11.04.2012 8549

Договор транспортировки нефти по магистральным трубопроводам

 

Вопрос определения системы договорных отношений в трубопроводном транспорте встал уже в 60-х годах, когда магистральные трубопроводы получили широкое применение. Однако, в связи с тем, что управления магистральных нефтепроводов покупали нефть у нефтедобывающих объединений и продавали ее нефтеперерабатывающим объединениям, реализация добытой нефти, таким образом, осуществлялась посредством договора поставки. Иначе говоря, поставка нефти производилась путем перекачки по магистральным нефтепроводам. Об этом убедительно пишет известный цивилист О.Н. Садиков «Договор перевозки грузов отсутствует в тех случаях, когда продукция доставляется покупателю средствами поставщика. Например, когда газ или нефть поставляют управления магистральных газопроводов или нефтепроводов. В этих случаях между управлениями магистральных газопроводов или нефтепроводов, с одной стороны, и городскими газоснабжающими организациями и нефтеперерабатывающими предприятиями, с другой стороны, заключается договор поставки. В цену газа или нефти, передаваемых по трубопроводам, входит как цена продукции, уплаченная управлениями трубопровода газовому или нефтяному промыслу, так и стоимость передачи газа или нефти по трубопроводу».

Аналогичной позиции придерживается Л.М. Рутман: «Правовая природа отношений, возникающих при движении нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, является сложной, содержащей черты поставки и транспортировки одновременно. Однако в большей степени эти связи тяготеют к поставке, поскольку передача нефти всегда сопровождается оплатой нефтепроводной организацией ее стоимости добывающим объединениям, что практически отсутствует в отношениях по транспортировке. Несмотря на то, что управления магистральных нефтепроводов (УМН) получают от объединений нефть не для производственного потребления, а в целях ее перемещения к конечному получателю, возникающие при этом отношения отражают переход продукции от одного участника к другому, что юридически опосредствуется переходом права оперативного управления на нее. Указанные признаки для характеристики рассматриваемых связей являются решающими, в связи с чем их правовое регулирование осуществляется в соответствии с нормами законодательства, посвященными поставке».

Однако не все правоведы считают такую точку зрения единственно верной. Вот что говорит по этому поводу СИ. Дудников в работе «Правовое регулирование трубопроводного транспорта СССР»: «Доставка неф-тегрузов по магистральным трубопроводам - транспортный процесс, а не элемент поставки. Поэтому, нам представляется, что речь должна идти не о том, чтобы оправдывать оформление отношений по доставке нефти договорами поставки лишь потому, что договором поставки опосредуются отношения по перекачке нефти по трубопроводам, а скорее о том, чтобы правовое регулирование этих последних отношений привести в соответствие с их технико-экономическим содержанием, не вполне соответствующим правовой форме договора поставки. Договоры, заключаемые с участием магистральных трубопроводов, практически не подпадают ни под один из традиционных видов обязательств, известных гражданскому праву, и с достаточным основанием могут быть отнесены к хозяйственным договорам особого рода. В итоге мы предлагаем практически сформировавшийся особый вид хозяйственного договора, опосредующего отношения с участием трубопроводного транспорта, именовать договором транспортировки продукции по магистральным трубопроводам».

Вслед за ним Н.А. Романович в 1984 г. высказала следующую точку зрения относительно правовой природы правоотношений в сфере трубопроводного транспорта того времени: «Отношения по эксплуатации трубопроводного транспорта объединяют поставку и транспортировку, образующие нераздельный с экономической и правовой стороны процесс, в котором невозможно выявить, где заканчивается поставка и начинается транспортировка как самостоятельная операция. И хотя весь сложный комплекс этих отношений юридически оформляется договором поставки, приходится констатировать, что данная форма оказывается узкой для них. Кроме того, отнесению договоров, опосредующих доставку продукции по магистральным трубопроводам, к транспортным препятствует вплетение в них поставочных отношений. Таким образом, складывающиеся с участием трубопроводного транспорта отношения нельзя считать ни поставкой, обремененной транспортировкой, ни транспортировкой с «поставочным элементом». Здесь нет ни основных, главенствующих, ни второстепенных, подчиненных элементов. Все они равнозначны, неотделимы друг от друга, потому правовая природа этих договоров не может быть установлена по так называемому принципу преобладания. Применительно к рассматриваемым отношениям нельзя вести речь и о наличии самостоятельных обязательств поставки и транспортировки, поскольку эти отношения оформляются единым договором. О самостоятельности обязательства по транспортировке можно было бы говорить лишь в случае его юридического обособления от обязательства поставки, а этого-то как раз и не наблюдается. Реорганизация отношений по использованию магистральных трубопроводов была бы желательна в том именно плане, чтобы экономически и юридически освободить органы трубопроводного транспорта от функции поставщика, сконцентрировать их деятельность только на транспортировке с учетом, конечно, ее специфических черт и оформив соответствующие отношения транспортным договором на доставку продукции. Иными словами, необходимо правовое обособление процесса транспортировки от поставки. Тогда договор о доставке материальных ценностей по магистральным трубопроводам вполне обоснованно можно было бы рассматривать как разновидность договоров о перемещении, наряду с договорами перевозки и буксировки, а возникающее на его основе правоотношение с полным правом отнести к транспортным. Трубопроводный транспорт, таким образом, уравняется с другими видами транспорта и с правовой стороны».

Таким образом, уже в то время была научно доказана необходимость реорганизации нефтепроводного транспорта, а также признания правоотношений по транспортированию нефти по магистральным нефтепроводам транспортными правоотношениями и освобождение их от нагрузки поставочного элемента.

Хотелось бы обратить внимание на реальность договора транспортировки нефти по магистральным трубопроводам в отличие от договора поставки, который всегда является консенсуальной сделкой. Причина разграничения реальных и консенсуальных договоров хорошо сформулирована М. И. Брагинским: «Конструирование того или иного договора как реального или, напротив, консенсуального, зависит от того, в чем выражается интерес каждой из сторон и какова соответственно цель договора, которая в общем виде представляет собой сумму интересов контрагентов. Если данная цель состоит в получении вещи, в работе или услуге и, соответственно, в вознаграждении, указанное действие (по передаче вещи, выполнению работ, уплате вознаграждения или оказанию услуг) становится предметом договора. И тогда законодатель формулирует договор как консенсуальный. В остальных случаях, когда предметом договора служит совершение определенных действий по отношению к имуществу, законодатель выбирает модель реального договора». Консенсуальным договор поставки является в силу того, что считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям. Сдача нефти перевозчику (Транснефти), выдача последним документа, подтверждающего принятие груза (нефти) к перевозке, дает основания для отнесения договора транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам к категории реальных гражданско-правовых договоров.

С 1992г. нефтепроводные предприятия России перешли на тарифную систему оплаты за услуги по транспортированию нефти и соответственно взаимоотношения с грузоотправителями стали регулироваться договором о транспортировке. По предложению Транснефти в 1992г. Минтопэнерго России приняло решение о заключении единого договора о транспортировке нефти всеми российскими и транзитными грузоотправителями с Транснефтью.

На первый взгляд, договор транспортировки нефти по магистральным трубопроводам - это «перевозочный» вид гражданско-правового договора. Однако, в отличие от договора перевозки, договор транспортировки нефти по магистральным трубопроводам подчинен единой цели - обеспечению перевозки груза. По мнению В.А. Егиазарова, поскольку в договоре речь идет о перевозке некой продукции, то мы имеем дело с договором транспортной экспедиции, правовое положение которого определяется в соответствии с главой 41 ГК РФ.

Однако эта, на первый взгляд четкая правовая конструкция представляется не столь однозначной после изучения текста договора. Названный договор «тяготеет» к договору транспортной экспедиции. Именно «тяготеет», поскольку в полной мере правила ГК РФ о договоре транспортной экспедиции не распространяются на договор транспортировки нефти по магистральным трубопроводам в силу специфики его заключения и содержания.

Правовую природу договора с компанией Транснефть, на наш взгляд, можно понимать как смешанный договор, т.е. договор, содержащий в соответствии с положениями ст.421 ГК РФ элементы различных видов договоров, предусмотренных законом. Напомним, что рассматриваемый документ содержит как элементы транспортной экспедиции, так и возмездного оказания услуг. Далее, само его название звучит как «договор об оказании услуг по транспортировке нефти», что свидетельствует о том, что его скорее можно отнести к договорам возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ). Как замечает по поводу такого рода договоров Ю.В. Романец, всем услугам присущ общий признак: «результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения, составляющих вместе с ним единое целое. Поэтому при оказании услуг продается «не сам результат, а действие к нему». Это определение в равной степени подходит для договора транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам.

Что же касается права, которое регулирует вышеуказанный договор, то в типовом договоре перечислены нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения, возникающие в сфере транспортировки нефти. Среди этих актов Гражданский кодекс РФ не назван, зато указывается, например, «Положение о приеме и движении нефти в системе магистральных трубопроводов», «Схема нормальных (технологических) грузопотоков нефти», утвержденные бывшим Минтопэнерго РФ 05.09.1995г. и 24.12. 1997г., соответственно, и другие ведомственные нормативные документы.

Также необходимо иметь в виду, что, так как Транснефть является субъектом естественной монополии, следовательно, ее деятельность регулируется также законодательством о естественных монополиях. И, следовательно, договоры на оказание услуг по транспортировке нефти регулируются не только гражданским законодательством, но и многочисленными ведомственными нормативными актами, а также антимонопольным законодательством.

Рассмотрим далее еще одно авторитетное мнение ученых - цивилистов относительно правовой природы договора снабжения нефтью и нефтепродуктами. В работе М.И. Брагинского и В.В. Витрянского речь идет «о возможности применения к соответствующим договорам положений ГК РФ о договоре энергоснабжения при отсутствии специального правового регулирования указанных договоров, если иное не вытекает из существа возникающих из них обязательств; это является лишь приемом законодательной техники и никак не влияет на квалификацию указанных договоров в качестве договора энергоснабжения либо его разновидностей».

Такого же мнения придерживается и Е.А. Суханов: «правоотношения, возникающие при транспортировке газа, нефти и нефтепродуктов, не относятся к категории отношений, возникающих из договора перевозки нормы ГК, регулирующие отношения энергоснабжения, применяются и к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, а также со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами».

Однако проведение аналогии между договором энергоснабжения и транспортом нефти, газа и нефтепродуктов нельзя признать удачным. ГК РФ содержит нормы, регулирующие предмет договора энергоснабжения, порядок его заключения, продления, изменения и расторжения, количество и качество поставляемой энергии, обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования, оплату энергии, ответственность по договору энергоснабжения и др. И, как говорит А. Кабалкин, ГК РФ прямо не указывает, о каком виде энергии идет речь. Подразумевается, очевидно, в первую очередь, электрическая энергия.

В параграфе 6 «Энергоснабжение» главы 30 «Купля-продажа» ГК РФ содержится статья 548 «Применение правил об энергоснабжении к иным договорам», где указано, что все правила, регулирующие энергоснабжение, применяются «к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью, нефтепродуктами, водой и другими товарами», если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства, т. е. условий, зафиксированных в договоре. Возникает вопрос: что есть «присоединенная сеть»?

Б.М. Сейнароев в работе «Договор энергоснабжения» указывает, что термин «присоединенная сеть» заимствован из электроэнергетики, где он означает систему электропередающих объектов (ЛЭП, трансформаторные подстанции и т. п.). В нефтяной и газовой промышленности этот термин не применяется. Но и в электроэнергетике он применяется в отношении электрораспределительных сетей. Электроэнергия от производящих ее электростанций подается в районы потребления по так называемым системообразующим линиям электропередачи и уже от них «через ную сеть» подается потребителю. В соответствии с этой схемой электропроизводящая организация продает энергию электроснабжающей организации по договору поставки (купли-продажи). Далее, как указано в ст. 539 ГК РФ «по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию». Таким образом, очевидно, что речь идет об использовании распределительной, а не магистральной сети. На это обстоятельство, к сожалению, не обратили внимание многочисленные комментаторы ГК РФ.

Таким образом, на наш взгляд, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам слишком далека по своим сущностным характеристикам от энергоснабжения, что и не позволяет ставить вопрос о применении к ней вышеназванных норм ГК РФ.

В данном случае, безусловно, речь идет о транспортном договоре. Мы присоединяемся к точке зрения А.И. Хаснудинова, который дает следующее определение транспортного договора. «Транспортный договор можно определить как договор, по которому одна сторона (транспортная организация) обязуется оказать услугу по перемещению грузов или пассажиров для достижения предусмотренных им целей, а другая сторона (клиент) обязуется уплатить установленную плату».

Данное определение понятия транспортного договора позволяет, во-первых, выделить из большого числа отношений по оказанию услуг обязательства, опосредующие оказание специфической услуги по перемещению; во-вторых, провести «инвентаризацию» транспортных договоров; в-третьих, разграничить транспортные и широко распространенные на транспорте нетранспортные обязательства, тесно связанные с первыми и обеспечивающие их нормальное становление, развитие, прекращение; в-четвертых, выработать понятие вспомогательного обязательства на транспорте, обусловленное их выделением наряду с основным обязательством перевозки.

Общий вывод: договор транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам содержит как элементы транспортной экспедиции, так и иные элементы возмездного оказания услуг, т.е. является смешанным договором (п.З ст.421 ГК РФ). По нашему мнению, рассматриваемый договор можно охарактеризовать как непоименованный договор на оказание услуг по транспортировке нефти. Особенно, это свойство договора проявляется, когда происходит объединение процесса транспортировки нефти и ее компаундирование (смешение нефти разного качества), а также предоставление сведений грузоотправителю о движении его нефти по трубопроводам.

 

Автор: Закиева О.Г.