09.04.2012 6453

Место главы «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» в УК России

 

Законодателем проведена широкая работа по правовому охвату социально значимых интересов в сфере охраны основ государственной власти, выработаны основные положения, непосредственно регламентирующие охрану конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства.

Конституция определяет, что Россия обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 4), на которой запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст.13). Ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допускается в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55), оборона и безопасность находятся в ведении России (п. «м» ст. 71). Президент России принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80); Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности (п. «д» ч. 1 ст. 114).

Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 вводит понятие безопасности и определяет ее жизненно важные интересы и объекты. Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст. I).

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности - под национальной безопасностью понимает безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Закон РФ «О защите конституционных органов власти в Российской Федерации» от 9 октября 1992 года № 3618-1 определяет, что никто не вправе присваивать законные полномочия конституционных органов власти (ст.1).

Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ признает актом терроризма посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (ст. З).

Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ понимает под обороной систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч. 1 ст. I).

Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ установил, что органы ФСБ России осуществляют решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации при проведении контрразведывательной деятельности, разведывательных мероприятий, а также борьбы с преступностью.

Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ определяет органы внешней разведки России как составную часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации, призванную защищать от внешних угроз безопасность личности, общества и государства (ст. 1).

Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 урегулированы отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности России.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения), утвержденная Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608, характеризует внешние и внутренние угрозы экономической безопасности Российской Федерации как совокупность условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства (раздел I).

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895, определяет интересы государства в информационной сфере, заключающиеся в создании условий для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России (часть 1 раздела I). Под информационной безопасностью в ней понимается состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ рассматривает информационную безопасность как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 не допускает использование средств массовой информации для осуществления экстремистской деятельности (ст. 4).

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ определяет, что документирование информации осуществляется в порядке, обеспечивающем предотвращение угроз безопасности личности, общества и государства (ст. 20).

Федеральным конституционным законом РФ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ допускаются отдельные ограничения прав и свобод граждан, прав организаций в случае попыток насильственного изменения конституционного строя России, захвата или присвоения власти, вооруженного мятежа на определенной территории с целью обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя государства.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ запрещает агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства (ч. 1 ст. 56).

Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ наложен запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (ст. 16).

Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ введено понятие экономической безопасности как состояния экономики, обеспечивающего достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития России, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2).

Специальные мероприятия по обеспечению выполнения документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 798, призваны обеспечить реализацию мер по противодействию иностранным разведкам при проведении на объектах Министерства обороны Российской Федерации деятельности, предусмотренной данными актами.

Без мер, направленных на сохранение своей целостности и безопасности, не может обходиться ни одно государство, «коль скоро оно относит себя к числу цивилизованных», в связи с чем при определенных обстоятельствах Конвенцией ограничиваются некоторые общепризнанные права и свободы как собственных граждан, так и иностранцев.

Свобода получать и распространять информацию без вмешательства государственных органов связана с ограничениями, необходимыми обществу для предотвращения неправомерного доступа к охраняемой законом информации в целях недопущения нанесения ущерба государственной безопасности (ст. 10).

Право граждан на мирные собрания, реализующее потребность человека в общении и выражении своего мнения, подлежит ограничению законным способом для недопущения паралича органов власти и общественной инфраструктуры, умаляющего интересы безопасности государства (ст. 11).

Высылка иностранца, на законных основаниях проживающего на территории какой-либо страны, может быть осуществлена в случаях неоднократных грубых нарушений им правил пребывания иностранных граждан в этой стране либо при имеющихся сведениях о выполнении им по заданию организаций других государств враждебных действий, угрожающих жизненно важным задачам страны пребывания, что противоречит задачам обеспечения государственной безопасности (протокол № 7, ст. 1).

Не вызывает сомнения, что государство, «то есть союз, устроенный и живущий на основании обязательных правил, каковыми являются правовые нормы», в том числе и международного характера, должно охранять и защищать основные принципы устройства национальной власти, а также надежность ее безопасного функционирования.

Уголовный закон в качестве основополагающей цели ставит охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений (ч. 1 ст. 2 УК).

Глава 29 УК России призвана охранять государство от непосредственных посягательств на его основные устои. Если устои государства незыблемы, то, очевидно, уголовный закон своих целей достиг успешно. При этом необходимо учитывать, что указанные цели могут быть достигнуты не только благодаря действию закона, но и посредством политической, экономической, идеологической, социальной деятельности государства и общественных организаций в связи с проведением воспитательной, профилактической работы.

Достижение одной из основополагающих целей закона проявляется в таком признаке как незыблемость основ государственной власти, являющихся устоями государства. Данным состоянием можно считать сам факт существования государства в течение определенного исторического периода, что может свидетельствовать о его надежной защите от всяких посягательств, а, следовательно, и о том, что уголовный закон как средство его защиты всецело достигает своих целей, пока существует государство. Также можно рассматривать незыблемость устоев государства не просто как его существование, а как отсутствие преступных посягательств на него. В последнем случае, если преступные посягательства имели место, значит, закон как средство защиты государства не достигает своих целей. Оба вывода являются крайними и могут привести к мысли о неспособности уголовного закона каким-либо образом влиять на охраняемый интерес. Вместе с тем представляется, что под незыблемостью такого объекта следует понимать предупреждение преступных посягательств на устои государства. При их совершении закон должен применяться для исправления преступников, а также предупреждения в последующем сходных деяний.

Закон должен соответствовать объективным условиям материальной и духовной жизни общества, его потребностям на определенном этапе исторического развития. Объективные законы общественного развития должны служить основой деятельности законодателя. Законотворческая деятельность обязана опираться на научное изучение и применение в интересах всего общества объективных законов общественного развития. Уголовные законы как часть российской правовой системы должны соответствовать материальным и духовным потребностям общества. Уголовное право регулирует специфические общественные отношения, возникающие в связи с совершением членами общества наиболее опасных деяний. Отличительный признак возникающих при совершении уголовно-наказуемых деяний правоотношений заключается в общественной опасности поведения людей. Это требует применения уголовного закона и последующего за ним наказания в качестве крайней меры, которая находится в распоряжении общества для защиты от негативного поведения. Можно утверждать, что уголовный закон существует, потому что в реальной действительности происходят деяния, представляющие для общества серьезную опасность. Кроме того, он существует, поскольку содержит меры уголовного принуждения, которые объясняются отсутствием у общества других средств борьбы с проявлениями человеческой воли, представляющими повышенную опасность.

Преступления против государства влекут или могут повлечь тяжкие последствия для всего общества. Кроме применения уголовного закона у государства нет других средств борьбы с названными преступлениями, поскольку другие средства оказались неэффективными. Законы, устанавливающие ответственность за преступления против государства, как никакие другие непосредственно выражают государственную политику в области защиты существующего конституционного строя.

Установление уголовной ответственности за преступления против государства должно учитывать, как минимум, следующие моменты: политическую обстановку в стране, главные направления политики государства на конкретном историческом периоде, общественное мнение, уровень правосознания граждан на современном этапе, категорию лиц, в отношении которых предполагается применять законы; действующее законодательство в целях избежания противоречий с принимаемыми правовыми нормами.

Нормы, регламентирующие ответственность за преступления против государства, можно рассматривать как самостоятельную систему в ряду других норм в рамках Уголовного кодекса. Любая социальная система разрабатывается и действует для достижения определенных целей. Достижение социально полезных целей - основная задача, решение которой возложено на такую систему.

Наличие норм, предусматривающих ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в уголовном законодательстве России, а также практики их применения, свидетельствует об объективных предпосылках существования главы 29 УК.

Главной предпосылкой является то обстоятельство, что в реальной действительности существуют представляющие серьезную опасность для государства и общества явления, с которыми «надо вести повседневную, решительную борьбу». Об этом свидетельствуют факты непрекращающейся подрывной деятельности иностранных государств, их разведывательных органов и представителей против России. Современная обстановка, характеризующаяся сложными международными отношениями, неослабевающей опасностью применения оружия массового поражения, отличается активной враждебной деятельностью против нашего государства. Ставка на «идеологическую диверсию», которую делал противник, просчитывая «различные варианты развала «империи зла» в доперестроечный период, достигла поставленных целей, «колесо истории, в своем естественном движении» работавшее на социализм, было разрушено, но мы убеждаемся, что враги России, надев дружескую маску, не хотят отказаться от попыток подрыва уже нового строя. Противник меняет тактические приемы вербовочной работы, действует резко, без глубокого изучения объектов, что особо отличает так называемых «инициативников». Вполне справедливо, что противник рассматривает их как материал, готовый для измены государству, с которым можно особо не церемониться. Не теряет актуальности высказывание Ю.В. Андропова, что зарубежные разведки ведут борьбу в области политики, экономики, а также в такой специфичной области, где действуют разведки, где используется шпионаж и диверсии, а также другие «самые изощренные средства». При этом основным поводом совершения таких преступлений наука и практика считает, ведение подрывной деятельности идеологического характера, выступающего информационно-идеологической причиной совершения преступлений против государства, на долю которой приходится до 85 % от общего объема других факторов.

Существование уголовной ответственности за преступления против государства обусловлено фактами совершения таких преступлений и тем ущербом, который причиняется Российской Федерации в результате их совершения. Занимая в общем объеме преступности доли процента, рассматриваемые деяния не позволяют их ставить в один ряд с другими, так называемыми общеуголовными преступлениями. Незначительный количественный показатель преступности против государства (в том числе и ранее именовавшейся «особо опасной государственной преступности») не должен вводить в заблуждение, поскольку такие преступления наносят или могут нанести серьезный ущерб правам и свободам наших граждан, экономическим и политическим интересам государства, областям в сфере обороны, разведки и контрразведки, тем более что с 2000 года наблюдается их неуклонный рост (удельный вес в общем числе зарегистрированных преступлений: 2000 год - 0,001 %, 2001 год - 0,002 %, 2002 год - 0,004 %, 2003 год-0,004 %).

Предупредительная профилактическая деятельность правоохранительных органов позволяла и позволяет не только контролировать уровень преступности в данной сфере, но и добиваться того, что благодаря своевременности проведения таковой, число лиц, совершивших преступления против государства, многократно меньше тех, кто мог бы совершить подобные деяния.

Отсутствие у государства и общества других средств воздействия на лиц, совершивших преступления против государства, также является предпосылкой существования норм, устанавливающих ответственность за данные деяния.

Уголовно-правовая борьба с государственной изменой, шпионажем, террористическими актами, насильственным захватом или удержанием власти, вооруженным мятежом, диверсиями, то есть деяниями, которые могут причинить невосполнимый материальный и моральный ущерб, подорвать обороноспособность страны, ослабить экономику, унести жизни сотен людей и в конечном итоге способствовать насильственному свержению конституционного строя государства, предполагает суровые и справедливые меры наказания, которые должны соответствовать тяжести этих преступлений, достигая при этом целей частной и общей превенции.

В настоящий момент можно прийти к выводу о следующем. Демократические преобразования в России постсоветской эпохи не получили должной оценки у руководства большинства из стран, являвшихся нашими противниками в период «холодной войны», когда «огромные средства были ассигнованы на организацию попыток взорвать изнутри политический строй СССР при помощи систематического экспорта диверсантов, террористов и вооруженных банд», не привели к установлению между Россией и этими государствами доверительных отношений. О данном факте свидетельствует непрекращающаяся подрывная деятельность против республики иностранных держав. По сообщению первого заместителя директора ФСБ России В. Соболева, по-прежнему основным направлением деятельности органов безопасности является противодействие разведкам иностранных государств. По его данным, сегодня с полной уверенностью можно говорить о возросшей активности зарубежных спецслужб в отношении России. При этом агентурная работа была и остается основным методом добывания закрытой информации. Специалистами отмечается расширение географии стран, проявляющих интерес к российским секретам. Если ранее это были в основном «главные противники» из НАТО, то сейчас все активней ведут разведку на территории России наши бывшие союзники по Варшавскому договору, как самостоятельно, так и с помощью коллег из американского разведывательного сообщества.

Только в 1998 году органы ФСБ выявили и взяли под наблюдение несколько сотен кадровых сотрудников иностранных спецслужб и лиц, обоснованно подозреваемых в причастности к ним. Контрразведчиками обезврежены 13 агентов из числа российских граждан, предотвращено 19 попыток так называемого инициативного шпионажа, когда секретоносители по собственному желанию выходили на сотрудников дипломатических представительств и продавали им закрытую информацию. Один из таких «добровольцев» мог нанести экономический ущерб государству в размере 140 миллионов долларов США.

Объективные слабости государственности, как следствие установления Россией беспрецедентной открытости миру, в том числе и путем упрощения пропуска через государственную границу, облегчают совершение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Проблемы, нерешенные за предшествующее время в экономическом, политическом и национально-культурном развитии, взрастили серьезные экстремистские силы. Итогом их деятельности стало открытое противостояние демократическим достижениям, завоеванным народами Российской Федерации, желание насильственным путем пересмотреть конституционные нормы, в частности, устанавливающие государственную целостность.

Характер и значение социально значимых ценностей, интересов и благ, которым преступлением причиняется ущерб, является одним из главных критериев, определяющих общественную опасность преступления.

Учитывая различную значимость охраняемых законом ценностей, интересов и благ, «а соответственно и различную значимость общественной опасности посягательства на них, законодатель при самом создании уголовно-правовых норм дифференцирует ответственность за такие посягательства».

Хотя развитие демократических начал в Конституции привело к необходимости построения новой иерархии ценностей, охраняемых уголовным законом, все же представляется, что расстановка разделов и глав в Особенной части УК - пропагандистский ход законодателя, сделанный в угоду сторонникам развенчания роли государства и рассчитанный на внешний эффект от демонстрации приоритетов борьбы с преступностью. Решающее значение для него имеет степень общественной опасности конкретного деяния. Ее оценка находит выражение в установлении санкции за совершенное преступление.

Оценка преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, как характеризующихся повышенной степенью опасности по сравнению с другими преступлениями, нашла свое закрепление в установлении санкций за данные деяния, что наглядно демонстрирует их сравнительный анализ.

Из 12 статей главы 29 УК, включающих 19 частей, в 7 частях описаны особо тяжкие преступления, в 2 - тяжкие, в 7 - преступления средней тяжести и в 3 - небольшой.

В сравнении с деяниями против жизни и здоровья (глава 16 УК), которые представлены 21 статьей, состоящей из 42 частей, в 4 частях предусмотрена ответственность за особо тяжкие преступления, в 4 - за тяжкие, в 17 - за преступления средней тяжести и в 17 - небольшой.

В сравнении же с преступлениями против общественной безопасности (глава 24 УК), представленными 26 статьями, состоящими из 68 частей, 16 частей устанавливают ответственность за особо тяжкие преступления, 25 - за тяжкие, 18 - за преступления средней тяжести и 9 - небольшой.

Помимо этого, наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет предусмотрено санкциями 50 % статей, содержащихся в главе 29 УК.

У преступлений, находящихся в главе 16 УК, этот показатель равен 2,4 %, а у преступлений, предусмотренных главой 24 УК - 6,3 %.

Таким образом, законодатель, устанавливая ответственность за деяния, указывает, какие группы преступлений являются наиболее опасными для охраняемых социально значимых ценностей, интересов и благ.

В Уголовном кодексе России 1996 года раздел о преступлениях против государственной власти, который начинается главой о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства, находится на одном из последних мест в структуре Особенной части УК.

Законодатели различных стран по-разному подходят к конструированию Особенной части национальных кодексов. Аналогично построению российского уголовного закона преступления против государства размещены в УК Грузии, УК Республики Беларусь, УК Франции.

На первые места такие преступления вынесены в УК Украины, УЗ Латвийской Республики, УК Республики Польша, УК Республики Болгария, УК ФРГ, УК КНР.

С.В. Дьяков полагает, что «сколь ни ставь на первое место личность, ее права и свободы, реальная защищенность не будет обеспечена, если слабы и недееспособны институты государственной власти». Аналогичную позицию ранее занимал Г. Волков, отмечая, что какие-либо другие интересы «не могут стоять выше родины».

В свою очередь, В.В. Лунеев считает, что «охраняемые уголовным законом интересы личности приоритетнее интересов государства, и это соответствует международным гуманистическим и демократическим принципам государственного строительства».

Проблема о месте в Особенной части УК РФ норм, защищающих интересы государства, носит дискуссионный характер, и отстаиваемая точка зрения зависит от конкретного отношения исследователя, обладающего собственным и неповторимым опытом, к объекту изучения. Этот опыт и мировоззрение подсказывают каждому, какие интересы в современном обществе первичны: государства, которое обеспечивает защиту гражданина и всего общества, или жизнь, права и свободы человека, без которого невозможно существование государства. Подобная дискуссия продолжается со времен Великой французской революции, результаты которой нашли отражение в статье 12 Декларации прав человека и гражданина, принятой Национальным Собранием Франции, гласившей, что гарантия прав человека и гражданина вызывает необходимость организованной государственной силы.

Вопрос о размещении рассматриваемых деяний в ряду норм Особенной части УК не случаен и отличается актуальностью.

По нашему мнению, тот факт, что главу 29 УК предваряют, например, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (глава 27 УК) и преступления против компьютерной информации (глава 28 УК) на современном этапе развития общества вносит противоречия в понимание значимости борьбы за единство государства, нерушимость его границ, укрепление обороноспособности и безопасности.

К настоящему времени законодателем принято значительное количество актов, рассмотренных выше, уделяющих огромное внимание проблеме сохранения статуса России в качестве великой державы. Именно в таком контексте упоминается наше государство в Концепции национальной безопасности.

Закрепление уголовно-правовыми мерами роли и значения основ государственной власти могло бы способствовать усилиям по охране суверенитета и независимости России.

Для сохранения конституционных установок, предопределяющих приоритет интересов личности над интересами государства, глава 29, находящаяся в разделе X УК, не может находиться впереди норм, устанавливающих ответственность за посягательства на личность.

Устранение существующего противоречия, возможно, достичь тремя путями.

Известно, что базисом существования государства является экономика, которая не может функционировать без человека, надстройкой - властные структуры, защищающие социально значимые ценности, интересы и блага. В связи с этим допустимо рекомендовать перемещение главы 29 УК РФ на место, находящееся рядом с нормами, устанавливающими ответственность за преступления против личности и преступления в сфере экономики, что позволит достигнуть перенос раздела X УК «Преступления против государственной власти» на место после разделов VII «Преступления против личности» и VIII «Преступления в сфере экономики».

Помимо этого, усиление уголовно-правовой охраны рассматриваемых социально значимых интересов может проводиться путем образования в структуре Особенной части УК самостоятельного раздела, содержащего лишь главу 29 с размещением вновь образованного раздела также после раздела VIII УК РФ.

Специфика составов рассматриваемых преступлений оправдывает подобную меру с учетом выделения во II разделе Концепции национальной безопасности отдельно сформулированных интересов государства, состоящих в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России.

Таким образом, поступил законодатель применительно к двум разделам кодекса: XI «Преступления против военной службы» и XII «Преступления против мира и безопасности человечества», в каждом из которых находится по одной одноименной с разделом главе.

Иным путем совершенствования законодательства может служить отмена группирования глав в Особенной части по разделам.

Упразднение разделов позволит разрешить объективные препятствия на пути технико-юридического совершенствования местоположения главы 29 УК, направленного к переносу на соответствующее ее значимости место в Особенной части УК, которое, с учетом превалирующей роли личности и экономики, в ряду глав Уголовного кодекса предпочтительно видеть находящимся после самых опасных деяний против личности и экономики. В таком случае начало Особенной части УК будет представлено соответственно главой 16 «Преступления против жизни и здоровья», главой 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности», главой 18 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», главой 21 «Преступления против собственности» и главой 29, что позволит реалистично распределить главы кодекса в зависимости от роли тех или иных преступлений на конкретном этапе общественного развития.

Деяния, именуемые преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, преступлениями против правосудия и порядка управления, не будучи связанными с главой 29 в разделе X УК, могут размещаться на прежнем месте в Особенной части Уголовного кодекса.

Следовательно, законодатель может пойти по одному из следующих путей, каждый из которых позволит повысить роль охраняемых главой 29 УК социально значимых интересов:

1. Помещение раздела X УК после раздела VIII УК.

2. Образование самостоятельного раздела с включением в него только 29 главы УК, расположенного после раздела VIII УК.

3. Упразднение разделов в Особенной части УК с размещением главы 29 УК после главы 21 УК в предложенной нами последовательности.

Разумеется, нумерация разделов и глав будет скорректирована с учетом соответствующих изменений в структуре кодекса.

По нашему мнению, предпочтительным выглядит первый вариант, поскольку он, сохраняя достижения юридической мысли, выработавшей распределение глав по разделам, приведет к соответствию размещения норм Уголовного кодекса требованиям уголовной политики.

Реализация этого пути реформирования УК РФ, как мы полагаем, позволит поднять на достойный уровень охрану основ государственной власти Российской Федерации, что полностью соответствует современным законодательным инициативам.

 

Автор: Царев Д.В.