28.05.2012 8205

Антропологические идеи в педагогике П. Ф. Лесгафта и В. П. Вахтерова

 

Выдающийся педагог и мыслитель, В. П. Вахтеров стремился на рубеже XIX - XX вв. построить новую педагогическую теорию. Один из основных его трудов так и называется - «Основы новой педагогики». Его не удовлетворяло состояние современной ему педагогики: «Современная педагогика представляет собою поле брани, где ведут борьбу самые разнообразные цели воспитания и обучения, различные методы и системы, разные программы. В современной педагогике нет основы, которая выражала бы общую идею и дух нашего времени. В ней все бессистемно, бессвязно, разбросано, противоречиво... Необходим широкий принцип, всеобъемлющий и связующий все частные цели, методы и материалы».

Причиной этого состояния педагогики, по мнению В. П. Вахтерова, является то, что характерно и для нашего времени, - старые принципы уже не приемлемы, а новые еще не созданы. Педагогике того времени не хватало цельности, системности, методичности. По мнению педагога, сосуществование множества различных концепций, точек зрения на сущность педагогики, разнообразие методов и приемов воспитания и обучения требует работы по обобщению и объединению педагогического знания в единое целое, требует синтеза этого знания. Для осуществления этого синтеза должна быть найдена объединяющая все идея, лежащая в основе педагогической деятельности.

В своей педагогической системе В. П. Вахтеров прибегает к идее развития как основополагающей установке при изучении природы человека. «Идея развития в широком смысле слова... может служить связующим началом для самых разнообразных с первого взгляда педагогических требований, дидактических приемов, способов и т.п.». Идея развития может определить цели, задачи, основные принципы педагогической деятельности.

Теория эволюционного развития стала основополагающей в научном мировоззрении второй половины XIX в., и В. П. Вахтеров испытал сильнейшее влияние эволюционных идей, которые и легли в основу его «новой педагогики». По его мнению, необходимо научное изучение развития ребенка. «Для этого ребенок должен быть изучен и в биологическом, и в психологическом отношении, притом в самом процессе его развития. Это должно быть изучение динамическое, а не только статическое». Исследование процесса развития ребенка должно быть всесторонним, а для этого необходимо привлечь самые различные научные дисциплины: медицину, биологию, антропологию, психологию, филологию, философию. Педагогу совершенно необходимы знания данных дисциплин для понимания развития ребенка, как телесного, так и психического. Таким образом, В. П. Вахтеров признает правомерность идеи всестороннего изучения природы человека, т.е. необходимость антропологического основания педагогики.

Идея развития в системе воззрений В. П. Вахтерова проявляется в его утверждении, что каждый ребенок изначально обладает внутренним стремлением к развитию и росту. Это есть стремление «к развитию самого ребенка как думающей, чувствующей и хотящей личности». Так в педагогике В. П. Вахтерова возникает одна из основных установок гуманистической педагогики - ориентация на личность ребенка. Ребенок в процессе воспитания всегда является целью. Человек не может рассматриваться как средство для достижения каких-либо целей, государственных, кастовых, партийных. Каждый ребенок как личность уникален и неповторим. Это проявляется, согласно В. П. Вахтерову, во всем: в его физическом, психическом развитии, в его склонностях, интересах и способностях. И это требует «индивидуализировать» воспитание.

Стремление к развитию, проявляющееся в физическом плане как постоянный рост и изменение организма, присутствует и на уровне личности. Педагог полагает, что наше «Я» сохраняет свою целостность и связность в силу преемственности в развитии нашей психики, в которой все меняется со временем, кроме одного - изначального стремления к развитию. Это развитие личности, ощущаемое каждым человеком, по мнению педагога, носит эволюционный характер: личность развивается без резких перерывов и скачков, предшествующие этапы служат основой для перехода на последующие этапы развития. Благодаря этому сохраняется целостность личности, непрерывность ее развития. Это позволяет человеку не терять ощущение собственно «Я».

В педагогике идея стремления ребенка к развитию может стать осново и системополагающей. Взгляд на ребенка как на саморазвивающийся феномен может стать исходной точкой построения педагогической системы. Этот методологический принцип - построение единой и системной педагогической концепции на основе некоторого набора идей - является плодотворным и актуальным для нашего времени, когда педагоги ощущают отсутствие стройной и продуманной педагогической системы.

Педагог в своей деятельности должен руководствоваться идеей стремления ребенка к развитию. «Если в ребенке существует стремлении к развитию, то, следя за его проявлениями, мы можем пользоваться ими как указаниями, в каком направлении нам действовать, какая функция стоит в данный момент на очереди и нуждается в упражнении, какая еще не обнаружилась - и приступать к ее развитию рано». Знание закономерностей развития ребенка, формирующееся во множестве естественных и гуманитарных наук, поможет педагогам строить свою деятельность в соответствии с этими закономерностями.

Если идея развития становится всеобъемлющей в педагогике, то естественным ее следствием будет лозунг: «Вперед, все вперед по пути бесконечного прогрессивного развития». Нет места догмам и вечным истинам, а значит, ребенка нужно учить не столько этим истинам, сколько тому, как открывать новые истины. «Ученик по этой теории не пассивно и не механически воспринимает материал обучения, а активно делает пере открытия... Он учится методу». Для того чтобы полноценно развивались все силы ребенка, необходимо поощрять и развивать его стремление к самостоятельности и творчеству. Ребенок должен открывать, находить, обобщать, экспериментировать, изобретать. Для этого нужно создать в процессе обучения и воспитания специальные условия. Эти идеи В. П. Вахтерова созвучны идеям развивающего обучения, столь популярного в наше время. При таком воспитании и обучении роль педагога состоит в создании условий для саморазвития ребенка, при котором ребенок проявляет себя как самостоятельное, творческое существо.

В связи с представлением о человеке как существе активном, саморазвивающемся, творческом В. П. Вахтеров следующим образом формулирует основную цель воспитания: «Цель педагога будет состоять не в том, чтобы преобразовать ребенка во взрослого человека, сообразно с заранее данными нормами, а в тйм, чтобы изучить ребенка, определить направление его стремления к развитию, узнать его наследственные и приобретенные свойства и силы, помочь их развитию и создать благоприятную обстановку для развития всех его здоровых стремлений». Не надо пытаться вогнать физическую и психическую природу ребенка в прокрустово ложе принятых норм и шаблонов, необходимо познавать истинные потребности, возможности и интересы ребенка и способствовать их проявлению. У ребенка должно быть выработано самостоятельное стремление к развитию языка, мышления, любознательности, вкуса к обучению. Это возможно в силу активности человеческой природы и ее стремления к саморазвитию. Лозунгом новой педагогики будет: «Все - для гармонического развития нормальных природных задатков ребенка, соответственно со стремлениями ребенка к прогрессивному развитию, все добровольными усилиями ребенка, и ничего насилием».

Таким образом, стремление В. П. Вахтерова создать новую педагогику основывалось на некоторых антропологических представлениях: природу человека можно объяснить, исходя из естественнонаучных знаний, используя идеи эволюционного развития всего живого, признавая за человеком способность и стремление к развитию, которые присущи человеку от рождения. На основе таких антропологических представлений он пытается выстроить свою педагогическую систему, определяя цели, задачи и методы воспитания и обучения.

Педагогическая теория, как полагает В. П. Вахтеров, не должна носить умозрительного характера или основываться только на практическом опыте педагогов. Он полагает, что в основе педагогической системы должны лежать результаты научного опыта, научные факты, полученные путем наблюдений и экспериментов. Он прямо ссылается на Милля, как сторонка эмпиризма в познании. Педагогические факты, как результаты специальных научных исследований, должны быть обоснованием выводимых из них обобщений, законов, принципов. Без этого основные положения педагогики будут плодом домыслов или интуитивных догадок. Так в педагогической концепции В. П. Вахтерова проявились идеи позитивистской методологии, столь популярной вначале XX в. в естественных и гуманитарных науках.

Таким образом, идеи эволюционного развития, целостности организма и психики человека, необходимости научного обоснования педагогической теории лежат в основе педагогических воззрений В. П. Вахтерова.

Схожие идеи мы встречаем в педагогических трудах П. Ф. Лесгафта. Физиолог и психолог, ученый и педагог, П. Ф. Лесгафт задался целью создания целостного антропологического основания педагогической науки. Исследования, проводимые им в области психофизиологии и детской психологии, натолкнули его на идею необходимости такого обоснования. Ученый полагал, что нужны как эмпирические исследования человека во всех его проявлениях, так и теоретико-философские размышления о его природе. И то, и другое вносит вклад в формирования целостного и системного взгляда на человека, его сущность и смысл его существования.

П. Ф. Лесгафт заявлял о необходимости создания антропологии как целостного учения о человеке. Педагогика без такого целостного взгляда на человека невозможна как наука. «...Всего плодотворнее будет деятельность того педагога, которому доступны всестороннее понимание ребенка и связь наблюдаемых у него проявлений. Задачи воспитания и образования становятся общими - содействовать возможно большей сознательности в проявлениях и действиях молодого человека и устойчивости нравственного его характера».

В педагогику П. Ф. Лесгафта прочно входит понятие «личность». Основной целью воспитания, по мнению педагога, является формирование личности человека. При этом процесс развития личности должен рассматриваться как установление гармоничных отношений между всеми аспектами бытия человека: его телесной, психической и духовной природой. Так, физическое развитие в значительной мере обуславливает интеллектуальное. От умственного развития ребенка зависит его нравственное и эстетическое развитие.

Большая часть педагогического наследия П. Ф. Лесгафта посвящена вопросам физического развития и воспитания ребенка. Опираясь на научные достижения в области физиологии и психофизиологии конца XIX - начала XX вв., педагог разработал принципиально новую систему физического воспитания школьников. Одна из основных идей, положенных в основу данной системы, заключается в том, что в процессе физического воспитания должны развиваются не только телесные силы ребенка, но и его психика. Умение осознавать свои внутренние состояния, анализировать процесс совершаемой деятельности, формирование пространственных и временных представлений, выработка таких свойств характера, как активность, целеустремленность, настойчивость - все это, по мнению П. Ф. Лесгафта, является задачами физического воспитания. Основа такого вывода - представления об «идеальном человеке», как гармонично и всесторонне развитой личности. Для педагога развитие тела, психики, нравственных и эстетических представлений - единый процесс.

Исследования П. Ф. Лесгафта показали тесную связь между физическим и психическим развитием ребенка, доказали необходимость того и другого как целей воспитания. Ученый придавал большое значение и развитию нравственной сферы личности ребенка, справедливо полагая, что в своем развитии личность должна достигнуть некоторого гармоничного состояния.

Естественнонаучное антропологическое основание педагогики, как это видно на примере приведенных выше педагогических концепций, может сыграть важную роль в развитии современных педагогических представлений и в реализации их на практике. Изучение анатомии, физиологии, психологии ребенка позволяет строить педагогический процесс в соответствии с закономерностями развития «предмета воспитания» - человека. Результаты изучения биологических, психологических и социальных факторов развития детей заложили основы научной педагогики, что привело к возникновению педагогических концепций в России начала XX в.

Вместе с тем можно отметить, что светский вариант педагогической антропологии не включал исследование духовного измерения человека. И хотя в этих педагогических концепциях мы находим признание необходимости и важности воспитания в сфере духа, признание роли религии в становлении человека, всё же этому отводилось незначительное место в целостном педагогическом процессе. В дальнейшем в развитии российской педагогики тенденция естественнонаучной трактовки природы человека возобладала. Современное состояние отечественной педагогики в значительной степени обусловлено последствиями этого.

Таким образом, к началу XX в. антропологическая тенденция в педагогике получила широкое развитие и значительно повлияла на формирование новых педагогических представлений, обусловила новый взгляд на сущность, цели, задачи и методы воспитания и обучения, подготовила предпосылки для создания гуманистической педагогики. Однако только в наше время эти идеи возрождаются вновь.

 

АВТОР: Петрунина Т.А.