30.03.2012 3865

Особенности посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих в Республике Дагестан

 

В последние годы Российской Федерации, особенно в Республике Дагестан посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих стали распространенным явлением. По данным Главного информационного центра МВД РФ, количество посягательств данной категории неуклонно возрастает. В Российской Федерации в 1997 г. по ст. 317 УК РФ было возбуждено 321, в 2001 г. - 379, в 2002 г. - 441, в 2003 г. 534 уголовных дела. «Увеличивается также и количество насильственных посягательств, угроз и шантажа в отношении указанных лиц, их близких в связи с исполнением ими своих обязанностей и общественного долга». По результатам исследования В.В. Королева, количество сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебных обязанностей, растет более высокими темпами, чем общее количество уголовных дел, возбужденных по ст. 317 УК РФ. Статистические данные по России в целом свидетельствуют об увеличении удельного веса убийств и снижении удельного веса покушений на убийство в общем количестве посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов.

Исследование криминологических особенностей посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих следует осуществлять с учетом способа его совершения, организованности, масштабов, числа лиц, принимающих в нем участие, количества преступлений, продолжительности преступной деятельности.

В последние годы осложнение криминальной ситуации в Республике Дагестан связано с ростом организованной преступности, значительным увеличением числа насильственных преступлений. «Организованная преступность сегодня представляет серьезную опасность для национальной безопасности России, самих основ российского государства. Распространение организованной преступности и масштабы преступной деятельности криминальных формирований стали таковы, что проблема борьбы с ней ныне называется в числе первоочередных, требующих целого комплекса мер государственного и общественного противодействия».

Стремление организованных преступных сообществ к проникновению во властные структуры органически сопряжено с активизацией насильственных акций в отношении сотрудников правоохранительных органов. Они имеют целью не только ослабить работу правоохранительных органов, но и путем насильственного воздействия обеспечить «проникновение во власть». Например, в Чеченской Республике в военных лагерях под руководством Хаттаба и Б.Магомедова обучались владению стрелковым оружием и ведению боевых действий многие приверженцы ваххабизма. Лагеря были расположены в селениях Сержен-Юрт и Урус-Мартан. Боевики, под руководством Б.Магомедова и араба Абуджафара на автомашине «Урал» приехали к перевалу возле границы Дагестана и Чечни, а затем зашли в села Цумадинского района Дагестана. В ночь со 2 на 3 августа 1999 года Б.Магомедов собрал всех боевиков и сообщил, что они поедут в райцентр в сел. Агвали устанавливать шариат. Он полагал, что шариат будет установлен такого же типа как в селах Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района РД. В период вторжения чеченских бандитских формирований были жестоко убиты сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие.

Обобщение судебной практики показало, что за фактами совершения рассматриваемых преступлений стоит отлаженная криминальная система. Посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих совершаются хорошо подготовленными организованными и многочисленными по своему составу преступными организациями. «Почти все террористические акции носят организованный характер, наиболее крупномасштабные из них совершаются лицами, прошедшими в лагере «Кавказ» («Талибан») под руководством Хаттаба и Басаева». В 2003-2004 гг. резко увеличилось число лиц, совершивших указанные преступления в составе организованной группы: если в 1997 г. этот показатель достигал всего 12% лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 317 УК РФ, то в 2003-2004 гг. он стал равняться 67%. Например, следственным управлением прокуратуры Республики Дагестан расследуется уголовное дело № 46845, возбужденное в отношении преступного сообщества, созданного Макашариповым P.M. и Бакуновым И.Ю. для совершения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и других тяжких и особо тяжких преступлений. В связи с имеющимися данными о возможном местонахождении разыскиваемых - Макашарипова P.M. и других членов преступного сообщества по указанном уголовному делу были проведены 11 обысков. 15 января 2005 года примерно в 07 час. 00 мин. при проведении обыска в доме гражданина Зубаирова М.Т., проживающего по адресу: г. Махачкала, ул. 2-я Магистральная, дом 61-а, не установленные лица, находившиеся в указанном домостроении, из имеющегося при себе огнестрельного оружия открыли стрельбу по сотрудникам правоохранительных органов, исполняющим служебные обязанности по охране общественного порядка. После этого пятеро вооруженных огнестрельным оружием лиц выбежали из указанного дома и ворвались в дом по адресу: ул. 6-я Магистральная, 38, где, угрожая оружием, удерживали в качестве заложников Джалалова И.А., его жену Джалалову Ш.А., их малолетнюю дочь Джалалову А.И. и Мирзабекова Р.Т. После переговоров заложники были освобождены. Преступники отказались сложить оружие и сдаться и с целью воспрепятствования работникам правоохранительных органов в обеспечении общественной безопасности открыли стрельбу из различных видов оружия. В ходе вооруженного сопротивления был убит сотрудник спецназа ФСБ РФ Скрябин А.Н. и ранены сотрудники данного подразделения Масленников Р.В. и Неварщиков Г.Г.

Насилие вообще, а анализируемый вид в частности, парализует волю людей, подрывает их веру в возможность государства обеспечить их безопасность. По мнению многих опрошенных в 2003-2005 гг., если милиция не в состоянии обеспечивать свою безопасность, то что говорить о гражданских лицах. Дезорганизующее воздействие на общество осуществляется посредством значительного усиления криминального давления на правоохранительные органы: от вовлечения в составы криминальных структур, подкупа, до физического насилия - убийства, причинения различной тяжести вреда здоровью сотрудникам правоохранительных органов и представителям власти.

Насилие, по мнению профессора Ю.М.Антоняна, «оказывает существенное, подчас определяющее влияние на нравственную и правовую атмосферу в обществе, духовную жизнь людей». Именно по этой причине (благодаря вооруженной и материальной мощи незаконных вооруженных формирований, финансируемых из-за рубежа) многие гражданские лица стали участниками незаконных вооруженных формирований. Например, в 1997-1999 гг. жителями Чеченской Республики, уроженцами Республики Дагестан и гражданами иностранных государств на территории Чеченской Республики были созданы диверсионно-террористические учебные и тренировочные лагеря, а также вооруженные формирования, не предусмотренные федеральным законом. Участники одного из таких формирований, куда входил и подсудимый Гаджиев Х.С., 3 августа 1999 года направились в районный центр Агвали Цемадинского р-на РД с целью насильственного захвата власти в районе и осуществления вооруженного мятежа в целях свержения конституционного строя и нарушения территориальной целостности Российской Федерации. Работники Цумадинского РОВД и военнослужащие внутренних войск, исполнявшие свои обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на посту «Дача» возле населенного пункта Кочали, пытались остановить автомашины боевиков. Однако участники вооруженного мятежа напали на сотрудников милиции и подразделение внутренних войск, исполнявших свои обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В результате нападения участников вооруженного мятежа милиционеры специальной огневой группы Цумадинского РОВД Гусейнов З.Д., Сапиюллаев С.Х. и прапорщик 102 бригады внутренних войск МВД РФ Берцинаев М.И. были убиты.

Следует отметить искусственную латентность посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что у суда зачастую возникают сложности при установлении вины лица, обвиняемого в совершении посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Следствием этого является большой процент переквалификации со ст. 317 УК РФ на ст. 318 УК РФ. Ответственность за посягательство на жизнь лиц (сотрудника и военнослужащего), осуществляющих служебную деятельность или выполняющих общественный долг, предусмотрена и п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. В ходе применения ст.ст. 105 и 317 УК РФ достаточно часто возникают проблемы, связанные, в первую очередь, с квалификацией при имеющей место конкуренции общей и специальных норм, недостаточной чёткостью формулировок, не совсем удачной редакцией рассматриваемых составов. Законодатель недостаточно конкретно определил их элементы, а именно объективную и субъективную стороны, в результате чего на практике возникают трудности при разграничении и квалификации этих преступлений.

Динамика посягательств на жизнь работников правоохранительных органов в Российской Федерации в целом, особенно в Республике Дагестан, имеет тенденцию роста. По данным информационного центра МВД России, в 1997 г. при исполнении служебных обязанностей погибло 254 сотрудника ОВД, а ранено - 555 сотрудников. В 1999 году темпы снижения числа случаев гибели и ранений сотрудников ОВД при исполнении составили 0,4% и 0,8 % (255 погибших и 474 раненых соответственно). В 1999 г. произошел резкий рост случаев гибели - 27% возросло число погибших (327 человек) и на 49% - число раненых сотрудников ОВД (707 человек). В 2000 году количество пострадавших, даже по сравнению с 1999 годом, возросло еще больше: на 39% увеличилось число погибших (456 человек), а на 58,9% -число раненых при исполнении служебных обязанностей сотрудников ОВД (1125 человек). В 2001-2003 гг. в отношении указанных лиц совершается около 1900 тяжких и особо тяжких насильственных преступлений в год, из которых каждое четвертое - убийство (в среднем 470 в год). Количество погибших и раненых работников милиции растет угрожающими темпами: например, с 1997 г. по 2000 г. в России рост числа погибших составил 78%, раненых - на 118%, а с 2000 г. по 2003 г. эти показатели составили 3% и 24% соответственно.

Аналогична картина динамики посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих в Республике Дагестан. По данным Информационного центра МВД РД, в 1997 году возбуждено по ст. 317 УК РФ 12 уголовных дела, из которых раскрыто 10. Число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за применение насилия в отношении работников правоохранительных органов и военнослужащих, составило 70 человек. В 1998 году общее число рассматриваемых преступлений по сравнению с 1997 г. возросло два раза (по ст. 317 УК РФ было возбуждено 28 уголовных чел, 17 - раскрыто; к ответственности привлечены 25 человек). В 1999-2002 гг. в РД наблюдалось некоторое снижение посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Так, в 1999 г. из 22 возбужденных по ст. 317 УК РФ, к уголовной ответственности были привлечены 49 человек, а в 2000 г. возбуждено всего 9 уголовных дел о посягательствах рассматриваемой категории, из которых 7 раскрыто и к ответственности привлечены 128 человек (В период нападения чеченских бандформирований на Дагестан в августе и сентябре 1999 г. и последовавшей за этим крупномасштабной операции федеральных сил по ликвидации террористических организаций и незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики погибло большое количество сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. В 2000 г. в Республике Дагестан широко проводились операции по захвату и привлечению к уголовной ответственности организаторов и участников незаконных вооруженных формирований, приверженцев ваххабизма и экстремизма. Поэтому в этом году совершено наименьшее количество посягательств и наибольшее число преступников привлечено к уголовной ответственности). К сожалению, в 2003 году статистика резко меняется в худшую сторону: было возбуждено 20 уголовных дел, 13 из которых раскрыто. Небольшой рост рассматриваемых преступлений показывает статистика 2004 года совершено 39 посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Более тревожную картину показывает официальная статистика 2005 года, в течение которого совершено 108 посягательств рассматриваемой категории.

Приведенные статистические данные о возбуждении и раскрываемости уголовных дел, привлечении виновных к ответственности за совершение посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих в Республике Дагестан еще раз свидетельствуют о повышенной общественной опасности этих преступлений, динамика роста которых не прекращается; о необходимости повышения эффективности борьбы с этими преступлениями, и в первую очередь путем усовершенствования рассматриваемой уголовно-правовой нормы.

Криминологический анализ уровня, структуры и динамики рассматриваемого преступления не только позволяет определить районы с наибольшим или наименьшим числом посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, что само по себе важно для разработки соответствующих предупредительных мер, но и путем сравнительного исследования социально-экономических, демографических и географических особенностей различных районов выявить причины совершения этого преступления, а также определить наиболее эффективные средства профилактики, которые применяются в тех районах, где уровень посягательств значительно низок.

В Российской Федерации среди регионов по распространенности случаев посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих первое место занимает Северо-Кавказский регион. Среди субъектов в данном регионе более криминогенными в плане распространения случаев посягательств на жизнь являются Чеченская Республика, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Ингушетия. Интенсивность проявления этого вида преступления в этих субъектах более чем в несколько раз выше, чем в целом по Российской Федерации.

Анализ географии посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих позволил произвести дифференциацию районов Республики Дагестан как по абсолютным показателям. На основе средних показателей числа совершенных посягательств в районах и городах за восемь лет (1997-2005 гг.) состояние преступности в республике можно охарактеризовать, положив в основу средний показатель посягательств, путем классификации городов и районов на следующие группы: 1) Группа городов и районов с низким уровнем посягательств; 2) Районы со средним уровнем преступности. На них приходится 23% совершенных посягательств; 3) Районы, в том числе города Махачкала и Кизляр, с высокими показателями преступности, на которые падает 44% совершаемых посягательств. Анализ судебной статистики показал, что из 108 совершенных в 2005 г. посягательств 67 зарегистрированы в городе Махачкала, 29 - в городах Хасавюрт и Кизляр, остальные в других районах и городах РД. Таким образом, рассматриваемое преступление и по данным официальной статистики чаще совершается в столице республики - Махачкале.

Такая классификация районов республики позволяет выделить наиболее благоприятные в криминологическом отношении районы и вскрыть специфику причин посягательств на жизнь лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование, с учетом социальных, геополитических, национальных и профилактических факторов. Прослеживается закономерность, что факты посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих прослеживаются в основном в больших городах республики и в приграничных с Чечней районах.

Криминологический анализ состояния посягательств на жизнь работников правоохранительных органов следует завершить определением некоторых тенденций развития преступлений против работников правоохранительных органов и военнослужащих.

Одной из наиболее важных тенденций развития посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, является их увеличение общественной опасности данных преступлений. Нарастание общественной опасности определяется следующими обстоятельствами: 1) общим ростом масштабов и активности политического экстремизма в большинстве регионов Российской Федерации, распространение в внутриполитической борьбе многих регионов практики применения насилия для достижения насильственным путем политических целей; 2) вовлечением в этот процесс все более значительных слоев и групп населения; 3) широким применением особо опасных форм и методов политически мотивированного насилия.

Посягательства на жизнь посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, становятся заметным средством достижения различных целей борьбы за власть прежде всего в районах с высоким уровнем распространения национализма, межконфессиональных противоречий, криминализации общества, развития организованной преступности, особенно в так называемых горячих точках. Посягательства входят в практику политической борьбы экстремистских сил различных направлений за власть, для оказания силового давления на органы власти, сведения счетов в противоборстве клановых структур.

В условиях углубления кризиса правопорядка, законности и распространения политической конфронтации в России посягательства могут приобрести в перспективе еще более широкие масштабы. Тенденцией рассматриваемого преступления является процесс повышения уровня его организации. Она находит выражение, прежде всего в создании относительно устойчивой системы различных структур террористического направления в рамках наиболее значительных экстремистских движений, на планомерной систематической основе. Серьезное значение для организации планомерной данной деятельности имеет появление у многих организованных групп необходимых материальных и организационных возможностей: создание механизмов постоянного слежения за своими будущими жертвами, обеспечение мобильности передвижения собственных сил в рамках оперативного пространства, организация эффективной связи с исполнителями, внедрение в практику «передовых технологий» и др.

Серьезную тревогу вызывает тенденция роста организованной преступности. Организованная преступность обладает по своей природе высоким потенциалом применения насилия в преступных целях. Ее структуры располагают специальными силами и средствами для его использования (отряды боевиков, структуры безопасности и т.п.), систематически прибегают к нему в повседневной практике, в том числе для решения таких задач, как обеспечение безопасности собственной организации, борьба с конкурентами в преступном мире, оказание силового воздействия на объекты - источники их преступного обогащения, приобретение позиций в государственном аппарате и др.

Данная краткая характеристика тенденций посягательств выдвигает проблему борьбы с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, в разряд глобальных и их криминологический анализ в одном из криминогенных регионов России позволит определить основные направления профилактического воздействия, заострить внимание на тех социальных явлениях и процессах, происходящих в обществе, которые детерминируют антисоциальное поведение.

 

Автор: Гамидов А.М.