30.03.2012 4857

Особенности статуса потерпевшего от посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа

 

При уголовно-правовой характеристике посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа следует обратить внимание на особенности статуса потерпевшего от рассматриваемого преступления.

Деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности осуществляет конкретно определённый круг лиц, наделённых соответствующими полномочиями. Основным условием, которое предъявляет закон к деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, является принадлежность к правоохранительным органам.

Рассматриваемая уголовно-правовая норма (ст. 317 УК РФ) относится к числу бланкетных, поскольку для определения потерпевшего правоприменитель должен исходить из положений Федерального закона от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». К сожалению, точного перечня государственных органов, которые следует именовать правоохранительными, на сегодня нет. Более того, ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. к числу правоохранительных структур фактически относит те органы, службы и учреждения, которые осуществляют не только функции по борьбе с преступностью, но и по обеспечению безопасности, законности, правопорядка, по защите прав и свобод человека и гражданина. Поэтому необходимо подвергнуть анализу специфику деятельности конкретных правоохранительных органов для того, чтобы выяснить, сотрудники каких органов могут считаться потерпевшими от посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа.

Согласно названному закону государственной защите подлежат: 1) лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; 2) сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановления органов расследования и прокуроров; 3) сотрудники органов безопасности; 4) судебные исполнители; 5) работники контрольных органов президента Российской Федерации, главы администраций субъектов Российской Федерации, осуществляющие контроль, за исполнением законов и иных нормативных актов, выявлением и пресечением правонарушений; 6) сотрудники федеральных органов государственной охраны; 7) работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений министерства финансов Российской Федерации и финансовых органов субъектов Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; 8) близкие лица.

Не все сотрудники правоохранительных органов могут быть признаны потерпевшими в результате совершения рассматриваемого преступления, а лишь наделённые соответствующими полномочиями. То же относится и к сотрудникам органов внутренних дел. Из всех многообразных служб органов внутренних дел потерпевшими в результате посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа могут быть признаны лишь сотрудники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, которые наделены соответствующими функциями.

Не каждый военнослужащий также может быть признан потерпевшим в результате совершения преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ. Среди всех военнослужащих функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности возложены лишь на внутренние войска МВД РФ. Федеральным законом о внутренних войсках МВД РФ регламентирован порядок осуществления управленческих функций военнослужащими, несущими службу по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. По мнению В.В. Полухина, необходимо дополнить закон о внутренних войсках МВД РФ положением, согласно которому военнослужащие, входящие в состав патрульно-постового наряда, наделяются не только правами, но и конкретными обязанностями в отношении как правонарушителей, так и потерпевших от правонарушений.

По рассматриваемой статье в результате посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа потерпевшим не может рассматриваться лицо, выполнявшее неурегулированные правом функции охранника или телохранителя. Соглашаясь с мнением ученых, отметим, что сотрудники частных детективных или сыскных агентств, участвующие совместно с работниками правоохранительного органа в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, должны быть признаны таковыми потерпевшими, поскольку они фактически выполняют работу правоохранителя.

Таким образом, под правоохранительными органами понимается совокупность государственных органов, специальной функцией которых является борьба с правонарушениями и обеспечение законности. Традиционно к их числу относили суд, прокуратуру, органы юстиции, внутренних дел, государственной безопасности.

К сотрудникам правоохранительных органов, выполняющим функции по охране общественного порядка, относятся лица, наделенные в законном порядке полномочиями по охране жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, а также наделенные правом применения мер принуждения. К ним относятся: сотрудники органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы РФ, службы внешней разведки, таможенных органов.

Закон проводит разницу между судьями и должностными лицами правоохранительных органов. Действительно, в соответствии с законом о статусе судей в России их полномочиями является отправление правосудия. Правосудие - это самостоятельный объект уголовно-правовой охраны, стало быть, судьи, народные и присяжные заседатели, судебные исполнители должны быть исключены из числа сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, Закон различает должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Представляется, что категории лиц, которые могут выступать в качестве потерпевших при совершении анализируемого преступления, определяет не только принадлежность лица к тому или иному органу, но и характер исполняемых обязанностей. Статья 317 УК РФ ставит под защиту деятельность потерпевших по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Таким образом, все лица, указанные в законе о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, которые постоянно или временно исполняют обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, могут быть потерпевшими по ст. 317 УК РФ. Что касается лиц, осуществляющих правосудие и предварительное расследование, которые также выполняют функции по охране общественного порядка, то гарантии их безопасности законодатель счёл необходимым предусмотреть в отдельной норме - статье 295 УК РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры от имени государства осуществляют надзор за исполнением законов, что не является деятельностью по охране общественного порядка, хотя прокурор полномочен предупреждать и пресекать нарушения прав и свобод человека и гражданина. Однако прокурор делает это путем принесения протеста или представления. Таким образом, работники прокуратуры не могут быть потерпевшими по анализируемой статье, а посягательство на них образует состав преступления, предусмотренного ст. 295 УК РФ.

Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» не назвал иных должностных лиц, наделённых в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, которые названы в примечании к ст.318 УК РФ. На наш взгляд, это упущение закона, которое действительно сужает круг лиц, подлежащих уголовно-правовой охране. Поскольку же круг сотрудников, подпадающих под определение «иные должностные лица, наделённые соответствующими полномочиями», может быть весьма широк, постольку имеет смысл дополнить закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» еще одним пунктом, относящим иных должностных лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. В таком случае родовое понятие «сотрудник правоохранительного органа» позволит вместить в свою структуру любого сотрудника, который выполняет обязанности по поддержанию общественного порядка или общественной безопасности вне зависимости от возможных изменений и коррекций государственных служб.

Прежде всего, цитируемый закон, составляющий бланкетную основу рассматриваемого преступления, называет лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Согласно Федеральному закону об оперативно-розыскной деятельности её задачами, в частности, являются выявление, пресечение, раскрытие преступлений, а также установление виновных. Выполняя задачи такого рода, сотрудники оперативно-розыскных подразделений выполняют одновременно и функции по охране общественного порядка и обеспечению безопасности, следовательно, соответствующие сотрудники относятся к числу потерпевших в результате совершения рассматриваемого преступления.

Оперативно-розыскная деятельность является компетенцией органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, включая органы Главного Управления охраны России и службы безопасности Президента России, таможенных органов РФ, службы внешней разведки РФ, Министерства юстиции РФ, Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Правовое поведение сотрудников органов внутренних дел обладает и рядом собственных особенностей, обусловленных направленностью деятельности на пресечение противоправного поведения иных субъектов, обеспечение правопорядка, объемом компетенции (предоставление широкого круга прав и наложение большого числа обязанностей, связанных с основными функциями органов внутренних дел, а также возможность применять меры физического принуждения, специальные средства, огнестрельное оружие).

К сотрудникам органов безопасности относятся работники федеральной службы безопасности, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную деятельность, а также ведущие борьбу с преступностью. Разведывательная деятельность относится к числу деятельности по получению информации, важной, в частности, для обеспечения общественной безопасности, в особенности, если такая деятельность связана с оперативно-розыскными мероприятиями. Контрразведывательная деятельность направлена на предупреждение и пресечение преступлений, раскрытие агентурных сетей и т.п. Такая деятельность наряду с деятельностью по борьбе с преступностью также отвечает задачам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, следовательно, сотрудники органов безопасности могут быть признаны потерпевшими в результате совершения рассматриваемого преступления.

Но ведь отправление правосудия - это соблюдение правопорядка, т.е., следуя нашей формулировке общественного порядка, обеспечение последнего. Следовательно, судебные исполнители выполняют функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Значит, они также могут быть отнесены к числу потерпевших от преступления, предусмотренного статьёй 317 УК РФ. Аналогичные выводы касаются прокурора, следователя, судьи, дознавателя и т.д. Например, если дознаватель совершает положенные ему по закону действия с целью раскрытия преступления, то он выполняет, таким образом, функции по сохранению нарушенного в результате преступного деяния статуса, т.е. делает всё необходимое для обеспечения и сохранения общественного порядка и общественной безопасности.

В связи с определённой спецификой деятельности полагаем необходимым отдельно остановиться на статусе работника милиции, военнослужащего и лиц, которые относятся к числу близких сотрудников правоохранительных органов.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О милиции» её задачей является, в частности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. По подчинённости милиция входит в структуру МВД РФ,| являясь его составной частью. Однако далеко не все сотрудники МВД относятся к категории правоохрантелей, поскольку из всей системы МВД РФ, к органам милиции, согласно ст. 7 закона, имеют отношение лишь подразделения криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Значит, именно данные подразделения, структурирующие милицию, осуществляют функции, в частности, по охране общественного порядка, а их сотрудники могут выступать в качестве потерпевших в результате совершения рассматриваемого преступления. Остальные сотрудники МВД могут быть потерпевшими в рассматриваемом нами случае только тогда, когда они специально привлекаются к выполнению функций по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Так, в законе РФ «О чрезвычайном положении» указано, что для обеспечения режима чрезвычайного положения используются, в частности, силы и средства органов внутренних дел. В такого рода ситуациях любой сотрудник МВД, привлечённый к обеспечению режима чрезвычайного положения, становится потенциальным потерпевшим от посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Таким образом, оказывается, что в структуре МВД существует подразделение милиции, сотрудники которого являются потенциальными потерпевшими от преступления, предусмотренного статьёй 317 УК РФ, в силу возложенных на них официально полномочий, а также сотрудники, которые могут быть таковыми потерпевшими, но лишь в силу временно возложенных на них функций охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности.

Особый акцент на деятельность подразделений милиции мы делаем специально, поскольку основная масса работы по охране общественного прядка и обеспечению общественной безопасности ложится на плечи сотрудников этих органов. Поэтому потерпевшими от преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, по изученным нами уголовным делам за 6 месяцев 2005 г. в 67% случаев являлись именно работники милиции. Причём наибольшее количество посягательств было направлено против работников милиции, несущих службу в общественных местах. Изучение уголовных дел рассматриваемой категории позволило установить, что от общего числа посягательств на жизнь работника милиции 46% посягательств принимают на себя постовые милиционеры, 24% - сотрудники оперативно-розыскных служб, 15% - участковые инспектора. В последнее время выросло число посягательств на жизнь сотрудников ГИБДД, которое составило 37% от всех посягательств на жизнь сотрудников милиции.

Военнослужащие - это лица, проходящие службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Деятельность по охране общественного порядка, прежде всего, осуществляют военнослужащие внутренних войск МВД. Согласно Закону «О внутренних войсках Министерства внутренних дел России», они входят в систему МВД и призваны защищать интересы личности, общества, государства, конституционные права и свободы граждан от преступных и иных посягательств.

Среди прочих функций военнослужащие внутренних войск совместно с органами внутренних дел несут патрульно-постовую службу в городах и населенных пунктах; обеспечивают общественную безопасность при проведении массовых мероприятий, оказывают содействие органам внутренних дел в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, охраняют общественный порядок при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельств, а также обеспечивают правовой режим чрезвычайного положения; участвуют в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости - ив исправительных учреждениях. При осуществлении этих задач они могут быть потерпевшими по ст. 317 УК РФ.

К военнослужащим относятся лица рядового, сержантского или офицерского состава, проходящие срочную военную службу по контракту или по найму в Вооруженных Силах РФ, постоянно или временно осуществляющие деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Согласно закону эти лица могут привлекаться для выполнения обязанностей по охране общественного порядка, и в этом случае на них распространяются обязанности, права, гарантии правовой и социальной защиты, предусмотренные для сотрудников правоохранительных органов.

Военнослужащие других войск не могут, согласно закону, привлекаться к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Практика, однако, свидетельствует об обратном. Нередко военнослужащие Вооруженных Сил участвуют и в охране массовых мероприятий, и в пресечении беспорядков, и в обеспечении общественного порядка во время стихийных бедствий. В подобных случаях они также могут выступать в качестве потерпевших по ст. 317 УК РФ.

Статус военнослужащего ограничивает его деятельность как защитника Отечества и не распространяется на функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Среди всех категорий военнослужащих функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности возложены лишь на внутренние войска Министерства внутренних дел России, служба в которых, согласно Федеральному закону «Об обороне», признаётся военной, а личный состав - военнослужащими. Таким образом, непосредственно задачу охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности выполняют войсковые патрульно-постовые наряды, назначаемые командованием частей и подразделений внутренних войск МВД РФ. Лица, несущие службу в таких нарядах, являются потерпевшими в случае совершения преступления, предусмотренного статьёй 317 УК РФ. Например, 5 сентября 1999 года незаконные вооруженные формирования под руководством Басаева и Хаттаба, общей численностью до 1 тыс. человек, в том числе и подсудимый Хасаев Т. А., в целях насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, в состав которого входит РД, и нарушения территориальной целостности Российской Федерации, проникли на территорию Новолакского района Республики Дагестан со стороны Чеченской Республики. Участниками вооруженного мятежа были захвачены населенные пункты: Тухчар, Гамиях, Новолакское, Дучи, Чапаево и Шушия Новолакского района РД и с применением насилия свергнуты органы власти в названных населенных пунктах, которые удерживались ими до 8 сентября 1999 года. В целях пресечения действий участников незаконных вооруженных формирований на окраине села Тухчар Новолакского района РД был установлен пост из числа военнослужащих внутренних войск в/ч 3642. На вооружении последних находились БМП, стрелковое оружие - автоматы Калашникова калибра 5,45 мм и подствольный гранатомет ГП-25. В 4 ч. 30 мин. 5 сентября 1999 года, находящиеся на данном посту возле БПМ военнослужащие Полагаев А.С., Ташкин В.В., Падяков А.В., Анисимов К.В., Кауфман В.Е., Эрдниев Б.О., Липатов А.В., Чернавин Ф.В., Зорок В.А., Иванов А.А., Карапетян А.В., Шиндин Р.А., заметив проникновение вооруженных участников НВФ в населенный пункт - с. Тухчар Новолакского района Республики Дагестан и осуществляя законную деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, приняли меры по предотвращению незаконно проникновения вооруженных участников НВФ в данный населенный пункт, открыв огонь по ним из имеющегося вооружения.

Однако участники незаконного вооруженного формирования в количестве 50 боевиков, в том числе и Хасаев Т. А., вооруженный гранатометом, в целях воспрепятствования законной деятельности военнослужащих, указанных выше, по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и из мести за такую деятельность, с целью убийства военнослужащих и уничтожения БМП, открыли огонь из гранатометов, пулеметов, автоматов и другого оружия. В результате прицельного попадания из гранатометов участниками НВФ была уничтожена БМП, которая сгорела и пришла в негодность. После того, как БМП была подбита и боеприпасы закончились, вышеуказанные военнослужащие, покинув пост, спустились вниз с высоты и зашли в село Тухчар, где жители данного населенного пункта часть из них переодели и спрятали от боевиков в своих домах, а часть спряталась в сарае дома местного жителя. Участники НВФ, в том числе и Хасаев Т. А., с целью обнаружения их и последующего убийства, под руководством командира боевиков по имени Умар, стали прочесывать село. Участники НВФ, обнаружив спрятавшихся в одном из сараев дома местного жителя военнослужащих Анисимова К. В., Ташкина В.В., Липатова А. В., Кауфмана В. Е., Полагаева А. С. и Эрдниева Б. О., путем угрозы применения насилия опасного для жизни и здоровья, вынудили их сдаться. Всех шестерых военнослужащих российских войск вывезли на окраину села Тухчар с целью последующего их убийства. Здесь участники НВФ под командованием неустановленного следствием и судом полевого командира по имени Умар, объединенные единым умыслом между собой на убийство военнослужащих из мести за их деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, связали этих военнослужащих и приступили к казни последних. При этом подсудимый Хасаев Т.А., посягая на жизнь военнослужащего Липатова Алексея, уложил его на землю и имеющимся при себе кинжалом нанес ему поверхностный надрез передней поверхности шеи, причинив ему особые страдания и мучения. Не выдержав их, Липатов А. попытался убежать. Однако он был убит выстрелом в голову другим участником НВФ. В это же время были убиты остальные пятеро военнослужащих внутренних войск.

В связи с отнесением военнослужащих, осуществляющих функции по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, к категории потерпевших от посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа возникает вопрос о возможности признания потерпевшим от данного преступления лица, неправомерно призваного на военную службу во внутренние войска МВД РФ и в качестве военнослужащего войскового наряда назначенного на службу по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Действительно, субъект, который неправомерно наделён полномочиями, ему по тем или иным причинам неположенными, не может отвечать как специальный субъект. Но такое положение касается только некоторых случаев совершения преступления специальным субъектом, наделённым соответствующими функциями неправомерно. Например, лицо с неполным средним образованием назначается на управленческую должность и допускает халатность, которую оно не могло не допустить в результате отсутствия должного образования. В нашем случае картина иная. Субъект, который должен быть освобождён от прохождения воинской службы, призывается, выполняет функции по охране общественного порядка. Статья 5 УК РФ, императивно закрепляющая принцип вины, требует наказания лица за конкретно совершённое преступление. Виновный посягал на военнослужащего в связи с охраной им общественного порядка, и вне зависимости от того, был ли военнослужащий призван правомерно или нет, виновный должен нести ответственность по статье 317 УК РФ. В данном случае не играет роль правомерность призыва. Определяющая роль принадлежит субъективной направленности действий виновного.

В качестве потенциальных потерпевших от анализируемого преступления закон называет лиц, которые являются близкими не только конкретных сотрудников правоохранительного органа, но и военнослужащих, осуществляющих службу по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Хотя близкие сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, выполняющих обязанности по охране общественного порядка, не несут службу управленческого характера, тем не менее их отношение к сотрудникам, наделённым необходимыми полномочиями для поддержания стабильности социального сосуществования, позволяет влиять на последних с целью нарушения их правомерной деятельности, что и является непосредственной целью виновного.

Понятие «близкого» носит правовой характер - оно разъяснено в ст. 5 УПК России. Но уголовно-правовое значение этого понятия значительно шире процессуального - оно включает в себя такие категории, как «родственник», «близкий родственник» и собственно «близкий». Близкими признаются две категории лиц: а) близкие родственники сотрудника правоохранительного органа по прямой нисходящей или по прямой восходящей линии, супруги и другие лица, признаваемые близкими родственниками в соответствии с семейным законодательством; б) лица, состоящие в иных близких отношениях, в чьей судьбе они заинтересованы.

Под «близкими» потерпевшего, согласно сложившейся практике, «следует понимать близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг), а также иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся жизненных обстоятельств дороги потерпевшему».

В учебной литературе к близким практически единодушно, вслед, пожалуй, за постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» от 27 января 1999 г., наряду с близкими родственниками относятся иные лица, состоящие с соответствующими сотрудниками в родстве или свойстве (родственники супруга), а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений. К таким лицам, в частности, могут относиться друг, подруга, любовница и т.п. Посягатель может достичь желаемого результата не только посредством воздействия на самого сотрудника или военнослужащего, но и на человека, судьба которого небезразлична выполняющему обязанности по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности сотруднику или военнослужащему. Как правильно отмечает В.В. Полухин, в итоге могут оказаться, по существу, два потерпевших -непосредственно сотрудник, на которого оказывается косвенное воздействие посредством воздействия на близкого ему человека, и близкий, который в данном случае выступает как необходимое средство для воздействия на сотрудника или для мести сотруднику правоохранительного органа или военнослужащему.

Лицо, близкое сотруднику правоохранительного органа или военнослужащему, несущему службу по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, выступает одновременно и как потерпевшее от преступления, и как необходимое для совершения деяния средство. Близкие сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих, несущих службу по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, выступают в процессе рассматриваемого нами преступления вовсе не как граждане, жизнь и здоровье которых закон охраняет в специальных главах УК, но как представители лиц, наделённых управленческими функциями. Будучи представителями лиц, наделённых функциями охраны общественного порядка или общественной безопасности, близкие воспринимают часть их полномочий в том смысле, что способны влиять на решение в свою очередь близких им лиц - сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих. Посягательство на их жизнь затрагивает вовсе не жизнь человека, как основополагающую цель посягателя. Жизнь в данном случае - необходимый, но дополнительный объект, а сам близкий, также как и его жизнь, выступают или определяющим средством воздействия на правоохранителя, либо военнослужащего или средством мести за принятые ими решения. Таким образом, лицо, близкое правоохранителю или военнослужащему, косвенным образом вовлечено в процесс принятия управленческих решений, выступает не в качестве обычного гражданина, а гражданина, имеющего возможность влиять на управленческие решения и посягательство на такого субъекта есть посягательство на порядок управления через соответствующего потерпевшего. Близкий, следовательно, является неким абстрактным воплощением управленческих возможностей и в таком качестве правомерно должен быть признан потерпевшим от посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, выполняющих обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Например, 29.10.2004 года, примерно во 2 часу, на окраине садоводческого общества «Турист» Макашарипов P.M., Абдуллаев Р.Н, Курамагомедов М.А., перевозя огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства и проезжая на автомашине марки ВАЗ-2107 за государственным номерным знаком В 246 НВ 05 РУС, обстреляли из автоматического огнестрельного оружия ехавший им навстречу экипаж автомашины УАЗ ППСМ при УВД гор. Махачкалы в составе: Ахмедова М.М., Мамедова У.М., Умарова З.Н., в результате чего касательное ранение в ногу получила Гаджиева Д.Б. (супруга Ахмедова М.М.), которая находилась вместе с ними. Когда работники милиции открыли ответную стрельбу, преступники, один из которых получил огнестрельное ранение, скрылись с места происшествия, оставив вышеуказанную автомашину на дороге.

Следует обратить внимание на одну неточность в рассматриваемой уголовно-правовой норме. Учитывая, однако, особенности лица, близкого сотруднику правоохранительного органа или военнослужащему, которые заключаются в том, что они не наделены управленческими функциями, а являются лишь абстрактными «воплотителями» таковых, близкие, естественно, не могут выполнять обязанности по охране общественного прядка или обеспечению общественной безопасности. В таком естественном контексте норма статьи 317 УК РФ предстаёт в несколько некорректном виде, поскольку буквальное её толкование позволяет предположить, что и близкие также выполняют соответствующие служебные функции. Некорректность законодательной формулировки заключена в таких выражениях законодателя: посягательство на жизнь сотрудников «а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц». Поскольку близкие не наделены управленческими полномочиями и, следовательно, не могут выполнять предписанные законом функции правоохранителя, формулировку закона в этой части следует изменить. Такой точки зрения придерживаются многие ученые. Нами предлагается следующий вариант диспозиции ст. 317 УК РФ: «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность, а равно посягательство на близких, указанных в законе лиц с той же целью».

Определяя статус потерпевшего в результате рассматриваемого посягательства, необходимо обратить внимание на важный вопрос современного бытия сотрудников правоохранительных органов, которые вынуждены искать сторонние заработки, ибо служебный оклад не может удовлетворить минимальную необходимую «потребительскую корзину» сотрудника и его семьи. Вовлечённость в рыночные отношения позволила гражданам - и сотрудникам правоохранительных органов в том числе, -получать прибыль помимо основного места работы, разумеется, на законных основаниях. Для сотрудников правоохранительных органов таким законным основанием является Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. В соответствии со ст. 11 закона государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной или иной творческой работы. Сотрудникам милиции совместительство разрешается в любом подразделении органов внутренних дел на вакантных должностях рядового и начальствующего состава и на вакантных должностях работников в свободное от основной службы время, что регламентировано, в частности, постановлением правительства РФ «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 23 июля 1993 г. Однако рыночные отношения порождают порой неадекватные отношения, выходящие за рамки закона.

Сотрудники правоохранительных органов зачастую выполняют работу по охране предприятий, банков, складов, перевозимых грузов, офисов. Иногда обеспечивают физическую безопасность предпринимателей, иных лиц. Сотрудники правоохранительных органов, в большей мере работники оперативных подразделений, дают платные консультации, сотрудничают с частными детективными агентствами, передавая им в случае необходимости оперативную информацию. В сущности, такие действия не основаны на законе, а значит посягательство на их жизнь в связи с осуществлением функций, хотя и связанных с охраной общественного порядка и (или) обеспечением общественной безопасности, нельзя оценивать как посягательство на управленческую деятельность. Не основанное на законе выполнение функций не позволяет рассматривать лиц, несущих в противоречии с законом службу в иных местах, хотя и связанную с охраной порядка и обеспечением безопасности, в качестве потерпевших от преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ.

Сотрудники правоохранительного органа, фактически выполняя функции по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, но делая это вне правового поля, ограничивающего их легитимную деятельность, осуществляют соответствующие функции не на законном основании и, значит, не могут рассматриваться в качестве потерпевших от преступления, предусмотренного ст.317 УК РФ. Но вполне возможна иная ситуация: сотрудники частных агентств или детективных служб оказывают помощь правоохранительным органам по обеспечению общественной безопасности или охране общественного порядка. Во многих зарубежных странах практика сотрудничества частных агентств со спецслужбами широко распространена. Причём сотрудники частных агентств оказывают соответствующую помощь, не входя в структуру государственных органов и не приобретая управленческие полномочия ни временно, ни тем более постоянно. Тем не менее, оказывая правоохранительным органам помощь в общественной безопасности, сотрудники негосударственных служб фактически и юридически выполняют работу правоохранителя. Они действуют в правовых рамках, очерчивающих их легитимную деятельность, следовательно, выполняют функции охраны правопорядка легитимно. Однако Закон (ст.317 УК РФ) не учитывает деятельность подразделений такого рода, что ставит в неравное положение участников однородных общественных отношений. В данном ^случае посягательства на жизнь сотрудника частной службы, помогающего деятельности правоохранительного органа, можно квалифицировать по п. «б» ч.2 ст. 105 УК РФ, как выполнение лицом служебной деятельности или общественного долга.

 

Автор: Гамидов А.М.