23.03.2012 5043

Понятие, субъекты и объекты культурной политики на Кавказских Минеральных Водах XIX века в историческом контексте

 

Концептуальное обоснование сущности культурной политики России на Кавказских Минеральных Водах (Далее: КМВ, или Воды) включает следующее: во-первых, осмысление культуры и культурной политики и, во-вторых, определение места и роли указанного региона в культурной политике России.

Рассмотрение культуры «как производной совместной человеческой активности», как выражение «содержания совместной жизни и деятельности людей», воплотившееся в созданном ими мире ценностей, идей, институтов, организаций и т. д., позволяет провести анализ и объяснение культурных фактов, динамики культурных явлений, степени их устойчивости во времени. В нашем исследовании развитие культурных процессов видится сквозь призму исторической эпохи, в которой все социальные (государственные и общественные) институты, с одной стороны, инициированы культурным опытом страны, а с другой - находятся в постоянном взаимовлиянии с динамикой и многообразием культурных явлений.

Анализируя культурную политику с точки зрения субъектных отношений личности (народа) и государства, прежде всего представляется целесообразным взять за основу понимание культурной политики как вполне определённого (осознанного или нет) воздействия государства посредством его социальных институтов на культуру с целью сохранения или изменения национальной картины мира. Культурную политику могут формировать и осуществлять любые субъекты культуры, имеющие в своём распоряжении необходимые ресурсы: отдельные личности, страты, слои, группы, производственные коллективы, общественные организации и проч. Но государство имеет собственные ресурсы в осуществлении культурной политики. Государству как субъекту культурной политики на протяжении всего исторического процесса необходимо постоянно решать комплексную задачу: «реально согласовывать несовпадающие интересы различных субъектов культурной жизни, а также учитывать стратегические национальные культурные интересы».

Несмотря на то, что в указанный исторический период термина «культурная политика» не существовало, мы полагаем, что политика в этой сфере тем или иным способом формулировалась и осуществлялась. Культурная политика - это специфический вид управленческой деятельности государства, стратегия-концепция обогащения духовной жизни, призванная воздействовать на личность с целью формирования её представлений о мире.

Культурная политика всегда является частью внутренней политики государства и тесно связана с такими аспектами социальной жизни, как право, мораль, торговля, экономика, наука, образование. Культурная политика как часть государственной воплощает в себе материализацию таких кардинальных соотношений, как «власть и культура», «культура и народ», «культура и личность» в определённом историческом и территориальном контексте. Понимание того, что культурная политика есть арена столкновения разных субъектов - групп населения (представителей многочисленных субкультур), творцов культурных ценностей, существующих социальных институтов и государства, рождает понимание концепции культурной политики как взаимодействия интересов различных субъектов культурной жизни. Культурную политику можно, таким образом, рассматривать и как мероприятия, предпринимаемые различными субъектами управления и направленные на формирование субъекта творческой деятельности, определение условий, границ и приоритетов в сфере творчества, организацию процессов отбора и трансляции культурных ценностей и благ и их освоение обществом. Культурная политика предполагает формирование концепции культурной жизни с соответствующими принципами, целями, задачами и сферами воплощения, а затем их реализацию посредством выработки определённых правовых, экономических и идеологических методов воздействия культуры на общество. В этом поле действуют управленческие структуры, социальные институты, использующие для достижения целей культурной политики определённые методы. Результатом культурной политики должно стать создание определённого культурного потенциала отдельного региона или страны в целом.

В качестве объектов культурной политики России на Кавказе мы рассматриваем и Кавказ в целом, и многочисленные народы, населяющие его.

Кавказские Минеральные Воды - часть огромного многонационального, полирелигиозного и разноязычного Кавказа и зона особого государственного значения, провозглашённая Александром I 24 апреля 1803года. С этого времени начинает осуществляться сложный цивилизационный процесс, направленный на интеграцию Вод в общее культурное поле России. Императором как основным субъектом культурной политики формулировалась важнейшая задача: Воды должны стать лечебной, рекреационной и курортной зоной для русских воинов, «сынов марсовых». Административная система России, ситуация военного времени до 1864г., требовали управления, которое бы включило и руководство культурными процессами. В первой половине XIX в. главная роль в этом отводилась администрации, главноуправляющим и наместнику, которые стали проводниками и исполнителями официальной государственной политики, сущность которой предполагала приобщения края к культуре и российской цивилизации.

Именно главноуправляющим, а в первой половине ХIХв. это П.Д.Цицианову, А.П.Ермолову, И.Ф.Паскевичу, Г.В.Розену, Е.А.Головину - предстояло сплотить людей неординарных, способных определить культурную специфику КМВ. Круг участников-субъектов управления со временем расширялся, включая учёных, медиков, архитекторов, предпринимателей, подвижников, в том числе и из местного населения. Эти деятели создавали основу своеобразной культуры Вод, связанную как с западной и столичной, так и с многочисленными местными субкультурами. В этом многообразии и заключался её особый культурный потенциал и неповторимость региона.

В России понятие «провинция» первоначально отражало территориальное деление, обозначая административную единицу в составе губернии в 1719-1775гг. К началу XIX в. оно стало приобретать оттенок вторичности, а затем и уничижительности. Однако восприятие провинции как некоего захолустья, провинциальной культуры как «второсортной», стоящей по своему уровню ниже столичной, представляется упрощённым. Ландшафт общероссийской культуры создавался под воздействием пространства, повлиявшего на формирование «культурных миров» внутри большой страны. Эти «культурные миры» имели свои отличительные, географические, природные, климатические, временные характеристики, но не исчерпывались ими. Их называли и называют «провинция». Уникальность российской провинции состоит именно в том, что она воспринимается и как своеобразный «мир», обладающий набором собственных ментальных характеристик, собственным стилем жизни. Мир российской провинции определял модель отечественной культуры. Любые новации в столицах (реформы, научные достижения, культурные веяния) неизбежно сталкивались с особенностями провинциальной культурной среды. В этом смысле Россия - страна провинций. Провинция в ней выступает духовным потенциалом и объектом культуры.

Мир российской провинции, по мнению Т.О.Размустовой, декларировался как второстепенный, «неподвижный», «застывший», не имеющий достаточного влияния на столичный Петербург и его общество. И в целом провинция воспринималась как «место действия», а не равноправный участник культурного процесса. Да и сама провинция представляла себя такой. Провинциальной же культуре суждено отражать образ «столицы», но в этом отражении складывались и своеобразные модели российских культурных провинций. Российский юг, Сибирь, Дальний Восток имели свою социокультурную специфику, определявшуюся особенностями колонизации, пограничным положением, хозяйственно-экономическим характером освоения территории.

Кавказ (Воды, органически с ним связанные, включённые в него) -провинция особого склада. Характер этого склада рождался в результате представлений о Водах просвещённым офицерством и дворянством начала девятнадцатого столетия. Русское общество не могло отказаться от идеи овладения Кавказом не просто из-за геополитических, военно-стратегических или экономических соображений, но и потому, что Кавказ прочно входил в комплекс культурно-психологических представлений, создавая иллюзию расширения возможностей, ухода от застойности и беспросветности настоящего, к свободе и воплощению романтических идеалов.

Петербургской столичной элитой, воспитанной на идеалах европейского Просвещения и французской революции, Кавказ воспринимался как творческое пространство, где не действуют привычные, подчас несправедливые законы, как поле для экспериментов и смелых реформ. И А.П.Ермолов, а позже и его друг, будущий наместник Кавказский М.С.Воронцов, представлялись современниками в ореоле героического подвига и романтического идеала, что подтверждалось сочувственным отношением к ссыльным декабристам и искренним интересом к творчеству поэтов-современников, воспевавших свободу и волю: В.А.Жуковскому, А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову, А.А.Бестужеву-Марлинскому. Важно ещё и то, что Кавказ, в отличие от другой российской провинции, бескрайней Сибири - тюрьмы и ссылки - не связывался с идеей закрепощения и рабства. Подтверждением тому служит письмо А.С.Пушкина брату Льву, написанное в 1820г., в первый приезд на Кавказ: «Кавказский край, знойная граница Азии - любопытен во всех отношениях. Ермолов наполнил его своим именем и благотворным гением. Дикие черкесы напуганы; древняя дерзость их исчезает».

А.С.Пушкин явился свидетелем начала обустройства курорта Пятигорска. Неустроенность Горячих вод отражена в его дневнике: «В моё время,- писал он о своём первом посещении Вод в 1820г.,- ванны находились в (бедных) лачужках, наскоро сколоченных. Посетители жили кто в землянах, кто в балаганах». Почти через десять лет, в 1829г. взгляду поэта уже смогли предстать разительные перемены, по утверждённым А. П. Ермоловым планам: «великолепные ванны и дома. Бульвар, обсаженный липками, проведённый «по склонению Машука Везде чистенькие дорожки, зелёные лавочки, правильные партеры, мостики, павильоны. Ключи обделаны, выложены камнем; на стенах ванн прибиты полицейские предписания. Везде, порядок, чистота, красивость».

Анализ культурных процессов на Водах предполагает выявление потенциала данной провинциальной культуры как «совокупности неких системообразующих факторов, отражающих те социокультурные процессы, которые имели место» в данном регионе», а также включение субъективного фактора в развитии культурной жизни, реализованного в гуманитарной и предпринимательской инициативе, благотворительности и меценатстве. Это даёт возможность выявить яркие и неординарные личности, оказавшие воздействие на культурно-исторические и социокультурные процессы и позволяет пополнить список подвижников и энтузиастов, способствовавших созданию неповторимого облика Вод. Материальная база, на основе которой создавалось культурное поле, состояла из отдельных формирующихся самостоятельных институтов культуры: учебных и медицинских заведений, библиотек, музеев, научных и культурно-просветительских обществ.

Россия как империя является не только геополитическим и социальным феноменом, но и феноменом культурным. «История России есть история страны, которая колонизируется» - сквозной тезис второй лекции по истории России В. О. Ключевского - определяет и характер культурного влияния России на Кавказ Идея покорения Кавказа военными средствами должна была уступить место стратегии так называемой культурной экспансии, имеющей несколько тесно переплетающихся между собой компонентов развития, как-то:

- определение социальной специфики и национально-культурного потенциала изучаемого региона;

- осуществление мер по интеграции многочисленных горских народов в российское нормативно - и административное правовое поле;

- создание условий для возникновения сети просветительских и образовательных учреждений, которые могли бы стать консолидирующей, позитивной базой для культурного развития края.

Последнее как следствие работы в понимании и определении специфики региона, а также успеха интеграционных процессов.

Культурные инициативы первой половины ХIХ в. (приглашение известных учёных-исследователей, архитекторов) исходили от главноуправляющих и наместника, что объясняется близостью военных действий и в соответствии с этим неограниченными полномочиями, которыми они были наделены. Яркое личностное начало, европейская просвещённость, государственное мышление - вот те факторы, объединявшие столь разных людей. Важнейшими субъектами культурного процесса также были представители дворянства и творческой интеллигенции. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Бестужев-Марлинский, Н.Н.Раевский - это личности, которыми Воды воспринимались сквозь призму романтизма и свободы, возможности творческой самореализации. Кроме офицеров и солдат, пользующихся источниками, курорты посещало и изначально немногочисленное «водяное общество».

«Водяное общество» - специфический аристократический контингент, отличавшийся чрезвычайным разнообразием вкусов и наклонностей, представляющий некую особую субкультуру, синтезирующую европейский и столичный компонент. «Водяное общество» диктовало моду и стиль поведения на курортах.

Совершенно очевиден для этого периода развития Вод приоритет решения медицинских и бальнеологических задач. Следовательно, большую роль в формировании курортной структуры как субъекты управления играли медики: определяя стержень будущей инфраструктуры курортов. Они вместе с учёными (химиками, физиками, горными инженерами) заложили базу для создания бальнеологических сооружений на Водах. Это прогрессивные учёные Ф.П.Гааз, Ф.П.Конради, В.П.Крейтон и многие другие.

Архитектурный облик Вод первой половины ХIХ в. формировался в соответствии с европейской регулярной классицистской линией, благодаря приглашённым архитекторам Н.А.Львовым и братьями Бернардацци.

Кавказское Наместничество, учрежденное 19 февраля 1844г., получило статус высшего государственного органа власти на Кавказе. Наместник наделялся неограниченными полномочиями во всех сферах своей деятельности. Наместники Кавказские в ХIХ в. - М.С.Воронцов (1844-1854гг.), А.И.Барятинский (1856-1862гг.), М.Н.Романов (18621881гг.)- лица, особо приближенные к императору, имеющие на него влияние, успешно сочетающие административный талант, знание края и способные предлагать конструктивные идеи культурного строительства: развитие инфраструктуры, распространение просвещения на Водах и т. д. Отметим здесь единство и преемственность деятельности всех наместников в выстраивании и проведении задач управления культурного процесса: стремление поддержать и продолжить реализацию курса предшественников на европейскую курортную модель и усиление роли передовой науки и просвещения.

С именем М.С.Воронцова связана дальнейшая линия на вхождение Кавказа, в том числе и Вод, в российскую науку. Появляются новые для региона социальные институты, равноправные участники культурной жизни: театр, Кавказское Географическое общество, музей древностей. «Внесите мне науку,- обратится в 1862г. наместник, А.И.Барятинский, передавая Воды доктору А.С.Смирнову и контрагенту Н.А.Новосельскому, что лишь подтверждало твёрдость намерений наместника, ибо перспективы Вод немыслимы без научного элемента. Роль наместников в том, что каждый из них, видя несовершенство административной системы на Водах, стремился предложить свои принципы управления курортами. А.П.Ермолов создал актуальную и необходимую для того времени Строительную комиссию, решавшую прежде всего хозяйственные и инженерные задачи. При М.С.Воронцове образуется Дирекция Вод, концентрирующая в себе медицинскую, строительную и хозяйственную службы, необходимые для обеспечения эффективной деятельности курортной инфраструктуры, « для достижения единства и порядка в управлении сими водами».

Освоение Северного Кавказа было невозможно без его заселения выходцами из других российских губерний. Власти, осознавая это, всячески способствовали миграции сюда самых разных категорий населения. Это была неоднородная масса, различавшаяся по социальному и экономическому положению, национальной принадлежности. Расширение социальной структуры укоренявшегося населения Вод и контингента приезжающих как следствие переселенческой политики России, реформы 1861г., окончание военных действий, вызвали надежды на более эффективное управление курортами. Начало шестидесятых годов - время бурного развития системы капиталистического хозяйства и предпринимательства, а также активного прихода частной инициативы в социально-экономическую жизнь страны. В свою очередь, это диктовало и новый характер субъектно-объектных отношений в выстраивании культурного процесса на КМВ. Потребность в увеличении масштабов строительства и благоустройства курортов вызвала к жизни такую новую форму организации отношений собственности, как контрагентство, т. е. передача их в частную собственность на основе долгосрочной аренды. Данный период (1861-1882гг.) продолжался немногим более двух десятилетий: первое контрагентство Н.А.Новосельского(1861- 1869гг.); второе контрагентство, связанное с А.М.Байковым(1870- 1882гг.). Договоры, заключаемые арендаторами с наместниками, не предполагали таких важных для развития курортов структур, которые бы касались культурной сферы: строительства учебных заведений, театров, музеев. Период контрагентства связан с деятельностью заместителя Н.Н.Новосельского - доктором С.А.Смирновым, видевшим курорты в неразрывной связи с последними достижениями бальнеологической науки. И С.А.Смирнов, и созданное им Российское Бальнеологическое Общество (РБО), становятся серьёзными субъектами управления культурной политики, позволяющими сделать Воды своеобразным научно-медицинским центром, объединяющим интересы медиков и исследователей не только на Кавказе, но и за границами России.

С РБО связана идея активной популяризации Вод, издаётся первый путеводитель по КМВ, организуется геогностический музей, в устройстве которого приняли участие учёные, предприниматели, члены царской семьи и различных научных императорских обществ (великий князь Константин Константинович, министр путей сообщения С.В.Рухлов, князья Урусбиевы, доктор медицины О.А.Чечотт, учитель И.И.Медведков, нефтепромышленная компания «Братья Нобель», австро-немецкий горный клуб, французское общество туристов «Дофинэ», Татринское общество и т. д.)

Со второй половины ХIХв. организация культурных процессов начинает выходить за рамки строгой вертикальной системы государственного управления, что было связано с модернизацией экономики, развитием капитализма и активными миграционными процессами, вовлекавшими в сферу своего воздействия массу людей.

Это, в свою очередь, вызвало потребность дальнейшего освоения культурного пространства КМВ, выделения площадей для частного и государственного строительства. Проблемы, рождённые социокультурными процессами, вызвали и усложнение субъектных отношений. Серьёзными и влиятельными субъектами культурной политики в этот период становятся различные научные, просветительские и общественные организации, крупный капитал, а также Акционерное Общество «Владикавказская железная дорога».

Таким образом, анализируя культурную политику в историческом контексте применительно к Кавказским Минеральным Водам, можно констатировать следующее:

- КМВ попадают в сферу российской культурной политики как курортная зона, территория особого государственного значения. В связи с этим основополагающая идея покорения Кавказа в российском обществе носила цивилизационный характер. Следовательно, наряду с военными мерами значительное место отводилось стратегии культурной экспансии;

- государство как воплощение высшей власти и главноуправляющие как её непосредственные исполнители были наделены необходимыми полномочиями основных субъектов для формирования и реализации культурной политики;

- в связи с тем, что процесс культурной политики шёл в единстве с поэтапным освоением территории Северного Кавказа, важнейшим её направлением было формирование особого контингента населения КМВ (из крестьянства, казачества, переселенцев, колонистов), которое, в свою очередь, стало объектом просвещения с целью дальнейшего развития региона;

- события второй половины ХIХ в. способствовали появлению новых субъектов культурной политики в виде общественных, просветительных и других организаций.

 

Автор: Семина Н.Б.