23.03.2012 2313

Становление системы образовательных учреждений на Кавказских Минеральных Водах в конце XIX-начале ХХ века

 

Говоря о специфике российских культурных процессов рассматриваемого периода, исследователи В.Жидков и К.Соколов справедливо отмечают, что «в сфере городской культуры наращивают темп три переплетающихся процесса: постепенный переход культурной инициативы от власти к общественности; вовлечение в культурное творчество лиц из купечества и мещанства; активное участие во всех культурных начинаниях женщин». Покровительницей женского образования на Кавказе стала Великая княгиня Ольга Фёдоровна, взявшая на себя миссию попечительницы средних и низших женских учебных заведений. «Женское образование достигло особенного развития в крае. Во всех женских учебных заведениях к 1872г. воспитывалось и обучалось уже до 3000 девиц и в частных пансионах-908».

Не остались в стороне от прогрессивных образовательных новаций и Кавказские Минеральные Воды. В 1865г. в Пятигорске, благодаря стараниям А.О.Смирновой, супруги доктора С.А.Смирнова, открыта бесплатная благотворительная школы для девочек. Главными мотивами, которыми руководствовалась учредительница, были «отсутствие средств к образованию детей женского пола в Пятигорске и желание, выраженное родителями многих из них». Механизм реализации данного образовательного проекта почти целиком базировался на благотворительных инициативах, к которым приглашались горожане и все желающие из числа посетителей Вод.

Инициатива А.О.Смирновой была горячо поддержана духовной властью преосвященнейшего Феофилакта, главным инспектором учебных заведений на Кавказе и за Кавказом и администрацией г. Пятигорска. Программа обучения в школе для девочек была составлена в соответствии с программой начальных училищ, утверждённой Министерством народного просвещения. Основные предметы - чтение по-русски и славянски, чистописание, первоначальные правила арифметики, женское рукоделие в применении к быту учениц.

Открытие школы для девочек в Пятигорске, а также преобразование первого на Водах Пятигорского уездного училища (открыто в 1850г. на народные пожертвования) в 1866г. в классическую прогимназию» с латинским и греческими языками, шли в русле образовательных реформ, начавшихся в России в 60-х гг. Идея смены образовательного статуса уездного училища была вызвана «необходимостью распространения изданного в 1864г. нового устава гимназий и прогимназий на учебные заведения Ставропольской губернии» и исходила от Его Императорского Высочества Наместника Кавказского М.Н.Романова. Это учебное заведение стало объектом особого внимания со стороны наместника, городских властей и жителей Вод.

Библиотека прогимназии, «не могла быть названа особо богатою, но во всяком случае занимает не последнее место в Кавказском Учебном Округе и всегда может оказать значительную помощь каждому учащемуся». Она постоянно пополнялась пожертвованиями в виде учебных пособий и литературы для чтения как со стороны высоких представителей власти (генерал-лейтенант Суходольский, статский советник А.М.Байков, генерал-лейтенант Л.Т.Тер-Гукасов и др.), так и неравнодушных к делу просвещения подвижников (доктор С.А.Смирнов, потомственный дворянин Н.И.Шаблыкин и др.).

В прогимназии с 1867 по 1876гг. всего обучались 1395 человек. До 1879г. из 1600 учеников было 600 детей чиновников и дворян, 650 купцов и мещан, 200 духовных, 100 сельских сословий, 50 казаков и 100 солдатских детей. Для поступления в Ставропольскую городскую гимназию имелись три вакансии для детей местных дворян и чиновников, проявивших «при хорошем поведении и способностях отличные успехи в древних языках». Однако сословный принцип распределения вакансий не давал возможности выдвинуться ученикам из других социальных кругов (купечества, мещанства), в результате чего вакансии оставались незамещёнными: лучшими всё чаще становились ученики из купцов и мещан.

Посещение в 1872 и 1873 гг. прогимназии наместником М.Н.Романовым и выделение 150руб. для начального обзаведения Константиногорского училища - свидетельство внимания к нуждам просвещения на самом высоком уровне власти». Для наместника образование - это инструмент культурной политики, посредством которого осуществляется интеграция горских народов и обеспечение мира на Кавказе. «Основная идея новых законоположений, даруемых Кавказу Высочайшею волею и имеющих целью радикального улучшения администрации края, заключается в сближении его гражданской жизни с жизнью общего Отечества - России, но с удержанием тех местных особенностей, которые естественно обуславливаются историей и природой страны, т. к. полное отожествление всего гражданского его строя с Россией возможно только в будущем и необходимо зависит от умственных и нравственных особенностей страны. Первое, необходимейшее условие радушного и быстрого усвоения новых форм жизни, предназначенное Кавказу волею его Преобразователей, есть возвышение общего образования в массах, для которого общество пока не сделало ничего». Так строго и беспристрастно констатирует пресса того времени положение дел в образовании на Кавказе, вместе с тем подчёркивая созидательную роль наместника и необходимость административных преобразований в этой сфере.

Увеличение количества учебных заведений, специальная подготовка учителей из местного населения, поощрение частной деятельности в образовании - вот те задачи, которые были поставлены М.Н.Романовым для совершенствования образовательной системы на Кавказе в период его наместничества. Система народного образования на Кавказе при М.Н.Романове выстраивалась по общероссийской модели. Подтверждением этого являются следующие шаги: а) в 1864г. учреждена должность главного инспектора учебных заведений Кавказа; б) с 1867г. ко всем гимназиям и прогимназиям на Кавказе применяется общий устав министерства народного просвещения; в) в 1868г. восстановлена должность попечителя учебного округа, а также разработаны и откорректированы учебные программы по общему образцу; г) выделено дополнительное финансирование материальной базы учебных заведений. Всё это должно было осуществляться на фоне расширения среднего образования.

Образцовым средним учебным заведением на Водах стала Пятигорская прогимназия - средоточие культурной жизни юношества. Здесь постоянно устраивались литературно-музыкальные утренники с участием собственного хора и оркестра. В 1889г. прогимназия принимала участие в открытии памятника М.Ю.Лермонтову в Пятигорске.

Начало 90-х гг. Пятигорская прогимназия встретила переполненными классами, отсутствием рекреационных залов, тесным помещением, находящимся в аварийном состоянии. В 1893г. остро встал вопрос о перспективах её существования. Это объяснялось объективными причинами: переполненность гимназий Северного Кавказа в связи с быстрым ростом населения, проведением железной дороги, а, следовательно, и острой потребности в получении начального образования. Препятствием деятельности прогимназии было то, что она занимала наёмные помещения в центре курорта, и владелица могла продать их в любой момент. Директор прогимназии Б.З.Коленко обратился в министерство просвещения с просьбой о строительстве нового здания для этого учебного заведения. Из средств государственной казны запрашивалась весьма скромная сумма -45тыс. руб. на два года. По мнению Б.З.Коленко, «упрочение существования среднего учебного заведения здесь дало бы возможность многим родителям поселиться в крае, где бы они сохранили или восстановили своё здоровье и здоровье своих детей».

Городские власти пошли навстречу просьбе директора, предоставив безвозмездно место для застройки и 10 тыс. руб. на возведение здания. Таким образом, судьба прогимназии была решена положительно.

В 1906г. частное женское училище А.Ф.Васильевой в Кисловодске также было преобразовано в прогимназию. В разрешении этого вопроса участвовали все представители образовательного процесса, заинтересованные в повышении его качества (начальница училища, попечительский совет, попечитель Кавказского учебного округа - КУО).

В 90-х гг. в Пятигорске было несколько типов учебных заведений: прогимназия, училища, церковно-приходская школа. Однако город не всегда мог удовлетворить «насущнейшие потребности» жителей в образовании в связи с недостатком средств. В отчёте за 1898г. констатируется: «Дело открытия новых низших школ придётся отложить на неопределенное время. Общественных библиотек, за исключением библиотеки Управления Вод, музеев и театров, в городе нет, и Городское Управление не произвело на это никаких расходов в отчётном году».

В 1898 г. по инициативе попечителя КУО Н.К.Рудольфа в Пятигорске открылось и первое профессиональное среднее учебное заведение - Низшая Ремесленная школа, дающая возможность получить необходимые для нужд курортов рабочие профессии, как токаря, слесаря, кузнеца и плотника. Принимались туда юноши, окончившие начальную школу. Необходимость в таком заведении и для города, да и для Вод назрела давно. В Пятигорске конца века, имеющем 16 тыс. жителей, давно уже назрела потребность в профессионально обученных ремесленниках. Существующие здесь различные производства, экипажное, гончарное, кузнечное, слесарное, сапожное, портняжное и другие не располагали местными профессиональными мастерами. Школа должна была носить имя потомственного почётного гражданина В.С.Иванова, отказавшего по духовному завещанию существенный капитал на содержание школы.

В 1901г. при Пятигорском четырёхклассном городском училище открылся бухгалтерский класс.

Данные события - свидетельство включения региона КМВ в складывающуюся в России систему специального профессионального образования. Главной задачей попечителя КУО Н.Ф.Рудольфа была «современная постановка профессионального образования». Результатом работы Н.Ф.Рудольфа стала открытая в 1911г. в Пятигорске первая в России учебно-окружная выставка ученических изделий всех промышленных училищ округа, а также всякого рода ремесленных, сельскохозяйственных и других профессиональных отделений при общеобразовательных учебных заведениях. Городские власти спонсировали мероприятия, выделив на них 500р. На выставке были представлены сельскохозяйственные орудия, механизмы для техники, изделия ручного труда, выполненные учащимися. Обер-прокурор Сената Н.М.Рейнке дал высокую оценку выставке, увидев в ней «общегосударственное значение и показавшей значительные результаты по проведению в жизнь Кавказа русской культуры».

Положение КУО в сравнении с другими округами осложнялось переполненностью классов, их многокомплектностью, большим процентом учащихся, не владеющих русским языком. Государство, понимая проблемы образовательной сферы региона, увеличило ассигнования: в 1908г. было выделено - 9338000руб., а в 1912г. - 18579807руб. (за пять лет они возросли почти вдвое). Наглядна также и динамика роста новых образовательных учреждений на Кавказе: в 1908г.- 2 743, а в 1912г.- 4 414. Огромную поддержку народному образованию на Северном Кавказе оказывала администрация. Оценивая Кавказ «как величину совершенно особого рода», взрывоопасное полиэтничное и многоязычное культурное поле, наместник И.И.Воронцов-Дашков полагал, что насущнейшей образовательной задачей для кавказских народов является сочетание обучения на родном- «материнском» языке и государственном, русском. Письмо И.И.Воронцова-Дашкова попечителю КУО Н.К.Рудольфу от 25 декабря 1912г. - иллюстрация неравнодушного отношения к учебно-воспитательному процессу, в котором, по мнению наместника, все «равноправные участники»: и преподаватели, и родители, и общественность.

Мероприятия, связанные с открытием учебных заведений, для правительства имели большое значение, так как активизировали деятельность местной общественности. Они всегда проходили торжественно и пышно обставлялись, привлекая внимание состоятельной части общества, а также использовались для сбора средств по подписке на дальнейшее развитие образования. Благотворительность морально поощрялась государством, вплоть до объявления Высочайшей благодарности.

Развитие народного образования в провинции шло динамично также благодаря поддержке городского самоуправления. Развитие городского самоуправления - отражение демократизации российской жизни начала века. Журнал «Городское самоуправление в России», будучи одним из рупоров этого процесса и в столице, и в провинциальных городах, писал о необходимости работы в этой сфере органов местной власти: «Народное образование - важная отрасль городского управления. Среднее и низшее образование - дело каждого города, каждого отдельно обитаемого клочка земли. Ведь городские и приходские училища, школы грамоты, народные библиотеки, читальни, воскресные и вечерние школы, наконец, гимназии могут находиться повсюду. Кому же, как не местным жителям заботиться об образовании в своём городе, селе или деревушке? Кто лучше их знает собственные нужды?» «Откликом на возрастающие образовательные потребности в Кисловодске было выделение Кисловодской думой в 1909г. более 25% всего городского бюджета на нужды образования, что давало надежды на скорое «преобразование своего местечка в просвещенный центр, коим могло бы гордиться как само население, так и государство перед западными соседями».

В контексте повышения роли местных властей и желании граждан участвовать в общественной жизни примечательно появление «первой школы граждан города Пятигорска в память Высочайшего Манифеста 17-го октября 1905года». «Громадная потребность в первоначальном школьном образовании в г. Пятигорске, сказывавшаяся уже давно и подтверждавшаяся постоянной необходимостью отказывать в приёме детей в школы, побудила группу лиц» к организации строительства школы на основе 1) бесплатного образования, обеспеченного «посильным и добровольным пожертвованием граждан города Пятигорска», отсюда и принципиальное название - «Первая школа граждан города Пятигорска»; 2) «обучения в ней детей младшего возраста обоего пола».

«Группа лиц», состоявшая из демократически настроенной общественности Пятигорска, дала объявление в прессу о своих намерениях и организовала комитет для ведения дел по постройке школы. В состав комитета на общественных началах вошли люди с незапятнанной репутацией из городской администрации и из общественности: председательница С.А.Дрейер, казначей И.И.Байков, секретарь С.Л.Окинчиц. Комитет ходатайствовал через Пятигорскую Городскую Управу, об утверждении архитектурного проекта и отведении для школы участка земли в центре города. Проект разрабатывался местными архитекторами И.И.Байковым и В.Н.Семёновым. Работа комитета по сбору средств на постройку школы велась в течение трёх лет, пожертвования поступали из общественных организаций и от частных лиц. В этом деле участвовали Пятигорское общество трезвости, Азовско-Донской банк, Комитет по оказанию помощи безработным, директор народных училищ Терской обл. В кассу пожертвований вливались средства от лотерей, концертов, спектаклей, устраиваемых Комитетом.

Продолжающийся стремительный рост населения на КМВ, увеличивающийся приток отдыхающих поставил перед местными властями вопрос об открытии высшего сельскохозяйственного учебного заведения. Инициатива его создания принадлежала городскому голове Пятигорска Н.И.Архипову, известного тем, что он способствовал открытию местным городским обществом двухклассной школы на 120 человек с преподаванием сельскохозяйственных предметов на хуторах около Пятигорских скачек.

Н.И.Архипов в обращении к министру земледелия А.С.Ермолову доказывал необходимость решения вопроса об открытии высшего сельскохозяйственного учебного заведения, что было связано с уверенностью в том, что «хозяйственное процветание Кавказа является основой для его культурного роста». Местом расположения учебного заведения предполагался Пятигорск как наиболее удобно расположенный в отношении территорий Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей. Рядом с городом находился неосвоенный Посетительский участок в 1740 десятин, представляющий возможность «заняться школе и хлебопашеством, и травосеянием, и садоводством, и даже лесоводством. Это способствовало бы решению проблемы снабжения Вод собственной сельхозпродукцией».

Параллельно с Пятигорском шло интенсивное развитие образовательного процесса в Ессентуках, где активную позицию занимали станичные власти. Это начинание связано с открытием в 1871г. первого государственного учебного заведения - одноклассного мужского училища» и продолжилось созданием первого в Ессентуках женского одноклассного училища для девочек, в 1911г. реорганизованного в двухклассное.

В 1880г., согласно требованиям времени, мужское одноклассное училище преобразуется в двухклассное. По сообщению газеты «Терские ведомости» от 15 ноября на содержание училища было назначено 1250 руб. в год. В этом же номере газеты помещалась благодарность Дирекции училищ Терской области жителям Ессентуков, пожертвовавших на школу 70руб. Среди этих жителей были и священник Николаевской церкви Д.Карагачев, и будущие станичные атаманы: М.Горепёкин, И.Третьяков, К.Токарев, Н.Лисичкин. В 1901г. в Ессентукских станичных учебных, заведениях обучалось 116 мальчиков и 76 девочек.

В 1911г. в связи с ростом неказачьего населения в станице в добротном кирпичном здании открылось и смешанное двухклассное училище для прибывших иногородних детей обоего пола. В этом же году в Ессентуках появляется и первая мужская прогимназия, для которой было специально отстроено новое каменное здание.

В 1914г. жители ст. Ессентукской инициировали строительство одноклассного трёхкомплектного училища в заподкумской части станицы. Вопрос об этом обсуждался на Ессентукском Станичном Сборе под руководством атамана Е.Симонова, где при рассмотрении плана постройки был вынесен коллективный вердикт: «Рассмотрев план на постройку, мы нашли его вполне подходящим, посему с общего нашего согласия постановили представить через атамана пятигорского отдела в Терское областное Правление на утверждение». Несмотря на первую мировую войну, училище начало свою работу в 1915году. Рассчитанное на 175учеников, оно по всем критериям отвечало требованиям местного населения: имело три отделения, 12 помещений, среди которых классные комнаты, рекреационная зала, учительская, квартира для учителя, помещение для сторожа.

К 1915г. в Ессентуках имелось уже 10 училищ, в том числе: 3 двуклассных (мужское, женское, иногороднее) и 7 одноклассных, работало более 50 учителей, учащихся- 1144чел. (695 мальчиков и 449девочек) Были открыты мужская прогимназия и частное женское учебное заведение. При церквях имелись две православные церковно-приходские школы и одна единоверческая (старообрядческая) школа грамоты.

К образовательной сфере на Водах проявляли интерес и состоятельные меценаты из столицы. Так, в 1911г. пятигорскому городскому главе поступило из Петербурга от статского советника В.И.Ракушана письменное предложение открыть на свои средства в Пятигорске 7-классное коммерческое училище для детей обоего пола. Со стороны высокопоставленного столичного чиновника это было знаком благодарности за лечение и восстановленное здоровье 25лет назад.

Пятигорск к 1915г. располагал двумя средними учебными заведениями - это мужская и женская гимназии, начальными, среди которых два двухклассных мужских училища и одно двухклассное женское, несколькими начальными национальными (армянская, карачаевская, греческая школы, еврейское училище), а также константиногорская смешанная начальная школа для детей обоего пола.

Серьёзная роль в деле распространения просвещения принадлежала женской прогимназии, существовавшей на проценты с капитала, завещанного вдовой генерал-адъютанта графиней А.А.Евдокимовой. Прогимназия располагалась в принадлежащем графине здании и перешедшем, согласно её завещанию, в собственность Пятигорска. Город, со своей стороны, обязался выдавать ежегодно на содержание прогимназии не более 2000руб.

Наряду с этим существовали и частные учебные заведения для состоятельных учеников. Это четырёхклассная прогимназия Е.П.Кондаковой и частный пансион О.М.Максимовой в Пятигорске. Благодаря усилиям А.И.Рысиной появилась в начале века и первая на КМВ, в Пятигорске, школа граждан для взрослых, которая существовала на народные пожертвования.

Важнейшее значение в развивающейся провинциальной культурной сфере имели библиотеки и читальни: на КМВ отмечался их стремительный количественный рост. Среди них имелись как платные, так и бесплатные. Библиотеки и читальни существовали при всех очагах культуры: музеях, культурно-просветительных обществах, клубах, учебных заведениях, курзалах, а также при санаториях и гостиницах. Местное население и посетители Вод имели доступ к художественной и научной литературе, получали свежую отечественную и европейскую прессу - эта необходимая культурная потребность осуществлялась за небольшую плату библиотеками РБО и КГО, краеведческого музея или в крупных гостиницах на всех курортных группах. Врачи пользовались библиотекой РБО бесплатно. Часть доходов от платных библиотек и читален шла в курортный бюджет. За четыре года, с 1899 по 1903 этот доход увеличился почти вдвое.

Таким образом, анализ специфики образовательного процесса на КМВ второй половины ХIХ-начала ХХвв., позволяет сделать следующие выводы:

- серьёзную роль в образовательных процессах в исследуемый период времени играло просвещение горских народов. На фоне общего увеличения количества школ по настоянию наместника И.И.Воронцова-Дашкова введено двуязычие, где русскому языку отведена роль языка межнационального общения. Это стало основой адаптации горских народов к новым социокультурным условиям;

- образование являлось неотъемлемым направлением культурной политики на КМВ, объединявшим субъекты на всех уровнях. Особую роль в решении образовательных проблем играло местное самоуправление. Развитие образования не могло быть реализовано без участия городского самоуправления, с помощью которого на КМВ создавались и поддерживались различные типы учебных заведений;

- спецификой образовательного процесса на КМВ становится активное вовлечение в него женщин. Благодаря их усилиям появляются учебные заведения для девочек, что отражает общероссийскую тенденцию;

- открытие в Пятигорске низшей Ремесленной школы, бухгалтерского класса, организация в 1911г. в Пятигорске первой в России учебно-окружной выставки ученических изделий всех промышленных училищ округа - включало регион в систему профессионального образования.

 

Автор: Семина Н.Б.