09.04.2012 7721

Причины и условия формирования корыстной криминогенной мотивации несовершеннолетних

 

Переходя к рассмотрению значения микросреды, отметим, что в механизме криминализации личности несовершеннолетних преступников определяющую роль играет сочетание таких факторов, как семья, которая по разным причинам не обеспечивает правильного формирования личности ребенка, досуговая товарищеская группа, характеризующаяся антиобщественным поведением, а также просчеты в деятельности педагогических коллективов.

Действие всеобъемлющего кризиса современного российского общества и государства (общественных противоречий, общесоциальных факторов детерминации) выражается в деформациях семейно-бытовой, учебно-трудовой и досуговой сфер жизнедеятельности несовершеннолетних, обусловливающих их отклоняющееся (делинквентное), в том числе преступное, поведение. Возникающие при этом деформации в образе жизни субъекта могут оказаться источником конфликтов, вызвать отклонение от одобряемых обществом нравственных и правовых ценностей, ослабить социальный контроль, затруднить реализацию тех законных возможностей, которые отвечают интересам субъекта. При этом не только родительская семья, но и учебный коллектив являются, как правило, не независящими от подростка обстоятельствами. Первичная социально-профессиональная дифференциация (выбор продолжения обучения, вида и конкретного учебного заведения либо поступления на работу) в значительной мере определяется внешними обстоятельствами.

Соответственно специфические детерминанты корыстной преступности несовершеннолетних лежат преимущественно в сферах формирования и жизнедеятельности подростка: семейно-бытовой, учебно-трудовой и досуговой.

Бытовой уклад является основой социализации личности несовершеннолетнего. Однако подросток при этом случае может находиться в таких условиях, которые не только не способствуют всестороннему развитию личности, но и затрудняют этот процесс. Полнота осуществления функций быта зависит, прежде всего, от его материальной основы (характера и качества жилья, достаточного количества одежды, обуви, предметов бытовой техники, продуктов питания), а также от состояния духовных ценностей (образования, культуры, ценностных ориентации, традиций, социальных связей).

Быт обеспечивает не только удовлетворение потребностей, восстановление сил личности, но и семейную жизнь, воспитание детей, передачу традиций, поэтому в определенном смысле является материальной основой жизнедеятельности семьи. Человек с младенческого возраста впитывает все достоинства и недостатки бытового уклада, господствующие в семье взаимоотношения и ценности.

Роль семейного неблагополучия в общественных отношениях достаточно полно отразил А.И. Миллер, считающий семьи такого типа социально неполноценными, деструктивным институтом социализации личности, который является, во-первых, первоисточником возникновения трудновоспитуемое™ у детей и подростков, во-вторых, малой группой, непосредственно формирующий личность несовершеннолетнего преступника, в-третьих, микросредой, оказывающей криминогенное воздействие на других детей и подростков, которые находятся с данной семьей в каком-либо контакте.

Криминологами получены многочисленные данные, позволяющие рассматривать неблагополучную семейную обстановку в качестве одной из причин, определяющих как состояние, так и динамику совершения общественно опасных деяний в среде несовершеннолетних. «Семья - главное звено той причинной цепочки, которая выводит на преступное поведение».

В литературе указывалось, что наиболее важными факторами, отрицательно влияющими на формирование личности в семье, являются: воспитание несовершеннолетнего в условиях неполной семьи (отсутствие одного из родителей); дефекты в семейном укладе, главным образом, в нравственной атмосфере семейных отношений; недостатки во взаимоотношениях родителей и детей, выражающиеся наиболее ярко в явлениях безнадзорности.

Проанализируем роль каждого из указанных факторов применительно к рассматриваемой проблеме.

Структурный состав семей половины несовершеннолетних корыстных преступников отличается неполнотой. При проведении исследования было установлено, что имеют обоих родителей - 47 % указанных несовершеннолетних; не имеют отца - 38 %; не имеют матери - 3 %; имеют отчима (мачеху) - 6 %; сироты - 9 %.

Нарушение целостности семьи влечет за собой ослабление воспитательных функций, изменение всего психологического климата семейных отношений.

Д.А. Шестаков вводит понятие «семейная десоциализация», под которой понимается происходящий в семье криминогенный процесс, обусловленный, в конечном счете, внешними социальными явлениями, в том числе различными несовершенствами социальной среды, и имеющий своим следствием формирование у членов семьи антисоциальных качеств, которые в известной ситуации могут обусловить совершение ими преступления.

Во многих исследованиях выявлена довольно большая группа фактов семейной десоциализации подростка. К ним относят: преступность родителей и иных членов семьи, их уклонение от общественно полезного труда, злоупотребление алкоголем, нарушение общественного порядка, проявление грубости и жестокости в конфликтах, бездуховность, стяжательство, беспорядочную половую жизнь, нежелание старших заниматься воспитанием детей, педагогическую несостоятельность, отсутствие прочных эмоциональных связей в семье, нарушение структуры семьи, материальные затруднения и др. Результаты анонимного анкетирования позволили проанализировать нравственную атмосферу внутрисемейных отношений между родителями (лицами, их заменявшими).

Как показывает анкетирование, почти в 40 % изученных семей отношения складывались неблагополучно, что, безусловно, не могло не отразиться и на воспитании ребенка.

Отношения, складывавшиеся между родителями (лицами, их заменявшими) и несовершеннолетними, совершившими кражи, по оценке самих подростков, также благополучностью не отличались.

Итак, 48 % подростков охарактеризовали свои отношения в семье как неблагополучные. В 10 % семей отношения были безразличными. Современное общество породило новый тип семьи, которую правильнее было бы назвать карьерной. Родители в такой семье живут в постоянной погоне за работой, экономическим и социальным престижем, забывая о ребенке, не уделяя достаточного внимания его воспитанию, что определяет его девиантное поведение.

Д.А. Шестаков провел классификацию факторов семейной десоциализации (типов десоциализирующих семей) по двум критериям: 1) положение источника десоциализации личности (внутри или вне семьи); 2) отношение семьи к наступлению криминогенного результата. На основании избранных критериев семьи с собственным источником десоциализации делятся на целенаправленно вырабатывающие у своих членов антисоциальные качества (1) и на предоставляющие негативные стандарты поведения (2); семьи, не противодействующие внешнему источнику десоциализации, делятся на семьи, пассивно относящиеся к процессу отклонения поведения их членов от социальных норм (3), и семьи, по различным основаниям не способные выправить наметившиеся отклонения (4). Автор приводит данные исследования, согласно которым первая разновидность десоциализирующих родительских семей встречается относительно редко как у корыстных, как и насильственных преступников (5,1 и 3,4 % соответственно). Для корыстных преступников наиболее характерны родительские семьи, не способные выправить отклонения в поведении своих членов (45,8 %), менее характерны - предоставляющие негативные стандарты поведения (27,1 %), а также пассивно относящиеся к отклонениям в поведении своих членов (22,0 %). Напротив, для насильственных преступников наиболее характерны родительские семьи, предоставляющие негативные стандарты поведения (68,1 %), менее характерны - не способные выправить отклонения в поведении своих членов (22,5 %) а также пассивно относящиеся к отклонениям в их поведении (4,3).

Таким образом, согласно данным проведенного исследования, 67,8 % родительских семей корыстных преступников (26,8 % - насильственных) не проявляют необходимого для развития детей душевного тепла, не заботятся надлежащим образом об их воспитании, не обнаруживают должной активности в противодействии безнравственной, противоправной либо преступной направленности их поведения; характеризуются педагогической или психологической неподготовленностью, структурной неполнотой. Криминогенное действие таких семей выражается в бесконтрольности со стороны семейной микросреды, непротиводействии внешнему источнику десоциализации.

Приведенные данные согласуются с результатами анкетирования несовершеннолетних корыстных преступников. Так, 86,25 % респондентов, признавшихся в употреблении алкоголя, указали следующее отношение к этому своих родителей: знали и наказывали - 38 %; не знали - 27 %; знали, но слабо реагировали -18%; знали, но не реагировали - 7,2 %; пили вместе -7,2 %. Среди 16,5 % респондентов, отметивших, что употребляли наркотические или токсические вещества, указали следующее отношение к этому своих родителей: не знали - 62,1 %; знали, пытались препятствовать всеми способами - 25,8 %; знали, но не реагировали либо слабо реагировали - 12,1 %.

В процессе исследования выявлялась зависимость между поведением подростка и членов его семьи. Выяснилось, что в абсолютном большинстве семей находились члены, ведущие антиобщественный образ жизни. Весьма часто родители совершивших корыстные преступления подростков подавали им плохой пример, прежде всего, совершая ими правонарушения корыстного характера, о которых становилось известно остальным членам семьи. По результатам анкетирования от 32 % несовершеннолетних члены семьи не скрывали незаконного характера приобретения средств к существованию.

Особенно сильное криминогенное воздействие на личность несовершеннолетних оказывается в тех семьях, в которых средства добываются, как правило, незаконным способом. Как показало исследование, в таких семьях нередко в совершении противоправных действий принимали участие дети совместно с родителями (другими членами семьи).

Более того, по результатам анкетирования 42 % осужденных за корыстные преступления признались в том, что члены их семей были судимы в прошлом. Становится очевидным, что, постоянно общаясь с такими лицами, несовершеннолетние не только воспринимают их нравственные ориентации и стандарты поведения, но и следуют им в дальнейшем. Ситуация усугубляется в том случае, если авторитет ранее судимого в семье особенно заметен, а влияние на семью позитивной микросреды слабое. При этом «влияние ранее судимого в семье будет тем сильнее, чем он авторитетней и чем слабее воздействие на семью широкой социальной среды и позитивной микросреды». Часть подростков, чьи родители были судимы, с раннего возраста имели представления об образе жизни в местах лишения свободы и неоднократно получали «инструкции» о том, как надо себя вести в милиции и в «зоне». Проанализируем структуру судимостей членов семей осужденных.

В ряду приведенных цифр становится заметной корреляционная зависимость между преступным поведением корыстной направленности членов семей и корыстной криминогенной мотивацией несовершеннолетних, совершивших корыстные преступления. Закономерен вывод: совершение корыстных преступлений несовершеннолетними становится отражением общей корыстной криминогенной направленности судимых членов их семей

Таким образом, как справедливо заметил В.И. Горошкин: «Не сам по себе факт наличия или отсутствия тех или иных материальных условий играет решающую роль в формировании нравственных позиций несовершеннолетнего. Главное - отношение родителей и других членов семьи к таким условиям, к выбору путей и средств, для их улучшения. Эгоистическая, собственническая атмосфера семейных отношений является благоприятной почвой для возникновения и закрепления корыстолюбия несовершеннолетнего».

Формирование антиобщественного образа жизни начинается с криминализации семьи, когда насилие, алкоголизм, наркомания становятся нормой поведения, передающейся от одного поколения к другому. Так, Ю.Н. Гречишкин и О.В. Старков, выделяя в своих работах среди факторов, отрицательно влияющих на девиантность несовершеннолетних, отрицательные влияния в семье, отмечают, что последние в рамках от 6,8 до 36,9 % случаев на девиантное и преступное поведение подростков оказывает прямое отрицательное влияние родителей и старших членов семьи (пьянство, грубость, жестокость, антиобщественный образ жизни, безразличие), при этом типичными для родителей несовершеннолетних преступников являются низкая культура, престижно-потребительские установки. В среднем каждый вто-рой-третий подросток, не достигший возраста уголовной ответственности и совершивший общественно опасные деяния, воспитывался на протяжении значительного периода в неблагополучной семье, отличающейся дефектами в нравственной позиции родителей, их образе жизни. Проявление этих дефектов весьма многообразно: это и совершение преступлений родителями либо иными членами семьи; пьянство и алкоголизм, развратное поведение; систематические конфликты, выливающиеся в ссоры, скандалы и драки; уклонение от воспитания и материального обеспечения детей и т.д. Каждый из этих факторов в отдельности способен нанести значительный ущерб формированию личности несовершеннолетнего, не достигшего возраста уголовной ответственности. В определенном сочетании, а тем более вместе, они делают практически невозможным правильное воспитание в такой семье.

К числу неблагополучных семей, по-видимому, следует отнести и семьи, где родители слишком много времени и сил отдают работе (поиску источников заработка), не уделяя должного внимания воспитанию и образованию детей. По результатам исследования 32,2 % родительских семей корыстных преступников (64,4 % - насильственных) непосредственно предоставляют негативные стандарты поведения: насилие и грубость, стяжательство, пьянство и т.п., либо целенаправленно вырабатывают у своих членов антисоциальные качества. Последнее может свидетельствовать о криминальном профессионализме родителей.

Итак, главным, системообразующим корыстно-десоциализирующим фактором, обусловливающим соответствующую деформацию личности подростка, является нарушение баланса между духовными и материальными потребностями членов семьи. Нарушение баланса материальных и духовных потребностей, особенно осложненное восприятием стереотипов антиобщественного поведения родителей, неизбежно создает личностные предпосылки для совершения подростками корыстных преступлений.

Таким образом, антиобщественные формы поведения членов семьи являются существенным условием (а иногда и причиной) того, что несовершеннолетний не только усваивает деформированные ценностные ориентации, но и затем реализует их в собственном преступном поведении.

Семья закладывает фундамент личности, а школа должна ее строить. Неблагоприятные условия нравственного формирования личности в школе могут носить как объективный, так и субъективный характер. К объективным следует отнести те недостатки, которые связаны с общим уровнем школьного образования и уровнем подготовки педагогических кадров. Неблагоприятные условия субъективного характера представляют собой недостатки в школьном обучении и воспитании, связанные с деятельностью данного педагогического коллектива, данного педагога.

Недостатки объективного и субъективного характера тесно связаны. Так, субъективные условия неблагоприятного нравственного формирования личности в школе во многом порождаются недостатками объективного порядка, являются проявлениями последних. Недостатки субъективного характера имеют, как правило, местное происхождение и обычно связаны с экономическими, социально-демографическими, этнопсихологическими и географическими особенностями данного региона.

Имеющаяся в криминологической литературе классификация традиционно включает следующие недостатки школьной воспитательной работы: 1) недостатки образовательной работы (неполный охват всеобщим образованием детей школьного возраста, отсев учащихся, особенно из старших классов, по неуважительным причинам, низкое качество обучения, отсутствие индивидуального подхода к учащимся и т.д.); 2) низкий уровень воспитательной работы (плохая ее организация, отрыв обучения от воспитания, применение неправильных методов воспитания, подмена их администрированием и т.д.); 3) необоснованное исключение подростков из школ или неоправданный их перевод в вечерние школы; 4) слабая дисциплина в школе (слабое или недостаточное реагирование на проступки учащихся, сокрытие отрицательных фактов и т.д.); 5) плохая организация досуга учащихся (запущенность внеклассной, внешкольной работы, особенно в группах продленного дня и в интернатах, слабое вовлечение учащихся в общественную жизнь и т.д.); 6) отсутствие должной связи с родителями и общественными организациями по месту жительства учащихся, слабое проведение педагогической пропаганды.

На вопрос: «Являлась ли для Вас школа сдерживающим фактором при совершении преступления?», - были получены следующие ответы осужденных: «да, являлась» - 27,5 %; «нет, не являлась» - 34,8 %, оставшиеся затруднились с ответом.

Социализирующая и профилактическая функции образовательных учреждений наиболее полно проявляются при осуществлении ими воспитательного воздействия на учащихся. Не желая противопоставлять процессы обучения и воспитания, понимая их внутреннюю взаимосвязь и единство, мы, тем не менее, констатируем тенденцию отхода образовательных учреждений от функции воспитания, причем проявляется это уже на законодательном уровне.

Недостатки в учебно-воспитательной работе нередко приводят к тому, что учащиеся не получают необходимой нравственной закалки, не умеют разбираться в сложных жизненных ситуациях и правильно реагировать на них, а также давать правильную оценку своим поступкам и поведению товарищей.

Следует отметить, что в школах не осуществляется должного анализа причин правонарушений, совершаемых учащимися, не ведется надлежащего учета и профилактической работы с педагогически запущенными детьми.

В Законе РФ «Об образовании» не нашло закрепления положение о том, что образовательные учреждения обязательно должны заниматься воспитательной деятельностью в отношении обучающихся, а п. 5 ст. 52 Закона гласит, что «родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования». Кроме того, п. 7 ст. 19 Закона устанавливает право органа управления образовательного учреждения на исключение обучающихся, достигших возраста 14 лет, за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения. При этом образовательное учреждение снимает с себя всякую ответственность за дельнейшую судьбу несовершеннолетнего и перепоручает его органам местного самоуправления и родителями (законным представителем). Таким образом, законодательно фиксируется абсурдная ситуация. Забота о воспитании трудных подростков возлагается на родителей (законных представителей), то есть лиц, которые по тем или иным причинам уже не выполняют данную обязанность.

Одним из серьезных недостатков в воспитательной работе общеобразовательной школы является сокрытие администрацией школ от правоохранительных органов правонарушений учащихся. Не случайно в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав по инициативе школ рассматривается только 5-8 % материалов, в то время как 70 % обсуждаемых несовершеннолетних являются школьниками.

Школьники получают определенный объем знаний по многим учебным дисциплинам, а вопросы правового, нравственного, эстетического воспитания нередко остаются без внимания. Анкетирование несовершеннолетних корыстных преступников показало, что учебные заведения не стали ведущим источником правовых знаний для трудных подростков, не решают задачи их правового воспитания. Лишь 17,8 % респондентов указали, что черпали правовые знания из учебной программы (для сравнения: из разговоров друзей -36,8 %; из передач по радио и телевидению - 24,3 %; из бесед со следователем или защитником - 24 %; из правовой литературы после привлечения к ответственности - 12,5 %; из лекционной пропаганды - 3,5 %).

Это свидетельствует о больших изъянах в работе школ по правовому воспитанию, отсутствии внимания к этому участку профилактической работы с несовершеннолетними.

По достижении 15-16 лет и получении основного общего образования (9 кл.) у трудных подростков, как правило, возникает альтернатива: продолжить обучение в ПУ (техникуме) или пойти работать. Устройство на работу подростка, преждевременно оставившего школу, иногда усугубляет дефекты его нравственного развития. Администрация предприятий неохотно принимает на работу трудных подростков, но если и принимает, то использует их, как правило, на неквалифицированной работе. Низкая культура труда, отсутствие должной производственной дисциплины приводят к тому, что подростки теряют интерес к работе и уходят с предприятий либо меняют место работы. Недостатки в организации трудоустройства и трудового воспитания наиболее существенно влияют на дальнейшее формирование личности несовершеннолетних, преждевременно оставивших школу.

Анкетирование несовершеннолетних корыстных преступников показало, что их социальные контакты в учебно-трудовой сфере жизнедеятельности преимущественно носят формальный характер. Учебные заведения и трудовые коллективы не смогли преодолеть социального отчуждения и дезадаптации респондентов.

Деформации в образе жизни семьи, отношениях между родителями и детьми имеют своим последствием безнадзорность, определяемую как ослабление или отсутствие наблюдения за поведением и занятиями несовершеннолетних и воспитательного воздействия на них со стороны родителей. В том случае, когда безнадзорность связана с антиобщественными проявлениями, необходимо говорить о криминогенной безнадзорности, которая рассматривается А.Б. Кашелкиным как «состояние, когда нарушаются нормальные общественно полезные связи и отношения подростка, а его образ жизни становится антисоциальным».

Частным случаем безнадзорности является беспризорность, связанная с бродяжничеством, делающая совершение различного рода правонарушений, прежде всего корыстного характера, способом существования подростка. Нередко конфликтные отношения в семье, отсутствие эмоциональных связей с родителями, их алкоголизм либо полный распад структуры семьи ведут к тому, что подростки уходят из дома. Это позволяет говорить о беспризорности как о крайней степени семейной десоциализации. Среди опрошенных несовершеннолетних осужденных 38,5 % указали на попытки и случаи побегов из дома.

Отторгнутый родительской семьей индивид в целях восстановления необходимого общения стремится к объединению «со столь же агрессивными сверстниками», почти всегда подпадает под сильнейшее влияние антиобщественной группы сверстников, участники которой, как правило, совершают преступления, и в конечном итоге преступает границы законного и оказывается в зоне влияния преступного мира.

Удельный вес групповых преступлений в общей преступности несовершеннолетних примерно в 2-2,5 раза больше, чем аналогичный показатель у взрослых, и составляет 60-65 %. Это связано с типичностью для подросткового возраста в целом группового характера поведения. В криминологической литературе отмечается, что «несовершеннолетние в силу возрастных, психологических и иных личностных особенностей стремятся к объединению, реализуя повышенную потребность в общении, самоутверждении, проявлении лидерства. Эта особенность - норма их поведения, отсюда и в основном групповой характер преступности несовершеннолетних». Групповой характер совершения подростками преступлений также обусловлен рядом криминологически важных факторов. Например, для совершения грабежей, разбоев, вымогательств, краж требуются определенная ловкость, сила, навыки, предварительная подготовка и разработка плана. Действие в группе облегчает выполнение этих задач, а также обеспечивает кажущуюся анонимность и безнаказанность, снижает чувства опасности и личной ответственности.

Ближайшее окружение несовершеннолетних в сфере досуга и быта является важной культурной средой, которая вносит существенный вклад в формирование личности подростка, его ценностных ориентации и норм поведения. Механизм нравственного воздействия досугового коллектива на личность включает в себя информационную, нормативно-ценностную, регулятивную, организаторскую функции и функцию социального контроля за деятельностью и поведением личности. Общий микроклимат, существующие здесь нравственные установки и ценностные ориентации неизбежно влияют на структуру и содержание свободного времени индивида. Досуговые группы, в которых формируются или углубляются антиобщественные взгляды, установки и привычки поведения, характеризуются как криминогенные. В таких группах антиобщественный образ жизни участников усугубляется посредством насаждения преступных, разрушительных традиций криминальной субкультуры, носителем которой и становится индивид.

Под влиянием группы формируются установки и ценностные ориентации, включающие в себя способы разрешения возникающих жизненных ситуаций и проблем. Это очень важный момент, поскольку не всегда противоправны сами мотивы и цели поведения, таковыми чаще являются способы реализации мотивов и достижения целей. Влияние группы значительно постольку, поскольку данный человек ценит свое участие в ее жизнедеятельности. Ее члены находятся в повседневном общении, между ними возникает множество отношений, основанных на чувствах, причем их отношения друг к другу и оценки различных социальных фактов, событий, других людей неизбежно выражаются в эмоциональной форме. Группа осуждает или одобряет, радуется или негодует, и потому общие настроения и мнения выступают ее основными социально-психологическими, духовными образованиями. Настроения и мнения, господствующие в группе, неизбежно передаются ее членам. С целью добиться признания и повысить свой статус подросток проходит ряд криминальных испытаний, в результате чего порой навсегда закрывает себе путь для возвращения в общество.

Как правило, подростки сплачиваются в группы на основе одинаковых возможностей проведения своего досуга и из-за отсутствия контроля за их поведением.

Особенно велика в психологическом отношении роль «тусовок» - мест сбора подростков и юношей, где они группируются, оформляясь в криминальные и криминогенные группы. Здесь они заводят знакомства, находят друзей - единомышленников по криминальной деятельности, обмениваются информацией, занимаются «любовью в очередь», употребляют токсические и наркотические вещества. Исследования, проведенные в ряде городов страны, свидетельствуют, что несовершеннолетние придают большое значение «тусовочным» встречам. Около 60 % из числа обследованных ежедневно проводят свободное время на «тусовках». В последние годы «тусовки» переродились в своеобразные клубы по криминальным интересам, в школы по повышению «криминального мастерства». Так, карманники «тусуются» в одном месте, рэкетиры - в другом, мошенники - в третьем, грабители - в четвертом и т.п. Если в недалеком прошлом для «тусовок» выбирались потаенные места, подальше от милиции и мало контролируемые взрослыми (подвалы, чердаки, подворотни, подъезды, дальние скверы, отдельные нежилые строения и т.п.), то теперь подростки «тусуются» нередко на глазах у милиции (на дискотеках, в кафе, ресторанах, казино), оставив подземелья и чердаки для бомжей.

Состав «тусовочников» весьма показателен. Каждый третий посетитель «тусовки» не имеет отца или не живет с семьей, у каждого десятого нет матери. Каждый третий состоит на учете в отделе профилактики преступности несовершеннолетних (ОПДН). Личное дело каждого пятого разбиралось на комиссии по делам несовершеннолетних. По результатам нашего опроса большинство «тусовочников» употребляли алкоголь, многие пробовали токсические и наркотические вещества. Наиболее значимы для посетителей «тусовок» такие ценности, как деньги, порнография и секс, «тачка» (автомашина), «красивая жизнь» (посещение ресторанов, отдых на престижных курортах). Больше всего «тусовочников» привлекают такие виды деятельности, как коммерция, работа в охранных структурах фирм и банков, рэкет. То есть можно сделать вывод, что «тусовка» играет большую роль в психологической подготовке подростков и юношей к криминальной деятельности и криминальному образу жизни: она становится копилкой криминального опыта.

Согласно проведенным исследованиям, 93,2 % несовершеннолетних почти все свободное время до совершения корыстного преступления проводили с друзьями, то есть в проведении свободного времени ориентировались на общение в среде сверстников. По данным Н.В. Кофырина, проводившего исследования в Санкт-Петербурге, мотивы вхождения и пребывания в неформальной группе подростков следующие: совместные развлечения - 45 % опрошенных; просто желание провести свободное время - 42 %; отсутствие взрослых и контроля - 34 %; необычные приключения и переживания -31%; общие интересы с членами группы - 29 %; возможность поговорить с теми, кто тебя понимает, - 27 %; 23 % опрошенных ответили, что члены группы «очень интересные ребята»; у 9 % - иные побуждения.

Исследование вопроса о количестве и характере проведения свободного времени несовершеннолетними, совершившими корыстные преступления, позволило выявить ряд криминологически значимых особенностей сферы проведения ими досуга в составе неформальных групп.

Группа подростков, у которых количество свободного времени можно оценить как «много», доминирует в общей структуре несовершеннолетних, совершивших корыстные преступления. Свободным временем в данном случае считалось время, которое подростки тратили по своему усмотрению. С учетом рассмотренных деформаций в учебной и трудовой сферах жизнедеятельности несовершеннолетних воров возникает вопрос: «Можно ли говорить о наличии свободного времени у лиц, не занятых трудом или учебой?». Д. Фукс подчеркивает, что «свободное время как категория имеет смысл только в соотношении с рабочим временем, в ином контексте, т.е. применительно к безработным вряд ли правомерно говорить о свободном времени в социальном аспекте». У неработающих и неучащихся подростков все время превращается в пространство свободной деятельности, причем эта свобода у преступников предполагает свободу от нравственных требований общества, а также свободу выбора средств, в том числе противоправных, для удовлетворения своих эгоистических интересов и потребностей. В.Д. Патрушев считает, что свободное время предполагает свободу выбора занятий. У правонарушителя эта свобода ограничена выбором занятий, связанных с антисоциальной деятельностью, что в итоге ставит его перед угрозой ответственности за такое поведение.

Таблица показывает, что разнообразие вариантов проведения свободного времени несовершеннолетними, совершившими корыстные преступления, смещено по направлению к негативным его формам.

Сравнение количества и содержания свободного времени несовершеннолетних правонарушителей свидетельствует о возникновении при этом противоречия между величиной и содержанием свободного времени. Относительное возрастание негативных проявлений у них связано не с самим фактором наличия свободного времени, а с неспособностью или нежеланием его разумно использовать. Таким образом, наличие большого количества свободного времени при отсутствии умения правильно его использовать является достаточно сильным криминогенным фактором, приводящим подростков к преступлению.

Следовательно, образ жизни молодых правонарушителей в основном ориентирован на негативные проявления в сфере досуга. Довольно часто они заняты поиском развлечений, носящих антиобщественный характер. Обращает на себя внимание тот факт, что предпочтение отдается поиску денег и употреблению алкоголя. При этом 15,5 % респондентов указали, что начали употреблять спиртные напитки с 11-12 лет, 33 % - с 13-14 лет, 30,5 % - с 15-16 лет. В этих условиях особое значение для социализации молодого человека приобретает ближайшее окружение сверстников. Так, 62,75 % респондентов указали, что среди друзей (товарищей), с которыми они наиболее часто общались, были лица, состоящие на учете в милиции, 31,25 % - были судимы или привлекались к уголовной ответственности.

Следует иметь в виду, что основным фактором взаимной криминализации в антиобщественных группах несовершеннолетних является преступная субкультура. Для ее обозначения используются и другие термины: «вторая жизнь», «асоциальная субкультура», «социально-негативные групповые явления». Войдя в группу с антиобщественной корыстной мотивацией, ее новый участник, сталкиваясь с определенными образцами, обычаями, стандартами принятого в группе антисоциального поведения, подвергается воздействию существующих в ней взглядов, которые оправдывают эгоизм, паразитизм, желание жить материально обеспеченно без адекватной трудовой отдачи. В группе, где приняты и разделяются большинством узкоэгоистические материально-потребительские ориентации, где установились стандарты корыстно-рваческого образа действий только ради своих личных целей, от нового участника ожидают такого же поведения. Если новый участник группы будет действовать аналогичным способом, он получит одобрение. В противном случае группа может применить к нему «репрессии», чтобы заставить его подчиниться ориентации и взглядам большинства. Таким образом, недостаточный жизненный опыт новичка, слабость воли облегчают и усиливают восприятие криминогенных свойств и качеств, закрепляют корыстные взгляды, привычки, настроения, ведут к формированию мотивации группового преступного поведения с корыстной ориентацией.

Итак, социальная среда, окружающая личность, представляет собой условия ее нравственного формирования, а ее негативное влияние - уровень объективных причин преступного поведения. Выяснение роли социальной среды в механизме корыстного преступного поведения несовершеннолетнего складывается из анализа специфики ее составляющих: непосредственного окружения личности - микросреды и той части макросреды, с которой у личности имеются контакты, а также особенностей их воздействия на сознание и поведение несовершеннолетних, совершающих корыстные преступления.

Механизм действия указанных факторов будет следующим: при формировании личности разные по характеру и силе внешние воздействия (макро- и микроуровневые), преломляясь через психофизические данные этого лица, превращаются в его потребности и привычки. Содержание потребностей, а также направленность личности зависят от особенностей такого воздействия. В рассмотренных параграфах представлены особенности условий нравственного формирования личности несовершеннолетних, представляющие собой не что иное, как причины и условия формирования корыстной криминогенной мотивации, реализующейся в совершении корыстных преступлений. Негативные проявления в семейно-бытовой сфере жизнедеятельности несовершеннолетнего являются причиной отрицательных изменений в учебно-трудовой сфере и влекут за собой опасные формы криминогенной безнадзорности, выражающейся в противоречии между количественными показателями и качественной характеристикой проводимого свободного времени. Криминогенность безнадзорности усугубляется вовлечением несовершеннолетнего в криминогенные досуговые группы корыстной направленности. Указанные обстоятельства приводят к формированию устойчивых общественно опасных деформаций в образе жизни, следствием которых является становление несовершеннолетнего на путь совершения преступления.

 

Автор: Кузьмин П.В.