04.06.2012 6243

Э. Ле Руа Ладюри: психологизация в изучении ментальности

 

Лидер третьего поколения «Анналов» Э. Ле Руа Ладюри в своих научных исследованиях выступает как сторонник «застывшей» или неподвижной истории. На основе количественных исследований он делает вывод о существовании периода стагнации во французской истории с 1300 по примерно 1800 годы. Для этого периода концепция Т. Мальтуса представляется для Э. Ле Руа Ладюри совершенно справедливой. В этот временной отрезок Лангедок и Франция в целом переживают «период отсутствия роста: при непрерывном демографическом взлете полная неподвижность в развитии техники (immobilissme technologue), «окоченение» (rigidite) сельскохозяйственной продукции».

Причина такой стабилизации, по мнению Э. Ле Руа Ладюри, кроется в ментальных установках: «Начав со складывания гектаров и кадастровых единиц, я кончил тем, что мог наблюдать деятельность, борьбу и мысли самих людей. Ибо экономическая и основанная на счете история, сколько она ни точна и ни исчерпывающа, сама по себе не могла меня полностью удовлетворить. Ведь она дает лишь грубую, хотя и необходимую основу. Я убедился в том, что мальтузианские преграды на пути развития (экономики и населения) были не только материального свойства. Я ощутил наличие огромного препятствия в виде ментальных установок и начал подозревать о существовании невидимых границ духовного порядка, наиболее трудно уловимых. Мало- помалу я научился обнаруживать эти преграды в хронике безнадежных крестьянских восстаний и в кровавой крестьянской религиозности. Пользуясь всеми доступными мне средствами анализа, я решился предпринять исследование тотальной истории в пределах одного человеческого сообщества (имеется в виду работа «Монтайю, окситанская деревня. 1294-1324» - О. С.)».

Если для Ж. Дюби и Р. Мандру было важно обнаружение изменений в ментальных установках, то для понимания хода исторического процесса для Э. Ле Руа Ладюри становится важен тот уровень ментальности, который оказывается наименее подвержен изменениям, а потому и является причиной стагнации. В определении изменения ментальности Ж. Дюби помимо уже обозначенных выше уровней продолжительности выделял еще один «наиболее глубоко залегающий ментальный слой, связанный с биологическими свойствами человека». Этот уровень почти неподвижен, поскольку его изменения связаны с изменениями биологических свойств человека.

Именно на исследование этого уровня ментальности и обращает внимание Э. Ле Руа Ладюри. Эти ментальные установки глубинного залегания безусловно принадлежат к бессознательным реакциям и потому оказываются очень могущественны в своем влиянии.

В исследовании жизни крестьянского сообщества небольшой окситанской деревушки Монтайю (период с 1294 по 1324 гг.) Э. Ле Руа Ладюри обнаруживает полное отсутствие классовых противоречий. «На уровне повседневной жизни и отношений между людьми, особенно между женщинами, равно как и между мужчинами и женщинами, отношения благородных и неблагородных были зачастую доброжелательными и, в общем, свободными, отмеченными, разумеется, неким минимумом различия. По правде говоря, здесь не было проблемы как таковой».

Основой, определяющей отношения между людьми этого небольшого сообщества (200-250 человек), является «крестьянская семья, воплощенная насколько возможно, в непрерывном существовании дома и в повседневной жизни группы людей - «домашних», совместно проживающих под одной крышей, на местном наречии эта целостность именуется осталь». Осталь - это «целостность, по сути, первичная общность проживания или первичная экологическая общность», поскольку слово «экология» происходит от греческого, обозначающего «дом, жилище».

Цель существования на земле для жителей Монтайю (как и для огромного множества подобных общностей) в интерпретации Э. Ле Руа Ладюри - сохранение «дома». Французский ученый показывает, что любые формы деятельности жителей деревни связаны «домом»: хозяйственные проблемы решаются с точки зрения полезности для осталя; возможность вступления в брак определяется способностью для молодых людей содержать осталь; будущее замужество или женитьба молодого человека рассматриваются всеми родственниками как возможный способ укрепления осталя; наличие определенного количества детей (обычно всегда не малого - четыре и более) влияет на временное ухудшение экономического состояния осталя и в то же время является залогом его будущего благополучия, когда дети станут помощниками в ведении хозяйства; в остале существует единая вера, если это не так, то семья неизбежно распадается и т. д.

Для крестьян Монтайю «осталь» - оплот уверенности в прочности земного существования, который выступает одновременно как строение, как семья, как общий принцип объединяющий имущество и людей. В сущности Э. Ле Руа Ладюри говорит о влиянии биологического фактора на формирование отношений между людьми по крайней мере в тот временной отрезок времени, который он изучает. Бессознательные инстинкты, среди которых главное место принадлежит стремление к сохранению и продолжению рода, являются мощной силой способствующей выживанию человека в условиях, когда общество еще не способно преодолеть мальтузианские «ножницы».

Исследования, проведенные Э. Ле Руа Ладюри, показали, что «осталь» сохраняет свое существование, несмотря на удары инквизиции, чумы, войны и другие бедствия. Потомки средневековых обитателей деревни проживают там до сих пор.

Монтанойская культура, ориентированная на «простое воспроизводство, на самосохранение и на обеспечение непрерывного существования в этом несовершенном мире», безусловно была сдерживающим фактором развития. Но она же и была фактором «биения жизни», которое невозможно уничтожить никакими ударами судьбы.

Э. Ле Руа Ладюри считает, что в этот период (1300 -1800) обществом были выработаны определенные механизмы «сдерживания (или давления), блокирующие подъем, стесняющие рост и периодически возвращающих человеческую массу к точке равновесия». К этим механизмам Э. Ле Руа Ладюри относит и централизованное государство, которое предназначено для того, «чтобы разрывать своими крепким зубами всех подряд во время устраиваемых каждые тридцать лет жертвоприношений». Государство выступает в качестве «хищника» в человеческой среде.

В крестьянских восстаниях, которым посвящена работа «Крестьяне Лангедока» Э. Ле Руа Ладюри так же видит «бессознательное начало». «Ле Руа описал карнавал камизаров как психодраму, при предоставлении непосредственного доступа к элементам подсознательного, типа людоедства и он интерпретировал пророческие конвульсии камизаров в терминах истерии».

Поступками крестьян руководят либо чувства внутренней виновности за какие-то действия в прошлом, либо за свои религиозные убеждения, противоположные ортодоксальной религии, страх возможного наказания, чувство отчаяния и т. д. Иначе говоря, крестьяне действуют скорее бессознательно, чем осознанно реагируют на кризисные явления в сельском хозяйстве. Э. Ле Руа Ладюри практически превращается в психиатра в оценке крестьянских и других народных выступлений (например, еретическом движении в Мон тайю). «Пророчество, колдовство, массовый психоз и массовый гипноз, действия полубезумных, а то просто психически больных людей - все это описано с почти клинической точностью. Классовая и социальная борьба тонет в стихии подсознательного, в апокалипсических видениях, в возбуждавших массы патологических эксцессах». Конечно, Э. Ле Руа Ладюри не забывает об экономических, климатических и других факторах. Но на первый план выдвигает «социальную психологию (толкуемую на основе фрейдизма)».

Таким образом, концепция видения исторического процесса Э. Ле Руа Ладюри имеет биологические основания. «Предлагаемые мной подходы и методы, возможно, и не отвечают требованиям, которые сегодняшняя мода хотела бы видеть в багаже историка. Уроки марксизма привели меня к заключению, отсутствующему в нем вовсе, а именно, что главный двигатель истории в целом следует искать не в классовой борьбе, а в области экономики, социальных отношений и даже глубже - биологических явлений. По крайней мере, это касается периода, которым я занимаюсь».

Уточнение, делаемое Э. Ле Руа Ладюри о том, что его оценки верны для периода, которым он занимается, а не для всего исторического процесса в целом, представляется достаточно важным. Оно означает, что французский историк и его коллеги не признают наличия единой теории, объясняющей весь ход истории. Для тех явлений, которые обнаружил Э. Ле Руа Ладюри в истории, ему представляется возможным использовать теории Т. Мальтуса и 3. Фрейда. «Упоминавшиеся нами колебания в экономическом развитии, в конечном счете, порождались демографическими скачками. Они обуславливаются биологией... ею моделируются. От 14 до 18 века экономика является скорее служанкой, чем хозяйкой. Не она ведет, а ее скорее ведут. Как бы она ни была важна, в конце концов, она оказывается послушной главным силам жизни и смерти. Что касается велений политики и борьбы классов, время их могущества было еще впереди».

Ментальные установки препятствуют экономическому прогрессу, переходу от традиционного общества к индустриальному. Чтобы переход совершился, необходимо изменение ментальности, увеличение в ней доли сознательного фактора. Открытия, сделанные учеными (И. Нютоном, Г. Галилеем и другими), рост городов, развитие товарно-денежных отношений еще не достигли своей критической массы, взрыв которой произойдет примерно в конце 18 века.

В период традиционного общества, изучаемого Э. Ле Руа Ладюри, в ментальных установках главную роль играет уровень бессознательного. Именно он определяет поступки людей и движет исторический процесс.

 

АВТОР: Сарпова О.В.