20.03.2012 13525

Законодательные и иные нормативные акты, регулирующие деятельность СМИ в России

 

Если обратиться к основным документам, определяющим государственную политику в сфере информации и информатизации в России, то в качестве «составляющих» предмета информационного права можно выделить следующие группы отношений, подлежащих правовому регулированию. Во-первых, - это реализация основных информационных прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства в информационной сфере. Во-вторых, - это развитие и модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в тесной связи с глобальными информационными сетями. В-третьих, речь идет о создании и использовании информационных ресурсов, развитии рынка информационных средств, продуктов и услуг. В-четвертых, имеется в виду государственная политика в сфере информационной безопасности России. И, наконец, в-пятых, информационное право призвано регулировать международное сотрудничество в сфере информации. Совокупность названных групп отношений и составляет сегодня в основном и главном сферу регулирования, осуществляемого информационным правом. Развитие российского информационного права должно идти в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основе ее положений. Стоит подчеркнуть, что ряд статей Конституции содержат нормы, прямо и непосредственно регулирующие отношения в сфере информатизации (ст. 23, 24, 29, 44). Приняты федеральные законы, которые также нацелены на регулирование данной сферы, в том числе - Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» и Федеральный закон «О средствах массовой информации». Многие нормы информационного права содержатся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства Российской Федерации.

Однако, развитие российского информационного права не может идти в отрыве от международно-правовых стандартов, поскольку российское информационное пространство является составной частью мирового информационного пространства. Отсюда вытекает потребность в правовом регулировании сочетания, взаимодействия и полной интеграции российских информационных технологий с зарубежными технологиями. Правовое регулирование призвано способствовать развитию всей системы международного сотрудничества в сфере информатизации, в частности, осуществлению согласованных международных проектов и программ.

Право, как известно, не сводится к нормативному массиву, т. е. собранию законов и других правовых актов. Любая отрасль права призвана отражать ценности человеческой цивилизации, передовые идеи и концепции, вырабатываемые в ходе общественного прогресса. Но права нет и не может быть вне системы соответствующих норм, отвечающим всем критериям данного феномена. Поэтому столь актуальна и значима сегодня проблема ускоренного формирования информационного права или отрасли права, полностью «оснащенного» всеми полагающимися ей атрибутами. В этом контексте представляется необходимым рассмотреть такой аспект взаимоотношений в сфере международной информационной деятельности, как институт свободы средств массовой информации.

Свобода средств массовой информации (СМИ) есть важнейшее условие свободы человека, признания его в качестве высшей ценности в обществе и государстве. Свобода СМИ служит мощным средством формирования демократических институтов и правового государства в России, ее цивилизованного вхождения в международное сообщество, признающего общечеловеческие ценности, основные права и свободы человека и гражданина.

Как известно, «в условиях тоталитаризма в бывшем СССР нельзя было даже формально говорить о свободе СМИ в силу признания марксистко-ленинской идеологии в качестве обязательной, государственной, существования монополии КПСС на информацию, на имущество СМИ, цензуры в СМИ и т. д. Статья 50 Конституции СССР и статья 48 Конституции РСФСР свободу слова и печати признавали лишь в «в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя». Средства массовой информации были рупорами господствующей партийно-государственной элиты, мощными средствами подавления инакомыслия и инакодействия, ограничения свободы личности и гражданского общества». С переходом от тоталитаризма к демократии в России существенно меняется статус личности в обществе и государстве, в том числе в области свободы мнений и убеждений, слова, печати, информации, происходят существенные изменения в положении СМИ. И это находит выражение, прежде всего в конституционном и текущем законодательстве России: были внесены изменения в Конституцию Российской Федерации 1978 года (в соответствии с поправками к Конституции СССР 1977 г.), принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации». В статье 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей российским гражданам свободы убеждений, слова, информации, были сняты ограничения идеологического характера. Статья 1 «Свобода массовой информации» уже упомянутого Закона установила, что «в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации». В числе важнейших определенных этим законом гарантий свободы средств массовой информации следует назвать: недопустимость цензуры (ст. 3), профессиональную самостоятельность редакции средств массовой информации, могущей также выступать в качестве учредителя этого средства, издателя, распространителя, собственника имущества редакции (ст. 19),право граждан на получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц (ст. 38), право редакции запрашивать у них информацию и их обязанность предоставлять такую информацию (ст. 39), право на опровержение (ст. 43-45), право на ответ (ст. 46), гарантирование обширных прав журналиста (ст. 47), право на обжалование ограничений свободы СМИ в суде (ст. 61), установление ответственности за ущемление свободы массовой информации (ст. 58) и многие другие.

Новый этап конституционных и законодательных гарантий свободы СМИ связан с Конституцией Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. В их числе как положения статей, непосредственно закрепляющих свободу мысли и слова, свободу массовой информации, запрет цензуры (ст. 29), так и многие другие конституционные положения, касающиеся информации, иных прав и свобод человека и гражданина, гарантий по их обеспечения и защиты (ст. 28, 31, 41, 42, 44, 46).

В качестве правовых гарантий и свобод граждан Конституция Российской Федерации определяет: государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 46), судебную защиту прав и свобод каждого, его право обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государства, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и даже - если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты - право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46).

Конституция Российской Федерации формально закрепляет прямое и приоритетное действие принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Статья 2 Конституции РФ устанавливает: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Российский законодательный процесс применительно к СМИ испытывает прямое воздействие как международно-правовых документов относительно основных прав и свобод человека и гражданина, так и итогового документа Венской встречи СБСЕ 1986 года и рекомендаций лондонского Информационного форума 1989 года.

Можно сделать вывод, что «конституция и текущее законодательство России о свободе СМИ соответствуют международным и европейским стандартам. Российская Федерация и в дальнейшем будет строго их придерживаться при разработке новых законов, посвященных СМИ. Однако это не означает, что в России закончен процесс развития и совершенствования правовых и иных средств обеспечения и защиты свободы СМИ, соответствующих прав и свобод российских граждан и других лиц, прав журналистов. Есть общая проблема злободневного и острого характера - это реализация установленных Конституцией РФ и другими законами гарантий свободы СМИ, это борьба за право в сфере свободы СМИ». Правовые гарантии не являются самодостаточными. Они действуют в системе гарантий. В их числе: материально-имущественные, политические, духовно-культурные, организационные, психологические. Именно они либо подкрепляют действие правовых гарантий, делают их эффективными, либо ослабляют их силу, а то и сводят на нет. В числе государственных гарантий свобод СМИ следует различать средства, которые обеспечивают реальную свободу СМИ, и средства, которые являются защитными в обеспечении этой свободы. Многие государственные органы имеют целью обеспечение и защиту свободы СМИ. Особое место среди них занимают суды и судебная защита свободы, убеждений, слова, информации СМИ. В судебной системе Российской Федерации с 1991 года функционирует Конституционный Суд, который имеет особую компетенцию, определяемую ныне статьей 125 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», вступившем в силу 23 июля 1994 года. Конституционный Суд в своей практике выступил на защиту свободы средств массовой информации.

Следует обратить особое внимание на весьма существенную сторону государственно-правового гарантирования свободы СМИ. Речь идет о пределах свободы средств массовой информации, ее ограничении и ответственности граждан, коллективов редакций и журналистов. Международное право исходит из того, что свобода выражения человеком своих взглядов не должна нарушать права других людей. Часть третья статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает, что «пользование правами налагает особые обязанности и особую ответственность». А часть вторая статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит, что, поскольку пользование свободой выражения мнения «налагает обязанности и ответственность, оно может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или наказаниями, установленными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественной безопасности, для предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности населения, для защиты репутации или прав других лиц, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или поддержания авторитета и беспристрастности судебных органов».

В соответствии с нормами международного права свобода информации имеет в России конституционные ограничения. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, религиозного или языкового превосходства; не подлежат разглашению сведения, составляющие государственную тайну, перечень которых определяется федеральным законом (части 2 и 4 ст. 29). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 ст. 17), например, право на неприкосновенность частной жизни (часть 1 ст. 23), сбор информации, ее хранение и распространение которой без его согласия не допускаются (часть 1 ст. 24).

В законе «О средствах массовой информации» установлены положения: о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации в целях совершения преступлений, разглашения охраняемых законом тайн, для призывов к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, разжигания национальной, классовой. Социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны и др. (ст. 4); об ограничении распространения эротических изданий, радио- и телепрограмм (ст. 37), скрытой записи (ст. 50), недопустимость злоупотреблений правами журналиста (ст. 51) и свободой массовой информации (ст. 59) и др.

Российскую общественность все более беспокоит положение дел в СМИ, в том числе с точки зрения того, что они сообщают, какую информацию передают и как ее интерпретируют. «Подчас в отдельных средствах СМИ свобода информации превращается в анархию, произвол, беспредел. Распространяются ложные сведения, разжигается социальная, этническая, религиозная вражда, не применяются меры ответственности виновных в нарушении прав и свобод граждан, при злоупотреблении свободой СМИ. Прокуратура в ряде случаев бездействует, не реагирует на нарушения Конституции и законов. Примеры такого рода можно почерпнуть из информации о деятельности Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. Это серьезная проблема, которая требует специального обсуждения». И все же можно с уверенностью утверждать, что Российский закон о СМИ, гарантирующий основные права и свободы, нормы и правила взаимодействия государства и СМИ соответствует международным правовым нормам, закрепленным в многочисленных конвенциях и соглашениях. Здесь следует отметить, что это закон разрабатывался и был принят в условиях включения России в мировое сообщество как равноправного партнера, а следовательно, не могли не быть учтены основные требования, выработанные для всех средств массовой информации во всем мире. Основные же международные акты, которыми руководствовались создатели Российского закона о СМИ:

- Декларация о средствах массовой информации и правах человека (резолюция Консультативной ассамблеи Совета Европы),

- Принципы управления телерадиовещания (рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы),

- Принципы отношений средств массовой информации с парламентами (также резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы).

 

Автор: Ермичева Е.В.