23.03.2012 2607

Роль общественных организаций как новых субъектов культурной политики на Кавказских Минеральных Водах в XIX веке

 

С 1856 по 1862гг. пост главы кавказской администрации занимал А.И.Барятинский. Будучи преемником М.С.Воронцова, А.И.Барятинский-администратор продолжил созидательные тенденции в управленческой сфере в поисках оптимальных способов устройства мирной жизни на покорённых территориях.

Воронцовская стратегия была воплощена А.И.Барятинским в распространении просветительских и христианских идей на горские народы. Одним из способов влияния, по мнению А.И.Барятинского, могло бы стать создание Общества восстановления христианства на Кавказе. Эта идея была поддержана императором Александром II, а 9 июня 1860г. императрица Мария приняла Общество под своё покровительство. Общество имело самую обширную сферу деятельности. Это и поддержка народов, исторически исповедовавших христианство, и распространение грамотности среди горцев, перевод духовных и учебных текстов на горские языки, а также строительство христианских церквей и школ.» Большое значение для реализации многих замыслов А.И.Барятинского имела дружба и непосредственная поддержка императора Александра II, а также его брата Константина Николаевича, проявлявшего активный интерес к Кавказу. Соратник А.И.Барятинского Д.А.Милютин в мемуарах писал, что после того, как министр просвещения в смете на 1857г. сократил расходы на Кавказский учебный округ на 15тыс. руб., не согласовав это с А.И.Барятинским, тот подал жалобу непосредственно Александру П. Император отреагировал: «Подтвердить, чтобы министры не делали никаких распоряжений по делам кавказским ни от себя, ни через Государственный совет, а всё вносили в Кавказский комитет». Следствием этого стало обособление Кавказской финансовой сметы (по Положению 22 ноября 1858г.), предоставившее наместнику широкие права на использование доходов края. В переписке с А.И.Барятинским Константин Николаевич высказывает пожелания «не упускать случая знакомить Европу с тем, что у нас есть хорошего в науке, администрации и народной жизни, дабы снискать всеобщее уважение и расположение, без которых невозможно идти с желанным успехом на пути усовершенствований». В сферу описываемого должна входить и кавказская тема. В ответе наместника, поддерживающего идеи Константина Николаевича, подчёркивается неуклонное следование «существовавшему порядку всякий раз, когда представляется случай сообщить что-либо замечательное из событий здешнего края. Равномерно, я приказал следить за статьями о Кавказе в получаемых здесь иностранных газетах и, каждый раз, когда они заслуживают возражения, изготовлять опровержения». Благодаря наместнику А.И.Барятинскому в 1859г. на Водах появилась и первая курортная библиотека, разместившаяся в Пятигорске. Книги из этой библиотеки развозили по курортам КМВ, и отдыхающие за умеренную плату могли их забирать на определённый срок.

Культурное строительство на Водах в данный исторический период проистекает на фоне общероссийских тенденций реформирования важнейших сторон социальной жизни: культурной, духовной, образовательной.

Во второй половине ХIХв. в России складывается разветвлённая сеть культурных и научно-просветительных организаций, включавшая в себя различные общества, комиссии и кружки, преследующая цель попечения о народном образовании, а также работу в области самообразования и организации культурного досуга: народных домов, библиотек, читален, музеев, выставок, народных театров и других учреждений. В сочетании с имеющейся системой образования и с рядом императорских учреждений культуры (театров, музеев, библиотек) они создали ту среду, которая вовлекала в культурную жизнь всё новые и новые слои населения страны. Внешкольное образование делается частью государственных реформ, действенным фактором аграрного и промышленного производства, когда для правительства и для буржуазии становится явной социально- экономическая необходимость различных форм и средств просвещения народа и, наконец, когда сам народ ощущает настоятельную необходимость в новом подходе к образованию и культуре.

К концу ХIХв. в России сложилась сеть учреждений культуры, которые именовались «увеселительными заведениями». Среди них было 21бтеатров, 42концертных зала, 32цирка, 768клубов, 192сада с платой за вход и др.

Кроме того, в России в 1890г. гастролировало более 60 оперных трупп. На рубеже ХIХ-ХХвв. в стране действовало около 1000 различных обществ, созданных по добровольной инициативе «снизу», из них 180научных и около 300 культурно-просветительских (в 1910г. последних было уже 55О).

Вторая половина ХIХв. - это и время оформления «общественного» направления в организации разнообразных научных исследований Кавказа. Академия наук, игравшая ведущую роль в деле изучения Кавказа, теперь получила возможность опереться на местные научные общества и учреждения, численность которых постоянно росла. «И было бы странно, если бы их рост не отозвался на работе Академии, не дал ей возможности разгрузиться от выполнения обследовательских задач в отношении к тем районам, где отвечать этим задачам были призваны местные научные центры». Воронцовская инициатива открытия Кавказского отделения Императорского Географического общества дала широкую перспективу для участия в исследовательских процессах местных научных кругов. Центр, оставляя за собой инициативу в определении тематики и направлении исследований, однако отказывается от принципа элитарности и замкнутости в деле изучения Кавказа. Демонстрацией такого подхода может служить Московское археологическое общество (МАО). В своей работе оно «было тесно связано с провинциальными исследователями, которые решали задачи изучения края, вовлекая в научные исследования местную интеллигенцию. Главной целью МАО было объединение и сплочение учёных и подвижников в процесс изучения истории края. На съездах МАО предоставляло возможность научного диалога представителей и «научного», и «правительственного», и «общественного» направлений.

Во второй половине ХIХв. на Северном Кавказе зарождалось краеведение, по инициативе местной интеллигенции создавались краеведческие общества: Кавказское Горное общество, Ессентукское отделение Российского общества туристов, Ставропольское общество для изучения Северо-Кавказского края и т.д. Это явилось одним из показателей социокультурного развития Кавказа. Активно взаимодействовало с местными историками и краеведами Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Плодом сотрудничества явилось устройство грандиозной выставки в 1879г., где впервые были представлены древности Кавказа, собранные местным археологом - любителем Е. Д. Фелицыным, поразившие научную общественность России.

В рассматриваемый период характер культурных процессов в регионе во многом определялась личностями, стоящими во главе государства к соответствующих ведомств, а также энтузиастами из различных социальных кругов и представителей местной интеллигенции.

Начинания С. А. Смирнова, инициатора РБО, были безоговорочно поддержаны Кавказским наместником А.И.Барятинским, утвердившим устав РБО.

РБО, проводившее многогранную научную деятельность, располагало химической лабораторией, построенной по плану проф. К. Фрезениуса и прекрасно оснащённой, отдельными помещениями для библиотеки, для геологического музея, для микроскопических исследований и литературных работ. Доктор С.А.Смирнов также сделал очень многое для распространения сведений о регионе самого различного характера (медицинские, исторические, культурные и т.д.) не только среди соотечественников, но и за границей. С этой целью с 1864г. РБО стало выпускать ежегодно на русском, немецком и французском языках «Путеводитель к Кавказским Минеральным Водам», «заключающим в себе все сведения, нужные для посетителей вод и относящиеся как к самим водам, так и к медицинской и гигиенической части при них». «Кроме того, была напечатана брошюра на французском языке «Еаих minerales du Caucase», для ознакомления с нашими водами заграничных бальнеологов. С тою же целью сделаны публикации в некоторых заграничных изданиях (Guides) и во многих периодических». При РБО была устроена и первая научная библиотека на Водах, укомплектованная новейшими бальнеологическими журналами. В «Отчёте» С.А.Смирнова 1864г. отмечалось: «Библиотека литературная, кроме высылки значительного числа газет и журналов, была обогащена двукратною присылкою нескольких роскошных изданий, высланных по воле Государыни Императрицы, из собственного Ея Величества Канцелярии. Из Министерства Народного Просвещения и из некоторых учёных обществ также были доставлены в неё несколько исторических сочинений. Расходы содержания и поддержки библиотеки окупались подпиской читателей».

В 1864г. при управлении Вод была устроена первая типография, открывшая широкие возможности, как для «удовлетворения внутренних нужд», так и для печатания «изданий, относящихся к водам». Благодаря С.А.Смирнову начинается издание первой в России курортной газеты «Листок для посетителей Кавказских Минеральных Вод», освещавшей отечественные и заграничные воды с точки зрения медиков, химиков, геологов, публиковавшей исторические, этнографические, культурные факты, имеющие отношение к курортной жизни. Видное место займут и ежегодно печатающиеся «Записки Русского Бальнеологического общества», темой которых стали медицинские аспекты изучения Вод и состояния отечественных и европейских курортов, формирование их инфраструктуры.

В организации геогностического музея при РБО, имевшего солидную коллекцию более 1500 образцов различных окаменелостей и горных пород из окрестностей, деятельное участие принял контрагент А.Н.Новосельский: музей составлялся исключительно на его средства. Таким образом, традиция частной культурной и научной инициативы, а также идея популяризации региона, исходившая от наместника А. И. Барятинского, нашли продолжение, поддержку и распространение на разных уровнях российской власти, среди разных субъектов культурной политики, получив преемственность в практическом воплощении идей доктора С.А.Смирнова.

Именно в эти годы стараниями С.А.Смирнова реформировалась курортная практика и рождалась курортная наука, а РБО, объединяя передовую медицинскую общественность, направляло её усилия во благо региону.

Отметим, что деятельность РБО явилась импульсом и для учреждения в 1864г. Кавказского Медицинского Общества (КМО), состоящего под покровительством Наместника Кавказского и имеющего своё управление в Тифлисе. Примечательно, что в §9 устава КМО говорится, что «Общество разрабатывает кавказскую бальнеологию, равно и всё, касающееся познания Кавказа в естественно-историческом отношении».

В 1900г. было учреждено Императорское Кавказское Медицинское Общество (ИКМО). Покровителем ИКМО также стал М.Н.Романов. Среди своих насущных целей ИКМО желало способствовать научному совершенствованию врачей, служащих и вольнопрактикующих на Кавказе и помогать специальным трудам их всеми зависящими средствами; разрабатывать все отрасли кавказской медицины и все относящееся до естествознания Кавказа; содействовать возможно обширному распространению и применению медицинских знаний между живущими на Кавказе, особенно в отношении гигиены. В связи с этим ИКМО приняло деятельнее участие в организации конкурса на составление описания Кавказских Минеральных Вод, откликнувшись в 1872г. на предложение А. М. Байкова, обещавшего премировать авторов лучшего из представленных сочинений.

Положения уставов КМО и ИКМО прямо перекликаются с основными тезисами РБО, где впервые заявлено как о самостоятельности русской бальнеологии, так и о необходимости всестороннего исследования русских курортов с научной и практической целью.

Появление в 60-х гг. по инициативе кавказского наместника А.И.Барятинского Общества восстановления христианства на Кавказе, Русского Бальнеологического Общества и других продолжилось появлением различных общественных гуманитарных организаций в последующие десятилетия. Эти организации вели культурную и образовательно-просветительскую работу. В 1864г. наместником при Главном Управлении учреждена Археографическая Комиссия, «ввиду важности в научном и административном отношениях разбора и обнародования содержащихся в архивах на Кавказе актов»«. Обстоятельство в контексте культурной политики весьма показательное: в нём видится стремление власти фиксировать факты своей деятельности в регионе, сделать их открытыми для последующих анализа и оценки.

Для пореформенного периода в Российском государстве характерно повышенное внимание правительства к развитию культуры и просвещения среди народных масс. Это было вызвано переходом страны к развитию буржуазных отношений. Правительству требовались местные национальные кадры, которые стали бы опорой на местах в проведении самодержавной политики. Направление этой политики нашло свое отражение на Северном Кавказе и, в частности, на КМВ.

Пример тому - Общество распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области, учреждённое в 1882г. Общество вело активную образовательно-просветительную деятельность, отражая тенденции соединения усилий частных лиц и местных властей для распространения просвещения. Детей учили за счёт состоятельных учеников, или за казенный счет, или же на пособия от обществ по вспомоществованию учащимся. На содержание учебных заведений городские власти обязательно выделяли средства.

Тем не менее, в связи с их недостаточностью и с невозможностью должного охвата горского населения, «Благотворительное общество» обратилось через прессу к желающим участвовать «в развитии и преуспеянии экономической жизни разнохарактерных и разноязычных племён, населяющих Терскую область». Устав Общества был утверждён в 1882г. и провозглашал важнейшими своими задачами содействие школьному образованию и распространение среди горского населения Терской области полезных технических знаний». Общество обязалось помогать материально горцам, обучающимся в средних и высших учебных заведениях. Оно открывало начальные школы для горцев по образцу училищ Министерства Народного Просвещения с параллельным обучением наряду с родным языком русскому. Попечительский совет Общества состоял из представителей горской интеллигенции, а Почётным Председателем совета правления являлся Начальник Терской области.

За период своей деятельности благотворительное Общество оказало материальную помощь большому количеству учащейся молодежи. Так, в 1887г. была оказана помощь 16 учащимся, в 1896г. - 31 учащемуся, в 1909г. - 36 учащимся, в 1911г. - 67учащимся. Состав правления был достаточно демократичен, включал как представителей местных властей, так и представителей горской интеллигенции и духовенства. Общество могло «состоять из неограниченного числа членов обоего пола; членом общества может быть всякий совершеннолетний, который сделает определённый членский взнос». Правление благотворительного Общества старалось увеличить число постоянных членов и членов-соревнователей, а также прибегало к сбору частных пожертвований и призывало на помощь всех тех, «которым дороги интересы наших братьев, нуждающихся в поддержке», призывало «выразить свою помощь советом и материальной поддержкой». Благотворительные взносы поступали от частных лиц, от организаций и учреждений, от проведения различных мероприятий или по завещанию граждан. Роль Общества в деле просвещения и подготовки кадров, а также в формировании интеллигенции среди горцев поистине неоценима. За счёт Общества горцы учились не только в северокавказских городах, но и университетах Петербурга, Москвы, Тифлиса, Томска. Общество, ставшее значительным явлением в просветительской сфере Северного Кавказа и КМВ, вело успешную деятельность на протяжении тридцати пяти лет, вплоть до революции 1917г. Эта общественная организация явилась убедительным свидетельством консолидационных усилий государственной, местной властей, а также представителей почти всех слоев многонационального населения Северного Кавказа.

По словам известного исследователя Северного Кавказа Д.М.Павлова, в течение второй половины ХIХв. на Кавказских Водах окрепла тенденция изучения региона местными силами. Эта тенденция воплотилась в совершенно конкретные и в высокой степени солидные формы образования здесь научных общественных организаций.

К числу таких организаций в полной мере можно отнести Кавказское Горное Общество (КТО), создание которого в 1902г. было вызвано насущной необходимостью развития экскурсионно-туристического дела, Идея создания принадлежала первому его председателю Р.Р.Лейцингеру. Уроженец горной Швейцарии, влюблённый в Кавказ, он сумел привлечь в этот уголок России специалистов и учёных, делая всё возможное и невозможное, чтобы Кавказские Минеральные Воды приобрели облик цивилизованных и процветающих курортов. КГО органично вошло во всероссийскую сеть Российского общества туристов (РОТ), организованного в 1895г. в Петербурге, где и находилось его Главное управление.

Устав РОТ был разработан и утверждён в 1902г. В задачи общества входило «содействие распространению в России туризма во всех его видах». В 1908г. вслед за Пятигорском в эту сеть войдут и Ессентуки, открывшие местное отделение РОТ. Его учредители, подключившиеся к разработке общероссийских туристических проектов, «предполагают при содействии некоторых студентов-горцев организовать несколько экскурсий по Кавказу и уже ждут к себе гостей из центрального управления»«. КГО стало одним из ведущих и координирующих звеньев РОТ, заняв уникальное место в культурном поле Северного Кавказа. Уникальность существования и работы КГО подтверждалась его программой, предусматривавшей «создать в Пятигорске такой общедоступный центр кавказоведения и русского альпинизма, где бы каждый трудящийся на этом поприще, учёный, писатель, топограф, художник, фотограф и обыкновенный турист, мог бы внести свою посильную лепту и почерпнуть посильные сведения». В принципе «общедоступности для каждого трудящегося» кардинально иной, современный и демократичный подход к делу, заключавшийся в решительном отказе от идеи элитарности и закрытости в науке. В проектах Р.Р.Лейцингера звучал призыв к сотрудничеству со всеми учёными, заинтересованными в освоении края.

КГО должно было стать и надёжным средством к европеизации курортов. «Мы привлечём массу учёных, альпинистов в наш чудный край и осветим лабиринты громадного Кавказа, которые до сих пор почти не исследованы. Я более чем уверен, что в скором времени и наш Кавказ понравится русским не меньше Тироля или Швейцарии».

На основании опыта работы КГО Р.Р.Лейцингер пришел к выводу: чтобы туризм, экскурсии, исследования гор нашли сотни увлеченных последователей, необходимо начинать эту работу с привлечения молодого поколения, учащихся. Члены КГО справедливо полагали, что привлечение к туристической работе может стать частью патриотического воспитания, а значит, и являться общегосударственной задачей: «Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином, а поскольку необходимыми средствами учащиеся не располагают, государство обязано содействовать им в этом». Для осуществления этих замыслов требовалось многое: кадры инструкторов, экскурсоводов, десятки разработанных и описанных туристских и экскурсионных маршрутов, целая сеть гостиниц и приютов, а также разрешение вопросов связи и транспорта. Благодаря усилиям КГО и энергии его председателя Р.Р.Лейцингера, сумевших объединить усилия различных субъектов культурной политики, в России начинает создаваться туристическая индустрия, формироваться соответствующая инфраструктура, и основным направлением её работы стал ученический туризм. В сезоне 1905г. были организованы 8 специальных ученических экскурсий, в которых приняло участие 246 учащихся их различных городов России. Для реализации задуманного Р.Р.Лейцингер предпринял широкий комплекс мер, часть которых мы назвали бы рекламно-агитационными. В 1906г. он издал брошюру «Несколько слов об ученических экскурсиях», которую самостоятельно рассылает по всем учебным округам России, в министерство народного просвещения, а также в адреса более 640 образовательных учреждений - гимназий, реальных училищ, духовных семинарий. Р.Р.Лейцингер обращается в Министерство народного просвещения с просьбой разрешить КГО пользоваться бесплатными приютами в казенных учебных заведениях Кавказа. М.Р.Завадский попечитель Кавказского Учебного Округа (КУО), в ведении которого в то время входил весь Северный Кавказ и Закавказье, удовлетворил это ходатайство. Более того, новый попечитель КУО Н.К.Рудольф в ноябре 1907г. издал распоряжение «Об ученических экскурсиях».

Начиная с 1906 года, бесспорное первое место в деятельности Общества занимала организация экскурсий для учащейся молодежи. Часть своей усадьбы Р.Р.Лейцингер и ранее принимавший ученические группы, отвёл под первую в России школьную туристскую базу с названием: «Ученический приют КГО в Пятигорске - гостиница «Швейцария» (ныне там размещается охранное предприятие «Щит»), в котором уже в сезоне 1907 года встречал группы из различных местностей России, в том числе и из Сибири.

Министерство народного просвещения, откликаясь на идеи и начинания Р.Р.Лейцингера по развитию ученического туризма, принимает и вводит общероссийские программы. Например, к моменту окончания гимназии все учащиеся должны были посетить три великих российских города: Киев, Санкт-Петербург и Москву.

Значительную поддержку в реализации этих программ оказывало министерство путей сообщения (МПС), которое в ответ на обращение Р.Р.Лейцингера установило для ученических экскурсионных групп льготный пятидесятипроцентный тариф для проезда по железной дороге. Практика введения ученических льгот, предложенная Р.Р.Лейцингером и поддержанная МПС, актуальна и функционирует сегодня. МПС не оставалось в стороне от строительства горных приютов и устройстве при них метеостанций, колёсной дороги, выделив для осуществления этих проектов 1000 руб.

Планы КГО по развитию туризма и изучению Кавказа нашли отклик и у других субъектов культурной политики в регионе. В частности, обратившись с просьбой к Почётному Президенту Императорской Академии Наук Его Имп. Высочества Вел. Кн. Константину Константиновичу с просьбой оказать содействие при строительстве метеостанции на «Кругозоре», КГО не только получило в этом горячую поддержку, и, более того, Академия Наук вызвалась помочь в оснащении приборами для исследования флоры, фауны и для астрономических наблюдений.

Таким образом, государство посредством своих важнейших социальных институтов (Министерства, Академия Наук, Императорская Археологическая Комиссия и т. д.) шло навстречу культурно-просветительным организациям, оказывая общественную и материальную поддержку их культурным инициативам.

Начало первой мировой войны затронуло национальное сознание российского народа. Патриотические настроения, вызванные её началом, охватили значительную часть интеллигенции, средних городских слоев, рабочих и крестьянства.

В это время КГО сочло нецелесообразным приостанавливать или же сворачивать свою деятельность. Патриотическая направленность КГО подкреплялась и доказывалась практическими акциями. Для Общества принципиальной была позиция продолжать освоение Кавказа, заявленная в «Очередных задачах Кавказского Горного Общества». В нём обращается внимание на то, что «нынешняя война - страшная конклизия» двух противоположных культур», борьба, в итоге которой «суждено разрешить страшный вопрос - быть ли славянам рабами тевтонов».

Первая мировая война заставила КГО активизировать патриотическую работу среди молодёжи, приобщая её посредством экскурсий к исследованию Кавказа как части необъятной родины. Посильный материальный вклад КГО в дело победы - сбор средств от продажи «Вестника» в пользу «Общества для предоставления детям увечных и павших воинов, а также детям, пострадавшим от войны, профессионального образования и обучения ремёслам». Что же касается курортного дела, то ему суждено было стать частью «общей национально - важной работы по освобождению сограждан от немецко-австрийского курортного ига».

Патриотические устремления пробудили интерес к краеведению, или отчизноведению, родиноведению. По примеру КГО в разных уголках России возникают аналогичные общества, координирующие работу местных исследовательских центров и кружков краеведения.

Это период деятельности на территории Ставропольской губернии и КМВ целой сети местных научных обществ и учреждений, имеющих краеведческую направленность: «Кавказское Общество содействия развитию лечебных мест», Пятигорский краеведческий музей, дом-музей М. Ю.Лермонтова (г.Пятигорск), Ставропольский губернский статистический комитет (г.Ставрополь), Ставропольское епархиальное церковно-археологическое общество (г.Ставрополь), Ставропольское общество для изучения Северо-Кавказского края (г.Ставрополь), Ставропольская ученая архивная комиссия (г.Ставрополь), музей Северного Кавказа (г.Ставрополь). Многосторонний характер деятельности исследователей-любителей способствовал превращению их в подлинно научные центры по исследованию края и по формированию интеллектуального пространства провинции. Их деятельность - это уникальный опыт коллективных научно-исторических исследований, нуждающийся во всестороннем анализе.

Многогранная деятельность КГО разворачивалась по нескольким направлениям. Общество, развивая экскурсионно-туристическое дело, выпускало свои издания с различными статьями об исследовании кавказской природы, с картами и таблицами, проводило археологические раскопки в окрестностях Пятигорска, устраивало научно-популярные курсы, имевшие два отделения: историко-культурное и естественно-историческое.

Нефтепромышленная Компания «Братья Нобель» прислала для музея образцы нефтяного производства. В стремлении идти в ногу с техническим прогрессом и придать курортам туристическую привлекательность, КГО выдвигает идею проведения трамвайной линии в Пятигорске, где были для этого все необходимые условия и капиталы. Инициатором проекта был сам Р.Р.Лейцингер. Он принимал участие в закладке трамвайного депо, лично привёз первый вагон из Бельгии. В Пятигорске трамваи появились раньше, чем в Санкт-Петербурге. Трамвайное движение в Пятигорске открылось в 1903г. Благодаря широкой издательской деятельности сведения о работе КГО распространялись через газету «Сезонный листок», журнал «Вестник Кавказского Горного общества» и другие печатные издания. В «Ежегоднике» за 1902 и 1903гг. отмечалось, что связи КГО налажены с Крымским Горным клубом, Русским Горным обществом, а также с иностранными: Австро-немецким горным клубом в Вене, французским обществом туристов «Дофинэ», Татринским обществом в Кракове, т. е. в кратчайшие сроки КГО приобрело международную известность и признание.

Отметим и другие грани плодотворной и разноплановой работы Р.Р.Лейцингера на КМВ. В 1898г. он в своём доме организовал самодеятельный театр, дававший представления круглый год, что, безусловно, расширило круг развлечений местного и приезжего населения. Он способствовал устройству бульвара на Теплосерной улице и парка на Горячей горе. Р.Р.Лейцингер, продолжая филантропические инициативы предшественников, организует в Пятигорске Общество пособия бедным, средства которого составлялись из его собственных доходов и из выручки от проведения разного рода мероприятий, таких, например, как скачки и маскарады. Деятельность Р.Р.Лейцингера и основанного им КГО - показательный пример удачного синтеза предпринимательской, культурно-просветительской и благотворительной инициатив.

После смерти Р.Р.Лейцингера в 1912г. КГО продолжало активно работать, оставаясь верным выработанным принципам и задачам. Одной из ведущих в его работе стала проблема координации деятельности с различными субъектами социокультурного строительства и в регионе, и по России в целом. Модель взаимоотношений общества такого типа с государством, по мнению председателя КГО А.П.Лорча, прекрасно отработана в Швейцарии, стране, где туризм есть неотъемлемая часть культуры и бизнеса, успешно выполняющая воспитательно-патриотические задачи и приносящая существенный доход. «Союз хозяев швейцарских гостиниц и правительство Швейцарии на пропаганду туризма тратят ежегодно более 10 млн. руб. Они имеют платных толковых агентов и, таким образом, распространяют по всему миру сведения о своих природных богатствах, рассылая сотнями чудные издания». Путешествия и туризм, с точки зрения КГО, средства для восстановления здоровья; лучшие способы привлечения отдыхающих и познания России русскими и иностранцами. Наряду с этим путешествия и туризм являются источником государственных доходов, а также следствием улучшения курортов и повышения благосостояния местных жителей.

Исходя из этого, предлагаются конкретные конструктивные шаги в реализации туристических проектов как части общей программы процветания курортов. Этих шагов шесть: 1) экскурсионным обществам необходимо выделять денежные субсидии и ссуды из средств казны; 2) казённые Управления минеральными водами и городские самоуправления Кавказа должны иметь у себя на финансовом содержании компетентных служащих, специалистов по экскурсионной и спортивной работе; 3) туристические организации держали бы связь с составом правления председателей педагогических советов всех учебных заведений Кавказа, представителями родительских кружков и комитетов; 4) Управление Кавказа должно сформировать центр по улучшению лечебных местностей и туризму, куда бы направлялись представители всех туристических организаций и Курортных Обществ Благоустройства; 5) администрация железной дороги обязана наравне с общественными организациями активно привлекаться к распространению туризма; 6) развивать железные дороги, улучшать пути сообщения и подъездные пути, а также создавать для туристов приюты на пути следования.

Таким образом, в реализации этой программы были задействованы все управленческие звенья на Кавказе, к ней привлекаются также и заинтересованные частные лица и общественные организации, родительская и педагогическая общественность. Отметим, что предложения А.П.Лорча будут актуальны и востребованы и после Октябрьской социалистической революции, когда новая власть на их основе станет выстраивать свою культурную политику, уделяя туризму особое внимание.

Столь подробное освещение деятельности КГО, на наш взгляд, даёт представление о поэтапно формирующемся, довольно успешном и жизнеспособном культурном проекте, в который будет вовлечён обширный круг представителей всех активных социальных групп не только на КМВ, но и за пределами региона.

Наиболее многочисленными и разветвлёнными среди общественных организаций в России второй половины ХIХ в. были научные, медицинские и культурно-просветительные общества с непременной благотворительной составляющей. Их активность обычно проявлялась в сферах, где существующие потребности населения не были в полной мере удовлетворены.

Вспомогательное общество «Санаторий», организованное московским доктором М. С. Зерновым в Ессентуках, - пример взаимодействия и соединения различных направлений в курортной жизни на основе благотворительной составляющей. М.С.Зернов в идее создания санатория исключительно на благотворительные средства предполагал, что санаторий будет не только лечебным учреждением, но и очагом культуры. Для строительства курортного городка в Ессентуках Вспомогательное общество приобрело участок специально отчужденной земли, на котором с 1901 по 1914гг. были построены шесть санаториев, отвечающих требованиям курортно-лечебного дела. Проекты зданий санаториев разрабатывались талантливыми архитекторами, среди которых местные И.И. Байков, А.И.Кузнецов, Э.Б.Ходжаев и другие.

Социальный состав больных в этих учреждениях разнообразный, а условием для их лечения была заявка на срок лечения с подробным описанием своего семейного, служебного и материального положения. «Общество сооружает первоклассные санатории, обставляет их современными удобствами и совершенно даром предоставляет в них помещения своим кандидатам. Поэтому больным приходится оплачивать только текущие расходы Общества (продовольствие, администрацию, прислугу, налоги, охрану имущества, амортизацию, ремонт)». При каждом санатории имелись библиотека, которая «ежегодно пополнялась лучшими произведениями беллетристики», читальня, «получающая газеты с разных концов России», музыкальная комната с двумя роялями. Славились санатории своими знаменитыми бесплатными литературно-музыкальными вечерами, в которых принимали участие известные деятели российской культуры и просто любители искусства.

С.З.Зернова вспоминала: «Кого только не прищлось нам видеть и слышать в санаторской столовой: чуть ли не весь Художественный театр со К.С.Станиславским во главе, Н.А.Никулину, К.А.Варламова, В.Н.Давыдова, М.Г.Савину, В.Ф.Комиссаржевскую, профессоров и учеников консерваторий, артистов из провинций. Таким вечерам М.С.Зернов придавал особое значение; они давали эстетические наслаждения, редко доступные малосостоятельным пансионерам санатория».

Административный талант М.С.Зернова, умение грамотно распоряжаться материальными средствами, способствовали тому, что имущество благотворительного общества «Санаторий» г. Ессентуки в 1914г. оценивалось почти в один миллион рублей. Пример успешного опыта М.С.Зернова привлёк внимание министра земледелия А.С.Ермолова, который обратился к М.С.Зернову с предложением организовать подобное в Сочи, где также интенсивно развивалось курортное дело. М.С.Зернов немедленно приступил к работе, но, «начался большевистский разбой, а с ним полное прекращение всякой культурной жизни».

Благотворительность во второй половине ХIХ-начале ХХвв. стала фундаментом, без которого невозможно представить формирование региональной культурной среды. В благотворительности - свидетельство зрелости и величайшего духовного подвига нации, приоритета общенациональных задач над личными, патриотического стремления видеть страну не только могущественной, но и просвещённой. Необходимо сказать, что филантропические устремления, в социальном плане охватывавшие все слои населения сверху донизу, не были некоей кратковременной акцией, а носили постоянный и стабильный характер для этого периода.

Благотворительность есть ещё и надежда на более справедливое, гуманное устройство государственной системы, воплощение социального оптимизма и демократии. В этом смысле заслуживает внимания Пятигорское Благотворительное Общество (ПБО), открывшее свою деятельность в 1880г. Устав ПБО преследовал своими целями «оказание помощи бедным, - а также не способным к труду, в приёме, содержании и лечении недостаточных больных, в помощи к выезду на родину по окончании лечебного сезона и проч.» Результатом деятельности ПБО было устройство богадельни на 20-25чел. и содержание бесплатной лечебницы». Многолетним председателем ПБО была Е.А.Ржевусская (супруга исполняющего должность начальника Терской обл. генерала-майора Ржевусского), сумевшая поставить дело благотворительности таким образом, что поступления в кассу ПБО имели неизменную тенденцию к росту, что и констатировала статистика Терских календарей с 1897 по 1901гг. В Пятигорске действовали Мефодиевское Общество вспоможения беднейшим ученикам Пятигорского городского четырёхклассного училища (председательница М.А.Ржаксинская, супруга основателя первой больницы в Пятигорске П. А. Ржаксинского), и Пятигорское общество вспомоществования бедным (председательница А.К.Жмакина, супруга известного врача-бальнеолога В.А.Кобылина). Факт их существования является свидетельством нравственных приоритетов в культурной политике.

С.С.Лазарян, подчёркивая тесную связь предпринимательства и благотворительности, отмечает: «Как предпринимательство в России вырастало на фундаменте фамильного капитала, так и благотворительность проистекала из семьи. Благотворительность такого рода становилась сознательной семейной традицией, неотъемлемой стороной жизни семьи (Шумовы, Гукасовы, Наитаки).

Отличительной культурной чертой, как в центре, так и в провинции было сочетание частной и общественной (коллективной) благотворительности. В качестве примера можно привести открытие в 1889г. памятника М.Ю.Лермонтову работы скульптора А.М.Опекушина в Пятигорске. Его строительство явилось итогом филантропических усилий «всех жертвователей, на добровольные даяния которых воздвигнут первый в империи памятник незабвенному поэту». Памятник «народной волею возник»: от первого взноса, сделанного двумя неизвестными «таврическими мужичками» в 1871г., до пожертвований, внесёнными мелкими служащими, военными, представителями передовой интеллигенции. Половина гонорара от прошедшего с большим успехом концерта пианистки М.М.Мясоедовой пошла на сооружение памятника. Сбор средств по подписке продолжался около 18 лет и регистрировался особым комитетом. Надо сказать, что сами идеи народной подписки и конкурса, на основе которого происходил отбор мастеров-скульпторов для создания монумента, были поистине демократичны. Победителем конкурса стал талантливый русский скульптор, автор знаменитого памятника А.С.Пушкину в Москве - А.М.Опекушин. Однако в 1889г. распорядительная комиссия на КМВ не сочла необходимым известить о важнейшем культурном событии российской провинции всю страну. Общественность узнала о состоявшемся событии из газет. Тем не менее, вопреки желанию властей придать торжествам узко официальный характер, мероприятие превратилось в подлинно народный праздник. Открытие этого памятника в 1880г. тогда приняло масштаб всероссийского триумфа.

Немалую роль в формировании провинциальной культурной среды играли разнообразные общества и клубы по интересам, «имеющие целью доставить возможность проводить свободное время с приятностью и пользой».

В 1900г. начал свою работу Пятигорский ипподром. Он был государственным и подчинялся управлению конезаводетва. Отметим, что к строительству и работе ипподрома активно подключилось местное общество пособия бедным под председательством врача Г.А.Горбунова, видевшего в скачках способ привлечения благотворительных средств на нужды курортов. В первых скачках принимали участие разнопородные лошади частных владельцев. Ипподром занял значимое место в деле сохранения и селекции редких пород лошадей. Он стал частью культурной жизни курортов, направляемой Пятигорским скаковым обществом. Почётным членом этого общества был Кавказский наместник И.И.Воронцов-Дашков, президентом - временный генерал-губернатор Терской обл. А.М.Колюбакин. Новое направление курортной жизни явилось дополнительным обстоятельством, привлекающим на Воды отдыхающих и любителей конного спорта.

Одним из субъектов культурного процесса на Водах стал Пятигорский клуб, открытый в 1907г. Он пользовался огромной популярностью и задавал тон в провинциальной курортной среде. Клуб располагал собственным помещением для проведения балов, танцев, музыкальных, драматических и литературных вечеров, маскарадов; выписывал газеты, журналы и книги, а также приглашал специалистов по разным искусствам и наукам для проведения бесед и лекций, имевших просветительные цели. Среди учредителей Пятигорского клуба были представители почти всех ключевых административных подразделений курортов: заведующий Пятигорской группой КМВ надворный советник М.Н. Соловьёв; старший горный инженер Управления Вод А.И.Дрейер; пятигорский голова М.Ф.Николаенков; атаман Пятигорского отдела полковник Г.Н.Абрезов; врач Управления Вод С.Н.Паренаго; заведующий электрическими сооружениями КМВ инженер путей сообщения Е.Н.Кутейников. Устав клуба утверждён временным генерал-губернатором Терской обл. А.М.Колюбакиным.

Двери клуба были открыты для лиц, «без различия пола, звания, сословия, национальности и вероисповедания». В соответствии с §6 Устава клуба его членами не могли быть: а) нижние воинские чины, состоящие на службе; б) опороченные судом; в) не достигшие совершеннолетия; г) воспитанники учебных заведений и юнкера, несмотря на совершеннолетний возраст; д) прислуга и чернорабочие.

При клубе была и библиотека, составленная из «периодических изданий и книг общедоступного содержания преимущественно на русском, французском и немецком языках».

В 1904г. открылось Пятигорское музыкально-драматическое общество, а в 1913г. - Ессентукское литературно-музыкально-драматическое общество, которое согласно требованиям времени значительно расширило диапазон и формы своей деятельности, устраивая вечера и утренники для детей, для взрослых - демонстрацию «синематографических картин». Общество проводило всевозможные спортивные и экскурсионные мероприятия, востребованные как местными жителями, так и отдыхающими. Общество оказывало поддержку своим членам «в организации и преподавании музыки, пения, танцев, гимнастики, фехтования и т. п.». Доходы от проведения многочисленных лотерей-аллегри направлялись на благотворительные акции. Материальные средства Пятигорского клуба и обществ, подобных Ессентукскому, складывались из членских взносов, различного рода пожертвований, доходов от проводимых мероприятий, преподавательской деятельности и т. д. Это было принципиально, поскольку идея их организации исходила не от государства, а от местной интеллигенции.

Кружки любителей драматического искусства возникали и в пролетарской среде, ставя своей целью «давать спектакли в пользу общества пособия бедным. Один из них состоял специально из рабочих местных типографий и пользовался популярностью среди своих же собратьев и среди простого люда».

В 1912г. в одном только Пятигорске насчитывалось 15 учёных и благотворительных обществ, среди них были и общества, объединявшие своих членов по различной тематике, национально-культурным и профессиональным интересам, - это Дамский кружок (содержал приют и ясли), Армянское дамское благотворительное общество, Отделение армянского благотворительного общества на Кавказе, общество любителей камерной и оркестровой музыки, Пятигорское охотничье общество, Северо-Кавказское отделение императорского общества садоводства, общество козоводства.

Данные процессы, характеризующиеся широким вовлечением населения в активную социальную жизнь курортов соответствовали общероссийскому культурно-просветительскому движению.

К 1913г. сеть культурно-просветительских учреждений в стране значительно увеличилась: она включала в себя более 250музеев, 14тыс. массовых библиотек, насчитывающих 9,4млн. книг. Разовый тираж выпускаемых журналов достигал 3,3млн. экземпляров.

Таким образом, исследуя новации культурного процесса на КМВ, можно констатировать следующее:

- очевидна традиция преемственности культурных, научных и просветительных организаций как в самом факте их государственной поддержки в лице наместников, так и в определении задач, а значит, и смысла существования различных научно-исследовательских обществ;

- культурные, научные и просветительные организации не ограничивались односторонне направленной деятельностью, а непременно включали и просветительскую составляющую;

- многоаспектность деятельности общественных организаций на КМВ рождало явление многосубъектности в культурной политике, где в управлении культурными процессами инициатива начинает принадлежать местной интеллигенции, активно подключающей к своим начинаниям наместников, региональную и курортную администрацию, а также предпринимателей и АО «Владикавказская железная дорога»;

- появление различных общественных и просветительных организаций на КМВ - свидетельство процесса децентрализации культурной политики России.

Итак, можно сделать некоторые выводы:

1. Вторая пол. ХIХ в. - это второй этап в реализации культурной политики на КМВ. Он характеризовался тем, что выстраивалась децентрализованная система управления культурными процессами на КМВ. Звенья этой системы связывались усилиями личностей, объединённых стремлением создания современной культурной среды (наместники, контрагенты, руководители общественных организаций, представители буржуазии, купечества, предпринимателей, местной интеллигенции и т.д.).

2. Государство через наместников поддерживало появление частной инициативы в культурных процессах. В период арендаторства она исходила в первую очередь от наместника, контрагента и ведущих ответственных медиков С.А.Смирнова и М.К.Милютина, очень много сделавших для популяризации курортов, санитарного просвещения и повышения культурного уровня населения.

3. Отсутствие централизованного влияния государства на культурные процессы на Кавказских Минеральных Водах послужило толчком для создания и развития новых культурных институтов (РБО, КГО, различные общественные организации), которые к концу этого периода становятся влиятельными субъектами культурной политики.

4. Несмотря на неудачи в хозяйственно-экономическом освоении и благоустройстве курортов в период контрагентства, серьёзным и значительным достижением этого периода была научная постановка лечебного дела на курортах КМВ, объединение лучших отечественных и европейских специалистов на базе Русского Бальнеологического общества.

5. Конец XIX-начало ХХв. для КМВ - это период социально- политической стабильности на курортах Кавказских Минеральных Вод, получивших европейскую известность. В это время в регионе складываются разные по специфике и профилю научно-просветительские, культурные и развлекательные организации, значительно расширившие культурное поле данного региона. Среди новых социокультурных институтов выделялись РБО и КГО как важнейшие субъекты культурной политики.

6. В регионе появились общественные организации нового типа - краеведческие, на демократической основе, выполнявшие просветительную и культурно-воспитательную миссии, а объектами изучения - различные сферы социальной жизни. Краеведение превратилось в долговременную общественно-полезную практику, направленную на всестороннее изучение родных мест, своеобразную функцию воздействия на научное и интеллектуальное сознание провинции, на воспитание любви и уважения к своей «малой родине» и через все это предстало как социокультурный феномен. Все названные акции свидетельствовали о создании общенациональной, культурно-патриотической, краеведческой программы.

7. Администрация региона и городское самоуправление поддерживали прогрессивные демократические инициативы, исходящие от общественных организаций и от передовой интеллигенции.

8. Государственные реформы, коснувшиеся всех областей российской жизни, развитие капиталистических отношений, строительство Владикавказской железной дороги, ускорили включение КМВ в культурное пространство страны. А это, в свою очередь, требовало от государственных властей и от местного руководства новых подходов к выработке культурной стратегии в регионе с учётом специфики КМВ как курортов.

9. В связи с включением КМВ в активную промышленно-торговую жизнь России, привлечением крупного капитала и предпринимательства, проведением железной дороги, реформы модернизации управленческих процессов, меняются объекты культурной политики: увеличивается численный состав местного населения, усложняется и его социальная структура. Всё это сопровождалось повышением его культурно-образовательного уровня.

 

Автор: Семина Н.Б.