19.05.2012 26674

Культура межэтнического общения: сущность и содержание

 

В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Закономерно, что оно является центральным в процессе межэтнического общения. Среди большого количества научных категорий и терминов трудно найти другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура поведения», «культура общения», «культура чувств» и т.д. В обычном словоупотреблении термин «культура» служит оценочным понятием и выражает определенную совокупность черт личности человека, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.

Культура представляет собой крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия. Она включает в себя все, что создано человеческим разумом и руками. Поэтому культура изучается целым рядом наук: семиотикой, социологией, историей, антропологией, аксиологией, лингвистикой, этнологией, культурологией, философией и т.д.

В повседневной жизни понятие «культура» употребляется, как минимум, в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевается отдельная сфера жизни общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространением духовных ценностей. Во-вторых, под культурой понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу, этносу или нации. В-третьих, культура интерпретируется как выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности. Обыденные представления о культуре зачастую сводятся к ее отождествлению с художественной культурой или же с образованностью и воспитанностью человека. Однако наиболее распространенным обыденным значением понятия «культура» является его понимание как совокупности материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении своей истории. В этой интерпретации культура предстает как сумма всех достижений человечества, как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир в отличие от дикой природы.

Именно такое понимание культуры было сформулировано А. Кребером и К. Клакхоном, которые считали, что «культура состоит из выраженных и скрытых схем мышления и поведения, являющихся специфическим, обособляющим достижением человеческих общностей, воплощенным в символах, при помощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку и от поколения к поколению... Ядром любой культуры являются идеи... и особенно ценности, передающиеся при помощи традиций. Культурные системы - могут рассматриваться, с одной стороны, как результат совершенных действий, с другой стороны, как одна из основ действия в будущем».

Согласно этому определению культура представляет собой сложный феномен, который включает в себя как материальные и социальные явления, так и различные формы индивидуального поведения и организованной деятельности. Культуру как особую сферу человеческой жизнедеятельности нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. Реально мы можем наблюдать разнообразные ее проявления в виде различий в человеческом поведении и тех или иных типах деятельности, ритуалах, традициях. Мы видим лишь отдельные проявления культуры, но никогда не видим всю ее саму в целом. Наблюдая различия в поведении, мы начинаем понимать, что в их основе лежат культурные различия и с этого начинается изучение культуры. В этом смысле культура представляет собой только абстрактное понятие, которое помогает нам понять, почему мы делаем то, что делаем, и объяснить различия в поведении представителей различных культур.

При таком методологическом подходе культура как предмет изучения культурной антропологии выступает в виде совокупности результатов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизни, составляющих и обуславливающих образ жизни социальной группы, этноса, нации в любой конкретно-исторический период времени. Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: в образе жизни, в восприятии мира, в менталитете, в национальном характере, в повседневном поведении и т.д. На этой основе культурная антропология изучает также человеческую способность развивать культуру через общение, через коммуникацию, рассматривает все разнообразие человеческих культур, их взаимодействие и контакты.

Общение как деятельность является необходимым и всеобщим условием формирования и функционирования общества и развития отдельной личности. Многообразие форм общения, динамизм этого процесса на современном этапе, ведущие к очень быстрому изменению его содержания, жизненная ценность общения человека с человеком и определенные противоречия, влияющие на содержание общения, требуют комплексного подхода к рассмотрению этих вопросов.

В научной литературе общение определяется как «процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личности), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности».

Общение - это взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией. Общение включено в практическое взаимодействие людей. Оно удовлетворяет и особую потребность человека в контакте с другими людьми. В процессе общения осуществляется также воспитание детей и молодежи. Общение является необходимым условием формирования личности. Общение между представителями различных национальностей выполняет информационную, регулятивную и эмоциональную функции. Важная роль в процессе общения принадлежит познавательному фактору - взаимный обмен сведениями о конкретно-исторических особенностях того или другого народа, его новейших достижениях в науке, технике, хозяйстве, культуре, искусстве и т.д. Всякое проявление пренебрежения к истории, культуре и достижениям того или другого народа порождает чувство обиды, недоверия, ведет к обособленности, отчужденности.

Благодаря общению индивиды живут и действуют в реальных связях и отношениях друг с другом. Общение, являясь одной из фундаментальных человеческих потребностей, представляет самостоятельную ценность, ибо человек нуждается в другом человеке. Самое важное для него - это другой человек, общение с ним, соучастие в общих делах, сочувствие. Именно в процессе общения и только через него может проявиться сущность человека. Общение как один из важнейших факторов становления человека служит необходимым условием его социализации. Общение пронизывает все стороны жизни общества и человека.

Каждому человеку предстоит жить в обществе, и поэтому социальная интегрированность является чрезвычайно важным фактором его жизни. Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир. Это вхождение в мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него. Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм какого-либо общества. Под ними понимают устойчивые совокупности технологий мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, построений суждений, различные культурные формулы и символы, отражающие определенные представления о реальности.

При более строгом научном понимании термина «социализация» он предстает как процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида. Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена. В отличие от социализации понятие «инкультурация» подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, - человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, таких, как, например, типы общения с другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д. Общение выполняет ряд функций: 1) взаимодействие людей и общества; 2) их взаимопонимание и взаимовлияние; 3) формирование способностей к взаимопониманию, взаимодействию, совместной деятельности. Через групповое и индивидуальное общение происходит взаимодействие культурных ценностей, традиций, обычаев различных народов.

Общение выполняет и воспитательные функции. «Общение, - отмечает А.В. Мудрик, - это обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога школьника как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми».

Формы и результаты процесса общения в значительной степени определяются характеристиками личности, участвующих в нем. В свою очередь эти характеристики целиком определяются нормами и ценностями той культуры, представителем которой является человек. Ведь все личностные характеристики являются результатом инкультурации и социализации. От этого зависят способ мышления, самоощущение, способы выражения эмоций, привычки. В соответствии с нормами и ценностями культуры человек действует, играет определенные социальные роли и оказывается способен в большей или меньшей степени к общению с другими людьми.

Оценивая характеристики личности и их влияние на процессы общения, в первую очередь следует выделить формально-личностные признаки: пол, возраст и семейное положение. Помимо формально-личностных характеристик, существенное влияние оказывают индивидуальные психологические черты характера человека: общительность, контактность, коммуникативная совместимость и адаптивность.

Общительность - одна из наиболее общих и первичных черт характера человека. Она в значительной степени связана с типом темперамента. В общительности выражается потребность человека в других людях и контактах с ними, стремление к этим контактам, их интенсивность и легкость. Она характеризуется умением не теряться в момент общения, устанавливать дружеские отношения, брать на себя инициативу в контакте. Общительность как черта характера предполагает наличие коммуникативных навыков, обеспечивающих общение и контакт со своим партнером: умение слушать, высказываться к месту, поддерживать беседу и менять вовремя тему разговора. Обычно это связано с владением жестикуляцией, мимикой, интонацией и другими вербальными и невербальными средствами коммуникации. Противоположной чертой является замкнутость.

Контактность - специфическое социальное качество, в основе которого лежит природная общительность. Это способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные, основанные на взаимном согласии отношения. Контактность обеспечивается владением навыками общения и саморегуляции, а также личностными свойствами человека, лежащими в основе названных навыков.

Коммуникативная совместимость представляет собой готовность и умение сотрудничать, создавать непринужденную атмосферу взаимной удовлетворенности общением, обеспечивать хороший климат в группе. Она возникает на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции, характеризуется отсутствием таких неприятных последствий коммуникации, как напряжение, досада, психологический дискомфорт.

Адаптивность в общении представляет собой готовность к пересмотру привычных представлений и решений, способность гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства. Хорошая адаптивность означает высокую меру личностной свободы в контактах. Свобода эта выражается в умении сохранять настойчивость, хотя она, и связана с конформизмом, но связь эта не прямая. На процесс общения также влияют такие характеристики, как самоконтроль, самосознание, понимание в общении, стиль общения и локус контроля.

Самоконтроль - это самонаблюдение и самоанализ в ситуации общения, контролирующий себя человек всегда заботится о том, насколько его поступки соответствуют социальной норме, и использует поведение своего партнера по общению самокорректировки.

Самосознание личности - это устойчивое свойство индивида направлять внимание на свои собственные внутренние или внешние действия и поступки. Самосознание имеет три аспекта: личное самосознание, публичное самосознание, социальную тревожность. В разных культурах приоритет в развитии получают разные аспекты самосознания.

Понимание в общении, или коммуникативное понимание - относительно постоянная, типичная для каждой личности ориентация на определенный способ общения в разнообразных ситуациях, способность понять собеседника.

Культура как специфический способ самоорганизации ценностно обусловлена, чем и определяется неразрывная взаимосвязь общения и нравственности. Специфика ценности как компонента культуры заключается в том, что она выражает человеческое измерение культуры, отношение людей к формам своего бытия. Эта качественная характеристика общения отражена в понятии «культура общения».

Под культурой общения нередко понимается культура поведения, определяемая как соответствие установленным в обществе канонам образцового поведения. Такое понимание характерно не только для обыденного употребления, но и для терминологии, используемой в научной литературе. Например, О.И. Даниленко полагает, что к культуре общения относятся все способы поведения, посредством которых осуществляется общение, включая слова, интонацию, жест, мимику и т.п. - словом, все то, что обеспечивает возможность взаимопонимания и взаимодействия людей. Для этого необходимо, по мнению О.И. Даниленко, чтобы они были приняты в данной культурной среде.

Под культурой общения, кроме того, понимается и конкретный уровень человеческого общения, выраженный в понятиях «более» - «менее», «хуже» - «лучше», «выше» - «ниже» и т.д. Этот аспект действительно присутствует в оценке человеческого общения, но не является действительным, поскольку не уточняет, по отношению к чему оценивается уровень человеческого общения.

Культура общения - это синтетическое понятие, выражающее весь спектр человеческих оценок общения людей на любом из его уровней. В этом смысле понятие «культура общения» является качественной характеристикой общения, проявляющейся в нормативно-ценностном виде. Сюда относится определение качества общения с точки зрения его эффективности, т.е. достижение единения людей; с точки зрения проявления его внешней формы, например, культуры поведения; с точки зрения человечности или бесчеловечности тех или иных видов общения. К культуре общения можно отнести и то, что выражается в понятии «искусство общения», т.е. некоторые технологические характеристики общения, этикетные формы, навыки и умение людей общаться. Оценка общения с точки зрения нравственных норм, ценностей, идеалов входит в понятие культуры общения в виде подчиненного понятия «нравственная культура общения». Это не только сторона, аспект человеческого общения, но и необходимый, обязательный компонент культуры общения. Такое понимание нравственного статуса культуры вытекает из понимания места и роли нравственности в человеческой культуре, их общих истоков.

Основой культуры общения является выполнение людьми правовых и морально-этических норм и правил общежития. В культуру общения входят умение и навыки строить свои отношения с окружающими людьми, нравственная и эстетическая воспитанность, помогающая человеку выразить свое отношение к обществу, стране, семье, другим людям и самому себе. В силу этого в культуре общения человека проявляются патриотизм, отношение к людям разных этносов, наций, рас. Культура общения непременно включает в себя также культуру речи, умение человека держать себя в обществе и соблюдать правила приличия.

Нормами культуры общения являются вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, формы приветствия, благодарности, извинения, общения женщин и мужчин. Непременные атрибуты культуры общения - тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Культура общения включает в себя определенные правила поведения, но не сводится к ним. Являясь неотъемлемой частью политической и духовной жизни общества, культура общения отражает степень развития «человеческого» в самом человеке, т.е. его власти над самим собой, своими действиями и поступками. Культура общения пронизывает все сферы жизнедеятельности общества и личности - материальную, политическую и духовную, всех общностей - социальные группы, этнические образования, являясь в то же время показателем достигнутой обществом ступени общественного и культурного развития. В культуре общения фиксируются способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества. В ней также находят отражение социальные последствия усиливающегося взаимодействия людей в различных сферах деятельности.

В процессе воспитания культуры общения социальные идеи и нормы превращаются в убеждения личности и тем самым развивают и обогащают ее. Проблемы формирования духовного мира личности выступают всегда и как проблемы формирования культуры высоких общественных чувств. Чувствовать в социальном плане - значит обнаруживать свою заинтересованность в происходящем, свое сопереживание, в конечном счете, свою социальную активность.

Таким образом, культура общения представляет собой совокупность передовых социально значимых идей и системы положительных идеалов, оказывающих постоянное влияние на духовный мир и политический облик человека и выступающих социальным регулятором в его взаимоотношениях с другими людьми.

Исходя из общепринятого определения культуры как специфического способа организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленного в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе, нам предстоит рассмотреть взаимодействие основных компонентов культуры и, прежде всего, такой специфической ее части, какой является культура межэтнического общения.

Следует отметить, что очень сложно провести резкую грань между всеми частями и компонентами культуры. Выделяя их, нельзя не замечать, что культура - целостная единая система, все стороны которой тесно взаимосвязаны. В то же время выделение составных ее частей имеет определенное научное и практическое значение, ибо каждая из них обладает определенной самостоятельностью, связана со специфическим видом человеческой деятельности и играет немаловажную роль в развитии общественных отношений.

В определении сущности культуры межэтнического общения можно выделить различные подходы и точки зрения. Так, в работах JI.H. Когана высказывается положение, что «культуру человеческого общения можно рассматривать как процесс формирования личности в процессе общения с другими людьми». Действительно, расширение культурного кругозора личности происходит именно в процессе общения, своеобразной формой которого является освоение ценностей культуры, созданной многими поколениями людей. В этом диалектическом единстве происходит как влияние общества на формирование ценностных установок в деятельности личности, так и обратное - влияние личности на развитие общества, его культурных ориентаций, нравственных установок. Интенсивность и эффективность общения зависят, таким образом, от взаимодействия личности и общества, т.е. от социально-психологических стереотипов, которые возникают в результате межличностного общения в процессе совместной деятельности и взаимного познания людей.

Существенное значение в повышении эффективности духовного взаимодействия и взаимообогащения между представителями различных национальностей имеет преодоление социальных, этнических, психологических барьеров, определенных национальными интересами. Поэтому выработка стереотипа поведения, реализующего самые высокие и гуманные идеалы во взаимоотношениях представителей различных национальностей, представляет весьма актуальную задачу и определяет содержание культуры межэтнического общения.

Практические действия людей в сфере межэтнических отношений призваны выявить соответствие интернационалистических устремлений конкретной практике реального общения. Культура общения, в том числе и межэтнического, как раз и показывает, в какой степени реальная практика тех или иных процессов общения соответствуют нормам и требованиям, предъявляемым обществом к развитию личности. Если культура в целом является специфическим способом отражения конкретно-исторических форм жизнедеятельности людей на различных этапах определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических общностей, то можно с уверенностью утверждать, что и культура межэтнического общения, в которой закреплены традиционно складывающиеся нормы и правила взаимоотношений между этносами, несет на себе отпечаток тех конкретно-исторических эпох и общностей, в которых она развивалась.

В свое время немецкий философ И. Кант пытался рассмотреть этнические черты отдельных народов как явление «прирожденное, естественное», основы которого заложены «в крови людей», предлагая только эти естественные качества выделить при оценке этноса, ибо, по его мнению, черты и свойства, приобретенные этносом в процессе общения с другими народами, являются для нее искусственными. Культура межэтнического общения вырабатывается именно в процессе взаимодействия этносов, а если следовать логике Канта, то она является чем-то искусственным, навязанным извне этноса, тогда как по своему существу и содержанию она является внутренним свойством самого этноса.

Ни один этнос не может вступить в межэтническое общение, не осознав своего внутреннего «Я» и не определив своего отношения к другим окружающим ее общностям. Сформированное этническое самосознание является условием толерантных межэтнических отношений, в том числе и на личном уровне. По образному выражению Расула Гамзатова, «каждый человек смолоду должен понимать, что он пришел на землю для того, чтобы стать представителем своего народа, и должен быть готовым принять на себя эту роль». Каждый человек должен впитать в себя все подлинно народные традиции, социальный опыт и историю родного народа в его взаимоотношениях с другими нациями и этносами.

Специфика формирования культуры межэтнического общения определяется в первую очередь ценностными ориентациями общества, имеющими относительно широкое распространение в этнической общности. В межличностную культуру общения представителей различных национальностей включается и выполнение общенациональных норм поведения, традиционно определяющих стиль, уровень и характер отношений с представителями других народов.

Поведенческая характеристика личности в условиях межэтнического общения включает в себя готовность и умение пойти на контакты с лицами других этносов, дружелюбие и возможность поддерживать дружеские отношения, учет этнической специфики лиц, вступающих в контакт, глубокий такт по отношению к лицам другой национальности в любых, даже конфликтных, ситуациях.

Следовательно, в содержание культуры межэтнического общения можно включить: а) нормативные требования, возведенные в ранг закона, регулирующие взаимоотношения представителей различных этносов и обязательные для исполнения всеми членами общества; б) сложившиеся в процессе повседневного общения традиционные нормы взаимоотношений между представителями различных этносов, в которых отражены общечеловеческие идеалы дружбы и уважения к другим народами.

Культура межэтнического общения выступает социальным регулятором поведения человека и его взаимоотношений с людьми другого этноса во всех сферах социальной жизни - на производстве, в быту, в сфере досуга и непосредственных межличностных отношениях.

Таким образом, культура межэтнического общения выступает как система характерных для личности, наций и социальных групп или общества в целом идей и представлений, способов, форм и видов специфической культурной деятельности, осуществляемой в целях углубления процесса взаимодействия, и взаимовлияния людей различных национальностей.

Культура межэтнического общения - это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди различных национальностей обмениваются опытом, ценностями, мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межэтнического общения проявляются не только личные качества, но и особенности психологии, традиций, культуры народов, представителями которых являются общающиеся.

Межэтническое общение становится средством осознания человеком своей причастности к родному этносу и формой этнокультурного обмена, при котором индивид возвеличивается, ощущая себя частицей не только своего народа, но и человечества в целом. Межэтническое общение дает возможность приобщиться к традициям, к культурам, к историческому опыту многих этносов, что формирует широкий взгляд на окружающий мир, этноязыковые процессы, человеческое и национальное достоинство.

В раскрытии сущности и характера межэтнического общения большое значение имеют социально-психологические исследования. «Как люди, - отмечает А.А. Бодалев, - входящие в одну этническую общность, воспринимают человека из другой этнической общности, какие представления у них при этом актуализируются, какое отношение возникает и какие новые черты проявляются в их поведении при встрече с ним, - психологи должны получить ответы на эти вопросы».

При характеристике культуры межэтнических отношений можно выделить следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-потребностный и поведенческий. Первый - когнитивный компонент - включает представления о межэтнических отношениях; о культуре межэтнического общения как сложной системе, включающей ряд содержательных элементов, соответствующих разным сторонам и формам самого общения между людьми различных национальностей; об истории и культуре своего народа, об особенностях других национальных культур (истории, языка, традиции, обычаев, психологии и др.) и проблемах их развития; общепринятых нормах и правилах поведения при взаимодействии людей разных национальностей; способности и умении общения в разнонациональных коллективах (учебных, трудовых и т.д.).

Второй - эмоционально-оценочный компонент - включает эмоционально-нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, оценочных суждениях и т.д. по отношению к своему и другим этносам. Отрицательные - равнодушие, замкнутость, упрямство, обидчивость, подозрительность, грубость, ненависть, жестокость и др. Положительные - любовь, доброжелательность, чуткость, вежливость, сочувствие, интерес, терпимость, уступчивость.

Третий - мотивационно-потребностный компонент включает мотивации и потребности людей в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межэтнических отношений.

Четвертый - поведенческий компонент - включает проявление действий и поступков по отношению к людям другой национальности, характеризующихся, как правило, доброжелательством, тактичностью, формализмом, безучастием, пренебрежительностью.

Культура межэтнического общения - это уважительное отношение человека к людям разных наций, к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству, которая предполагает выполнение людьми правовых и морально-этических норм в многонациональной среде. В культуру межэтнического общения входит нравственная и эстетическая грамотность, помогающая личности понять психологическое состояние людей, вовлеченных в этно-конфликтную ситуацию, и определить пути рационального решения возникшей проблемы. Она также включает в себя знания о правах человека и народов, нациях и национальных отношениях, национальных культурах и их взаимовлиянии, национальных, общественных и общечеловеческих и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.

Сложившиеся между народами отношения обуславливают межэтническое общение, которое выступает как личностно-психологическая форма проявления национальных отношений. Здесь индивидуальные отношения представителей разных этносов друг к другу воссоздают на личностном уровне межэтнические отношения. При этом национальные отношения как бы пропускаются через личностно-психологические особенности людей, приобретают субъективную форму. Межэтническое общение обладает относительной самостоятельностью по отношению к породившим его национальным отношениям. В то же время «межэтническое общение в качестве своей детерминанты имеет сложившиеся национальные отношения».

Поэтому необходимо рассматривать межэтническое общение как относительно самостоятельную, но не автономную, личностно-психологическую (субъективную) форму национальных отношений.

На межэтническое общение существенное воздействие оказывают такие факторы, как:

- этнодемографические особенности государства, региона, республики, провинции, области или округа;

- характер отношений народов (дружественный, нейтральный, конфликтный);

- наличие общего и особенного в исторической судьбе, культурах и языках народов;

- этнопсихологическая «совместимость» представителей тех или иных народов;

- религиозно-конфессиональная специфика страны, региона, района;

- возрастные особенности и индивидуально-психологические качества людей.

Каждому историческому типу образа жизни соответствует адекватная ему культура межэтнического общения. Она отражает не только характер и убеждения индивидов, но и социальную зрелость общества, его идеологию, уровень интернационалистического сознания и общественной психологии. Несет она в себе и отпечаток группового сознания того социального коллектива, к которому принадлежит общающийся.

Многие элементы культуры межэтнического общения совпадают с нормами культуры поведения вообще и являются, таким образом, категориями этическими. Культура межэтнического общения есть форма отражения в сознании и проявление в жизни общества высокого уровня развития. Это своего рода призма, через которую субъектом воспринимаются все процессы развития, расцвета и сближения наций, народностей, этнических групп. «Вектором» культуры межэтнического общения людей является интернационализм как социально- политический и моральный принцип.

Культура межэтнического общения своей сущностью связана с интернационализацией общественной жизни общества в целом и каждой нации и народности в отдельности. Социальная ценность культуры межэтнического общения состоит, прежде всего, в полезности, практической целесообразности.

Расширение функций и масштабов воздействия культуры на национальные и интернациональные процессы, обеспечение гармоничности их взаимодействия находятся в прямой зависимости от успехов демократизации общественной жизни в целом в стране и в сфере национальных отношений в частности. Ведь культура охватывает всю совокупность общественных связей и отношений между нациями и народностями, между людьми как субъектами социальной деятельности. В.М. Межуев в работе «Культура и история» пишет, что: «Будучи всегда синонимом человеческого развития, культура совпадает тем самым с общественным развитием, с развитием человека как общественного существа».

Практика установления равноправных отношений нуждается в соответствующей теоретической концепции. Разработка ее связана с преодолением ряда методологических трудностей, в том числе и по вопросу культуры межэтнического общения. Здесь необходимо учитывать следующие принципиально важные моменты: конкретно-исторический уровень развития этноса и этнических отношений; богатство и многообразие проявлений культурной самобытности и традиции общения; исторически установившиеся традиции и опыт взаимоотношений между нациями и народностями (соседними и дальними); идейно-политические ориентации, заложенные в основу формирования и функционирования культуры, обычаев и традиций; особенности духовного облика, культуры, психологии, нравственных качеств индивида, вступающего в межэтническое общение. Демократические, последовательно гуманистические традиции культуры межэтнического общения должны получить и дальнейшее развитие.

Наиболее важным участком, требующим первоочередных усилий по организации национальных отношений, является образовательная среда. Это базовый участок во всей системе отношений между нациями, вместе с тем это наиболее трудный участок, так как в школьном коллективе сходятся все проблемы и противоречия, свойственные данному обществу. Без системного организационно-политического, правового, социально-экономического обеспечения национальных отношений в каждом учебном коллективе невозможно формировать культуру межэтнического общения в обществе. Важной составной частью культуры межэтнического общения выступают нравственные требования соблюдения такта, уважения, доброжелательности в отношениях с представителями различных национальностей. Бестактность, равнодушие, грубость, пренебрежительное отношение к представителям той или иной нации, к их национальной культуре, языку, нравам и традициям наносят вред и тому, кто их проявил. Возникает необходимость создания этнического и правового кодекса регулирования межэтнического общения и межэтнических контактов. Идеологические и морально-политические факторы также оказывают непосредственное воздействие на культуру межэтнического общения. Накопившиеся противоречия в социальной и экономической сферах лежат в основе разразившихся в различных регионах страны межнациональных конфликтов. Не последнюю роль в этом сыграла неразвитость национального самосознания конфликтующих народов, низкая культура межэтнического общения. Поэтому, говоря о необходимости развития духовной жизни наций, мы, прежде всего, должны думать о том, насколько она может быть обогащена и в каких формах реализована на межэтническом уровне.

Академик Д.С. Лихачев отмечает, что низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны.

Диалог, интернациональное взаимодействие наций осуществляются через деятельность человека, воплощаясь в духовном мире конкретной личности, являющейся «основной клеточкой», двигателем культуры межэтнического общения. Вот почему важно, рассматривая проблемы культуры межэтнического общения, «прежде всего, иметь в виду обеспечение необходимых условий для формирования в каждом человеке такого интегрального качества, как духовность, интеллигентность, придающего человеку нравственную устойчивость, деятельную отзывчивость, человечность побудительных мотивов, без которого не может быть настоящего патриота-интернационалиста».

Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, - это важный элемент культуры межэтнического общения. Если знание русского языка для гражданина России является важной коммуникационной потребностью, сформулированной обстоятельствами жизни, то знание языка местного населения также создает необходимые условия для эффективного общения. Во всем многообразии различных аспектов межэтнического взаимодействия нет мелочей. Каждая деталь вносит свою лепту в формирование поведения, в сознание отдельного человека или группы людей, в становление субъективных человеческих сил и способностей, возникающих и реализуемых в деятельности по решению конкретных задач во всех областях и сферах общественного производства.

Язык межэтнического общения - язык, используемый в многонациональных государствах и сообществах для коммуникативных связей между людьми различной этнической принадлежности. Он может, иметь официальный статус или не иметь такового. Использование того или иного языка определяется лингвистическими и нелингвистическими факторами. Основные нелингвистические факторы: язык межэтнического общения - чаще всего родной язык большинства населения государства; этот язык в прошлом имел официальный статус на данной территории. Основные лингвистические факторы: близость письменного литературного и разговорного языков; относительно небольшие диалектные различия. В отдельных сферах деятельности в качестве универсальных языков межнационального общения используются мертвые или искусственные языки.

Языком межэтнического общения в России является русский язык. В русском языке минимальные диалектные различия. Ему характерна близость разговорного и письменного литературного языка. Это облегчает использование русского языка в качестве языка межэтнического общения. Адыгейский исследователь Р.Ю. Намитокова утверждает, что русский язык был и остается языком межэтнического общения, языком образования и духовного развития всех народов России. Знание русского языка следует рассматривать как социокультурную и личностную ценность.

Культура межэтнического общения является основной составной частью в межкультурной коммуникации. Говорить о межкультурной коммуникации можно в том случае, если люди представляют разные культуры и осознают все, не принадлежащее к их культуре, как чужое. Отношения являются межкультурными, если их участники не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения. При этом постоянно выявляются как характерные, так и незнакомые свойства, как тождество, так и инакомыслие, как привычное, так и новое в отношениях, представлениях и чувствах, возникающих у людей.

Для межкультурной коммуникации необходима принадлежность отправителя и получателя сообщения к разным культурам. Для нее также необходимо осознание участниками коммуникации культурных отличий друг от друга. По своей сущности межкультурная коммуникация - это всегда межперсональная коммуникация в специальном контексте, когда один участник обнаруживает культурное отличие другого.

Действительно, не вызывает сомнений, что коммуникация будет межкультурной, если она происходит между носителями разных культур, а различия между этими культурами приводят к каким-либо трудностям в общении. Эти трудности связаны с разницей в ожиданиях и предубеждениях, свойственных каждому человеку, и, естественно, отличающихся в разных культурах. У представителей разных культур по-разному идет дешифровка полученных сообщений. Все это становится значимым только в акте коммуникации и приводит к непониманию и напряженности, трудности и невозможности общения.

Межкультурная коммуникация основывается на процессе символического взаимодействия между индивидуумами и группами, культурные различия которых можно распознать. Восприятие и отношение к этим различиям влияют на вид, форму и результат контакта. Каждый участник культурного контакта располагает своей собственной системой правил, функционирующих таким образом, чтобы отосланные и полученные послания могли быть закодированы и раскодированы. Признаки межкультурных различий могут быть интерпретированы как различия вербальных и невербальных кодов в специфическом контексте коммуникаций. На процесс интерпретаций, помимо культурных различий, влияют возраст, пол, профессия, социальный статус коммуниканта. Поэтому степень меж культурности каждого конкретного акта коммуникации зависит от толерантности, предприимчивости, личного опыта его участников.

На основании сказанного межкультурную коммуникацию следует рассматривать как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.

Системы коммуникации в различных культурах, как и в культуре межэтнического общения, передаются от поколения к поколению и усваиваются в процессе инкультурации. Для каждой культуры существуют единственно приемлемые стили общения. Успех общения может иметь различные формы: усовершенствованные взаимоотношения, дружба, прекращение конфликта и т.д.

Важно не просто знать принципы межкультурной коммуникации, но применить их и совершенствовать на практике. Нужно развивать быстроту мышления и умение выражать свои мысли разными способами, то есть объяснить одну и ту же идею по-разному. Успех во взаимодействии с людьми следует рассматривать как успех в выполнении какого-то индивидуального задания. Способность быть посредником между людьми, правильно представить собеседников друг другу, сказать нужное слово в нужной ситуации - неоценимое умение для межкультурной коммуникации.

Культурная коммуникация протекает устойчиво при сохранении полной сохранности этнических ценностей. Ее цель - обогащать каждую национальную культуру, сохраняя ее неповторимый облик. Г.В. Плеханов считал, что каждый из народов, обменивающихся в области культуры, «может что-нибудь иметь от заимствования у другого». В.Г. Белинский в свою очередь утверждал, что «даже тогда, когда прогресс одного народа совершается через заимствования у другого, он, тем не менее, совершается национально. Иначе нет прогресса». Из изложенного видно, что заимствования в различных элементах культурного наследования путем добровольного и ненавязчивого взаимообмена ценностями являются естественной потребностью народов и в полной мере отвечают их интересам.

В процессе контактов с представителями других культур люди встречаются, совершают какие-то действия и поступки, обмениваются взглядами и мыслями. При этом смысл каждого конкретного поступка им необходимо понять. Чаще всего этот смысл и значение следует искать в традиционных для той иной или иной культуры представлениях о нормальном типе поведения и отношений. Правила культуры относительны и не умеют универсальной значимости. Чтобы понять поведение представителя другой культуры, надо знать, насколько традиционно его поведение для его собственной культуры.

Культура не подчиняется каким-либо абсолютным критериям. Культура каждого народа относительна, и поэтому адекватно ее оценить можно только в ее собственных рамках и границах. Данный методологический подход в культурной антропологии получил название культурного релятивизма.

Главная идея культурного релятивизма состоит в признании равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Согласно культурному релятивизму не существует элитарных или неполноценных культур, все культуры по-своему неповторимы, и ошибочно сравнивать их друг с другом. То есть, культуры всех народов одинаково ценны, но о ценности каждой из них можно судить лишь в рамках данной культуры. Тем самым культурный релятивизм означает признание самостоятельности и полноценности каждой культуры, принципиальный отказ от этноцентризма и европоцентризма при сравнении культур разных народов.

Принцип культурного релятивизма играет важную роль в межкультурной коммуникации, поскольку требует уважения и терпимости к нормам, ценностям и типам поведения чужих культур. Он предполагает практическое отношение к культуре каждого народа, формируя стремление понять культуру изнутри, осознать смысл ее функционирования на основе представлений об идеальном и желаемом, распространенном в ней.

Коммуникацию можно рассматривать как форму деятельности, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании партнеров. Она характеризует общение как двухстороннюю деятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними, сопереживание и обмен эмоциями. Коммуникация может решать разные задачи: обмен информацией, выражение отношения людей друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное понимание.

Субъектом коммуникации является человек, который для обеспечения своей жизнедеятельности вступает во взаимосвязь с другими людьми. Система человеческих взаимоотношений опосредуется культурой, которая определяет характер и эффективность человеческого общения. Но в ходе различных видов деятельности человека складывается потребность в поиске более совершенных и эффективных форм общения, что порождает различные роли и значение тех или иных форм общения. Иными словами, в зависимости от разнообразных причин различные формы общения приобретают соответствующее назначение в жизнедеятельности людей, то есть функцию. Функциональный анализ коммуникации дает возможность выявить ту социальную роль, которую она выполняет в обществе, и помогает более точно понять ее сущность.

Таким образом, культура межэтнического общения выступает как система характерных для личности, наций и социальных групп или общества в целом идей и представлений, способов, форм и видов специфической культурной деятельности, осуществляемой в целях углубления процесса взаимодействия и взаимовлияния людей различных национальностей.

Культура межэтнического общения - это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди различных национальностей обмениваются опытом, ценностями, мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межэтнического общения проявляются не только личные качества, но и особенности психологии, традиций, культуры народов, представителями которых являются общающиеся.

Культура межэтнического общения является частью межкультурной коммуникации, которую следует рассматривать как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. Целью межкультурной коммуникации является обогащать каждую национальную культуру, сохраняя ее неповторимый облик.

 

АВТОР: Золотова Б.Х.