15.05.2012 10713

Направления реализации принципа толерантности в образовании

 

В последние годы философские и социальные исследования фиксируют тенденцию понижения качества человека, особенно его нравственной устойчивости, способности к выживаемости, культурного обустройства собственной жизни. «Отмечается повышение уровня тревожности, агрессии молодежи». Е. Бондаревская отмечает, что в образовательной среде стали массовыми явления дезадаптации и деиндивидуализации личности, «такое положение дел не может быть объяснено только снижением качества образовательной деятельности. Оно обусловлено трудностями социально - экономической ситуации, отсутствием финансирования, политической нестабильностью, локальными непрекращающимися войнами, межнациональными конфликтами, разрушением поликультурной сферы, общей атмосферой без духовности жизни большинства населения страны». Самые разнообразные источники интолерантности порождают сегодня в нашем обществе насилие, жестокость и отчуждение. Поэтому воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если хотим сохранить страну, общество, человека и «человеческое в человеке».

Институт образования во всем многообразии его организационных форм занимает особое место в формировании сознания и поведения человека. Влияние образования на состояние толерантности в обществе весьма многообразно и имеет системный характер. Можно указать в этой связи на то, что образование как фактор социализации личности создает условия для формирования обеих сторон толерантного сознания и поведения: терпимости и согласия.

В законе РФ «Об образовании» записано, что «содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать, адекватный мировому, уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор, обращаясь к людям, ответственным за образование, выделил принципы обучения и воспитания подрастающего поколения в духе терпимости:

- воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;

- обучение пониманию отказа от насилия, использованию мирных средств, для разрешения разногласий и конфликтов;

- привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, которые базируются на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных, культурных и социальных контекстах.

«Образование сегодня представляется той сферой, в которой помимо культурной и профессиональной подготовки молодого поколения обеспечивается в решающей степени формирование жизненной позиции и ценностных ориентиров личности. От того, какие ценности лежат в основе образования, зависит, будет ли сформировано толерантное сознание и поведение, или же наоборот, - атолерантное, конфликтогенное. Образование, таким образом, может выступать генератором, как толерантности, так и конфликтов».

Особая роль отводится системе образования потому что: - «во-первых, образование осталось ведущим элементом общественной гуманистической практики. Благодаря всеобщности системы образования, оно является стержнем, вокруг которого, так или иначе, воссоздается общественное самосознание. Во-вторых, образование несет в себе потенциал развития - результат внутреннего устройства, а не внешнего влияния. В-третьих, будучи включенным, в различные системы и отношения, образование является поликультурным пространством, местом встреч разных этносов. Поэтому от того, какие содержательные идеи и ценности заложены в образовательные программы, зависит способность любого общества бесконфликтно интегрироваться в мировое культурное пространство». Подобная же точка зрения высказана Н.П. Медведевым. «Образование сегодня представляется той сферой, в которой помимо общекультурной и профессиональной подготовки молодого поколения обеспечивается в решающей степени формирование жизненной позиции ценностных ориентиров личности».

В то же время образовательные учреждения на современном этапе недостаточно хорошо выполняют свои функции. Гуманизация и гуманитаризация все еще остаются не воплотившимися в практике российского образования.

Об этой проблеме высказываются известные ученые С.И. Гессен Н.А. Василенко.

Несмотря на трудности у системы образования имеются большие возможностями в формировании духовно-нравственных ориентиров молодежи. «Возможности образования в формировании высокого уровня согласия достаточно велики. Здесь имеются возможности для формирования той стороны толерантности, которая выражается во внутреннем настрое на достижение согласия при решении всех вопросов, в готовности пойти на компромисс, цивилизованно решать все спорные вопросы. И хотя в образовательной среде присутствует некоторый налет корпоративизма, все же доброжелательность и взаимная поддержка - это черты сознания и поведения, формирующие общую жизненную позицию личности, полностью соответствующую целям социализации, достигаемым через социальный институт образования». «Внимание к проблеме толерантности, в конечном счете, есть забота об общественном согласии, а также о высоком качестве образования, которое само служит фактором социального согласия и устойчивого развития общества».

В то же время путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Культура толерантности приближает педагога к пониманию уникальности ребенка. Важно и то, что информация о ребенке рассматривается с точки зрения толерантности не как законченная, а как постоянно развивающаяся, которая каждый раз создается, а не воспроизводится по раз и навсегда заданному образцу.

В этой связи герменевтическое образование совершенствует контекст восприятия мира и тем самым подготавливает новое, более глубокое понимание. В современной научной литературе подчеркивается, что именно с помощью понимания удается за внешними проявлениями человека «увидеть невидимое»: субъективные смыслы, ценности, отношения, переживания, чувства. Естественно, что многие из этих сущностей имеют иррациональную природу и потому не могут быть познаны только рациональным путем. В силу этого герменевтика включает две группы методов понимания:

- Методы интерпретации (герменевтика в узком смысле). Строгой методики здесь нет, но есть герменевтические принципы, т.е. принципы ориентации на аутентичный смысл интерпретируемого содержания. Имеется в виду, что при интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл. Важно следовать принципу «герменевтического круга», суть которого выражается формулой «единство целого проясняется через постижение отдельных частей, а смысл каждой части постигается в контексте целого».

- Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, соучастное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.

Герменевтическая педагогика способствует пониманию себя, другого, других, принятию всех, как себя, а себя, как всех, без чего не возможно воспитание толерантности, а значит и нормальная человеческая коммуникация. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) - М.М. Бахтин, к пониманию через со мышление - В.Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию. Мы стоим на той позиции, которая базируется на принципах педагогики толерантности, понимания, со-ощущения, сопереживания, со-мышления, сочувстствия, содействия. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, не директивен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Обобщая сказанное, можно заключить, что толерантно ориентированное образование обладает смыслообразующим потенциалом, философско - дидактическим смыслом, в нем актуализируется и выражается специфика понимания мира и себя в этом мире.

Можно сказать, что философское понимание человека, формирует новые смыслы, задает новые ориентиры в трактовке человека, может стать и становится ядром для педагогического понимания человека. Ведь различные философско-антропологические концепции человека сходятся в одном - в понимании человека как открытого существа, как существа, которое постоянно и заново определяет себя. Человек - существо, которое не только дано, но дано лишь постольку, поскольку оно становится, поскольку человек сам себя созидает. Поэтому его действия, рассмотренные под углом зрения самоосуществления (т.е. под собственно антропологическим углом зрения), оказываются одновременно и педагогически значимыми действиями. «Самоосуществление человека в его деятельности - это образование личности в мире культуры, создаваемой людьми в совместных действиях и взаимных коммуникациях». М. Ландман отмечает, что человек в своих действиях, нравах и нормах поведения зависим от собственного самоистолкования и самопонимания. Нормы поведения не обезличены, они становятся интериоризированными нормами, внутренними ориентирами человеческой субъективности. Поведение человека мотивировано теми смыслами, которые он придает тем или иным актам. Это - осмысленные акты. Тем самым М. Ландман решительно подчеркивает значимость воспитания и образования - ведь самопонимание является их результатом. Поэтому М. Ландман определяет человека как существо, создающееся в ходе воспитания и образования. Образ собственного «Я» и «Другого» неразрывно связан с мировоззрением, с той картиной мира, которая формируется в культуре.

Проблемы человека, приобретающие сегодня чрезвычайную значимость, связанны, прежде всего, с раскрытием личностного начала. Своеобразным способом улавливания, раскрытия личностного начала человека является реализация феномена образования через реализацию толерантности к уникальным особенностям ребенка в воспитательно-образовательном процессе. Под образованием в данном контексте понимается единение личностного начала в индивиде с его естественно-природной выраженностью. Благодаря этому осуществляется становление нового человека. Образование - это способ гармонической соотнесенности природного и духовного начал в человеке. И в таком своем понимании образование вполне философски насыщено. При этом предназначение феномена образования заключается в становлении собственно личностного начала, характеризуемого как творчество в том смысле, в каком о нем говорил Н.А. Бердяев: «Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы». В этом аспекте имеется в виду, что творческому развитию индивида предшествует проблема выбора им своего жизненного самовыражения.

Э. Мунье утверждает, что невозможно достичь сообщества, игнорируя личность, основать сообщество на чем-либо ином, кроме прочно утвердившихся личностей. Мы следует за Я, или, точнее, поскольку они не возникают отдельно друг от друга, Мы вытекает из Я; Мы не может предшествовать Я. Мы как духовная реальность, являющаяся результатом Я, возникает не из стирания личностей, а из их осуществления. Только посредством самоуглубления личность получает способность предчувствовать и желать другого. Постижение личности происходит индивидуально, вот почему опыт сообщества - опыт ближнего.

Личность формируется как таковая, только, когда ощущает внутреннее стремление к самореализации, к ценностям, которые превосходят ее. Мы начинает становиться общностным, лишь когда, каждый из его членов открывает для себя другого как личность. Мы реализует себя как сообщество лишь с того момента, когда каждая из особенных личностей заботится в первую очередь о том, чтобы подняться над собой во имя особенных ценностей ее собственного призвания и сама начинает возвышаться вместе с каждой из них.

Такое сообщество образуется лишь путем движения от ближнего к ближнему, формируется вокруг каждой личности как ядра, которое тут же упрочивает свою прочность и как бы подгнивает, если хотя бы одна из личностей перестает воздействовать на все сообщество.

Поэтому обучение жизни в сообществе - это обучение восприятию ближнего как личности в его отношении к моей личности, что было когда-то удачно, названо обучением общению с Ты. Другой превращается в элемент сообщества с того момента, когда становится для какой-то другой личности второй личностью, то есть когда он желаем ею как первая личность во взаимоотношениях с нею. Философия третьего лица называется пантеизмом, или философией чистой имманентности. В персоналистском сообществе имманентность является взаимопроникновением личностей, которые продолжают оставаться Я и Ты она всегда предполагает и некоторую разделенность, уединенность, сохранение индивидуальности каждого.

Совершенно очевидно, что личность как творческое образование формируется вполне самостоятельно. Ибо в противном случае она осуществляется под воздействием извне, а это выводит нас за пределы поставленной проблемы толерантности и не может иметь ничего общего со становлением самостоятельной, объемно-выраженной личности, рассматриваемой как «человеческая конструкция самосозидания». Философия образования позволяет нам с наибольшей полнотой раскрыть внутренний мир человека как воплощенную духовность и, следовательно, открыть перспективу сближения естественно выраженного (природно - данного) в человеке с духовностью. И, если мы говорим о начавшемся новом столетии как эпохе развертывающейся толерантности, то условием предстоящего человеческого благополучия является осуществление каждым из нас указанного сближения. Образование должно быть направлено на формирование индивидуальности человека, должно способствовать его самосознанию и самодеятельности, а с другой - должно преследовать цель формирования человека, умеющего и желающего жить с другими людьми, т.е. воспитывать в человеке гуманистические идеалы и нормы.

По убеждению М. Липмана оптимальной базой развития толерантности является программа «обучения с целью уменьшения насилия и развития миролюбия»: «Человек с раннего детства осознал важность увязывания действий с их обоснованием в виде аргументов и, значит, он предрасположен к разумности. Уважение к другим точкам зрения, терпимость к мнению другого, приверженность, рациональность эти качества личности (М. Липман называет их «интеллектуальные добродетели») - являются составляющей частью морального характера любого человека, т.е. подчеркивается тем самым рациональная сущность толерантности».

По мнению Т.В. Болотиной обучение правам человека должно носить непрерывный характер, начиная с дошкольного образования. В современной системе обучения и воспитания необходимы курсы, разъясняющие природу прав человека и формы проявления нетерпимости. Она считает, что обучение правам человека предусматривает воспитание человеческого достоинства, формирование межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения и солидарности; воспитание понимания неразрывной связи прав человека и поддержания мира на планете.

Под формированием толерантности в образовательном процессе, подразумевается создание педагогом условий, необходимых для ее формирования. В этой связи было введено понятие - толерантное пространство, под которым понимается единство всех субъектов учебного и воспитательного процесса, формы организации их отношений, построенных на принципах «педагогики толерантности» и являющихся ведущим компонентом педагогической этики и основой гуманистического воспитания. Разработку понятия «педагогической толерантности», под которым понимается владение умениями и навыками толерантного взаимодействия и установку на толерантность в процессе осуществления педагогической деятельности находим в исследовательской работе П.Ф. Комогорова. По его мнению «В качестве целей педагогики толерантности выступают:

- передача знаний о толерантности через обучение, формирование умений и навыков толерантного взаимодействия с другими;

- формирование толерантности в качестве одной из важнейших ценностей в личной системе ценностей обучаемого (через воспитание путем развития потребности и способности к выбору), и на этой основе, мотивов толерантного поведения и установки на толерантность».

Гуманистическое педагогическое взаимодействие - это всегда взаимодействие диалогическое, творческое, личностное индивидуализированное, способствующее формированию толерантного образовательного пространства. «Учебный процесс, таким образом, выглядит даже не как диалог между культурами учителя и ученика, а как полилог внутри мультикультурного пространства».

Мультикультурное образование выступает против замалчивания «неудобных» вопросов, когда такие темы, как сексуальность, возрастная дискриминация, межэтнические конфликты, положительные аспекты религии, не принято обсуждать в школе. Обсуждение острых вопросов становится шагом в сторону гражданского самосознания, к основным чертам которого можно отнести:

- толерантность взглядов и суждений людей;

- признание и развитие культурного плюрализма в обществе;

- равные права, обязанности и возможности для всех граждан;

- эффективное участие всех и каждого в принятии всех решений, касающихся жизни человека в обществе;

- справедливость для всех, а не только избранных;

- свобода выбора;

- уважение решений большинства при защите прав меньшинства;

- уважение права человека на культурную самостоятельность. Ключом к гражданскому самосознанию в демократическом обществе является толерантность. Культура толерантности представляет собой неотъемлемую часть общей культуры личности в любом современном мегаполисе. В соответствии с декларацией принципов толерантности, которая была принята ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность рассматривается как ценность и социальная норма гражданского общества.

«Через систему организации образования имеется возможность целенаправленного формирования той стороны толерантного сознания и поведения, которая связана с воспитанием внутреннего настроя на достижение согласия при решении всех вопросов, чреватых обострением различного рода противоречий между учащимися». «Образование является тем социальным институтом, через который может происходить осознанное формирование толерантного сознания и поведения учащихся, как через систему воспитательной работы, так и через содержание учебных планов общего среднего и высшего профессионального образования».

В качестве индикаторов, позволяющих выявить характер и уровень толерантности в сфере образования, могут выступать:

- содержание образовательных программ профессиональной и обще гуманитарной подготовки;

- наличие или отсутствие в программах дисциплин социально - гуманитарного блока;

- оптимального сочетания национально-патриотических и общечеловеческих аспектов;

- наличие или отсутствие в программах и учебниках взвешенных оценок происходящих в мире социальных, экономических, и политических процессов (типа глобализации, модернизации);

- наличие или отсутствие общей методологии, определяющей ценностные основания, стратегию;

- принципы организации национального образования;

- степень соответствия постановки образования национальным интересам личности, интересам государства».

Главная роль в сложном процессе формирования «человека культуры» отводится педагогу.

Труд педагога - это сложнейшая психологическая реальность, представляющая многомерное пространство, состоящее из трех и педагогического взаимосвязанных пространств: личности учителя, педагогической деятельности общения. Эти три пространства объединены единой глобальной задачей развития личности учащихся. Вместе с тем они не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируют друг друга. Они вступают в сложные диалектические отношения, при этом каждое пространство в процессе труда учителя выступает то предпосылкой, то средством, то результатом.

В профессиональном поведении учителя, в том, как он общается с учащимися, коллегами, родителями учеников отражается активно освоенное им культурное наследие и сложившаяся на этой основе его система педагогических, социальных, нравственных, интеллектуальных ценностей. Это проявляется в понимании целей общения, в оценке ситуации, в выборе конкретных способов профессионального поведения, тех или иных педагогических методик и технологий, а также в личностной, индивидуальной позиции в конкретной педагогической ситуации. Можно иметь знания о целях, способах, методиках обучения, нравственно-психологических сторонах педагогической деятельности, содержании преподаваемого предмета. Такие знания могу быть пассивно освоенным культурным наследием. Активное их освоение предполагает ценностный подход к ним, то есть соединение знаний с определенной системой своих профессиональных и личностных смыслов.

Способность к профессиональной рефлексии - осознанию смысла собственного профессионального поведения - предполагает понимание сущности образования как культурного явления в его историческом развитии. Образование как механизм, транслирующий и воспроизводящий культуру динамично, характеризуется сменой ценностей, методов, способов присвоения и порождения культурных смыслов, то есть то, что и принято называть сменой образовательных парадигм. Компетентность педагога как его способность и готовность решать профессиональные задачи на достойном уровне требует не только знания своего предмета, (в этом плане выражение «он - хороший предметник» сегодня звучит сомнительным комплиментом учителю), но и понимания того, что собой представляет образование в его культурном, цивилизационном и социальном смыслах. Если рассматривать образование как подготовку будущего специалиста, то выстраивается один тип педагогической деятельности и вполне определенное, функциональное отношение к учащимся. Если понимать под образованием способ включения человека в культуру и форму его самореализации, то это требует принципиально иных критериев его оценивания, а, кроме того, отбрасывания комплекса непогрешимости в знаниях и поведении учителя. Таким образом, основой нравственной позиции в профессиональной деятельности учителя выступает система его профессиональных ценностей. А последняя формируется на основе определенного представления об образовании в целом.

Интолерантность учителя приводит к конфронтации с учеником, ставит барьер в общении с ним и таким путем делает невозможным решение не только воспитательных, но и учебных задач. Учительская интолерантность влечет за собой: во-первых, дисгармонию личности, ситуацию постоянного дискомфорта; во-вторых, искаженное восприятие окружающей действительности посредством неадекватного осмысления собственного опыта; в-третьих, ведет к общему негативизму ожиданий и оценок, относящихся к различным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны. Все это в совокупности приводит к необходимости рассматривать толерантность уже не просто как личностное качество педагога, а как определенное требование к нему, как принцип его деятельности.

Возникает вопрос, как сформировать способность учителя к толерантному отношению к своим ученикам.

«В педагогической деятельности всегда, совместное действие требует от всех участников не только принципиального равенства, творческого подхода к решению профессиональных задач, но и способности подняться над своим безразличием и снисходительностью к тем, с кем в силу характера своей работы приходится иметь дело».

Быть толерантным в педагогической среде означает не только победить свою неприязнь к «другому», но и быть чутким и внимательным, доброжелательным по отношению ко всем окружающим. Поэтому понимание толерантности, как этического феномена, следует дополнить такой особенностью, как «преодоление индифферентности, безразличия к «другому», не сводя ее к необходимости преодоления чувства явного неприятия».

Педагог представляет собой главное содержание и средство процесса педагогического взаимодействия. От личностного потенциала педагога, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов, мировоззрения умения организовать сотрудничество на уроке зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности.

Творческое использование принципа толерантности в процессе обучения является залогом эффективности образования.

Определим основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности:

- согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, считаем необходимым создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде:

- в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом);

- образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело - черных цветах), национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства, позитивные черты характера);

- образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах;

- образовательная стратегия должна способствовать созданию благоприятного микрокосма культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищено и способен к открытому взаимодействию с миром.

Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии позволяет выполнение педагогами следующих принципов:

- в течение жизни личность развивает в себе социальные качества, определяющие ее принадлежность к виду «homo sapiens», поэтому ребенка нужно обучать культуре мира (общечеловеческим законам бытия), опираясь на естественную природу ребенка, чтобы не нарушить хрупкий мир детства;

- ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт;

- опора на позитивный социально-культурный опыт этноса - важнейший принцип образовательной стратегии;

- принцип межнационального общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп;

- принцип самоценности ребенка предполагает принятие ребенка таким, какой он есть;

- ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы («социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является основополагающим;

- принцип «социального урока» предполагает активизацию детей в поиске решений проблемы детской агрессии (ребенок оказывается в позиции обиженного, отвергнутого или ставится в позицию агрессора и пытается решить проблему).

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. В качестве средств формирования толерантности выступает передача знаний о толерантности через обучение. При этом в образовательном процессе «следует ориентироваться не столько на понятие, сколько на тему толерантности, а сама по себе эта тема предполагает установку на длительную перспективу». Необходимо также формирование умений и навыков толерантного взаимодействия с другими, а так же формирование толерантности в качестве одной из важнейших ценностей в личной системе ценностей обучаемого через развитие потребности и способности к выбору, и на этой основе, мотивов толерантного поведения и установки на толерантность. Последняя представляет собой:

- настроенность индивида на готовность к равноправному диалогу с другим человеком;

- критическому восприятию явлений окружающей действительности;

- к целостному восприятию «другого» с осознанием и принятием его отличительных характеристик, как проявления его индивидуальности и неповторимости;

- готовности к компромиссу и готовности частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта в ситуациях столкновения двух индивидов, отличающихся друг от друга по своему статусу (половому, возрастному, профессиональному).

Важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. «Это - центральная ценность во всех теориях прав человека и во всех международных стандартах прав человека; это - главный мотив для осуществления усилий по достижению мира и главный стимул для установления демократических форм правления; это - полная противоположность нетерпимости».

В.А. Тишков в развитии толерантности выделяет ряд задач:

- научить анализировать местные ситуации, обстановку в собственном учебном заведении, семье, классе;

- выработать способности самоанализа;

- предложить общие и конкретные меры, приемы реагирования на нетерпимость и на пути ее устранения или нейтрализацию.

- формирование толерантности должно основываться на таких приемах, как:

- сообщение теоретических сведений о сущности данного явления, дискуссионные формы работы,

- конструирование и анализ жизненных и педагогических ситуаций,

- анализ материалов художественной литературы, кинофильмов и других видов искусства,

- ролевые игры.

Если первые из перечисленных приемов направлены на сообщение обучающимся знаний о предмете, то последний способствует развитию практических умений, толерантного отношения и взаимодействия. Толерантность входит в структуру взаимодействия и является главным условием его успеха.

Анализируя социальные аспекты толерантности, можно отметить, что принцип толерантности в образовательном процессе необходимо применять творчески. Творческое использование принципа толерантности в процессе обучения является залогом эффективности образования. Е. Бондаревская, М.Г. Тайчинов считают необходимым для педагога в образовательном процессе:

- осознать, что его воспринимают как образец для подражания;

- создать условия для конструктивной совместной активности участников образовательного процесса;

- поощрять творческие подходы к решению проблемы;

- создать условия для личностных достижений;

- ценить культурное разнообразие и создавать условия для признания культурных различий и их проявления в жизни;

- содействовать вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;

- учить мыслить критически и уметь ценить позиции других;

- при этом четко формулировать собственную позицию в отношении спорных вопросов.

На наш взгляд, основными направлениями в формировании толерантности в сфере образования должны стать:

- инициирование и активная поддержка идеи диалога культур и диалога религий с ориентацией на все возрастающую детализацию взаимодействующих компонентов культуры и их интеграцию в целостном культурном пространстве цивилизации;

- инициирование теории и практики на уровне своей специфической аргументации постепенного совмещения и унификации различных политических доктрин, интеграция которых способствует мирному сосуществованию различных государств, стран и народов, неприятие силовых методов решения межгосударственных и внутригосударственных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов;

- инициация сферой образования развития человеческих контактов с акцентом внимания на активных формах взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах человеческой деятельности (туризм, спорт, досуг, искусство и т.п.);

- инициация системой образования международных научно- исследовательских проектов и технологических разработок, направленных на решение глобальных обще цивилизационных проблем;

- инициация системы образования разработки подлинно гуманных законов и правовых норм, регулирующих толерантные взаимоотношения на индивидуальном, общественном и межгосударственном уровне;

- инициация поиска системой образования инвариантных образовательных идеалов и ценностей на всех ступенях обучения, воспитания и развития человека, систематического изучения, обобщения, оценки и распространения международного инновационного опыта в сфере образования.

Реализация выше перечисленных направлений толерантности в воспитательно-образовательном пространстве является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что для достижения целей толерантного развития личности обучающегося педагог должен обладать способностями толерантного взаимодействия на всех уровнях и во всех проявлениях толерантности.

Нужно учитывать, что педагог не формирует личность, ее знания, умения, качества, а создает условия, при которых учащийся включается в активную деятельность по достижению определенной цели, т.е. самосовершенствуется. Педагог должен создать условия для включения толерантности в личную систему ценностей обучающихся, опираясь на которую, учащийся в ходе разнообразной совместной деятельности с преподавателем, а также в ходе дальнейшего самовоспитания станет развивать у себя толерантность как личностное качества как:

- знания, умения и навыки толерантного отношения к окружающим;

- включение толерантности в личную систему ценностей обучающихся, и как результирующий итог, побуждающий к толерантному поведению в конкретной ситуации;

- установку на толерантность, опираясь на которую, учащийся в ходе разнообразной совместной деятельности с преподавателем, а также в ходе дальнейшего самовоспитания станет развивать у себя толерантность как личностное качество.

Толерантность в процессе интериоризации этических принципов общения становится одной из неотъемлемых характеристик индивида как личности именно при условии наличия сформированной установки на толерантность, включенности толерантности в индивидуальную систему ценностей учащихся.

Толерантность, включенная в комплекс целей процесса воспитания, выступает как личностное качество, подлежащее развитию не только в ходе обучения, воспитания, но и самообучения и самовоспитания. Но только сама личность в процессе самовоспитания и саморазвития может сформировать в себе толерантность.

Таким образом, воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной и важнейшей задачи сохранения «человеческого в человеке» для современного общества. Влияние образования на состояние толерантности в социуме весьма многообразно и, имея системный характер, обеспечивает в решающей степени формирование жизненной позиции и ценностных ориентиров личности.

Проблемы человека, приобретающие сегодня чрезвычайную значимость, связанны, прежде всего, с раскрытием личностного начала. Своеобразным способом его улавливания является реализация феномена образования через осуществление толерантности к уникальным особенностям ребенка в воспитательно-образовательном процессе. Философия образования в данном контексте позволяет нам с наибольшей полнотой раскрыть внутренний мир человека как воплощенную духовность и, следовательно, открыть перспективу сближения естественно выраженного (природноданного) в человеке с духовностью. Условием реализации принципов толерантности в образовательном процессе является стремление педагога к осуществлению данного сближения.

Образование должно быть направлено на формирование индивидуальности человека, должно способствовать его самосознанию и самодеятельности, а с другой - должно преследовать цель формирования человека, умеющего и желающего жить с другими людьми, т.е. воспитывать в человеке гуманистические идеалы и нормы. При этом в воспитании толерантности необходимо уловить диалектическое противоречие, ей присущее: толерантность - это не только принятие Другого, но и отрицание Другого. Иными словами, толерантность - это диалектика принятия и отрицания, причем таким образом, что одно предполагает другое, по крайней мере, частично. Это диалектическое противоречие толерантности в то же время трудно схватывается, а потому толерантность чаще всего понимается как бесконфликтное принятие «Другого», предполагающее только любовь и симпатию.

 

АВТОР: Головатая Л.В.