09.04.2012 5545

Предупреждение формирования личностных деформаций несовершеннолетних, совершающих корыстные преступления

 

Предупреждение преступлений представляет собой социальный процесс, систему различных по уровню, масштабу и содержанию мер, направленных на обеспечение правомерного поведения людей, нейтрализацию причин и условий преступности.

Структура профилактических мер определяется структурой преступности и в идеале должна быть максимально приближена к последней. В теории криминологического предупреждения подчеркивается необходимость противопоставить криминогенным комплексам антикриминогенные комплексы целенаправленных мер. Результаты теоретических и практических исследований, закономерно образуют основу, на которой следует строить предупредительную работу. Цели, задачи и объекты этой работы всецело вытекают из концепции признания в качестве точки опоры корыстной криминогенной мотивации преступного поведения несовершеннолетних.

В плане процесса предупреждения значение криминогенной мотивации оказывается двояким. С одной стороны, профилактике должны подвергаться неблагоприятные условия нравственного личностных, приводящие к личностным деформациям, проявляющимся в корыстном преступном поведении несовершеннолетних. С другой стороны, сами эти деформации необходимым образом выступают в качестве самостоятельного объекта профилактического воздействия.

Предупреждение корыстной преступности несовершеннолетних естественным образом вписывается в общую профилактическую систему, если последнюю рассматривать с функциональных позиций применительно к основным сферам жизнедеятельности личности: семейно-бытовой; учебно-трудовой, свободного времени.

Научные исследования, практика воспитательно-профилактической работы с подростками подтверждают, что одной из важнейших причин их становления на путь безнадзорности и правонарушений являются ненормальная обстановка в семье, нездоровые отношения между родителями, их безответственное отношение к выполнению родительского долга. И в этом отношении эффективность борьбы с правонарушениями несовершеннолетних находится больше всего в зависимости от своевременности оздоровления обстановки в неблагополучных семьях, от действенности и интенсивности принимаемых общих и специальных мер по устранению семейного неблагополучия.

Неблагополучная семья прочно вошла в законодательство в качестве отдельного объекта профилактического воздействия. Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Семья, обладающая вышеперечисленными признаками, признается находящейся в социально опасном положении, а несовершеннолетний, воспитывающийся в такой семье, получает статус безнадзорного и автоматически становится объектом профилактического воздействия.

В свою очередь, объектами профилактического воздействия в семейной сфере должны стать: уровень материального обеспечения (точнее, недостаток материальных средств для надлежащего воспитания детей); ненадлежащие духовная, нравственная атмосфера в семье и соответствующие ей отношения лиц, ее составляющих; эмоциональное, скрытое или явное отвержение родителями ребенка; совершение родителями преступлений, мелких правонарушений и аморальных поступков; конфликты в семье, и, прежде всего те, которые принимают форму насилия.

Направлением общесоциальной профилактики является реагирование на усиливающееся расслоение материальных условий различных семей. Погоня за вещами, зависть и враждебность к лучше устроенным - все эти значимые для преступности моменты нужно контролировать и ослаблять, уделяя самое серьезное внимание развитию у населения духовных начал. Подчеркнем, что криминологически скорректированная линия развития духовности включает противопоставление подлинно духовных ориентации устремлениям накопительства, вещизма. Эта линия должна пройти непосредственно через семью. Если в семье правильно сбалансированы духовное и материальное начала, то она может снять у своих членов ощущение зависти и разочарования, стремление «жить не хуже других» и другие криминогенные следствия материального отставания от лучше обеспеченных семей.

Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье представляется в научной литературе в следующей последовательности: выявление неблагополучных семей; диагностика семейного неблагополучия; осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье; принятие административных и уголовно-правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей.

Выявление семей, где не обеспечивается должное воспитание или отсутствуют надлежащие условия жизни и развития подростков, представляет собой трудоемкий процесс сбора и анализа различной по содержанию информации из многочисленных источников (писем и заявлений граждан, организаций и учреждений, материалов уголовных дел, административных материалов либо материалов проверки в отношении подростков, совершивших общественно опасные деяния, данных служб занятости и социальной защиты населения, оперативных данных, бесед с подростками, их родителями, соседями, представителями администрации, сотрудниками учебно-воспитательных, досуговых, спортивных, жилищно-эксплуатационных учреждений и т.п.). Примечательно, что работники ПДН с каждым годом все больше и больше сокращают усилия по выявлению неблагополучных родителей, других взрослых, оказывающих негативное влияние на воспитание несовершеннолетних. Так, по результатам проведенного исследования эффективность выявления лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий составила в среднем 64,6 %. Иначе говоря, лишь две трети таких случаев становится достоянием гласности и необходимого разбирательства. При этом следует учитывать, что более чем у 7 % всех родителей и законных представителей, состоящих на профилактическом учете, отрицательное влияние на несовершеннолетних происходит в форме вовлечения последних в совершение преступления.

Неблагополучие семьи всегда индивидуально, поэтому его диагностика осуществляется путем изучения документов, проведения бесед, наблюдения, консультаций, анкетного опроса, анализа собранной информации. По мнению А.Н. Ильяшенко, положительно зарекомендовало себя комиссионное обследование неблагополучной семьи с составлением акта обследования, в котором отражались количественно-качественные характеристики неблагополучной семьи (число членов семьи, ее материальное положение, жилищные условия, моральный климат, взаимоотношения родителей между собой и с детьми, данные о поведении членов семьи и т.п.) и намечались пути нормализации обстановки в ней, формы общественно-государственного контроля. Комиссионные обследования проводились сотрудниками учебных заведений, представителями местной администрации, комиссий по делам несовершеннолетних, депутатами. К изучению семей для более объективной оценки семейных отношений необходимо привлекать опытных педагогов, психологов, юристов-криминологов, социологов, врачей-психиатров, других медицинских работников. От правильной диагностики зависит эффективность разрабатываемых в дальнейшем мер профилактического воздействия на выявленные факторы семейного неблагополучия.

Профилактические мероприятия по нормализации обстановки в неблагополучных семьях предполагают осуществление различных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семьям.

Воздействие на неблагополучные семьи должно носить комплексный характер, соединяя в себе меры убеждения, принуждения и помощи. Например, воспитательные мероприятия должны сочетаться с оказанием помощи в трудовом и бытовом устройстве, иначе их эффективность будет невелика. По мнению Ю.М. Антоняна, в социальную поддержку матерей-одиночек должна входить не только выплата им денежного пособия, но и предоставление возможности больше зарабатывать, поднять социальный престиж своего труда, получить более высокую квалификацию и т.д.Д.А. Шестаков выделяет четыре направления групповой профилактики (криминотерапии) семьи: включение семьи, не противодействующей внешнему источнику десоциализации, в профилактический процесс; способствование блокированию собственного источника десоциализации; способствование адаптации друг к другу находящихся в конфликте членов конфликтной семьи; стимулирование разобщения профилактируемой семьи с лицом, подверженным криминогенному влиянию.

Включение в профилактический процесс в первую очередь должно коснуться семей, не противодействующих внешнему источнику десоциализации, то есть безразлично относящихся к отклонению в поведении своих членов либо не способных выправить такое отклонение. Профилактические усилия в данном случае направляются на активизацию чувства ответственности и заботы, а также на преодоление психологических и педагогических трудностей межличностного общения.

Семью, не противодействующую внешнему источнику десоциализации, мало включить в активное устранение антисоциальных качеств личности подростка. Необходимо обеспечить, чтобы она в полном объеме выполняла функцию его социализации, то есть прививала социально полезные качества и навыки, способствовала личностному росту и развитию.

Ориентация профилактических усилий на преодоление пассивности семей подростков необходима всегда. Однако применительно к семьям, предоставляющим негативные стандарты поведения, на первый план выходит блокирование собственного источника десоциализации. Такие семьи нуждаются в особенно пристальном внимании и оздоровлении атмосферы. Коррекция взаимоотношений в них достигается не только убеждением. В необходимых случаях должны применяться и меры ответственности.

В семьях с собственным источником десоциализации оба или один из родителей ведут антиобщественный образ жизни, не создают элементарных условий для жизни и развития детей, не выполняют обязанности по их воспитанию, допускают жестокое обращение с детьми, женщинами, пьянствуют, вовлекают детей в преступную или антиобщественную деятельность. Подростки из таких семей нуждаются, прежде всего, в мерах социально-правовой охраны.

К семьям, предоставляющим негативные стандарты поведения, применимо блокирование собственного источника десоциализации. Применительно к данному исследованию - это установление ориентации членов семьи на незаконные способы приобретения средств к существованию. Блокирование направлено на то, чтобы помочь семейному окружению осознать свои неправильные поступки и их негативное влияние на несовершеннолетнего. Эффективной в ряде случаев может оказаться нейтрализация такого корыстного де-социализирующего фактора, как стремление к жизни не по средствам, требование все новых и новых материальных приобретений. Родственников и близких лица, обладающего корыстной направленностью, важно убедить в возможных негативных результатах присущей им алчности и духа стяжательства.

Действующее законодательство РФ содержит широкий спектр мер охраны семьи, детей от неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями (лицами, их заменяющими) своих обязанностей либо злоупотребления ими своими правами. Применительно к теме настоящего исследования - это лишение или ограничение родительских прав (ст. 69-76 Семейного кодекса РФ); немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (ст. 77 Семейного кодекса РФ); неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях); ограничение дееспособности гражданина, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 Гражданского кодекса РФ); вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях); вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий (ст. 150-151 Уголовного кодекса РФ); неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 Уголовного кодекса РФ); злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 157 Уголовного кодекса РФ).

Кроме того, ст. 13 Федерального закона «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» предусматривает, что в специализированные учреждения для несовершеннолетних (социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям) круглосуточно принимаются несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной реабилитации, которые проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении, или самовольно оставили семью.

Такие крайние меры, как лишение родительских прав, создают для ребенка дополнительную психотравмирующую ситуацию и должны применяться лишь тогда, когда оказываются безрезультатными меры убеждения и помощи. Предполагается также, что более жесткие меры ответственности, например привлечение к уголовной ответственности, лишение родительских прав, используются, когда более мягкие (привлечение к административной ответственности, ограничение родительских прав) не дают существенных результатов.

Кроме того, не исключается применение к родителям из пассивных семей, то есть не противодействующих внешнему источнику десоциализации подростков, мер административной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию, образованию, защите прав и интересов детей (ст. 5.35 Кодекса РФ об административной ответственности).

Применительно к сфере семейных отношений, объектом специальной профилактики преимущественно является их неблагоприятный нравственнопсихологический климат, выражающийся в конфликтности и эмоциональной отчужденности, антиобщественном поведении родителей, их педагогической некомпетентности. При этом возникает вопрос о системе субъектов профилактики, способных воздействовать на неблагоприятный нравственно-психологический климат неблагополучных семей, а также о потенциале этого воздействия.

Экспертная оценка детерминации и профилактики корыстной преступности несовершеннолетних показала, что, в силу профессиональной подготовки и деятельности, наиболее эффективно решать данную проблему могут:

1. педагогические работники общеобразовательных учреждений (268, 119);

2. сотрудники ОВД (260, 93);

3. представители общественных объединений, общественности (203, 47);

4. представители традиционных религиозных конфессий, на большей части территории РФ - православные священники (187,48).

Часть экспертов (40 %) пояснили, что воздействие представителей традиционных религиозных конфессий может быть очень эффективным. Однако большинство неблагополучных семей неверующие. Следовательно, их общение с данными субъектами профилактики будет беспредметным и не даст существенных результатов. Большинство экспертов I группы (81,1 %) указали, что педагогические работники общеобразовательных учреждений могут в той или иной мере преодолеть негативный нравственно-психологический климат неблагополучных семей (да, в значительной мере, отчасти - 5, 31 и 50 соответственно). Также абсолютное большинство экспертов II группы (82,5 %) указали, что сотрудники ОПДН могут аналогичным образом решать данную задачу (да, в значительной мере, отчасти - 1, 8 и 24 соответственно).

Анализ приведенных данных показывает, что наиболее значимыми субъектами специальной профилактики семейного неблагополучия как комплекса детерминант преступного поведения несовершеннолетних являются педагогические работники общеобразовательных учреждений и сотрудники ОПДН ОВД. Они должны совместно решать данные задачи, координируя свою деятельность с общественными объединениями, общественностью, а в ряде случаев - и с представителями традиционных религиозных конфессий.

С учетом отечественных исследований, зарубежного и международно-правового опыта в законодательном порядке нужно разрешить прежде всего вопрос создания семейных судов (в рамках системы ювенальной юстиции), рассматривающих уголовные дела о внутрисемейных преступлениях, о всех преступлениях несовершеннолетних, а также все семейные и связанные с семейными отношениями гражданские дела. Семейные суды в Польше действуют с 1982 г. и рассматривают дела в отношении несовершеннолетних как совершивших преступления, так и находящихся в состоянии деморализации. В Японии семейные суды функционируют достаточно успешно, они наделены исключительной юрисдикцией в отношении всех дел несовершеннолетних, включая право предварительного рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного преследования и, таким образом, приравнены по их правовому статусу к судам общей юрисдикции. В качестве специализированного органа они собирают материалы на делинквентных несовершеннолетних; решают вопрос о применении к ним воспитательно-исправительных мер («мер защиты»); разбирают семейные дела и осуществляют посредничество в примирительных комиссиях; рассматривают дела взрослых правонарушителей, нарушающих законодательство об охране несовершеннолетних.

Исследования показали, что для несовершеннолетних корыстных преступников более характерны семьи, не противодействующие внешнему источнику криминогенного влияния, менее характерны - предоставляющие негативные стандарты поведения. Однако и те и другие не обеспечивают надлежащей социализации подростков. Отсутствие либо недостаточность позитивного влияния семьи создает предпосылки для деформации иных сфер жизнедеятельности подростков. Вслед за семейно-бытовой деформируется учебно-трудовая сфера.

Огромную работу по «строительству» личности выполняет школа. Нередко именно ей приходится заниматься не только укреплением, но и кардинальной перестройкой фундамента личности, так как далеко не каждая семья умеет правильно воспитывать детей, обеспечивает их успешную социализацию. А.Г. Харчев писал: «Школа всегда часть общества, но не только в его данном, конкретном состоянии, ибо в ней обретает плоть и кровь историческая перспектива, будущее народа. В школе рождается завтрашний день страны». Поэтому школа должна организовать правильное и всестороннее воспитание и обучение, обеспечивать гармоничное нравственное, интеллектуальное и физическое развитие подрастающего поколения.

Необходимо отдать должное недавней истории развития мер борьбы с преступностью несовершеннолетних, а именно периоду 1956-1965 гг., когда были приняты правительственные решения о создании в стране школ-интернатов, школ (групп) продленного дня и др. Существенно расширилось школьное строительство, позволившее планомерно сокращать многосменность занятий, больше уделять внимания внеклассной и внешкольной работе с учащимися.

Одним из глобальных деструктивных последствий драматических событий начала 1990-х годов XX века стало то, что полностью распалась система предупреждения преступлений, и это особенно пагубно отразилось на положении с преступностью несовершеннолетних. Многочисленные реорганизации правоохранительных органов, продолжающийся отток наиболее квалифицированных кадров все еще препятствуют созданию новой системы профилактики.

Положение усугубилось тем, что законодательные акты, регламентировавшие данную сферу отношений до распада СССР, перестали действовать либо применяться, а законодательство Российской Федерации, направленное на борьбу с преступностью несовершеннолетних, только начало разрабатываться. В результате в начале 1990-х годов были разрушены практически все ранее созданные звенья специализированной воспитательно-профилактической системы. Школы, другие учебные заведения для несовершеннолетних после принятия Закона РФ «Об образовании» полностью утратили воспитательные функции.

Надлежащее соотношение обучения и воспитания очень четко обозначил П.Я. Яновский: «Не обучение должно быть целью школы - оно должно быть только главным воспитательным ее средством, разумеется, при правильной его постановке. Оно должно постоянно находиться в связи с самим воспитанием, доставляя ему материал для образования и развития нравственных качеств и особенно высоких чувств и характера. Вообще обучение служит главным средством к усовершенствованию человека посредством развития в нем душевных его сил. С другой стороны, и воспитание способствует обучению, подготовляя в воспитаннике почву, необходимую для восприятия учебного материала. Оно, как и обучение, способствует развитию наблюдательности, эстетического вкуса, суждения, остроумия, телесных сил, здоровья, ловкости и пр.».

Представляется, что совершенствование образовательного процесса должно идти по пути его индивидуализации. В этом направлении делаются определенные шаги. Для отстающих учащихся проводятся индивидуально-групповые занятия. Из учащихся, имеющих с проблемы в обучении, формируются классы коррекции. Это позволяет преодолеть отставание в усвоении учебного материала, улучшает состояние дисциплины, так как проблемным подросткам уделяется повышенное внимание. В отдельных школах формируются профильные классы с углубленным изучением предметов по избранному направлению (гуманитарному, социально-экономическому, естественно-математическому, технологическому), создаются кадетские корпуса, ориентированные на военно-патриотическое воспитание и подготовку учащихся. Хорошо зарекомендовала себя факультативная форма обучения, позволяющая учебным заведениям вводить дополнительные курсы по выбору, а учащимся - готовиться к продолжению образования. При православных храмах и монастырях начали функционировать воскресные школы, осуществляющие религиозное образование воспитанников.

В настоящее время в общеобразовательных школах введены штатные должности социального педагога и педагога-психолога. Предполагается, что социальный педагог занимается выявлением трудных подростков, неблагополучных семей, диагностикой их неблагополучия и проведением с ними воспитательной работы. Педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое просвещение учащихся, родителей, педагогического коллектива, включающее консультативное, диагностическое и коррекционное направления.

Перечень мероприятий, направленных на совершенствование образовательного процесса, велик и создает впечатление видимого благополучия. Однако далеко не везде и не всегда указанные мероприятия проводятся в полном объеме и на должном уровне. Например, ставки педагога-психолога и социального педагога должны вводиться на 500-600 учащихся, но из-за отсутствия надлежащего финансирования на практике они нередко вводятся более чем на 1500 учащихся. Естественно, в таких случаях указанные лица не могут в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности.

Слабым местом в деятельности общеобразовательных школ остается профессиональная ориентация учащихся. Соответственно выпускники часто оказываются не готовы к осознанному и обоснованному выбору. В результате наспех принятое решение оказывается случайным, вызывает неудовлетворенность. Это определяющим образом влияет и на дальнейшую учебу в высшем (среднем) учебном заведении, и на качество выпускаемых специалистов. В этой связи следует отметить, что в США давно работает служба тестирования, которая проверяет знания претендентов на обучение в вузе и в зависимости от набранной суммы баллов предлагает либо поступать в местный или какой-то престижный университет, либо вообще не поступать. В Венгрии налажена практика заключения договоров с родителями о том, что их дети в процессе обучения в школе будут ориентированы на службу в полиции. Этих детей обучают машинописи, фотографии, самбо, дзюдо, иностранным языкам, управлению автомобилем и мотоциклом, пользованию компьютером. Во время летних каникул за счет Министерства внутренних дел проводятся двухмесячные сборы, во время которых юноши знакомятся с действиями полиции, пожарной охраны, пограничной и других служб. По всей вероятности, нам следовало бы заимствовать такой опыт и попытаться применить его на практике.

Особое значение имеет своевременная профилактика силами школы ранней алкоголизации, курения, наркомании, токсикомании учащихся. При ее организации также можно использовать положительный зарубежный опыт. В США, например, разработана и успешно применяется программа антинаркотического воспитания школьников «Ваше здоровье-2000». По этой программе превентивное образование начинается с детского сада и заканчивается выпускным 12-м классом школы. Достоинство программы заключается в разнообразии форм, методов воспитательной работы со школьниками, ее гибкости. Групповые дискуссии учащихся, сочинения, ролевые игры, видеотренинги, круглые столы, встречи с бывшими наркоманами и алкоголиками, избавившимися от пагубной привычки, просмотр видеоматериалов позволяют учащимся творчески относиться к полученным знаниям.

Подобные программы необходимо внедрять в отечественное школьное воспитание, причем с первых дней пребывания детей в школе, поскольку доказано, что ключевым периодом жизни человека является младший школьный и особенно подростковый возраст, когда воздействие, в частности антиалкогольное и антинаркотическое, будет наиболее результативным.

Совершенно неудовлетворительно поставлено в школах и ПУ правовое воспитание учащихся. Проведение занятий по основам правовых знаний поручается преподавателям, не имеющим соответствующего образования, которые, как правило, плохо разбираются в законодательной политике государства, смутно представляют себе цели правового воспитания, особенности формирования у учащихся навыков законопослушного поведения.

О необходимости ведения правового воспитания в школе, других учебных заведениях, его содержании, формах и методах осуществления уже много сказано в отечественной литературе. Однако в настоящее время в программе общеобразовательной школы нет специализированной правовой дисциплины, а на изучение соответствующей темы в курсе «Обществознание» отводится 23 часа. Причем изучаются вопросы, не имеющие первостепенного значения для решения задач правового воспитания: форма государственного устройства, выборы и избирательная система, права человека. Таким образом, правонарушение и юридическая ответственность, преступление и наказание в курсе общеобразовательной школы, в лучшем случае, обсуждаются на уроке литературы по одноименному роману Ф.М. Достоевского. По нашим данным, лишь 17,8 % несовершеннолетних корыстных преступников указали на учебную программу как основной источник правовых знаний.

В то же время криминологи подчеркивают, что «типичные деформации правосознания учащихся, склонных к правонарушениям, связаны не столько с незнанием закона, сколько с неуважением к нему». Правовое воспитание следует рассматривать как составную часть системы воспитательного воздействия, отдельные направления которого (нравственное, трудовое и т.п.) предполагают и одновременное усвоение в необходимых пределах правовых принципов и норм, формирующих соответствующие ценности. Отставание по любым направлениям социального развития личности ведет к ее дезинтеграции и может обусловить антиобщественное поведение. Таким образом, невозможно эффективно осуществлять правовое воспитание учащихся, не обеспечивая их духовно-нравственного развития и социализации. В.И. Игнатенко пишет: « в учебные программы средних школ, ПУ и высших учебных заведений следовало бы включить преподавание не только правовых знаний, но и основ здорового образа жизни, предусматривающих половое воспитание и подготовку к семейной жизни, борьбу с вредными привычками, в том числе с употреблением табачных изделий, алкоголя и наркотиков важно формировать интересы личности в любой сфере жизнедеятельности, побуждая ее к активному поведению и обучая правильному ориентированию в различных ситуациях, особенно в области права».

Необходимо приглашать в школы и ПУ практических работников правоохранительных органов (прокуроров, судей, адвокатов, сотрудников органов внутренних дел), чтобы они могли ярко и доступно донести правовые знания до учащихся. Пока это делается, как правило, формально.

Правовое воспитание следует строить с учетом половозрастных особенностей учащихся. Установлено, что овладение нормативной регуляцией, в том числе правовой, у мальчиков и девочек происходит неодинаково. В начале и в конце подросткового возраста дети разного пола показывают различное эмоциональное отношение к нормативной регуляции вообще: девочки, которые в начале подросткового возраста избегают «анормативности», к концу подросткового периода предпочитают как раз «анормативную» среду; мальчики сменяют предпочтения от «анормативности» к «гипернормативности» и к концу подросткового возраста гораздо чаще, чем девочки, видят в нормах средство регуляции и структурирования ситуаций, то есть понимание правовых норм, их ценности, необходимости соблюдения и следования им становится элементом правосознания мальчиков.

Тем не менее, практика показывает, что девушки совершают преступления примерно в 10 раз реже, чем юноши. Видимо, срабатывает ориентация на традиционные ценности. Следовательно, правовое воспитание девушек должно включать формы, вызывающие эмоциональное отвержение негативных стандартов поведения (моделирование ситуации и ее анализ самостоятельно, а в необходимых случаях - с привлечением специалистов). В правовом воспитании девушек надо чаще использовать положительные примеры личностно значимых для них людей (родителей, учителей, героев кинофильмов, популярных актеров, телеведущих и т.п.).

Для достижения наилучших результатов следует включать в правовое воспитание воздействие средств массовой информации, которые должны утверждать социально одобряемые стандарты поведения, пропагандировать здоровый образ жизни.

Трудовая деятельность является важнейшим фактором социализации личности. С началом трудовой деятельности существенно изменяется весь образ жизни несовершеннолетнего. Он становится в большей степени зависимым от характера труда, от формального и неформального общения с членами трудового коллектива. «На этом этапе жизнедеятельности входящего в трудовой коллектив молодого человека, как в зеркале, отражаются как успехи, так и недостатки его предшествующего воспитания».

В настоящее время потенциал воспитательного воздействия трудовых коллективов минимален. Воспитательно-профилактическая деятельность в трудовых коллективах, еще недавно оказывавшая определенное действие на формирование личности и поведения работающих подростков, почти повсеместно свернута. При общем снижении объемов, уровня безвозмездной общественной деятельности, при высоком уровне безработицы внепрофессиональные проблемы работающих подростков остаются предметом внимания лишь специализированных субъектов профилактики.

Трудные подростки, не желая учиться и предпочитая работу, затем теряют интерес и к ней, допускают опоздания, прогулы, пьянство на рабочем месте и т.п., что непосредственно обусловливает их трудовую незанятость, ведение паразитического образа жизни, связанных с совершением корыстных преступлений.

Возраст является потенциальным выражением неравенства, касающегося доступа к возможностям. Участие молодежи в низкооплачиваемой работе непропорционально велико. Различия в возможности получить работу объясняют вариации в уровне арестов несовершеннолетних за совершение имущественных преступлений, с учетом того, что работа и мелкие кражи представляют собой альтернативные источники получения статуса, денег, товаров и удовлетворения прочих нужд несовершеннолетних. Истоки этой ситуации надо искать в недостатках семейного и школьного воспитания, в том числе трудового, деформации досуговой сферы жизнедеятельности подростков.

В результате трудовые коллективы получают в качестве своих новых членов подростков, имеющих ту или иную степень социальной дезадаптации, часто - пристрастие к употреблению спиртных напитков, реже - наркотических или токсических веществ. Следовательно, совершенствование предупредительной деятельности должно идти по пути включения в нее трудовых коллективов. Необходимо возродить институты наставничества, шефства. Актуальным остается предложение В.П. Ревина шире практиковать ежеквартальные обсуждения состояния профилактики правонарушений в рабочих общежитиях с целью выявления причин и условий, способствующих антиобщественным проявлениям, а также лиц, нуждающихся в воспитательно-профилактическом воздействии.

Существенную помощь и поддержку трудовым коллективам в их предупредительно-воспитательной деятельности могут оказать органы местного самоуправления. Кроме того, необходима координация усилий трудовых коллективов со специализированными субъектами профилактики.

В сфере занятости сложилась ситуация, характеризующаяся высоким уровнем безработицы, небольшим размером заработной платы, часто не обеспечивающей элементарных потребностей трудящихся и их семей. Причем самыми незащищенными оказались несовершеннолетние и молодежь, а также лица пенсионного и предпенсионного возраста. Учитывая тему настоящего исследования, можно утверждать, что главной задачей в этих условиях должно стать оказание помощи несовершеннолетним и молодежи в трудоустройстве, профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке. Необходимо всемерное повышение конкурентоспособности данной категории работников на рынке труда. Для этого требуются прогностические оценки этого рынка, прогноз потребности в работниках тех или иных профессий, с тем, чтобы ориентировать подростков, учебные заведения на освоение нужных специальностей. Следовательно, представляется целесообразным скорейшее создание и развитие имеющихся региональных служб труда несовершеннолетних и молодежи, молодежных бирж труда, которые осуществляли бы сбор, анализ и оценку информации на рынке труда; информирование и консультирование по вопросам состояния этого рынка и взаимоотношений на нем; оказание помощи в переквалификации, устройстве на работу и т.п. Требуется совершенствование системы профессионально-технического образования. На базе профтехучилищ следует вести подготовку подростков по специально разработанным программам, позволяющим в короткий срок приобретать профессии, имеющие высокий спрос на рынке труда, с изменением спроса - вносить в программы соответствующие корректировки или разрабатывать новые.

Необходимо ввести государственный контроль за соблюдением и развитием квоты рабочих мест для подростков на предприятиях и в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Это позволит сохранить и увеличить число таких мест, а их комплектование производить исключительно по целевому назначению. Особенно тщательной отработки требует механизм квотирования, который должен осуществляться только в сочетании с льготным налогообложением предприятий и организаций, готовых трудоустроить подростков. Причем введение данного механизма в действие нужно сочетать с установлением ответственности для предприятий и организаций за нарушение обязательств по трудоустройству несовершеннолетних.

Следует поддержать предложение В.И. Игнатенко о необходимости введения административной ответственности для должностных лиц, отказывающих в приеме на работу подростков-правонарушителей по направлениям комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Криминологи-исследователи считают, что проблема организации досуга - одна из важнейших в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних. Настоящее исследование подтвердило вывод о том, что сфера досуга несовершеннолетних, несущих риск совершения корыстных преступлений, требует особого профилактического внимания.

В условиях рынка многие подростки, в том числе нуждающиеся в целенаправленной коррекции поведения, оказались, в лучшем случае, предоставленными самим себе. Ослаб воспитательно-профилактический потенциал не только семьи, школы, но и других общественных и государственных институтов, во многих местах перестали действовать специализировавшиеся на работе с несовершеннолетними клубы, секции, кружки, спортивные, военно-спортивные лагеря и отряды, другие центры организованного досуга, трудовой, физической, нравственной закалки и направленного формирования личности подростков.

В настоящее время досуг несовершеннолетних испытывает давление коммерческих структур, которые прибирают к рукам спортивные залы, стадионы, секции, из-за чего значительная часть подростков бросила занятия спортом. Другие, наоборот, решили сами заняться бизнесом, добывать деньги разными путями. Криминализацию досуга несовершеннолетних можно в определенной мере объяснить еще и тем обстоятельством, что государственный сектор мало занимается досуговой индустрией, эта деятельность плохо планируется и координируется, многие вопросы отдаются на откуп антисоциальным и мафиозным структурам.

Поэтому основная задача в настоящее время - возродить оправдавшие себя и создать новые центры организованного досуга детей и подростков, наполненного социально полезным содержанием, способствующего их гармоничному физическому, психическому, нравственному развитию. В этих целях следует использовать возможности не только государства, но и коммерческих структур, фондов милосердия, благотворительных организаций, общественных объединений и движений, религиозных конфессий, установить жесткий контроль над использованием как бюджетных, так и внебюджетных средств, предназначенных для организации досуга несовершеннолетних. Государство призвано всячески поддерживать физических и юридических лиц, вкладывающих свои деньги в дело помощи подросткам, оказавшимся в неблагоприятных жизненных условиях, малообеспеченным семьям, специальным учебно-воспитательным учреждениям, детским домам.

Так, в Москве активно создается новая инфраструктура досуговой работы и организации свободного времени подростков. На базе бывших дворовых клубов, работавших ранее в системе коммунального хозяйства, создана и действует обновленная сеть как государственных (муниципальных), так и негосударственных досуговых организаций, которых насчитывается более тысячи. Детские клубы и центры частично освобождены от налогов, имеют иные льготы. Действующая сеть клубов, центров, объединений расположена в жилых массивах, она доступна, имеет широкий выбор занятий, в ней нет жесткой регламентации. Клубы работают в соответствии с договорами - социальными заказами, заключаемыми с районными управами, префектами и с городским Комитетом по делам семьи и молодежи. Негосударственные досуговые организации, имеющие социальные заказы, получают финансовую помощь из городского бюджета по частичному погашению коммунальных платежей, а также средства на соревнования, лагерные сборы, развлекательные мероприятия. Важное место в организации работы с несовершеннолетними по месту жительства занимают педагоги-организаторы, которых насчитывается более 800 человек. За каждым из них закреплен конкретный жилой микрорайон, в котором они осуществляют координацию деятельности досуговых клубов с общественными объединениями, учреждениями образования, культуры и спорта, несут ответственность за организацию этой работы. На основе лучших детско-подростковых и молодежных объединений Москвы созданы 10 городских экспериментальных организационно-методических центров. Они осуществляют функции управления и контроля над созданной системой социальной и воспитательной работы по месту жительства.

Преступлениям, совершаемым в свободное время, может противостоять содержательный комплекс мер профилактики, который должен нейтрализовать либо ликвидировать причины и условия, способствующие правонарушениям. Таким образом, акцент в профилактической работе должен быть перемещен на интересные занятия в сфере досуга, оказывающие значительное влияние на другие сферы образа жизни: труд, общественную активность и семейно-бытовую деятельность.

Задачи управления свободным временем и правонарушителей, и законопослушных подростков в основном одинаковые - это определение конкретных путей и средств всестороннего развития личности, вовлечение ее в активную общественно полезную деятельность. Однако данные задачи решаются по-разному. Так, для законопослушных подростков достаточно иметь хорошо развитую сеть культурно-воспитательных учреждений. На правонарушителей же по месту жительства, особенно в сфере досуга, оказывают большое воздействие криминогенные факторы, основным из которых является влияние криминогенной досуговой группы. Поэтому к специальным криминологическим мерам следует отнести: выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп, установление их внутренних и внешних связей; выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы; выявление фактических и потенциальных лидеров и разработка мер по пресечению их лидерской деятельности в подобных группах; разработка тактики работы с асоциальными и криминогенными группами.

В целях разобщения сложившихся группировок необходимо принять меры к компрометации лидера, удалению или отрыву его от группы, развенчанию его мнимых заслуг и достоинств. Одновременно принимаются меры к переориентации интересов членов группы на позитивную деятельность.

Изложенное приводит к выводу, что особое значение придается мерам по предупреждению возможного действия факторов, способствующих возникновению криминальных групп. На этом этапе профилактическая работа должна начинаться с изучения субъектом профилактики (психологом, инспектором ПДН и др.) подростков, которые по своим личностным качествам, психологическим характеристикам, асоциальному поведению могут быть лидерами криминальных групп. Не перечисляя всех личностных качеств и криминогенных характеристик, отметим, что среди остальных криминогенных показателей особенно высоко ценятся криминальный и асоциальный жизненный опыт, количество судимостей, приводов в милицию, побегов из дома, квалификация совершенных преступлений, обладающая особой различительной способностью (в криминальной субкультуре карманные и квартирные воры, угонщики автомототранспорта пользуются уважением), назначенная или отбытая мера наказания за совершенное преступление: знание «воровских (тюремных) законов» и правил поведения в криминальной среде, умение их толковать и стремление их поддерживать.

В целях профилактики групповой преступности несовершеннолетних важно выявить факторы, сближающие и сплачивающие криминальные группы: общая учеба, интересы, совместное посещение кинотеатров, дискотек, танцплощадок, общее желание вместе развлекаться, авторитет лидеров. Особенно большое значение имеет в криминальных группах желание совместно развлекаться, что объясняется спецификой криминальной субкультуры этих общностей, где употребление алкоголя (наркотических или токсических веществ), бесцельное времяпрепровождение становится элементом повседневного образа жизни.

Предупреждение появления досуговых криминогенных групп должно строиться на прочной основе криминологической диагностики: глубокого изучения всего контингента несовершеннолетних на данной территории, умения выявить по определенным признакам будущих лидеров криминальных групп и тех лиц, которых они могут использовать в своих целях; всестороннего анализа внутригрупповых и внешних связей несовершеннолетних, мест их встреч, а также факторов, способствующих сближению и сплочению этих групп.

В том случае если предотвратить появление криминогенных групп несовершеннолетних не удалось, применяются методы работы с уже сформировавшимися группами - переориентации и разобщения.

Убеждение в работе с криминогенными группами несовершеннолетних реализуется в форме переориентации последних. Переориентация - это изменение направленности группы, ее ценностных ориентации и групповых установок (без изменения или с частичными изменениями ее структуры).

Переориентация может быть успешной при всестороннем учете социально-психологических особенностей данной группы, четкой организации взаимодействия субъектов правоохранительной деятельности, умении вторгаться в систему межличностных отношений несовершеннолетних и перестраивать их в педагогических и профилактических целях. В основе этого метода лежит определенная объединяющая позитивная деятельность подростков, позволяющая проявить разумные интересы, чувство ответственности, спортивного азарта, дисциплинированность, избавиться от распущенности, хулиганских наклонностей. Однако следует заметить, что в современных условиях переориентация криминогенных групп подростков путем включения их в работу различных спортивных секций, кружков, внеурочную деятельность и т.п. оказывается малоэффективной, поскольку в массовом сознании подрастающего поколения произошла смена ценностных ориентации. Подростков влекут, прежде всего, возможность быстрого обогащения любым путем, ведения «красивой» жизни и т.п.

Эффективным приемом убеждения, используемым при переориентации групп (а равно членов этих групп), является опровержение. Оно имеет значение для развенчания имеющихся у правонарушителей отрицательных взглядов и привычек, у молодых - так называемой уголовной романтики, свойственного многим профилактируемым легкомыслия, пренебрежительного отношения к общезначимым социальным ценностям. Особое внимание должно быть уделено воспитанию у несовершеннолетних чувства долга, уважения к интересам окружающих, стыда, совести, правильного понимания категорий чести и достоинства. При этом целесообразно опираться на положительное в личности и биографии самого профилактируемого (наличие в прошлом успехов в учебе, труде, спорте и т.д.), а также педагогически грамотно использовать конкретные факты успешного преодоления другими людьми серьезных жизненных трудностей, приобщения к нормальной жизни лиц, ранее совершавших преступления и правонарушения. В данном случае убеждение связывается не только со словесным воздействием субъекта профилактики на другое лицо (группу), но и с показом образца, примера деятельности и поведения других, в том числе того, кто убеждает.

Анализ практики показывает, что переориентация групп несовершеннолетних с антиобщественной направленностью не является основным методом работы с ними. Показатели, информирующие о результатах применения этого метода, отсутствуют в статистической отчетности и растворены в девятой части ежегодно снимаемых с профилактического учета групп «по иным причинам».

В случае неуспеха или нецелесообразности применения переориентации используется метод разобщения групп, как правило, носящий принудительный характер. Разобщение - это физическое (территориальное или во времени) разъединение группы, не позволяющее ей собираться и совершать групповые преступления. Метод разобщения применяется тогда, когда безуспешно использованы иные меры воспитательного воздействия. Отдельные члены таких групп или даже большинство их направляются в специальные воспитательные учреждения закрытого типа (спецшколы, спецпрофучилища), в детские дома, школы-интернаты. В ходе исследования установлено, что метод разобщения является наиболее часто применяемым в профилактической работе с группами несовершеннолетних с антиобщественной направленностью. В среднем до 86,5 % таких групп, состоящих на профучете в органах внутренних дел, снимаются с него в результате разобщения. При этом 65 % из них разобщается сотрудниками ПДН, а основная часть оставшихся - сотрудниками криминальной милиции.

Изучение опыта применения принудительных методов работы в деятельности ОВД позволяет утверждать, что в настоящее время приоритетным направлением профилактики деятельности криминогенных групп является ее пресечение посредством привлечения участников к административной и уголовной ответственности. Инициаторами применения этих методов выступают инспектора ПДН, сотрудники уголовного розыска, другие представители правоохранительных органов. Полагаем, что подобный перекос в профилактической деятельности обусловлен отнюдь не высокой его эффективностью. С одной стороны, очевидно стремление сотрудников правоохранительных органов к достижению высоких показателей работы, которые напрямую зависят от количества примененных мер пересечения (это и понятно - определить глубину разобщения и степень переориентация криминогенных групп весьма сложно, да и четкой методики такого определения пока не выработано). С другой стороны, существующая практика применения уголовных наказаний к несовершеннолетним такова: штраф в качестве наказания применяется в 1,8 % случаев, исправительные работы - 0,67 %; условное осуждение к лишению свободы - 72,3 %; лишение свободы на определенный срок 24,1 %. Вывод, который позволяют сделать эти цифры, следующий: большинство несовершеннолетних после вынесения приговора суда имеют возможность вновь общаться с членами группы. Поэтому если условное осуждение к уголовному наказанию или отсрочка исполнения в виде лишения свободы, определенные судом, не подкрепляются в последующем мерами социального контроля и воспитательно-профилактической работой с этими подростками, последние воспринимают эти меры как безнаказанность, члены криминальных групп переходят от совершения менее тяжких к совершению тяжких и особо тяжких преступлений. Такая успешная совместная преступная деятельность еще больше сплачивает и активизирует преступную группу. Возникает обратный эффект: погоня за показателями без реального воздействия на деятельность группы в итоге приводит к репродуцированию групповой преступности, что их (показатели) ухудшает.

К сожалению, методы переориентации и разобщения криминогенных групп применяются реже, хотя они имеют наибольшее значение в профилактике групповых преступлений. Из числа опрошенных лиц лишь 16 % имели за период своей работы личную практику применения этих методов хотя бы один раз. К тому же эти цифры не говорят о систематичности их применения. Переориентация и разобщение криминогенных групп - более сложные и трудные в применении методы профилактики. Они основаны на целенаправленном вторжении в межличностные отношения группы и руководство ими. Это свидетельствует о необходимости соответствующей подготовки инспекторов, мастеров производственного обучения (классных руководителей), а также социальных педагогов (работников) и практических психологов к работе по профилактике групповой преступности несовершеннолетних.

Таким образом, для эффективного функционирования предупредительной системы «свободное время - профилактика правонарушений» субъектам профилактики необходимо обеспечить выполнение следующих условий: 1) создание воспитывающей среды по месту жительства; 2) нейтрализация или устранение отрицательного воздействия антисоциальных элементов; 3) обеспечение приобретения опыта нравственного поведения и общения в сфере досуга; 4) развитие интересов, склонностей, творческих способностей несовершеннолетних в различных подростковых объединениях; 5) формирование социальной и волевой активности, непримиримого отношения к антиобщественным проявлениям; 6) расширение объема культурно-массовой и спортивной работы с учетом интересов и возрастных особенностей подростков; 7) овладение навыками рационального использования свободного времени.

Для определения эффективности системы досуговой профилактики надо знать степень обеспеченности подростков культурно-воспитательными и спортивными учреждениями, общую направленность и содержание их работы, возможности рационализации свободного времени несовершеннолетних.

Устранение выявленных деформаций в семейно-бытовой, учебно-трудовой и досуговой сферах жизнедеятельности подростков способствует увеличению социальной интеграции, неформального социального контроля и социальных ожиданий, ориентированных на стандарты традиционного общества; влечет за собой ликвидацию связей с криминогенными группами, изменение повседневного образа жизни, что уменьшает вероятность совершения преступлений.

 

Автор: Кузьмин П.В.