07.02.2011 6146

Административное расследование милицией дел об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции (статья)

 

Объем и содержание стадии административного расследования зависит, как представляется, от двух обстоятельств: признаков состава правонарушения и профессиональных качеств должностного лица, осуществляющего производство по делу на данной стадии. Основным критерием выступает категория дел об административных правонарушениях. Не случайно законодатель в ст. 28.7 КоАП РФ определил несколько групп правонарушений, по делам о которых в большинстве случаев в течение месяца проводится административное расследование в узком смысле.

К одной из таких групп отнесены правонарушения в сфере оборота алкогольной продукции вследствие сложности составов данных правонарушений и, соответственно, необходимости применения мер обеспечения производства по делу (изъятие, арест алкогольной продукции), проведения процессуальных действий (ревизий, экспертиз, инвентаризаций) и иных мероприятий (истребование сведений, направление запросов). Кроме того, административное расследование по данной категории дел осложнено значительными требованиями к обороту алкогольной продукции, закрепленными в законодательных и ведомственных нормативных правовых актах на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Эти факторы обусловили особенности административного расследования по делам об административных правонарушениях данной категории на каждом этапе стадии. Рассмотрим их подробнее.

По делам об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции практически никогда не проводится административное расследование в широком смысле, поскольку в течение двух суток невозможно установить все признаки составов рассматриваемой категории правонарушений. По каждому делу обязательны опрос владельца продукции и лица, которому она вверена, истребование документов, подтверждающих качество и происхождение продукции. В ряде случаев (несоответствие ГОСТам, внешние признаки фальсификации) требуется проведение экспертизы, в других (реализация продукции без лицензии) - ревизии и инвентаризации.

Решение о начале административного расследования в узком смысле может приниматься как сразу после возбуждения дела, так и спустя некоторое время. Примером первого случая может служить ситуация, когда сотрудниками милиции при проверке оптовой фирмы выявлена реализации алкогольной продукции с нарушением установленных минимальных цен. После проверки принимается решение о воз-буждении дела и начале административного расследования: должны быть установлены организации и индивидуальные предприниматели, которые приобрели данную продукцию, выявлены факты реализации ими продукции по заниженным ценам, проведены инвентаризация оставшейся продукции, ревизия и бухгалтерская экспертиза с целью установления суммы незаконно полученного дохода, встречные проверки организаций, от которых продукция поступила на фирму.

Иногда решение о проведении административного расследования принимается спустя некоторое время после возбуждения дела об административном правонарушении, когда обнаруживаются для этого достаточные данные, отсутствовавшие на момент возбуждения дела. Например, при выявлении реализации алкогольной продукции без товаротранспортных документов продукция изымается, в течение двух дней индивидуальный предприниматель предоставляет необходимые документы, и составляется протокол об административном правонарушении. Однако нередко эти документы оказываются поддельными, и после выявления такого факта выносится определение о проведении административного расследования. В процессе расследования важно установить лицо, предоставившее документы, изъять поддельные бланки, печати, штампы, истребовать сравнительные образцы бланков и печатей у организации-производителя, провести экспертизу.

Таким образом, этап принятия решения о проведении административного расследования по делам об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции в большинстве случаев заключается в:

а) обнаружении уполномоченным должностным лицом милиции, к компетенции которого отнесено составление протоколов об административных правонарушениях в данной сфере (оперуполномоченным по борьбе с экономическими преступлениями, инспектором отделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, участковым уполномоченным), “неочевидных” данных (о происхождении и качестве алкогольной продукции, статусе ее владельца, наличии лицензии), установление которых требует проведения процессуальных и иных действий, требующих значительных временных затрат (экспертизы, инвентаризации, ревизии, направления запросов);

б) составлении процессуального документа - определения о возбуждении дела и проведении административного расследования (если данные установлены сразу после возбуждения дела) либо определения о проведении административного расследования (при обнаружении оснований для его проведения спустя некоторое время после возбуждения дела).

Каждый элемент состава правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции имеет ряд характерных особенностей, подлежащих установлению.

Во-первых, правонарушения названной категории в большинстве случаев посягают одновременно на несколько объектов: ущерб причиняется общественным отношениям в сфере жизни и здоровья граждан (при реализации алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТа), а также в сфере экономической деятельности государства путем непоступления в федеральный и местный бюджеты налогов, акцизных платежей, лицензионных сборов (реализация продукции без акцизных марок). Так, в 1998 г. только московский рынок алкогольной продукции оценивался в 250 млн. литров продукции в год, при этом теневой оборот составлял 50 % от реального. По самым приблизительным подсчетам, государственный бюджет в 1998 г. недосчитался более 7 млн. руб..

Во-вторых, объективная сторона данных правонарушений, по существу, всегда характеризуется действием (реализация, перевозка продукции, обман потребителей), которое требует обязательной фиксации путем проведения контрольной закупки и своевременного изъятия всех предметов, имеющих отношение к делу: товаротранспортных документов, лицензий с признаками подделки, алкогольной продукции, акцизных марок, этикеток, фурнитуры, спиртосодержащих растворов.

В-третьих, субъектом правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции является лицо с особым статусом (индивидуальный предприниматель, представитель юридического лица), который должен быть документально подтвержден в материалах дела (копии свидетельства частного предпринимателя, устава юридического лица).

В-четвертых, вина при совершении данных правонарушений обычно присутствует в форме умысла (реализация алкогольной продукции без лицензии), но в ряде случаев характеризуется неосторожностью (перевозка продукции без надлежащих товаротранспортных документов). Ссылки предпринимателей и представителей юридических лиц на постоянно меняющиеся требования законодательства к обороту алкогольной продукции, ненадлежащее оформление документов поставщиком продукции, не исключают виновности деяния и не служат основанием для освобождения указанных лиц от наказания за правонарушение. Приведем пример из судебной практики.

Сотрудниками Управления федеральной службы налоговой полиции по Омской области была изъята алкогольная продукция у ООО “Берта” по причине реализации водки со специальной маркой без микротекста, наличия на другие спиртные напитки копий сертификатов и справок к товаротранспортным накладным, не заполненных надлежащим образом, с признаками подделки. ООО “Берта” обратилось с иском в Арбитражный суд Омской области с обжалованием действий сотрудников, ссылаясь на то, что алкогольная продукция получена от поставщиков, имеющих лицензию на право оптовой торговли и все необходимые документы, подтверждающие качество и происхождение алкогольной продукции. Причем был представлен договор между ООО “Берта” и московскими предприятиями ООО “Дионис” и АОЗТ “Елена”. Суд первой инстанции иск удовлетворил, однако это решение было отменено постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области, действия ООО “Берта” были признаны нарушающими требования к обороту алкогольной продукции.

На этапе установления обстоятельств дела в сфере оборота алкогольной продукции, как правило, обязательно проведение экспертизы. Прежде всего хотелось бы остановиться на общей проблеме, с которой неизбежно сталкиваются сотрудники милиции при назначении любых видов экспертиз.

В соответствии с п. 12 ст. 10 Закона РФ “О милиции” к обязанностям сотрудников милиции отнесено проведение экспертизы по делам об административных правонарушениях. Ю.П. Соловей и В.В. Черников верно отмечают, что наиболее целесообразно проведение экспертиз независимыми экспертными учреждениями либо специальными подразделениями в структуре Министерства внутренних дел. Пока же на практике недостаточно специалистов, имеет место, соответственно, некачественное проведение экспертиз. Так, в экспертно-криминалистическом центре при УВД Омской области экспертизы контрафактной видеопродукции до сих пор проводятся на предмет установления фальсификации упаковки кассеты (качество картона, яркость цвета, наличие голографических знаков, упаковка пленкой), а качество самой записи не исследуется, что, естественно, недопустимо.

Что касается проведения экспертизы алкогольной продукции, то следует отметить, что целесообразность обязательного проведения такого рода исследований применительно к изъятым крепким спиртным напиткам домашней выработки ранее уже обосновывалась учеными.

Виды экспертиз в отношении алкогольной продукции и перечень вопросов, решаемых при их проведении, регламентированы в нормативных правовых актах (информационном письме ГТК РФ “О видах экспертиз, проводимых таможенными лабораториями, и перечне типовых вопросов, задаваемых эксперту”) и криминалистической литературе.

Наиболее часто по делам рассматриваемой категории проводится пищевая экспертиза с целью определения состава алкогольной продукции, несоответствия ее ГОСТам и техническим условиям. Нельзя не отметить, что сотрудниками милиции часто на разрешение эксперта ставится вопрос о возможной опасности употребления продукции для жизни и здоровья человека, и эксперт в большинстве случаев дает заключение по этому вопросу. Вместе с тем ответ на данный вопрос не входит в его компетенцию, на него могут ответить лишь эксперты при проведении судебно-медицинской экспертизы.

По делам данной категории право проведения пищевых экспертиз предоставлено аккредитованным лабораториям Госсанэпиднадзора, органов стандартизации, метрологии и сертификации. Однако в большинстве регионов, в частности в Омской области, в данных лабораториях исследования проводятся на платной основе, поэтому вся изъятая сотрудниками милиции алкогольная продукция направляется для проведения экспертизы в пищевую лабораторию экспертно-криминалистического центра при УВД Омской области. В Новосибирской области сложилась практика проведения экспертиз на безвозмездной основе центрами санитарно-эпидемиологического надзора. Право проводить другие виды экспертиз в отношении алкогольной продукции предоставлено экспертно-криминалистическим отделам на уровне окружных управлений внутренних дел.

Технико-криминалистические экспертизы могут быть проведены для определения переклеенных этикеток, подлинности акцизных марок, фальсификации документов с помощью поддельных печатей, штампов.

Таким образом, этап установления обстоятельств дела стадии административного расследования в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции представляет собой деятельность должностных лиц подразделений милиции, к компетенции которых отнесено составление протоколов об административных правонарушениях по делам рассматриваемой категории, осуществляемую после принятия решения о проведении административного расследования и заключающуюся в установлении особого статуса субъекта правонарушения, его виновности, признаков, подтверждающих совершение противоправного деяния, доказательств по делу с целью составления протокола об административном правонарушении.

Следует отметить, что при проведении административного расследования по большинству дел об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции возникает необходимость в приостановлении административного расследования. Чаще всего это связано с уклонением нарушителя от явки по вызову должностного лица, осуществляющего административное расследование. Причин такого уклонения несколько. Во-первых, желание избежать назначения административного наказания, так как санкции большинства статей об административных правонарушениях в данной сфере включают, помимо штрафа, конфискацию алкогольной продукции, что влечет немалые материальные убытки. Во-вторых, неявка может быть вызвана неуважительным отношением к закону, восприятием производства об административных правонарушениях как незначительного по сравнению с производством по уголовным делам, поэтому лицо, привлекаемое к ответственности, халатно относится к своим обязанностям. В-третьих, нарушитель не является по вызову по объективным причинам, не связанным с умышленным уклонением от административной ответственности (и такие ситуации встречаются не редко). Например, если уполномоченным должностным лицом был выявлен факт реализации продавцом алкогольной продукции, не соответствующей ГОСТу по качеству, либо обман потребителя путем введения в заблуждение относительно потребительских свойств продукции, дело об административном правонарушении возбуждается в отношении владельца продукции - индивидуального предпринимателя или юридического лица. Продавец из-за опасений потерять работу может не сообщить о выявленном нарушении, владелец может находиться вне пределов города, области и, соответственно, также может быть не уведомлен об этом. В таких случаях необходимо приостанавливать административное расследование до того момента, когда явка лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, сможет быть обеспечена. Следует помнить также, что до момента приостановления уполномоченное должностное лицо обязано выполнить все процессуальные и организационные действия, которые возможно провести в отсутствие данного лица.

Проблема приостановления административного расследования по некоторым категориям дел, в том числе и по делам в сфере оборота алкогольной продукции в последнее время активно обсуждается учеными и правоприменителями. Основной причиной является невозможность соблюдения сроков стадии административного расследования (1 месяц), если по делу необходимо назначить экспертизу, на проведение которой в большинстве случаев также требуется около месяца. В частности, экспертиза назначается по делам об административных правонарушениях, связанных с реализацией алкогольной продукции ненадлежащего качества (например, вина с осадком), с внешними признаками фальсификации (нестандартное закручивание пробки, наклейка этикетки, неровный розлив) при отсутствии сопроводительных документов. Е. Ламонов считает, что в КоАП РФ следует внести новую норму о возможности приостановления производства по делу об административном правонарушении на период проведения экспертизы. Поддержать данную позицию, как представляется, нельзя, поскольку здесь производство по делу об административном правонарушении не приостанавливается, и если проведение экспертизы невозможно в сроки, предусмотренные для проведения административного расследования, то этот срок по ходатайству уполномоченного должностного лица должен быть продлен (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ). При этом важно придерживаться определенной тактики административного расследования - назначение экспертизы должно быть первоначальным этапом расследования, предшествующим остальным (опросу продавцов, индивидуального предпринимателя, истребованию документов и т.д.).

Следует отметить, что в милиции существует выработанная годами практика процессуального оформления дел об административных правонарушениях, обусловленная нерегламентированностью данного вопроса в КоАП РСФСР и ведомственных нормативных актах.

Попытки такой регламентации предпринимались законодателем путем издания Федерального закона “Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, нормы которого не нашли применения на практике. В настоящее время процессуальное оформление дел об административных правонарушениях в милиции производится следующим образом. При выявлении признаков правонарушения и возбуждении дела сотрудник милиции докладывает об этом начальнику органа внутренних дел рапортом, который регистрируется в дежурной части в журнале учета информации. Срок рассмотрения и принятия решения по данному материалу, по аналогии с рассмотрением информации о преступлении, определен в 3 дня, в исключительных случаях - 10 дней. Затем выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела, отказной материал направляется в архив, а протокол регистрируется в отделе исполнения административного законодательства, после чего отправляется на рассмотрение. Такая практика не способствует качественному осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, так как по материалу, изначально содержащему признаки правонарушения, выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела, кроме того, все собранные доказательства правонарушения отправляются в архив, а протокол в единственном экземпляре поступает на рассмотрение.

КоАП РФ создал реальные предпосылки для коренного изменения подобной практики, хотя трудно надеяться на их использование сразу же после вступления Кодекса в силу. С учетом требований КоАП РФ представляется, что рапорт или протокол применения мер процессуального обеспечения (изъятия, осмотра, ареста алкогольной продукции) должен регистрироваться отдельно в книге учета дел об административных правонарушениях. После установления состава и доказательств проступка дело об административном правонарушении в полном объеме, без дополнительной регистрации протокола, следует отправлять на рассмотрение, о чем в книге учета дел об административных правонарушениях делается пометка. Если же выносится решение о прекращении дела, его отправляют в специальный архив дел.

М.Я. Масленников высказывает мнение о необходимости разработки единой типизированной формы протокола об административных правонарушениях. Его поддерживают и другие ученые. Действительно, эта проблема актуальна, от ее решения зависит обеспечение единства правоприменения. В частности, в Омской области на начало 2003 г. действовало около 9 форм протоколов об административных правонарушениях, разработанных различными подразделениями органов внутренних дел. Однако изложенная позиция ученых представляется не совсем обоснованной, так как к компетенции сотрудников отдельных подразделений милиции относится составление протоколов за совершение правонарушений, предусмотренных различными статьями КоАП РФ и законов субъектов Российской Федерации. В них важно указывать сведения, имеющие значение для рассмотрения дел об административных правонарушениях именно этой категории. С нашей точки зрения, нет необходимости объединять в единой форме протокола все устанавливаемые данные при выявлении разных категорий правонарушений, в частности, по делам в сфере торговли: номер и дату выдачи свидетельства частного предпринимателя, место совершения правонарушения - закрытое помещение или уличная палатка, что является квалифицирующими признаками составов правонарушений. В.Н. Вежновец предлагает ввести единые бланки протоколов для отраслевых служб органов внутренних дел, с этой позицией надо согласиться и отметить, что в настоящее время практикой разработана не одна, а несколько форм протоколов, составляемых за правонарушения в разных сферах общественных отношений.

Отметим, что неуказание в протоколе об административном правонарушении в сфере оборота алкогольной продукции всех необходимых сведений (наименования алкогольной продукции, даты розлива, емкости упаковки, данных производителя, принадлежности ее правонарушителю и т.д.) влечет признание протокола об административном правонарушении не имеющим юридической силы и прекращение дела. Приведем пример из судебной практики.

При проверке сотрудниками Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Новосибирской области деятельности одного из обществ с ограниченной ответственностью г. Новосибирска была выявлена реализация алкогольной продукции без товаротранспортных документов (справки к товаротранспортной накладной), наложен штраф в сумме 8349 руб. Представитель проверяемой организации обжаловал данное решение. Арбитражный суд Новосибирской области иск отклонил. Федеральный Арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел дело и своим постановлением от 23 мая 2001 г. № ФО4/1435-470/а45-2001 иск удовлетворил на основании того, что протокол об административном правонарушении был составлен ненадлежащим образом, следовательно, не может признаваться доказательством. В частности, в нем не были указаны сведения о наименовании алкогольной продукции, о первичных документах, свидетельствующих о принадлежности алкогольной продукции правонарушителю.

По делам рассматриваемой категории практически никогда не выносится решение об отказе в возбуждении дела и о его прекращении. Это обусловлено тем, что уже на момент возбуждения дела устанавливаются и фиксируются достаточные данные, свидетельствующие о совершении правонарушения. В силу особой категории дел исключено их прекращение по таким основаниям, как невменяемость, недееспособность лица, в отношении которого они возбуждены.

Если в санкции статьи не предусмотрена конфискация изъятой алкогольной продукции, вместе с протоколом оформляется письмо на предприятие, обеспечивающее хранение, о возврате продукции.

Таким образом, этап составления протокола об административном правонарушении стадии административного расследования дел рассматриваемой категории заключается в вынесении сотрудником милиции, уполномоченным на проведение административного расследования дел об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции, этого процессуального документа, закрепляющего результат административного расследования. В протоколе фиксируются существенные черты события правонарушения (незаконная реализация, перевозка, хранение алкогольной продукции, обман потребителей и т.д.), квалифицирующие признаки состава (вина, внешние признаки фальсификации алкогольной продукции), сведения о лице, в отношении которого он составлен, понятых, свидетелях, потерпевших и особые обстоятельства, характеризующие проступки в сфере оборота алкогольной продукции: данные о специальном статусе субъекта правонарушения (установочные данные индивидуального предпринимателя и юридического лица, номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации), сведения о наличии или отсутствии лицензии, о применении меры процессуального обеспечения по делу (изъятия, ареста продукции).

Практикой выработано, что для подтверждения состава правонарушения к протоколу об административном правонарушении при направлении на рассмотрение прилагается ряд документов (при реализации алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТа, - справка эксперта, при незаконном предпринимательстве - справка об отсутствии лицензии). У правоприменителей вызывает сложности соблюдение суточного срока, установленного КоАП РФ для направления протокола на рассмотрение. При проведении автором анкетирования 82 % сотрудников милиции пояснили, что срок направления протокола на рассмотрение составляет 3-5 дней, 8 % - свыше 5 дней, 10 % затруднились ответить.

Кроме того, проблемы с выполнением срока возникают при направлении дела об административном правонарушении на рассмотрение судье. Когда лицо, привлекаемое к административной ответственности, уклоняется от явки, судья отказывается рассматривать дело в его отсутствие. Документы передаются только дежурному судье, канцелярия не принимает материалы о правонарушениях. Более того, в суд предоставляются материалы дела в полном объеме, поэтому на практике со всех документов снимаются копии, которые оформляют как отказной материал и отправляют в архив органа внутренних дел, что нельзя признать правомерным.

Следовательно, поскольку сотрудники милиции на стадии административного расследования об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции, помимо протокола об административном правонарушении составляют и истребуют значительное количество процессуальных документов, имеющих доказательственное значение, с целью полного и объективного рассмотрения дела, назрела необходимость искоренения практики направления в компетентный орган не всех материалов, а только протокола об административном правонарушении.

Проведенным анкетированием установлено, что из 150 сотрудников милиции только 7 (4,7 %) при возвращении протокола об административном правонарушении из органа, уполномоченного рассматривать дело, устраняют замечания и направляют его обратно. Среди общего количества замечаний, наличие которых является основанием для возвращения материала на доработку, можно выделить следующие.

1. Неправильная квалификация правонарушения

Такие проблемы возникали из-за отсутствия в КоАП РСФСР норм, предусматривающих ответственность за нарушения законодательства в сфере оборота алкогольной продукции. Так, за оборот алкогольной продукции без лицензии составлялся протокол по ст. 146 или ст. 147 КоАП РСФСР, хотя очевидно, что и в том, и в другом случае квалификация правонарушений неверная. Как правильно отмечает В.В. Александров, отличительной чертой законов субъектов Российской Федерации является неприменение их правоприменительными органами регионов. Данные ситуации возникали в большинстве случаев из-за незнания или нежелания сотрудников милиции применять нормы регионального законодательства по причине закрепления в них в качестве наказания большого размера штрафа, что влекло неисполнение вынесенных постановлений. Можно надеяться, что подобные проблемы будут устранены в связи с закреплением в КоАП РФ всех составов правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции.

2. Недостатки в оформлении протокола об административном правонарушении

Часто в протоколе не указываются данные паспорта, свидетельства частного предпринимателя, неточно формулируется фабула правонарушения. В частности, при составлении протокола за реализацию алкогольной продукции без удостоверений качества недопустима формулировка “реализовывалось вино “Кагор” без сертификатов”. Необходимы отметки о дате его изготовления, данных производителя и поставщика, поскольку на рассмотрение дела индивидуальным предпринимателем могут быть представлены документы на другую партию такого же вина, и дело будет прекращено.

После проведения дополнительного административного расследования дело повторно направляется на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу.

По делам об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции, по которым нет необходимости в осуществлении экспертизы, ревизии, т.е. в проведении административного расследования в узком смысле, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в течение двух дней с момента выявления последнего. Таким образом составляются протоколы в редких случаях за реализацию продукции без лицензии, маркировки, сертификатов, товаротранспортных документов, если отсутствуют другие обстоятельства, препятствующие составлению протокола (неявка нарушителя по вызову, отрицание им своей вины, что требует установления дополнительных доказательств правонарушения).

При изучении дел об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции выяснилось, что в 209 случаях (56,8 %) решение о составлении протокола об административном правонарушении было принято в течение 10-15 суток с момента возбуждения дела, в 148 (40,2 %) - в 3-10 дней. Это же подтверждается и результатами анкетирования сотрудников милиции, осуществляющих производство по данной категории дел. 76 опрошенных из 150 (50,7 %) пояснили, что решение о составлении протокола принимается более чем через 10 дней с момента возбуждения дела, а 56 (37,3 %) - в срок от 3 до 10 дней.

В связи с тем, что дела данной категории часто возвращаются для устранения недостатков, причем не только должностным лицом, которому они направлены для рассмотрения, но и начальниками подразделения исполнения административного законодательства и органа внутренних дел, срок направления протокола на рассмотрение, установленный ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ - 1 сутки, реально не выполним, требуется его законодательное изменение.

Обобщая изложенное, следует констатировать:

1. По делам об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции в большинстве случаев проводится административное расследование в узком смысле (в течение 1 месяца), что обусловлено сложностью установления всех признаков составов правонарушений данной категории, необходимостью применения мер обеспечения производства по делу (ареста алкогольной продукции, осмотра помещений, используемых для ее незаконного оборота), проведением процессуальных действий (экспертиз, ревизий, инвентаризаций), направлением запросов, опросом большого количества свидетелей, а также наличием значительного объема требований к обороту алкогольной продукции, закрепленных в законодательных и ведомственных нормативных правовых актах.

2. Этап принятия решения о проведении административного расследования по делам об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции, как правило, заключается, во-первых, в обнаружении уполномоченным должностным лицом милиции, к компетенции которого отнесено составление протоколов об административных правонарушениях в данной сфере (оперуполномоченным по борьбе с экономическими преступлениями, инспектором отделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, участковым уполномоченным) “неочевидных” данных (о происхождении алкогольной продукции, статусе ее владельца, наличии лицензии, качестве алкогольной продукции), установление которых невозможно без проведения процессуальных и иных действий, требующих значительных временных затрат (экспертизы, инвентаризации, ревизии, направления запросов), и, во-вторых, в составлении процессуального документа - определения о возбуждении дела и проведении административного расследования (если эти данные установлены сразу после возбуждения дела) либо определения о проведении административного расследования (при обнаружении оснований для его проведения спустя некоторое время после возбуждения дела).

3. Этап установления обстоятельств дела стадии административного расследования по делам об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции представляет собой деятельность должностных лиц подразделений милиции, к компетенции которых отнесено составление протоколов об административных правонарушениях по делам рассматриваемой категории, после принятия решения о проведении административного расследования, заключающуюся в установлении особого статуса субъекта правонарушения (индивидуального предпринимателя, юридического лица, а в отдельных случаях - лица, работающего по трудовому договору у данных субъектов), его виновности, признаков, подтверждающих совершение противоправного деяния, доказательств по делу, что достигается особыми мерами - своевременным и полным изъятием вещей и документов (чеков контрольно-кассовой машины, черновых тетрадей, этикеток, марок, ценников на алкогольную продукцию, бухгалтерских документов), проведением экспертиз (пищевой, судебно-медицинской, технико-криминалистической), ревизий, инвентаризаций, направлением запросов, опросом свидетелей.

4. Сотрудник милиции, осуществляющий административное расследование по данной категории дел, вправе приостановить его проведение в случае неявки по различным причинам (болезнь, желание избежать ответственности в виде конфискации алкогольной продукции, представление незначительной роли производства по делам об административных правонарушениях, незнание о выявленном правонарушении) лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, для проведения процессуальных действий в ходе расследования. При этом такие обстоятельства, как необходимость проведения экспертизы, ревизии, инвентаризации, опроса большого количества свидетелей, направления запросов, являются основаниями не для приостановления административного расследования, а для его продления. До принятия решения о приостановлении административного расследования сотрудник милиции должен выполнить все мероприятия, осуществление которых возможно без участия неявившегося лица.

5. Процессуальным документом, закрепляющим результаты проведенного административного расследования по делам рассматриваемой категории, выступает протокол об административном правонарушении. В нем кратко фиксируются существенные черты события правонарушения (время, место реализации, хранения, перевозки алкогольной продукции), квалифицирующие признаки состава (отсутствие лицензии, сопроводительных документов, маркировки, осуществление обмана потребителей), данные о применении мер процессуального обеспечения по делу (изъятие, арест продукции, осмотр помещения), сведения о лице, в отношении которого он составлен (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, продавец и их установочные данные, в том числе номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации или устава юридического лица), понятых, свидетелях, потерпевших, отметки о разъяснении их прав и обязанностей.

6. Этап направления протокола об административном правонарушении на рассмотрение представляет собой деятельность сотрудника милиции по направлению материалов дела для контроля начальнику подразделения милиции, затем для регистрации в отделение исполнения административного законодательства и в орган или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела данной категории (суд, налоговые органы, инспекция по торговле и качеству товаров и др.).

7. Наличие этапа дополнительного административного расследования по делам об административных правонарушениях рассматриваемой категории обусловлено двумя основными факторами: значительным объемом федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регламентирующего требования к обороту алкогольной продукции и недостаточным профессионализмом сотрудников милиции тех подразделений, для которых выявление правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции, не является основной задачей. Сложившаяся ситуация, можно надеяться, будет изменена в связи с исчерпывающим закреплением в КоАП РФ всех составов правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции.

8. Административное расследование по делам в сфере оборота алкогольной продукции осуществляется в большинстве случаев в течение месяца. Вместе с тем практика свидетельствует, что срок направления протокола об административном правонарушении на рассмотрение (1 день) реально невыполним, что требует внесения соответствующих изменений в КоАП РФ.

 

Автор: Филоненко И.О.