31.05.2012 9429

Место регионального телевидения в современной культуре

 

Характерным штрихом происходящих сегодня культурных процессов является децентрализация и регионализация социально-культурной жизни. За последние годы влияние регионов на культурную, общеполитическую, информационную ситуацию в стране усилилось и стало очевиднее и определеннее. Наряду с этим активизировалась жизнь и в самих регионах, что нашло свое выражение, прежде всего в возрастании роли местных средств массовой информации, и особенно региональных каналов телевизионного вещания.

В работах по истории, теории и практике журналистики термины «местная», «провинциальная», «периферийная», «региональная» используются как синонимы применительно к губернской, областной и региональной (меж губернской и межобластной) журналистике. Понятие «регион» трактуется и как административно-территориальное образование, а «региональные средства массовой информации», как выходящие и распространяемые в пределах административной территории. Под термином «регион» подразумевается также определенная географическая территория (не обязательно административная), население которой тесно связано культурной, этнографической, конфессиональной, экономической и другой общностью, например, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Поволжье, Дон, Северный Кавказ и др.

Проблема столица - провинция, центр - регион стояла достаточно остро на протяжении всей истории России, но именно сегодня ее изучение представляется нам наиболее актуальным. Сосредоточение в столичных городах многих культурных ценностей приводило к оторванности от них жителей провинции, что неизменно сказывалось на уровне просвещения населения регионов. И лишь появление аудиовизуальных средств массовой коммуникации, прежде всего телевидения позволило в некоторой степени преодолеть эту оторванность. Региональные телевизионные станции информируют обо всем, что достойно внимания и имеет смысл для зрителя в том или ином регионе. Причем, как отмечает B.JI. Цвик, «если в 1991 году, накануне развала СССР, в системе Гостелерадио было четыре программы Центрального телевидения и 130 местных студий (из них 78 в автономных республиках, краях и областях РСФСР), то в 2000 году только в Российской Федерации 9 каналов, принимаемых более 50% населения (из них четыре федеральных - «Первый», «Россия», НТВ и «Культура»), столько же национальных телесетей (ТНТ, СТС, REN-TV, ТВЦ), спутниковые системы «НТВ+», «Космос-ТВ», предлагающие пакеты из 40 и более каналов, около 1000 региональных телекомпаний (600 из них негосударственные). В большинстве административных районов России есть своя местная государственная телевизионная станция, которая вещает от 1 до 4 часов в день либо на собственной частоте, либо на канале «Россия»«. Если по техническим условиям местные новости должен идти по тому же каналу, что и общенациональная программа, в ней специально отводится время для таких включений.

На современном этапе развития общества региональное телевидение оказалось перед необходимостью фундаментальных преобразований. С одной стороны, средства массовой информации отражают изменения в культурной, социальной, политической, экономической сферах местной жизни, с другой - непосредственно влияют на содержание, направление и интенсивность этих изменений. Формирующаяся система региональной телекоммуникации призвана стать фактором, консолидирующим общество на базе новых ценностей. Как отмечает О.В. Коновалова: «Региональное телевидение - явление постоянно развивающееся, создатели программ находятся в поиске оптимальных путей информационного обмена в сложной динамичной системе федерального телевидения с разнородным этническим, религиозным, социокультурным составом аудитории».

Что касается непосредственно Ставропольского края, то в настоящее время мы можем наблюдать в данном регионе развитое информационное пространство, о чем свидетельствует как количество имеющихся электронных СМИ (по данным на 2004 год в крае было зарегистрировано 72 телерадиоредакции), так и качество распространяемой ими информации. Рассмотрим подробнее место и роль программ регионального телевидения в системе культуры современной России на примере передач Ставропольской краевой студии телевидения.

Телевещание в крае ведет свою историю с 1959 года. Первая телевизионная студия была построена в Пятигорске - определяющим фактором в выборе места стало географическое положение города, а точнее - гора Машук, на вершине которой и расположилась телевышка, за счет чего зона вещания охватила значительную территорию. Все это время в Ставрополе существовал корреспондентский пункт, затем появилась своя телевизионная редакция, но ездить каждую неделю из Ставрополя в Пятигорск, чтобы выдать программу, было очень неудобно, и возникла идея создания телевизионной студии в краевом центре.

Ставропольская краевая студия телевидения вышла в эфир 3 января 1988 года с передачей «Дебют». Это была праздничная программа, с поздравлениями в адрес телестудии. С 1 декабря 1993 года Ставропольская государственная телерадиовещательная компания (СГТРК) начала вещание на краевом канале «Ставропольский меридиан» (ранее он был известен под логотипом «14-24»). Сегодня передачи Ставропольской краевой студии телевидения выходят в эфир на двух каналах: «Россия» и «Культура» (с 1 января 2002 года).

В зону вещания Ставропольского телевидения входит весь Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика, значительная часть Краснодарского края, часть Кабардино-Балкарии, Ростовской области и Калмыкии; аудитория составляет более четырех миллионов человек. В активе журналистов и всех сотрудников компании не только одна из самых объемных в регионах России зон вещания, но и уникальный опыт выпуска программ в режиме телемоста (Ставрополь - Пятигорск), множество побед в самых разных Всероссийских конкурсах.

Изначальным приоритетом Ставропольская краевая студия определила информационное вещание. Именно информационными были первые регулярные передачи «Ставрополье: время и люди», «В объективе Ставрополь», «Ставрополь и ставропольцы», «Городские новости», «Информ-релиз». Постепенно ставропольский эфир расширили познавательные, художественно - публицистические и развлекательные программы: «И дым Отечества», «Ночной, эфир», «Сельская лечебница», «Берегиня», «Форум», «Телемемуары».

С 1993 года Ставропольская студия телевидения совместно с пятигорскими коллегами активно включилась в проведение телемарафонов в защиту малоимущих, инвалидов, материнства и детства. Это такие телемарафоны, как «Спешите делать добро», «Одолевшие судьбу», «Если в дом постучалась беда», «Чужого горя не бывает». Проведение подобных акций способствует повышению духовности, нравственности, милосердия у жителей края.

Международные турниры по художественной гимнастике и конному спорту на призы СГТРК являются рейтинговыми и включены в федеральную» сетку соревнований.

С течением времени, на краевом телевизионном канале появлялись новые программы, например, молодежные - «Своя компания» и «Вояж». «Своя компания» была первой собственно молодежной программой Ставропольской краевой студии телевидения. Каждый выпуск этой передачи посвящался самым разным проблемам молодых людей в возрасте от 10 до 25 лет, а приглашенные специалисты: психологи, врачи, косметологи, тренеры, давали советы, как их решать. Программа «Вояж» долгие годы оставалась одной из самых рейтинговых и популярных молодежных передач Ставропольской краевой студии телевидения. Перед творческим коллективом этого проекта стояла задача приобщить провинциального зрителя к современной музыкальной культуре, посредством показа концертов, приезжающих в Ставрополь звезд российской эстрады. В эфире «Вояжа» выступали такие артисты как Ирина Аллегрова, Вилли Токарев, Сергей Минаев, Виктор Салтыков, Михаил Шуфутинский, группа «Браво», Сергей Крылов, и многие другие. В 1994 году с приходом нового ведущего

(Александр Третьяков) изменилась концепция и качество передачи, она стала называться «Вояж. Энциклопедия популярной музыки». Вместе с тем программа не отказалась от идеи записи концертов звезд российской и зарубежной поп- музыки. «Вояж» представил своим зрителям телевизионные версии концертов групп «Е-Туре», «Boney-М», «Gorky Park» и многих других. Еженедельно авторы программы «Вояж» отбирали самые оригинальные видеоклипы и самые интересные новости из мира зарубежной и российской музыки для показа своей аудитории.

На Ставропольской краевой студии телевидения создавались передачи «О земном» (в основу данной программы были положены рассказы о земных проблемах и радостях, достижениях и трудностях, о человеке и его судьбе); «Семейные радости» (в этой программе делались попытки повернуть зрителя лицом к проблемам семейных отношений, рассказывалось о семейных радостях, о том, что многие беды можно преодолеть, укрепив взаимоотношения между близкими людьми); «Будьте здоровы» (информационно-аналитическая программа о медицине Ставрополья, проблемах здравоохранения, мерах профилактики и здоровом образе жизни, о привлечении новейших медицинских технологий на службу охраны здоровья человека); «Салон» (эта передача знакомила зрителей с людьми искусства: от артистов краевых театров до сельских тружеников культуры, открывала пласты краевой культуры, малоизвестные широкому кругу зрителей. Авторы передачи сотрудничали с коллективами краевых музеев, вновь открывали современному зрителю богатую историю нашего края и рассказывали о выдающихся людях Ставропольского края, об известных людях искусства, находящихся в крае на гастролях); «Кто есть кто» (здесь в прямом эфире выступали известные политики, чиновники, общественные деятели, журналисты, актеры, режиссеры, композиторы, обсуждая различные темы, интересующие телезрителей); уникальный проект региональных новостей «День края» в форме телемоста между Ставрополем и Пятигорском (именно такая форма подачи материала позволяла делать информационные выпуски полнее, помогала журналистам рассказывать о тех или иных событиях в краевом центре, на Кавказских Минеральных Водах и в целом на Ставрополье) и т.д. В настоящее время концепция перечисленных программ устарела, но на их базе были созданы новые.

Если говорить о телевизионных передачах, которые сегодня создаются на Ставропольской краевой студии телевидения, то, прежде всего, следует назвать информационные программы «Местное время. Вести. Ставропольский край» и «Вести+». Анализ выше обозначенных программ позволяет говорить о том, что здесь представлены регулярные сообщения о текущих событиях из жизни края. Набор новостей универсален - от политики до погоды, включая все, что имеет прикладное, ориентирующее значение для любого зрителя. Здесь вниманию телезрителей предоставляются отчеты с заседаний правительства и Государственной Думы Ставропольского края, материалы о местном самоуправлении; репортажи из музеев, театров, с выставок, конкурсов, фестивалей и концертов, рассказы об интересных и выдающихся людях нашего края; сюжеты на злободневные темы: лекарственное и транспортное обеспечение граждан, пользующихся льготами, природопользование и управление землями в крае, новейшие методы лечения алкоголизма и наркомании, обеспечение правопорядка в регионе, санитарное состояние городов Ставропольского края и т.д. К 60-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне в программе «Местное время. Вести. Ставропольский край» была создана рубрика «Как живешь, ветеран», в которой ветераны делятся воспоминаниями и рассказывают о своей сегодняшней жизни. Программа «Вести+» дает итоговую информационную картину дня. Таким образом, новостные программы Ставропольской краевой студии телевидения удовлетворяют важнейшую потребность современного человека - быть в курсе происходящих событий.

Ставропольская студия телевидения производит и выдает в эфир еще целый блок информационных программ. Например, программа «Вести. Авто», которая представляет собой специализированную информационную программу, то есть набор новостей одного профиля (в данном случае автомобилизм). Названная передача призвана отвечать на вопросы о состоянии дорог, о законодательстве, уходе за автомобилем и на другие, интересующие водителей вопросы, а также формировать и повышать уровень культуры современного водителя. Вниманию зрителей также предоставляются репортажи с различных выставок автомобилей, проходящих не только в нашем крае, но и за его пределами. В 2005 году программа «Вести. Авто» заняла первое место во Всероссийском журналистском конкурсе Гильдии автомобильных журналистов «Дорога для жизни» в номинации «За рулем».

Формирование спортивной культуры в крае возложено на спортивно - информационный проект Ставропольской краевой студи телевидения «Местное время. Вести. Время спорта». Авторы программы информируют зрителей о достижениях ставропольских спортсменов и тренеров, регулярно освещая новости спорта. В передаче даются подробные репортажи со спортивных соревнований, анализ побед и поражений, проводятся интервью с тренерами и спортсменами и т.п.

Важным принципом новой системы телекоммуникации является межрегиональный взаимообмен телепрограммами - это своего рода знакомство с опытом, традициями тех, кто находится рядом. Например, передача «Местное время. Северный Кавказ» выходит в эфир из Ростова-на-Дону, она представляет собой тележурнал, в котором собраны новости со всего Южного федерального округа. Журналисты Ставропольской краевой студии телевидения в этой передаче представляют вниманию зрителей материалы о жизни ставропольцев, специальные репортажи о ветеранах, интересных людях, важных культурных событиях нашего края и т.д. Далее назовем программу «Прикумье», здесь освещается жизнь восточных районов Ставропольского края прежде всего Нефтекумска и Буденновска.

С 2004 года в эфир выходит программа «Местное время. Вести. Дежурная часть», которая представляет собой еженедельное комментирование событий на криминальные темы. В программе «Что нам стоит» дается полезная информация о том, как построить дом, отремонтировать квартиру, какие строительные и отделочные материалы лучше для этого использовать.

Ежемесячно Ставропольская краевая студия телевидения предоставляет слово губернатору Александру Леонидовичу Черногорову. В передаче «От первого лица» губернатор рассказывает о работе правительства Ставропольского края, о достижениях ставропольцев в различных сферах деятельности и т.п. На краевом телевидении существует также передача «Смотрите, кто пришел». Это общественно-политическая программа, в которой перед телезрителями выступают депутаты, представители местной власти, а также другие приглашенные журналистами гости из прокуратуры, службы занятости, учебных заведений, Союза молодежи Ставрополья...

Программа «Время местное» затрагивает проблемы из различных областей жизни края: культурной, социальной, политической, экономической и т.д. Здесь для каждой конкретной передачи выбирается тема дня (например, «СМИ в современном мире: единство и противостояние», «Мода в крае», «Пожарная служба края. Профилактика пожара»), и на эту тему создаются сюжеты, в студию приглашаются гости, компетентные в данном вопросе. «Время местное» выходит в реальном времени в режиме телемоста «Ставрополь - Пятигорск», что позволяет дать более полную картину событий края, осветить жизнь не только краевого центра, но и Кавказских Минеральных Вод, других близлежащих районов. Контактный телефон, установленный в студии, позволяет всем желающим телезрителям включиться в ход передачи, высказать свое мнение по той или иной проблеме, принять участие в интерактивных опросах и конкурсах - все это способствует возникновению эффекта присутствия у аудитории.

Ставропольская краевая студия телевидения осуществляет телетрансляцию информационно-познавательной программы «Университет», которая создается студентами Ставропольского государственного университета. Как отмечает редактор программы Ю. Терещенко: «Передача «Университет» нацелена на повышение престижа высшего классического образования. Ее сюжеты объединены университетской тематикой: научная и общественная деятельность, студенческие будни и праздники, спортивная жизнь, актуальные вопросы и проблемы образования, воспитания, профессиональной адаптации и здоровья студентов». В передаче «Университет» пропагандируются новые образовательные технологии, знания, здоровый образ жизни, моральные и нравственные ценности, бережное отношение к русскому языку, уважение к культурным традициям и пр.

Далее необходимо отметить, что творческие объединения Ставропольской краевой студии телевидения подготавливают к эфиру не только информационные, информационно-аналитические и другие «сиюминутные» программы, но и на неизменно высоком художественном уровне создают видовые, документальные, научно-популярные фильмы, телеспектакли (например, литературно-драматический спектакль «Любви высокие победы»), авторские передачи и т.п. Например, «Человеческий фактор» Ш. Мухорамовой - это социальная программа о проблемах здравоохранения, психологического комфорта человека, нравственных и духовных началах жизни. Данная передача идет в прямом эфире, в студию приглашаются гости, которые вместе с ведущей говорят о социальных проблемах, льготах, медицине, образовании, детях-инвалидах, патриотическом воспитании молодежи и пр. К разговору могут присоединиться телезрители (по телефону) и выразить свое мнение по той или иной проблеме, а также задать интересующие их вопросы специалистам, находящимся в студии.

Далее следует отметить программу С. Набиевой «Деревенский пейзаж», которая представляет собой цикловую передачу, рассказывающую (в жанре телевизионного журнала) о жизни села. Материалы в программе распределяются по рубрикам, например, «Пересуды» (здесь дается точка зрения крестьян на все, что происходит в социокультурной, экономической и политической жизни края, страны, их прогнозы и предложения по конкретным позициям), «О хлебе насущном» (рассказывается о жизни земледельцев, животноводов, других работников села). На основе анализа названой программы, мы можем заключить, что главная задача автора, в данном случае, отразить все аспекты жизни в селе, рассказать о том, как живут простые крестьяне, какие проблемы их волнуют.

Подбор тем обусловлен интересами людей, живущих и работающих на земле. Программа сочетает в себе оригинальный рассказ о, казалось бы, обычной жизни селян и проблемную аналитику. Главными экспертами в передаче выступают рядовые труженики, простые крестьяне. В программе также дается попытка вернуть людям знания о православных традициях россиян. Судя по письмам, приходящим в редакцию программы «Деревенский пейзаж», последняя имеет высокий рейтинг не только среди жителей села, но и среди горожан, многие из которых также являются выходцами из сел. Программа «Деревенский пейзаж» на Всероссийских профессиональных конкурсах в Белгороде и Старом Осколе два раза была признана лучшей в России проблемно-аналитической программой, рассказывающей о жизни села. На Белгородском фестивале телепрограмм «Российское село: преобразования, проблемы, перспективы» заняла первое место в номинации «Лучшая проблемно-аналитическая программа».

Отличительной чертой краевого телевидения можно назвать наличие в его сетке вещания детской программы «Нежный возраст». Данная передача адресована зрителям дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Здесь телезрителям предлагают материалы, созданные в увлекательной форме и направленные на всестороннее воспитание и образование, социализацию подрастающего поколения. Также в программе проводят различные конкурсы, адаптированные к возрасту зрителей, встречи детей с интересными людьми, инсценировки сказок, показывают мультипликационные фильмы и т.д.

Интересным проектом краевой студии телевидения является авторская программа А. Сляднева «О, времена О, музы...». Эта передача нацелена на освещение мировой культуры вообще и музыкальной культуры в частности. Автор программы рассказывает о деятельности различных художников, композиторов, фотографов, о некоммерческой культуре. Из данной программы телезрители могут узнать много интересных фактов о малоизвестных направлениях искусства, о джазовой музыке и пр.

В преддверии 60-летия Победы в Великой отечественной войне, журналистами Ставропольской краевой студии телевидения подготовлено много передач, посвященных данному событию, например, «Любимые песни участников Великой отечественной войны», «Между боями», многосерийный документальный фильм «Война священная» и др.

На основе анализа передач Ставропольской краевой студии телевидения, было выявлено, что, несмотря на характерную для сегодняшнего телевидения ситуацию, а именно: слабую представленность проблем, касающихся мировой и даже отечественной культуры, смещение акцентов в сторону развлекательности и зрелищности в ущерб культурно-просветительским и познавательным возможностям телевизионного вещания, на Ставропольском телевидении существуют культурно-просветительские и художественные программы, глубоко и интересно освещающие культурную жизнь своего региона, страны и мира.

Многие работы ставропольских тележурналистов удостоены призов престижных международных, российских и региональных творческих конкурсов, транслировались в эфир по федеральным телеканалам. Десятки творческих работников компании награждены орденами и медалями, почетными знаками, удостоены званий «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», «Заслуженный работник Ставропольской государственной телерадиокомпании» и др. Со Ставропольской студии телевидения начали свой журналистский путь специальный корреспондент канала «Россия» Илья Канавин, корреспондент Первого канала Роман Перевезенцев, оператор НТВ - Максим Ушанов и др.

Наличие собственного краевого телевизионного канала с общим объемом вещания приблизительно 16 часов в сутки позволяет оперативно информировать зрителей о важных и интересных событиях, вести прямые репортажи, организовывать телемосты, проводить крупные акции и т.п. Благодаря общедоступной тематике, программы краевого телевидения могут собирать довольно широкую аудиторию. Такие передачи, как «Человеческий фактор», «О, времена О, музы...», «Время местное» оказывают положительное влияние на культурную жизнь города, например, посещаемость различных выставок, концертов и спектаклей возрастала, если о них шла речь в передаче, усиливают интерес к местным талантам, деятелям культуры и искусства и т.д.

Анализ передач Ставропольской краевой студии телевидения позволяет заключить, что последние, по сравнению с московскими программами, выигрывают большей теплотой, близостью к своим зрителям, наличием «положительных» сюжетов. Общероссийские новости вынуждены больше времени уделять «отклоняющимся» от нормы событиям (взрывы, похищения, убийства, забастовки, голодовки и пр.), ставропольские же новости находят место для репортажей с фестивалей национальных культур, с юбилея достойного человека и т.д. В местных новостях нет катастрофизма, более пропорционально представлены позитивные и негативные материалы.

На краевом телевизионном канале получает развитие краеведческое направление: создаются передачи о жизни россиян, традициях, нравах, истории городов и усадеб. Здесь рассматриваются общие проблемы в местном преломлении, обсуждаются вполне конкретные проблемы: где построить зоопарк или пустить новую линию троллейбуса, как благоустроить улицу или улучшить работу милиции и т. п. Традиционны телевизионные отчеты местных властей перед избирателями с «обратной связью» в виде телефонных звонков в студию.

Ставропольский край, как и любой другой регион, обладает специфическими особенностями, многие из которых обусловлены многонациональным и многоконфессиональным колоритом региона. Это является фактором создания на ставропольском телевидении программ, знакомящих зрителей с традициями, нравами, обычаями, повседневной жизнью населения разных уголков края. Следствием таких передач является более точное воздействие регионального телевидения на аудиторию, формирование толерантного сознания в современном обществе.

Проанализировав программы Ставропольской краевой студии телевидения, мы можем сделать следующий вывод: именно региональное телевидение может наиболее полно удовлетворить конкретные жизненные интересы человека, связанные с реальной средой его существования и образом жизни. Используя факты и явления из жизни своей страны, региональное телевидение делает информацию более убедительной, доходчивой, чем вещание из центра. Местное телевидение более точно и полно учитывает особенности конкретной политической, демографической, конфессиональной и иной ситуации в крае, соотношение городского и сельского населения, распространение различных религиозных верований, образование молодежи и т. п.

Таким образом, мы можем заключить, что наибольший интерес для Ставропольского телевидения как регионального средства массовой информации представляют проблемы местного значения, большая часть из которых вообще не присутствует в рейтинге тем центральных телеканалов. В программах прежде всего затрагиваются темы, касающиеся вопросов, связанных с жизнью в Ставропольском крае, с его конкретными проблемами и действиями местных властей по их разрешению. Ведущие позиции в новостном рейтинге Ставропольской краевой студии телевидения занимают такие важные для зрителей темы, как обеспечение безопасности в крае, аграрные вопросы, патриотическое воспитание молодежи, освещение культурной жизни края и др. В своих телепередачах компания широко и объективно освещает жизнь Ставрополья, соседних регионов, всего Северного Кавказа, России. Особое внимание уделяется информационным и аналитическим программам, передачам на темы сохранения и укрепления мира и согласия на Северном Кавказе, гармонизации межнациональных отношений, возрождения духовности, нравственности. Популярны у телезрителей познавательно-развлекательные, музыкальные, спортивные программы. Конечно, программы местного телевидения не могут конкурировать с центральными в оперативности, широте и масштабности освещения российских и зарубежных событий, но, тем не менее, региональное телевидение незаменимо как источник местной информации, и именно в этом его особое преимущество перед центральным телевидением. Местное телевидение ближе всего стоит к своему зрителю и способно осветить события и проблемы в жизни каждого города и населенного пункта, относящиеся к его аудитории. Как показывает анализ программ краевого телевизионного канала, региональные компании опираются в вещательной политике на приоритеты местных традиций, стремятся учитывать интересы всех слоев населения на своей территории, способствовать утверждению культурных, исторических традиций, пробудить интерес к национальным обычаям, образу жизни предков.

Как видим, региональная журналистика, являясь подсистемой российских средств массовой информации, располагает своей сферой распространения, определенным сочетанием административно-территориального, демографического и национального факторов, возможностью непосредственного включения в социальные процессы, происходящие в данной территориальной общности. В отличие от общенациональной, федеральной или так называемой центральной прессы, региональная журналистика обслуживает информационные потребности той аудитории, которая ограничивается пределами данной части страны (в данном случае Ставропольским краем), а не всей ее территории.

Как утверждали Э. Багиров и И. Кацев, авторы теперь уже классической работы «Телевидение, XX век»: «Как бы подробно и всесторонне ни отражала центральная программа жизнь страны, она никогда не сможет охватить всего, да и не должна, ибо многое представляет интерес лишь для части аудитории. Поэтому местные программы служат как бы дополнением центральной, раздвигая панораму жизни за счет более подробного отражения событий и проблем данной местности». Следовательно, мы можем отметить, что какого бы прогресса ни достигла телевизионная коммуникация, каким бы вездесущим и всепроникающим ни стал телесигнал, общество всегда будет нуждаться в информации разных уровней: глобальной, представляющей всеобщий интерес, и локальной, адресованной отдельным группам аудитории. И поскольку одним из основных признаков аудиторной дифференциации является ее территориальная принадлежность, постольку всегда будет существовать потребность не только в центральных, но и в местных телепрограммах.

Анализ, проведенный в исследовании, позволяет сделать следующие выводы:

1. Коммуникативно-информационные свойства телевидения определяются тем, что посредством данного средства массовой информации происходит регулярный процесс передачи и обмена сведениями из культурной, социальной, экономической, политической сферы на расстоянии между различными субъектами. Основные эстетические свойства телевидения заключаются в том, что зрелище (движущееся изображение, сопровождаемое звуком) может разворачиваться на экране непосредственно в момент совершения действия, следствием чего является возникновение эффекта сиюминутности, эффекта присутствия у аудитории. Значимыми эстетическими свойствами телевидения являются: документализм, синэстетизация, представленность на телевизионном экране самостоятельных видов искусства (графика, кинематографические, театральные и театрально-кинематографические формы, литература, эстрадные и музыкальные формы) и т.д. Художественное воздействие телевизионных передач может вызвать у зрителя нравственно-эстетическое переживание и философско-мировоззренческие раздумья, которые порождают активность, направленную на жизненные ситуации. Телевидение, сочетая в себе, с одной стороны, коммуникативно-информационные свойства средств массовой информации, а с другой стороны, являясь одной из разновидностей эстетической деятельности, имеет двойственную природу: оно и средство массовой коммуникации, и вид искусства.

2. Телевидение является семиотической системой, поскольку дает полноценное визуально-смысловое отражение действительности объединением в произведении (передаче, фильме) конкретно-наглядного, метафорически - наглядного и смыслово-речевого элементов. Аудиовизуальный язык экрана синтезирует в себе все существующие формы передачи информации, стимулирует развитие синтетического восприятия и мышления, отражающего реальный мир во всем его многообразии. Благодаря наличию изображения, слова и звука в процессе телепередачи актуализируются несколько модусов чувств, что усиливает суггестивность экранного контекста.

3. Современные телекоммуникационные технологии представляет собой один из основных факторов формирования информационной культуры, которая выступает предпосылкой становления информационного общества. В России телевидение - основной источник информации, поскольку в нашей стране еще не в полной мере развиты современные информационно-коммуникационные технологии, например, Интернет, мультимедийные системы, компьютеро видение. Телевидение, являясь самым доступным средством массовой информации практически для всех категорий российских граждан, способствует созданию условий для реализации права каждого человека на получение различного рода информации, что в свою очередь является одной из основополагающих характеристик формирующейся информационной цивилизации.

Проанализировав телевизионные передачи Ставропольской краевой студии телевидения, мы заключаем, что несмотря на характерную для сегодняшнего телевидения слабую представленность проблем, касающихся мировой и даже отечественной культуры, смещение акцентов в сторону развлекательности и зрелищности в ущерб культурно-просветительским и познавательным возможностям телевизионного вещания, на краевом телевидении существуют культурно-просветительские и художественные программы, глубоко и интересно освещающие культурную жизнь своего региона, страны и мира. Особое внимание уделяется информационным и аналитическим программам, передачам на темы сохранения и укрепления мира и согласия на Северном Кавказе, гармонизации межнациональных отношений, возрождения духовности, нравственности. Региональное телевидение более точно и полно учитывает особенности конкретной политической, демографической, национальной, конфессиональной ситуации в крае, соотношение городского и сельского населения, особенности образования молодежи и т.п.

 

АВТОР: Молчанова Е.Н.