07.02.2011 20232

Деятельность органов внутренних дел по обеспечению режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации (статья)

 

В обеспечении правопорядка и режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации значительное место принадлежит органам внутренних дел. Прежде всего, это обусловлено влиянием, которое оказывает установление того или иного режима пребывания иностранных граждан на правопорядок. Как уже отмечалось в предыдущей главе, открытость Российской Федерации для международного общения в начале 90х годов 20 века привела к плохо контролируемому, а порой и хаотичному, потоку иностранцев на ее территорию. Что оказало отрицательное влияние на состояние правопорядка, выразившись, например, в таких негативных и часто взаимообусловленных явлениях как рост преступности и незаконная внешняя миграция. Как показывают некоторые результаты проводимого исследования, сложившаяся ситуация с определенными изменениями сохранилась и в настоящее время. В связи с чем остается острой необходимость не только в сохранении, но и в расширении компетенции органов внутренних дел в данной сфере государственного управления.

Прежде чем непосредственно перейти к исследованию вопросов компетенции органов внутренних дел в рассматриваемой сфере, необходимо провести анализ самой правовой категории - компетенция. Значимость такого анализа заключается в том, что компетенция лежит в основе правового положения любого органа исполнительной власти. С одной стороны, обладание ею и ее реализация позволяют преобразовать общественные отношения, где одной из сторон выступает орган исполнительной власти, во властеотношения. С другой, являясь по своей правовой природе исполнительно – распорядительными, данные отношения позволяют органу исполнительной власти, осуществляющему государственно - управленческую деятельность, в определенных формах и с использованием определенных методов реализовать весь комплекс задач и функций, прав и обязанностей, предоставленных ему в той или иной сфере государственного управления. В связи с чем представляется справедливым мнение Ю.М. Козлова, который полагает, что «правовое положение органов государственного управления находит свое конкретное выражение в их компетенции. В ней заключаются задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности этих органов…».

Проблеме определения понятия - компетенция посвящены работы многих ученых – административистов, что свидетельствует об ее значимости для административно – правовой науки. Изучение юридической литературы показывает, что при трактовке этой правовой категории взгляды авторов расходятся, при этом дискуссия продолжается и в настоящее время. В основе научных разногласий лежит узкий и широкий подход к определению понятия компетенция. Наиболее многочисленными являются сторонники широкого подхода, которые склонны включать в число признаков компетенции не только права и обязанности соответствующих органов исполнительной  власти, но также и другие элементы, например, задачи, функции, правоотношения, территорию деятельности органа, его ответственность и т.д.

Так, например, Тихомиров Ю.А. под компетенцией органа государства понимает возложенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел. По мнению Александрова Н.Г. – это круг правоотношений, в которые может и должен вступать орган при наличии фактических обстоятельств, указанных в нормах права. По мнению других сторонников широкого толкования компетенции, в ее содержание можно включить задачи органа, его функции, основные методы и формы работы, правосубъектность, территорию деятельности органа.

Сторонники узкого толкования, напротив, включают в понятие компетенции только совокупность прав и обязанностей. Так, по мнению Лазарева Б.М., в компетенцию органа управления входят не сами управленческие функции, им осуществляемые; не предметы ведения, в сфере которых он действует; не акты управления, им издаваемые, а обязанности (перед государством, обществом и гражданином) и правомочия (по отношению к объектам управления) осуществлять указанные управленческие функции, воздействовать на определенного рода предметы ведения. Данная концепция поддерживается и другими авторами.

Наиболее предпочтительным является узкий подход к определению компетенции, включающий в содержание данного понятия, прежде всего, совокупность прав и обязанностей органа государственного управления. Действительно, именно наличие определенной совокупности прав и обязанностей, закрепленных в соответствующей правовой норме, позволяет определить место того или иного органа в системе иных органов исполнительной власти. Однако такой подход нуждается в уточнении, так как права и обязанности того или иного государственного органа не могут существовать сами по себе, они являются производными от реализуемых им конкретных задач и функций. В связи с чем представляется справедливым мнение Верещагина С.Г., согласно которому, нельзя рассматривать компетенцию в отрыве от целей, задач и функций органа государственного управления, поскольку компетенция реализуется в связи с установленными целями, задачами и функциями, то есть последние как бы являются ее важнейшими предпосылками.

Таким образом, компетенция органа государственного управления, в том числе и органа внутренних дел - это совокупность, установленных в нормативно - правовых актах его прав и обязанностей, направленных на реализацию им своих задач и функций в определенной сфере государственного управления.

Как уже отмечалось, основная роль в обеспечении правопорядка и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации отведена органам внутренних дел. В основе определения их компетенции в рассматриваемой сфере лежат правовые нормы, закрепленные в Законе РФ « О милиции» от 18 апреля 1991 года (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 года) Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации утвержденном Указом Президента РФ № 927 от 19 июля 2004 года «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Положении о Федеральной миграционной службе, утвержденном Указом Президента Российской Федерации № 928 от 19 июля 2004 года « Вопросы Федеральной миграционной службы».

Согласно пункта 3 Положения, основными задачами Министерства внутренних дел являются: разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности; совершенствование нормативно – правового регулирования в установленной сфере деятельности; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений; обеспечения охраны общественного порядка и ряд иных задач, обусловленных содержанием деятельности государства в сфере внутренних дел. С учетом поставленных перед МВД России задач, важным является включение в число полномочий МВД России формирование основных направлений государственной политики в сфере миграционных процессов. Представляется, что указанная сфера государственного управления, наиболее тесно связана со сферой внутренних дел, что обусловлено специфичностью общественных отношений, в которые вступает большинство иностранных граждан, прибывая в Российскую Федерацию, значительная часть которых в настоящее время имеет правоохранительный характер.

Во главе системы служб и подразделений органов внутренних дел, осуществляющих контроль за пребыванием иностранных граждан на территории России, находятся Департамент обеспечения общественного порядка и подчиненная МВД России Федеральная миграционная служба. Ее компетенция, с учетом выделения контроля за миграционными процессами, как самостоятельного направления деятельности органов внутренних дел, в настоящее время значительно расширена.

Наиболее общей компетенцией в рассматриваемой сфере обладает Департамент обеспечения общественного порядка, который:

- определяет основные направления работы соответствующих подразделений органов внутренних дел, разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности (при этом, все чаще обращается внимание на необходимость совершенствования деятельности органов внутренних дел по работе с иностранными гражданами);

- участвует в пределах своих полномочий в формировании и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью;

- разрабатывает и обеспечивает реализацию мер в целях повышения уровня защиты личной и имущественной безопасности граждан (в том числе иностранных) по месту их проживания; усиления роли сотрудников милиции в организации обеспечения правопорядка в жилых микрорайонах городов и иных населенных пунктов.

Непосредственное руководство деятельностью органов внутренних дел в рассматриваемой сфере осуществляет Федеральная миграционная служба МВД России. В настоящее время ее правовое положение окончательно не определено, что обусловлено определенной поспешностью при издании нормативно – правовых актов, устанавливающих ее компетенцию в рассматриваемой сфере. В результате этого, одновременно действуют нормативные правовые акты, противоречащие друг другу, что приводит к несогласованности работы этих подразделений.

Так, согласно еще действующему Положению о Паспортно – визовом управлении Службы общественной безопасности МВД России, утвержденному приказом МВД России № 1031 от 24 ноября 2001 года, наряду с другими функциями им организуется работа по регистрации иностранных граждан…, выдаче им документов на право жительства, оформлению документов и разрешений на въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации, контролю за соблюдением установленных правил пребывания иностранных граждан и др.

В тоже время, в соответствии с Указом Президента № 927 от 19 июля 2004 года, утвердившим Положение о Федеральной миграционной службе, указанными выше полномочиями обладает Федеральная миграционная служба МВД России, компетенцию которой в указанной сфере можно разделить на следующие основные группы:

– осуществление, в соответствии с законодательством Российской Федерации, контроля и надзора за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета пребывающих в Россию иностранных граждан; соблюдения ими иммиграционных правил, а также правил привлечения иностранных работников и использования их труда;

– выдача в установленном порядке разрешения на привлечение работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда, а также разрешения на работу самим иностранным гражданам;

– организация и осуществление, в соответствии с законодательством Российской Федерации, выдачи виз иностранным гражданам на въезд в Российскую Федерацию;

– организация и осуществление принятия от лиц, проживающих в Российской Федерации, заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, проверки фактов и документов, представленных для их обоснования, направление их Президенту Российской Федерации, а также определение наличия гражданства Российской Федерации и ряда иных действий по вопросам гражданства Российской Федерации;

– оформление приглашений иностранным гражданам на въезд в Российскую Федерацию, а также ведение учета оформляющих приглашения юридических лиц;

– реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях в отношении иностранных граждан, в пределах своей компетенции. В связи с чем сотрудники службы обладают компетенцией по продлению либо сокращению срока временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, о приостановлении срока действия или аннулировании разрешений на привлечение и использование в России иностранных работников, осуществлению депортации или административного выдворения иностранных граждан за пределы Российской Федерации, проставлению отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, о запрещении въезда в Российскую Федерацию, проведение государственной дактилоскопической регистрации и др;

– организация документирования иностранных граждан разрешениями на временное проживание видами на жительство в Российской Федерации;

– учет, регистрация, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о признании их беженцами и вынужденными переселенцами, проведение их идентификации;

С учетом изложенного, можно сделать вывод о ведущей роли Федеральной миграционной службы в системе органов внутренних дел, осуществляющих деятельность в рассматриваемом направлении и поглощении ею компетенции паспортно – визовой службы, которая в настоящее время еще продолжает существовать как самостоятельная, что не может не вызвать недоумение. В связи с чем представляется, что такие изменения должны носить комплексный характер и соответствующие нормативные правовые акты должны приниматься пакетами.

Кроме того, остается не ясным положение Федеральной пограничной службы ФСБ России, которая принимает непосредственное участие в проведении иммиграционного контроля. Так, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 2145 от 16 декабря 1993 года « О мерах по введению иммиграционного контроля», иммиграционный контроль вводится в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и возложен на Федеральную миграционную службу. В тоже время, согласно п.п. 7,12 Правил использования миграционной карты,  при въезде в Российскую Федерацию иностранный гражданин предъявляет, а при выезде сдает миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля, после чего в карте проставляется соответствующая отметка и она передается должностному лицу органа иммиграционного контроля. Таким образом, контроль за полнотой заполнения карты полностью лежит на органах пограничного контроля, которые, в тоже время, практически не отвечают за правильность и аккуратность заполнения иммиграционной карты, что затрудняет в последующем ведение Федеральной миграционной службой соответствующих учетов.

В связи с чем возникает необходимость в определении места и роли Федеральной пограничной службы ФСБ России в системе государственных органов осуществляющих иммиграционный контроль. Это способствовало бы конкретизации роли, места и функций федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в функционировании межведомственной единой системы иммиграционного контроля в общегосударственном масштабе, предусмотренной пунктом 1 Плана мероприятий МВД России по созданию единой системы иммиграционного контроля в Российской Федерации на 2003 – 2005 годы.

В указанных выше целях, представляется необходимым дополнить Положение «О Федеральной миграционной службе» указанием на то, что в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществление иммиграционного контроля возглавляет Федеральная миграционная служба. Должностные лица органов пограничного контроля при участии в осуществлении иммиграционного контроля подчиняются начальникам постов иммиграционного контроля и указаниям Федеральной миграционной службы МВД России. В поддержку данного предложения высказались 51 % опрошенных сотрудников ФМС в Дальневосточном федеральном округе, 39% высказались против и 10% затруднились с ответом.

Деятельность вышеуказанных служб и подразделений органов внутренних дел непосредственно взаимосвязана с деятельностью соответствующих нижестоящих подразделений, среди которых значительное место принадлежит МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте и горрайлинорганам.

Так, функции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в области миграции можно условно разделить по следующим направлениям:

1. Участие в совершенствовании правового регулирования и подготовке предложений по основным направлениям миграционной политики:

- подготовка на основании миграционных процессов в субъектах Российской Федерации предложений по основным направлениям государственной миграционной политики;

- подготовка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию правового регулирования миграционных отношений.

2. Организация взаимодействия органов исполнительной власти по реализации миграционной политики:

- организация взаимодействия территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной миграционной политики;

3. Реализация законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах, а также установленного порядка предоставления политического убежища:

- обеспечение в установленном порядке исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев;

- Участие в реализации установленного порядка предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

4. Осуществление мер в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранной рабочей силы, а также противодействию незаконной миграции:

- участие в осуществлении мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции, привлечению иностранной рабочей силы на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;

- разработка и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, осуществление иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;

- участие в подготовке и реализации в пределах своих полномочий международных договоров Российской Федерации в области миграции;

- участие в подготовке предложений по финансированию мероприятий, направленных на реализацию государственной миграционной политики.

В обеспечении правопорядка и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, а также противодействии незаконной миграции важная роль принадлежит горрайлинорганам. В соответствии с Приказами МВД России № 420 – 1993 года и № 140 1996 года их основными задачами и функциями являются:

- обеспечение личной безопасности граждан (в том числе и иностранных граждан и лиц без гражданства);

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (в том числе совершаемых как самими иностранными гражданами, так и в отношении их);

- раскрытие и расследование преступлений (с участием иностранцев), организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, без вести пропавших и иных лиц;

- исполнение постановлений о наложении административных наказаний, отнесенных к компетенции органов внутренних дел (в рассматриваемой сфере речь идет об исполнении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства);

- оказание в пределах компетенции помощи гражданам (в том числе иностранным), должностным лицам, предприятиям, учреждениям организациям, общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов ( к числу таких предприятий учреждений и организаций можно также отнести те, которые используют иностранную рабочую силу, осуществляют международный туризм, основаны на иностранных инвестициях и т.д.)

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в местах работы (учебы) и проживания иностранцев на обслуживаемой территории;

- и ряд иных функций.

Как отмечается в юридической литературе, при анализе правовой природы деятельности органов внутренних дел в местах пребывания иностранных граждан, необходимо выделить четыре основных направления, каждое из которых имеет особую правовую характеристику: административная деятельность, производство дознания, оперативно – розыскная работа, профилактика.

Каждое из указанных направлений регулируется самостоятельной группой правовых норм и включается в соответствующий предмет обособленных отраслей права. В целях проводимого исследования представляет интерес такое направление деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации как административная деятельность.

Административная деятельность органов внутренних дел – это целенаправленная, организующая исполнительная и распорядительная деятельность, состоящая в непосредственном, повседневном, практическом осуществлении задач и функций государства в сфере внутренних дел.

Осуществляя административную деятельность, органы внутренних дел вступают в общественные отношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства в период их пребывания на территории Российской Федерации, а также различными российскими и иностранными предприятиями, учреждениями и организациями.

По своей сущности, административная деятельность органов внутренних дел, в рассматриваемой сфере, является деятельностью многих аппаратов и служб и включает в себя охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в местах пребывания иностранцев, обеспечение безопасности дорожного движения, а также совершение иных правоохранительных и регулятивных действий, направленных на обеспечение контроля за соблюдением правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства.

Содержание административной деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и режима пребывания иностранцев включает, с одной стороны, решение внутриорганизационных задач – подбор, расстановку и обучение кадров, выработку решений по обеспечению правопорядка и режима пребывания иностранных граждан в РФ, а также организацию практического выполнения этих решений, осуществление функций контроля и т.д. (внутренняя административная деятельность), с другой- повседневную и непосредственную охрану общественного порядка в указанных местах, предупреждение и пресечение правонарушений среди иностранных и российских граждан, а также лиц без гражданства, их регистрацию, контроль за соблюдением этой категорией лиц правил пребывания на территории страны, ведения трудовой деятельности и т.д. (внешняя административная деятельность).

Одним из основных направлений внутриорганизационной деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере является подготовка квалифицированных специалистов. Как справедливо отмечает Степанов А.В., «…за последние годы деятельность ПВС осложнилась в связи с рядом обстоятельств…Очевидно, что задачи, решаемые службой в современных условиях, предполагают наличие в соответствующих структурных подразделениях сотрудников, обладающих необходимым профильным образованием. Между тем, специалистов соответствующего профиля учебные заведения МВД России не готовят…». К сожалению, автором лишь указывается на наличие проблемы, но не предлагаются пути ее решения. Между тем, в настоящее время административно – правовой статус иностранных граждан рассматривается лишь в рамках дисциплины «Административное право», в процессе изучения соответствующего раздела «Субъекты административного права». При этом ему уделяется внимание лишь в рамках одного – двух вопросов, наряду с изучением статуса других индивидуальных субъектов указанной отрасли права. В то же время, изучению вопросов обеспечения режима пребывания иностранных граждан вообще не уделяется самостоятельного внимания и лишь в рамках изучения административной деятельности органов внутренних дел данные вопросы, в незначительном объеме, рассматриваются при изучении линейно – отраслевых видов деятельности ОВД. Следствием этого является недостаточная подготовка сотрудников органов внутренних дел, выпускаемых из учебных заведений МВД России, для решения задач противодействия незаконной миграции в современных условиях.

Высказанное мнение подтверждается результатами проведенного опроса сотрудников органов внутренних дел. Им было предложено ответить на вопрос, считаете ли Вы свои знания законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации достаточными для осуществления эффективной работы в данном направлении? При этом, в случае отрицательного ответа было предложено выбрать из нескольких вариантов те области знаний о правовом положении иностранных граждан, в которых они испытывают наибольший недостаток. Ответы участников опроса распределились следующим образом: Ответ «ДА» дали 28 % опрошенных, « НЕТ» - 72 %.

При этом давшие отрицательный ответ респонденты указали, что слабо знают:

1. Нормативно – правовое регулирование порядка въезда, выезда и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан - 28 %

2. Нормативно – правовое регулирование порядка регистрации и документирования иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации – 27%

3. Нормативно – правовое регулирование привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы – 68 %

4. Порядок применения административно – правовых норм предусматривающих ответственность за нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства режима пребывания на территории Российской Федерации – 53 %

5. Компетенцию органов внутренних дел в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации – 41 %

6. Виды мер административного принуждения и порядок их применения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, допускающих нарушения правового режима пребывания на территории Российской Федерации – 46 %

Исходя из результатов опроса, представляется, что решению проблемы, связанной с подготовкой соответствующих специалистов, способствовало бы введение в программу обучения специалистов системы МВД России, обучающихся по специальностям 021100 – юриспруденция и 023100 – правоохранительная деятельность, специального курса «Деятельность органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации». Содержание такого спецкурса должно включать изучение административно – правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства; административно – правового режима пребывания данной категории лиц на территории Российской Федерации и его значения для правопорядка; компетенции, содержания и организационных форм деятельности органов внутренних дел в обеспечении правопорядка и режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации; административно – правовых норм, предусматривающих ответственность за нарушение режима пребывания иностранных граждан на территории РФ; видов мер административного принуждения и порядка их применения сотрудниками органов внутренних дел, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, допускающих нарушения правового режима пребывания на территории Российской Федерации.

В отличие от внутриорганизационной, внешняя административная деятельность органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России направлена на непосредственную реализацию стоящих перед ними задач и функций.

В современных условиях рассматриваемую деятельность можно разделить на несколько относительно самостоятельных направлений:

1. Контроль за соблюдением миграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства при въезде в Российскую федерацию.

2. Регистрация и документирование иностранных граждан при въезде и пребывании на территории нашей страны.

3. Осуществление контроля за иностранными гражданами по месту их пребывания (проживания), работы или учебы.

4. Контроль за законностью и обеспечением правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы.

5. Обеспечение безопасности дорожного движения и контроль за иностранными гражданами при их передвижении по автомобильным дорогам в России.

6. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в местах пребывания (проживания) иностранных граждан.

7. Депортация и выдворение иностранных граждан за пределы Российской Федерации.

В реализации указанных направлений деятельности принимает участие широкий круг служб и подразделений органов внутренних дел. Среди них важная роль принадлежит паспортно – визовой службе, которая была образована после реорганизации подразделений виз, регистраций и паспортной работы 15 февраля 1993 года. Одним из основных нормативно – правовых актов, определяющих правовое положение паспортно – визовой службы, является Приказ МВД России № 1031 – 2001 года, утвердивший Положение о Паспортно – визовом управлении Службы общественной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации. Его анализ позволяет выделить три основных направления работы паспортно – визовой службы в рассматриваемой сфере:

1. Участие в правотворческой деятельности:

- принятие участия в разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, международных договоров (соглашений), ведомственных и иных документов по вопросам обеспечения прав и обязанностей иностранных граждан;

- обобщение правоприменительной практики в рассматриваемой сфере и разработка методических рекомендаций органов внутренних дел.

2. Осуществление регистрационной работы и документирование иностранных граждан пребывающих на территории Российской Федерации:

- организация работы по приему и регистрации иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации, выдаче им документов предоставляющих право на проживание (пребывание ) в России, оформлению разрешений на въезд, выезд и транзитный проезд через ее территорию, а также оформление приобретения гражданства Российской Федерации.

3. Использование административно – правовых средств в предупреждении и пресечении правонарушений с участием иностранных граждан, а также для их розыска:

- участие с использованием возможностей службы в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений и административных правонарушений, с участием иностранных граждан, а также в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в местах их пребывания;

- осуществление в пределах своей компетенции розыска иностранных граждан, изменивших место пребывания без разрешения органов внутренних дел, либо при наличии такого разрешения, но не зарегистрировавшихся по новому месту жительства либо пребывания, а также оформивших въездные - выездные визы и не возвратившихся к месту постоянного жительства, или иностранцев, въезд которых в Россию документально подтвержден, но не зарегистрировавших свои документы по месту жительства (пребывания).

Наряду с паспортно – визовой службой, играющей ведущую роль обеспечении режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, значительное место принадлежит подразделениям органов внутренних дел (милиции), наиболее приближенным к населению России, в том числе и к иностранным гражданам. Среди таких подразделений можно выделить службу участковых уполномоченных милиции, патрульно – постовую службу милиции и государственную инспекцию безопасности дорожного движения Российской Федерации. Указанные подразделения в процессе несения службы осуществляют контрольно – надзорные функции в отношении иностранных граждан в общественных местах, по месту их жительства (пребывания), работы, учебы, передвижения по автомобильным дорогам России и т.д..

Наиболее широким объемом прав и обязанностей в рассматриваемой сфере обладают участковые уполномоченные милиции. Неслучайно эту категорию сотрудников принято относить к числу универсальных, так как стоящие перед ними задачи, по существу, охватывают весь перечень задач стоящих перед милицией.

В сфере противодействия незаконной миграции, обеспечении правопорядка и режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации участковые уполномоченные реализуют свою компетенцию в следующих направлениях:

- ведут списочный учет иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории обслуживаемого ими административного участка; по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, проверяют их фактическое проживание,о чем докладывают рапортом начальнику горрайоргана;

- ведут адресный учет граждан, получивших разрешение на приглашение иностранцев из - за границы, вступивших в брак с иностранными гражданами, и разъясняют этим гражданам правила пребывания в Российской Федерации.

- предупреждают постоянно проживающих на обслуживаемом ими административном участке иностранных граждан о необходимости продления вида на жительства (за один месяц до истечения срока действия), и не позднее, чем за 10 дней до окончания этого срока, проверяют выполнение иностранцем этого требования;

- Осуществляют мероприятия в жилом секторе, гостиницах, общежитиях по выявлению иностранных граждан, проживающих без регистрации, с нарушением сроков регистрации, не по месту регистрации, а также граждан, пригласивших иностранцев по частным делам и не обеспечивших им своевременную регистрацию либо снятие с регистрационного учета;

- ежеквартально участвуют в реализации планов по проведению рейдов в местах пребывания иностранных граждан как самостоятельно, так и с участием сотрудников иных служб милиции общественной безопасности ППСМ, ПДН, ГИБДД а так же паспортно- визовой службы;

- осуществляют обмен информацией с паспортно – визовой службой о случаях выявления на административных участках фактов нарушения иностранными гражданами правил пребывания в Российской Федерации, в том числе пребывающих на ее территории по линии безвизового туристического обмена;

- участвуют в проведении мероприятий по выявлению иностранных граждан, незаконно осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе, занимающихся кустарным ремеслом;

- участвуют в осуществлении административно – юрисдикционной деятельности органов внутренних дел, при выявлении случаев нарушения иностранными гражданами режима пребывания на территории Российской Федерации, либо правил осуществления ими трудовой и предпринимательской деятельности.

Значительная роль в обеспечении режима пребывания иностранных граждан принадлежит патрульно – постовой службе милиции. Решая повседневные задачи, связанные с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, а также с предупреждением и пресечением преступлений и административных правонарушений в общественных местах, сотрудники указанного подразделения милиции вступают в правоохранительные общественные отношения с различными категориями иностранных граждан и лицами без гражданства.

В целях реализации возложенных на них задач и функций в местах пребывания иностранных граждан сотрудники ППСМ обязаны знать адреса и особенности расположения мест проживания иностранцев (в том числе, мест компактного проживания, например, гостиниц, общежитий, и др.), находящихся в зоне маршрута патрулирования или поста, а также места их возможного появления. Указанная информация может содержаться в служебной книжке сотрудника милиции и в карточке маршрута (поста). Особое значение это приобретает в приграничных районах, где иностранные граждане ведут предпринимательскую и трудовую деятельность, имея возможность постоянно поддерживать связь со страной, из которой они прибыли, многократно пересекать Государственную границу Российской Федерации, нередко совершая при этом противоправные действия.

При выявлении совершенных иностранными гражданами противоправных действий сотрудники ППСМ имеют право проверять у иностранных граждан документы, удостоверяющие их личность, содержащие сведения о регистрации либо дающие право на ведение трудовой предпринимательской или иной деятельности, а также, при наличии оснований, применять комплекс мер административного принуждения в рамках своей компетенции. О результатах проведенной проверки сотрудники ППСМ докладывают в дежурную часть органа внутренних дел, и, в случае необходимости, доставляют туда иностранного гражданина. Исключение составляют иностранные граждане, которые на момент совершения правонарушения обладают дипломатическим иммунитетом, в этом случае сотрудники ППСМ обязаны принять меры к пресечению противоправного действия, зафиксировать его в установленном порядке, записать фамилию правонарушителя, номер документа, подтверждающего его неприкосновенность, после чего, отпустив иностранца, доложить о случившемся рапортом начальнику органа внутренних дел

Представляется, что в связи с увеличением нагрузки на сотрудников ППСМ по работе в указанном направлении, обусловленной ежегодным увеличением количества иностранных граждан, въезжающих на территорию России, помимо разработки методических рекомендаций о порядке обращения с ними, которые уже предлагались при исследовании проблем в сфере обеспечения административно – правового статуса иностранных граждан, необходимо ввести обязательное участие сотрудников паспортно – визовой службы в подготовке и проведении инструктажа сотрудников ППСМ заступающих на службу. Где, помимо изучения норм законодательства о правовом положении иностранных граждан, необходимо обучать сотрудников методам работы с иностранцами, особенностям применения в отношении них мер административного принуждения, осуществлять решение практических задач с учетом складывающихся в процессе несения службы ситуаций.

С учетом увеличения автомобильного парка страны и участия в дорожном движении иностранных граждан и лиц без гражданства, в контроле за их пребыванием на территории Российской Федерации значительная роль принадлежит Департаменту безопасности дорожного движения МВД России.

Деятельность подразделений ГИБДД в рассматриваемой сфере можно разделить по следующим основным направлениям:

- надзор за дорожным движением в местах пребывания иностранных граждан;

- регистрация и учет автотранспортных средств и прицепов к ним, в том числе принадлежащих или управляемых иностранными гражданами;

- надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, в том числе принадлежащих или управляемых иностранными гражданами;

- выдача и замена водительских удостоверений иностранным гражданам и лицам без гражданства;

- участие в пропаганде правил дорожного движения в местах пребывания иностранных граждан.

В частности, обеспечивая надзор за безопасностью дорожного движения, сотрудники ГИБДД осуществляют проверку документов у иностранных граждан – участников дорожного движения. Среди этих документов можно выделить:

а) удостоверяющие личность иностранца, предоставляющие ему право пребывания на территории Российской Федерации и передвижения по районам с регламентированным посещением - заграничный паспорт с отметкой о регистрации в органах внутренних дел; разрешение на постоянное проживание и вид на жительство, (для временно пребывающих, постоянно и временно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства); дипломатическая (консульская) или служебная карточки, либо удостоверение личности, выдаваемые МИД Российской Федерации (для сотрудников, административно – технического и обслуживающего персонала иностранных посольств, консульств или международных организаций, аккредитованных при МИД России); разрешение на право ведения трудовой деятельности, если она связана с передвижением по дорогам Российской Федерации (для иностранных граждан временно пребывающих на территории России и получивших разрешение на ведение трудовой деятельности).

б) предоставляющие право управления транспортным средством, а также регистрационные документы на управляемое транспортное средство и перевозимый груз – национальное или международное водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, доверенность на управление, либо владение, пользование и распоряжение транспортным средством (если транспортное средство управляется иностранцем по доверенности), документы, содержащие сведения о прохождени государственного технического осмотра и обязательного страхования автогражданской ответственности, а также сопроводительные документы на перевозимый груз.

В случае выявления административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, сотрудники ГИБДД осуществляют производство по делам об административных правонарушениях.

Осуществляя регистрацию транспортных средств, сотрудники ГИБДД регистрируют транспортные средства, принадлежащие иностранным физическим и юридическим лицам, дипломатическим представительствам, консульским учреждениям их сотрудникам, а также аккредитованным при МИД России административно – техническому и обслуживающему персоналу этих представительств, консульств и международных организаций. Регистрация осуществляется после предоставления ими документов удостоверяющих личность, о которых говорилось выше, либо документов, подтверждающих их создание на территории Российской Федерации. Так, например, в ГИБДД регистрируются транспортные средства, временно ввезенные иностранными юридическими и физическими лицами на срок более 6 месяцев, под обязательство об обратном вывозе, их регистрация производится после таможенного оформления, с выдачей свидетельств о регистрации транспортных средств на территории РФ и регистрационных знаков на срок пребывания транспортного средства.

Кроме того, сотрудники ГИБДД осуществляют государственный технический осмотр зарегистрированных в Российской Федерации транспортных средств, принадлежащих иностранным юридическим и физическим лицам. Порядок его проведения определяется Правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России». Исключение составляют автотранспортные средства, принадлежащие дипломатическим и консульским представительствам, международным (межгосударственным) организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с нормами международного права, а также их сотрудникам и членам их семей, на которых положения этих Правил не распространяются.

Значительное место в работе ГИБДД занимает выдача и замена водительских удостоверений иностранным гражданам и лицам без гражданства. Это вызвано тем, что иностранные граждане, прибывшие на территорию Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев, для получения права управления транспортным средством, обязаны заменить свои иностранные национальные или международные водительские удостоверения, на российские удостоверения, что входит в компетенцию ГИБДД. При этом иностранные удостоверения у владельцев не изымаются, а в материалы, послужившие основанием для их выдачи, подшиваются копии возвращаемых удостоверений и заверенный в установленном порядке перевод.

Участвуя в пропаганде безопасности дорожного движения, сотрудники ГИБДД проводят брифинги, круглые столы, устанавливают агитационные щиты у автомобильных дорог, участвуют в проведении телевизионных передач с тематикой, посвященной безопасности дорожного движения, используют телефоны доверия, выступают на предприятиях, в том числе, использующих иностранную рабочую силу, а также используют иные пропагандистские формы деятельности, в местах пребывания иностранных граждан.

Таким образом, ГИБДД является одной из ведущих служб милиции общественной безопасности, участвующих в обеспечении правопорядка и режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Несмотря на значимость указанных служб в обеспечении правопорядка и режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации существует ряд проблем, отрицательно сказывающихся на эффективности их работы в рассматриваемом направлении. Результаты проведенных исследований позволяют выделить следующие из них:

1. Слабое знание сотрудниками нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере.

2. Недостаточное количество сотрудников, участвующих в обеспечении режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации и имеющих профессиональное - юридическое образование.

Для решения рассматриваемой проблемы необходимо возобновить практику ускоренной подготовки специалистов по специальности 0203 – правоохранительная деятельность, с учетом специализации, обусловленной занимаемой сотрудником должности. Представляется возможным осуществлять такую профессиональную подготовку на базе учебных заведений МВД России и их филиалов, расположенных в субъектах Российской Федерации.

3.Отсутствие возможности оперативно получать информацию об иностранных гражданах в процессе несения службы, особенно в сельской местности. Как показали результаты проведенного исследования, в настоящее время основным средством получения информации об иностранных гражданах остается телефон, что часто, с учетом загруженности линии, не позволяет оперативно получать соответствующую информацию. Особенно остро эта проблема стоит перед сотрудниками ОВД в сельской местности и в городах, удаленных от краевых и областных центров.

Так, в процессе проводимого опроса сотрудников, указанных выше служб органов внутренних дел, им был задан вопрос – «Каким образом вы получаете информацию об иностранных гражданах в процессе несения службы? », при этом, предлагалось выбрать 2-3 наиболее часто используемых ими варианта. На поставленный вопрос были даны следующие варианты ответов:

1. Использую автоматизированную базу данных, со своего рабочего места (с использованием компьютера) – 6%

2. Запрашиваю сведения у дежурной части по радиостанции – 97 %

3. Получаю информацию из вышестоящего органа внутренних дел, связываясь по телефону – 97%

4. Доставляю иностранного гражданина в паспортно – визовую службу и получаю информацию о нем от сотрудников ПВС – 28 %

5. Отправляю для проверки иностранного гражданина письменный запрос – 2%

6. Затрудняюсь ответить – 3%

Представляется, что одним из путей решения этой проблемы стала бы установка в дежурных частях органов внутренних дел компьютеров, подключенных к единой базе данных, что позволило бы оперативно получать информацию об иностранных гражданах и своевременно реагировать на нарушения с их стороны режима пребывания в Российской Федерации.

4. Недостаточная правовая урегулированность административной ответственности и порядка применения мер административного принуждения в отношении иностранных граждан, допускающих нарушения режима пребывания в Российской Федерации.

5.Отсутствие необходимого количества переводчиков, а также специалистов – носителей культуры и традиций тех стран, из которых прибывают иностранные граждане и лица без гражданства.

Использование при работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства переводчиков остается проблемой, не потерявшей актуальности и в настоящее время. В связи с чем ей неоднократно уделялось внимание авторов производящих исследования в рассматриваемой сфере. Представляется интересным мнение Степанова А.В., который, исследуя эту проблему, считает, что ее решением может служить «…организация органами внутренних дел на контрактной (возмездной) основе за счет средств МВД домашних дежурств, особенно в вечернее и ночное время, гидов – переводчиков, преподавателей языковых кафедр…, а также других специалистов, владеющих иностранными языками». Внедрение в правоприменительную практику указанных предложений автора способствовало бы решению рассматриваемой проблемы и в определенной степени оказало бы позитивное влияние на эффективность деятельности органов внутренних дел в данном направлении. В тоже время, необходимо отметить, что такой подход направлен на решение лишь части рассматриваемой проблемы, касающейся непосредственно самого перевода. К сожалению, он не может решить проблему в целом, так как не учитывает особенности культуры, традиций и ,как следствие, менталитета граждан тех или иных государств. Между тем, учет этих особенностей имеет решающее значение при работе с иностранцами. Прибывая на территорию России, как правило, они неохотно идут на общение с российскими государственными органами, решая свои текущие проблемы через целую сеть диаспор и землячеств. Нередко это сопровождается совершением противоправных действий как самими иностранцами, так и в отношении их, в том числе связанных с незаконной миграцией. Сложившееся положение существенно затрудняет деятельность органов внутренних дел по предупреждению и пресечению таких правонарушений, в том числе, осуществление административно – юрисдикционной деятельности. В частности, возникают трудности при установлении личности иностранных граждан; привлечению их к административной ответственности; выявлению причин и условий, способствовавших совершению, как административных правонарушений, что в соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях, так и преступлений и др.

В связи с чем в органах внутренних дел необходимо создание подразделений иностранных советников, формируемых из иностранных граждан, временно или постоянно проживающих на территории России и являющихся носителями языка и культуры соответствующего государства. Деятельность иностранных советников должна осуществляться на контрактной основе за счет средств МВД России и не носить государственно – служебный характер. При отборе кандидатов для работы иностранными советниками должны широко использоваться возможности диаспор и землячеств. Это позволит, с одной стороны, решить проблему круглосуточного использования при работе с иностранцами переводчиков, а с другой- улучшит информированность сотрудников органов внутренних дел об иностранных гражданах и вовлечет в процесс противодействия незаконной миграции и правонарушений с участием иностранцев сами землячества.

В связи с чем представляет интерес опыт Приморского края. В городе Уссурийске двумя российскими организациями с помощью привлечения финансовых средств китайских фирм, занимающихся приграничной торговлей был создан « Уссури – центр». Его территория разделена на пять секторов. Во главе каждого из них стоят этнические корейцы, знающие китайский язык. Сектора обладают управленческой самостоятельностью и специализируются на связях с определенными китайскими городами (Суйфеньхе, Хэйхе, Муданьцзян и другими) и фирмами. Они участвуют в сборе налогов, оказывают помощь паспортно – визовой службе в выявлении нарушителей установленного порядка пребывания на территории России, участвуют в выявлении и пресечении и раскрытии преступлений. Значимость для правоприменительной практики использования иностранных советников из числа иностранцев, входящих в соответствующие диаспоры и землячества, подтверждается и результатами опроса сотрудников ОВД, проведенного в Дальневосточном федеральном округе, осуществляющих деятельность в рассматриваемой сфере. На вопрос «Существует ли на ваш взгляд необходимость в привлечении к сотрудничеству в качестве специалистов – переводчиков временно и постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан?» были даны следующие варианты ответов:

1. Да такая необходимость существует – 52%

2. Нет, в этом нет необходимости – 39%

3. Затрудняюсь ответить – 9%

Кроме того, вышеуказанным сотрудникам был задан вопрос « Как Вы оцениваете возможность использования иностранных диаспор и землячеств в обеспечении правопорядка и режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации?». От респондентов были получены следующие варианты ответов:

1. Привлечение иностранных диаспор и землячеств позволит повысить эффективность работы органов внутренних дел с иностранными гражданами – 56 %

2. Привлечение иностранных диаспор и землячеств не окажет положительного влияния на результаты работы органов внутренних дел в этом направлении – 38%

3. Затрудняюсь ответить - 6%

Результаты проведенного опроса позволяют сделать вывод, что большинство сотрудников органов внутренних дел, принимающих участие в обеспечении правопорядка и режима пребывания иностранных граждан на территории Дальневосточном федеральном округе (52 %), поддерживают предложение о создании в органах внутренних дел подразделений иностранных советников. При этом 56 % опрошенных признали, что привлечение иностранных диаспор и землячеств для работы в данном направлении, окажет позитивное воздействие на результаты деятельности органов внутренних дел.

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, можно сделать ряд выводов:

1. Компетенция органа государственного управления, в том числе органа внутренних дел, - это совокупность, установленных в нормативно - правовых актах его прав и обязанностей, направленных на реализацию им своих задач и функций в определенной сфере государственного управления.

2. По своей сущности, административная деятельность органов внутренних дел, в рассматриваемой сфере, является деятельностью многих аппаратов и служб и включает в себя охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, в местах пребывания иностранцев; обеспечение безопасности дорожного движения, а также совершение иных правоохранительных и регулятивных действий, направленных на обеспечение контроля за соблюдением правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства.

3. Содержание административной деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и режима пребывания иностранцев включает, с одной стороны, решение внутриорганизационных задач – подбор, расстановку и обучение кадров, выработку решений по обеспечению правопорядка и режима пребывания иностранных граждан в РФ, а также организацию практического выполнения этих решений, осуществление функций контроля и т.д. (внутренняя административная деятельность), с другой - повседневную и непосредственную охрану общественного порядка в указанных местах, предупреждение и пресечение правонарушений среди иностранных и российских граждан, а также лиц без гражданства, их регистрацию, контроль за соблюдением этой категории лиц правил пребывания на территории страны и т.д. (внешняя административная деятельность).

4. Одним из основных направлений внутриорганизационной деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере является подготовка квалифицированных специалистов. Однако в учебных заведениях МВД России вопросам обеспечения правопорядка и режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации не уделяется достаточного внимания. Следствием чего является недостаточная подготовка сотрудников органов внутренних дел, выпускаемых из учебных заведений МВД России, для решения задач противодействия незаконной миграции в современных условиях. Решению этой проблемы способствовало бы введение в программу обучения специалистов системы МВД России, обучающихся по специальностям 021100 – юриспруденция и 023100 – правоохранительная деятельность, специального курса «Деятельность органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации».

5. Внешняя административная деятельность органов внутренних дел в рассматриваемой сфере состоит из следующих этапов:

- контроль за соблюдением миграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства при въезде в Российскую федерацию;

- регистрация и документирование иностранных граждан при въезде и пребывании на территории нашей страны;

- осуществление контроля за иностранными гражданами по месту их пребывания (проживания), работы или учебы;

- контроль за законностью и обеспечение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы;

- обеспечение безопасности дорожного движения и контроль за иностранными гражданами при их передвижении по автомобильным дорогам в России;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в местах пребывания (проживания) иностранных граждан;

- депортация или выдворение иностранных граждан за пределы Российской Федерации.

6. В целях определения места и роли Федеральной пограничной службы ФСБ России в системе государственных органов, осуществляющих иммиграционный контроль, представляется необходимым дополнить Положение «О Федеральной миграционной службе» указанием на то, что в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществление иммиграционного контроля возглавляет Федеральная миграционная служба. Должностные лица органов пограничного контроля, участвуя в осуществлении иммиграционного контроля, подчиняются начальникам постов иммиграционного контроля и указаниям Федеральной миграционной службы МВД России.

7. Представляется, необходимым ввести обязательное участие сотрудников паспортно – визовой службы в подготовке и проведении инструктажа сотрудников ППСМ, заступающих на службу по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в местах пребывания иностранных граждан. Где, помимо изучения норм законодательства о правовом положении иностранных граждан, должно осуществляться обучение сотрудников методам работы с иностранцами, особенностям применения в отношении них мер административного принуждения, осуществлять решение практических задач с учетом складывающихся в процессе несения службы ситуаций.

8. Делается вывод о том, что ГИБДД является одной из ведущих служб милиции общественной безопасности, участвующих в обеспечении правопорядка и режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. В связи с чем выделяются следующие основные направления деятельности ГИБДД в рассматриваемой сфере:

- надзор за дорожным движением в местах пребывания иностранных граждан;

- регистрация и учет автотранспортных средств и прицепов к ним, в том числе принадлежащих или управляемых иностранными гражданами;

- надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, в том числе принадлежащих или управляемых иностранными гражданами;

- выдача и замена водительских удостоверений иностранным гражданам и лицам без гражданства;

- участие в пропаганде правил дорожного движения в местах пребывания иностранных граждан.

9. Проведенные исследования позволяют сформулировать ряд выводов относительно проблем, оказывающих отрицательное влияние на деятельность органов внутренних дел в рассматриваемом направлении и предложить предполагаемые пути их решения. Среди таких проблем выделяются:

- слабое знание сотрудниками нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере.

- недостаточное количество сотрудников, участвующих в обеспечении режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, имеющих профессиональное - юридическое образование.

- отсутствие возможности оперативно получать информацию об иностранных гражданах в процессе несения службы, особенно в сельской местности;

недостаточная правовая урегулированность административной ответственности и порядка применения мер административного принуждения в отношении иностранных граждан, допускающих нарушения режима пребывания в Российской Федерации.

- отсутствие необходимого количества переводчиков, а также специалистов – носителей культуры и традиций тех стран, из которых прибывают иностранные граждане и лица без гражданства. В связи с чем представляется необходимым создать подразделение иностранных советников.

 

Автор: Горбунов В.Ю.