19.05.2012 12036

Влияние идеологии на развитие культуры межэтнического общения

 

Исследование влияния идеологии на развитие культуры межэтнического общения предполагает анализ целого ряда аспектов: политологического, гносеологического, психологического, социолингвистического и т.д. Данное множество подходов является следствием особенностей содержания и функционирования самих идеологических феноменов, под которыми понимаются, в широком смысле этого слова, «определенные системы философских, художественных, нравственных, правовых, политических, экономических, социальных знаний и ценностей о мире и роли человека в нем, которые организуют, регулируют, интегрируют и направляют деятельность индивидов во всех сферах жизни общества». Межэтнические отношения как одна из сторон систем общественных отношений являются результатом деятельности людей, руководствующихся идеями, в той или иной мере соответствующими их интересами. Сами идеи могут носить либо обыденно-практический характер, либо выступать в качестве идеалов и убеждений, являющихся ядром научно-теоретического, идеологического уровня сознания людей.

Идеология представляет собой систему взглядов и теорий, в которых осознаются и выражаются коренные интересы различных социальных групп и содержатся программы закрепления или изменения существующих общественных отношений. В этом философском смысле идеология является теоретическим уровнем сознания групп, масс, этносов и общества в целом, и без теоретического обоснования, без системы взаимосвязанных принципов, идей и идеалов общественное сознание не может существовать. Чувства, эмоции, традиции и обычаи свидетельствуют о состоянии взаимоотношений между представителями разных народов, о наличии или отсутствии напряженности в межэтнических отношениях.

Идеология как социальный феномен проявляет себя практически во всех сферах социальной жизни и неотделима от самой социальной реальности и общественного сознания современных обществ. Причем речь идет не только о групповом и массовом сознании, но и о научной мысли. М.В. Ильин, говоря об опыте описания понятий, пишет: «Слова и их смыслы являются тем материалом, из которого путем обобщения создаются понятия, и в котором они потом отливаются, формируются. Фигурально выражаясь, понятия как бы вырастают из метафор - образных словоупотреблений, соединяющих разные смыслы одного слова или, шире, включенного в политический дискурс знака».

Употребление слова «идеология» в политических и публицистических текстах показывает, что в общественном сознании проявляется непонимание того, что подразумевается под понятием «идеология». В результате возникает целый комплекс слово понятий, которые могут то взаимо-пересекаться и подкреплять друг друга, то отталкиваться и конфликтовать. Для прояснения понятия «идеология» необходимо оттолкнуться от более определенных характеристик.

Политологический энциклопедический словарь трактует понятие «идеология» таким образом: «Идеология - система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество». Большой толковый словарь иностранных слов описывает идеологию как «систему идей, представлений, понятий, выраженных в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, морали, искусстве, религии).

Наиболее полное определение идеологии, хотя и требующее необходимых уточнений и дополнений, предлагает «Философский энциклопедический словарь»: «Идеология (от идея и греч. «логос» - слово, понятие, учение), система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений». Идеология продолжает существовать и как концепт, и как феномен, несмотря на неоднократные декларации о ее конце и стремление сторонников постмодернизма отказаться от использования самого термина «идеология».

Изучать проблемы идеологии целесообразно как минимум в двух аспектах. Во-первых, речь идет об институциональном подходе, где идеология выступает в качестве института, воспроизводящего социальную идентичность, консолидацию, легитимацию властных отношений. Во-вторых, идеология должна рассматриваться как один из важнейших элементов культуры общества. Трудно представить современное общество, как без отношений власти - подчинения, так и без определенной «картины мира», стержень которой составляет идеология. И тут просматриваются как минимум три проблемы: во-первых, проблема интерпретации идеологии в терминах «истинность», «ложность», то есть допустимость ее негативного истолкования как ложного осознания социальной реальности в контексте интересов социальных групп и классов. Во-вторых, проблема соотношения «субъективных» и «объективных» характеристик идеологии. Если трактовать идеологию в «субъективном» ключе, то исследователь во многом углубляется в когнитивную психологию, рассматривая деформации индивидуального и группового сознания в тексте затруднений индивида (естественных или сконструированных) осознать «реальность» как «она есть на самом деле». С позиций «объективности» идеология выглядит как обман, который воспроизводит «сама социальная реальность». То есть не субъект искажает некую социальную «реальность», сама эта «реальность» искажает осознание субъекта.

Следовательно, субъективный подход все внимание уделяет индивидам, этносам, классам и партиям как производителям идеологии, а «объективный» подход видит идеологию укорененной в самой социальной жизни, в базовых структурах общества и в структурах производимого в обществе дискурса. Нельзя пройти мимо и третьей важной проблемы: а является ли идеология только элементом того, что принято называть в марксистской традиции «надстройкой» и «общественным сознанием», или же идеология эквивалентна сфере культуры в целом? Не менее важен вопрос о соотношении возможностей научного познания общества и его идеологических ограничений. Несмотря на то, что идеология традиционно рассматривается как антипод науки, одновременно существуют и общие черты между социальными науками и идеологией, которые коренятся в социальной природе общественного сознания. С этой точки зрения, идеология не может быть ликвидирована наукой, а сама наука вполне может иметь латентные идеологические черты и даже выполнить в какой-то степени функции идеологии. По мнению профессора А.С. Ахиезера, идеология - защищаемая государством псевдо культура, формирующаяся при участии профессионалов идеологов и имеющая целью ответить на распад консенсуса, ставящего под угрозу возможность решения медиационной задачи особыми идеологическими методами. Потребность в идеологии возникает в ситуации, когда в разных значимых для интеграции большого общества группах складываются стойкие различия в логике осмысления явлений... Задачи идеологии заключаются в том, чтобы постоянно обеспечивать приток социальной энергии в распоряжение медиатора, государственности.

На формирование уровня развития межэтнических отношений большое влияние оказывают господствующие в обществе идеологические принципы, распространение и внедрение которых в сознание людей обеспечивают средства массовой информации. Это влияние проявляется не всегда прямо и непосредственно. Степень интериоризации идеологических принципов в массовое сознание зависит от целого ряда причин и факторов (экономических, социальных, политических, правовых, нравственных, религиозных, экологических и т.д.). Определить итоговый результат их взаимодействия, прогнозировать выбор ориентиров целесообразной деятельности личностью, этносом, нацией можно только со значительной степенью вероятности, предсказать можно лишь тенденции развития межэтнических отношений.

В доперестроечный период советской истории на формирование массового сознания значительное влияние оказала государственная идеология. Крах ее основных принципов и ориентиров, отсутствие идей общегосударственного, общенационального масштаба на протяжении последних лет сделали уровень обыденно-практической жизни одним из решающих факторов формирования массового сознания.

Реальное состояние межэтнических отношений отражается в массовом сознании более или менее адекватно. Их изменение влечет за собой изменение стереотипов массового сознания, в которых фокусируются ценностные ориентации и установки, являющиеся связующим звеном между целенаправленной мотивацией и реальной деятельностью субъектов межэтнических отношений. Сформировавшиеся стереотипы массового сознания в определенных условиях могут сыграть решающую роль в выборе направленности общественной деятельности, а на уровне межэтнических отношений и отношений в малых группах именно стереотипы выступают в качестве катализаторов наметившихся процессов. Поэтому так важно проанализировать динамику стереотипов массового сознания в сфере межэтнических отношений и определить методы и средства воздействия на них с целью снижения активности негативных стереотипов, и актуальности позитивных.

Для России как федеративного многонационального государства провозглашение равенства всех граждан (независимо от расовой и этнической принадлежности) является таким же определяющим принципом, как и для любого современного демократического государства.

Стремление деидеологизировать общественную жизнь России объясняется, в том числе и тем, что идеология оценивается как социальный феномен, сыгравший зловещую роль не только в истории, но и сегодня остающийся одной из главных причин, тормозящих динамику социальных процессов. При этом основную «ущербность» идеологии связывают с тем, что она всегда была и остается сознанием конкретных социальных групп, в том числе, и у разных этносов. Значит, суть проблемы в том, какая идеология станет ориентиром в деятельности субъектов межэтнических отношений.

История становления и развития этносов сформировала различные типы их взаимоотношений. Характерные особенности этих отношений определяются идеями гуманизма, интернационализма, патриотизма, мультикультурализма, национализма и шовинизма.

Семидесятилетняя история внешней и внутренней политики Советского государства достаточно наглядно демонстрировала, что официальная идеология как фактор формирования массового сознания ориентировалась в сфере межэтнического общения на принцип гуманизма и интернационализма. Даже случаи нарушения этих принципов не отрицали того факта, что Советское государство было гарантом невозможности развязывания масштабного межэтнического конфликта.

В словаре-справочнике «Социология федеративных отношений» интернационализм описывается как «политика и практика, идеология и психология международного взаимодействия и солидарности различных стран, наций, социальных групп и организаций, политических партий и движений, отдельных людей на основе совпадения их коренных интересов и целей».

Интернационализм как идеологический принцип возник как сугубо классовое выражение интересов пролетариата в борьбе за свое освобождение от экономической и политической зависимости. Его теоретическое обоснование в идеологии марксизма было подчинено основной политической цели - задачам завоевания и удержания политической власти.

Интернационализм был важнейшим элементом государственно - партийной идеологии в СССР; несколько поколений людей воспринимали интернационализм как высшую ценность, как основу культуры межэтнических отношений.

Принцип интернационализма имел нравственное содержание. С точки зрения вне политической, его содержание носило не менее ярко выраженный общечеловеческий характер конкретно-исторического этапа социальных отношений в сфере взаимоотношений различных этносов. Интернационализм предполагает недопустимость, как абсолютизации национальных особенностей, так и их игнорирование, требует признания равенства всех наций, этносов и народов, использования вклада каждого из них в общественный прогресс и исключает возможность деления народов на привилегированные и зависимые, отношений господства и подчинения.

В общественной психологии, особенно эпохи позднего социализма, по мнению А.В. Авксентьева, «интернационализм утратил классовое содержание и инкорпорировал идеал общечеловеческих ценностей, почти полностью вытесненный из советской аксиологической структуры классовым подходом к ценностям. Можно утверждать, что в известной степени интернационализм в конечном итоге стал выполнять в советском общественном сознании функции идеала общечеловеческих ценностей, выступил в качестве их заменителя, причем эту роль он выполнял скорее на уровне интуитивного восприятия, вне идеологических конструкций. В сознании людей интернационализм воспринимался как объединение людей в естественном стремлении к лучшей жизни».

Следовательно, принцип интернационализма с момента своего теоретического обоснования представляет собой конкретно-историческую форму выражения гуманизма: а) в одной из сфер общественных отношений (межэтнических) и б) на определенном этапе исторического развития (обострение противоречий между пролетариатом и буржуазией, становление наций). Как любая конкретно-историческая форма социального феномена, он, возникнув в силу исторической необходимости, меняет свою форму в зависимости от характера этнических связей и со временем, возможно, исчезнет или «растворится» в более общем идеале взаимоотношений людей и социальных групп, в общечеловеческой ценности, выражаемой содержанием гуманизма.

Интернационализм и интернациональное сотрудничество сегодня - это не отрицание права на национальное, а учет национальных потребностей людей и народов, их продвижение к общечеловеческим ценностям. Приближение межнационального сотрудничества к человеку и современная научная политика в стране должны строиться на отказе от прежних догматических подходов в оценке перспектив развития национальной самобытности и межнационального сотрудничества народов. Помня не только достижения, сколько горький опыт прежнего равнодушия к национальному фактору, общество стало осознавать, что его богатство не в унификации, а в разнообразии и уникальности, чем богаты наши народы, у которых есть чему научиться, что перенять.

Интернациональное - это то прогрессивное, что по своим качественным характеристикам выходит за пределы его использования в данной стране, становится значимым и для других народов, возникает и проявляется в процессе взаимовлияния и взаимообогащения наций, их социально-экономического, политического и культурного развития. Интернациональный - это межнациональный, международный. В основе действительного интернационального - такие связи и процессы, которые по своей природе совпадают с коренными национальными интересами и потребностями.

Следующим, что необходимо рассмотреть в нашем исследовании, является национализм, так как на процесс культуры межэтнического общения национализм оказывает наиболее негативное влияние. Исторически национализм как особое идейно-политическое течение складывается в конце XVIII в. в связи с развитием национальных движений, становлением наций и ростом национального самосознания, развертыванием национально-освободительной борьбы. Национализм сыграл положительную роль в становлении наций, их консолидации, освобождении угнетенных народов, их самоопределении и развитии их самобытности.

Национализм, согласно теории английского ученого Э. Геллнера, - это не оценочное понятие, а следование принципу, согласно которому политические и этнические единицы должны совпадать, культура должна быть обеспечена своей собственной политической крышей.

В русском языке под национализмом понимают идеологию, политику, общественные эмоции, практические действия людей, сущностью которых является идея национальной исключительности, национальной обособленности, пренебрежения и недоверия к другим нациям и народностям. Необходимо учесть, что в русском языке термин «национализм» имеет выраженный негативный смысл, в отличие от английского, в котором этот термин эмоционально более нейтрален.

Национализм - это идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов. Национализм широко распространен во всем мире, проявляется в общественной жизни практически всех стран, но приобретает особую опасность в многонациональных странах. Национализм может выступать в облике фашизма, шовинизма, апартеида. Он проявляется и как национализм малых народов, и как проводник насильственной ассимиляции, и как национальная ограниченность, замкнутость, обособленность.

Национализм зиждется на принципе самоопределения. Как отмечает Ф. Фукуяма, идеология национализма исходит из убеждения, что гомогенные культурно-лингвистические группы должны быть организованы в суверенные государства. Суверенитет же есть коллективное самоопределение.

Сущность националистического типа идеологии заключается в политике, автаркии. Этот тип идеологии основывается на разделении «свои - чужие» по этническому признаку, при этом «чужие» обвиняются в развале экономики, упадке культуры и тому подобных бедах. Понятно, что все это лишь псевдо объяснение. Политика изоляционизма в экономическом плане совершенно несостоятельна, в настоящее время она может привести лишь к дальнейшему падению уровня производства в результате разрыва сложившихся экономических связей.

Идея национализма становится крайне опасной, когда она (идея национализма) искусственно или под влиянием объективных обстоятельств раздувается и преувеличивается, в результате чего национализм переходит в шовинизм. Шовинизм - крайняя форма национализма державной нации, занимающей главенствующее положение в государстве. Он направлен на порабощение других наций, их дискриминацию в экономической, политической, культурной жизни. Шовинизм выступает и как проводник насильственной ассимиляции малых народов. Он пропагандирует и насаждает в сознании людей представления о превосходстве и исключительности державной нации, о ее особых прирожденных качествах. Идеология шовинизма нацелена на возвеличивание господствующей нации, дискриминацию других наций, показ «примитивизма» их культур и национальных черт.

Шовинизм, по мнению А.В. Авксентьева, является проповедью национальной исключительности, национального чванства, возвеличения собственной нации, разжигание национальной вражды и ненависти. Шовинизмом принято называть экстремистские формы национализма, как правило, призывающие к конкретным действиям против людей другой национальности.

Современная практика межнационального общения требует иного понимания, создания новых правовых, нравственных и социальных норм, регулирующих отношения, в которые вступают этносы и представители разных национальностей в ходе переустройства модели и структуры общества. Самосознание гражданина новой России должно основываться на единстве трех начал, трех компонентов, которые включают в себя чувство принадлежности к своему народу, к своему этносу, любовь и уважение к своим традициям и истории родного народа, стремление владеть своим национальным языком, своей культурой; чувство принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, непременно сопряженный с отказом от национального тщеславия, от представлений о своей этнической исключительности; чувство принадлежности к мировому сообществу, чувство ответственности за судьбы не только своего народа, своей страны, но и всего мира. Для достижения этой триединой цели необходимо умело использовать принципы культурного плюрализма.

В настоящее время в научный оборот входит такое понятие, как «мультикультурализм». Мультикультурализм как идеология и практика функционирования и развития поликультурного общества представляет на современном этапе социальный эксперимент, результаты которого во многом определяют в обозримом будущем принципы деятельности международного сообщества по решению этнических проблем современности. Элементы мультикультурализма присутствуют в идеологии и социальной практике многих стран, но нигде они пока не сложились в работающую систему.

Проблемы обострения межэтнических конфликтов в современной России являются актуальными. Наиболее остро эта проблема проявляется на Северном Кавказе. Одним из серьезных препятствий на пути стабилизации этнических отношений, как в регионе, так и в стране в целом, является отсутствие позитивного образа межэтнических отношений в общественной идеологии и общественной психологии. Между тем позитивный образ является исключительно важным элементом поликультурного общества, который присутствует в идеологии большинства многонациональных стран. Для преодоления такой ситуации могут быть использованы успешно сочетающиеся с идеей интеграции принципы мультикультурализма, который приобретает все больше сторонников в мире.

Проблема социальной, политической и этнокультурной стабильности в России не может быть решена без выработки и пропаганды новых форм толерантности между этническими и культурными группами как внутри государства, так и на международном уровне. Эта задача стоит, прежде всего, перед наукой, средствами массовой информации, учреждениями культуры, образовательными учреждениями всех уровней. Реализация данного подхода в рамках изменений, происходящих в общественном сознании, может внести значительный вклад в решение проблемы этноконфликтной напряженности в России и на Северном Кавказе, поскольку в его рамках должна проводиться работа по расширению знаний о представителях иных народов, формированию взаимной терпимости и готовности к продуктивному межэтническому и межкультурному взаимодействию. В настоящее же время этническое возрождение в России приводит к отказу от универсализации в официальной коммуникации вообще, что опасно для будущего страны, так как затрудняет интеграцию ее народов в мировое сообщество. Потребность в более высоком уровне специализации и профориентации приводит к увеличению количества универсальных элементов в культуре. С другой стороны, процесс этнического возрождения повышает интерес к этнокультурным ценностям. Эта тенденция также может носить прогрессивный характер, но только в тех случаях, когда она не ведет к этнокультурной изоляции и росту чувства национальной исключительности. Изучение идеологии и практики мультикультурализма, возможности применения его принципов к российским реалиям и к условиям Северного Кавказа представляется весьма актуальным, так как за последнее десятилетие в сфере общественного сознания субъектов Российской Федерации наметился значительный крен в сторону этнизации культур. Мультикультурализм как идеология и практика социального согласия и межэтнической, межкультурной толерантности в условиях российской действительности представляется одним из возможных путей снижения межэтнической напряженности.

Концепция информационной культуры, активно развивающаяся в последние годы, выдвигает идею сочетания, динамического равновесия глобальной информационной культуры с мультикультурами различных этносов, наций, национально-государственных образований. Концепция информационной культуры становится основой идеологии и политики мультикультурализма, активно проводимой правительствами, общественными движениями и партиями многих стран и регионов. Этими проблемами все активнее занимаются и международные организации. Так, например, ЮНЕСКО придает большое значение разработке теоретических аспектов политики мультикультурализма. В России инициатором разработки концепции информационной культуры и политики мультикультурализма стал известный философ Л.B. Скворцов. В трактовке этого автора мультикультурализм - это осмысленная и разработанная политика, выражающаяся в систематическом ответе на возникающее в современном мире культурное и этническое многообразие; политика, включающая образовательные, лингвистические, экономические и социальные компоненты, а также специфические институциональные и информационные механизмы.

Эффективность политики мультикультурализма во многом определяется созданием механизмов включения групп этнического меньшинства в реализацию политики, созданием возможности принятия ответственности за решения, которые относятся к их общественной жизни. Политика мультикультурализма основана на принципах равенства, свободы выбора и партнерства. Считается, что эти принципы дают эффект интеграции (взаимовыгодного взаимодействия при сохранении своеобразия). Не вызывает сомнения, что уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности может дать основания для уважения других групп. Для понимания и «принятия» других надо уважать собственную культуру, быть уверенным в ее ценностном и позитивном значении и чаще вступать в контакты с отличными от нее культурами. Таковыми видятся известные на сегодняшний день составляющие формулы межкультурной толерантности. Для претворения этой формулы в жизнь в социальном законодательстве полиэтнических государств должны подчеркиваться выгоды плюрализма, а представление о непомерно дорогой социальной и личностной цене этнических предубеждений и дискриминации должно быть сформулировано у каждого гражданина. Мультикультурализм как идеология социального согласия и межэтнической, межкультурной толерантности приобретает в этом случае особое социальное и политическое значение. Принципиально важным является то, что тема мультикультурализма охватывает весь спектр социальных, этнокультурных, политических проблем, которые возникают в динамично изменяющихся современных обществах. Тема мультикультурализма также самым тесным образом связана с проблемами федерализма.

В современной отечественной обществоведческой литературе данная проблема еще только начинает рассматриваться, в то время как на Западе она имеет уже сложившуюся историю изучения. В опубликованных к настоящему времени работах феномен мультикультурализма рассматривается преимущественно с социально-философской, морально-этической или политико-правовой точек зрения. Между тем эти весьма важные подходы недостаточно полно охватывают круг вопросов, затрагивающих такую тему, как «влияние идеологии на развитие культуры межэтнического общения». В связи с этим необходимым представляется взгляд на мультикультурализм как на социальный, этнокультурный и политико-идеологический феномен, прежде всего через призму современных процессов этнического возрождения и глобализации. Именно этническое возрождение в совокупности с демографическими, политическими факторами - тот катализатор неблагоприятных тенденций, которые определяют внутреннее развитие современных национальных государств, международной социальной системы в целом. Наряду с этим мультикультурализм рассматривается как продуктивная идеология и политика стабилизации отношений между большинством и меньшинством как в мультикультурных, так и мультиэтнических государствах. В данном контексте значимы как собственно инструментальные - социально-технологические - средства, так и меры, направляемые на трансформацию политических и правовых систем соответствующих национальных государств.

Термин «мультикультурализм», а также ряд концепций, научных подходов получил развитие, по преимуществу, в западных социальных науках (в США, Австралии, Канаде, Западной и Северной Европе). Здесь, наряду с другими понятиями, такими, как этничность, этническая и национальная идентичность, нация, этническая среда, национальные меньшинства, широко используемыми для изучения современных этносоциальных процессов, мультикультурализм уже более двух десятилетий находится в центре внимания академических, политических и общественных дискуссий.

Важным элементом мультикультурализма является принцип социального равенства или не дискриминации. В мультикультурной перспективе либерализм выступает «не как защита свободы вообще», а как принцип защиты и поддержки своего общества, входящих в его состав культурных, языковых, этнических групп на том основании, что их гражданская принадлежность определяется в демократических, либеральных государствах, исходя не из членства в культурном или этническом сообществе. Центральной в мультикультурализме является идея гармоничного взаимодействия разных этнических и культурных групп населения в культурно-плюралистическом обществ. Кроме того, важными темами научных дискуссий, которые приводятся в рамках концепций мультикультурализма, являются:

- обсуждение проблем этнокультурных структур, общественной жизни в целом в кризисные периоды развития национальных государств;

- анализ причин и механизмов этнической дифференциации обществ;

- этнизация социальных структур, общественной жизни в целом в кризисные периоды развития национальных государств;

- исследование межэтнических конфликтов, возникающих между национальным большинством и меньшинствами за перераспределение властных и иных ресурсов.

Каждое из указанных направлений анализа этносоциальных, этнополитических процессов и явлений имеет свой особый ракурс трактовки мультикультурализма, свои специфические, локальные перспективы его использования для решения конкретных задач в определенных сферах общественной жизни. В связи с таким довольно широким охватом научных проблем, исследовательских и прикладных задач мультикультурализм, по мнению М. Вивиорки, довольно трудно поддается точному определению. В социальных науках существуют, по крайней мере, два уровня понимания мультикультурализма:

- демографический, сущность которого состоит в описании изменений демографических и этнокультурных параметров национальных обществ, происходящих как следствие внутренних, так и внешних причин;

- идеологический, в рамках которого обсуждаются концепции национальных идеологий, например, полиэтнического национализма в Австралии, культурной коммуникации, межкультурного взаимопонимания, соответствия и различий ценностей, норм, морали контактирующих между собой этнокультурных общностей, национальных меньшинств и национального большинства.

Эти ракурсы рассмотрения могут представлять интерес в поиске путей построения культуры межэтнического общения на Северном Кавказе. В российской научной литературе пока нет исследований, раскрывающих потенциал идеологии и практики мультикультурализма в процессе предотвращения межэтнического противостояния, а между тем российская региональная культурная политика нуждается в механизмах формирования межкультурной толерантности.

Таким образом, можно заключить, что межнациональные, межэтнические отношения как одна из сторон систем общественных отношений являются результатом деятельности людей, руководствующихся идеями, в той или иной мере соответствующими их интересами.

Процессу развития, укрепления культуры межэтнического общения, несомненно, способствуют идеи интернационализма, мультикультурализма, патриотизма.

Интернационализм как идеологический принцип предполагает недопустимость как абсолютизации национальных особенностей, так и их игнорирование, требует признания равенства всех наций, этносов и народов, использования вклада каждого из них в общественный прогресс и исключает возможность деления народов на привилегированные и зависимые, отношений господства и подчинения. Центральной в мультикультурализме является идея гармоничного взаимодействия разных этнических и культурных групп населения в культурно-плюралистическом обществе.

Шовинизм, национализм приносят огромный вред развитию культуры межэтнического общения, так как эти идеи имеют целью подчинение и уничтожение одних наций другими, разжигают национальную вражду. От решения проблемы укрепления культуры межэтнического общения в теории и на практике во многом зависит состояние нашего многонационального общественного организма, его дальнейший всесторонний прогресс.

Для решения проблемы социальной, политической и этнокультурной стабильности в России необходимо выработать новые формы толерантности между этническими и культурными группами. Для этого необходимо рассмотреть толерантность как один из практических принципов в культуре межэтнического общения.

 

АВТОР: Золотова Б.Х.