02.04.2012 7293

Предупреждение взяточничества сотрудниками органов внутренних дел

 

В последние годы коррупция в России приобрела особую остроту и политическую значимость. Вместе с тем, это сложное социальное явление не нашло надлежащего отражения в российском законодательстве. До настоящего времени широко применяемый на практике, и в исследованиях термин «коррупция» не наделен конкретным юридическим содержанием.

Коррупция в России, особенно в регионах с высоким уровнем концентрации промышленных объектов, развитой банковской структурой, имеющих сложившиеся внешнеэкономические связи, традиционно связана с получением взятки, а также со злоупотреблением служебным положением.

Как отмечается в решении Координационного совещания по правоохранительной деятельности при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе РФ «О мерах по противодействию коррупции в органах государственной власти и муниципального управления, правоохранительных органах» № 3 от 23.05.01 г., такая опасность угрожает, в том числе, Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Если обратиться к официальной статистике, то число осуждённых за взяточничество за десять последних лет снизилось в несколько раз.

Анализ результатов борьбы с таким явлением, как взяточничество за последние два года показал, что на основании сведений УБЭП ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области за период 2000 г. по региону выявлено 452 должностных преступлений, что на 254 преступления меньше количества выявленных преступлений по сравнению с предыдущим годом. При этом по факту взяток выявлено лишь 176 преступлений, снижение составляет 156 преступлений.

За период 2001 г. эти показатели незначительно, но выросли, что отражает активизацию работы оперативных и следственных подразделений в данном направлении. Так, за указанный период выявлено 552 (+122) должностных преступлений и из них 225 (+56) преступлении по факту взяток.

Предпринимаемые правоохранительными органами Санкт-Петербурга и Ленинградской области меры по противодействию коррупции явно недостаточны. Это вызвано несколькими факторами:

во-первых, не в должной мере исполняются правовые акты: Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» и Федеральный закон № 97-ФЗ от 06.05.99 г. «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», а также Бюджетный кодекс, действующего с 1 января 2001 года;

во-вторых, не обладает должной эффективностью применяемый подход к поиску заявителей по взяточничеству, который существует в ОВД до настоящего времени. Необходимо менять тактику. Принцип добровольности подачи заявления о взятке теперь практически не работает, так как при относительно небольших взятках люди не верят в усилия правоохранительных органов по защите их интересов - им проще заплатить должностному лицу, чем потом ходить по следственным и судебным инстанциям. При крупных - это обуславливается значимыми интересами взяткодателя и последующими для него благоприятными последствиями от действия или бездействия взяткополучателя, таким образом сообщать о взяточничестве в правоохранительные органы просто никто не заинтересован;

в-третьих, создана ситуация, когда почти все проводимые проверки материалов упираются в несостоятельность ОВД адекватно прореагировать на проявления коррупции и принять законное решение. В процессе изучения материалов проверки теряется время, а пока материал ходит по инстанциям пропадают важные документы. Зачастую, из-за желания угодить администрации, кто-либо из лиц, знакомившихся с материалами, допускает утечку информации о содержании изучаемых документов, что дает возможность чиновникам вовремя воспользоваться властью и предупредить действия правоохранительных органов.

В правоохранительные органы, тем не менее, постоянно поступают сигналы о повальном взяточничестве при проведении различных тендеров на использование бюджетных средств, при закупке на них товаров и услуг для государственных нужд. Реальным подтверждением этому являются уголовные дела по Комитету по физической культуре и спорту, а также по Комитету по здравоохранению. Среди строителей, например, бытует мнение, что ни один тендер на освоение бюджетных средств, выделенных на ремонт и реконструкцию города, не может быть выигран 10-процентного «отката» наличными средствами представителям тендерной комиссии (естественно через посредников).

Необходимо отметить, что одним из основных направлений противодействия взяточничеству, является предупреждение данных преступлений оперативно-розыскными мерами, осуществляемыми, в том числе и аппаратами по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел.

Глубокие социально-экономические преобразования в Российской Федерации вызвали в последние годы резкий рост преступности, которая становится все более организованной и профессиональной, проникает в государственные структуры.

В период экономического реформирования в стране происходит быстрый процесс перераспределения государственной собственности и создания слоя частных собственников. На этом фоне многие представители органов государственной власти и управления сознательно идут на правонарушения в интересах конкретных лиц, рассчитывая получить за это сразу или в будущем материальные, либо политические дивиденды. Можно уверенно сказать, что коррупция сейчас - одно из наиболее разрушительных социальных явлений, не только влияющее на образ жизни и правосознание населения, но и представляющее угрозу успешной реализации экономических реформ в России. Казалось бы, надо объединить усилия всех правоохранительных органов для противодействия этим опаснейшим проявлениям преступности, но законодатель поступает наоборот. В результате правоохранительные органы, в том числе подразделения БЭП. имеющие большой положительный опыт борьбы с коррупцией в органах власти и управления, во многих случаях лишаются уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных возможностей пресечения деятельности коррупционеров и привлечения их к ответственности.

Выход из создавшейся ситуации видится, в первую очередь, в принятии специального законодательного акта - Федерального закона «О борьбе с коррупцией», в котором раскрывалось понятие коррупции и определялось, какие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, охватываются этим понятием.

Накопленный опыт работы по делам о должностных преступлениях свидетельствует, что успешное выявление, раскрытие и расследование взяточничества во многих случаях невозможно без участия оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При этом характер участия указанных подразделений в выявлении, раскрытии и расследовании взяточничества обусловлен целым рядом причин, а также определяется исходя из типичных ситуаций, связанных с получением информации о фактах взяточничества.

Следует иметь в виду, что, как и при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности, когда имеют место два вида проверки поступившей информации о факте или фактах взяточничества так называемая доследственная (предварительная) проверка, проводимая в порядке статьи 144 УПК РФ, и проверка по возбужденному уголовному делу, возможны две типичные ситуации проведения оперативно-розыскной деятельности по проверке информации о фактах взяточничества: а) оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая без наличия возбужденного уголовного дела, и б) оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая по возбужденному уголовному делу.

Однако в уголовно-процессуальной деятельности указанные виды проверки существенно отличаются друг от друга по содержанию. А именно, если при осуществлении предварительной проверки лицо, ее производящее, имеет право лишь получать объяснения и истребовать документы и не имеет права на производство следственных действий за исключением одного - осмотра места происшествия, то по возбужденному уголовному делу информация о противоправной деятельности конкретного лица проверяется исключительно путем производства следственных действий.

При осуществлении же оперативно-розыскной деятельности между указанными ситуациями никакого отличия по содержанию нет, в любом случае проверка осуществляется путем производства оперативно-розыскных мероприятий. Возможны лишь отличия в основаниях проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Как показывает практика, наиболее распространены следующие ситуации получения оперативными подразделениями информации о фактах взяточничества:

1. когда имеет место заявление о факте вымогательства взятки или о факте предложения взятки;

2. когда имеет место сообщение об уже состоявшейся взятке;

3. когда орган предварительного расследования или оперативное подразделение получают при иных обстоятельствах информацию о имевшем место факте получения или дачи взятки либо о подготовке к совершению этих преступлений.

При этом во всех случаях характер и объем проводимых оперативно-розыскных мероприятий по проверке и реализации указанного рода информации во многом будет зависеть от того, проводилась ли раньше оперативная проверка в отношении лиц, о которых получена информация, или эти лица попали в поле зрения оперативного подразделения впервые.

Исходя из вышеперечисленных ситуаций, выработаны типовые программы действий оперативных подразделений.

Эти программы предусматривают проведение соответствующих комплексов оперативно-розыскных мероприятий, направленных:

а) если преступление окончено (факты дачи и получения взятки уже состоялись) - на получение фактических данных о совершенном преступлении для их использования при подготовке и осуществлении следственных действий, использования в доказывании по уголовным делам, а также в качестве повода к возбуждению уголовного дела, предусмотренного п. 3 ст. 140 УПК РФ;

б) если преступление не окончено - то еще и на захват с поличным взяткодателя и взяткополучателя.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий при получении информации о фактах взяточничества и захват с поличным взяткодателей и взяткополучателей имеют свои особенности.

Так информация о факте взяточничества может поступить в оперативное подразделение из других органов, быть получена в результате проведения оперативно-розыскных мероприятии или от лиц, обратившихся в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с соответствующим заявлением.

При этом возможны два варианта получения заявления о факте взяточничества:

Первый. Получение заявления в порядке, предусмотренном УПК РФ, а именно - статьей 141 УПК РФ. Согласно этой статье заявления могут быть устными и письменными. Устные заявления заносятся в протокол принятия устного заявления, который подписывается заявителем и должностным лицом органа дознания, принявшим заявление. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно поступило. Заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос (по ст. 306 УК России), о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью заявителя.

После получения соответствующего заявления у органа дознания, его принявшего, появляется предусмотренный п. 1 ч. 1 статьи 140 УПК РФ повод к возбуждению уголовного дела, а также возможность проведения так называемой доследственной (предварительной) проверки в порядке, предусмотренном статьей 144 УПК РФ, а именно – получения объяснений и истребования необходимых материалов.

В то же время следует учитывать, что в этом случае проводимая проверка будет строго регламентирована по срокам УПК РФ. Орган дознания обязан принять решение по поступившему заявлению в срок не более трех суток со дня получения заявления, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток.

В указанные сроки должно быть принято одно из трех предусмотренных УПК РФ решений:

1. о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;

2. об отказе в возбуждении уголовного дела;

3. о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

Получение заявления в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», в этом случае заявление может быть получено в процессе проведения такого оперативно-розыскного мероприятия как опрос в последующем же проводится проверка полученной информации о факте взяточничества посредством проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, в первом случае проводится уголовно-процессуальная проверка, которая может сопровождаться соответствующим проведением оперативно-розыскных мероприятий.

Во втором случае проводится оперативно-розыскная проверка без производства каких-либо уголовно-процессуальных действий.

При этом, в отличие от уголовно-процессуальной эта проверка не столь жестко ограничена по срокам и обеспечивает большую конфиденциальность проверки информации о взяточничестве, так как проверка, проводимая в порядке статьи 144 УПК РФ, осуществляется только гласно, а оперативно-розыскные мероприятия могут производится, как гласно, так и негласно. Отсутствие жестких ограничений по срокам позволяет провести более качественную проверку.

Признав полученные данные достаточными для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, оперативное подразделение передает их органу предварительного расследования. Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания или следователю осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами и Инструкцией «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной совместным Приказом ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК и СВР России № 175/226/336/201/286/410/56 от 15 мая 1998 года, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 1998 года за № 1603.

Указанной Инструкцией под результатами оперативно розыскной деятельности, которые могут быть представлены органу предварительного расследования, понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» порядке, о признаках подготавливаемого совершаемого или совершенного преступления - взяточничестве, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших дачу взятки или получение взятки.

Результаты оперативно-розыскной деятельности отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах отчетах, заявлениях и т.п.), к которым могут прилагаться предметы и документы полученные при проведении оперативно розыскных мероприятии.

В случае проведения в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативно-технических мероприятий результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, и т.п.).

Органу дознания и следователю представляются те результаты оперативно-розыскной деятельности, которые могут служить поводом к возбуждению уголовного дела, быть использованы: при подготовке и осуществлении подготовке и осуществлении следственных действии, использоваться в доказывании по уголовным делам.

Оперативное подразделение, реализуя собранные оперативные материалы путем их представления органу предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, планирует проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий, а орган предварительного расследования составляет план неотложных следственных действий. Естественно, что эти планы должны быть согласованы.

При этом следует учитывать, что по возбужденному уголовному делу оперативное подразделение может проводить оперативно-розыскные мероприятия только при наличии данного им дознавателем или следователем поручения по уголовному делу, находящемуся в его производстве.

Получив поручение следователя или дознавателя, подразделение БЭП самостоятельно определяет, какие конкретно оперативно-розыскные мероприятия будут проводиться по исполнению этого поручения.

Оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление, пресечение и раскрытие взяточничества, проводятся в том же порядке, при соблюдении тех же оснований и условий, что и оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, пресечению и раскрытию других преступлений.

При этом в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий с участием лиц, оказывающих помощь осуществляющим оперативно-розыскную деятельность органам, могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, причиняющие вред жизни и здоровью людей.

В работе по делам о взяточничестве могут проводиться такие оперативно-розыскные мероприятия, как:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

В этой связи целесообразно кратко остановиться на каждом из указанных оперативно-розыскных мероприятий, отметив их специфику применительно к выявлению, пресечению и раскрытию взяточничества.

1. Опрос - это беседа с лицом, i которому могут быть известны фактические данные о проверяемом событии, о причастных к нему лицах либо о других сведениях, интересующих орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

Опрос может проводиться в любом месте и в любой обстановке. Он осуществляется в свободной форме в ходе разговора с лицом путем постановки вопросов и получения на них ответов, либо в виде предложения изложить все известное о предмете опроса в письменной форме.

Опрос может осуществляться оперативным работником непосредственно и опосредованно - по его поручению лицом, оказывающим содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, как гласно (когда лицо, с который! проводится беседа, осознает, что с ним разговаривает сотрудник правоохранительного органа и выясняет интересующие его вопросы) так и негласно В процессе опроса гласно и негласно могут использоваться технические средства, например, для производства аудиозаписи разговора.

В ходе опроса сотрудником подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, могут быть получены данные непосредственно о факте взяточничества - месте, времени и обстоятельствах получения (дачи) взятки; предмете взятки - где и при каких обстоятельствах приобретено, где в настоящее время находится, как и кем используется; возможных свидетелях; действиях взяткополучателя по исполнению принятых на себя обязательств и другие значимые сведения.

Результаты опроса оформляются рапортом, справкой или актом, а от опрашиваемого лица при этом могут быть получены письменные объяснение или заявление.

В последующем опрошенное лицо может быть допрошено по уголовному делу в качестве свидетеля.

2. Под наведением справок понимается получение официальных и неофициальных данных из различных учреждений, предприятий и организаций, а также от отдельных лиц.

Как и опрос, наведение справок может производиться как непосредственно оперативным работником подразделений БЭП, так и опосредованно. Интересующие сведения могут получаться как гласно, так и негласно, как в устной, так и письменной форме, как путем личного обращения в учреждение, предприятие, организацию, к должностному или иному лицу, так и путем направления письменного запроса.

Наведение справок может помочь в установлении времени совершения преступления, обстоятельств получения (дачи) взятки, выполнения взяткодателем принятых на себя обязательств и других обстоятельствах, имеющих значение для дела.

В зависимости от порядка получения материалов в процессе наведения справок, эти материалы в ряде случаев: могут быть представлены органу предварительного расследования для использования в доказывании (например, будучи полученными из предусмотренного законом источника, они могут стать таким доказательством, как иные документы) и при подготовке и производстве следственных действий.

3. Под сбором образцов для сравнительного исследования как оперативно-розыскным мероприятием понимаются действия по обнаружению и изъятию в идентификационных целях различных объектов материального мира.

Применительно к борьбе со взяточничеством, это может быть, обнаружение и изъятие рукописных записей или отпечатков пальцев конкретного лица для их сравнения с имеющимися в распоряжении оперативного подразделения рукописными документами или отпечатками пальцев, обнаруженными на объектах имеющих значение для дела.

Сбор образцов для сравнительного исследования производится как гласно, так и негласно, как непосредственно оперуполномоченным, так и через лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Сбор может производиться любыми способами, не запрещенными законом и не создающими угрозы для жизни и здоровья людей.

Сбор образцов для сравнительного исследования производится гласно, когда лицо, у которого получают образцы, осведомлено о получении конкретным лицом этих образцов. Естественно, что при проведении оперативно-розыскного мероприятия такой сбор производится зашифровано, то есть под каким-то надуманным предлогом, и от проверяемого лица остается скрытой истинная цель получения образцов. Негласным является получение образцов втайне от проверяемого лица.

Оформление получение образцов для сравнительного исследования производится рапортом, справкой, актом, агентурным сообщением или агентурной запиской. Когда получение образцов производилось гласно, оно может быть оформлено и объяснением или заявлением граждан - участников этого оперативно-розыскного мероприятия.

В указанных документах отражается: у кого, когда, где и как произведено изъятие образцов, содержание произведенных действий и индивидуализирующие признаки изымаемого объекта, сведения об упаковке и заверении образцов.

По общему правилу содержание документа должно исключать расшифровку лица, оказывающего содействие, если оно осуществляется на негласной (конфиденциальной) основе.

Документы об изъятии образцов для сравнительного исследования и изъятые образцы подлежат приобщения к материалам дела оперативного учета. Они могут быть использованы при проведении исследования предметов и веществ.

Сбор образцов для сравнительного исследования производиться при проведении других оперативно-розыскных мероприятий например, при обследовании помещений, зданий, сооружений участков местности и транспортных средств, а также при прослушивания телефонных переговоров (образцы голоса).

4. Это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в закупке чего-либо в целях проверки соблюдения правил торговли либо выявления фактов распространения предметов и веществ, оборот которых запрещен или ограничен. С гражданско-правовой точки зрения проверочная закупка - это мнимая сделка купли-продажи. Результаты проверочной закупки обычно оформляются актом.

Принято выделять два вида проверочной закупки - проверочная закупка в зашифрованной форме (зашифрованная форма предполагает мнимую сделку купли-продажи, после чего продавцу об этом становится известно от лиц, проводящих оперативно-розыскное мероприятие) и проверочная закупка в негласной форме (негласная форма предполагает сохранение в тайне от продавца факта проведения оперативно-розыскного мероприятия).

Проверочная закупка по делам о взяточничестве, как правило, не проводится, но возможны ситуации, когда проведение такого мероприятия будет необходимым для установления каких-то фактов, связанных с объективной стороной содеянного.

5. Исследование предметов и документов. Это исследование в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности предметов и документов, имеющих значение для дела, в том числе, служивших орудиями преступления, сохранивших на себе следы преступления, являющихся объектами преступных действий, могущих служить средствами к обнаружению преступления или представляющие иной интерес для оперативного подразделения.

Исследованию могут подвергаться предметы и документы, полученные при проведении других оперативно-розыскных мероприятий.

Результаты исследования оформляются рапортом, справкой или актом. По делам о взяточничестве это оперативно-розыскное мероприятие используется довольно редко и обычно связано с исследованием различных документов, которые могут в дальнейшем стать доказательствами по делу.

6. Наблюдение - это одно из наиболее часто используемых оперативно-розыскных мероприятий, заключающееся в визуальном и ином восприятии значимых событий.

В юридической литературе выделяют различные виды наблюдения, в том числе так называемое наружное наблюдение то есть непосредственное визуальное наблюдение за человеком в местах его нахождения и в процессе движения. Объектом наблюдения могут быть какая-то местность, помещение или транспорт.

Визуальное наблюдение может производиться одновременно с использованием различных технических средств, предназначенных для фотографирования, видеозаписи, слухового контроля, и как правило, осуществляется негласно сотрудниками оперативных подразделений.

Наблюдение имеет важное значение, для выявления, пресечения и раскрытия фактов взяточничества. В частности, оно обычно осуществляется при подготовке захвата с поличным взяткодателя или взяткополучателя и, во многих случаях, при производстве самого захвата, если условия это позволяют.

Особое значение при этом имеет наблюдение с использованием аудио- и видеозаписи, которое позволяет фиксировать поведение взяткодателя и взяткополучателя в момент взятки.

Наблюдение может производиться непосредственно оперуполномоченным оперативного подразделения либо сотрудниками специализированных подразделений правоохранительных органов или лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В зависимости от этого результаты наблюдения фиксируются в различных носителях.

При этом должны указываться тип фото- и аудио аппаратуры, по возможности - ее заводской номер, тип фотопленки и кассеты, время начала и время окончания наблюдения, время и порядок использования технических средств, порядок и описание опечатывания кассет с фото- и видеопленкой.

Акт наблюдения с приобщенными к нему пленками на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, может быть представлен в орган предварительного расследования.

В дальнейшем следователь или дознаватель может осмотреть поступившие материалы, приобщить пленки и изготовленные фотографии к материалам дела, в случае необходимости назначить экспертизы (например, видео, фото), допросить в качестве свидетеля оперуполномоченного, осуществлявшего наблюдение.

7. Отождествление личности. Указанное оперативно-розыскное мероприятия проводится тогда, когда, например, поступило заявление о том, что какое-то лицо предлагает взятку за выполнение конкретных действий, и требуется установить это лицо. В этом случае могут проводиться такие оперативно-розыскные мероприятия, как наблюдение и отождествление личности.

Отождествление личности заключается в непроцессуальном опознании личности по признакам внешности, голосу, запаху, другим данным.

В литературе отождествление личности иногда называют оперативным опознанием или оперативной идентификацией, что отражает сущность этого оперативно-розыскного мероприятия.

Отождествление личности может производиться различными способами и, в зависимости от способа, может оформляться рапортом, сводкой, справкой, актом, объяснениями, заявлениями граждан, агентурным сообщением или агентурной запиской.

В зависимости от способа опознания решается и вопрос о возможности представления результатов этого оперативно-розыскного мероприятия следователю или лицу, производящему дознание.

Лицо, производящее предварительное расследование, может использовать результаты отождествления личности для подготовки и осуществления следственных действий, а также в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений участков местности и транспортных средств.

Данное оперативно-розыскное мероприятие заключается в негласном осмотре жилых и служебных помещений, транспортных средств и других объектов в целях поиска следов преступления орудий: совершения преступления, других предметов и документов, возможно, имеющих отношение к преступной деятельности, а также для сбора иной информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Например, обследование может быть проведено в целях сбора образцов для сравнительного исследования.

При этом результаты обследования оформляются рапортом, справкой или актом. В этих документах отражается все, что удалось обнаружить при обследовании. При обследовании могут быть использованы специалисты, а также средства видеозаписи, кино- и фотосъемки.

Обследование может проводиться не только оперативным работником, но и лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе на конфиденциальной основе. В этом случае оно будет оформлено агентурным сообщением или агентурной запиской, либо объяснением или заявлением.

В результате проведенного обследования могут быть обнаружены предметы взятки, документы, связанные с обстоятельствами ее получения, а также установлены данные, имеющие значение для дела.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Данное оперативно-розыскное мероприятие заключается в негласном обнаружении почтовой (писем, бандеролей, посылок), телеграфной и иной корреспонденции и изучении ее содержания.

При работе по фактам взяточничества это оперативно-розыскное мероприятие проводится в тех случаях, когда имеются основания полагать, что в результате его проведения могут быть получены данные, способствующие выявлению, пресечению и раскрытию преступления.

При этом контролю может быть подвергнута корреспонденция, адресованная конкретному лицу или исходящая от него, либо корреспонденция, поступающая в конкретный адрес или исходящая из этого адреса.

10. Прослушивание телефонных переговоров. Это весьма эффективное оперативно-розыскное мероприятие, заключавшееся в проводимом с помощью технических средств, слуховом контроле телефонных переговоров и их фиксации. По делам о взяточничестве это оперативно-розыскное мероприятие позволяет выяснить обстоятельства подготовки к совершению указанного преступления, условия сговора, обязательства, взятые на себя взяткодателем и взяткополучателем, место и время передачи взятки, определить предмет взятки и установить иные данные, имеющие существенное значение для выявления, пре- сечения и расследования преступления.

Обычно проводится прослушивание телефонных переговоров лиц, подозреваемых в совершении преступления, однако данное оперативно-розыскное мероприятие может касаться также родственников и знакомых этих лиц.

Прослушивание телефонных переговоров, как правило, включает:

1. подключение к соответствующей аппаратуре, обеспечивающей телефонную связь;

2. выявление переговоров, интересующих орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность;

3. запись переговоров на аудионосители;

4. ознакомление с их содержанием и оценку этих переговоров;

5. использование полученных материалов, в том числе, после представления в орган предварительного расследования, в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями, уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

В процессе расследования по уголовному делу может быть проведена экспертиза, аудиозаписи телефонных переговоров, проведено опознание по голосу.

11. Снятие информации с технических каналов связи Указанное оперативно-розыскное мероприятие представляет собой негласное получение в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности информации, передаваемой по техническим каналам связи.

12 Оперативное внедрение. Названное оперативно-розыскное мероприятие заключается в конспиративном проникновении в преступное формирование оперативного работника или лица, оказывающего на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Оперативное внедрение осуществляется либо с целью получения информации о деятельности преступного формирования, либо входящих в него или связанных с ним лиц.

Учитывая, что организованные преступные группы нередко имеют коррумпированные связи с различными должностными лицами, оперативное внедрение позволяет создать условия для выявления и пресечения фактов взяточничества

Оперативное внедрение представляет собой опасное для участвующих в нем лиц мероприятие, в связи с чем, его проведение четко регламентировано Федеральным законом от 12 августа 1995 г, «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственными нормативными актами, а в отношении использования результатов этого оперативно-розыскного мероприятия имеются ограничения, обусловленные тем, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. При этом, предание гласности сведениям о лицах, внедренных в организованные преступные группы, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, представляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

13 Контролируемая поставка. Это оперативно-розыскное мероприятие в ходе, которого орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, осуществляет негласный контроль, за действиями поставщика, покупателя и транспортировщика, за доставляемой продукцией, ее перемещением и оплатой.

Результаты контролируемой поставки могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий, для проведения других оперативно-розыскных мероприятий по выявлению фактов взяточничества и установлению лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших дачу взятки или получение взятки. Они могут стать поводом к возбуждению уголовного дела, представляться в орган дознания или следователю для использования в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Должностные лица, осуществляющие контролируемую поставку могут быть допрошены по уголовному делу в качестве свидетелей.

14. Оперативный эксперимент. Оперативный эксперимент как оперативно-розыскное мероприятие представляет собой способ получения информации путем создания условий для проявления преступных намерений лиц, занимающихся противоправной деятельностью, в том числе связанной с взяточничеством.

Можно сказать, что разновидностями оперативного эксперимента являются проверочная закупка и контролируемая поставка. Оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и его проведение допускается только в целях выявления, предупреждения и раскрытия тяжких преступлений, каковыми, в том числе, являются получение взятки ч. ч. 2-4 с. 290 УК РФ и дача взятки ч. 2 ст. 291 УК РФ, а также в целях выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такие преступления.

Проведение оперативного эксперимента допускается как в отношении конкретных лиц, причастных к взяточничеству, так и для выявления неизвестных лиц, совершающих противоправные действия указанного характера.

При этом недопустимо совершение действий, побуждающих проверяемых лиц к совершению противоправных деяний, которые не входили в их намерение, то есть недопустима провокация - побуждение подозреваемых или проверяемых лиц к совершению противоправных действий, которые не входили в их намерение, либо к активизации их противоправной деятельности.

Проведение оперативного эксперимента может сопровождаться проведением других оперативно-розыскных мероприятий, например: наблюдением, обследованием помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров и т.д.

В ходе оперативного эксперимента допускается осуществление фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи.

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом, справкой или актом. Указанный документ, а также произведенные в процессе проведения оперативного эксперимента фотоснимки и кинозапись, аудио- и видеозаписи, в предусмотренных законом случаях и порядке могут быть представлены в орган дознания или следователю.

В дальнейшем, в случае необходимости, участники оперативного эксперимента могут быть допрошены по уголовному делу в качестве свидетелей для выяснения вопросов, связанных с его проведением и результатами

Как оперативный эксперимент рассматривается в ряде случаев и задержание с поличным взяткодателя (взяткополучателя). Такое задержание может иметь место, как при наличии возбужденного уголовного дела, так и до возбуждения уголовного дела.

Орган дознания, следователь и прокурор по уголовному делу, находящемуся в его производстве, как это предусмотрено статьей 21 УПК РФ и статьей 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», могут дать органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность указание на проведение оперативно-розыскной деятельности по проверке факта уголовно наказуемого правонарушения, в том числе поручение о производстве оперативно-розыскных мероприятии задержанию с поличным взяткодателя (взяткополучателя).

Если же уголовное дело еще не возбуждено и лишь осуществляется проверка в порядке статьи 144 УПК РСФСР, таких полномочий у органа предварительного расследования нет поскольку уголовно-процессуальный закон предоставляет право следователю давать поручения и указания о проведении розыскных и следственных действий лишь по расследуемым делам, то есть после возбуждения уголовного дела.

Применительно к фактам взяточничества, когда решается вопрос о захвате с поличным взяткополучателя, имеет место проведение этого захвата, как по возбужденному уголовному делу, так и до его возбуждения.

Как показывает изученная нами практика проведения оперативно-розыскной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела, вопрос о порядке получения согласия на проведение оперативно-розыскной деятельности с целью проверки факта взяточничества решается по-разному.

При планировании и подготовке оперативного эксперимента до возбуждения уголовного дела следует учесть возможность возникновения условий, при которых будет необходимо незамедлительно возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия, например, по задержанию преступников, по производству осмотров и обысков В подобных ситуациях лица производящие дознание, и следователи должны быть готовы к тому, чтобы вовремя осуществить указанные следственные действия.

Как таковой захват с поличным взяткодателя (взяткополучателя) обычно не сводится к проведению лишь одного оперативно-розыскного мероприятия - оперативного эксперимента, а представляет собой комплекс оперативно-розыскных мероприятии.

В этой связи можно говорить о захвате с поличным как об оперативно-розыскной операции, представляющей собой комплекс согласованных по времени и месту проведения оперативно-розыскных мероприятий, подчиненных одной цели, в процессе осуществления которых допускается использование технических средств, фиксирующих ход проведения этой операции.

Результаты захвата с поличным могут оформляться рапортом, справкой, письменными объяснениями граждан, участвующих в проведении этой операции. К документам, которыми оформляются результаты захвата с поличным, в качестве приложений приобщаются изъятые предметы (в рассматриваемом случае - предмет взятки), аудио- и видеозаписи, произведенные в процессе проведения этой операции.

В случае, когда принято решение, о реализации имеющихся оперативных материалов путем захвата с поличным взяткодателя (взяткополучателя), составляется план проведения захвата, предусматривающий проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий

При этом захват с поличным тщательно готовится. В процессе его подготовки рекомендуется:

1. В присутствии понятых переписать номера и если есть возможность, пометить специальными средствами денежные купюры, которые будут переданы лицу в качестве взятки Об этом составляется акт (протокол), в котором указывается кем и в присутствии кого и кому указанные по номерам денежные купюры переданы. С какой целью, если они помечены, то каким средством и каков способ, его проявления.

2. Снабдить лицо (мнимого взяткодателя) средствами фиксации переговоров между ним и лицом вымогающим взятку, чтобы была возможность зафиксировать содержание разговора между ними. Это могут быть магнитофон, диктофон, радиомикрофон. О передаче этих средств также составляется в присутствии понятых акт (протокол) с указанием характера и номера технического средства, переданного лицу, участвующему в оперативно-розыскном мероприятии. На аудиокассету также рекомендуется в начале ленты записать информацию, содержащую сведения о том, где когда, кому, в присутствии кого и с какой целью вручена соответствующая техника, отразить факт опечатывания кассетоприемника с указанием номера печати и того, что она заверена подписями всех участников мероприятия, принимавших участие в составлении акта (протокола). Это обстоятельство, соответственно, фиксируется и в акте (протоколе).

3. В зависимости об обстоятельств предстоящей операции определиться с необходимостью досмотра лица (мнимого взяткополучателя) перед выходом на участие в захвате с поличным взяткодателя. Факт досмотра отражается в акте (протоколе) с указанием на то, что у покупателя на момент выхода отсутствовали при себе какие-либо денежные средства или предметы, предлагаемые ему в качестве взятки

4. По возможности фиксировать посредством наблюдения, фотографирования или видеозаписи то, как происходит встреча взяткодателя и взяткополучателя. В последующем составляется акт (протокол), в котором отражаются сведения о времени и месте проведения захвата с поличным, лицах, принимавших в нем участие, использовании технических средств, ходе встречи между взяткодателем и взяткополучателем, их действиях, в том числе по передаче чего-либо, а также действия группы захвата.

5. После задержания взяткодателя, (взяткополучателя) группой захвата произвести его досмотр и досмотр мнимого взяткодателя (взяткополучателя), фиксируя наличие денег у взяткодателя (взяткополучателя) с указанием номеров купюр, а если деньги были помечены - то и результатов выявления пометок, наличие других предметов взятки, их упаковку.

В присутствии понятых изымаются и осматриваются технические средства, выданные ранее взяткополучателя (взяткдователя) и фиксировавшие ход проведения оперативно-розыскного мероприятия.

6. Получить письменные объяснения от понятых и всех участников захвата с поличным, а также объяснение от задержанного.

Естественно, что такой алгоритм возможен лишь при привлечение отдельных лиц (мнимых взяткодателей или взяткополучателей) в добровольном порядке к подготовке и проведению захвата с поличным, с учетом, что лица, участвующие в захвате, в дальнейшем могут стать свидетелями по уголовному делу.

В юридической литературе справедливо отмечается, что определенный эффект участия граждан в таких мероприятиях может быть лишь в тех случаях, когда их действия проводятся зашифровано от лиц, представляющих оперативный интерес. Поэтому для участия в оперативно-розыскных мероприятиях подбираются надежные помощники, которые преждевременно не разгласили бывает подготовки и проведения таких мероприятий.

Осуществление оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение фактов взяточничества может быть при участии лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Возможность такого содействия в решении задач оперативно-розыскной деятельности непосредственно оговорена в статье 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной, деятельности», согласно которой должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

При этом Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», как указано в статье 15, предоставляет право оперативным подразделениям органов, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, устанавливать отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать им содействие на конфиденциальной основе.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий с участием лиц, содействующих осуществляющим оперативно-розыскную деятельность органам, могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.

Характерным примером использования содействия отдельных граждан для выявления и пресечения фактов взяточничества, является их оперативное внедрение в преступные группы, имеющие коррумпированные связи с должностными лицами государственных органов, а также проведение с их участием оперативного эксперимента, проверочных закупок, сбора образцов для сравнительного исследования.

В то же время следует отметить, что вопросы оказания отдельными лицами содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на наш взгляд, еще не получили должной регламентации в оперативно-розыскном законодательстве в связи с чем представляется необходимым конкретизировать их в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», раскрыв, в частности, содержание таких понятий, как содействие и сотрудничество, а также содержание конкретных оперативно-розыскных мероприятии, к подготовке и проведению которых оперативными подразделениями привлекаться отдельные лица на добровольной основе.

В заключение следует отметить, что содействие отдельных граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, имеет большое значение для своевременного выявления и пресечения фактов взяточничества.

Как отмечал И.И. Карпец, сколь бы ни были активны и умелы сыщики, осуществляющие так называемый личный сыск, где огромное значение имеет личная подвижность в смекалка, уменье, находясь в массе людей, видеть и слышать то, что не видят и не слышат другие, уменье анализировать увиденное и услышанное, принимать немедленно необходимые решения, - они не смогут проникнуть в замыслы, вынашиваемые хорошо законспирированными, сплоченными преступными группами, не смогут предупредить или раскрыть преступление, если не будут иметь агентуру, способную помочь «изнутри», знать, что замышляют преступники.

В то же время у сотрудников российских правоохранительных органов довольно часто возникают вопросы, связанные с возможностью проведения оперативно-розыскной деятельности в отношении отдельных категорий граждан Российской Федерации, обладающих неприкосновенностью. Даже высказываются мнения, что такая деятельность либо вообще запрещена, либо имеющиеся ограничения делают практически невозможным ее проведение. Однако анализ действующего законодательства свидетельствует об обратном. В связи с этим представляется необходимым хотя бы кратко рассмотреть основные положения, касающиеся проведения оперативно-розыскной деятельности в отношении указанных лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативные подразделения уполномоченных на то государственных органов наделены правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

При этом они руководствуются Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» и не должны отказываться от проведения оперативно-розыскной деятельности в отношении таких категорий граждан, обладающих неприкосновенностью, как судьи, прокуроры и следователи органов прокуратуры, депутаты и кандидаты в депутаты представительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Наличие у перечисленных категорий лиц судейского, прокурорского или депутатского иммунитета не предусматривает запрета на проведение в отношении таких лиц оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом ничего не говорится о специальном порядке проведения оперативно-розыскной деятельности в отношении этих лиц. Однако в новом законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., говорится, что Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами. Данное положение вступает в силу с 1 января 2006 г.

Отсутствуют ограничения и на проведение оперативно-розыскной деятельности в отношении кандидатов в депутаты органов власти, а также кандидатов на должность Президента России.

Что касается кандидатов в депутаты органов законодательной (представительной) власти субъектов федерации то гарантии их неприкосновенности установлены Федеральным законом от 12 июня(2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно ст. 41 названного закона зарегистрированные кандидаты в депутаты также не могут быть привлечены без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

Таким образом, кандидаты в депутаты органов власти не обладают какими-либо гарантиями неприкосновенности от проведения в отношении этих лиц оперативно-розыскной деятельности.

Рассматривая вопросы специального порядка проведения оперативно-розыскной деятельности в отношении отдельных категорий граждан, необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскной деятельности на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В заключение статьи автор считает необходимым отметить, что подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями проводится огромная работа по борьбе с взяточничеством. Однако зачастую сотрудники оперативных аппаратов испытывают на себе огромное давление со стороны вышестоящих правящих кругов. Поэтому целесообразно разработать единую систему правил этического характера для всех должностных лиц органов управления, которые в том числе должны содержать ограничения в получении подарков, запрет вмешательства в работу правоохранительных органов и других учреждений с личными просьбами и т.п.

Необходимо повышать общую культуру населения, а также создать в стране обстановку нравственной и правовой нетерпимости к преступности и коррупции. Кроме этого общими усилиями должна проводится ориентация общественного мнения на нетерпимость к корыстным злоупотреблениям чиновников, общественное порицание взяточника.

Так как коррупция является многогранным социальным явлением, тесно связанным с организованной преступностью и проникла уже практически во все сферы жизнедеятельности государства, поэтому и бороться с ней необходимо комплексно, чётко согласовывая усилия. Необходима политическая воля руководства государства в деле уменьшение уровня коррупционности в стране и искреннее желание политиков по предупреждению и пресечению коррупционных нарушений. Одной из существенных мер на наш взгляд также является разработка законодательства и усиление работы по антикоррупционной деятельности в органах управления, усиление оперативных возможностей и обязанностей специальных служб по контролю, за работой правоохранительных органов. А именно: повышение требовательности к правоохранительным органам, осуществляющим борьбу со взяточничеством: усиление индивидуально-аналитической работы, привлечение к уголовной ответственности виновных лиц.

По нашему мнению необходимо создать специальный антикоррупционный орган, наделённый возможностью координировать действия других правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, способствующий обмену оперативной информации по фактам коррупции. Сотрудники данного органа должны обладать достаточно мощным комплексом как социальных, так и организационных гарантий, для того, чтобы иметь возможность полноценно, качественно и независимо осуществлять свою деятельность.

 

Автор: Шеретов В.В.