21.05.2012 3156

Влияние эзотеризма на современную гуманитарную культуру

 

Проблема эзотеризма сегодня оказалась в центре внимания не только исследователей-профессионалов, но и широкой публики. Взрыв интереса к эзотерическому пытаются объяснить различным образом. Пророчества современных предсказателей нередко имеют очевидный политический подтекст, направлены на формирование определенного общественного мнения. Использование средств эзотеризма и манипулирование поведением человека часто идут рука об руку. Однако проблема эзотеризма имеет более глубокий социальный смысл.

Современный эзотеризм, как пишет Л.В. Скворцов, характеризует скрытность духовных процессов, происходящих внутри личности и внутри общества. В результате этих процессов создается потенциал изменений, предопределяющий возможность парадоксальных фактов. Следствием этого становится то, что в эпоху рассвета социальных и философских наук возникает масса непредсказуемых явлений и масса ошибочных предсказаний. Здесь и возникает необходимость видения эзотерической стороны жизни общества, ее понимания и способности давать ей адекватную интерпретацию, а значит, исследовать современный эзотеризм как социокультурный феномен.

В данном параграфе важно рассмотреть гуманитарную культуру, в рамках которой формируется эзотерическая культура. Так как содержание и ценности гуманитарной культуры свидетельствуют об уровне развития социальных систем, они являются критерием того, насколько полно и каким образом в рамках конкретного общества решается задача всестороннего и гармоничного самораскрытия человека.

По нашему мнению, следует проанализировать влияние эзотеризма на современную гуманитарную культуру и выделить основные функции эзотерической культуры как субкультуры. Также, необходимо широкое осмысление, во-первых, мистических и эзотерических практик и учений, во-вторых, роли и значения СМИ и сферы масс-медиа как основного канала распространения и пропаганды эзотерических учений.

Мир гуманитарной культуры живет и сохраняется прежде всего в форме категорий, понятий, которые содержат человеческое знание о смысле и ценностях, идеалах человеческого бытия и представляют собой единство бытия и сознания. Это рефлексируемый срез человеческого опыта и бытия, содержащийся в языке, традициях, преданиях, т.е. в «текстах» культуры. Развитые формы человеческого самосознания, вырабатывая идеальные представления о должном и опредмечиваясь в формах гуманитарной культуры (религия, философия, искусство, нравственность), становятся надличностной системой регуляции всех составляющих человеческого бытия - его отношение к миру, к другим людям и к самому себе.

М.С. Каган под гуманитарной культурой понимает тот «массив способов и плодов деятельности людей, который ориентирован экзистенциально, т.е. направлен на воплощение, утверждение и развитие человеческой духовности, в отличие от тех форм деятельности, которые подобно науке и технике, экономике и способам социальной организации имеют собственную логику существования и развития, независимую от того, благоприятны или враждебны человеку их достижения. Значение гуманитарной культуры состоит в том, что она всеми доступными ей средствами - теоретическими, практическими, педагогическими и художественными - утверждает и формирует в сознании общества идею высшей ценности Человека, понимаемого в диалектическом противоречивом единстве индивидуального и общечеловеческого. В единстве, реализующемся в общении, в диалогических связях «я» и «ты» свободных, но необходимых друг другу личностей. Именно в этом состоит историческая миссия гуманитаризма как системного свойства антропоцентрического типа культуры - и его взаимоотношения с природой и формой организации общественной жизни, отношения людей друг к другу.

Гуманитарная культура - это исторически сложившаяся форма духовного обмена между различными поколениями, историческими эпохами и народами, сущностными силами и продуктами духовного производства, общественно значимыми идеалами и ценностями, приращиваемыми в ходе исторического развития и общества, и всего человечества. «Гуманитарная культура есть превращенная форма духовной рефлексии, результат духовного само производства человека и общества», то есть через гуманитарную культуру происходит связь поколений, связь времен.

В.И. Самохвалова отмечает, что «эзотерическая культура - древнейшая и неотъемлемая часть общей культуры человечества; содержит систему самых общих представлений о происхождении, строении и мировом порядке. Постепенно словом «эзотерический» стали обозначать мистические учения, опирающиеся не на догмы ортодоксальных религий, а на личный мистический опыт и его истолкование. Сюда же стали относить и всякие нетрадиционные религиозно-мистические переживания и техники достижения измененных состояний сознания». Следует отметить, что эзотерическое первоначально возникает как знание ритуалов и табу, являющихся основой родового мифологического сознания. Это знание было доступно только членам общины и было своего рода «паспортом», без которого человек оказывался вне общих правил, а значит, и «вне закона». Разложение родового сознания связано с переходом к новому типу эзотерического знания как знания скрытого пути к подлинной сущности мира. Знание этой сущности в конечном счете обретает форму массовой веры. Это связано с формированием над родовых сверх образований, государств, объединяющих людей, принадлежащих к различным этносам, имеющим различные культурные традиции и социальный статус. Для управления такими образованиями необходимо формирование духовной общности, удостоверяющей тождественность ее членов, их принадлежность к единому целому. Универсальный эзотеризм содержит в себе два ключевых момента: открытие первосущности мира, которое позволяет управлять стихиями, а значит, и обеспечивать выживаемость государства и народа; формирование особого слоя людей, доказавших свою способность хранить и правильно использовать эзотерическое знание. Эти два фактора действовали в древнейших государствах, обеспечивая их внутреннюю консолидацию. Религия, которая также является консолидирующим фактором, по мнению В.И. Самохваловой, за внешним ритуальным слоем сохранила древнее эзотерическое содержание, восходящее к исходному тайному знанию об истинном устройстве мира и порядке бытия. В наше время к эзотерическим учениям в равной мере относятся и секстантские ответвления известных религиозных учений (суфизм, исихазм, даосская йога и др.), и учения, возникшие вне лона традиционных конфессий, каковыми являются, например, учения К. Кастанеды, Р. Штейнера, Д. Андреева, Г. Гурджиева и др.

По нашему мнению, эзотеризм в гуманитарной культуре как рефлексируемом срезе человеческого опыта и бытия, содержащегося в «текстах культуры», представляется надличностной системой регуляции. Человеческая потребность в стабильности, в защищенности перед «лицом слишком открытого мира создает мотив для формирования эзотерических учений, превращения их в духовную традицию.

Следует отметить, что третья волна современного эзотеризма возникла в 90-е годы XX в. и еще не достигла своего пика. Все учения на данном этапе объединяет утилитаризация оккультного знания, т.е. знание приобретает ценность только тогда, когда может быть как-либо применено. Эти учения ориентированы не на какие-то глобальные познавательные мотивы, а на какие-то конкретные методы. Важным моментом является также психологизация, которая характерна для всего современного оккультизма. Само базовое понятие оккультизма - освобождение, как и его противоположность, карма - также получили психологическую окраску. Так, карму стали рассматривать не как систему воздаяний, а как обусловленность человека его желаниями и устремлениями, толкающими к своей реализации, а также как систему установок на отношение к различным ситуациям сверх сознания. В этом случае освобождение есть устранение давления на сознание со стороны эмоциональной сферы. Можно выделить пять главных направлений, которые рассматриваются в качестве составляющих внутренней работы в различных современных системах:

- Актуализация психических процессов.

- Развитие сознания и самосознания.

- Очищение подсознания.

- Распрограммирование сверхсознания.

- Достижение внутренней целостности.

Воздействие массовой коммуникации противоречиво. Рассматривая этот процесс, следует выделить два разных подхода: гуманистический и прагматический. В. Бореев и А. Коваленко сделали сравнительный анализ формирующей и манипулятивной программ создания установки с точки зрения их воздействия на личность. Из этого исследования можно сделать вывод, что в отличие от формирующей программы, которая содержит просветительскую, аксиологическую, воспитательную, коммуникативно-интегрирующую и развивающую функции, манипулятивная программа выполняет внушающую, управленческо-порабощающую, дезинтегрирующую и деструктивно - компенсаторную функции.

Так, Ортега-и-Гассет отмечает, что господство массовой культуры разрушает систему ценностей человека, так что он теряет устойчивые ориентиры, что и определяет легкость манипуляции его сознанием. Ортега-и-Гассет пишет: «Мало-помалу во все более широких слоях европейского общества распространяется странный феномен, который можно было бы назвать жизненной дезориентацией... Западный человек заболел ярко выраженной дезориентацией, не зная больше, по каким звездам жить».

Возникновение мозаичной культуры тесно связано с прессой. В мозаичной культуре, пишет А. Моль, «знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации. СМИ фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества».

Связь масскульта со средствами массовой коммуникации является столь очевидной, что обширное поле значений, которые вкладывают авторы в термин «массовая культура», связано с тезисом французского социолога Ж. Фридмана о массовой культуре как продукте массовой коммуникации, где под массовой культурой понимается совокупность культурных ценностей, отданных в распоряжение публики благодаря средствам массовой коммуникации в рамках технической цивилизации. Более того, некоторые западные исследователи прямо отождествляют массовую культуру со средствами массовой информации, видя в ней непосредственное порождение таковых и утверждая, что само средство сообщения оказывает влияние на характер и содержание передаваемой информации. Эти же идеи прослеживаются в работе канадского социолога А. Ламонда, который в статье «К вопросу о массовой культуре и средствах информации» говорит о том, что «отождествляя западную массовую культуру со средствами информации и коммуникации, являющимися, прежде всего, продуктами купли-продажи или товарами, мы раскрываем ее подлинную природу - как явления относящегося к потреблению или, точнее, к бытовому потреблению».

Среди массмедийных и имиджевых технологий, получивших бурное развитие в последние десятилетия XX столетия, особое место занимает телевидение. Из всех информационных технологий, оно, пожалуй, наиболее полно и ярко передает атмосферу массовой культуры. Как справедливо заметили канадские политологи А. Крокер и Д. Кук, телевидение - это не только технический объект, но и «социальный аппарат, врывающийся в общество как символическая культурная форма относительной власти, действующая как симулякр электронных образов, преобразующих все в семиургический мир рекламы и власти... Телевидение есть реальный мир постмодернизма».

О массовом распространении эзотеризма рассуждает В.М. Розин, в своей статье «Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации» он отмечает: «Россия быстро догоняет Запад; формируется бизнес на почве продажи мистической и эзотерической литературы, а также соответствующих услуг (составление индивидуальных гороскопов и предсказаний, исцеление, спасение души, лечение всевозможных заболеваний, обращение в истинную веру и т.д.); выходят газеты, журналы и книги, посвященные мистическим и эзотерическим темам; по радио и телевидению выступают различные мистики, эзотерики, целители и колдуны; читаются соответствующие лекции, проводятся семинары и т.п. Например, в Москве издаются журналы и газеты-журналы: «Аномалия» (по тематике напоминающий известный французский эзотерический журнал «Нуво планет»), астрологический журнал «Урания», журналы «Aypa-Z», Параплюс», «Дельфис», «Свет», «Тайная власть», «Путь к себе», «Не может быть». Именно СМИ не только удовлетворяют потребности большой аудитории мистически и эзотерически настроенных россиян, но и быстро формируют новые группы адептов».

В.М. Розин выделяет три основные функции СМИ: информирование человека, выражение (предъявление) позиции определенных социальных субъектов, осуществление того или иного идеологического воздействия на сознание. В связи с этим можно высказать следующий тезис: СМИ не просто информируют человека, но и создают определенные реальности, в которые погружают его. В рамках подобных - почти виртуальных - реальностей осознанно, но чаще неосознанно программируются не только переживания человека, но и его мысли, мироощущение.

Уделяя внимание созданию стереотипов, С. Московичи считает, что надежным способом для этого является повторение в СМИ упрощенных утверждений. Повторение является вторым условием пропаганды. Оно придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных версиях и по самому разному поводу, в конце концов, начинаешь проникаться ими. Они в свою очередь незаметно повторяются, словно тики языка и мысли. В то же время повторение возводит обязательный барьер против всякого иного утверждения, всякого противоположного убеждения с помощью возврата без рассуждений тех же слов, образов и позиций. Повторение придает им осязаемость и очевидность, которые заставляют принять их целиком, с первого до последнего, как если бы речь шла о логике, в терминах которой то, что должно быть доказано, уже случилось.

Будучи навязчивой идеей, повторение становится барьером против отличающихся или противоположных мнений. Таким образом, оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие, на которое у массы уже сформировался условный рефлекс. С помощью повторения мысль отделяется от своего автора. Она превращается в очевидность, не зависящую от времени, места, личности. Она не является более выражением человека, который говорит, но становится выражением предмета, о котором он говорит.

Повторение имеет также функцию связи мыслей. Ассоциируя зачастую разрозненные утверждения и идеи, оно создает видимость логической цепочки.

Для нашего исследования важно рассмотреть такое проявление современной культуры, как «Нью-Эйдж». По нашему мнению, «Нью-Эйдж» является ярким примером современной эзотерической культуры. Так как эзотерические учения современности, объединяемые под общим названием «Нью - Эйдж», тесно связаны с неязыческими и синкретическими культами. В большинстве из них можно встретить попытки создания универсальной религии на основе уже существующих и заимствование элементов религиозно - мистических учений. Большую роль в этой культуре играют эзотерические учения - теософия Е.П. Блаватской, антропософия Р. Штейнера, «Агни-Иога» и «Живая этика» Н. и Е. Рерихов, трансцендентализм Р.У. Эмерсона и С. Грофа, учение К. Кастанеды и других, как правило, эти учения не претендуют на статус религиозных доктрин, а их последователи не образуют организационных структур, чаще всего им придается статус «научных изысканий».

«Ньюджеры считают, что их мировоззрение синтезирует весь религиозный опыт... идеи, лежащие в основе «Ньюэйдж», полностью отделяют его от истинного христианства, но в то же самое время делаются удобным орудием для объединения все иных религий. Если личностный Бог может быть источником только одного учения, то безличный мистический дух в состоянии воплотиться в любой оболочке. Идея безличного божества позволяет рассматривать все религии как различные пути к одной и той же мистической истине». А. Дворкин выделяет культурные корни ньюджеровской культуры. Во-первых, это спиритизм. Во-вторых, это теософия, основанная Е.П. Блаватской. Как было показано в нашем исследовании, это явление более широкое, оно объединяет элементы спиритизма, гностицизма, гипнотизма, восточных и египетских мифов, оккультных приемов и методов, астрологии и эзотерической антропологии, так же элементы восточных религий.

К характерным чертам эзотерической культуры, как и ньюджеровской культуры следует отнести важное понятие - «внутренне пространство», «внутренне Я». Одна из задач человека - открыть свое внутреннее пространство и войти в контакт с собственным внутренним «Я».

Различные учителя предлагают различные методики и технологии для того, чтобы вывести внутренне «Я» на поверхность и через этот акт преобразится. Все беды человека - от того, что он утерял контакт со своим внутренним «Я» и действует в отрыве от него. Выход на внутренне «Я» приводит человека в космическое сознание, в котором новообретенное «Я» исчезает, сливаясь с космическим универсумом.

Для такого типа культуры характерно увлечение кристаллами, пирамидами и специфической музыкой и др. Следует обратить внимание на ньюджеровскую музыку, которая пользуется огромной популярностью в России. Эта музыка пишется в разных стилях, но самый известный из них - это медитативная, сочетающаяся с чириканьем птиц, шумом ветра и т. п. Есть особая кристаллическая магия, в которую верят ньюэйджеры. Есть и упражнение для открытия «третьего глаза», которое называется «упражнением сердечного центра». Если провести анализ рынка, то трудно будет не согласиться с тем, что полки книжных магазинов перенасыщены литературой о подобных техниках, что, по нашему мнению, является огромной проблемой современной культуры в России, особенно молодежной.

Кристаллы - это не единственные священные предметы, которые используются в Нью-Эйдж, их список очень длинен и включает в себя такие вещи, как тибетские колокольчики, экзотические травяные чаи, скандинавские руны, солнечная энергия, цветные свечи. Еще одна «священная форма» для Нью-Эйдж - это пирамида. Существует целая наука - пирамидология, которая изучает египетские пирамиды и сооружение новых пирамидальных конструкций для усиления медитативных вибраций.

Исследователи современной культуры Нью-Эйдж выделяют основные характерные черты:

- Безличный Бог; - вечная Вселенная;

- иллюзорная природа материи;

- цикличная природа жизни;

- необходимость перевоплощений; эволюция человека в Божество;

- продолжающиеся откровения от неземных существ; тождество человека с Богом;

- оккультные практики; вегетарианство и холистические (целостные) методы охраны здоровья;

- всемирный глобальный порядок; синкретизм (единство всех религий).

Американский исследователь Уолтер Мартин выделил следующие критерии, при помощи которых группу можно отнести к Нью-Эйдж:

- Группа открыто, призвана содействовать новому времени, то есть эре Водолея.

- Группа открыто поддерживает характерные веяния нового времени (монизм - «все едино», пантеизм - «все есть Бог», гностицизм - «спасение или исцеление приходит с помощью особых познаний», карма и перевоплощение, духовная эволюция, восшедшие учителя, равные Христу, и т. д.).

- Группа открыто отстаивает оккультные практики нового времени (ченнелинг, медиумизм, астрология, психическое исцеление, нумерология, магия, различные способы достижения измененного состояния сознания, то есть медитация, монотонные песнопения, потеря чувствительности, гипноз и т. д.; использование кристаллов и пирамид в психотерапевтических и мистических целях).

- Группа пользуется специфической терминологией Нью-Эйдж (чакры, космическое сознание, всемирная энергия, глобальная деревня, самореализация, высшая самость, сотвори свою собственную действительность, сила Кундалини, Инь и Янь и др.).

Таким образом, как отмечалось в предыдущей главе, в целом изменилось отношение к самой эзотерической доктрине. Тем более, что даже слово «эзотерика» начинают трактовать по-иному. В древности это было, как известно, «знание для праведных» и тайным в плане того, что люди не склонные понять их мировоззрение (с ограниченными стремлениями) не допускались в ряды «знающих». Сегодня эзотерика и тайная доктрина не являются абсолютно недоступными для большинства, хотя определённые правила предоставления доступа (посвящение) существуют. Под этими терминами понимают сегодня больше «правильное знание» или даже метод познания мироздания разумом, индивидуальное понимание сакрального.

По нашему мнению, эзотерическая система знаний, которой придерживается человек, несет истинное знание, являясь определенной системой ценностей. Выбор ценностных ориентиров, их иерархия находятся в тесной взаимосвязи с решением смысложизненных проблем. «То, что позволяет осуществить полагаемый личностью смысл индивидуального бытия, выступает в ее переживании исполненным высшей ценности. Ценности общественного бытия выступают как внутренний катализатор, способный многократно усилить действие иных общественных сил, как вектор, указывающий направление происходящих изменений и усмотреть проект будущего в настоящем. Личностное развитие осуществляется как поиск изображения своей персональности в «мире явлений», глубина которого пропорциональна степени включенности человека в культуру. Культурный идеал обнаруживает свое существование не только во внутреннем мире личности как некий «зародыш совершенства», но и в качестве референтных характеристик внешнего мира, в силу чего личностное развитие направлено и к самопознанию и к самореализации».

Как отмечает В.И. Самохвалова: «Включение человека в структуру мира не только дает ему ощущение своей неотрывности от него, но и позволяет ясно и наглядно обозначить направление развития мира, а следовательно, место и предназначение человека. Понимание природы добра и зла, формы их воплощения в разных уровнях и в разных порядках мира делает человека более свободным и более сведущим в определении цели и смысла собственного существования. Узловые моменты эзотерической модели мира интерпретируются, обыгрываются, просматриваются во всех культурных схемах, описаниях, построениях, имеющих человечески общезначимый характер. Адекватно понять всю полноту их смысла можно только на основе знакомства с эзотерической философией. Эта устойчивая модель, определяющая ощущение человеком своего нахождения и места в мире, являет ему всю меру ответственности человека за свое бытие, показывает, что суть вечные ценности, помогает преодолеть фрагментарность представлений о мире, ощущение своей случайности, маргинальное в нем. Человек - деятель мира. Он несет ответственность за нарушение гармонии этого сложного строя связей, в который он включен и который живет в безусловном подсознательном знании, имманентном природе человека.

Главное что произошло в эзотерической среде - перемена в мировоззрении. Эволюционный процесс, которому подвержено и знание прошёл очередную точку. На сегодня эзотерика определилась с целью почти «фанатичного» поиска истинного знания. Объектом изучения и в чём-то поклонения становится разум в чистом виде. Возможно, в древности (как говорят трактаты некоторых современных доктрин) объектом изысканий и был разум... но потом внимание было переключено на его носителя (человека) после чего, этот самый носитель был обожествлён. Сегодня всё возвращается, и наши знания обогащены ещё и материальными научными изысканиями. У человека начинает повышаться самосознание (становиться на должный уровень), и вместе с ним совершенствуются его цели и задачи.

Современная эзотерика лишилась самого главного, что тормозило её развитие в прошлом. Она скинула с себя груз догматизма, примата веры и обрядовости, научив своих посвященных верить и стремиться к знаниям без ограничивающих символов.

Следует отметить, что эзотеризм в нашем столетии не сосредоточился только в эзотерических школах. В современном обществе, как показал анализ динамики эзотеризма в России, сформировались психолого-терапевтические культы, которые объединяют огромное число всевозможных целителей, знахарей, экстрасенсов и т.д. И не зависимо от того, что на первом месте стоит не религиозный, а медицинский аспект, психолого-терапевтические культы тесно связаны с религиозной деятельностью, так как используются в основном методы «народной» и «нетрадиционной» медицины, которые берут свое начало в шаманизме и знахарстве, также заимствованные из восточных практик «энергетического» воздействия и других. С психолого-терапевтическими культами тесно связаны восточные единоборства, системы «нетрадиционной» физической культуры, так как помимо физической, в большинстве из них важное место уделяется теоретической и психологической подготовке, основанной на восточных религиозных учениях.

Как уже отмечалось, именно в XX столетии эзотерики пошли «в народ», публично разъясняя и пропагандируя свои идеи. Результат не замедлил сказаться и в образовании, и в науке, и в искусстве. Другое дело, что связь культурных новаций и эзотерического мироощущения непосредственно не видна. Чтобы ее увидеть, почувствовать, необходимы специальные исследования и реконструкции. И тогда самые обычные, далекие от эзотеризма явления обнаруживают свое эзотерическое происхождение.

На основании положений предыдущих глав можно сделать вывод, что деидеологизация в современном российском обществе, неустойчивость политической и экономической систем, угроза и риски для жизни человека являются одними из факторов, поспособствовавшими возрождению эзотеризма, который приобретает массовый характер. Наблюдается интенсивное развитие различных синтезированных учений и принятие людьми ценностей, принадлежащих различным эзотерическим практикам. Особенностью эзотерической культуры в современной России является сочетание исторических традиций русского эзотеризма и идеологических установок движения «Нью-Эйдж».

Эзотерическая культура выполняет важнейшие функции на уровне индивидуального бытия. Она задает жизненные ценности и идеалы, социальные ориентации и стандарты поведения, (зачастую противоречащие общепринятым нормам и правилам поведения в обществе) обеспечивает самоопределение личности (накопление мистического опыта, понимание смысла жизни), выполняет функции регулятора поведения. По нашему мнению, в современной эзотерической культуре активизированы аксиологический и праксиологический элементы эзотеризма. Это подтверждается интенсивным развитием различных синтезированных учений и принятием ценностей этих эзотерических практик людьми.

По нашему мнению, можно выделить следующие функции эзотерической культуры:

- Мировоззренческая функция эзотерической культуры заключается в том, что любая эзотерическая система знаний направлена на формирование мировоззрения личности, на ее духовное (эзотерическое) самоопределение (обретение смысла жизни и призвания). Являясь сферой идеального, духовного производства, культура предоставляет максимальную возможность самоопределения и самореализации человеческой сущности, которая наиболее полно обнаруживает себя в сфере духовности.

- Аксиологическая функция отвечает главным образом на потребность ценностного самоопределения человека и приобретения мистического опыта. Эзотерическая практика, учение возникает как выражение обнадеживающей ценностной картины мира человека или общности, доказывающей свое право на высшую ценность как носителя данного эзотерического сознания. Эзотеризм в этом контексте выступает как углубленное понимание сакрального.

- Телеологическая функция эзотерической культуры связана с определением целей и смыслов жизни, деятельности и истории. Эзотерические учения определяют и формулируют те цели, реализация которых обеспечит достижение гармонии. Эти цели эзотерических учений, должны получить достаточно наглядную и убедительную форму, чтобы увлечь людей в социальное движение к ним, превратить служение этим целям в смысл жизни.

- Праксиологическая функция предполагает творческую активность человека, которая строится на освоении эзотерической практики, в направлении определенного духовного ориентира, имеющего высокую значимость в процессе формирования своего внутреннего (индивидуального) и внешнего (общественного и природного) бытия Духовная практика вдохновляет на творческое преобразование социальной жизни в свете мифологических целей и программ, на исторические деяния.

- Коммуникативная функция реализуется в двух планах: синхроническом (единовременном, современном) и диахроническом (историческом). Коммуникативность можно считать одной из важнейших характеристик эзотерического сознания. Также следует отметить, что коммуникативная функция отчетливо проявляется в современной культуре «Нью-Эйдж», т.к. оно объединяет элементы спиритизма, гностицизма, гипнотизма, восточных и египетских мифов, оккультных приемов и методов, астрологии и эзотерической антропологии, так же элементы восточных религий.

- Компенсаторная функция осуществляет реализацию через эзотерические учения тех потребностей, которые не получают по каким-то причинам реального удовлетворения. Здесь они получают воображаемую или замещенную реализацию благодаря проекции надежды в эзотерический мир. Также данная функция актуализируется, если происходит утрата авторитета религиозных ценностей.

- Организационно-архитектоническая функция реализуется как способ социальной связи людей, форма организации, которая воодушевляет социальную группу на достижение целей оптимизации своего существования. Этот способ оказывается главным аксиологическим принципом, пронизывающим архитектонику общества. Активно в данном функциональном аспекте проявляет себя организационный эзотеризм, в котором получают распространение эзотерические знания, противостоящие официальной ортодоксии, появляются и закрытые, тайные организации. Тайная деятельность может иметь оборонительный или наступательный характер. Она может использоваться и в качестве средства укрепления государственной власти и как средство борьбы с ней. Вместе с тем организационный эзотеризм может основываться на особой дисциплине, нравственной подготовке, обетах молчания, строгих правилах жизни. При этом он становится средством достижения сугубо светских целей.

Таким образом, в данном параграфе было показано, что в России сформировалась эзотерическая культура, что явилось результатом влияния эзотерических учений как XIX, так и XX столетия. Огромную роль в распространении, а также искажении сыграли средства массовой информации

Проведенный анализ культурфилософских основ эзотеризма и его статуса в естественнонаучной культуре показал:

- знание, которым владеет общество, испытывает потребность в дополнении рационального эмоциональным, логического - интуитивным, а научного - эстетическим;

- такая тенденция развития естественнонаучной культуры дает основания для развития псевдо наук, следовательно, формирования профанации в обществе.

По нашему мнению, в данном параграфе исследование специфики современной эзотерической культуры также показало негативную тенденцию развития эзотеризма. Эзотеризм приобрел массовый характер, тем самым оказывая влияние на общественное сознание и самосознание. В связи с этим следует рассмотреть проблему соотношения эзотеризма и самоопределения личности.

 

АВТОР: Иванова О.А.