31.05.2012 17437

Эволюция представлений о месте и роли мужчины в современном обществе. Образы мужчин в современной культуре

 

В настоящее время происходит трансформация образов мужчин, мужских ценностей и мужских тендерных ролей в современном обществе и культуре. «Трансформация традиционных мужских ценностей и канонов маскулинности - общее неумолимое требование времени. Нравится он нам или нет, этот процесс давно уже идёт во всём мире, включая Россию. Но смешение дескриптивных, аскриптивных и прескриптивных черт маскулинности может порождать опасные иллюзии.

Хотя каноны маскулинности и фемининности взаимосвязаны, представления жизни и образы меняются и обновляются быстрее мужских, а женские представления о мужчинах и представления мужчин о самих себя часто не совпадают. При этом одни склонны преувеличивать, а другие - преуменьшать масштабы происходящих перемен».

Рассмотрим как изменение мужских тендерных ролей в современном обществе, так и изменение образов мужчин и маскулинности в современной культуре. Временные рамки этого периода охватывают 90-е годы XX века и начало XXI века. Трактовка современности имеет также сугубо гносеологический характер и связана с предметом исследования.

Информационная революция началась в последней четверти XX века. Она оказала очень большое влияние на все сферы общественной жизнедеятельности и, в частности, нивелирует традиционный образ мужчины. Происходит трансформация мужских тендерных ценностей. Появляются новые образы и субкультуры.

В связи с происходящими социальными трансформациями происходит и изменение доминирующих образов мужчин в культуре. Если раньше всё чаще говорилось об образе рыцаря, мушкетёра, мачо - это образы мужчин атонального культурного пространства, то сейчас появился как новый образ мужчин, например, метросексуал, так и уже ранее существующие образы, которые не утратили своей актуальности. Среди таких образов - профессионал, белый мужчина, алкоголик, сельский мужик (в СССР) или фермер (на Западе), дикий мужчина.

По мнению А.В. Ярового, «атональное пространство является сущностной категорией пространства мужского, идентичного мужской субкультуре, под которым следует понимать не только физические границы мужской функциональности в обществе, определяемой хозяйственными, социально- политическими и другими «материальными» факторами, но и пространство семиотическое, сопряжённое с древними и изменявшимися в ходе исторического времени идеологическими постулатами. Символические формы атональности выступают...доминантными символами и увязывают мужскую субкультуру в единый механизм формирования маскулинности»

Рассмотрим более подробно трансформации атонального пространства, как пространства, в котором воспроизводятся традиционные мужские образы.

Например, доминирующим образом современного американского мужчины является «белый гетеросексуал среднего класса». Наиболее полно, по нашему мнению, в современных тендерных исследованиях охарактеризовала образ американского белого мужчины М.В. Золотухина. По её мнению, «американским мужчинам (согласно доктрине двух сфер и т.н. культу истинной женственности, под знаком которых прошла жизнь семей среднего класса, начиная с тридцатых годов девятнадцатого века), традиционно приписывались черты, связанные с конкуренцией. Таковыми были амбициозность, авторитарность, властолюбие, расчётливость, напористость, независимость, уверенность в себе, самоконтроль, активность, изобретательность, сила, желание и способность добиться экономического успеха, смелость и жёсткий характер, умение логически мыслить. Весьма ценился мужчина, который «сделал себя сам» (self-made man). Предельно маскулинизированной была идея развития и совершенствования индивида. Согласно эталону, эмоциональная сфера жизни мужчины сводилась лишь к тому, чтобы принимать проявления чувств со стороны женщин, но не выступать их инициатором, что, однако, не исключало сексуальную активность и даже агрессивность. На рубеже веков и в первой половине XX века произошли существенные изменения в образе женщин, эволюционировали представления о супружеских отношениях, но образ мужчины оставался достаточно стабильным».

В связи с изменением образа женщин, их эмансипацией и маскулинизацией, борьбой за свои права в последнее время изменился и образ мужчины в американской семье. Заметно возросла роль отца: «...отношение американцев и американок к институту отцовства прошло несколько этапов своей всё ещё продолжающейся эволюции - от традиционной, зачастую авторитарной роли оторванного от реального общения с детьми кормильца (апогей которой пришёлся на 1950-е гг.), до образа незаменимого отца, отсутствие которого приводило к крайне негативным и необратимым последствиям в развитии ребёнка до более сбалансированного типа 1980-1990х гг. - отца как равноправного и равноценного участника процесса социализации. В 1950-е гг. мужчину едва ли можно было увидеть идущим с коляской по улице. Теперь в вечерние часы на детских площадках нередко можно увидеть только отцов - пока матери отдыхают или готовят ужин».

Таким образом, образ американского мужчины претерпел существенные изменения. Если раньше мужчина должен был выполнять функции по обеспечению семьи, то сейчас на него общество возложило новые обязанности, диктуемые временем. И главная из них - это отцовство. Здесь речь идёт не о феномене «отсутствующего отца», а именно отца, активно принимающего участие в воспитании ребёнка. Уделение внимания не только своей работе, но и семье заставило мужчин заняться переоценкой ценностей.

Согласно сложившемуся образу, белый гетеросексуал из среднего класса в Америке является самой благоприятной и беспроблемной категорией людей, в сравнении с женщинами, которые бесконечно борются за равные права с мужчинами-гомосексуалистами, с афроамериканцами, которые также пытаются отстоять свои права.

Один из последних сугубо мужских образов современности - это метро- сексуал. Метросексуал - это новый мужчина XXI века, житель крупного города. Явление это недостаточно исследовано: на сегодняшний день печатные работы по изучению образа метросексуала отсутствуют. Отдельные статьи встречаются в Интернете, иногда «вскользь» упоминается этот образ в СМИ.

Анализ образа метросексуала мы проведём на примере данных из Интернета. Впервые термин «метросексуал» - американского происхождения - ввёл Марк Симпсон на страницах американского Интернет-издания Salon.com в самом начале XXI века. «Симпсон обратился к одной из серий культового сериала «Секс в большом городе», в которой острая на язык Кэрри впервые заговорила о «новой породе мужчин-натуралов, возникшей на Манхэттене на волне излишней тяги к моде, экзотической кухне, мюзиклам и антиквариату».

Метросексуал - это элегантный мужчина, его ещё можно назвать «Новый Денди», предпочитающий общение с противоположным полом, прекрасно разбирающийся в моде, любящий делать дорогие покупки. Он любит всегда хорошо выглядеть, пользуется дорогой косметикой, посещает фитнес-клубы, сауны и массажные кабинеты. Кроме того, метросексуалы любят бокс и футбол - типичные атрибуты маскулинности.

«Преимущества определения «метросексуал», заключается в том, что оно наконец провело разграничительную черту между истинными гомо= и гетеросексуалами, достигшими компромисса со своим женским началом».

Метросексуалы встречаются не только в Америке, но и в постсоветской России - в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге и т.д.

В настоящее время известные дизайнеры начали разрабатывать новые коллекции изысканной, стильной и оригинальной одежды для метросексуалов.

Таким образом, метросексуал - мужчина, тщательно следящий за своим внешним видом, ухоженный, холёный, без вредных привычек, но не гомосексуалист, как это многим казалось первоначально. Это гетеросексуал, покоритель женских сердец. Одним словом - мечта современной женщины. В современном обществе можно выделить ещё один тип мужчин - алкоголики. Данный тип поведения мужчин связан зачастую с социально- экономическими кризисами и нестабильной политической обстановкой. Бесконечные экономические потрясения, низкая заработная плата, социальная не востребованность мужчин приводит к массовому употреблению алкоголя. Это является важной и уже неотъемлемой частью именно российской мужской тендерной культуры.

Настоящий мужчина на Руси всегда умел пить и пить немало. Но главное, это не должно вредить его профессиональным качествам и не отражаться на производительности труда.

Алкоголик, как один из типов мужчин, вышел из рабочего (среднего класса). Употребление алкоголя является одним из средств ухода от реальности или эскапизма (escapism - уход или бегство от ответственности). В современной культуре сложился образ алкоголика как человека, который не может открыто протестовать против государства. То у мужчин развивается внутренний конфликт, преодолеть который и помогает алкоголь.

И. Тартаковская считает, что «перед тем, как окончательно спиться, многие «алкоголики» переживают более или менее длительную переходную стадию, когда постоянного места работы уже нет, но есть большое количество разнообразных подработок. Вырученные деньги немедленно пропиваются. При этом у большинства из них остаётся иллюзия, что бросить пить можно в любой момент, что устройство на работу - дело времени, стоит только найти подходящее место... «Алкоголики» доступными им средствами стремятся поддерживать символический образ собственной маскулинности, подчёркивая, что сами, добровольно выбрали свой стиль жизни».

Таким образом, этот тип поведения мужчины можно назвать алкоголик - эскапист. Невозможность адекватно выполнять свою профессиональную деятельность приводит мужчину к уходу от ответственности за совершенные им действия и уходу посредствам употребления алкоголя в свой внутренний мир.

Следующий образ, который мы хотели бы рассмотреть, - это образ фермера. Америка поддерживает образ фермера как носителя американского типа культуры. Фермеры - это физически и духовно сильные люди. Здесь большую роль играет преемственность, поскольку фермеры из поколения в поколения передают землю и все знания своим детям. И, как правило, у среднего фермера их как минимум пять. У фермера очень сильный характер, поскольку «решиться поехать за океан поднимать целину и корчевать лес под пашню могли только мужественные люди. Слабые или гибли, не выдержав лишений, или уходили в иную сферу деятельности. А поскольку и в последующих поколениях, вплоть до наших дней, образ жизни фермеров, несмотря на технический прогресс, мало изменился, их генетика нисколько не ухудшилась. Ведение хозяйства в рыночных условиях с постоянной угрозой разорения формирует специфические особенности фермерского характера. Он всё время в труде... он работник физического труда и одновременно интеллектуал, исполнитель рутинной работы и в то же время - участник творческого процесса».

Для более полной характеристики образа современного мужчины необходимо рассмотреть ещё один тип поведения - мужчина-домохозяин.

Для российской культуры с преобладанием патриархальности считается нормой, что женщина должна сидеть дома, воспитывать детей и кормить мужа, а мужчина должен заниматься внешней деятельностью - зарабатывать деньги, участвовать в политической жизни страны, т.е. выполнять традиционную мужскую роль.

Если же мужчина начинает вместо своих «прямых» обязанностей заниматься домашним хозяйством, готовить еду, стирать и убирать в квартире, то про такого мужчину говорят, что он домохозяйка. В общественном сознании сразу же срабатывает стереотипное мышление, что это девиация.

Чаще всего это связано с тем, что мужчина остался без работы, его специальность стала невостребованной. Поэтому деньги зарабатывать приходится женщине, а мужчине - заниматься домашним хозяйством, пока он ищет новую работу.

На эту проблему можно посмотреть с двух противоположных сторон. С одной стороны, если мужчина потерял работу, он действительно прикладывает все усилия, чтобы найти новую, более престижную и денежную работу. С другой стороны - мужчина остался без работы, у него опустились руки. Такой интересной работы и с высоким заработком ему уже не найти, и он «садится на шею» женщине. Такая ситуация в семейной жизни является настоящим испытанием, которое может привести к разводу, т.к. появляются благоприятные условия для развития тендерного конфликта.

Работающая жена может делать замечания мужу, что он плохо справляется с домашними обязанностями. Женщина не пытается выяснить, с чем связано такое положение, почему мужчина не ищет работы. Она категорична и непоколебима, если она одна работает (зарабатывает деньги), то мужчина должен всё делать по дому. В связи с этим происходит трансформация тендерных ролей в семье, что зачастую становится причиной разногласий и ссор.

По мнению И. Тартаковской, «одним из видов адаптации к невозможности оставаться «настоящим мужчиной» является переопределение своих жизненных задач в приватную сферу... безработный мужчина находит себя в том, чтобы обслуживать интересы своей семьи. При этом, однако, он, как правило, не принимает на себя обязанностей женщины-домохозяйки, а старается найти себе «мужское занятие». Но в большинстве случаев мужчины просто не хотят работать. Они любым способом пытаются не ходить на работу или не искать новой, часто жалуются на своё здоровье, на возраст. «Таким образом, можно говорить, что позиция «домохозяйки» для таких мужчин все же не столько однозначно вынужденная, сколько выбранная как «меньшее зло».

Американские учёные выяснили, что роль домохозяйки крайне негативно сказывается на мужчинах. «Мужчины, которые вместо работы занимаются домашним хозяйством и детьми, больше подвержены сердечным заболеваниям и рискуют умереть раньше, даже чем трудоголики. Они (учёные - авт.) обнаружили, что напряжение, которое испытывает мужчина в роли домохозяйки, повышает риск развития у него болезней сердца, что может привести к ранней смерти. Причём руководитель исследования, доктор Элейн Икер связывает это с социальными стереотипами - мужчины занимаются делом, которое обычно берут на себя женщины, и чувствуют от этого стресс. К этому добавляется и то, что они не получают той поддержки от друзей и родственников, как дамы, бросившие работу ради семьи. Кроме того, на месте домохозяйки мужчинам намного труднее доказать свою состоятельность».

Кроме вышеперечисленных образов мужчин, необходимо рассмотреть образы мужчин, которые формируются, а иногда навязываются популярными журналами и средствами массовой информации. «Целая серия «мужских» журналов, появившихся в последние годы в России, даёт довольно обширную картину того, какие варианты мужественности не просто формируются, а ведут вполне серьёзную конкуренцию за потенциального читателя-потребителя. «Медведь», квалифицирующий себя как «настоящий мужской журнал», является интересным примером попытки сформировать определённую модель «настоящего мужчины».

Нас это интересует в связи с тем, что СМИ и журналы формируют в сознании людей и диктуют обществу нормы и идеалы поведения мужчин, и их образы. Именно в связи с этим в общественном сознании и складывается как идеальный образ мужчины, так и образ «отрицательного героя».

Изучением образа мужчины в популярных женских и мужских журналах занималась Е.Ю. Гусева. Она считает, что образ мужчины, формируемый в журналах, варьируется от идеального мужчины до супер отрицательного, который в основном портит жизнь женщине.

Е.Ю. Гусева выделила три типа мужчин, доминирующих в качестве образов в современных журналах: 1. мужчина-обидчик; 2. настоящий мужчина; 3. инфантильный муж.

«Мужчина-обидчик (насильник, муж, бросивший женщину без средств к существованию или в ситуации беременности, или любвеобильный субъект, для которого женщина как таковая ценности не представляет). Это мужчина, отравляющий своим существованием и без того тяжёлую женскую долю... присутствие мужчины-обидчика обусловлено тем, что тот, кто потом занимает вакантное место в сердце женщины, становится просто идеалом».

Следующий тип мужчины - «настоящий мужчина, который делает жизнь женщины сказкой или сном... Это презентация того мужчины, которого женщина хочет видеть рядом с собой. И независимо от социального статуса, стремлений и убеждений женщины этот образ всегда одинаков. Сильный, активный, решительный - вот идеал «мужчины для женщины».

И последний, третий тип мужчины - «инфантильный муж, этот мужчина никогда не представляется холостым, в отличие от двух предыдущих типов. Инфантильный муж представляется скорее неким домашним животным, тяжким женским бременем, чья основная цель - возлежание на диване и предъявление требований к жене. Либо же это мужчина-неудачник, который не сумел адаптироваться в изменяющемся мире и вынужден в силу причин сидеть на шее у жены».

С начала 1990-х годов в России начали появляться новые журналы, содержащие в основном порнографический материал.

Подобные мужские журналы, такие, как «Андрей», «Махаон» и др. «в первую очередь ориентируются на гетеросексуальную «мужскую аудиторию». Предполагается, что их читатель - русский мужчина, не сомневающийся ни в своей сексуальной ориентации, ни в своей национальной принадлежности».

Э. Боренстейн считает, что «на повестке журнала «Андрей» стоит главная идеологическая задача по компенсации травмы, связанной с утратой позиций мирового господства, травмой, переживаемой не только всей нацией, но и, в особенности, русским мужчиной. Секс становится той магической формулой, которая необходима русскому мужчине для того, чтобы справиться с перенесённым шоком».

Таким образом, можно сделать вывод, что подобного рода эротические журналы являются отдушиной для постсоветского мужчины. После долгого времени существования табу на обнаженное тело в советский период и любых проявлений эротизма появление таких журналов призвано укрепить пошатнувшуюся маскулинность постсоветского мужчины, вернуть ему свободу и поставить на ноги после долгого пребывания его на коленях.

В современных журналах, по мнению Е.Ю. Гусевой, выделяется только три типа мужчин, но можно выделить ещё один. Это не обидчик, не «настоящий» или «инфантильный» мужчина. Это «Дикий» мужчина». Образ «дикого мужчины» очень хорошо обрисовала рок-группа «Ленинград». По их мнению, «Дикий мужчина» - это «яйца, табак, перегар и щетина». Это образ мужчины, - который берёт от жизни всё, всего сам добивается. Это любвеобильный игрок, любитель выпить и подраться. Его можно назвать «самцом», у которого нет никаких привязанностей, он ценит лишь друзей. Женщина для него - лишь предмет сексуального удовольствия и не более того. Он меняет женщин, как перчатки. Дикий мужчина «стоит на границе природы и культуры, это этакий полуприрученный зверь. Его пограничность, животная часть его сущности обыгрывается и акцентируется - в частности, в любовной игре, - и это не скотство, а особенная анималистическая роль, вроде «мой ласковый и нежный зверь». Колючесть и вонючесть, безусловно, входят в интимную анималистическую мифологию повседневности, в её маскулинную часть... В целостном комплексе черт дикого мужчины не последнее место занимает лексикон, которым он пользуется, и голос, которым он его озвучивает.

Романтический ореол даже отдельных элементов этого имиджа сегодня несколько потускнел. Отсюда и ирония: культура начинает менять отношение к табаку и перегару в сочетании со щетиной. Декларативность, отдающая нарциссизмом, в такой перспективе становится выразительным художественным приёмом».

Образ мужчины находит своё отражение в современной рекламе. Следует в первую очередь отметить, что в рекламе мужчина, согласно стереотипам, выполняет то, что традиционно считается мужской работой. Он и успешный бизнесмен, и спортсмен, одним словом профессионал, женщина же представлена либо в роли домохозяйки, либо в роли самовлюблённой эгоистки, которая всё время крутится перед зеркалом, моет волосы, красит губы, примеряет колготки и др. То есть, можно сказать, что даже в современной рекламе все действия мужчины направлены вовне, на внешнюю деятельность, а образ женщины замыкается либо на доме (она выполняет роль домработницы), либо на себя. Она смотрит на мужчину как на героя - с восхищением и упоением, она ждёт его с работы или тренировки и кормит «кубиками» и концентратами вместо настоящей здоровой пищи.

Зачастую мужчина в современной рекламе выполняет роль учителя, наставника. А. Юрчак рассматривает эти образы на примере реклам европейской зубной пасты, «в них ребёнок чистит зубы, а врач-стоматолог, обычно мужчина, объясняет его матери химический состав пасты и принцип её воздействия на зубы. Человеком, наделённым максимумом авторитета и социального статуса, в данной ситуации является мужчина-специалист. Он играет роль инструктора, о чём говорят его авторитетный тон, обилие в его речи специальных терминов, белый халат, стоматологический кабинет, графики и схемы, иллюстрирующие рассказ. Мать ребёнка, внимательно выслушивая эти объяснения, играет роль инструктируемого. Очевидно, что в этой ситуации у неё меньше знаний, опыты, авторитета, а значит и социального статуса, социальной силы. Ребёнок же здесь даже не является объектом инструктажа, ему незачем слушать мужчину - профессионала - его отношения со взрослыми строятся на абсолютном доверии им».

Таким образом, в современной рекламе доминирует образ мужчины-мачо или метросексуала - стильного, успешного и авторитарного.

А. Можаев, генеральный директор компании «МакКен-Эриксон», по этому поводу говорит: «Сегодня в отечественной рекламе сильного позитивного мужского образа просто не существует. Отчасти это связано со стереотипами, которые существуют у клиентов при выборе персонажа на кастинге. Предпочтения отдаётся привычным западным образам, так как есть опасность, что новый яркий персонаж будет продвигать не брэнд, а себя».

Изучением образа мужчины в средствах массовой информации занимается И.С. Кон. По его мнению, «самый популярный мужской тип, раскручиваемый средствами массовой информации, - не мачо, а более или менее андрогинные юноши (Шура, Никита, Иванушки Интернэшнл, Андрей Губин), с намёком на возможную би или гомосексуальность (крайний случай этого - Борис Моисеев), изображающие нечто вроде деликатного мужского стриптиза...

Вторая по полярности категория кумиров - сентиментальные молодые сердцееды, исполнители сладких песен о любви (Юлиан, Влад Сташевский, Валерий Меладзе, Леонид Агутин)...

Образы мачо, которые в США чаще всего ассоциируются со стилем кантри, в России представлены группой Любэ (со своеобразным военно-патриотическим уклоном) и исполнителями блатной песни, поэтизирующими пьянство, драки и мужское товарищество...

Хотя детальный анализ российских канонов маскулинности затрудняется недостатком научных исследований, похоже на то, что эти образы столь же многообразны, проблематичны и переходны, как и все остальные российские ценности»

Таким образом, на современной российской эстраде можно выделить три основных образа мужчин: это андрогинный юноша, сентиментальный сердцеед и мачо. Эстрадные артисты, как и герои рекламных роликов, играют очень значимую роль в процессе социализации молодёжи. Именно на их примере происходит воспитание характера и мужественности (или лже мужественности на примере первых двух типов «мужчин»). Если преимущественно среди слушателей первых двух образов артистов больше всего девушек, то третий образ является в основном мужским.

В результате проведённого анализа эти образы мужчин в современной культуре, в том числе в рекламе и средствах массовой информации можно разделить на четыре типа:

- маскулинные;

- феминные;

- промежуточные;

- несостоявшаяся маскулинность (на примере исследований И.Н Тартаковской.).

К первому, маскулинному типу мы относим образы фермера, мужчины обидчика, дикого мужчины, образ мужчины-учителя и мачо (образы в СМИ).

Ко второму типу - феминному - мы относим метросексуала, образ инфантильного мужа, андрогинного юноши и сентиментального молодого сердцееда.

К промежуточному типу мы относим образ белого гетеросексуала среднего класса, настоящего мужчины.

К типу мужчин с не состоявшейся маскулинностью мы относим алкоголика и мужчину-домохозяина.

Теперь необходимо дать краткую характеристику каждому из четырёх типов мужчин.

Маскулинный тип в первую очередь характеризуется активностью, мужественностью, жесткостью, целеустремлённостью, физической и духовной силой, напористостью силой характера и т.д., для данного типа мужчин женщина является лишь предметом сексуального удовлетворения. У них нет никаких привязанностей, кроме друзей. Вокруг себя, как правило, представители маскулинного типа поведения держат только сильных и волевых людей. Такие люди чаще всего занимаются экстремальными видами спорта, любят выпить. Риск для жизни - это их кредо.

Феминный тип мужчин характеризуется пассивностью, женоподобностью, покладистостью, мягкостью и т.д. Этот тип стоит на грани гетеросексуал / гомосексуал. Это мужчины, которые излишне увлекаются косметикой, (здесь имеется в виду не мужская косметика по уходу за кожей - гели и лосьоны для бритья), различными кремами, масками для лица и т.д.

Следующий тип мужчин - промежуточный. К этому типу мы отнесли образы белого гетеросексуала из среднего класса и «настоящего мужчины», хотя этот тип можно было назвать «идеальный мужчина». Эти образы мужчин к данному типу мы отнесли в связи с тем, что в настоящее время происходит трансформация образа мужчины в современной культуре и изменение мужских тендерных ролей. Реальнее было бы отнести образ настоящего мужчины к первому - маскулинному типу, но в связи с тем, что женщины вместо мужественности, авторитарности и силы требуют от мужчин мягкости, сопереживания, взаимопомощи и т.д., мы этого сделать не можем. Настоящий мужчина пытается совместить в себе и маскулинные и феминные качества, диктуемые ему обществом. Поэтому мы и назвали этот тип - промежуточным.

Последний тип поведения мужчин – не состоявшаяся маскулинность.

К числу мужчин с несостоявшимся типом маскулинности можно отнести тех из них, «которые в ходе происходящих трансформационных процессов столкнулись с серьёзными и просто личностными трудностями». И.Н. Тартаковская считает, что тип «несостоявшаяся маскулинность» являлся одним из наиболее распространённых в советском и постсоветском обществах типах мужественности. Не состоявшаяся маскулинность связана с тем, что в советском обществе мужчина не мог реализовать своей маскулинности, кроме, разумеется, службе в армии и занятий профессиональным спортом. И это связано с тем, что советская власть не требовала от мужчин проявления инициативы, а наоборот, всегда и всё решала за него, и эта социальная несвобода усугублялась глобальной феминизацией институтов социализации мужчин, которая выражалась в доминантных женских образах (матери в семье, воспитательницы в детских садах, учительницы в школах). Даже в общественно-политической жизни всё контролировалось властной «материнской» заботой КПСС.

Одной из характеристик маскулинности является благополучное экономическое состояние, которое в первую очередь направлено на достойное обеспечение семьи - это вопрос престижа и самооценки. И.Н. Тартаковская пишет, что «безработный или работающий, но бедный мужчина оказывается лишен этих важнейших признаков собственной тендерной компетентности и, таким образом, «размаскулинивается» - перед ним встаёт проблема репрезентации себя самого в повседневных взаимодействиях, прежде всего, с собственной семьёй, если она у него есть, затем с другими ближайшими родственниками и, не в последнюю очередь, - с работодателями, непосредственным руководством, а также с коллегами (если он работает). Помимо этого, у него встаёт проблема переосмысления своей идентичности»

В современных СМИ всё чаще появляются и рассматриваются не образы настоящего, традиционного мужчины, а именно образы андрогинного типа. Происходит изменение традиционных мужских тендерных ролей, переоценка традиционных мужских ценностей.

Итак, мы рассмотрели причины трансформации мужской сущности и образы мужчин в современной культуре и пришли к следующим выводам:

Во-первых, конец XX - начало XXI вв. можно определить как четвёртый кризис маскулинности после кризисов XVII-XVIII вв. в Западной Европе и конца XIX-начала XX вв. в США и странах Европы. Новый кризис маскулинности начался в 1960-е годы и достиг апогея к концу XX века. Основной причиной четвёртого кризиса маскулинности является становление информационного общества и информационной культуры, нивелирующих профессиональные различия между мужчиной и женщиной.

Во-вторых, в современной культуре можно выделить четыре основных образа мужчин и типологизировать их следующим образом: маскулинные, феминные, промежуточные и несостоявшиеся маскулинности. В современных средствах массовой информации всё больше появляется андрогинных образов, и это связано с тем, что общество стало предписывать современному мужчине больше качеств, традиционно считавшихся женскими (нежность, ласка, покладистость, мягкость и т.д.).

 

АВТОР: Орлянский С.А.