20.03.2012 5096

Современные тенденции обмена информацией в контексте международной безопасности

 

А. Информационная безопасность.

Одна из характерных особенностей современного этапа мирового научно-технического прогресса связана с глобальной информационной революцией - стремительным развитием и повсеместным внедрением новейших информационных технологий и глобальных средств телекоммуникации. Проникая во все сферы жизнедеятельности государств, информационная революция расширяет возможности развития международного сотрудничества, формирует глобальное информационное пространство, в котором информация приобретает свойства ценнейшего элемента национального достояния, его стратегического ресурса.

Вместе с тем становиться очевидным, что «наряду с положительными моментами такого процесса создается и реальная угроза использования достижений в информационной сфере в целях, не совместимых с задачами поддержания мировой стабильности и безопасности, соблюдения принципов суверенного равенства государств, мирного урегулирования споров и конфликтов, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела, уважения прав и свобод человека». В докладе Генерального Секретаря ООН на 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10 августа 1999 года «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности» в частности, отмечается, что «увеличение за счет новейших информационных технологий военного потенциала стран ведет к изменению глобального и регионального баланса сил, возникновению напряженности между традиционными и нарождающимися центрами силы и влияния.

Формируется принципиально новая сфера противоборства на международной арене, создается риск нового витка гонки вооружений на основе научно-технических достижений в области информатизации и связи. При этом затрагивается как сфера национальной безопасности отдельных государств, так и общая система международной коллективной безопасности на региональных и глобальном уровнях». Речь идет о создании информационного оружия, применение которого с учетом уровня информатизации общества и уязвимости критически важных структур может иметь разрушительные последствия, сравнимые с воздействием оружия массового поражения. Очевидно, что таким оружием могут воспользоваться и террористические, экстремистские или криминальные группы, а также отдельные правонарушители.

Таким образом, «универсальность, скрытность или обезличенность, возможность широкого трансграничного применения, экономичность и общая эффективность делают информационное оружие чрезвычайно опасным средством воздействия, причем разработка и применение такого оружия практически не регулируются нормами современного права». (Из пункта 71 предварительной повестки дня «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности» - ответ России на запрос Генерального Секретаря ООН А/54/213.)

При определении содержания понятия «информационная безопасность» одни юристы (Е.Ш. Ярочкин, В Л Сальников), исходят из того, что ранее обеспечение информационной безопасности сводилось лишь к защите информации (да и то не всей, а только государственной и служебной тайны) ошибочно, скорее, по инерции отождествляют два разных понятия-защита информации и информационная безопасность, хотя сегодня это совсем не одно и то же. Другие (АА Прохожев, НА Чуканов), говоря об информационной безопасности, нередко понимают этот термин узко, как набор аппаратных и программных средств, для обеспечения сохранности, доступности и конфиденциальности данных в компьютерных сетях. По их мнению, то, что в 1970-е годы называлось компьютерной безопасностью, а в 1980-е годы - безопасностью данных, сейчас именуется информационной безопасностью. Информационной же безопасностью они называют «меры по защите информации от неавторизованного доступа, разрушения, модификации, раскрытия и задержке в доступе», при этом используется термин «критические данные», под которыми понимают данные, требующие защиты из-за вероятности нанесения (риска) ущерба и его величины в том случае, если произойдет случайное или умышленное раскрытие, изменение, или разрушение данных.

Третья группа ученых (В.А. Галатенко, В.К. Левин) считает, что состояние информационной безопасности личности, общества и государства, определяется, главным образом, двумя факторами: информационно-психологической удовлетворенностью потребностью граждан и негативными (преднамеренными или случайными) информационно-психологическими и информационно-техническими воздействиями. Под информационной безопасностью предлагается/следует понимать состояние защищенности национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Это соответствует логике Закона «О безопасности» и содержанию Концепции национальной безопасности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 80, 84) Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, в том числе и в области информационной безопасности. Исходя из анализа Программы действий на 1996-2000 гг., ежегодных посланий Президента РФ Федеральному собранию РФ (1994-2000 гг.) и Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указами Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300  и от 10 января 2000 г. №24, Доктрины информационной безопасности РФ, утвержденной указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г., определены основные интересы и угрозы им в информационной сфере, основные задачи и принципы государственной политики по обеспечению информационной безопасности. Информационная безопасность становится одним из важнейших элементов национальной безопасности. Причем речь идет не только о защите баз данных от несанкционированного доступа, но и об общих принципах функционирования информационных ресурсов страны, защите важнейших информационных и телекоммуникационных систем, обеспечивающих деятельность транспорта, энергетики, промышленности, органов государственного управления. В широком смысле слова информационная безопасность включает в себя такие проблемы, как противостояние культурной экспансии со стороны стран с развитой аудиовизуальной промышленностью, сохранение национальной и языковой самобытности. Весомую роль в формировании в России механизмов обеспечения информационной безопасности должна сыграть соответствующая доктрина Совета Безопасности РФ.

В этой связи возникает очевидная потребность в международно-правовом регулировании мировых процессов гражданской и военной информатизации, разработке отвечающей интересам мировой безопасности и согласованной международной платформы по проблеме информационной безопасности.

Предлагаемая модель действий.

Основой дальнейших усилий международного сообщества в этом направлении может стать принятая консенсусом резолюция 53/70 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1998 года «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», проект которой был инициативно внесен Российской Федерацией.

В дальнейшем следует вести дело к принятию Генеральной Ассамблеей резолюций по проблеме информационной безопасности, конкретизированных в части ограничения угроз как террористического или криминального, так и военного характера.

Необходимо продолжать совместное рассмотрение ситуаций в сфере информационной безопасности с целью выявления всех имеющихся позиций и взглядов и их учета в дальнейшем общем продвижении идеи.

По мере определения общих подходов и тенденций вести дело к разработке международных принципов (режима, кодекса поведения государств), направленных на укрепление международной информационной безопасности, которые могли бы быть первоначально сформулированы в виде многосторонней декларации, а в перспективе - закреплены в форме многостороннего международно-правового документа. Проработку этих вопросов целесообразно вести также в рамках Женевской конференции по разоружению.

При этом следует исходить из необходимости рассмотрения и принятия международным сообществом упомянутых принципов в комплексе, т.е. с учетом угроз военного, террористического или криминального характера и применительно как к военным, так и к гражданским сферам.

Б. Тенденции развития информационного законодательства.

Анализ информационного законодательства показывает, что оно развивается в двух диалектически связанных направлениях. С одной стороны, многие законы, международные соглашения направлены на снятие былых ограничений, поощрение конкуренции, создание условий, способствующих росту информационной индустрии. С другой стороны, эту свободу деятельности и самовыражения необходимо совместить с общественными интересами, что выражается в ограничениях на содержание, передаваемое в глобальных компьютерных сетях, защиту прав на неприкосновенность личной жизни, на интеллектуальную собственность.

Переход к информационному обществу выносит на первый план социальные проблемы, связанные с тем, как происходит адаптация государственных структур, гражданского общества и личности к новым условиям. Такая постановка вопроса представляется оправданной, поскольку доминирование технократической позиции, сводящей становление информационного общества к повсеместному распространению информационных и телекоммуникационных технологий, не позволяет увидеть главную цель любого общественного развития - расширение прав, свобод, возможностей человека. В связи с этим представляется своевременным анализ места и роли не только прав отдельного человека, но и государств, мирового сообщества в целом в новых структурах и отношениях, формирующихся процессом становления информационного общества.

Переживаемая социальная трансформация - не стихийный процесс, ее результаты во многом зависят от государства, как одного из главных субъектов общественного процесса. Переход к информационному обществу, конечно, зависит и от других факторов - степени развития информационной индустрии, общего технологического уровня, степени развитости демократических институтов. Однако государство в процессе становления информационного общества может и должно взять на себя роль катализатора перемен и направлять их в желательном для общества направлении. Согласованная политика государств, таким образом, будет формировать законы, общие для всех субъектов международного права. При этом совершенно необходимо иметь в виду не только «плюсы» информационного общества, о которых много говорят, но и вновь возникающие проблемы. Потеря социальной ориентации технологического развития легко может привести к обратным и неожиданным эффектам, например, усилению контроля над личностью, еще большей манипуляции индивидуальным и массовым сознанием, дополнительным разделением общества на имеющих доступ к информации, владеющих компьютерной грамотностью, умеющих работать в новом информационном окружении и не обладающих этими теперь уже жизненно необходимыми навыками. Кроме того, сегодня необходимо понять направление и степень государственного воздействия, осуществляемого через принятие законов и нормативных актов на формирование социально привлекательного образа информационного общества и международного сотрудничества в сфере обмена информацией.

К числу первоочередных задач, стоящих перед государствами в рамках международного сотрудничества в области обмена информацией следует отнести:

- недопущение использования новейших информационных технологий для распространения социально вредных идей и призывов: расизма, шовинизма, радикального национализма;

- правовая защита национальной культуры и языка от воздействия доминирующих в информационном плане стран. Информационной экспансии невозможно противостоять методами запрета. Единственный способ - активное развитие и поддержка национальных индустрии содержания (производств видеопродукции, книг, телевизионных программ, расширение национального сегмента Интернета, виртуальных музеев и библиотек);

- нахождение социально приемлемого баланса между свободой слова и распространением информации и неотъемлемым правом государства обеспечивать независимую политику. «Информационное невмешательство» во внутренние дела другого государства, как со стороны компаний, использующих факсимильную связь и Интернет для направленного маркетинга и рекламы, так и политических партий и общественных движений, ведущих пропаганду;

- правовое регулирование использования систем шифрования гражданами для использования при передаче личных посланий по компьютерным сетям;

- защита от диффамации посредством СМИ и Интернета.

В последние несколько лет информационное законодательство представляет собой интенсивно модернизирующуюся отрасль права. Это еще одно свидетельство в пользу того, что общество стремиться найти достойный ответ на стремительное развитие информационно-телекоммуникационных технологий. Поскольку многие законодательные акты вырастают из рекомендаций международных организаций и судебных решений, интересна в этом плане деятельность Комиссии Европейского Союза, а также соответствующие судебные решения.

В. Основные угрозы в сфере международной информационной безопасности.

К числу основных угроз в сфере международной информационной безопасности относятся:

а) создание и использование средств воздействия и нанесения ущерба информационным ресурсам и системам другого государства;

б) целенаправленное информационное воздействие на критически важные структуры другого государства;

в) информационное воздействие с целью подрыва политической и социальной системы государства, психологическая обработка населения с целью дестабилизации общества;

г) действия государств, ведущие к их доминированию и контролю в информационном пространстве, противодействие доступу к новейшим информационным технологиям, создание условий технологической зависимости в сфере информатизации в ущерб другим государствам;

д) действия международных террористических, экстремистских и преступных сообществ, организаций и отдельных правонарушителей, представляющие угрозу информационным ресурсам и критически важным структурам государств;

е) разработка и принятие государствами планов, доктрин, предусматривающих возможность ведения информационных войн и способных спровоцировать гонку вооружений, а также вызвать напряженность в отношениях между государствами и собственно возникновению информационных войн;

ж) использование информационных технологий и средств в ущерб основным правам и свободам человека, реализуемым в информационной сфере;

з) неконтролируемое трансграничное распространение информации, противоречащее принципам и нормам международного права, а также внутреннему законодательству конкретных стран;

и) манипулирование информационными потоками, дезинформация и сокрытие информации с целью искажения психологической и духовной среды общества, эрозии традиционных культурных, нравственных, этических и эстетических ценностей;

к) информационная экспансия, приобретение монопольного контроля над национальными информационно-телекоммуникационными инфраструктурами другого государства, включая условия их функционирования в международном информационном пространстве.

Г. Основные цели и задачи разработки режима международной информационной безопасности.

Сегодня нередко можно встретиться с понятием «информационная безопасность». Современная трактовка этого понятия подразумевает «состояние защищенности основных интересов личности, общества и государства в информационном пространстве, включая информационно-телекоммуникационную инфраструктуру и собственно информацию в отношении таких ее свойств, как целостность, объективность, доступность и конфиденциальность». Существует необходимость формирования международно-правовой основы для:

а) определения признаков и классификации информационных войн, под которыми принято понимать противоборство между государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, подрыва политической и социальной систем другого государства, а также массированный психологической обработки населения и дестабилизации общества;

б) определение признаков и классификации информационного оружия, а также методов и средств, которые можно отнести к информационному оружию;

в) запрещение разработки, распространения и применения особо опасных видов информационного оружия. К такому типу оружия, в частности, относят - средства и методы, применяемые с целью нанесения ущерба информационным ресурсам, процессам и системам другого государства, негативного информационного воздействия на оборонные, управленческие, политические, социальные, экономические и другие критически важные системы, а также массированной психологической обработки населения с целью дестабилизации общества и государства;

г) признание сравнимости применения информационного оружия в отношении критически важных структур с последствиями применения оружия массового поражения;

д) создание условий равноправного и безопасного международного информационного обмена на основе баланса личности, общества и государства;

е) разработка процедуры взаимного уведомления и предотвращения трансграничного несанкционированного информационного воздействия, а также создание механизма разрешения конфликтных ситуаций с сфере информационной безопасности;

ж) создание международной системы сертификации технологий и средств информатизации (в том числе программно-технических) в части гарантий их информационной безопасности;

з) развитие системы международного взаимодействия правоохранительных органов по предотвращению преступлений в информационной сфере.

Все это безусловно потребует создания механизма контроля выполнения условий режима международной информационной безопасности и гармонизации национальных законодательств в части обеспечения информационной безопасности.

Д. Обеспечение соблюдения законов и сотрудничество в борьбе с терроризмом.

Широкомасштабное применение информационных технологий породило беспрецедентно высокий уровень глобальной взаимозависимости и взаимосвязи информационных систем, в результате чего многие аспекты национальной и международной деятельности, в рамках как государственного, так и частного секторов, теоретически могут оказаться под угрозой нападения со стороны преступников или террористов.

Хотя степень применения информационных технологий в разных государствах может быть различной, масштабы деятельности, которая связана с применением таких средств коммуникации (экономическая, торговая, промышленная, юридическая деятельность, а также деятельность в области образования) позволяют предположить - потенциально все государства могут столкнуться с последствиями деятельности различных преступников. Кроме того, следует ожидать, что применение информационных технологий будет по-прежнему расширяться, поскольку эти технологии будут играть все более важную роль для стабильного функционирования правительств, а также для поддержания ключевых глобальных коммерческих и коммуникационных систем, обеспечивающих взаимодействие между государствами.

Потому потенциальную опасность использования преступниками информационных технологий следует рассматривать как проблему, представляющую интерес для всех государств. Представители многих стран уже выразили мнение о том, что чрезвычайно важно как в одностороннем, так и в многостороннем порядке, содействовать внедрению надлежащих мер для обеспечения неприкосновенности ресурсов, т.е. информационной инфраструктуры, (под которыми следует понимать технические средства и системы формирования, обработки, хранения и передачи информации).

Кибертерроризм становится сегодня предметом анализа и проектирования. Так, Комитет министров Совета Европы принял поправку к Международной конвенции о киберпреступности от 13 ноября 2002 года. В США активно обсуждается концепция безопасности в киберпространстве. Борьба с преступлениями в сфере ИТТ является третьим по счету приоритетом в деятельности ФБР после борьбы с терроризмом и контрразведкой.

Новые предметы ведения - такие как информационная безопасность, кибертерроризм, электронная торговля должны еще сформироваться, а вместе с ними и новые формы контроля, потому необходимо сотрудничество всех государств в области международного обмена информацией.

В связи с этим отдельные государства и мировое сообщество в целом предпринимают конкретные шаги для обеспечения неприкосновенности своего информационного пространства.

а) Меры на национальном уровне:

К примеру, в целях обеспечения соблюдения законов и борьбы с терроризмом в информационной деятельности, в январе 1999 года правительство Великобритании объявило о шагах, призванных свести к минимуму опасность электронного нападения на чрезвычайно важную национальную инфраструктуру.

1. обеспечение идентификации в рамках правительства всех чрезвычайно важных систем, а также обеспечение эффективного управления деятельностью по защите таких систем и соответствующей проверки;

2. разработку в сотрудничестве с частным сектором мер, которые будут соответствовать уровню опасности, и обеспечение адекватных стандартов защиты ключевых систем, охватываемых жизненно важной национальной инфраструктурой;

3. повышение уровня информированности и стандартов в области информационной безопасности в частном секторе в целом путем дальнейшей реализации уже существующих инициатив, нацеленных на внедрение и применение наилучших практических методов в этой области.

б) Меры на международном уровне:

Тот факт, что связь между информационными системами носит трансграничный характер, означает, что нападения на системы в других государствах могут оказать негативное воздействие и на жизненно важную национальную инфраструктуру самого государства и что террористы и преступники, действующие в той или иной третьей стране, могут попытаться напасть на системы в этом государстве. Поэтому международное сообщество признает важное значение сотрудничества в деле борьбы с угрозой преступного нападения и рассчитывает на расширение уже проводимых в настоящее время диалогов со всеми партнерами по данным проблемам. Эта деятельность включает в себя работу Группы «большой восьмерки» по вопросам преступности в области высоких технологий, которая касается правовой взаимопомощи, а также работу, проводимую в Совете Европы в связи с разработкой конвенции о кибернетической преступности.

Организации Объединенных Наций следует следить за ходом работы в рамках этих и других форумах в целях определения в будущем тех видов мероприятий, касающихся вопросов существа, которые она могла бы с пользой осуществлять в этой области. В их число могли бы входить разработка международных принципов в целях укрепления безопасности глобальных систем и содействия борьбе с международным информационным терроризмом и преступностью.

Меры на международном уровне включают:

1. необходимость защиты результатов научных исследований коммерческого характера, а также производственных технологий и других видов конфиденциальных данных (например, планы маркетинга и информация служб, работающих с клиентурой), как один из аспектов развития концепции информационной безопасности;

2. требование обеспечения соблюдения международных соглашений об интеллектуальной собственности (такой, как видео- и аудиоматериалы, а также компьютерное программное обеспечение) предполагает защиту ее от несанкционированного копирования и продажи.

3. необходимость обеспечения безопасности информации личного и коммерческого характера, передаваемой через общественные международные сети связи или частные системы передачи данных.

4. технические аспекты проблемы касаются вопросов совместимости электронных сигналов, надлежащее применение электромагнитного спектра и надежность международной сети связи в целом.

Эти функции выполняют космические спутники, которые обеспечивают оказание широкого комплекса услуг, таких как, передача речевой корреспонденции и данных, а также данных локаторов и другой информации, используемой в авиации и мореплавании, а также при проведении исследований и спасательных операций.

Кроме того, в периоды вооруженных конфликтов государства используют различные методы, связанные с информационной безопасностью. Двумя распространенными примерами являются создание радиопомех на определенных частотах и использование электромагнитных импульсов для борьбы с противником; такие методы далеко не новы. В будущем для вооруженных сил того или иного государства важное значение будет иметь защита его собственных сетей передачи данных и других, основанных на применении компьютерных систем.

Е. Целесообразность дальнейшей разработки международного сотрудничества в области информационной безопасности.

Информационная безопасность представляет собой целый комплекс проблем. Учитывая несомненную необходимость в анализе всех аспектов информационной безопасности в достижении четкого понимания того, как эти аспекты взаимодействуют, международное сообщество должно осмыслить пройденный этап и выработать новые принципы сотрудничества в области обмена информацией.

Очевидно, что международное сотрудничество в сфере международного обмена информацией имеет важное значение в деле эффективного решения новых сложных проблем, порождаемых информационным терроризмом и преступными элементами.

Связь между информационными системами во всем мире в настоящее время достигла такой степени, что многие, если не все, государства стоят перед лицом потенциальной опасности того, что жизненно важные элементы их инфраструктуры могут подвергнутся электронному нападению со стороны преступников или террористов. Хотя опасность такого рода электронного нападения, вероятно, в настоящее время невелика, она будет возрастать в будущем по мере того, как государственный и частный сектора будут все более широко использовать компьютерные системы, которые будут все более связаны друг с другом. Кроме того, поскольку такие системы связаны друг с другом в международном масштабе, данная угроза имеет трансграничный характер. Поэтому попытки преступников и террористов проникнуть в системы отдельного государства со злым умыслом представляют собой проблему для всех членов Организации Объединенных Наций. В связи с этим необходимо предпринимать конкретные шаги, направленные на изучение соответствующих средств борьбы, как на односторонней, так и на многосторонней основе, с помощью которых можно было бы обеспечить неприкосновенность от таких нападений, основанной на информационных системах жизненно важной инфраструктуры.

Информационная безопасность представляет собой широкую и сложную систему, охватывающую многие факторы и затрагивающие многие разнообразные виды деятельности отдельных лиц, групп и правительств. Хотя эта общая тема включает в себя аспекты, которые связаны с международным миром и безопасностью (работа Первого комитета), она также охватывает технические аспекты, которые касаются глобальных коммуникационных систем, равно как и нетехнические вопросы, связанные с экономическим сотрудничеством и торговлей, правами интеллектуальной собственности, соблюдением законности, сотрудничеством в борьбе с терроризмом и другими проблемами, рассматриваемыми в рамках Второго или Шестого комитета. Меры и программы правительств ни в коей степени не являются единственными надлежащими инструментами, поскольку информационная безопасность также затрагивает важные проблемы, представляющие интерес для отдельных лиц, ассоциаций, предприятий и других организаций, действующих в частном секторе.

В периоды вооруженных конфликтов государства используют различные методы, связанные с информационной безопасностью. Примерами являются создание радиопомех на определенных частотах и использование электромагнитных импульсов для борьбы с противником; такие методы далеко не новы. В будущем для вооруженных сил того или иного государства важное значение будут иметь защита их собственных сетей передачи данных и других основанных на применении компьютерных систем. Кроме этого, государствам-членам необходимо располагать потенциалом для восстановления ключевых информационных систем в тех случаях, когда стихийное бедствие или имеющая катастрофические последствия чрезвычайная ситуация выводит из строя ключевые объекты коммуникации или другие сети передачи данных в государственном и частном секторах. Информационная безопасность охватывает также защиту данных, связанных с военным потенциалом и другими аспектами национальной безопасности.

Итак, можно сделать некоторые выводы.

Проникая во все сферы жизнедеятельности государств, информация расширяет возможности развития международного сотрудничества, формирует глобальное информационное пространство, в котором информация приобретает свойства ценнейшего элемента национального достояния, его стратегического ресурса.

Однако, наряду с положительными моментами такого процесса создается и реальная угроза использования достижений в информационной сфере в целях, не совместимых с задачами поддержания мировой стабильности и безопасности, соблюдения принципов суверенного равенства государств, мирного урегулирования споров и конфликтов, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела, уважения прав и свобод человека.

Уже сегодня многие политики, юристы, отмечают: формируется принципиально новая сфера противоборства на международной арене, создается риск нового витка гонки вооружений на основе научно-технических достижений в области информатизации и связи. При этом затрагивается как сфера национальной безопасности отдельных государств, так и общая система международной коллективной безопасности на региональных и глобальном уровнях.

Речь идет о создании информационного оружия, применение которого с учетом уровня информатизации общества и уязвимости критически важных структур может иметь разрушительные последствия, сравнимые с воздействием оружия массового поражения. Очевидно, что таким оружием могут воспользоваться и террористические, экстремистские или криминальные группы, а также отдельные правонарушители.

«Универсальность, скрытность или обезличенность, возможность широкого трансграничного применения, экономичность и общая эффективность делают информационное оружие чрезвычайно опасным средством воздействия, причем разработка и применение такого оружия практически не регулируются нормами современного права». (Из пункта 71 предварительной повестки дня «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности» - ответ России на запрос Генерального Секретаря ООН А/54/213)

При определении содержания понятия «информационная безопасность» одни юристы исходят из того, что ранее обеспечение информационной безопасности сводилось лишь к защите информации (да и то не всей, а только государственной и служебной тайны), по инерции отождествляют два разных понятия - защита информации и информационная безопасность, хотя сегодня это совсем не одно и то же. Другие, говоря об информационной безопасности, нередко понимают этот термин узко, как набор аппаратных и программных средств для обеспечения сохранности, доступности и конфиденциальности данных в компьютерных сетях. Третья группа ученых считает, что состояние информационной безопасности личности, общества и государства, определяется, главным образом, двумя факторами: информационно-психологической удовлетворенностью потребностью граждан и негативными (преднамеренными или случайными) информационно-психологическими и информационно-техническими воздействиями.

Под «информационной безопасностью» сегодня следует понимать состояние защищенности национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Это соответствует логике российского закона «О безопасности» и содержанию Концепции национальной безопасности.

Информационная безопасность становится сегодня одним из важнейших элементов национальной безопасности. При этом речь идет не только о защите баз данных от несанкционированного доступа, но и об общих принципах функционирования информационных ресурсов страны, защите важнейших информационных и телекоммуникационных систем, обеспечивающих деятельность транспорта, энергетики, промышленности, органов государственного управления. В широком смысле слова информационная безопасность включает в себя такие проблемы, как противостояние культурной экспансии со стороны стран с развитой аудиовизуальной промышленностью, сохранение национальной и языковой самобытности. Весомую роль в формировании в России механизмов обеспечения информационной безопасности должна сыграть соответствующая доктрина Совета Безопасности РФ.

В этой связи возникает очевидная потребность в международно-правовом регулировании мировых процессов гражданской и военной информатизации, разработке отвечающей интересам мировой безопасности и согласованной международной платформы по проблеме информационной безопасности.

Анализ информационного законодательства показывает, что с одной стороны, многие законы, международные соглашения направлены на снятие былых ограничений, поощрение конкуренции, создание условий, способствующих росту информационной индустрии. С другой стороны, эту свободу деятельности и самовыражения необходимо совместить с общественными интересами, что выражается в ограничениях на содержание, передаваемое в глобальных компьютерных сетях, защиту прав на неприкосновенность личной жизни, на интеллектуальную собственность.

Потеря социальной ориентации технологического развития легко может привести к усилению контроля над личностью, еще большей манипуляции индивидуальным и массовым сознанием, дополнительным разделением общества на имеющих доступ к информации, владеющих компьютерной грамотностью, умеющих работать в новом информационном окружении и не обладающих этими теперь уже жизненно необходимыми навыками. Кроме того, сегодня необходимо понять направление и степень государственного воздействия, осуществляемого через принятие законов и нормативных актов на формирование социально привлекательного образа информационного общества и международного сотрудничества в сфере обмена информацией.

К числу первоочередных задач, стоящих перед государствами в рамках международного сотрудничества в области обмена информацией следует отнести:

- недопущение использования новейших информационных технологий для распространения социально вредных идей и призывов: расизма, шовинизма, радикального национализма;

- правовая защита национальной культуры и языка от воздействия доминирующих в информационном плане стран.

- нахождение социально приемлемого баланса между свободой слова и распространением информации и неотъемлемым правом государства обеспечивать независимую политику. «Информационное невмешательство» во внутренние дела другого государства, как со стороны компаний, использующих факсимильную связь и Интернет для направленного маркетинга и рекламы, так и политических партий и общественных движений, ведущих пропаганду;

- правовое регулирование использования систем шифрования гражданами для использования при передаче личных посланий по компьютерным сетям;

- защита от диффамации посредством СМИ и Интернета.

В последние несколько лет информационное законодательство представляет собой интенсивно модернизирующуюся отрасль права. Это еще одно свидетельство в пользу того, что общество стремиться найти достойный ответ на стремительное развитие информационно-телекоммуникационных технологий. Поскольку многие законодательные акты вырастают из рекомендаций международных организаций и судебных решений, интересна в этом плане деятельность Комиссии Европейского Сообщества, а также соответствующие судебные решения.

 

Автор: Ермичева Е.В.