24.05.2012 23689

Особенности самореализации личности в условиях массовой культуры трансформирующегося российского общества

 

Среди множества функциональных назначений культуры, в том числе массовой, существует одна важная функция, которая связана с обеспечением согласованных форм жизнедеятельности разных ее носителей. Это означает, что культура позволяет оптимально адаптироваться конкретной личности к меняющимся внешним и внутренним условиям существования. Выступая как субъект, личность развивает социальный опыт и продвигает его на более высокую ступень. Культура является основным средством самореализации личности, включает в себя накопленные человечеством знания, нормы, ценности, образцы и отражает духовный мир отдельных индивидов, социальных общностей, всего социума.

Главными общекультурными механизмами, способствующими самореализации личности, выступают системы воспитания и образования. При этом каждый этнос отрабатывает свои особенности воспитательных процессов, характерные для него, которые закладывают в сознание человека именно те консолидирующие чувства, образцы поведения и мироощущения, нормы идентичности и солидарности, которые наиболее актуальны на данном историческом этапе развития культуры. В условиях информационной массовой культуры большое значение имеют традиции, сложившиеся в социуме. Именно они транслируют ценности. Все это свидетельствует о том, что в процессе воспитания действуют и такие конкретные механизмы культуры, как освоение традиций, подражание ребенка взрослым и другие.

По мнению Ф. Хайека, «большую часть знания нам дает не непосредственный опыт и не наблюдение, а непрерывный процесс «пропускания через себя» усваиваемых традиций. Традиция - это отбор без чьего бы то ни было ведома и чьих бы то ни было намерений... В процессе отбора, формирующего обычаи и мораль, могло учитываться количество фактических обстоятельств большее, чем то, которое могли воспринимать индивиды; как следствие этого, традиция в определенных отношениях выше и «мудрее» человеческого разума». Сохранение исторически сложившихся культурных традиций этноса - залог стабильного развития общества. Это не значит, что традиция - нечто застывшее, константа. Они способны изменяться, трансформироваться, в соответствие с современными условиями в процессе социокультурного творчества личности. Традиции - один из важнейших способов адаптации личности, обеспечивающих преемственность между поколениями, основа культуры и духовности современного общества.

В сложные периоды социокультурных трансформаций возрастает роль духовности, ибо она заключает в себе консолидирующее начало. В данном случае под духовностью этнической культуры понимается комплекс высших интегрирующих ценностей и представлений, ориентирующих носителей культуры на достижение высших целей своего развития. Нередко духовные ценности пронизаны религиозным, нравственным и философским содержанием. А. Солженицын в книге «Россия в обвале» хотя и говорит, что страна находится на грани потери своих духовных традиций, тем не менее, смотрит на ее будущее оптимистично, подчеркивая, что вопреки всему еще сохраняется тяга народа к общественной справедливости и нравственной жизни. Именно в критические, переходные моменты исторического развития культуре отводится главная жизне и смыслообразующая роль.

Можно сказать, что современный человек российского общества переживает «двойной удар»: во-первых, разрушаются морально-нравственные устои общества (сейчас можно спорить об их качественном заряде и истинной ценности, однако, они реально существовали); во-вторых, внезапно стали доступны результаты развития информационных технологий (трансформация средств массовой информации, средств связи). В такой ситуации человек оказался не готов к столь резким изменениям последнего десятилетия: от «железного занавеса» - к безвизовым путешествиям; от печатной машинки - к персональному компьютеру и мультимедийным технологиям; от телеграфа - к мобильным телефонам и всемирной паутине Интернета. Изменилось все: экономические, социокультурные, информационные и другие условия. Эти явления определяют актуальность адаптации, так как без нее невозможно «включение» личности в социокультурную реальность и ее реализация как субъекта.

В сложной переходной ситуации важными становятся способы адаптации, которые помогают человеку осмыслить происходящее, ориентируют в знаниях, нормах, ценностях. Освоение культуры становится условием адекватного восприятия действительности и существования в данном обществе. Можно сказать, что культура создает определенный тип личности, и ее адаптационная функция переходит в человеко-творческую. Из этого следует, что общество, уделяющее максимальное внимание культуре, получает, благодаря ей, максимальные возможности, трансформируется. Напротив, общество, которое пренебрегает культурой, встает на путь самоубийства. Культура, выполняя человеко-творческую функцию, способствует созданию социального типа личности, соответствующего требованиям данных социально-исторических условий.

Современное российское общество нуждается в социальном обновлении, которое станет возможным лишь при формировании культурой творчески активных личностей, способных к свободной самореализации своего потенциала, и к мобильной трансформации в соответствие с изменяющимися социокультурными условиями. Произошедший отказ от коллективной жизнедеятельности вызывает к жизни новую крайность - обособление личности и гипертрофированный индивидуализм.

Между тем в отечественной культуре должны действовать механизмы, гармонизирующие общественные и личные начала. Яркая человеческая индивидуальность, духовно богатая личность должна стать общекультурной ценностью. Под ценностью понимаются важнейшие компоненты человеческой культуры, которые базируются на экзистенциальной активности личности как субъекта культурного творчества, его диалоге с другими личностями. Ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением (П. Менцер).

Однако в условиях массовой культуры культивируются в основном материальные ценности. Из этого следует необходимость создания определяющей роли моральных ценностей, при внимании к материальной стороне жизни, как условию нормального, комфортного существования современного человека.

Следовательно, человек, осваивая нормы и ценности современного ему общества, не только приобретает определенные знания, но и получает мощный импульс для саморазвития, самореализации. Под воздействием удивительного мира культуры происходит пробуждение внутренних творческих потенций личности, которые развернутся в процессе жизнедеятельности человека, стремящегося к реализации своей самости.

Если обратиться к сфере ценностей личности, то можно выделить их разнонаправленные векторы. Причем, у каждой личности наблюдается своя ценностная доминанта. Можно выделить следующую направленность ценностей: этическую, эстетическую, экономическую, научную, политическую. Все они несут на себе отпечаток определенного мировоззрения, которое человек получает в процессе воспитания, образования, определяющего приоритеты в дальнейшей жизни. Общество, правящая идеология способны формировать предпочтения в направлениях ценностей. Так, в эпоху «развитого социализма» на первом месте находились этические или морально-нравственные и политические, общественные ценности. Может быть, не всеми людьми они были одинаково глубоко освоены, но общественное сознание было повернуто в их сторону. С начала 90-х годов XX века, связанных с экономическими преобразованиями, начинают доминировать ценности экономического порядка, носящие индивидуализированную и субъективистскую направленность.

Ценности, заложенные культурой, находятся в основе интересов и потребностей личности. Они тоже могут иметь различную направленность и приоритеты. Доминанта ценностей, носящих экономический характер, порождает преобладание материальных, предметно-вещественных интересов и потребностей. И, наоборот, ценности этико-эстетические ведут к развитию духовно- нравственных, художественных интересов и потребностей. Н. Макиавелли назвал главной причиной деятельности человека, его проявления как субъекта - интерес, который вызван стремлением к удовлетворению потребностей: «...природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремиться, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием сего оказывается постоянная пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет... стремиться к будущему». Именно личность - субъект культуро - творческой деятельности. Причем она не противостоит объекту, в данном случае культуре, а является составной частью неделимой субъектно-объектной связи: личность-культура. Диалектическое взаимодействие субъекта и объекта состоит в их взаимном переходе, деятельностном отношении друг к другу. Само существование субъекта (личности) возможно лишь при наличии культуры (социума) как объекта и наоборот.

Самореализация представляет собой реализацию личности в мире, реализацию ее творческих возможностей силами самой личности. Стремление к самореализации - отличительная, значимая потребность личности. Потребности условно разделяются на морально-нравственные и материальные. Причем, они могут носить как внутренний, так и внешний по отношению к человеку характер.

Потребности являются основными побудителями деятельности личности, источником ее активности. Потребности раскрывают внутреннее состояние индивида, его желание овладеть определенными структурами внешней среды или же стремление придать им какие-то конкретные формы и качества.

А. Маслоу считает, что потребности поддерживают индивида как активную целостность. Они могут быть расположены на шкале от биологической до социальной. Предлагаемая им шкала имеет пять последовательных ступеней:

- физиологические потребности, обусловленные метаболическими процессами: пища, воздух, выделения организма, температурный баланс, размножение;

- потребность в безопасности, связанная с защитой индивидом своей жизненной среды в физическом и социокультурном смыслах;

- потребность в социальных связях, т.е. в отношениях с другими людьми, межличностной привязанности и любви;

- потребность в признании, уважении, которая имеет два аспекта: самоуважение и признание со стороны других;

- потребность в самореализации, связанная с проявлением индивидуальных способностей, склонностей, свойств.

Потребность в самореализации, самовыражении - одна из высших, связана с творческой деятельностью. Необходимо отметить, что удовлетворение потребности самореализации не всегда происходит в профессиональной деятельности. Так на первый план выходит сфера свободного времени, создавая условия для творческой социокультурной деятельности. Свое внутреннее «Я» человек выражает в процессе творчества в художественных, научных, технических и других коллективах или в индивидуальных занятиях в домашней обстановке. Однако, самореализация и отношение к ней - это не только субъективное проявление личности, но и отражение современного социума, социокультурной «погоды» общества. Высокоразвитая личность стремится к яркому, индивидуальному самовыражению в культурной деятельности (в любой ее сфере).

Так, самореализацию можно охарактеризовать как некую потребность реализовать самого себя, которое может быть побуждена как внутри личностными, так и внешними факторами. Потребность в самореализации и творчестве трансформируются через культуру.

Вопрос о самореализации характеризуется нелинейной многокомпонентностью. Самореализация личности зависит как минимум от двух внешних факторов: востребованности личности и условий для ее развития, и двух внутренних: природных способностей, которые формируются и развиваются в процессе социализации. При этом каждый из четырех компонентов взаимосвязан с тремя другими (проявление нелинейности).

Потребности и интересы личности реализуются путем воплощения ее способностей. С. Рубинштейн прямо указывал на то, что «ядро способностей» - это психические процессы, посредством которых регулируются усвоенные операции, качество процессов регулирования Ч Как нет двух одинаковых личностей, так и нет абсолютно идентичного набора способностей. Но основные черты, характерные для определенного уровня способностей, можно выделить и объединить в несколько групп. В зависимости от способностей личности, можно выделить различные варианты личностной самореализации по возрастающей:

- неразвитые способности (в силу педагогической запущенности или иных социальных факторов). Это самый низший и непродуктивный уровень;

- репродуктивная деятельность. Она соответствует средним, рядовым способностям, которые позволяют воспроизводить известное путем простого повтора;

- мастерство. Можно характеризовать как исполнительную деятельность с элементами свободного творчества и высокого уровня воспроизведения.

В данном варианте личностной самореализации уже проявляется важность роли самой личности, ее видения той деятельности, которую она осуществляет; талант. Это уникальное сочетание целого ряда способностей, которое позволяет получать результат, отличающийся новизной, авторской самобытностью, нестандартностью, единичностью, высоким уровнем совершенства. Для такого результата характерна общественная значимость, которая не тождественна общественному признанию. Щей, мысли, и поступки талантливых людей зачастую опережают время, идут впереди современников. Вследствие этого личности-таланты, как правило, при жизни оказываются непризнанными и невостребованными. Яркий пример: общественно-политическая деятельность академика А. Сахарова, который вел борьбу против тоталитарного режима, сопровождавшегося гонкой ядерных вооружений. Лишь сегодня становится понятным его стремление к подлинно человечному и духовному обществу. Талант включает в себя мастерство как необходимую составляющую; гениальность. Крайне редкое сочетание талантов и способностей, которое проявляется в осуществлении сдвигов, создании принципиально нового, носящего краеугольный характер в сфере творчества глобального масштаба.

Таким образом, самореализация - диалектический противоречивый процесс самодетерминации личности, который воплощается в реализации внутреннего потенциала личностной внутренней структуры.

Личность, самореализация которой осуществляется в эпоху массовой культуры, находится перед выбором между культурным многообразием современного мира и своими этническими культурными корнями. В настоящее время, характеризуемое как время великих перемен, время кризисного состояния возникает необходимость понимания трансформирующихся механизмов самореализации личности.

По мнению ряда современных аналитиков, причина современного кризисного состояния России кроется не только в социальной пассивности населения и экономической отсталости, сколько в трудности адаптации традиционного комплекса отечественной культуры к современной мировой динамике.

Необходимо отметить, что в условиях российского общества с целью самореализации в зависимости от происходящих в ней изменений, личность вырабатывала различные способы (механизмы) социокультурной адаптации. В советский период культурно-ценностные преобразования общества носили двоякий характер. С одной стороны, - социалистический тип переустройства общества привел к индустриализации с экономическим ростом, утилитарному отношению к природным богатствам, технизации сферы труда, с другой стороны - образ позитивного будущего получил распространение и поддержку со стороны массового сознания, что позволило консолидировать полиэтническую страну. Положительной стороной явилось устранение бесписьменного состояния отдельных народов. В то же время искоренялись религиозная вера, чувства этно-национальной идентичности, локальные формы жизни. Социальное обновление, наряду с возможностями продвижения вперед, закладывало проблемы, связанные с насильственным разрушением традиционных культурных устоев.

Вместе с тем, позитивные составляющие советского общества не получили соответствующего развития во второй половине XX века, в условиях мировых процессов глобализации. Наиболее уязвимой стороной становится неспособность к трансформации, к актуализации личностью своего собственного творческого потенциала. Таким образом, личность в советский период развития российского общества с одной стороны получила возможность для удовлетворения своих разнообразных потребностей, тогда как с другой - находилась под жестким идеологическим прессингом и была «закрыта» для мировых социокультурных процессов.

В переходные и сложные периоды развития, которые в частности переживает современное общество, особую важность приобретают индивидуально - личностные адаптационные механизмы. Внутренние индивидуальные механизмы - те свойства в структуре личности, а также особенности характера, способности человека, которые позволяют ему самореализоваться осваивать культуру, адаптироваться и видоизменяться, усваивая одни воздействия извне и отклоняя другие.

С учетом функциональных особенностей массовой культуры, рассмотрим основные адаптационные механизмы, способствующие самореализации личности в условиях переходного периода.

Обще социальные механизмы адаптации личности, к которым можно отнести социальные институты, организации, учреждения, являющиеся динамичным аспектом отношений в обществе, включающим в себя выбор альтернатив действия, принятие решений и стратегию действия в зависимости от ситуации. Примером действия социальных адаптационных механизмов может служить стратификация. В XX веке резко возрос по численности и обрел внутреннюю дифференциацию так называемый средний слой, для которого характерны не только формальные экономические, но и содержательно-культурные признаки, такие как стиль и образ жизни, объем власти и авторитета, понятие о престиже. Так, под воздействием средств массовой информации и в тоже время на основе этнической, традиционной культуры формируются стереотипы поведения, характерные для определенной страны.

С помощью стратификации поддерживается статусно-символическое положение каждого члена общества в социальной структуре. Одним из основополагающих социальных институтов является семья и родственные отношения, в рамках которых осуществляется первичная социализация и проходит значительная часть жизни каждого человека. В процессе социокультурной динамики особое значение приобретает смена поколений и возрастные отношения в семье.

Коммуникативные адаптационные механизмы базируются на глубинных, традиционных составляющих человеческой культуры, таких как устная и письменная речь, и обеспечивающих социокультурную коммуникацию между членами общества. Данные механизмы основываются на способности людей чувственно-эмоционально реагировать на внешние воздействия, отображать окружающий мир в образах, понятиях, на возможности человека развивать абстрактное мышление, фиксировать его результаты разными способами, тем самым, накапливая их и передавая широкому кругу членов сообщества, последующим поколениям.

Ценностно-нормативные механизмы адаптации включают в себя такие характеристики, как: простота-сложность, индивидуализм-коллективизм, открытость-закрытость.

Адаптационные механизмы личности, направленные на поддержание специфических духовных форм культуры. Они включают в себя мифологическое сознание и философское познание, религиозную веру, морально - нравственные представления и проявляются в художественной, идеологической форме отображения действительности (как в народном фольклоре, так и в современной массовой культуре). В данном случае самореализация может происходить как в рамках этно-национальной культуры (например, художественное развитие народных промыслов, фольклора, традиционной для данного этноса профессиональной направленности), так и на основе развития массовой культуры. В то же время в процессе самореализации возможна трансформация, изменение и взаимообогащение традиционной и обновленной культур.

Однако, действие данного адаптационного механизма имеет и оборотную сторону, создавая определенные противоречия. При отсутствии востребованности личность может направить вектор самореализации в негативную сторону, в русло криминальной субкультуры. Это тоже своего рода самореализация, однако, она ведет в конечном итоге к разрушению личности как целостности, морально-нравственной деградации и наносит урон культуре в целом.

Большую роль в процессе самореализации могут сыграть идентификационные механизмы адаптации личности. Данные механизмы служат для соотнесения личностью себя с определенным типом культуры, где преобладают характерные для нее ценности и нормы. Личность, находясь под воздействием массовой культуры, тем не менее, довольно четко определяет свою этно-национальную принадлежность. В данном случае выявляется сущностное культурное ядро личности, которое носит этно-национальный характер и является первичным по сравнению с обновленной культурой общества эпохи постмодернизма.

Этническая идентификация дает личности устойчивое основание для динамического взаимодействия в современном обществе, связывает настоящее с прошлым, обеспечивает историческую преемственность, служит исходной системой ориентации в мире. Существенное значение играет здесь «патриотизм, который может быть сильнейшей эмоцией, побуждающей даже пожертвовать своей жизнью за свою родину».

В настоящее время в России происходит некий возврат, но уже на более высоком качественном уровне, к понятиям сильного государства, действенной власти, патриотизма, гражданственности, служения Отечеству. Это сложный и длительный процесс, главной целью которого должно стать подлинное признание, непреходящей, высшей ценностью - личности, ее внутреннего мира и творческих возможностей.

Для культурно-психологических механизмов характерно формирование стереотипов восприятия и поведения, определенного стиля общения, осознания принадлежности к этнической группе. Проявляя определенный стереотип поведения, стиль общения, характерный для определенной национальной культуры, личность может, не будучи членом данного этноса, найти возможность межкультурного контакта, сможет адаптироваться в непривычных условиях.

Доминирующую роль в процессе адаптации личности играет образовательно-гносеологический фактор. Соответствующие механизмы проявляются в сфере образования и стремления личности к познанию. В современных условиях образовательный процесс приобретает характер непрерывности. Данная тенденция становится особенно актуальной в эпоху возврата и обращения к национальным корням, с одной стороны. С другой стороны – образовательно - гносеологические адаптационные механизмы позволяют личности освоить новые проявления массовой культуры, ориентироваться в динамичном информационном пространстве. При получении образования личность, приобщаясь к этно-национальной культуре, через изучение, в том числе, художественной культуры своего народа обязательно обращается и к обновленным проявлениям социокультурного пространства, новым проявлениям массовой культуры.

Современное образование сложно представить без использования технических средств обучения и передачи информации, прочное место в последнее время стали занимать компьютерные технологии, Интернет, аудиовизуальные средства обучения, позволяющие представить традиционные знания и сведения в совершенно ином виде и облегчить восприятие их личностью.

С развитием постиндустриального, информационного общества значительно увеличились потоки информации, доступные личности. Причем многие средства массовой информации проводят активно-агрессивную тактику навязывания определенной информации, точек зрения, взглядов. В таких условиях у личности возникают затруднения при выборе необходимой информации, которая находится в общем потоке сообщений.

К адаптационным механизмам на наш взгляд, можно отнести» защитные реакции личности, проявляющиеся в условиях кризисного состояния социокультурного пространства, что выражается в возврате к национальной культуре и абсолютизации ее ценностей. Этот процесс можно наблюдать в бывших республиках СССР. Распавшись, Советский Союз поставил личность в условия некоторого культурного вакуума, который стал стремительно заполняться западными образцами массовой культуры. Именно в это время произошло обращение определенной части населения к своим национальным корням, возврат к традиционной культуре, религии.

Обращение к религии способствует выработке защитной реакции на нестабильность окружающего мира. Это связано с поиском ценностно-смысловых ориентиров, когда личность ощущает неуверенность в себе, беспомощность перед духовным и экономическим кризисом. Отличительной особенностью 90-х годов XX века стало «нашествие» всевозможных миссионеров и сектантов. Пользуясь профессиональными психологическими приемами, они оказывали колоссальное влияние на прихожан, насаждая определенные взгляды и мироощущение, и зачастую преследовали сугубо корыстные цели.

По нашему мнению, к защитным механизмам также можно отнести стремление личности в кризисные периоды замкнуться исключительно на себе, семейных и родственных отношениях; полное безразличие и пассивное отношение к происходящему вокруг.

При активизации данных адаптационных механизмов возрастает значение семьи и родственных отношений как наиболее древнего социального института. В тоже время это благодатная почва для расцвета индивидуализма. Личность пытается, как бы оградить себя от социокультурного пространства с его гипертрофированной информационностью и техницизмом, доминированием средств массовой коммуникации, и в тоже время всплеском националистических настроений. В этих условиях личность реализует свои потребности и интересы в узком пространстве своего мира.

Следующий адаптационный механизм можно определить как компенсаторный. Индустриальное развитие, все возрастающий темп жизни; технократическая идеология не дают возможности человеку удовлетворить свои потребности в общении, с одной стороны, и уединении, с другой. В процессе современного производства личность реализует лишь те способности, которые для него необходимы. Эмоции отходят на второй план; подавление эмоций становится неотъемлемой чертой современности. По мнению немецкого ученого И. Эйбл - Эйбесфельдта, «проблема приняла такие масштабы, что люди уже озабочены своей неспособностью общаться даже с близкими родственниками».

В традиционных обществах потребность в общении реализовывалась в коллективных ритуалах. Их результатом была выработка форм коммуникации, объединение людей, преодоление одиночества, чувство принадлежности к определенной группе. В современной культуре формами преодоления дефицита общения и эмоционального отчуждения, обретения общности становятся рок-концерты, танцевальные марафоны и другие массовые мероприятия.

Образ жизни в традиционных культурах регламентировался чередованием будней и праздников, когда за интенсивным напряжением следовало время отдыха, позволяющее человеку освободиться от напряжения, достичь эмоционального равновесия, ощутить единение с этносом. Напротив, в обновленной культурной ситуации существует искусственно созданный ритм жизни, где нет определенной цикличности в работе и отдыхе.

Можно предположить, что стремление к перемене мест с целью отвлечься от однообразия и рутины повседневной жизни урбанизированного общества является еще одной стороной компенсаторного механизма самореализации личности. В последние годы наблюдается туристический бум в мировом масштабе. Миллионы людей пересекают океан, чтобы провести свои выходные или краткосрочный отпуск в другой стране, на другом континенте, в другом культурном пространстве. Вызывает сомнение, что данное стремление современности можно объяснить исключительно стремлением личности познакомиться с другой культурой. Современный человек, привыкший к калейдоскопичности, скоротечности и изменчивости окружающего мира, на наш взгляд, просто стремится сменить «картинку» привычного ему пространства на новую и тем самым отвлечься от однообразного и напряженного ритма жизни, получить новые эмоции.

По данным аналитиков каждый год число российских туристов, отправляющихся на отдых за границу (дальнее зарубежье) увеличивается на 15-20%. Так, в 2003 году по двадцати самым популярным направлениям россиянами было совершено 4056,6 тыс. поездок. По нашему мнению, заграничные поездки на отдых в нашей стране, это еще и, кроме прочих факторов, подтверждение своей определенной статусности в обществе, демонстрация своих материальных возможностей.

Стремление к природе, земле, можно считать еще одним компенсаторным механизмом адаптации личности в условиях современной культуры. Последние десятилетия проходят под знаком возврата человека к земле, желанием выращивать своими руками сельхозпродукцию (совсем не по одним лишь экономическим соображениям), стремлением выехать за город, на дачу во время выходных, приобрести дом в деревне. Данная тенденция наблюдается как в крупных, так и в средних и малых городах, обросших кольцом дачных и земельных участков, куда с наступлением тепла устремляются тысячи жителей урбанизированного пространства.

Используя данный механизм, личность на новом витке как бы возвращается к своим истинным корням, просыпаются черты, свойственные крестьянину, земледельцу, который жил натуральным хозяйством. Происходит обращение к традиционным формам народной жизни, этнонациональной культуры, где связь человека с природой была постоянной и непосредственной.

Подобным образом можно объяснить и столь популярные выезды горожан «на природу», за грибами и ягодами; просыпается страсть к собирательству, охоте, рыбалке. Следовательно, в условиях современной культуры сохраняются основы традиций, культуры определенного этноса.

Таким образом, личность стремится компенсировать те условия, в которых она постоянно находится; стремится уравновесить отсутствие тишины, зелени, чистого воздуха, неспешного труда в городах путем обращения к природе.

Однако в кризисных условиях российского общества, которое характеризуется кардинальной сменой вектора экономического, политического и культурного развития адаптационные механизмы личности между традиционной и обновленной культурами могут давать сбой. Появляется стремление личности «убежать», «скрыться» от реальной жизни, где она оказалась невостребованной или в одночасье потеряла свой социальный статус. Остро встают вопросы распространения алкоголизма, лавинообразного роста наркомании, различного вида тяжелых соматических и психических расстройств. Все эти факторы приводят к демографическим проблемам.

Причем негативные тенденции в российском обществе имеют как экономические, так и ряд других причин. В их числе: социально-экономический стресс, духовное неблагополучие и другие. Жизнеспособность населения зависит не только от материальных факторов, но и от нравственной атмосферы и эмоционального состояния общества.

Таким образом, можно делать вывод о том, что нестабильность, неопределенность, резкая смена парадигмы общественного развития в современной России вызывает активизацию и необходимость включения эффективных социокультурных способов самореализации личности, имеющих как внешнюю, так и внутреннюю направленность, функционирующих на общекультурном и индивидуальном уровне.

На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы: Изучение вопросов взаимодействия личности и культуры позволило сделать вывод, что личность вступает в тесное взаимодействие с культурой, обусловливая сам характер культурной жизни, ее уникальность, и, наоборот, под воздействием бытия в культурном мире происходит развитие человеческой индивидуальности. Это означает, что личность-структурированная, динамичная, открытая целостность, для которой характерны объектно-субъектные отношения с окружающим миром, с миром культуры. При этом развитие личности как целостной системы происходит в исторически-социальном пространстве, что особенно важно в наше время духовного возрождения России. Личность как целостная система является динамичной, постоянно усложняющейся, приобретающей новое место в современном высокотехничном мире.

Исследуя синтез всех сторон взаимодействия личности с миром культуры, мы приходим к выводу, что: - культура обусловливает бытие личности, воздействуя на нее как на объект;

- культура, проходя сквозь призму личности, концентрируется в новом произведении культуры, в новой культуротворческой мысли. Таким образом, создается своеобразное «поле культуры»;

- человек-активный творец культуры, генератор и проводник новых идей, автор своеобразных составляющих, из которых слагается здание культуры. Культура непосредственно сращена с личностью.

В культуре происходит самореализация личности. Особенностью самореализации личности в массовой культуре является то, что человек находится перед выбором между культурным многообразием и своими культурными корнями. В условиях российского общества в зависимости от происходящих в нем изменений, личность способна вырабатывать адаптационные механизмы. Таковыми могут быть индивидуальные; общественные (социальные институты, учреждения); коммуникативные (устная и письменная речь); ценностно - нормативные; идентификационные (соотнесенность личности с определенным типом культуры); культурно-психологические (формирование стереотипов восприятия культурных ценностей); компенсаторные; защитные. Современная массовая культура формирует новый тип человека, именуемый «массовый». Массовая культура, тесно связанная с информационными технологиями может выступать как среда «омассовления» людей с конкретной системой ценностей и установок. Объединяющим средством «массовых людей» служат информационные технологии. Главной чертой массового человека является общность образа мысли и стиля жизни. Массовый человек - это человек с массовым сознанием, когда мышление личности подстраивается под культурные образцы, господствующие в обществе; это, прежде всего объект социального манипулирования с помощью современных форм властных технологий.

Исходя из того, что массовая культура есть феномен не только культурный, но в определенной мере - социально-политический, анализ культурных характеристик массового человека, как правило, дополняется анализом соответствующих социально-политических реалий.

 

АВТОР: Климова Л. Е.