18.05.2012 17314

Основания информационного общества

 

Современные информационные и телекоммуникационные технологии, возрастание роли информации и знания в обществе породили не только разнообразные социальные эффекты, но привели к возникновению новых течений общественной мысли, известных под названием: постиндустриальная теория, концепция постмодернизма, концепция «технотронного общества», теория «общества знания», концепция информационального общества, концепция постэкономического общества, теория информационного общества.

Рассматривая историю возникновения природы информационного общества, В. Л. Иноземцев отмечает две особенности. Первая особенность состоит в том, что 70-80 г. XX в. являлись периодом, характеризовавшимся быстрым распространением технологических достижений и значительными успехами стран, которые не только производили, но и усваивали новую информацию и знания. В определенной мере идея информационного общества становилась в таком контексте инструментом обоснования возможности ускоренного «догоняющего» развития на основе замещения растущим потоком информации творческих возможностей личности.

Вторая особенность возникновения информационного общества в том, что в данном направлении прослеживается сильное влияние японских исследователей: Т. Умесао, И. Масуды, Т. Сакайи. Японский вариант концепции информационного общества разрабатывался, прежде всего, для решения задач экономического развития Японии. Это обстоятельство обусловило его в некотором смысле ограниченный и прикладной характер. Однако в 70 гг. XX в. происходит конвергенция двух почти одновременно нарождающихся идеологий - информационного общества и постиндустриализма. В целом концепция информационного общества, по мнению В.Л. Иноземцева, находится в русле направления европейской философии, в которой эволюция человечества рассматривается сквозь призму знания.

Как справедливо заметил Н. Н. Моисеев, «каждый, кто употребляет термин «информационное общество», понимает его по-своему». Теория информационного общества находится в самом начале своего становления, хотя первые работы, связанные с этой тематикой, появились в 60-70 гг. XX в. и носили не столько научный, сколько футурологический характер. Термин «информационное общество» по одним источникам, был использован в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, в котором утверждалось, что информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства ее распределения. В. JI. Иноземцев считает, что понятие «информационное общество» было введено в научный оборот в нач. 60 г. XX в. фактически одновременно в США и в Японии Ф. Махлуром и Т. Умесао. По данным И. Ю. Алексеевой, в достаточно отчетливом виде идея информационного общества была сформулирована в конце 60 - начале 70 г. XX в., а изобретение самого термина «информационное общество» приписывается Ю. Хаяши.

По мнению некоторых ученых, результатом информационной революции конца XX в. является становление общественного уклада, базирующегося на комплексном, многостороннем знании и неразрывно связанной с ним информации. При этом, строгое разграничение знания и информации, в контексте их социальной роли теряет смысл, так как они воспринимаются в качестве коэволюционных начал преображающейся цивилизации.

Информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития информационного общества. Различные организации используют информацию во все больших масштабах с целью повысить эффективность, стимулировать инновации, укрепить конкурентоспособность.

Информация становится предметом массового потребления у населения. Формируется рынок информации и знания как фактора производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала. Происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли. При этом движение к информационному обществу становится общей тенденцией для развитых и развивающихся стран.

Японский философ К. Кояма, исходя из того, что в мире началась «информационная революция», в 1969 г. выдвинул идею становления «информационного общества». В нем, как постулировал У. Мартин, информация выступает в качестве важного стимулятора перемен в обществе, формирует «информационное сознание». Кроме того, информация выступает в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавочной стоимости и занятости. Свобода информации ведет к политическим процессам, которые характеризуются растущим консенсусом в обществе. Возрастает культурная ценность информации в интересах развития человека и его социатьных образований.

Особенностью современной ситуации является также возрастание роли информации как результата двух параллельно развивающихся на протяжении всей истории человечества процессов - постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, и совершенствования технологии накопления и распространения информации.

Проблема информации в последние годы активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе в связи с развитием современных компьютерных технологий. Новизна предмета исследования, широкая применимость информационного подхода, многоаспектность самого феномена информации, сложность и противоречивость ее природы, многообразие сторон, свойств и внешних проявлений привлекли к ней самое пристальное внимание представителей различных естественных, технических, гуманитарных и общественных наук, в том числе социологов и философов. Это обусловило огромный рост публикаций в области теории информационного аспекта познания природы, общества.

В литературе по философским проблемам информации начало освоения наукой понятия «информация» как правило, связывают с работами Р. Хартли и К. Шеннона по проблемам инженерной коммуникации и связи. Вместе с тем, как утверждают ряд авторов, освоение наукой понятия «информация» началось значительно раньше в сфере социокультурного знания. Встречаются указания на использование представлений об информации как специфического средства познания уже в XIX в. в физике и в логико-семиотических построениях». Но, если по этому вопросу нет единой точки зрения, то никто не оспаривает того, что понятие «информация» первоначально функционировало как элемент языка повседневно-бытовой коммуникации. В отечественной литературе первые попытки систематического изучения понятия «информация» относятся к 20-30 гг. XX в. и связаны с теорией журналистики, в ней понятие «информации» понималось как описание фактов. В связи с развитием коммуникационных средств были предприняты первые попытки измерения количества информации с использованием вероятностных методов.

Влияние и определяющее значение информации в окружающем нас мире признается многими авторами. По мнению Р. Ф. Абдеева, информация превратилась в необычайно широкое понятие, «встав в один ряд с такими категориями, как материя и энергия, и продолжает раскрываться все шире и глубже». Ю. А. Нисневич считает, что понятие «информацию) относится к числу таких общефилософских категорий, как пространство, время, движение, энергия. Информация рассматривается им как уникальный ресурс, создаваемый самим обществом в процессе его жизнедеятельности.

Кроме того, в зависимости от области знания, в которой проводилось исследование, понятие информации имеет множество определений. Так Н. Винер полагал, что информация - это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему наших чувств.

К. Шеннон считал, что информация - это коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность. По Г. Кастлеру, информация есть случайно запоминаемый выбор варианта из многих возможных и равноправных. А. Д. Урсул определяет информацию как отраженное разнообразие.К 90 г. XX в. в материалистической литературе сложились две концепции трактовки понятия «информации» - атрибутивная, последователи которой считали информацию неотъемлемым свойством всех природных и социальных систем, и кибернетико-семиотическая концепция, представители которой рассматривают информацию в неразрывной связи с управлением и самоуправлением, с функционированием самоорганизующихся и самоуправляющихся систем. При этом существование информации в неживой природе не признается, так как, информация, по их мнению, возникает на уровне жизни и является видом активного, целесообразного отражения.

Н. Н. Сочеванов, с позиций биолокации, предполагает, что «информационная составляющая объективно присуща для всех разновидностей систем, начиная от микробов, всего живого мира и кончая неорганической жизнью». По данной гипотезе, поля передачи информации могут быть самими разными - звук, свет, ультразвук, электромагнитные колебания, инфразвук, а также гипотетические, которые не фиксируются приборами и интерпретируются как микролептонные, ноосферные. Совокупность всех видов информации образует, по Н. Н. Сочеванову, единое информационное поле, которое он идентифицирует с ноосферой Э. Jlepya, Т. де Шардена, В. И. Вернадского, информационное поле при этом является вездесущим.

Каждое из этих определений раскрывает ту или иную грань многозначного понятия «информации». Также существуют многочисленные классификации, из которых приведем только отвечающие цели данной работы. Так в классификации И. В. Мелик-Гайказян, информация делится на микроинформацию и макроинформацию. Создание микроинформации не связано со случайным выбором, например, система молекул тела (при заданных условиях) имеет только одно устойчивое состояние - равновесное, поэтому микроинформация не запоминается. Макроинформация - это запоминаемый выбор одного варианта из нескольких возможных, при этом «запоминание» означает, что сделанный выбор сохраняется в течение времени, которое больше, чем время использования данной информации, оно может колебаться от нескольких лет, если информация записана в книге, на дискете и т. д., до нескольких секунд.

Одно из основных свойств информации заключается в ее фиксируемости, ибо, не будучи материей, может восприниматься в зафиксированном состоянии, проявляется в инвариантности, бренности, изменчивости, транслируемое, мультипликативности. Инвариантность информации, по отношению к носителям, представляет собой возможность ее записи на любом языке, разнообразным алфавитом, а, кроме того, обусловливает возможность осуществлять такие различные элементарные информационные акты как создание, прием, передачу, хранение и использование. Расшифровка генетического кода иллюстрирует значимость свойства инвариантности информации. Бренность информации определяется тем, что зафиксированная информация связана с материальными носителями, которые со временем могут изнашиваться. Транслируемость проявляется как возможность передачи с одного носителя на другой, то есть возможность размножения информации. Мультипликативность - это возможность одновременного существования одной и той же информации на разных носителях. Действенность информации проявляется в том, что, будучи включенной в информационную систему, она может быть использована.

Необходимо отметить, что современная физика, изучая законы природы, в основном обходится без понятия «информации». В традиционном классическом описании современной картины мира, с точки зрения физики, информация отсутствует. Это связано с тем, что «информационная картина мира», где основным элементом является информация, находится в стадии становления.

Кроме того, быстрый рост информации, ее обновление, постоянное совершенствование сопровождается стремительным увеличением количества избыточной, дублирующей, неточной информации, так называемых «информационных шумов». В связи с этим, современная теория информации, начиная с классических работ К. Шеннона, занимается вопросами защиты информации от искажений, а также определением сроков жизни стареющей информации, количественным определением ценности информации, построением системы, предоставляющей потребителю наиболее ценные в текущей ситуации данные.

Важен вопрос о соотношении многостороннего знания и неразрывно связанной с ним информации в контексте социума. Знание только тогда принимает информационный характер, когда перед системой ставится проблема выбора из многообразия возмущений тех, что полезны системе, что, по выражению В. Г. Афанасьева, «ограничивает внешнее многообразие, одновременно расширяя многообразие внутреннее».

По мнению В. Л. Иноземцева, «знание - это умение воспринимать и обрабатывать информацию», а Н. П. Ващекин и Ю. Ф. Абрамов рассматривают «информацию как превращенную систему знания». У. Мартин рассматривал информацию как данные, собранные и систематизированные в пригодной дляиспользования в компьютерах форме, как движение «сырых данных» через стадию «зрелости» к статусу знания.

По мнению JI. А. Микешиной и М. Ю. Опенкова, различие между знанием и информацией можно свести к тому, что информация - знаковая оболочка знания, а под компьютерным представлением знания принято понимать «информацию, хранимую в машине, формализованную в соответствии с определенными структурными правилами, которые компьютер может автономно использовать при решении проблем по алгоритмам типа логического вывода».

Таким образом, информация и знание находятся в диалектическом единстве, то есть неразрывно и органично взаимосвязаны. Вместе с тем, нельзя не отметить, что некоторые авторы обращают внимание не столько на само понятие информации, сколько на понятие информационного обмена, то есть на действия по передаче информации. При этом особенности результата информационных взаимодействий не находятся в однозначной зависимости от энергии взаимодействия. Взаимодействие несимметрично, так как воздействующая и воспринимающая системы неинвариантны (приемник и передатчик нельзя поменять местами). Воспринимающая информацию система является открытой, неравновесной системой, она по-разному может изменять свое состояние, то есть результаты воздействия сигналов могут быть различными.

Исходя из представлений о деятельностной природе информационных отношений в обществе, можно заключить, что информационная среда - это, прежде всего, средства коммуникации между людьми. Собственно и хранение информации - это коммуникация между будущим и прошлым, а сбор информации - средство ее правильной адресации.

Запасы информации, хранящиеся в информационной среде, принято называть информационными ресурсами, т. к. обеспечение информацией столь же необходимо для различных видов человеческой деятельности, как и обеспечение энергетическими, материальными и кадровыми ресурсами. Необходимо отметить, что актуализация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяет получить существенную экономию ресурсов сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов и социального времени.

Информационные ресурсы обладают такими специфическими свойствами как неуничтожимость, возможность превращения в общечеловеческое достояние, наличием не только потребительской стоимости, но и меновой. У информационных ресурсов отсутствует универсальная мера (существует только условная мера). Кроме того, ценность информации существенно связана с историей ее получения и с конкретной ситуацией ее применения.

По мнению А. Н. Ефимова, создаваемая интеллектуальной деятельностью населения страны информация (зафиксированное на носителях знание) представляет собой национальные информационные ресурсы. Распределение информационных ресурсов между различными государствами составляет глобальную проблему в той же мере, что и мировое распределение продовольственных или энергетических ресурсов. В сер. 90 гг. XX в. соотношение потоков информационного обмена, направленных от развитых стран к развивающимся и обратно составляет сто к одному.

Кроме того, понятие информационной среды можно использовать, опираясь не на представление об информационных ресурсах, а на представления о социальных коммуникациях, т. е. информационную деятельность. В любом случае информационная среда служит и носителем, и средством коммуникации. Эти точки зрения не исключают, а взаимно дополняют друг друга.

Итак, термин «информация» настолько неоднозначен и дискуссионен, что до сих пор, несмотря на множество монографий, книг и статей, посвященных информации, на расширение сфер ее применения, не существует точного общепризнанного определения этого феномена.

Реальностью жизни человечества, по мнению Г. Т. Артамонова, Б. В. Кристального, И. Н. Курносова, И. С. Мелюхина, Г. JI. Смоляна, Д. С. Черешкина, стало вхождение в новую фазу развития, которая прогнозировалась уже несколько десятилетий назад и получила название «информационное общество»«. Ю. А. Нисневич считает, что информационное общество приходит на смену индустриальному, и понятия постиндустриального и информационного общества практически являются синонимами.

В настоящее время, несмотря на широкое распространение термина «информационное общество», ученые и специалисты еще не пришли к единому пониманию его основного содержания. Одни считают, что это общество, в котором обеспечивается «легкий и свободный доступ к информации по всему миру» посредством предоставляемых услуг сетью Интернет, другие - что это общество, в котором «основными объектами и результатами труда большинства являются информация и знания». С точки зрения анализа изменения производительных сил и производственных отношений информационное общество может быть определено как общество, в котором основным предметом труда большей части людей являются информация и знания, а орудием труда - информационные технологии. Существующие общественные отношения во многом определяются именно этим обстоятельством. Соответственно, экономика общества ориентирована на производство, прежде всего продуктов информационной и интеллектуальной деятельности, связанных с выработкой новой информации и новых знаний. Такое общество может представлять собой некоторую ассоциацию стран, достигнувших соответствующих экономических, культурных и социальных параметров, и, в частности, высокого уровня информатизации жизни граждан и общества, управления государством, развития науки, образования и культуры, а также обладающих значительной степенью интегрированности в мировую экономику.

А. Бениджер предложил пятисекторную модель информационного общества. Первый сектор представляет собой извлечение материи из окружения для продуцирования энергии. Второй сектор является синтезом материи и энергии в более организованных формах. Третий сектор включает инфраструктуру распределения материи и энергии в системе, а четвертый - параллельную инфраструктуру для сбора, обработки и распределения информации, необходимой всем живым системам для контроля за материальными потоками. Наконец, пятый сектор - это социальное программирование и коллективное или репрезентативное принятие решений для осуществления контроля. Четвертый и пятый секторы - информационные.

Выражение «информационное общество» у Д. Белла - это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития (после индустриального общества), а основу определения его социальной структуры - информацию. Информация для Д. Белла связана, прежде всего, с научным, теоретическим знанием. Информационное общество в трактовке Д. Белла обладает всеми основными характеристиками постиндустриального общества (экономика услуг, центральная роль теоретического знания, ориентированность в будущее и обусловленное ею управление технологиями, развитие новой интеллектуальной технологии). Однако, если в книге «Наступление постиндустриального общества» электронно-вычислительная техника рассматривалась как одна из наукоемких отраслей и как необходимое средство для решения сложных задач (с применением системного анализа и теории игр), то в работе «Социальные рамки информационного общества» большое значение придается конвергенции электронно-вычислительной техники с техникой средств связи. «В наступающем столетии, - утверждает Д. Белл, - решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях».

Итак, сущностные черты информационного общества по Д. Беллу состоят в приоритетном значении информации по сравнению с другими ресурсами; доминирование информационного сектора в общем объеме валового внутреннего продукта (ВВП); формирование в качестве главной ценности человека экономии времени за счет использования новых телекоммуникационных и компьютерных технологий; информация, знания и квалификация субъекта становятся главными факторами власти и управления.

Информационное общество определяется как общество, в котором политическое, экономическое развитие, социальные изменения, качество и образ жизни каждого человека зависит от научного знания и способа эксплуатации (производство, хранение, перераработка и реализация) информации. У информационного общества, в связи с всесторонним повсеместным использованием информации и знания, можно выделить технологическое, социальное, экономическое, политическое, культурное основания.

Технологическое основание, по мнению Ю. А. Нисневича, является ключевым фактором, определяющим развитие информационного общества и заключается в возрастании роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства, в полномасштабном применении информационных технологий, средств вычислительной технологии и телекоммуникаций в экономике, политике, социальной сфере.

Развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортные коммуникации. Активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно - коммуникационных технологий существенно меняет модели образования, груда, общественной жизни и отдыха.

Кардинальной задачей любой развитой информационно - коммуникационной инфраструктуры является поддержка всеобъемлющей и полной коммуникации для всего общества. Вне зависимости от последующей эволюции информационно-коммуникационной инфраструктуры и реализации в ней тех или иных новых функций или услуг, се технологическая основа обязательно должна, по мнению европейских экспертов, поддерживать три варианта структуры, в зависимости от потребностей пользователей. Высоконадежная широкополосная коммуникационная сеть, которая должна обеспечивать связь между абонентами, нуждающимися в широком спектре сетевых услуг, в отдельных регионах, больших юродах, индустриальных центрах, государственных учреждениях, корпорациях и предприятиях, университетах, медицинских центрах и других институтах, является первой такой структурой. Вторая структура представляет собой коммуникационную сеть для пользователей, которые имеют умеренные потребности. Должна объединять локальные участки, малый бизнес, школы, отдельные библиотеки, местные органы власти и управления, клиники и т. д. Наконец, третья структура - это обычная телефонная связь, обеспечивающая равный для всех домашних пользователей взаимный коммуникационный доступ.

Информационно-коммуникационная инфраструктура - это основанные на передовых электронных технологиях глобальные компьютерные информационные сети (Интернет, Decnet, Usenet, FIDO), телевидение, радио, телефония, в том числе и мобильная, космические и телекоммуникационные каналы связи (на базе электронной, оптоволоконной, многоволновой и солитоновой передачи с оптическим усилением) обмена, производства и распространения информации, организованные системно-сетевым образом между странами (правительствами), регионами, между крупными международными корпорациями, средними и мелкими предприятиями, домохозяйствами, между отдельными абонентами. Предполагается, что организационно-технологической составляющей движения к информационному обществу является глобальная информационная компьютерная сеть Интернет.

Согласно социальному основанию информационного общества любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач. Информация и знание выступают в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. При широком доступе к информации формируется и утверждается «информационное сознание».

По мнению Д. В. Иванова, ядром социальной организации и главным социальным институтом становятся университеты как центры производства, переработки и накопления знаний. Определяющим фактором социальной дифференциации становится уровень знаний. Привилегированный слой образуют информированные и обладающие квалификацией люди. Очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу культуры.

Анализируя вопросы создания социального комфорта в компьютеризованном обществе в работе «Философские и социальные проблемы информатики», Б. А. Глинский обратил внимание на то обстоятельство, что отсутствие понимания основных принципов работы с информацией и умения обращаться с компьютером могут привести к ситуациям, в которых человек окажется в зависимости от специалистов в области создания и использования информационной техники.

Уделяя много внимания трансформации человеческих ценностей в информационном обществе, И. Масуда, глава Института информационного общества и один из авторов Плана информационного общества, представленного Институтом разработки использования компьютеров (JACUDI), выдвинул концепцию, согласно которой информационное общество будет бесклассовым и бесконфликтным, в котором в качестве характерной ценности выступает время. В связи с этим возрастает ценность культурного досуга.

Ключевым фактором экономического основания информационного общества составляет информация, которая выступает в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости. Также в экономике доминирует новый технологический уклад, базирующийся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной технологии и телекоммуникаций.

А. Тоффлер, на основе концепции «трех волн» проводит мысль о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену Первой волне (аграрной цивилизации) и Второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверх индустриальной цивилизации. По данным В. П. Рачкова, Г. А. Новичковой, Е. И. Фед1шой, более половины всех рабочих в развитых индустриальных странах занято в производстве продуктов, которые нельзя представить в виде товара. Так Дж. Нейсбит отмечает, что такая тенденция объясняется наличием переходного этапа от индустриального общества к информационному. Производство не товаров - это производство двух типов результатов труда - оказание услуг и сбор-сообщение информации. Эти продукты должны играть ведущую роль в формировании века информации. Так что новая экономическая парадигма должна развивать пристальное внимание к природе сферы услуг и информации наряду с традиционным производством товаров. Товары и услуги, бывшие основным продуктом механической технологии, в информационный век становятся тесно связанными с информацией при их производстве и потреблении. Они превращаются в инфотовары и инфоуслуги. Вся система экономики становится пронизанной сетью сбора и обмена информацией.

В. Н. Костюк, Г. JL Смолян, Д. С. Черешкин считают, что условием экономически эффективного использования технологий и постоянного расширения ее приложений в интересах всего общества в формирующейся конкурентной рыночной среде является инфраструктура поддержки инноваций и информационный капитал.

Таким образом, в информационном обществе создается и развивается рынок информации и знаний как фактор производства в дополнение рынка природных ресурсов, труда и капитала, осуществляется переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально- экономического развития, имеет место фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах. В информационный век основы капиталистической рыночной экономики саморазрушаются. Их замещает новая экономическая система самоуправления и обмена информацией.

Существует и политическое основание информационного общества, которое выражается в свободе информации, ведущей к политическому процессу, который отличается растущим участием в нем и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения. Построение организации общества основано на добровольности и приоритете личных прав. Власть, по концепции информационного общества французской социологической школы, основана на информации о локальных подсистемах. Власть также прозрачна для демократических институтов. Новым источником власти становится владение информацией и контроль над ней. Может возникнуть новый правящий класс держателей информации.

В информационном обществе создается эффективная система обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение и использование информации как важнейшего условия демократического развития. Демократизация общества, рост информационной активности и потребления вызвали к жизни новое определение информационных технологий как средств управления общественным сознанием. К таким средствам относятся избирательные технологии, рекламные технологии, нейролингвистическое программирование, политические и другие технологии в социальной сфере. Причем эффективность информационного манипулирования определяется процентами субъектов, поддавшихся влиянию. Поскольку технологии манипулирования целенаправленно и успешно воздействуют на значительную часть потребителей информации, монопольное владение генераторами информации в демократическом обществе вполне заменяет прежние недемократические методы управления. Возникает проблема собственников и управляющих средствами массовой информации как менеджеров общественного мнения.

Культурным основанием информационного общества является признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом. Повышается уровень образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и соответственно происходит повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик труда.

В заключение рассмотрения оснований информационного общества отметим, что технологические, социальные, экономические, политические и культурные основания находятся в тесной и гармоничной взаимосвязи друг с другом.

В целом формируется единое информационно-коммуникационное пространство государства как часть мирового информационного пространства, которое обеспечивает полноправное участие в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов. Поскольку создаются национальные информационные инфраструктуры, необходимо, чтобы они вместе трансформировались в глобальную информационную инфраструктуру. Глобальное информационное общество (GIS или Global Information Society) обещает затмить собой все предыдущие общественные модели за счет невиданного ранее использования информационных технологий и технологических возможностей, открываемых сетью Интернет. Эта задача требует беспрецедентного международного сотрудничества, цель которого - гарантировать каждому гражданину право на доступ к глобальной информационной инфраструктуре. Принципы, которыми следует руководствоваться при создании глобального информационного общества являются: обеспечение справедливой конкуренции; поощрение частных инвестиций; определение и адаптация регулирующих механизмов; обеспечение открытого доступа к сетям; создание условий для обеспечения универсального доступа к информационным услугам; обеспечение равенства возможностей для граждан; обеспечение разнообразия содержания, включая культурное и языковое; признание необходимости международного сотрудничества с особенным вниманием к развивающимся странам.

Нужно отметить, что глобальное информационное общество формируется локально, в разных странах этот процесс идет с различной интенсивностью и своими особенностями. При создании концепций информационного общества, как правило, используется комплексный подход, основанный на формировании баланса интересов государства, общества, предпринимательских кругов, личности. Подобные концепции разработаны и реализуются в США, Великобритании, Канаде, Финляндии, Франции, Японии, Италии, ФРГ, Дании.

В качестве показателя состоявшегося информационного общества используется общий индекс зрелости информационного общества (Information Imperative Index). Он состоит из 20 четко сформулированных показателей трех областей: социальной, информационной и компьютерной. Социальные показатели состоят из законодательной базы, регулирующих норм и политических факторов. Информационный показатель определяет состояние сектора информатики и информационного бизнеса (программное обеспечение, мультимедиа и т. д.). Компьютерный показатель отражает объем и насыщенность рынка оборудования (компьютеры, серверы, мобильные телефоны и др.). Россия по этому показателю занимает 34 место из 54 стран.

Теория «информационного общества» - это не умозрительная конструкция, не идеальный образ будущего, который в очередной раз предлагают в качестве ориентира. Данная теория обладает реальными, объективными признаками. Специфика переживаемого момента в том. что эти изменения происходят в исторически сжатые сроки, на глазах одного поколения. По мнению многих исследователей, в течение последних 40 лет полностью сформировались предпосылки для широкомасштабного перехода к информационному обществу. «Конечно, не везде они еще проявились в полной мере, не все страны прошли необходимые «подготовительные» этапы, но глобализация экономической жизни, снятие былых идеологических барьеров, стремительный технологический прогресс «сжимают» время, отпущенное государствам для формирования политики, позволяющей бесконфликтно и с выгодой для себя выйти на новую ступень развития - в информационное общество».

У теории информационного общества существуют и оппоненты: теория информационного общества больше обращает внимание на технологические аспекты и. по мнению В.Я. Иноземцева, в этом заключается ее односторонность. Предполагается, что, как и любое другое, информационное общество несовершенно, а информационно-коммуникационные технологии сами по себе нейтральны - последствия их применения целиком зависят от ценностных установок общества и политических, экономических, правовых решений. Реализация возможностей информационного общества - вопрос адекватной политики и своевременных управленческих решений. Значимость происходящих сегодня перемен хорошо осознается ведущими странами мира. Они осуществляют стратегические вложения в развитие информационно - коммуникационной технологии, информационной инфраструктуры, в наращивание информационных ресурсов, в изучение экономических и социальных особенностей информационного общества. Уже более 30 лет «информационное общество» является предметом программных разработок на национальном, международном и региональном уровнях, основная цель которых обеспечить максимальную пользу от перехода к информационному обществу и парировать риски и негативные последствия.

С формирующимся информационным обществом в последнее десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что информационное общество обладает огромным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности, резко расширяет возможности для малого и среднего предпринимательства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для развития управления, образования и здравоохранения. На этой основе создаются предпосылки для значительного повышения эффективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию. Вместе с тем, осознавая все преимущества информационного общества, нельзя не учитывать, что оно несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы и риски.

Выразим надежду, что следующие проблемы информационного общества найдут свое разрешение в эволюционных, а не в революционных формах: невозможность интеллектуального осмысления большого объема информации и, в связи с этим, потеря стабильности; информационное манипулирование и сопутствующие ему стрессы; монополии в информационных технологиях как способ эксплуатации развивающихся стран; тотальный информационный контроль и ограничение на распространение информации и новейших информационных технологий.

Мы переживаем исторический период очень быстрых технологических изменений, который порождает два главных вопроса. Первый связан с проблемой занятости: смогут ли люди адаптироваться к этим изменениям, порождают ли информационные и телекоммуникационные технологии новые рабочие места или разрушают уже сложившиеся? Второй вопрос относится к демократии и равенству: увеличит ли сложность и высокая стоимость современных технологий разрыв между индустриальными и менее развитыми странами, молодым и пожилым поколениями, теми, кто умеет с ними обращаться, и кто их не знает?

Пока можно констатировать следующее: несмотря на достаточную распространенность самого термина «информационное общество», полноценно разработанной концепции его еще не предложено. Нередко в литературе можно встретить лишь оптимистичные прогнозы и ожидания, хотя очевидно, что переход к массовому использованию новейших информационных и телекоммуникационных технологий неизбежно породит серьезный социальный стресс, даст техническую возможность группам людей, владеющим средствами массовой информации и коммуникации контролировать все общество и каждого человека. Именно с целью предотвращения этих негативных последствий перехода к информационному обществу необходима четко выверенная под конкретные условия государственная политика.

Таким образом, теория информационного общества является важнейшим элементом современной теории общественного процесса, отражает объективную тенденцию перехода человечества к устойчивому развитию, формирует гуманистическое измерение технологического прогресса. Заметим, также, что, как и любая концепция, концепция информационного общества должна не допускать грубого технологического детерминизма, должна учитывать сложность, многогранность, противоречивость внедрения новых технологий в общественную жизнь, взаимодействие различных факторов общественного развития, среди которых определяющую роль играет человеческий фактор.

Становление информационного общества является закономерным этапом развития цивилизации, происходит в результате воздействия современных информационных и телекоммуникационных технологий на экономику, социальную структуру, право, культуру, государство. Предполагается, что организационно-технологической составляющей движения к информационному обществу является основанная на передовых электронных технологиях глобальная информационная компьютерная сеть Интернет, что и является объектом последующего рассмотрения.

 

АВТОР: Журавлева Е.Ю.