подпадают под действие, прежде всего, общепризнанных принципов международного права. Применение этих принципов к области международного обмена информацией и международной коммуникации конкретизировано в ряде международных документов, имеющих различную юридическую силу.

В международном праве разработаны также документы, непосредственно регулирующие различные аспекты международной передачи информации и связи, такие как: Конвенция о борьбе с распространением порнографических изданий 1923 г., Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г., Соглашение об облегчении международных обменов визуальными и звуковыми материалами образовательного, научного и культурного характера 1948 г., Соглашение о ввозе материалов просветительного, научного и культурного характера 1950 г., Конвенция о международном обмене изданиями 1958 г., Конвенция об обмене официальными изданиями и правительственными документами между государствами 1958 г., Регламент радиосвязи Международного союза электросвязи 1979 г., последняя редакция 2002 г., Международная конвенция электросвязи, а также ряд международных конвенций в области авторского права. Международные аспекты массовой информации регламентированы также в ряде международных документов, имеющих рекомендательную силу: в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН 110 (II) «Меры, которые должны быть приняты против пропаганды и поджигателей новой войны» (1947 г.) и 127 (II) «Ложная и извращенная информация» (1947 г.), в Декларации ЮНЕСКО о принципах спутниковой связи (1972 г.), Декларации ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне (1978 г.), в Заключительном акте общеевропейского совещания в Хельсинки (1975 г.) (раздел «Информация»), в Принципах непосредственного телевизионного вещания, принятых в ООН в 1982 г. и др.

Право человека на информацию регулируется Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 19) и Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 19 и 20). Среди региональных документов следует отметить Европейскую (1950 г.) и Американскую (1969 г.) конвенции о правах человека.

В рамках процесса деколонизации и борьбы с последствиями колониализма приняты документы, содержащие положения об информации. Среди них: Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларация ООН о социальном прогрессе и развитии 1969 г., Декларация ООН о провозглашении нового международного экономического порядка 1974 г., Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках 1978 г. Вопросы информационной деятельности рассмотрены также в Декларации ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981 года.

Отечественная правовая наука исходит из того, что в своей совокупности принципы и нормы международного права закладывают основы определенного порядка в сфере использования средств массовой информации, способствуют налаживанию активизации международного обмена информацией. В международном праве сложились некоторые нормы, запрещающие или ограничивающие передачу определенной информации. Особое место среди них занимает принцип запрещения войны и милитаризма. Так, еще в Международной конвенции об использовании радиовещания в интересах мира 1936 года отмечалось, что радиовещание должно использоваться лишь в интересах мира и взаимопонимания. Конвенция запрещала передачи, подстрекающие к действиям, несовместимым «с внутренним порядком, с безопасностью других государств» (ст. 1), запрещалась пропаганда войны (ст. 2).

На государства была возложена ответственность за выполнение этих положений на своей территории. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Меры, которые должны быть приняты против пропаганды и поджигателей новой войны», пропаганда войны была поставлена вне закона. В ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах отмечается: «Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом». Запрещение пропаганды войны содержится также в Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года, где сказано, что «в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн». Заключительный документ 10-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (первой специальной сессии по разоружению) запрещает пропаганду войны, дополняя это запрещение обязанностью ООН распространять информацию о разоружении в целях мобилизации общественного мнения против вооружений. На 12-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи (второй специальной сессии по разоружению) 1982 года был согласован документ о Всемирной кампании за разоружение, в котором отмечалось, что целью кампании является информирование, просвещение мировой общественности в области разоружения и вооружений.

Пропаганда войны осуждается также в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. Страны-участницы совещания согласились «воздерживаться от пропаганды агрессивных войн или любого применения силы или угрозы силой, несовместимыми с целями Организации Объединенных Наций и с Декларацией принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, против другого государства-участника». Вторым принципом, получившим бесспорное признание в международном праве, является запрещение пропаганды расовой и других видов дискриминации. О его международном признании свидетельствуют положения Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.

Так, в Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него наказуемым объявляется «прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида». В ст. 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации осуждается пропаганда теорий превосходства одной расы над другой, подстрекающих к расовой ненависти, дискриминации. Любое распространение подобной пропаганды объявляется караемым по закону. По ст. 7 Конвенции, государства-участники обязуются принять соответствующие меры, в том числе в области информации, в целях борьбы с расовыми предрассудками, ведущими к расовой дискриминации, а также для пропаганды целей и принципов Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Декларации ООН и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.

Следует отметить, что некоторые государства фактически отказываются от выполнения норм, запрещающих пропаганду расовой дискриминации, ссылаясь при этом на существующий в их национальной правовой системе принцип неограниченной «свободы информации». Например, при подписании и ратификации Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Франция и США сделали оговорки в отношении ст. 4 конвенции, запрещающей пропаганду расовой дискриминации. Ссылки на внутригосударственный принцип неограниченности прав человека на свободу слова и информации не могут служить оправданием для пропаганды расизма и расовой дискриминации на международном уровне, представляющей собой прямое нарушение норм международного права, в том числе касающихся прав человека. На это указано и в международных документах, в частности в исследовании ЮНЕСКО, посвященном проблемам нового международного информационного порядка. Полную свободу слова нельзя признать приемлемой, если она используется против усилий защитить фундаментальные права человека путем борьбы с такой деятельностью как расизм и апартеид. Несмотря на существование целого ряда международных соглашений в области информации и коммуникации, международное право во многом отстает от тех задач, которые встали перед человечеством в результате научно-технического прогресса в сфере распространения информации и осуществления коммуникации.

Неразработанность «международного информационного права» на сегодняшний день отмечают многие исследователи. Например, по мнению юриста из ФРГ К.-Х. Меллих, правовая наука отстала от тех требований, которые выдвигают государства в сфере информации, и создавшееся положение может быть изменено только путем международно-правового урегулирования. Известный исследователь проблем информации, бывший министр информации Туниса М. Масмуди выделяет следующие проблемы, не получившие международно-правового решения: сочетание прав индивида и прав коллектива, сочетание свободы информации и свободы информировать, установление и определения права доступа к источникам информации, оптимизация применения права на опровержение, создание кодексов и этики журналистов, развитие нормотворчества в области авторских прав, справедливое распределение радиочастот, преодоление недостаточной согласованности в использовании спутников. Большинство этих проблем остаются и на настоящий момент нерешенными, и круг их расширяется по мере развития технического прогресса.

Неиспользованные возможности международно-правового регулирования международных аспектов массовой информации привлекает большое внимание юристов. Это обусловлено также тенденцией к установлению международного контроля, за обменом информацией в рамках ООН, ЮНЕСКО, МСЭ и других международных организаций. Однако международное нормотворчество в области информации и коммуникации сталкивается с серьезными трудностями. Именно попытки сформулировать и утвердить основные правовые принципы и нормы международного обмена информацией выявили наиболее противоречивые моменты в согласовании позиций по вопросам информации. Разные точки зрения сложились в первую очередь в отношении тех понятий, которые могут употребляться в международных соглашениях по информации и коммуникации.

Исходя из анализа дискуссий по этому вопросу, можно выделить следующие ключевые понятия в сфере международной информации и коммуникации:

- информация - передача новостей, сообщений о событиях, а также научно-техническая информация, видеопленки и записи, различного рода печатная информация и т.д. В настоящее время различают понятия «информация» как средство, процесс и «информация» как конечный результат (см., например, Среднесрочный план деятельности ЮНЕСКО на 1984-1989 гг.);

- массовая информация - процесс распространения информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории с целью утвердить определенные духовные ценности и оказать идеологическое воздействие на поведение и оценки аудитории;

- международный обмен информацией - передача массовой информации через национальные границы. Так, Ю.М. Колосов и Б.А. Цепов дают следующее определение: «распространение с помощью соответствующих технических средств идей и представлений, господствующих в одних странах, среди населения других»;

- коммуникация - процесс передачи сообщений, предполагающий активное участие в этом процессе передающих и принимающих информацию субъектов. Коммуникация может осуществляться как между отдельными людьми, так и между группами людей.

Многие авторы, игнорируя объективные факторы, лежащие в основе определения понятий, полагают, что они не применимы, поскольку их трактовка в большой мере зависит от конкретного понимания этих понятий в рамках различных идеологических систем.

По мнению шведского исследователя Э. Пломэна, нечеткость существующих определений обусловлена «идеологической насыщенностью» вопроса. Он утверждает, что создание единых норм принципиально невозможно вследствие различной идеологической оценки проблем информации государствами. Его поддержали большинство западных исследователей. Так, американский социолог Э. Эйбл, член Международной комиссии по изучению проблем коммуникации ЮНЕСКО, считает, что разработка единых стандартов в этой области невозможна из-за «непреодолимых идеологических противоречий сторон». Оценки социальной роли массовой информации неизбежно различны в зависимости от идеологии и системы ценностей, существующих в государстве. В то же время, возможно международно-правовое регулирование такой самостоятельной области международных отношений, как отношения в сфере осуществления массовой информации, имея в виду не саму идеологию, а способы, методы и формы распространения идеологий. Академик Г.А. Арбатов справедливо отмечал, что возможно правовое регулирование внешнеполитической пропаганды «как с точки зрения содержания, так и методов, с тем чтобы ограничить возможность пропаганды, угрожающей интересам мира, мирному сосуществованию, нормализации международных отношений». Г.И. Тункин указывает на то, что «в данном случае речь идет не о соглашении по вопросам идеологии, не о компромиссе по идеологическим вопросам, не о поисках согласованной идеологии. Речь идет о нормах международного права, обязывающих государства не допускать пропаганды определенных концепций, направленных против мира и мирного сосуществования государств, и использовать в идеологической борьбе в международных отношениях лишь средства, допускаемые международным правом». Идеологические разногласия не должны и не могут служить препятствием для сотрудничества в области массовой информации и коммуникации, как, собственно, и в любой другой области международного сотрудничества.

Таким образом, научно-технический прогресс в области информации, возросшая активизация идеологической и пропагандистской деятельности государств, усиление роли информации в деле обеспечения мира и социального прогресса служат важнейшими факторами, обусловливающими необходимость существенного повышения уровня международно-правового регулирования сотрудничества государств в области обмена информацией.

 

Автор: Ермичева Е.В.