18.05.2012 9626

Функции понятия Бога в декартовом философском учении

 

Понятие Бога выполняет в системе Декарта несколько различных функций; поскольку оно вообще, как правило, понимается, как обосновывающее все остальные понятия, то оно может выполнять следующие функции: онтологическую (Бог как высшая реальность, основание бытия), эпистемологическую (Бог как основание познания), аксиологическую (Бог как основание ценностей, например, этических). Доказав бытие Бога, Декарт осуществляет дальнейший анализ его атрибутов.

1. Онтологическая функция Бога.

В обще онтологическом плане эта функция проявляется следующим образом. Бог понимается Декартом как высшая реальность. Доказательства бытия Бога подтверждают, что Бог существует, а поэтому не только все последующие шаги познания и полученные в их результате идеи оказываются абсолютно достоверными, но все те предметы, которые этим идеям соответствуют, также оказываются существующими. При анализе атрибутов Бога доказывается не только истинность идей, но и существование соответствующих им телесных вещей. «Поскольку Бог не обманщик, совершенно ясно, что он непосредственно посылает мне эти идеи, и что он не пользуется даже посредничеством какой-либо твари... Итак, телесные вещи существуют».

Эта онтологическая функция понятия Бога получает свое применение в области космологии (физики). Закономерным образом, чтобы вещи могли существовать, Бог становится устроителем мира. Он творит материю в форме первоначального хаоса (частицы «огня», «воздуха» и «земли», приведены здесь в порядке от более тонких к более грубым), сообщает ей первоначальный импульс движения, (определенное количество последнего) и устанавливает законы движения, то есть изменения ее частей, согласно которым движение тел определяется только их пространственными взаимодействиями (в основном столкновениями) и массой. Под действием этих законов сама материя приходит к упорядоченному состоянию. После же окончания процесса сотворения мира неизменный Бог лишь гарантирует непреложность выполнения установленных им порядка и законов механических процессов, в том числе количества движения, сообщенного первоначально, и тем самым сохраняет мир. В «Рассуждении о методе» Декарт пишет, что «...действие, при помощи которого он (Бог. - А.З.) его (мир. - А.З.) теперь сохраняет, является таким же, как то, посредством которого он его создал». Такое действие Бог осуществляет постоянно, прекращение его автоматически повлекло бы за собой уничтожение мира. Таким образом, Декартов Бог в учении о материальном мире в принципе деистичен (в широком смысле этого слова): выполнив свои задачи по сотворению мира, конституированию его законов и «первоначальному толчку» (будем считать все это первым применением онтологической функции - деистической функцией понятия Бога в философии Декарта), он более не вмешивается в ход физических процессов.

Декарт был представителем философского креационизма деистического типа. Креационизм его философии применяется очень ограниченно (Бог сообщает миру только материю и принцип движения); возможно одним из следствий этого было то, что у Декарта один-единственный раз встречается высказывание, которое можно истолковать в пантеистическом духе. Впрочем, Декарт не утверждает собственно тождества Бога и природы, а только познаваемость Бога через природу: «...ведь именно с помощью природы, взятой в ее целом, я познаю сейчас не что иное, как Бога или же установленную им связь товарных вещей...». Однако из этой фразы явствует, что Бог и связь (упорядоченность) природы познаются через посредство познания природы в одном и том же акте познания.

Далее, Декарт оговаривается, что из присутствия Бога в природе в качестве ее связи не следует его материальность. В письме Мору он писал: «...Бог протяжен с точки зрения мощи (potentia), т.е. что эта мощь выявляет себя или может выявить в протяженной вещи. При этом достоверно, что сущность Бога должна присутствовать всюду, чтобы мощь его могла там проявляться; но я отрицаю, что мощь эта существует там наподобие протяженной вещи...» Декарт сам видел в подобных своих утверждениях нечто, противоречащее общим принципам своей философии, поскольку утверждал, что хотя «двигательной силой здесь может быть сам Бог», однако «сила эта (движение.- А.З.) есть модус у сотворенной субстанции, но не у Бога», и из осторожности отказывался обсуждать эти вопросы, «дабы не показалось, что я одобряю мнение тех, кто рассматривает Бога как мировую душу, слитую воедино с материей». Декарт отрицает за собой приверженность пантеизму Джордано Бруно, поэтому, не рискуя назвать эту функцию Бога «пантеистической», мы здесь присваиваем ей название «натуралистической функции».

2. Эпистемологические функции понятия Бога.

«Первейший» из атрибутов Бога - «высочайшая правдивость», неспособность обманывать, гарантирующая сотворенному Богом человеку возможность отличать истинное от ложного и, следовательно, достоверность человеческого знания. В том числе истинность врожденных идей, вечных истин, которые на предыдущем этапе подлежали универсальному сомнению.

Итак, первая познавательная функция Декартова понятия Бога - интеллектуальная (когнитивная) функция, он обеспечивает достоверность человеческого (своего) знания и тем самым прочность Декартовой всеобъемлющей философской системы в целом. Необходимость такого обеспечения была вызвана тем, что Декарт, имея целью неопровержимое обоснование своей принципиально новой для того времени концепции, избрал методом ее реализации доказательство «от противного» - выдвижение в методологических целях тезиса о сомнительности всех человеческих познаний, а затем его опровержение. Понятие все совершенного и поэтому абсолютно «правдивого» Бога в декартовой системе как раз становится своеобразным связующим звеном между первым и последним, гарантией того, что все человеческое знание не исчезает во всеохватном сомнении. Сам Декарт весьма компактно охарактеризовал эту функцию своего понятия Бога в письме к Гендрику де-Руа от 24 мая 1640 г.: «Знание есть убежденность на том сильном основании, что его не может сокрушить никакой более сильный аргумент... Но таким знанием не обладает ни один из тех, кто не ведает Бога. У того же, кто однажды ясно понял аргументы, убеждающие в существовании Бога и в том, что он - не обманщик, останется истинное знание, а не только убежденность».

Интеллектуальная функция идеи Бога означает, в частности, гарантированную истинность математики. Так, в письме к Мерсенну от 15 апреля 1630 г. Декарт пишет: «математические истины, кои Вы именует вечными, были установлены Богом и полностью от него зависят». При применении к физике это означает, что абсолютная божественная правдивость обеспечивает достоверность знания и о том, что «есть телесные вещи, которые существуют». Их идеи человеку представляются не выдуманными, а действительными (а Бог, как уже установлено, не может допустить, чтобы человек обманывался). Различая виды достоверности, Декарт отличает от положений, признаваемых исходя из практической необходимости (а в действительности, возможно, неверных) безусловно, истинные положения, гарантированные Богом: «Другой вид достоверности получается тогда, когда мы думаем, что вещь не может быть иной, чем мы о ней судим. Такого рода уверенность основана на несомненном метафизическом положении, что Бог – все благий источник истины и что, раз мы созданы им, то способность отличать истинное от ложного, которую он нам даровал, не может вводить нас в заблуждение, если мы только правильно ею пользуемся, и она с очевидностью нам доказывает истинность чего-либо».

Интеллектуальная функция идеи Бога в медицине, физиологии и учении о душе обеспечивает истинность следующих видов знания. Сам человек испытывает чувства голода, страдания и т.д. Тем самым он ощущает свою зависимость от чего-либо внешнего относительно его самого. Бог гарантирует связь между человеческой душой и человеческим телом, и душа, опираясь на гарантированную им же способность познания «выносит суждение о том, что указанные ощущения проистекают не только из нее одной, поскольку она - вещь мыслящая, но также, поскольку она связана с какой-то иной протяженной вещью, движущейся благодаря расположению своих органов...».

Причина же человеческих заблуждений, по Декарту, - во-первых, аффекты тела, порождающие ложные идеи (что не может умалить правдивости Бога); во-вторых, попытки судить о каком-либо предмете, не зная его ясно и отчетливо, иначе говоря, то, что человеческая воля нередко оказывается шире разума. Если бы даже Бог соединил душу и тело в одну субстанцию, то «я уверен... что в абсолютном смысле этого слова я имею право называть их иными, ибо Бог дал мне способность постигать их в качестве таковых».

При этом важно не забывать, что успешное выполнение Декартовым понятием Бога этой функции абсолютного Гаранта достоверности возможно именно благодаря его абсолютному совершенству, превосходящему степень совершенства любого другого существа, в том числе человека. Поскольку же человеческая природа «чрезвычайно слаба и ограниченна» в сравнении с божественной, человеку в идее Бога раскрываются лишь некоторые атрибуты его всемогущества, в том числе абсолютная правдивость. Природа же Бога «наоборот, неизмерима, непостижима и бесконечна», она не может быть познана человеком. В связи с этим в Декартовой философии возникает ряд положений, которые не доказываются в строгом смысле этого слова, но обосновываются ссылкой на божественную непостижимость; эта ссылка служит Декарту достаточным основанием для принятия, защищенного с ее помощью положения в качестве «аксиомы». Здесь понятие Бога выполняет функцию ограничения области познания сферой его применимости.

В частности, применяя эту функцию в физике, Декарт утверждает бессмысленность телеологии, попыток постижения конечных (целевых) причин мироздания: «...мы погрешим, если... будем полагать, что силой нашего духа могут быть познаны цели, для которых Бог создал мир» поскольку «мы не должны позволять себе притязать на участие в его замыслах». Исследование же процесса сотворения мира, действующих причин мироздания картезианство допускает: «следует рассматривать, не для какой цели Бог создал каждую вещь, а лишь каким образом он пожелал ее создать». Конечные причины мира тем и отличаются от целевых, что их можно вполне постигнуть с помощью того, что постижимо в Боге: «... рассматривая его как действующую причину всех вещей, мы увидим, что именно откроет нам дарованный им естественный свет относительно тех атрибутов Бога, известное познание которых он пожелал нам дать - в отношении тех следствий, кои являют нам наши чувства.

В психофизиологии (учении о соотношении души и первоначально сообщенного тела, которое Декарт относил к медицине) предполагается, что человек имеет некоторые свойства связанные с существованием его в качестве» сочетания ума и тела». В «Страстях души» Декарт указывал промежуточные инстанций между физическим изменением тела и восприятием души («животные духи»). Мы можем только предположить, что здесь имеет место применение функции понятия Бога по ограничению области возможного познания.

В аксиологии, поскольку темы, относящиеся к ней, не занимали Декарта в сильной степени, мы встречаемся с понятием Бога гораздо реже. Впрочем, поскольку, если не в этике, то в рассуждениях близкого характера, у Декарта оказывается полезным подчинение страстей человеческому разуму. Так, Декарт упоминает о следующих правилах этики: «стремиться наилучшим образом... пользоваться своим умом с целью познать, как он должен и не должен поступать...»; «иметь твердую и постоянную решимость следовать всем советам своего разума, не позволяя отвращать себя от этого своим страстям и вожделениям». Однако это подчинение является невозможным без помощи Бога, который устанавливает согласование между душой и телом. Декарт сомневается, что с помощью одной лишь метафизики можно обосновать правильное религиозное (ценностное) отношение к Богу.

Таким образом, понятие Бога в философии Декарта играет решающую роль при обосновании основании других понятий. Бог действует как в метафизике (онтологический аспект: как источник существования, и эпистомологический: как источник познания). В метафизике же и физике Бог творит материю мира и задает порядок ее движения и изменения, обеспечивает познаваемость мира и одновременно ограничивает возможности познавания в отношении тех вопросов, ответ на которые мешал бы автономии мира от Бога. Также он выступает в роли гаранта математических истин. В психофизиологии (медицине) понятие Бога гарантирует взаимодействие мыслящей и протяженной субстанции. Эта же самая гарантия позволяет обеспечить осуществление принципов картезианской этики. Приведенная нами классификация функций Бога достаточно подробна для дальнейшего анализа.

 

АВТОР: Залетный А.А.