22.03.2012 9623

Культурная эволюция изобразительного и декоративно-прикладного творчества на Кубани

 

Комплексное исследование проблем народного декоративно-прикладного творчества началось во второй половине 60-х годов ХХ века. Наиболее детально изучены кубанская ковань, орнаментовка народной вышивки, народная архитектура. Вместе с тем, недостаточно оценены и поняты, на наш взгляд, история становления и развития идейной стороны православного зодчества, народной иконописи и отдельных видов народного декоративно-прикладного искусства местного значения в период позднего феодализма и зарождения капитализма.

Исследование показало, что при строительстве православных храмов предпочтение отдавалось крестово-купольному или родственному ему купольному типу. В качестве определяющих признаков следует отметить архитектурную целостность объема, тяготение к центричности и пластическую законченность. Церковное зодчество воплотило в себе представление о соединении Божественного и земного начал. Образная антропоморфность отражена в терминологическом обозначении частей храма. Слово «глава» употреблялось применительно к завершающей части церковного здания. Христос - Глава Церкви, а сама Церковь - Тело Христово. Храмы, возводимые в центре поселений, были хорошо видны с разных сторон и составляли идейное и архитектурное ядро. Иные общественные и жилые сооружения имели второстепенное значение по отношению к храму.

В Черномории при возведении соборов практиковалась украинская расстановка глав, ориентированных по сторонам света. Первой культовой постройкой стал пятиглавый войсковой собор в Екатеринодаре. Годом позже в 1800 году в войсковом граде началась закладка церкви Воскресения Христова, своим видом напоминавшая запорожский сечевой храм. По свидетельству И.Д. Попки, к середине ХIХ столетия на территории Кубанской области насчитывалось 70 церквей и монастырей, из них десять каменных, остальные деревянные. Трехглавые храмы соотносились с числом «три» - символом Троицы. Декором культовых сооружений служили росписи сводов и стен, резные иконостасы и церковная утварь. Иконы для екатеринодарских храмов писали местные мастера и художники, приглашенные из других городов России. Размещались иконописные мастерские при монастырях и церквах в станицах Баталпашинской, Каладжинской, Старонижестеблиевской, Царской.

В кубанской иконописи органично соединились старые языческие и новые христианские мотивы. Народное сознание усвоило от христианства то, что укладывалось в архетипы языческой религии. Христианство оказалось адаптировано язычеством. Это определило отношение народа к иконе не только как к моленному образу, но и магическому предмету. Так, во время святочных гаданий набирали в колодце с вечера воду, разливали ложкой три раза по девяти ложкам и накрывали иконой. Если утром воды прибавится, задуманное сбудется. Это же имеет отношение и к кресту. Деревянный или соломенный крест ставили в святочную кутью, а затем, как охранный атрибут, на стог сена, чтобы мыши не заводились. В силу инертности народного сознания старые формы религии сохранялись еще в начале ХХ века.

Материалом для икон служили липовые и сосновые доски, холст, краски. Мастера, пользуясь ограниченной цветовой гаммой с преобладанием коричневого и черного тонов, тяготели к плоскостности и силуэтности. Иконография сводилась к простейшим схемам. Все это требовало активного сотворчества зрителя по раскодированию изображенного. Сам способ письма, манера изображения основывались на представлении о целостности канонического образа.

В период обустройства Кубани спрос на народные иконы был огромным, что сделало ремесло иконописцев-самоучек массовым. Икона служила не только для моления, но и была знаком личного благочестия. Относительная дешевизна и массовое производство позволяли приобретать их в большом количестве для домашнего пользования и по случаю семейных торжеств.

В конце ХIХ века войсковое руководство, обеспокоенное появлением в продаже и в домах жителей станиц иконописи неправославного характера, потребовало от местных органов власти воспрепятствовать распространению штунды - сектантского течения протестантского толка. Согласно предписанию Наказного атамана Г.А. Леонова, приходские священники обязаны были отбирать у своих прихожан картины религиозного содержания и образки заграничного издания, не отвечающие духу Православия.

Особое место в декоративно-прикладном творчестве кубанских мастеров занимала ковань или художественное кузнечное ремесло. Кузнецы были, большей частью, иногородними. Казаки работали на войско. Успешно освоив исконные традиции других народов мира, войсковые мастера создали свои образцы изделий, способы обработки и орнаментовки металла.

К числу обязательных предметов экипировки казаков относятся кинжалы. Первый образец холодного оружия был принят на вооружение в конных и аратиллерийских подразделениях в 1890 году. Низшие чины пользовались стальным клинком, имевшим прямую двухлезвийную форму ромбического сечения с фигурной рукоятью, изготовленной из рога белого цвета и деревянными ножнами, обтянутыми кожей. К устью клинка припаивалась скоба с кольцом для ремешка. Офицерские клинки украшали резным орнаментом по серебру с чернением. Ножны практически всех кинжалов заканчивались фигурными шариками. В походе или при езде на лошади длинный конец поясного ремня привязывался за наконечник кинжала. В таком положении оружие висело параллельно талии, не мешая в движении.

В 1904 году приняли на вооружение кинжал, сконструированный русским оружейником Федоровым. Это был стальной клинок прямой двухлезвийной формы с четырьмя узкими долами и аббревиатурой на пяте «ККВ» (Кубанское казачье войско). Офицерское оружие украшалось червонным золотом и серебром. Орнамент металлических деталей строго регламентировался войсковыми инструкциями.

В 1907 году в артиллерийских войсках утвердили «бебут» - кинжал с незначительной кривизной. Первые партии состояли из металлического прибора белого цвета (мельхиор, нейзильбер), позже его заменили медным.

Наряду с уставным оружием использовались клинки, перешедшие от отцов и дедов и «трофеи» - персидские и турецкие кинжалы. Под влиянием моды на кавказкое оружие было налажено производство кинжалов, украшенных дагестанским национальным орнаментом - резьбой, насечками, чернением по серебру и золоту. Они отличались как по форме, так и орнаментовке. Холодное оружие стало произведениями ювелирного искусства. На территории Кубанской области центрами по изготовлению оружия стали Ейск, станицы Баталпашинская, Григориполисская, Ханская, Гривенско-Черкесская.

Помимо оружия войсковые и станичные кузнецы мастерски изготавливали металлические детали повозок и сельскохозяйственные орудия, подковывали лошадей. Первым навыкам ремесла обучались в семье или под руководством мастеров-наставников. Работая по готовым образцам, дети постигали азы, а со временем пробовали силы в самостоятельном творчестве. По окончании учебы, выполнив «отходное» изделие, они уже в одиночку трудились над излюбленными сюжетами и формами.

Начиная с 1880-х годов, на Кубани стали создаваться ремесленные мастерские и школы по обучению кузнечному, слесарному, столярному и гончарному делу. На их устройство и содержание органы казачьего самоуправления отчисляли общественные средства. Детей учили грамоте, основам ремесла, приемам академического рисунка, навыкам стилизации. Привнесение в программы академического искусства позволяло молодым мастерам успешнее приспосабливаться к спросу городского населения. Переориентировка на вкусы городского потребителя вносило перемены в традиционные сюжеты и орнаментовку. Изменение в художественном облике изделий определялись конъюнктурой рынка.

На рубеже ХIХ- ХХ веков на творчество народных кузнечных мастеров оказало влияние искусство модерн с характерными волнистыми линиями и ассиметрией. Для наибольшей прочности и выразительности узора мастера прибегали к сварке и пайке. Материал обрабатывался в нагретом состоянии. Дверные петли и замочные накладки изготавливались способом отщепа - отделение от центральных полос расщепленных боковых ветвей с последующими ответвлениями. Этот прием нашел применение в креплении окованных «скрыней» (сундуков).

Произведениями подлинно художественного творчества стали надкрылечные, кованые зонты, декорированные числовым орнаментом с указанием даты постройки и вензелями с инициалами владельцев. Исходной заготовкой служили прутья четырехугольного или круглого сечения. Пересекали прутья двумя способами: холодной клепкой и продеванием через просечку. Позже стали вводить дополнительные, декоративные детали из листовых заготовок. Только в Краснодаре зонты украшают более тысячи жилых и общественных построек. Есть они в Анапе, Апшеронске, Армавире, Ейске, Славянске-на-Кубани, Сочи, Темрюке, Туапсе, станице Кавказской.

Пластика вьющегося металла сохранилась в витражах и изделиях религиозного культа. На дверях, окнах, оградах, воротах, балконах украшением служил решетчатый декор. Образцом высочайшего мастерства является ансамбль ковани на здании Краснодарского историко-археологического музея-заповедника: козырек над входом, перила, парапет декорированы растительным и животным орнаментом, крылатыми драконами, змеями и другими фантастическими существами.

В художественных изделиях кубанских кузнецов, относящихся ко второй половине ХIХ - началу ХХ веков, нашел отражение еще и стиль барокко с характерными стилизованными листьями, цветами и завитками. Вершиной вдохновения народных умельцев стала кубанская роза. В декоре кованых ворот использовался растительный узор в виде виноградной кисти в сочетании с геометрическим орнаментом.

За два последних десятилетия ХIХ века в Екатеринодаре открылось шесть металлообрабатывающих заводов. В ассортименте производимой продукции были и художественные изделия, однако основная масса их создавалась в ремесленных мастерских.

Интерес к кованному художественному металлу возрос в 60-70-х годах ХХ столетия. Причиной послужило массовое строительство жилых многоквартирных домов, выпуск секционной, основанной на геометрическом модуле, мебели. В такой обстановке ручная работа оживляла интерьер. В художественной ковке наметилась тенденция к использованию местных народных традиций, исторически сложившихся стилей искусства прошлого и новых образов и сюжетов, не всегда вписывающихся в привычный орнаментальный строй. Современные дизайнерские решения реализуются при изготовлении светильников, ажурных решеток, кованых объемных панно, скульптуры, декоративных кубков, ваз. С возрождением казачества возрос интерес к атрибутам казачьего снаряжения. Кинжалы ныне содержатся в личных коллекциях любителей раритетного антиквариата и украшают интерьер современных квартир. Фантазия и мастерство, виртуозное владение технологией, знание особенностей и возможностей металла позволяет создавать высокохудожественные произведения. Специальная подготовка будущих мастеров осуществляется в школах искусств и на факультете монументального искусства Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

В прошлом на Кубани ткани изготавливали в домашних условиях. Сырьем служили лен, конопля и овечья шерсть. Ткали как женщины, так и мужчины. Женщин называли «ткалями», мужчин - «ткачами». На станках производили гладкий холст и льняные ткани с узором, затем из отбеленного и окрашенного натуральными красителями полотна шили рубахи, скатерти, полотенца, постельное белье. Овечья шерсть шла на производство сукна, предназначенного для пошива зимней одежды. Из грубой пряжи или цветных ситцевых лент (дранок) изготавливали рядно и попоны, которыми укрывали возы, лошадей, печи, кровати, подстилали под перины, использовали как одеяла.

Девочки приучались к прядению с 6-7 лет. До свадьбы успевали приготовить приданое, состоявшее из нескольких кусков полотна («сувои»), рушников, рядна, мешков. Работы не прекращались и после выхода замуж. За год одна казачка могла изготовить до 4 «локот» (30 аршин) ткани. На «досвитках», собравшись в один дом к «досвитчаной матери», работали под пение хором.

Одежду, белье, ритуальные и праздничные полотенца принято было украшать вышивкой. В орнаментовке женской одежды преобладал рисунок, выполненный мелким крестиком (по счету ниток на ткани) и болгарским крестом (двойной крестик). Вышивка по канве и ришелье получили распространение лишь в конце ХIХ - начале ХХ веков. Вышивали также гладью и строчевыми швами по разреженной ткани. Края изделий обрамлялись мережкой нередко в сочетании с другой техникой. Края скатертей, рушников, воротов и рукавов мужских рубах орнаментовали геометрическим рисунком в виде прямоугольников, кругов, квадратов, столбиков, решеток, хорошо выделявшихся цветом и рельефом на фоне гладкого полотна. Узоры назывались «в досточку», «в ряды», «в кружки», «в елочку», «ракушечки».

У древних восточных славян геометрический рисунок в форме ромба связывался с понятием дома, солнца, тепла и благополучия. В ХIХвеке на декоративное искусство влияние оказал стиль барокко. В вышивке, узорном ткачестве и в кружеве ромб он проявился в комбинации с цепочкой, розетками, крестами, звездами. На тканых рушниках изображение представлено в виде геометрической пирамиды с крестом, своими очертаниями напоминающей церковь с двуглавым орлом в центре. На погребальных рушниках мотив якоря символизирует дорогу в потусторонний мир. В вышивке и ткачестве применялись тексты пословиц, поговорок, молитв, отрывки литературных произведений с эмблемами вышивальщиц. Встречаются сюжетные композиции с изображением людей и животных на фоне растительного орнамента. На обрядовых рушниках изображения птиц выполняют охранную функцию. Из орнитоморфных мотивов преобладали образы голубей. В архаическую эпоху голубь служил воплощением бога грозы, дождя и ветров. Позже суеверное представление соединилось с учением о святом Духе, символом которого церковь признает голубя. На Руси голубя не употребляли в пищу. Голуби олицетворяет согласие и любовь в семье. Этот символ широко применялся в народной лирике. На Кубани во множестве вариантов бытуют песни о голубке, оставшейся без пары. На свадебных рушниках голуби обращены друг к другу. Мотив голубиной пары встречался и в орнаментном кружеве, украшающем подзоры на простынях.

Древний символ плодородия и обновления жизни - курица, способная, как и яйцо, оказывать благотворное влияние на детородную функцию. Отсюда обычай кормить молодоженов утром после первой брачной ночи курицей. Домашней лапшой из кур заканчивается свадьба. Красное пасхальное яйцо имеет значение средства, наделенного плодородием и здоровьем. Детей, кричащих по ночам («крикс»), носят лечить под кур. Курица, запевшая петухом, предвещает смерть близкого человека. Переход в «новую» жизнь покойника обеспечивает ужин, состоящий из супа на курином бульоне, который подают во время ночных бдений у гроба ново-представленного. Доныне сохранилось поверье: у тех, кто ворует кур, трясутся руки.

Древние славяне почитали петуха птицей, посвященной богу Перуну. Его образ употреблялся в значении домашнего очага, огня. С петухом -вестником света - связывалась вера в способность пробуждать к жизни спящую природу, отпугивать нечистую силу, оберегать от мертвецов и болезней. Казаки помещали жестяные изображения петуха на крышах домов и дымовых трубах. В композициях свадебных рушников обязательно присутствует петух. Светлые и красные петухи ассоциировались с добрыми силами. Петух, как символ силы и достоинства, изображался на рушниках, которыми повязывали жениха, сватов и бояр. Вышивкой в темных тонах, олицетворявших подземное царство и смерть, орнаментовали погребальные полотенца.

Один из специфических зооморфных персонажей - конь - традиционный символ мужской верности. Чаще всего конь изображался в бытовых лирических сюжетах. Растительные мотивы представлены в форме вазонов, букетов, цветочных венков и цветущих веток. На вышитых изделиях встречались также изображения виноградной лозы, калины, ягод, хмеля. Отбирая и совершенствуя лучшие образцы аутентичного и профессионального искусства, народные вышивальщицы создали традицию с ярко выраженной регионально-этнической спецификой.

Очаги гончарного искусства на Кубани до начала ХХ века локализовались в Анапе, Екатеринодаре, станицах Барсуковской, Ильской, Ивановской, Старощербиновской, Пашковской, Калниболотской. Изготовление кустарным способом глиняных горшков и детских игрушек на продажу превратилось в основное занятие части неказачьего сословия. Увеличение населения, рост городов создали экономические предпосылки для продвижения кустарных предметов на рынок. Основным видом сырья для производства гончарных изделий служила глина, которой на Кубани всегда было в достатке. Ее важнейшие свойства - пластичность и огнеупорность. Применялся такой способ формовки, как свободное вытягивание глиняной массы на гончарном станке. В декоре использовался узорный пояс, охватывающий горло, плечи и туловище сосуда в сочетании с цветной глазурью. Растительный орнамент стал применяться кубанскими мастерами уже в советские годы.

Повсеместное развитие на всей территории Кубанской области получило лозоплетение. Из прутьев ивы и камыша плели разной формы корзины, циновки, из хвороста плетни, стены жилищных и хозяйственных построек.

На Кубани богаты лесами лишь предгорные районы. Здесь художественная обработка дерева была в прошлом достаточно развитым промыслом. Из дерева изготавливали бочки, корыта, орудия сельскохозяйственного труда, детские игрушки. В оформлении жилищ применялась ажурная резьба в виде растительного орнамента, иногда в сочетании с изображением бегущего коня. Один из любимых мотивов в декоре оконных наличников и наддверных козырьков - цветок с шестью лепестками. Устойчивым направлением в художественной обработке дерева была также геометрическая резьба, состоящая из комбинации кружков, треугольников и полосок. Ею украшали ткацкие станки, прялки, рубеля, шкатулки, солонки, ковши. Внешнюю поверхность сундуков расписывали растительными узорами. В технике резьбы по дереву мастерски изготавливали церковные иконостасы, сплошь покрытые позолотой. Чертежи иконостаса для Воскресенского собора в Екатеринодаре утверждались Его Императорским величеством. Работа обошлась войсковой казне в 22078 рублей. И.Д. Попко писал: «Иконостасы алтарей величественны. Это не постройка мастера, а создание художника, резьба, живопись - все изящно».

Ярким образцом изобразительного фольклорного наследия является народная картина «Казак - Мамай», на переднем плане которой изображена фигура казака с бандурой в руках, за его спиной - конь и развесистый дуб. Образ Мамая, по мнению В.Н. Анисимовой, выражал стремление казачьей вольницы к свободе и желание иметь родную землю, в которую можно прорасти крепкими корнями.

Украшением казачьих жилищ и ярмарочных балаганов до начала ХХ века служил живописный лубок. Изображения, выполненные в технике литографии, дополнялись коллажем и раскраской от руки. Типичный сюжет лубка - батальная сцена с портретом казака. Живописные вывески укоренились в культурном обиходе в середине ХIХ - начале ХХ вв. Их размещали на фасадах трактиров, магазинов, мастерских. Живописная вывеска, как вид народного изобразительного искусства, выступала важным компонентом архитектурно-пространственной среды.

В былые времена в черноморских станицах к Пасхе в большом количестве изготавливали яйца «писанки». В орнаментации их использовались восьмиугольные звезды с крестиками внутри, заключенные в ромбы. Украшали жилища роспись стен и печей, земляные полы, декорированные разноцветной глиной.

С приходом к власти большевиков мастера-живописцы переключились на оформительскую работу: изготовление плакатов, транспортов, макетов, стендов. После смерти В.И. Ленина в клубах появились ленинские уголки с портретами вождя и материалы о нем. Школой литературного и изобразительного творчества стали стенгазеты - активные агитаторы и пропагандисты советского строя.

Региональные традиции народной архитектуры определялись местными природно-климатическими условиями. В степной зоне строительным материалом служили глина, солома, камыш, хворост, в предгорье - древесина и камень. Первыми постройками армейского назначения стали девять крепостей и двадцать фельдшанцев (редутов), протянувшихся на 540 верст по холмам Тамани, прибрежным кручам реки Кубани и степям Ставрополья. Руководивший строительством А.В. Суворов, максимально учитывал рельеф местности, поэтому сооружения непохожи друг на друга. Местом расположения фортов были древние городища, курганы или возвышеннные берега рек, откуда русла хорошо просматривались. Линия укреплений выполняла кордонную и коммуникационную роль.

Оборонительные сооружения состояли из треугольного или трапецевидного рва шириной и глубиной в полторы сажени и вала высотой в сажень. Если в окрестностях рос лес, то по дну устанавливали «полисад» - забор из вертикально стоящих бревен высотой до трех метров. В песчаной местности вал заключался в двойной плетень и укреплялся связками хвороста или дерна. По верху вала стояли туры - корзины с землей, служившие прикрытием для ружейных стрелков. По боковым сторонам бастионов и с лицевой стороны прорезались амбразуры для пушек. За валом снаружи делали три кольца «волчьих ям» шириной и глубиной до полутора метров, утыканных острыми кольями. Ямы маскировали камышом и хворостом. За ними стояли рогатки, соединенные цепями. Каждая рогатка представляла собой деревянный брус с «веретеньями» (острыми краями). Вал прорезали оборонительные ворота из толстых досок с бойницами для стрелков. Вход прикрывали траверсом из двойного плетня с земляной засыпкой. Вплотную к фасу укрепления примыкала паланка - вспомогательное укрепление с казармами, землянками, конюшнями и другими хозяйственными постройками. Кроме крепостей в общую систему охранных пограничных укреплений входили пикеты - мелкие пункты наблюдения за неприятелем и батарейки, предназначенные для пушечной пальбы. Связь между разрозненными группами казаки поддерживали с помощью дозорных, стоящих на вышках и подававших звуковые или световые сигналы. До окончания Кавказской войны гражданские поселения также окружали крепостными валами с пушками и караулом, несшим службу круглосуточно. На ночь к воротам приставляли рогатки, а концы улиц баррикадировали возами.

На Тамани хаты строили из сухого дерна, нарезанного в форме кирпичей. По обеим сторонам реки Кубань распространение получили турлучные постройки. Внутри и снаружи стены обмазывали глиной и белили известью. Фундамента такие строения не имели. Саман (род сырцевого кирпича) стал использоваться лишь в начале ХХ века. Четырехскатные крыши покрывали соломой или камышом. Конек украшал гребень, а ребра кровли - ступенчатые гребешки. «Если это жилище пана, в нем будет окон очень много, вдвое больше против того, сколько нужно; если урядника, то при нем будут присенки, крылечко на двух столбиках, вроде козырька при фуражке. Новые присенки при старой хате показывают, что шапка хозяина еще недавно украсилась урядничьим галуном. Если в хате порядок и довольство, то на дымовую трубу будет надет деревянный островерхий колпак с петушком вместо кисточки, поворачивающимся по ветру».

В предгорных районах ставили деревянные срубы. Для большей устойчивости под углы подкладывали каменные опоры, пространство между ними заполняли булыжником и глиной. Кровлю устилали дранкой (щепой) или соломой, полы - досками. Декором служили узорчатые карнизы, крыльца, наличники и ставни. Центром интерьера жилища казака был красный угол, куда сажали почетных гостей и где проходили самые значимые события - свадьбы, крестины, похороны.

В годы революции и гражданской войны ремесленное производство резко сократилось. Многие кустари разъехались в поисках применения своего труда или прекратили работу. Программой в отношении кустарной промышленности стал кооперативный план В.И.Ленина, предусматривавший объединение мелких товаропроизводителей. В документе, принятом в 1919 году на VIII съезде партии, говорилось о необходимости включения их в общий план снабжения сырьем и топливом, оказание финансовой поддержки, поощрение кустарных объединений путем предоставления экономических преимуществ, создание безболезненного перехода отсталых форм производства к более высокой крупной машинизированной индустрии.

В том же году ВЦИК и СНК приняли постановление «О мерах содействия кустарной промышленности», разрешавшее свободную торговлю предметами гончарного, ювелирного, вышивального, иконописного, живописного и игрушечного производства. Местным органам власти вменялось в обязанность оказание помощи в создании артелей и производственных объединений. В постановлении подчеркивалось, что мелкие ремесленные предприятия не подлежат национализации, муниципализации и конфискации.

В 1937 году в Краснодаре была создана артель инвалидов, впоследствии ставшая фабрикой художественных изделий. В том же году закончилось строительство гончарного завода в станице Пашковской. В предгорьях Кавказского хребта, богатых залежами разнообразного по расцветке мягкого камня, в поселке Каменномостском Тульском района и в станице Отрадной открылись предприятия по художественной обработке гипсового камня. При изготовлении игрушек мастера все более стремились к превращению ее в малую скульптуру. В игрушечном промысле появились многофигурные композиции, иллюстрирующие произведения русской классики. Откликом на широкие социально-политические преобразования стало введение советской символики - пятиконечной звезды, серпа и молота. Во всех техниках и видах декоративно-прикладного искусства создавались портреты вождей. Широко бытовала вышивка гладью, по живописному эффекту максимально приближающаяся к станковой живописи. Главными темами на выставках самодеятельных мастеров были счастливая жизнь при социализме, образы передовиков производства, успехи в народном хозяйстве. Стимулом в развитии промыслов служил все возрастающий спрос на промышленные изделия.

Эпоха культа личности Сталина отразилась в декоративно-прикладном искусстве как отрицание фольклорных традиций. Конструктивность противопоставлялась орнаментальному богатству народного творчества. Мастера вынуждены были заботиться не столько о качестве, сколько о количестве изготавливаемых изделий. Историко-культурная среда традиционных очагов народного творчества в эпоху тоталитаризма планомерно разрушалась.

В 1960 году на страницах журнала «Декоративное искусство СССР» № 3 прошла дискуссия о состоянии и перспективах развития творчества народных мастеров. В ней были поставлены вопросы отношения народного искусства и примитива, влияния архаических истоков на современное творчество. Ученые отмечали, что если раньше в декоративно - прикладном искусстве утилитарные начала превалировали, то к середине ХХ столетия возросло эстетическое значение художественных изделий. Они уже рассматривались не только как предметы повседневного быта, а как роскошь, украшение.

Последующие годы ознаменовались массовой духовной переориентацией советского общества в сторону личных потребностей. Почитатели традиционной культуры направили свои духовные устремления на коллекционирование икон, прялок, самоваров, керамики, изделий из дерева, вышивки, чеканки. Получила популярность флористика -декоративные украшения из засушенных растений, корней, веток. Вошли в моду изделия, связанные на спицах и крючком, макроме, конструирование одежды. Интерьеры квартир украсили декоративные панно. Издавалось много специальной литературы. Любители, объединяясь в кружки, совместными усилиями осваивали технологические приемы. Вместе с тем, неорганизованных, работавших самостоятельно любителей, было гораздо больше, чем организованных. Стихийный рынок позволял частично развивать народные ремесла.

Усиление коммерциализации в конце 80-х начале 90-х годов способствовало расширению сферы деятельности любителей. Востребованными стали изделия из кожи, дерева, пряжи, изготовленные народными мастерами вручную. В глиняной и деревянной скульптуре начался процесс перехода от сюжетных композиций к традиционной манере.

Сферой проявления творческого потенциала сегодня стала молодежная субкультура. В молодежной моде актуальны пирсинг, украшения одежды и обуви металлическими деталями в виде бляшек, значков, шипов, булавок.

Ношение «фенек», изготовленных собственными руками, - таково явление современности.

Эпоха демократизации в российском обществе ознаменовалась широким распространением в молодежной среде татуировок, бывших ранее традиционной принадлежностью, преимущественно, особых социальных групп - заключенных и военнослужащих. В настоящее время татуаж является способом моделирования личного стиля людей творческих профессий, учащихся, студентов. На смену наколкам времен культа личности с портретами вождей пришли рок- и поп-кумиры. «Нательная живопись» представлена нагромождением эпох и стилей - изображениями драконов, иероглифов, домашних животных, скифскими узорами, биомеханикой, геометрическим рисунком папуасов, объединенными в сложные композиции.

При изучении декоративно-прикладного творчества возникает вопрос о воздействии на мастера требований потребителя. Деятельность народных мастеров связана с рынком сбыта, а, стало быть, с запросами и вкусами покупателя, которые необходимо удовлетворять. С другой стороны, народный мастер творит, исходя из тех эстетических представлений, которые он приобрел в процессе овладения мастерством. В результате взаимодействия происходит корректировка творческих устремлений мастера и вкусов потребителя. К сожалению, многое из художественного наследия при этом теряется.

В настоящее время после десятилетнего спада в экономике художественные промыслы Кубани постепенно возрождаются. На Краснодарской фабрике художественных изделий, являющейся членом ассоциации «Народные промыслы России», выполняются заказы на изготовление флагов, вымпелов, праздничных лент. Государственные символы - один из самых ходовых артикулов. Здесь же изготавливают ковры ручной работы. Есть цех по росписи тканей. Вышивальщицы, продолжающие традиции древнего ремесла, учатся у старых мастеров и в средних профессионально-технических училищах. Налажено производство сувениров из коровьего рога - сосуды для вина, солонки, ложки для обуви. Представлена и казачья тематика - фигурка казака с трубкой.

Опытное лесное хозяйство в станице Елизаветинской с 1989 года наладило выпуск изделий из лозы - корзины, хлебницы, вазы, садовую мебель. Большинство из них экспортируются. Технологический процесс модернизирован.

Гончарное искусство развивают мастера Краснодарского фарфорофаянсового завода «Чайка», созданного в 1960 году. Ассортимент продукции достиг 250 видов и обновляется за год на 60%. Изделия отличаются оригинальностью, привлекательны по форме, рисунку и набору предметов. Выпускаются декоративная скульптура, игрушки, вазы, посуда. Узнается в них и кубанская тема. Изготовление художественной керамики стало уделом профессиональных мастеров, прошедших специальную подготовку. Программа обучения не всегда учитывает локальные особенности, что, в конечном итоге, приводит к утрате специфики самобытности искусства.

Проблема сохранения и развития народных промыслов в условиях свободного рынка приобретает особую актуальность. Решение ее нельзя сводить только художественному производству. Аутентичная культура жива благодаря передаваемой традиции. Поэтому следует всячески поддерживать мастеров-одиночек, работающих в традиционной манере. Необходима государственная забота о народном достоянии.

Можно сделать некоторые выводы:

Традиционное внеобрядовое искусство как полиэлементный комплекс восходит к общему корню - синкретической культуре первобытного общества и несет на себе печать мышления, общего круга тем и художественных образов. Эволюция традиционного аутентичного фольклора привела к расчленению некогда целостной системы на празднично-обрядовую культуру и внеобрядовый фольклор. Функционируя в одной среде, эти две области народного творчества тесно смыкались и постоянно взаимодействовали друг с другом. Живая связь между ними сохранялась вплоть до начала ХХ века.

Внеобрядовые фольклорные жанры возникли в результате комбинации элементов общей системы. Простейшие соединения, например, включали наигрыш и движение, пение и наигрыш, слово и музыку. Более сложные структуры имеют три компонента и более, в том числе, музыкальные инструменты, костюмы, реквизит, грим. Соотношение элементов различно и варьируется в зависимости от специфики жанра, возможностей и интересов исполнителей, времени и места действия. Одни компоненты доминируют, другие выступают как второстепенные или равнозначные. Характер их взаимодействия определяется лидером: ведущим игры, запевалой в хоре, сказочником и т.д. С течением времени функционирование культурных форм изменяется, что ведет к переходу их в новое состояние.

В системе внеобрядового фольклора мы выделили следующие культурные формы: песня, инструментальная музыка, бытовая хореография, народный театр, художественная проза, малые фольклорные жанры, игры, декоративно-прикладное и изобразительное творчество. Синтетические исполнительские жанры объединяют слово с музыкальным напевом и драматическим действием:

- игровые песни (игра, пение);

- хороводы (пение, танец, игра);

- лироэпические произведения (повествование, лирика);

- песни с приговорами (пение, приговор);

- песни с подтанцовкой, частушки (пение, пляска);

- танец (движение, инструментальный наигрыш);

- драматическое представление (слово, движение).

Большим разнообразием жанров отличается кубанское народно-песенное творчество. В зависимости от темпа мелодии песни подразделяются на протяжные, быстрые и умеренные. По содержанию и характеру исполнения их можно классифицировать как исторические и походные песни, баллады, лирику, припевки, песни литературного происхождения, шуточного и сатирического характера. По составу исполнителей: сольные; парные (диалогические); ансамблевые и хоровые (смешанный и однородный состав). По сферам бытования: «бэсидные» (посиделочные); трудовые; семейные; уличные. По возрасту исполнителей: детские, молодежные, песни людей зрелого и пожилого возраста. По полу: мужские и женские. Песни различных социальных групп: казачьи, солдатские, чумацкие, разбойничьи, тюремные.

Наиболее плодотворным периодом в развитии историко-песенного эпоса следует считать первые сто лет с начала колонизации края. Базисная система идей достигла кульминационного развития в годы Кавказской и русско-турецкой войн. (1877-1878 годов) В песенном творчестве это проявилось в широте и содержательности тем, сюжетов. Фольклорный репертуар не ограничивался лишь произведениями, имеющими собственно аутентичный источник. Использовались и образцы профессионального искусства. Пройдя обработку в коллективном творчестве, они проявились в виде вариантов исходных произведений и начинали активно жить в народе. Интегрирующим механизмом созидания выступала конфессиональная и культурная общность восточнославянских народов. Созидательная энергия обеспечила стремительный подъем и размах песенного творчества.

К концу ХIХ века возможности исторического жанра исчерпались, начался постепенный спад. В критическую фазу он вступил в первые годы советской власти. Вялый интерес к исторической песне проявился в 30-40-х годах ХХ века, но затем угас по причине жесткого идеологического давления.

Траекторию развития народной лирики на протяжении двух столетий можно охарактеризовать как постепенно угасающую. Востребованность лирических песен наблюдалась во всей полноте до тех пор, пока не набрали силу институциональные формы. Исчерпал свои возможности детский песенный фольклор.

Инструментальная традиция представлена творчеством исполнителей на духовых, струнных, клавишных и ударных инструментах. Музицирование и народные пляски постепенно исчезают из сферы досуга сельских жителей, но продолжают свое существование на сцене в выступлениях самодеятельных и профессиональных мастеров.

Фольклорный театр ХIХ века обладал несомненной эстетической ценностью и был прочно укоренен в народный быт, обеспечивая неоспоримое удовлетворение вкусов зрителей и «артистов». Опорой становления фольклоризма, основанного на традициях народного лицедейства, стали ярмарки и праздничные увеселения. Образовавшийся синтез искусства и развлечений положил начало индустрии досуга. По численности зрителей балаганные представления превосходили аудиторию календарных и семейно-бытовых праздников и обрядов. Сценические формы народного искусства способствовали зарождению эпохи массовой культуры.

В годы советской власти целенаправленное внедрение в народное творчество академического искусства, поощрение сценического исполнительства, политические катаклизмы (революция, гражданская война) подорвали корни народного лицедейства. Периодом непродолжительного оживления стали предвоенные и послевоенные годы, когда театр Петрушки доминировал на школьной сцене, затем, исчерпав себя, постепенно исчез. Процесс увядания фольклорно-драматических жанров связан с переориентацией любителей на другие сферы деятельности и ослаблением интереса к фольклорным жанрам. Появились и действуют театры-моды, театры-клубы, театры-трибуны, театры-лаборатории, театры пластики и пантомимы.

В формировании казачьей субкультуры консолидирующим фактором выступали игры, объединявшие участников в игровые команды. Для поощрения духа состязательности использовались моральные и материальные стимулы. Пробуждая жизненные силы, игры позволяли утверждать и повышать свой статус.

На протяжении всего ХIХ века генетическая связь с первобытным синкретическим искусством сохранилась в народной архитектуре, в предметах религиозного культа и быта. С развитием ремесленного производства в народное творчество стали внедряться декоративные элементы академического искусства. В оформлении росписей по дереву, вышивке, в изделиях художественной ковки появились классические вазоны, гирлянды. Тиражирование бытовых предметов промышленным способом ускорили процесс угасания традиционных ремесел. Начавшееся в годы «перестройки» практическое освоение народного декоративно-прикладного искусства к настоящему времени приобрело качественно новое состояние. Заметно стремление исполнителей к точной передаче локальных особенностей, что дает надежду на частичное восстановление традиций народных ремесел в местах их естественного бытования. Новые социальные технологии воспроизведения, переосмысления и передачи фольклорного текста заметны как в среде мастеров промышленного производства, так и индивидуального авторского творчества.

История внеобрядового восточнославянского фольклора Кубани неповторима и определяется, с одной стороны, ее самобытным развитием, с другой, взаимодействием с культурами других этносов и пластов художественной культуры. Реальному культурно-историческому процессу соответствует стадиальная схема, выраженная в последовательной смене культурных форм, устойчивость и приспособляемость которых на разных этапах различна.

 

Автор: Чурсина В.И.