30.03.2012 5220

Факторы, способствующие посягательству на жизнь сотрудника правоохранительного органа

 

Предупреждение преступности предполагает воздействие на реальные криминологические факторы, которые обусловливают противоправные поступки людей и имеют целью устранение или нейтрализацию криминогенных факторов.

В решении проблемы анализа детерминантов преступности главное состоит в том, чтобы выделить из общей совокупности обстоятельств именно те, которые поддаются воздействию извне и могут быть в той или иной степени нейтрализованы. Нельзя однозначно определять только одну или даже несколько причин - это целый комплекс взаимосвязанных причин.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, как и любое другое преступление, по своей природе является явлением социальным, поэтому причинные основания должны рассматриваться как глубоко социальные явления, детерминированные процессами формирования новых складывающихся политических, экономических, общественных структур и отношений. Как отмечают исследователи, центральное место здесь занимают социальные противоречия, не получившие своевременного разрешения и переросшие в конфликтную форму. Социальными причинами рассматриваемого преступления являются такие, как попирание прав человека работниками правоохранительных органов, межнациональные противоречия и конфликты, национальная вражда и ненависть, ослабление социального контроля и вопиющая социальная несправедливость, межгрупповые, межличностные, религиозные противоречия, низкая культура поведения, падение уровня воспитания и образования.

Таким образом, посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих определяются экономическими, социально-политическими, правовыми, идеологическими, психологическими и организационными факторами, среди которых можно назвать следующие:

1. Низкий уровень развития экономики в Республике Дагестан. Серьезные недостатки и просчеты экономического регулирования, отсутствие упорядоченности этих отношений привело к разрушению хозяйственного механизма, к кризисным явлениям в экономической системе. Систематическое повышение цен привело к значительному снижению уровня жизни населения. Неточное и не всегда достаточно эффективное и правильное прогнозирование последствий принимаемых решений органами государственной власти, а также методы предупреждения, решения негативных социальных последствий, не отвечающих правам, свободе и целям граждан и государства - все это негативно отражается на жизни народа. Поэтому, по утверждению А.С. Куликова, причиной разгула преступности во всех сферах является глубокий экономический кризис, пробуксовка реформ, разбалансированность моральных устоев общества.

Падение производства, инфляция обусловили существенное снижение уровня жизни значительной части населения страны, рост безработицы. В Республике Дагестан в этой связи возникли острые социальные конфликты. «Согласно официальной статистике, уровень реальных денежных доходов населения в настоящее время снизился по сравнению с 1991 г. примерно на 50%. Число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляет около одной третьей части общей численности населения. Уровень заработной платы, пенсионного обеспечения миллионов людей, бюджетные затраты на образование и здравоохранение остаются крайне низкими. Значительно увеличилось число нарушений экономических и социальных прав граждан. Участились случаи незаконных увольнений работников, приняли массовый характер несвоевременная выплата заработной платы, направление работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Во многих коммерческих организациях трудовые отношения не оформляются в установленном законом порядке».

Инфляция и бюджетный дефицит, снижение инвестиций увеличили спад промышленного и сельскохозяйственного производства - все это привело к значительному сокращению рабочих мест, породило массовую безработицу. Направляемые в республику из федерального бюджета средства на социальные выплаты не всегда доходят до нуждающихся. Все это способствует дальнейшему обнищанию населения, безработице, которая является базой для пополнения незаконных вооруженных формирований и преступности. Доля лиц, привлеченных к ответственности за рассматриваемое преступление, не имевших постоянного места работы и источника дохода, составляет 60%.

На основе сравнительного исследования основных социально-экономических показателей жизни населения Республики Дагестан можно отметить существенное отставание республики от других субъектов Федерации.

Падение уровня жизни одних создает базу для обогащения других на несчастьях первых, а при определенных условиях влечет и более серьезные преступления, в том числе посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Как справедливо отмечает Ю.И. Авдеев, постоянно воспроизводящееся в различных странах и регионах мира обострение социально-экономического неравенства между социальными группами способствует формированию значительного дисбаланса потребностей и возможностей отдельных социальных групп, распространению радикализма и экстремизма в политической идеологии и политической борьбе.

Ухудшение условий жизни создаёт агрессию, которая, в частности, выливается и в посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Таким образом, как справедливо отмечает профессор P.M. Акутаев, «экономические трудности, которые наиболее трудно переносятся населением и которым порой сопутствуют озлобленность, а то и ненависть, и недоверие к официальной власти, делают граждан индифферентными к исполнению своего гражданского долга». Некоторые из них рассматривают посягательства на сотрудников правоохранительных органов как форму социального протеста, противостояния с институтами власти.

2. Социально-политические и военные события на Северном Кавказе.

На рост посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих в Республике Дагестан оказывает непосредственное влияние ее геополитическое положение, наличие вокруг республик с локальным вооруженным конфликтом. Большая часть Чеченской Республики и приграничная с ней зона Дагестана насыщена вооруженными формированиями, многие из которых представляют собою бандформирования. «Террористическая деятельность организованных преступных формирований продолжает обеспечиваться как внешними, так и внутренними источниками финансирования, в том числе за счет международных и зарубежных экстремистских организаций, а также многоаспектной организационной преступной деятельности в России». По уровню нестабильности, возможной взрывоопасное, обилию экономических, политических, социальных, этнических и прочих проблем Республика Дагестан, окруженная субъектами с локальными вооруженными конфликтами, - один из наиболее трудных и опасных регионов в Российской Федерации.

Чеченский кризис оказал сильное влияние на обстановку в Республике Дагестан. Террористические организации вторглись на ее территорию, пытались подорвать стабильность в республике, втянуть Дагестан в войну. В связи с этим криминогенная обстановка резко ухудшилась. По мнению В.И. Вьюнова, особая напряженность ситуации на Северном Кавказе связана с нерешенностью проблемы чеченского кризиса. Он выступает определяющим и в росте преступности, особенно в таких ее тяжких проявлениях, как терроризм, насильственные действия по отношению к населению, представителям правоохраны, различные формы диверсий. О бесчеловечности ваххабитов говорит трагедия Беслана, которая болью отдалась в сердцах всех честных людей Земли независимо от их национальной, социальной и религиозной принадлежности. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексии Второй в своем послании Президенту России В. В. Путину в связи с массовой гибелью заложников в Беслане от 3 сентября справедливо писал: «Сбросив все маски, терроризм явил свое сатанинское лицо: поправ все святое. Бога не боясь и людей не стыдясь, так называемые «борцы за свободу» подняли свои обагренные невинной кровью руки на детей».

Политическая нестабильность в соседних с Дагестаном субъектах Кавказа, сложная общественно-политическая ситуация в самой республике, которая прежде всего вызвана угрозами проникновения вооруженных бандформирований и религиозных экстремистов и экстремистов со стороны Чеченской Республики оказывают заметное влияние на детерминацию посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. По мнению теоретиков и практиков, после подписания хасавюртовских соглашений на административной границе Дагестана с Чечней наблюдалась резкая активизация так называемых неконтролируемых отрядов чеченских боевиков, основу которых составляли лица с криминальным прошлым, укрывавшиеся в Чечне от правосудия. Именно эти лица в приграничных с Чечней дагестанских селах нападали на работников правоохранительных органов и военнослужащих, совершали и совершают разного рода террористические акты.

Посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих совершаются на почве политического экстремизма, религиозных и межнациональных конфликтов. Это убедительно можно разглядеть на примере «ваххабитского» течения в исламе. Экстремисты этого течения по религиозным мотивам совершают рассматриваемые преступления, готовы пойти на любое преступление во имя веры. Преследуя далеко идущие цели, эмиссары сепаратистов, ведут идеологическую обработку населения соседних республик лозунгами о едином мусульманском государстве.

Политическая нестабильность способствует межнациональным конфликтам, приводит к активизации преступных группировок, разгулу национализма. Анализируемые преступления совершаются и на национальной почве. В Республике Дагестан, где живут представители более 35 национальностей, на национальной почве происходит большинство преступлений. В условиях социальной нестабильности культ насилия, особенно вооруженного, становится очень частым явлением при решении различных по характеру требований к представителям разных национальностей.

Совершаемые на Северном Кавказе преступления, связанные с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, следует рассматривать как одно из основных средств, используемых сепаратистами и поддерживаемыми ими преступными сообществами для дестабилизации политической обстановки на Северном Кавказе.

Распространению преступности террористического характера способствует увеличение незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также расширение деятельности экстремистских организаций. Доступность и распространенность оружия в республике облегчает совершение данных деяний. Это подтверждается и результатами проведенного нами опроса среди различных слоев населения. Абсолютное большинство респондентов определяет этот фактор в качестве основных криминогенных детерминантов этого вида преступности.

3. Кризис законности.

Совершение посягательств на сотрудников ^ правоохранительных органов и военнослужащих взаимосвязаны с деформацией правосознания значительной части населения. Как правильно отмечает В.В. Королев, в сознании правонарушителей формируется представление о допустимости применения насилия в отношении сотрудников правоохранительных и целесообразности такого насилия для облегчения совершения иных преступлений, или их сокрытия.

Росту посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих способствуют несовершенство и несоответствие законодательной и другой нормативно-правовой базы с быстро меняющимися условиями жизни. Рост рассматриваемых преступлений связан с ослаблением контрольного механизма государства, безальтернативной ликвидацией системы социального контроля и активного участия сил общественности в профилактике преступлений. «Именно в период угрожающего роста преступности начался формированный демонтаж системы профилактики и контроля, развал народных дружин, постов охраны порядка, товарищеских судов, правового просвещения и воспитания населения, как якобы отживших элементов тоталитарного режима».

4. Недостатки в воспитательной и профилактической работе среди молодежи.

В настоящее время часть молодежи, попавшая под влияние сепаратистской идеологии, воспитанная на негативных примерах, не способна к нормальной трудовой жизни и составляет постоянную подпитку для криминальной среды. Этому способствовали крах системы ценностей, взглядов, нравственных норм, образование вакуума в сфере идеологии и морали. Наблюдается повсеместная утрата уважения к государственным установлениям, к правовым нормам и нравственным предписаниям. В условиях отсутствия веры в закон, возникают агрессивные, экстремистские силы и резко обостряются конфликты. Культ насилия и вседозволенности, отсутствие цензуры за средствами массовой информации, противопоставление патриотизму и коллективизму эгоизма породили у молодых людей чувства противостояния государственной власти, в том числе к правоохранительным органам. Многие проявления в средствах массовой коммуникации содействуют углублению, расширению противоречий в социально-психологической сфере. В целом СМИ внедряют в сознание и поведение людей терпимость, а то и привычку к насилию, аморализму. «Если в социальной сфере господствует вопиющее неравенство людей, несоответствие слов делам, в семьях процветают моральная нечистоплотность и жестокость по отношению к детям, средства массовой информации и культуры пропагандируют насилие, воспитывают людей на идеях вседозволенности, на образцах низкопробного искусства при забвении всего того, что составляет золотой фонд человеческой культуры, это и есть воспитание безнравственности, ведущей прямой дорогой к преступности».

По результатам исследований, сама возможность совершения посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих возникает на почве просмотра большого количества боевиков, прочтения детективов как отечественных, так и зарубежных. При этом способ и механизм совершения данных преступлений, средства конспирации и иные тактические и технологические особенности осуществления преступлений часто заимствуются у средств массовой коммуникации.

Отсутствие нравственного воспитания обусловливает наличие у определенной части населения низменных инстинктов, привычек и нравов, вымывание в их сознании возвышенных моральных ценностей и установок. Если в прошлом для всех народностей Республики Дагестан было характерно соблюдение нравственных, возвышенных обычаев, традиций, обрядов, то в настоящее время, к сожалению, они предаются забвению. Анализ посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по районам Дагестана показывает, что местности, где соблюдаются горские обычаи и традиции, не поражены преступностью. Жители этих же районов, попадая в среду, где не соблюдаются шариатские, моральные или обычные нормы, криминализируются и нередко оказываются вовлеченными в состав вооруженных группировок, совершающих нападения на представителей власти и правоохраны. Здесь сказывается ослабление воспитательного влияния семьи, школы, специальных учебных заведений, социального контроля.

5. Противоправное поведение самых представителей правоохраны. Сотрудники правоохранительных органов наделены широким спектром полномочий, в том числе и связанных с применением в определенных законом случаях к гражданам мер принуждения, ограничения их прав и свобод. В этой связи очень важно, чтобы деятельность сотрудников правоохранительных органов строго соответствовала предписаниям закона и исключала возможность необоснованного ущемления интересов граждан. Но, к сожалению, многие исследователи отмечают, что количество правонарушений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, растет и приобретает угрожающий характер. Противоправные действия сотрудника органов внутренних дел находятся в тесной связи с его должностными полномочиями, которые создают для сотрудников, особенно «молодых», состояние чрезмерной значимости, что впоследствии выражается в грубом нарушении закона и служебных обязанностей. Это характерно, прежде всего, для лиц рядового и младшего начальствующего состава. По мнению Д.А. Рясова, у них имеет место завышенная самооценка по сравнению с реальными возможностями, завышен уровень притязаний в «милицейской» деятельности, в сфере общения. Они убеждены, что представителям власти позволено больше, чем простым гражданам. Вместе с тем сотрудники, совершившие подобные преступления, глубоко убеждены в правоте своих действий, поскольку их действия были обусловлены целью повышения процента раскрываемости, получения признания руководства и т.п. Адекватно реагируя на происходящие в последнее время перемены в социально-экономической жизни общества, население все более утверждается во мнении, что милиция далеко не в равной мере защищает интересы высокообеспеченных и рядовых граждан. Многочисленные жалобы на действия работников правоохранительных органов свидетельствуют о злоупотреблениях с использованием своего служебного положения со стороны работников правоохранительных органов, об отсутствии гражданского патриотизма у отдельных сотрудников милиции. Распространенность таких мнений имеет отрицательный общественный резонанс, выражающийся в том, что милиция общественной безопасности тем самым противопоставляется большинству граждан, образуя не органическую часть общества, а механизм принудительного обеспечения власти.

Основной костяк данной группы преступлений составляют злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ) и фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ).

В современных условиях социальная и экономическая нестабильность в обществе серьезно отразилась на профессионально-этических нормах поведения должностных лиц системы МВД России. «Большинство представителей органов внутренних дел в настоящее время не имеет четких нравственных ориентиров в своей профессиональной деятельности». Низкий уровень правовой культуры сотрудников правоохранительных органов определяет их неадекватное поведение в конфликтных ситуациях, возникающих при выполнении ими служебных обязанностей. Адекватность поведения выражается в применения насилия в отношении правонарушителей, оскорблениях граждан, иных противоправных или противоречащих нормам морали действиях, которые провоцируют применение насилия в отношении самых сотрудников правоохранительных органов. Как правильно отмечает В.В. Королев, негативные характеристики состояния правовой культуры сотрудников правоохранительных органов определяется следующими факторами: недостатками кадровой политики правоохранительных органов (высокая текучесть кадров; прием на службу лиц, которые по своим моральным и деловым качествам не соответствуют характеру работы и степени ответственности; криминализацией правоохранительных органов с преступными группировками, ростом количества коррупционных деяний в правоохранительных органах; отсутствием системы повышения профессиональной квалификации сотрудников.

Характерной формой превышения сотрудниками органов внутренних дел должностных полномочий является физическое или психическое воздействие на лиц, участвующих в различного рода следственных действиях, проводимых в рамках возбужденного уголовного дела. В деятельности работников правоохранительных органов имеют место факты грубого нарушения конституционных прав граждан путем фабрикации материалов. Превышение должностных полномочий сотрудниками органов внутренних дел проявляется, прежде всего, в применении насилия к гражданам, особенно к задержанным по подозрению в совершении преступления. Данные лица подвергаются не только психическому насилию - запугиванию, угрозам причинения физического насилия им или их близким, но и непосредственному причинению физического насилия.

В большинстве случаев преступления, связанные со служебным подлогом, принуждением к даче показаний и фальсификацией доказательств, совершаются в связи с чрезмерной перегруженностью сотрудников органов внутренних дел, а также ограниченным временем, отводимым на сбор материалов, проведение различных проверок, принятие решений по расследуемым уголовным делам, что провоцирует должностных лиц ОВД на фальсификацию неперспективных уголовных дел, применение незаконных средств и методов по сбору и закреплению доказательств.

Случаи неоправданного, неспровоцированного, а порой и жестокого избиения сотрудниками органов внутренних дел достаточно широко распространены, о чем свидетельствуют проведенные исследования среди осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы: практически каждый четвертый указал на физическую расправу, насилие, незаконное применение спецсредств, пытки и жестокость со стороны сотрудников милиции. «Превышение должностных полномочий, связанное с причинением вреда здоровью человека, истязанием и побоями, в наибольшей степени отражается в уголовной статистике, хотя, несомненно, также латентно».

В последние годы способы физического насилия со стороны работников правоохранительных органов стали более изощренными и носят характер мучений и издевательств. Граждан морят голодом, лишают сна и подвергают всевозможным иным пыткам. Большинство граждан, так или иначе попавших в сферу интересов органов внутренних дел, остаются беззащитными перед произволом их сотрудников. Поэтому в некоторых районах Республики Дагестан стали создаваться общественные организации по защите от произвола сотрудников милиции. «Неблагоприятные тенденции преступности среди работников правоохранительных органов, тяжесть, последствия вызывают огромный негативный общественный резонанс, выступают в определенной мере дестабилизирующим фактором в обществе, сказываются не только на эффективности деятельности органов внутренних дел, но и на результатах позитивного воздействия на преступность в целом». Из-за негативного поведения некоторых работников правоохранительных органов население перестает доверять не только правоохранительным органам, но и государству. Это приводит к тому, что складывается ситуация, когда граждане в поисках реальной защиты обращаются не в органы внутренних дел как правоохранительным государственным органам, а к криминальным структурам. Таким образом, все это свидетельствует о высокой степени общественной вредности подобных правонарушений, которые подрывают основу правопорядка, дезорганизуют правоохранительную систему как таковую, негативно влияют на все общественные отношения и являются мощным катализатором всех иных нарушений законности. Особая вредность данных деяний связана также с большими полномочиями, которыми закон наделил сотрудников органов внутренних дел в отношении с гражданами для реализации поставленных перед ними функций. Проведенное исследование показало, что многие опрошенные (нами проведен опрос среди различных категорий населения) отрицательно относятся к деятельности сотрудников правоохранительных органов. Часто опрошенные отмечали со стороны работников внутренних дел грубость и бестактность, низкий профессионализм. СП. Ломтев правильно отмечает, что нарушениям законности способствуют « недостатки в стиле и методах руководства личным составом, неглубокое изучение деловых и моральных качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел, упущения в организации первоначальной и служебной подготовки милиционеров, повышения их профессионального мастерства, недостатки в организации контроля за работой подчиненных», а к числу наиболее распространенных причин нарушений законности автор относит « неправильные, искаженные представления сотрудников об интересах, назначении службы, ложное понимание требований служебного долга, недостаточность профессиональных знаний и навыков, с которыми связаны опрометчивые, необдуманные действия работников милиции (несдержанность как следствие неумения управлять эмоциями, растерянность в сложной обстановке и т.д.), отсутствие необходимого объекта коммуникативных навыков, низкая стрессоустойчивость и т.д.».

В настоящее время деятельность правоохранительных органов, прежде всего органов внутренних дел, нередко сопряжена с незаконными посягательствами на права и свободы граждан. Об этом свидетельствуют увеличившееся количество правонарушений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, в том числе непосредственно при исполнении служебных обязанностей, жалоб на их действия, поступающих в органы прокуратуры, суды и правозащитные организации. Поэтому граждане не всегда желают помогать органам внутренних дел в выполнении поставленных перед ними задач и не хотят обращаться к ним за помощью, когда в отношении них совершены преступления. Нередко в таких случаях граждане сами пытаются восстановить свои нарушенные права и отомстить обидчикам. Это связано, как отмечает СМ. Шапиев, с заметным ослаблением участия «общественного блока» в профилактике преступлений, в том числе и со стороны работников правоохранительных органов, нарушение отлаженного механизма взаимодействия государственных и общественных структур.

В последние годы уголовная статистика фиксирует случаи совершения сотрудниками органов внутренних дел заказных убийств, создания банд, похищения людей с целью получения выкупа, терроризм. Анализ уголовных дел, рассмотренных Верховным Судом Республики Дагестан, показывает, что участниками организованных групп, совершающих похищения людей, нередко являются работники Министерства внутренних дел. Например, в октябре 1998 г. М.М.И. в г. Махачкале создал организованную преступную группу для совершения похищений людей, куда входили милиционеры ОМОН при МВД РД А.М.И. и М.А.А., житель г. Махачкалы З.А.З., житель г. Хасавюрта С.А.П. До ноября 1999 г. данной преступной группой было совершено несколько похищений людей. Заметное повышение криминальной активности такой категории лиц связано как с возможностью использования своего служебного положения, так и с необходимостью обеспечить высокую степень организованности и профессионализма при совершении преступлений. Данные МВД России о состоянии законности и служебной дисциплины в органах и подразделениях внутренних дел указывают на то, что в 2003 году из 3106 сотрудников правоохранительных органов, совершивших преступления, 1342 совершили преступления общеуголовной направленности, в том числе 43 убийства, 32 причинения смерти по неосторожности, 110 умышленных преступлений, сопряженных с причинением различной степени тяжести вреда здоровью, 27 изнасилований, 200 краж, грабежей и разбоев, ИЗ хулиганств, 60 преступлений, связанных с наркотиками.

За взятки некоторые сотрудники разглашают сведения о местонахождении тех или иных лиц, интересующих преступников, ставят на учет угнанные или не прошедшие таможенной регистрации автомашины. В последние годы «предметом сделок при взяточничестве сотрудников правоохранительных органов нередко выступают вопросы, связанные с уголовной ответственностью определенных лиц». «За время перестройки тысячи бывших профессионалов из числа работников органов внутренних дел, прокуратуры, ФСБ, налоговой полиции перешли «по ту сторону баррикад», пополнив ряды и штаты сомнительных банков, фирм, структур, охранных предприятий около-криминального и нередко сугубо криминального характера». В свободное от работы время они за вознаграждение осуществляют охрану коммерческих предприятий и предпринимателей. Общеизвестны факты создания сотрудниками милиции так называемых «крыш» коммерческим организациям. Как отмечает М.П. Клейменов, бандиты в России живут на широкую ногу. Они владеют престижными автомобилями, строят коттеджи. Делают дорогостоящие ремонты в своих квартирах. Понятно, что у работников правоохранительных органов складывается представление о тех жизненных стандартах, к которым необходимо стремиться. Удовлетворить свои притязания законным путем они не могут. Поэтому возникает встречная тенденция - воспользоваться предоставленными им полномочиями для незаконного обогащения.

Правонарушения сотрудников правоохранительных органов обладают повышенной общественной вредностью, что обусловлено, прежде всего, направленностью их деятельности по поддержанию общественного порядка, наделением в силу этого определенными полномочиями. В этой связи правильно отмечает Ю.М. Лужков, что в условиях происходящих сложных социально-экономических процессов необходима правильная выработка стратегии правоохранительных органов. Приоритетным направлением должна стать борьба с преступлениями среди работников правоохранительных органов.

Самой опасной формой противоправной деятельности работников правоохранительных органов является коррупция. «Несмотря на то, что борьба с коррупцией является одной из главных задач деятельности правоохранительных органов, к сожалению, сотрудники органов внутренних дел зачастую сами вовлечены в это негативное явление». Более того, преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, создают не только условия для существования коррупции, но и обеспечивают ее. Как утверждает А.Д. Сафронов, среди привлеченных в последние годы к уголовной ответственности за совершение должностных преступлений сотрудников правоохранительных органов почти половина была ангажирована в той или иной форме организованными преступными группами либо отдельными преступниками.

Характерные особенности данного вида преступности: повышенная общественная опасность, определяемая тем, что преступления сотрудников органов внутренних дел, кроме причинения вреда охраняемому уголовным законом объекту, влекут за собой дискредитацию правоохранительных органов в глазах населения страны и всей государственной власти в целом.

По результатам проведенного исследования, люди в целом пессимистично оценивают состояние законности и правопорядка в Республике Дагестан. 86% опрошенных считают, что изменений к лучшему в сфере правоохраны в ближайшем будущем не будет. Это показывает, что в республике сложилось устойчивое негативное отношение к правоохранительным органам в целом, а также низкий уровень общественного доверия этим государственным структурам.

Проведенный опрос среди населения свидетельствует о низком престиже органов внутренних дел. У 84% опрошенных отношение к милиции отрицательное. По мнению опрошенных, подрыву репутации и авторитета милиции способствуют низкий уровень культуры обращения с гражданами, связь с бандитами, поборы, грубость и бестактность, непринятие мер к «настоящим» преступникам. Многие респонденты указали на хамство и насилие со стороны работников правоохранительных органов.

Наиболее остро граждане реагируют на несправедливость и злоупотребления сотрудников правоохранительных органов в сфере выявления, регистрации и учета преступлений, которые способствуют росту латентности. Многие законопослушные граждане не хотят быть свидетелями по уголовным делам, отказываются быть даже понятыми. По мнению Ю.Н. Симинягина, во многом отрицательная оценка деятельности милиции связана с отсутствием достаточной объективной информации у населения. В свете этого представляется необходимым установление двусторонней связи с населением по формированию и использованию общественного мнения, как для повышения престижа органов внутренних дел среди законопослушного населения, так и для улучшения деятельности по предотвращению противоправного поведения.

Детерминантами преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, являются ощущение своей безнаказанности, недостаточная специальная профессиональная подготовка, недостаточный уровень профессиональной культуры и правосознания, злоупотребление спиртными напитками, отсутствие специализированных психологических служб, особенно для лиц, вернувшихся из «горячих точек» и т.д. В последние годы милиция в республике из-за событий в Чеченской Республике превратилась в «воюющую милицию». У сотрудников, прошедших боевые действия, вырабатывается так называемый «чеченский синдром». Он выражается в том, что из-за пережитых стрессов вся окружающая среда милиционерами воспринимается как враждебная. Отсюда и нарушения законности во взаимоотношениях с гражданами. «Милиция - наиболее контактируемое с населением учреждение из всех государственных структур. Объем коммуникаций, взаимоотношений милиции и народа превзошел все сферы деятельности государственных органов». Поэтому граждане о власти и государстве зачастую судят исходя из оценки деятельности милиции.

Особые недовольства у населения вызывают повсеместные и повседневные поборы и взяточничество, распространенные среди сотрудников ГИБДД. Сотрудники данной службы вместо того, чтобы заниматься предупреждением нарушений Правил дорожного движения, действуют из-за укрытия, занимая наблюдательные посты в местах, расположенных за пределами видимости лица, управляющего транспортным средством. Создается вполне обоснованное впечатление, что таким сотрудникам не столько важно предупредить дорожные происшествия, сколько обнаружить нарушителей правил дорожного движения, чтобы вымогать у них деньги.

Следует обратить внимание и на другую проблему - зависимость правоохранительных органов от представителей власти. В последние годы в Дагестане стали появляться новые деструктивные тенденции, природа которых связана с попыткой местных властей руководить милицией, исходя из узковедомственных представлений о законности и правопорядке, а также со стремлением представителей бизнеса (в основном ими являются родственники и приближенные представителей власти), в том числе криминального, поставить милицию на службу своим корыстным и карьеристским целям и интересам. Такие проявления в научной литературе справедливо называются «приватизацией милиции». В республике часто криминальные элементы пользуются государственной охраной в лице милиции и защитой со стороны других правоохранительных органов. Отдельные криминальные типы совершают ежедневно десятки преступлений под бдительной охраной милицейских работников.

На региональном уровне имеют место и такие факты, когда на милицию возлагаются некоторые обязанности и полномочия, не предусмотренные Федеральном законом «О милиции». Одним словом, создается порочный круг, в котором ускоряются процессы незащищенности граждан от преступности и незащищенности самой милиции от властной элиты. В таких условиях создается благоприятная почва для совершения преступлений самими сотрудниками милиции и для роста организованной преступности, что в конечном итоге отражается на отношении населения к правоохранительных органам.

В заключение следует отметить, что в связи с непостоянством и резкими изменениями в политической и социально-экономической сфере, блок причин, влияющих на рассматриваемые преступления, подвержен существенным изменениям. Это свидетельствует о необходимости непрерывного слежения за этими обстоятельствами и учета их при планировании мер борьбы с преступностью.

Необходимо также заметить, что невозможно назвать все обстоятельства, способствующие посягательствам на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Каждый случай рассматриваемых преступлений сугубо специфичен, индивидуален, что в принципе означает наличие бесконечного числа факторов, обусловливающих эти деяния. Каждому факту посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов соответствует специфическое сочетание различных факторов.

Помимо перечисленных факторов, совершению посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов способствует масса других причин и условий, которые образуют криминогенный фон.

 

Автор: Гамидов А.М.