10.02.2011 48970

Производство по делам об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения (статья)

 

Производство по делам об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения представляет собой урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность компетентных должностных лиц органов ГИБДД МВД РФ, а также судей по разрешению подведомственных им дел об адмнистративных правонарушениях, совершаемых в области дорожного движения.

Под правонарушениями в области обеспечения безопасности дорожного движения нами в дальнейшем будут пониматься не только правонарушения, указанные в главе 12 КоАП РФ, но и иные правонарушения, связанные с эксплуатацией транспортных средств, дорог и дорожных сооружений, предусмотренные, в частности, статьями 8.22, 8.23, 11.21, 11.22, 11.23, 11.25-11.29 КоАП РФ, дела о которых разрешаются полностью или частично органами ГИБДД.

Данное административное производство будет рассматриваться нами только в части соответствующей деятельности органов ГИБДД. Деятельность судей по разрешению дел об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения не является предметом настоящего исследования.

Правовое регулирование рассматриваемого производства осуществляется на основании общих положений раздела 4 КоАП «Производство по делам об административных правонарушениях».

В силу пункта 1 статьи 1.1. КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях, втом числе, регулирующее производство по делам об административных правонарушениях, состоит из кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 1.3. КоАП РФ установление порядка производства по делам об административных правонарушениях относится к ведению Российской Федерации. Следовательно, по смыслу приведенных положений КоАП РФ, производство по делам об административных правонарушениях может регулироваться исключительно федеральным кодексом. В этой связи не допускается конкретизация общих административно-процессуальных норм, содержащихся в КоАП, посредством издания (принятия) подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих особенности производства по делам об административных правонарушениях в соответствующей сфере общественных отношений.

При указанных обстоятельствах после вступления в силу нового КоАП РФ МВД России не вправе издавать нормативные правовые акты, регламентирующие особенности производства по делам об административных правонарушениях, подведомственных органам внутренних дел, в том числе ГИБДД, хотя ранее такие акты издавались. В частности, до вступления в силу нового КоАП РФ действовала Инструкция по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденная Приказом МВД РФ № 130 от 23.03.1993 г.

С учетом сложившейся ситуации МВД России разработало и направило письмом № 1/ 3582 от 19.06.2002 г. в органы ГИБДД Методические рекомендаци по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения. Указанные Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, а, следовательно, не обязательны для исполнения должностными лицами ГИБДД и не могут приниматься во внимание судами при рассмотрении жалоб на постановления этих должностных лиц, вынесенных ими по делам об административных правонарушениях. Между тем в этих Методических рекомендациях раскрываются существенные особенности разрешения органами ГИБДД дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, содержатся указания по оформлению и типовые формы процессуальных документов, составляемых должностными лицами ГИБДД в ходе разрешения указанной категории дел.

Принимая во внимание важность нормативного закрепления на основе общих положений КоАП РФ особенностей производства по делам об административных правонарушениях в различных сферах общественных отношений, представляется необходимым предусмотреть в Кодексе право федеральных органов исполнительной власти, в том числе и МВД РФ, издавать ведомственные нормативные правовые акты, которые бы регламентировали эти особенности. Издание таких нормативных правовых актов позволит конкретизировать общие административно-процессуальные нормы, содержащиеся в КоАП РФ, применительно к разрешению конкретных категорий дел об административных правонарушениях, учесть особенности их разрешения, определить типовые требования к оформлению процессуальных документов, составляемых в ходе производства по соответствуюшей категории дел.

Рассмотрим далее стадии производства по делам об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В литературе по административному праву традиционно выделяют четыре стадии производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение и административное расследование дела; рассмотрение дела; пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях; исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Такой подход к системе стадий производства по делам об адмнистративных правонарушениях в целом согласуется с соответствующими положениям Кодекса РФ об административных правонарушениях. В частности, указанные выше наименования стадий производства совпадают с названиями глав 28, 29. 30 Кодекса, помещенных в разделе 4 «Производство по делам об административных правонарушениях». В то же время исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях регламентируется КоАП РФ в отдельном разделе 5, который так и именуется: «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях». Таким образом, законодатель формально вывел деятельность по исполнению постановлений за рамки производства по делам об административных правонарушениях. При существованиии отдельного вида административного производства- исполнительного производства, возникает вопрос о том, является ли исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях стадией рассматриваемого производства, либо включается в содержание ис полнительного производства? С нашей точки зрения, исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях является стадией производства по этим делам, которая может существовать до момента возбуждения отдельного исполнительного производства, осуществляемого специальным органом исполнительной власти- Федеральной службой судебных приставов. С момента возбуждения самостоятельного исполнительного производства производство по делам об административных правонарушениях завершается.

С учетом указанной оговорки можно согласиться с приведенным выше подходом к построению системы стадий производства по делам об административных правонарушениях.

Рассмотрим обозначенные стадии применительно к производству по делам об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения.

1. Возбуждение и административное расследование дела.

Исчерпывающий перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении определен часью 1 статьи 28.1. КоАП РФ. Основным поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения является непосредственное обнаружение должностными лицами органов ГИБДД достаточных данных, указывающих на наличие события соответствующего правонарушения. Указанная особенность связана с тем, что подавляющее большинство административных правонарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения выявляется в ходе несения должностными лицами ГИБДД дорожно-патрульной службы, а также в процессе проведения ими проверок соблюдения физическими и юридическими лицами требований, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

В силу части 4 статьи 28.1. КоАП РФ дело об административном правонарушении в области обеспечения безопасности дорожного движения может быть возбуждено должностным лицом ГИБДД посредством:

а) составления первого протокола о применении одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, из числа предусмотренных частью 1 статьи 27.1. КоАП РФ.

б) составления протокола о соответствующем административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 28.2. КоАП РФ;

в) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонанарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7. КоАП РФ;

г) оформления предупреждения или наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с частью 1 статьи 28.6. КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.

Рассмотрим особенности применения каждого из названных выше способов возбуждения дел об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения.

1. Возбуждение дела посредством составления протокола о применении соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

1.1. Доставление. В соответствии с положениями статьи 27.2 КоАП РФ доставление представляет собой принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Указанная норма КоАП РФ не ограничивает круг должностных лиц органов внутренних дел, имеющих право осуществлять доставление. Следовательно, доставление может быть осуществлено любым должностным лицом ГИБДД, непосредственно обнаружившим факт, свидетельствующий о совершении соответствующего административного правонарушения. Этим же должностным лицом может быть составлен отдельный протокол о доставлении физического лица, на основании которого и возбуждается дело о соответствующем административном правонарушении. Если компетентное должностное лицо ГИБДД придет к выводу о необходимости административного задержания доставленного в служебное помещение ГИБДД физического лица, то в этом случае отдельный протокол о доставлении не составляется. О произведенном доставлении делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Если же не производится и административное задержание доставленного в служебное помещение ГИБДД физического лица, то соответствующая запись о доставлении делается в протоколе об административном правонарушении. Норма части 3 статьи 27.2. КоАП РФ не раскрывает содержание записи о доставлении, которая производится в протоколе о задержании лица или в протоколе об административном правонарушении. Представляется, что такая запись должна включать в себя указание на: место, из которого лицо было доставлено, в том числе на идентифицирующие признаки транспортного средства при доставлении водителя этого транспортного средства, время доставления (начало и окончание доставления), должностное лицо, которое осуществляло доставление (в случае, когда доставление осуществлялось не должностным лицом, составившим протокол об административном задержании или об административном правонарушении), служебное помещение органа внутренних дел, в которое лицо было доставлено (помещение стационарного поста ДПС, дежурной части территориального ОВД или ГИБДД). Указанное дополнение, с нашей точки зрения, следует предусмотреть в статье 27.2. КоАП РФ.

1.2. Административное задержание. В соответствии с частью 1 статьи 27.3. КоАП РФ административное задержание- это кратковременное ограничение свободы физического лица. Данное определение административного задержания, по нашему мнению, является не полным, поскольку оно не содержит указания на то, в чем именно заключается кратковременное ограничение свободы и каким способом это ограничение осуществляется. По нашему мнению, определение административного задержания, содержащееся в статье 27.3. КоАП РФ необходимо сформулировать следующим образом: «Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица посредством водворения его в специальное служебное помещение и содержания в нем в течение установленного настоящим кодексом срока»….

В отличие от доставления административное задержание в силу части 2 статьи 27.3. КоАП РФ может быть осуществлено только должностными лицами, перечень которых устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. В этой связи административное задержание физических лиц, совершивших административные правонарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения, может быть осуществлено только теми должностными лицами ГИБДД, которые указаны в Перечне должностных лиц органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом РФ об админинистративных правонарушениях, утвержденном Приказом МВД РФ № 803 от 21.08.2002 г.

В соответствии со статьей 27.4. КоАП РФ в случае фактического административного задержания физического лица об этом задержании составляется отдельный протокол. С момента составления уполномоченным должностным лицом ГИБДД указанного протокола дело об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения считается возбужденным.

1.3. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице.

В соответствии с частью 1 статьи 27.7. КоАП РФ личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. При этом указанная норма КоАП РФ, определяя понятие досмотра вещей, не содержит определения понятия «личный досмотр». С нашей точки зрения, под личным досмотром следует понимать обследование поверхности тела физического лица и находящейся на нем одежды без нарушения ее конструктивной целостности. Данное уточнение необходимо внести в часть 1 статьи 27.7. КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 27.7. КоАП РФ личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут производиться должностными лицами, которые вправе осуществлять доставление и административное задержание физических лиц. В этой связи в силу пункта 1 части 1 статьи 27.2. КоАП РФ личный досмотр и досмотр вещей физических лиц, связанный с выявлением административных правонарушений, подведомственных органам внутренних дел, или административных правонарушений, по делам о которых протоколы составляются органами внутренних дел, могут производиться любыми должностными лицами ГИБДД.

В соответствии с частью 6 статьи 27.7. КоАП РФ о личном досмотре и досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется отдельный протокол либо делается соответствующая запись в протколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Следовательно, составление отдельного протокола о личном досмотре и досмотре вещей, находящихся при физическом лице, обязательно только в том случае, когда это физическое лицо не доставлялось и не задерживалось и не составлялись соответствующие протоколы о доставлении и административном задержании. С момента составления протокола о личном досмотре и досмотре вещей при отсутствии каких-либо иных ранее составленных протоколов, дело об административном правонарушении считается возбужденным.

Необходимо отметить, что должностными лицами ГИБДД протоколы личного досмотра и досмотра вещей составляются, как правило, после применения в отношении физических лиц иных мер административно-процессуального обеспечения, в частности, таких как отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения, досмотр транспортного средства, то есть уже после возбуждения дела о соответствующем административном правонарушении. Это связано с тем, что факт совершения физическим лицом административного правонарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается не посредством осуществления личного досмотра и досмотра вещей этого лица, а посредством совершения должностными лицами ГИБДД иных действий.

1.4. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

В процессе осуществления должностными лицами органов ГИБДД надзора за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, некоторые административные правонарушения в указанной сфере могут быть выявлены только посредством осмотра (обследования) территории, принадлежащей или используемой указанными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. В частности, посредством осмотра территории выявляются административные правонарушения, предусмотренные статьями 11.21-11.22 КоАП РФ. Такой осмотр территории в силу части 1 статьи 27.8. КоАП РФ может производиться только теми должностными лицами ГИБДД, которые уполномочены составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. В случае производства фактического осмотра территории и установления фактов нарушений требований нормативных правовых актов, образующих состав соответствующих административных правонарушений, должностное лицо ГИБДД, осуществившее осмотр, обязано в силу части 4 статьи 27.8. КоАП РФ составить отдельный протокол осмотра территории. С момента составления данного протокола дело о соответствующем административном правонарушении считается возбужденным.

Анализ содержания статьи 27.8. КоАП РФ показывает, что ее положения требуют уточнения и дополнения. В частности, в указанной статье отсутствует определение понятия «осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов». Перечень объектов, которые могут быть подвергнуты осмотру, с нашей точки зрения, необоснованно ограничен. В этот перечень необходимо включить также здания и сооружения. Кроме того в рассматриваемой статье КоАП РФ необходимо указать на возможность осмотра не только тех объектов, которые принадлежат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на праве собственности, но и тех, которые находятся в их пользовании, на их обслуживании.

С учетом указанных замечаний часть 1 статьи 27.8. КоАП РФ может быть сформулирована следующим образом: « Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю либо находящихся в их пользовании, на их обслуживании зданий, сооружений, помещений, территорий, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, обнаруженных в них (на них) вещей и документов, то есть визуальное обследование указанных объектов в том числе с применением специальных технических средств, производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3. настоящего Кодекса».

1.5. Досмотр транспортного средства.

В соответствии с частью 1 статьи 27.9. КоАП РФ под досмотром транспортного средства понимается обследование транспортного средства с открытием его салона, багажника, кузова, проводимое без нарушения его конструктивной целостности в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Таким образом, досмотр направлен на обнаружение находящихся в транспортном средстве предметов, которые имеют отношение к совершенному водителем или владельцем данного транспортного средства административному правонарушению. В качестве таких предметов могут, в частности, выступать огнестрельное оружие, боеприпасы, наркотические средства, перевозимые с нарушением установленных правил грузы. В соответствии с названной нормой КоАП РФ проверка технического состояния транспортного средства не названа в качестве одной из целей досмотра. Отсюда следует, что при проведении досмотра транспортного средства должностные лица ГИБДД не вправе провероять техническое состояние данного транспортного средства и его соответствие требованиям, установленным специальными нормативными правовыми актами.

По смыслу части 2 статьи 27.9. КоАП РФ досмотр транспортного средства может быть осуществлен только теми должностными лицами ГИБДД, которые вправе осуществлять доставление и административное задержание физических лиц. В этой связи в силу пункта 1 части 1 статьи 27.2. КоАП РФ досмотр транспортных средств, производимый в связи с выявлением административных правонарушений, подведомственных органам внутренних дел, либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел составляют протоколы, может осуществляться любыми должностными лицами ГИБДД.

В силу части 5 статьи 27.9. КоАП РФ о досмотре транспортного средства составляется отдельный протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Таким образом, если водитель досмотренного транспортного средства должностным лицом ГИБДД не задерживается, то это должностное лицо обязано составить отдельный протокол досмотра транспортного средства.

Предствляется, что законодатель необоснованно ограничил возможность производства записи о проведенном досмотре транспортного средства только в протоколе об административном задержании физического лица. Анализ практической деятельности органов ГИБДД показывает, что во многих случаях водители транспортных средств, подвергнутых досмотру, не задерживаются. Однако в этих случаях может производиться задержание транспортных средств, составление протоколов об административных правонарушениях. В этой связи полагаем, что запись о произведенном досмотре транспортного средства может быть сделана и в протоколе задержания этого транспортного средства, а также в протоколе об административном правонарушении. Соответствующее дополнение, с нашей точки зрения, необходимо внести в часть 5 статьи 27.9. КоАП РФ.

С момента составления должностным лицом ГИБДД отдельного протокола досмотра транспортного средства, если он является первым протоколом о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дело о соответствующем правонарушении считается возбужденным.

1.6. Изъятие вещей и документов.

В силу части 1 статьи 27.10. КоАП РФ должностными лицами ГИБДД могут быть изъяты вещи, являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, а также документы, имеющие значение доказательств по делу, обнаруженные ими на месте совершения правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства.

Изъятие вещей и документов в соответствии с названной нормой КоАП РФ может быть произведено должностными лицами ГИБДД, уполномоченными в силу положений статей 27.2., 27.3., и 28.3. КоАП РФ на осуществление доставления, административного задержания и на составление протоколов об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 27.10. КоАП РФ об изъятии вещей и документов составляется отдельный протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Указанное правило не позволяет сделать запись об изъятии вещей и документов в протоколе об административном правонарушении. В этой связи в случаях, когда доставление физического лица или его административное задержание не производятся, должностное лицо ГИБДД обязано составлять отдельный протокол об изъятии вещей и документов. С нашей точки зрения, с целью упрощения процедуры применения рассматриваемой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях названную норму КоАП РФ необходимо дополнить, указав, что запись об изъятии вещей и документов может быть сделана и в протоколе об административном правонарушении.

В силу части 5 статьи 27.10. КоАп РФ об изъятии водительского удостоверения, удостоврения тракториста-машиниста делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении. Это означает, что при изъятии должностными лицами ГИБДД указанных документов не требуется составление отдельного протокола изъятия.

С момента составления должностным лицом ГИБДД протокола об изъятии вещей и документов, если он является первым протоколом о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дело о соответствующем правонарушении считается возбужденным.

1.7. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В соответствии с частью 1 статьи 27.12. КоАП РФ такая мера административно-процессуального обеспечения, как отстранение от управления транспортным средством может применяться должностными лицами ГИБДД в отношении:

а) лиц, управляющих транспортными средствами при наличии достаточных оснований полагать, что они находятся в состоянии опьянения;

б) лиц, управляющих транспортными средствами без соответствующих документов (водительского удостоверения, регистрационных документов, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства);

в) лиц, управляющих транспортными средствами с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);

г) лиц, управляющих транспортными средствами, и не имеющими права управления транспортным средством либо лишенных такого права.

При установлении соответствующим должностным лицом ГИБДД хотя бы одного из перечисленных выше фактов, это лицо обязано отстранить водителя от управления транспортным средством и составить об этом соответствующий протокол.

Часть 1 статьи 27.12. КоАП РФ не раскрывает существа такой меры, как отстранение от управления транспортным средством, не определяет процедуру применения данной меры. В частности, приведенная норма не содержит указания на то, в чем выражается отстранение от управления, каким образом: добровольно или путем применения физической силы оно должно производиться, как следует поступать с водителем, отстраненным от управления. Приведенная норма КоАП РФ указывает на то, что отстранение от управления производится до устранения причины отстранения. С нашей точки зрения, данная формулировка закона является не совсем определенной и может быть истолкована по разному.

Представляется, что в части 1 статьи 27.12. КоАП РФ необходимо конкретизировать следующие моменты: во-первых, указать, в чем состоит суть отстранения от управления транспортным средством, во-вторых, определить способы отстранения водителя от управления транспортным средством, в-третьих, указать на те действия, которые могут быть совершены должностными лицами ГИБДД в отношении водителя, отстраненного от управления, в-четвертых, исчерпывающим образом определить все возможные моменты окончания срока отстранения водителя от управления транспортным средством в зависимости от причины отстранения.

Медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения в силу части 1 статьи 27.12. КоАП РФ может быть подвергнуто лицо, управляющее транспортным средством соответствующего вида, в отношении которого имеются достаточные данные полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. При этом должностные лица ГИБДД не вправе осуществлять само освидетельствование. В соответствии с положениями статьи 27.12. КоАП РФ при наличии достаточных оснований полагать, что лицо управляет транспортным средством в состоянии опьянения, должностное лицо ГИБДД вправе направить это лицо на медицинское освидетельствование, которое производится в медицинском учреждении в порядке, установленном Правилами медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 930 от 26.12.2002 г. О направлении лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должностным лицом ГИБДД составляется отдельный протокол.

Часть 1 статьи 27.12. КоАП РФ не конкретизирует, что именно следует понимать под достаточными основаниями, свидетельствующими о необходимости направления лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. В соответствии с пунктом 2 названных выше Правил критерии, свидетельствующие о наличии достаточных оснований для направления водителей транспортных средств на освидетельствование, должны устанавливаться Министерством здравоохранения РФ. С нашей точки зрения, указанные критерии должны быть перечислены непосредственно в законе, а именно в части 1 статьи 27.12. КоАП РФ.

Кроме того нормы статьи 27.12. КоАП РФ не конкретизируют понятие «направление лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения». Какие именно действия, направленные на обеспечение проведения медицинского освидетельствовния лица, должны быть совершены должностным лицом ГИБДД помимо составления соответствующего протокола? На практике должностные лица ГИБДД по существу доставляют отстраненных от управления транспортными средствами водителей на медицинское освидетельствование в медицинские учреждения. Допустимы ли такие действия? Закон не отвечает на вопрос о том, что следует делать должностному лицу ГИБДД в случае отказа лица от прохождения медицинского освидетельствования, кроме производства соответствующей записи в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование.

По нашему мнению, рассматриваемую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в области обеспечения безопасности дорожного движения правильнее было бы назвать «доставление лица в медицинское учреждение для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения». Такое понимание данной меры обусловливается тем, что направление лица на медицинское освидетельствование по существу сводится к принудительному доставлению этого лица в медицинское учреждение, поскольку добровольное следование данного лица в медицинское учреждение недопустимо, а иногда и невозможно в силу его физического состояния.

Именно с учетом изложенного подхода и следует, с нашей точки зрения, регламентировать в статье 27.12. КоАП РФ основания и процедуру применения рассматриваемой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в области обеспечения безопасности дорожного движения.

1.8. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.

В соответствии с частью 1 статьи 27.13 КоАП РФ транспортное средство подлежит задержанию в случае совершения лицом, управляющим этим транспортным средством, следующих нарушений правил его эксплуатации и управления им:

а) управление транспортным средством водителем, не имеющем при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, страхового полиса обязательного страхования граждапнской ответственности владельцев транспортного средства;

б) управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);

в) управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством либо лишенным этого права;

г) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения;

д) нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле;

е) невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

При наличии хотя бы одного из перечисленных выше нарушений должностное лицо ГИБДД, имеющее право составлять протоколы о совершении соответствующих административных правонарушений, вправе осуществить задержание транспортного средства.

В статье 27.13. КоАП РФ в отличие от соответствующей нормы ранее действовавшего Кодекса РСФСР об административных правонарушениях не определяется понятие задержания транспортного средства. Данное понятие содержится в настоящее время в Правилах задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 759 от 18.12.2003 г. Согласно пункту 2 названных Правил задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее помещение его на специализированную стоянку- специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств. Представляется, что определение понятия задержания транспортного средства должно быть сформулировано непосредственно в федеральном законе, а именно в статье 27.13. КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 27.13. КоАП РФ транспортное средство подлежит задержанию до устранения причины задержания. Таким образом, момент окончания задержания транспортного средства законом не определен. Представляется, что в целях исключения злоупотреблений со стороны должнотсных лиц ГИБДД в части 1 статьи 27.13. КоАП РФ следует четко определить все возможные моменты окончания срока задержания транспортного средства, связав их с устранением соответствующих причин задержания.

Согласно части 4 статьи 27.13. о задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол. Однако, при этом названная норма КоАП РФ не раскрывает содержания соответствующей записи в протоколе об административном правонарушении и не указывает на то, какие именно сведения должны содержаться в отдельном протоколе задержания транспортного средства. Полагаем, что в случае задержания транспортного средства в указанных протоколах должны содержаться идентификационные сведения о транспортном средстве, сведения о его собственнике (владельце), месте, времени и основании его задержания, месте хранения в период задержания. Соответствующее дополнение, с нашей точки зрения, следует внести в статью 27.13. КоАП РФ.

В правоприменительной деятельности органов ГИБДД возникают некоторые проблемные вопросы, связанные с задержанием транспортных средств, на которые указывается и в литературе. В частности, нередко возникает вопрос: надо ли задерживать транспортное средство, если другое лицо, оперативно прибыв на место задержания транспортного средства, может обеспечить его транспортировку в гараж или на стоянку, или вопрос о том, следует ли после составления протокола об администиративном правонарушении задерживать транспортное средство, у которого неисправны рулевое управление или тормозная система, если оно будет транспортироваться к месту ремонта или стоянки с использованием другого транспортного средства, в том числе путем буксировки. Кроме того положение статьи 27.13. КоАП РФ о необходимости задержания транспортного средства в случаях нарушения водителем правил остановки или стоянки на проезжей части, повлекшего создание препятствий для движения других транспортных средств, остановки или стоянки транспортного средства в тоннеле противоречит примечанию к статье 12.19. КоАП РФ, в соответствии с которым в случае нарушения правил стояники или остановки транспортных средств запрещается эвакуация этих транспортных средств и удержание их на стоянках.

Очевидно, что ответы на указанные проблемные вопросы должны быть даны законодателем. В частности, представляется необходимым предусмотреть в статье 27.13. КоАП РФ условия, при наличии которых, задержание транспортного средства не производится.

Часть 2 статьи 27.13. КоАП РФ предусматривает применение наряду с задержанием транспортного средства самостоятельной меры административно-процессуального обеспечения- запрещение эксплуатации транспортного средства.

В соответствии с указанной нормой КоАП РФ эксплуатация транспортного средства запрещается при совершении следующих нарушений правил его эксплуатации и управления им:

а) управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра;

б) управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда).

При наличии хотя бы одного из названных нарушений должностное лицо ГИБДД, уполномоченное составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, вправе запретить эксплуатацию транспортного средства.

В соответствии с частью 4 статьи 27.13. о запрещении эксплуатации транспортного средства должностным лицом ГИБДД делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол.

В то же время статья 27.13. КоАП РФ не содержит определения понятия «запрещение эксплуатации транспортного средства». Закон не дает ответа на вопросы о том, в чем состоит суть данной меры, какие именно действия, свидетельствующие о запрещении эксплуатации транспортного средства, должны быть совершены должностным лицом органа внутренних дел. Часть 2 статьи 27.13. КоАП РФ указывает лишь на то, что в случае запрещения эксплуатации транспортного средства государственные регистрационные знаки, находящиеся на этом транспортном средстве, подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

Представляется, что в части 2 статьи 27.13. КоАП РФ необходимо четко определить понятие рассматриваемой меры, указать на то, какие именно действия, направленные на запрещение эксплуатации транспортного средства, должны быть совершены соответствующим должностным лицом, исчерпывающим образом определить моменты окончания срока действия запрета на эксплуатацию транспортного средства, предусмотреть порядок возобновления его эксплуатации. Кроме того в названной норме КоАП РФ следует конкретизировать содержание записи о запрещении эксплуатации транспортного средства, которая делается в протоколе об административном правонарушении, а также указать сведения, которые должны содержаться в отдельном протоколе о запрещении эксплуатации транспортного средства. По нашему мнению, в указанных протоколах должны содержаться сведения об идентификационных признаках транспортного средства, о месте, времени и основании запрещения его эксплуатации, о собственнике (владельце) данного транспортного средства.

Таковы предусмотренные главой 27 действующего КоАП РФ меры административно-процессуального обеспечения, применение которых при составлении должностными лицами ГИБДД соответствующих протоколов, влечет возбуждение дел об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Вместе с тем представляется, что предусмотренный главой 27 КоАП РФ перечень мер административно-процессуального обеспечения является неполным. Как показывает анализ правоприменительной деятельности органов ГИБДД, в ходе установления фактов административных правонанарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения должностными лицами этого органа применяются такие меры как осмотр транспортного средства и осмотр места дорожно-транспортного происшествия.

Осмотр транспортных средств производится должностными лицами ГИБДД при наличии признаков неисправности тормозной системы, рулевого управления или сцепного устройства (в составе поезда) в целях выявления соответствующих нарушений правил эксплуатации транспортных средств, а также при дорожно-транспортных происшествиях в целях фиксации повреждений, возникших на транспортном средстве вследствие нарушений правил дорожного движения. В этой связи осмотр транспортного средства не тождественен досмотру транспортного средства, который в силу части 1 статьи 27.8. КоАП РФ производится в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения, а не в целях обнаружения неисправностей или повреждений транспортного средства. Соответственно осмотр транспортного средства, с нашей точки зрения, представляет собой самостоятельную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в области обеспечения безопасности дорожного движения и его результаты должны фиксироваться в отдельном протколе осмотра транспортного средства. Составление должностным лицом ГИБДД указанного протокола, если он является первым протоколом о применении мер обеспечения производства, влечет возбуждение дела о соответствующем административном правонарушении.

Осмотр места дорожно-транспортного происшествия производится должностными лицами ГИБДД в случае нарушения участниками дорожного движения Правил дорожного движения, повлекшего причинение вреда здоровью потерпевшего. Кроме того в указанных случаях должностные лица ГИБДД составляют схему места дорожно-транспортного происшествия, которая прилагается к протоколу осмотра этого места. На месте совершения дорожно-транспортного происшествия протокол его осмотра является, как правило, первым процессуальным документом, составляемым должностными лицами ГИБДД, прибывшими на это место, и фиксирующим факт нарушения правил дорожного движения, а соответственно и факт административного правонарушения. В этой связи составление протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия по существу влечет возбуждение дела о соответствующем административном правонарушении.

Основания и порядок составления протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия и схемы места дорожно-транспортного происшествия определяются разделом 4 Методических рекомендаций по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, содержащихся в письме МВД РФ № 1/ 3582 от 19.06.2002 г., и не являющихся нормативным правовым актом. К этим Методическим рекомендациям прилагаются также образцы протоколов осмотра транспортного средства и осмотра места происшествия.

Учитывая важность и постоянно существующую необходимость применения должностными лицами ГИБДД таких мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как осмотр транспортного средства и осмотр места происшествия, полагаем целесообразным включить эти меры в перечень мер обеспечения производства, предусмотренный главой 27 КоАП РФ. В данной главе следует определить существо указанных мер, основания и порядок их применения, а также порядок процессуального оформления.

2. Возбуждение дела посредством составления протокола об административном правонарушении.

В случае, когда должностным лицом ГИБДД составляется протокол об административном правонарушении в области обеспечения безопасности дорожного движения, при отсутствии ранее составленных по факту данного правонарушения иных протоколов о применении мер обеспечения производства, дело об этом административном правонарушении считается возбужденным с момента составления названного протокола.

Общие требования к составлению протокола об административном правонарушении установлены статьей 28.2. КоАП РФ. Особенности составления протоколов об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения определяются названными выше Методическими рекомендациями.

Перечень должностных лиц органов ГИБДД, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения установлен в соответствии с частью 4 статьи 28.3. КоАП РФ Приказом МВД РФ № 803 от 21.08.2002 г.

Несмотря на то, что общие требования к составлению протокола об административном правонарушении достаточно полно определены статьей 28.2. КоАП РФ, предствляется необходимым обратить внимание на некоторые недостатки норм, содержащихся в этой статье КоАП РФ.

В частности, в соответствии с частью 2 статьи 28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. Приведенные положения части 2 статьи 28.2. требуют, с нашей точки зрения, определенного уточнения.

Во-первых, в рассматриваемой норме необходимо конкретизировать какие именно сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении. В частности, с нашей точки зрения, существенное значение при привлечении лица к административной ответственности, имеют сведения о регистрации организации в качестве юридического лица, о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, сведения об имущественном и финансовом положении лица. Указание в части 2 статьи 28.2. КоАП РФ на необходимость отражения названных сведений в протоколе об административном правонарушении является крайне важным для должностных лиц, составляющих такие протоколы.

Во-вторых, анализируемая норма не конкретизирует понятие «событие административного правонарушения». Под событием административного правонарушения, с нашей точки зрения, следует понимать сам факт этого правонарушения, который характеризуется наличием в поведении лица противоправного действия (бездействия) и всеми обстоятельствами его совершения, включая место и время совершения. В этой связи представляется, что в части 2 статьи 28.2. КоАП РФ вместо слов: «место, время совершения и событие административного правонарушения» следует записать: «событие административного правонарушения, а именно: противоправное действие (бездействие) лица, место, время и иные обстоятельства его совершения».

В-третьих, согласно части 2 статьи 28.2. КоАП в протоколе об административном правонарушении должна указываться лишь статья Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение. Однако, законодатель, формулируя данное положение, не учел того, что статьи Особенной части КоАП РФ имеют части, каждая из которых определяет самостоятельный состав административного правонарушения. В этой связи представляется необходимым внести в часть 2 статьи 28.2. КоАП РФ соответствующее дополнение и после слов «статья настоящего Кодекса или закона субъекта РФ» в скобках записать: «часть статьи».

3. Возбуждение дела посредством вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В соответствии с частью 1 статьи 28.7. КоАП РФ в случаях если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. По делам об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения административное расследование проводится, в частности, в случаях, когда в целях установления степени тяжести телесных повреждений, полученных участниками дорожно-транспортного происшествия, а также для установления обстоятельств нарушения ими правил дорожного движения необходимо проведение судебно-медицинской и автотехнической экпертиз.

При налиичии оснований для проведения административного расследования должностное лицо ГИБДД, уполномоченное составлять протокол о соответствующем административном правонарушении в области обеспечения безопасности дорожного движения, выносит определение о возбуждении дела об этом правонарушении и проведении административного расследования. Требования, предъявляемые к содержанию указанного определения, предусмотрены частью 3 статьи 28.7. КоАП РФ. Типовая форма определения о возбуждении дела об административном правонарушении прилагается к Методическим рекомендациям МВД РФ.

Статья 28.7. КоАП РФ не содержит определения понятия «административное расследование», не определяет цели проведения такого расследования, не указывает на те действия, которые могут совершаться соответствующими должностными лицами в период проведения расследования.

Представляется, что в названной статье КоАП РФ необходимо определить понятие административного расследования, цели его проведения, перечень возможных процессуальных действий, которые могут совершаться должностными лицами в период его проведения. Необходимость внесения в статью 28.7. КоАП РФ данного дополнения объясняется, с нашей точки зрения, прежде всего тем, что административное расследование является особым процессуальным режимом производства по делам об административных правонарушениях и его следует отграничивать от обычной проверки, проводимой в рамках двухсуточного срока, установленного частью 2 статьи 28.5. КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении.

4. Возбуждение дела посредством оформления предупреждения или наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 28.6. КоАП РФ в случае, если при совершении административного правонарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения уполномоченным должностным лицом ГИБДД назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, протокол о соответствующем административном правонарушении не составляется, а указанным должностным лицом на месте совершения правонарушения оформляется предупреждение или налагается административный штраф.

По смыслу подпункта 4 части 4 статьи 28.1. КоАП РФ с момента вынесения уполномоченным должностным лицом ГИБДД постановления о назначении лицу административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения правонарушения дело о соответствующем административном правонарушении в области обеспечения безопасности дорожного движения считается возбужденным. В этом случае стадия возбуждения дела совмещается со стадией его рассмотрения, поскольку вынося постановление о назначении административного наказания на месте совершения правонарушения, должностное лицо ГИБДД одновременно возбуждает и рассматривает дело о соответствующем административном правонарушении.

Исходя из положения части 1 статьи 28.6. КоАП РФ при назначении должностным лицом ГИБДД административного наказания в виде штрафа за совершение административного правонарушения в области дорожного движения оформляется постановление-квитанция, которое выдается лицу, привлеченному к ответственности. Указанное лицо самостоятельно уплачивает взысканный с него административный штраф в порядке, установленном статьей 32.2. КоАП РФ. Таким образом, в указанном случае должностное лицо ГИБДД не вправе взимать с лица наложенный на месте совершения административного правонарушения штраф и его взыскание производится в общем порядке.

Подводя итог анализу стадии возбуждения и расследования дела об административном правонарушении, хотелось бы высказать некоторые общие замечания, связанные с неполнотой правового регулирования данной стадии в главе 28 КоАП РФ.

В частности, представляется, что главу 28 КоАП РФ необходимо дополнить положениями, регламентирующими действия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, с момента возбуждения дела до момента составления протокола об административном правонарушении. С нашей точки зрения, в названной главе следует определить полномочия указанных должностных лиц по совершению действий, направленных на установление всех фактических обстоятельств возбужденного дела, на фиксацию доказательств по этому делу. В числе таких полномочий следует, в частности, предусмотреть право должностного лица, возбудившего дело об административном правонарушении, применять к лицу, в отношении которого возбуждено это дело, предусмотренные главой 27 КоАП РФ меры административно-процесуального обеспечения, истребовать письменные объяснения с указанного лица, потерпевших и свидетелей, назначать экспертизу, делать запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и в иные организации и получать от них письменные ответы на эти запросы. Внесение в главу 28 КоАП РФ указанного дополнения позволит, на наш взгляд, четко определить круг полномочий должностных лиц, возбудивших дело об административном правонарушении, ввести в правовые рамки деятельность по установлению фактических обстоятельств возбужденного дела и установить взаимосвязь между положениями данной главы и главы 27 Кодекса.

2. Рассмотрение дела об административном правонарушении в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Дела об админинистративных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения вправе рассматривать единолично должностные лица ГИБДД, перечисленные в пунктах 5-8 части 2 статьи 23.3. КоАП РФ.

По общему правилу в силу части 1 статьи 29.5. КоАП РФ дело об административном правонарушении в области обеспечения безопасности дорожного движения рассматривается по месту совершения соответствующего правонарушения. Однако в соответствии с частью 4 статьи 29.5. КоАП РФ и пунктом 32 Методических рекомендаций при невозможности проведения проверки о повторности совершения однородного административного правонарушения дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, направляется для рассмотрения по месту учета транспортного средства. Кроме того в случае проведения должностным лицом органа ГИБДД по делу об административном правонарушении в области обеспечения безопасности дорожного движения административного расследования дело об этом правонарушении подлежит рассмотрению по месту нахождения указанного органа ГИБДД.

Статья 29.5. КоАП РФ не раскрывает содержание понятий «место совершения правонарушения», «место нахождения органа, проводившего административное расследование», «место учета транспортного средства». Термин «место» может неоднозначно. В частности, под местом можно понимать населенный пункт, конкретную улицу, конкретный дом, территорию соответствующего муниципального образования: города, поселка, района и т.п. Представляется, что в целях исключения двусмысленности понимания термина «место» указанные выше понятия должны быть раскрыты в соответствующей норме статьи 29.5. КоАП РФ. При этом законодателю следует увязать понятие «место», используемуе в контексте статьи 29.5. КоАП РФ, с местом территориального расположения органа, уполномоченного рассматривать дела о соответствующих административных правонарушениях.

Должностное лицо ГИБДД вправе передать дело об административном правонарушении в области обеспечения безопасности дорожного движения, поступившее к нему на рассмотрение, для разрешения по существу судье в том случае, когда санкция соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ предусматривает в качестве одного из наказаний за совершение данного правонарушения лишение права управления транспортным средством или конфискацию предметов административного правонарушения. В указанном случае должностное лицо ГИБДД выносит соответствующее определение.

Дело об административном правонарушении в области обеспечения безопасности дорожного движения должно быть рассмотрено соответствующим должностным лицом ГИБДД согласно с части 1 статьи 29.6. КоАП РФ в

15-ти дневный срок со дня получения им протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Дела указанной категории рассматриваются должностными лицами ГИБДД в соответствии с общим порядком, установленным статьями 29.1.- 29.4., 29.7.-29.13. КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 25.1. КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В соответствии с указанной нормой в отстуствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от этого лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Между тем КоАП РФ в отличие, например, от Гражданского процессуального и Арбитражного процессуального кодексов не содержит определения понятия «надлежащее извещение лица». В этой связи не понятно, какое извещение следует считать надлежащим, в какой форме и в какой срок должно быть осуществлено такое извещение.

На практике должностное лицо ГИБДД, составляющее протокол об административном правонарушении, указывает в данном протоколе место и время рассмотрения дела и объявляет эти сведения под роспись лицу, в отношении которого составлен протокол. Представляется, что такую форму надлежащего оперативного извещения лица о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении следует предусмотреть в КоАП РФ.

По смыслу положений части 2 статьи 29.7. КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по существу на основании протокола о соответствующем административном правонарушении. Это, с нашей точки зрения, означает, что должностное лицо, рассматривающее дело, не вправе выходить за пределы фактических обстоятельств и их юридической квалификации, предусмотренных в представленном для рассмотрения протоколе об административном правонарушении. Указанное должностное лицо не вправе переквалифицировать описанное в протоколе противоправное действие (бездействие) по другой статье КоАП РФ.

В связи с тем, что на практике должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях, не всегда соблюдают указанные требования, необходимо прямо предусмотреть их в главе 29 КоАП РФ.

3. Пересмотр постановления (решения) по делу об административном правонарушении в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.1. постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное компетентным должностным лицом ГИБДД, может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим или их представителями вышестоящему должностному лицу либо в соответствующий районный суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения ими копии постановления. Кроме того на указанное постановление может быть принесен протест надзирающим прокурором.

Если должностное лицо ГИБДД вынесло постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то такое постановление может быть обжаловано в арбитражный суд соответствующего субъекта РФ.

Жалоба (протест прокурора) на постановление должностного лица ГИБДД подается в тот орган ГИБДД, от имени которого оно вынесено. Поступившие в орган ГИБДД жалоба (протест прокурора) в соответствии с требованием части 1 статьи 30.2. КоАП РФ в течение трех суток должны быть направлена вместе со всеми материалами дела в суд либо в вышестоящий орган ГИБДД в зависимости от того, кому они адресованы.

Вышестоящим органом ГИБДД по поступившей жалобе (протесту прокурора), как правило, проводится проверка, результаты которой излагаются должностным лицом, проводившим эту проверку, в мотивированном заключении. На основании материалов проверки уполномоченное должностное лицо вышестоящего органа ГИБДД принимает по жалобе (протесту прокурора) одно из решений, предусмотренных частью 1 статьи 30.7. КоАП РФ. Решение по жалобе (протесту прокурора) должно быть принято не позднее десяти дней со дня поступления жалобы (протеста) со всеми материалами дела в вышестоящий орган ГИБДД. Копия принятого по жалобе (протесту прокурора) решения направляется в орган ГИБДД, постановление которого было обжаловано (опротестовано) для исполнения.

Принятое должностным лицом вышестоящего органа ГИБДД решение по жалобе (протесту прокурора) может быть обжаловано или опротестовано в суд по месту рассмотрения жалобы (протеста), а затем в вышестоящий суд в порядке, предусмотренном статьями 30.9-30.10 КоАП РФ.

4. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении в области обеспчения безопасности дорожного движения.

В соответствии с положениями статьи 31.2. и 31.3. КоАП РФ вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении в области обеспечения безопасности дорожного движения обращается к исполнению должностным лицом ГИБДД, вынесшим это постановление. Обращенное к исполнению постановление согласно части 1 статьи 31.4. КоАП РФ приводится в исполнение в порядке, установленном КоАП РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ. Приведенные нормы КоАП РФ не определяют понятия «обращение к исполнению» и «приведение в исполнение». Не понятно в чем заключается различие между этими понятиями, каким образом постановление обращается к исполнению и каким образом оно приводится в исполнение, какие именно действия должны быть совершены соответствующими должностными лицами, чтобы обратить постановление к исполнению и чтобы привести его в исполнение? Представляется, что законодатель должен дать ответы на эти вопросы посредством внесения в указанные нормы КоАП РФ соответствующих дополнений.

В соответствии с пунктом 45 Методических рекомендаций постановление о вынесении предупреждения приводится в исполнение должностным лицом ГИБДД, вынесшим постановление путем объявления этого постановления после окончания рассмотрения дела.

Исполнение постановления должностного лица ГИБДД о назначении административного штрафа производится в порядке, предусмотренном статьей 32.2. КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 47 Методических рекомендаций при неуплате административного штрафа в течение 30 дней со дня вступления постановления должностного лица ГИБДД в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. КоАП РФ, копия указанного постановления направляется названным должностным лицом в организацию, в которой физическое лицо, привлеченное к ответственности, работает, учится, получает пенсию для удержания суммы штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов либо в банк или иную кредитную организацию для взыскания штрафа из денежных средств или из доходов привлеченного к ответственности юридического лица.

В случае возвращения в орган ГИБДД копии постановления в связи с о невозможностью произвести взыскание штрафа постановление направляется должностным лицом, его вынесшим, судебному приставу-исполнителю для принудительного обращения взыскания на имущество, принадлежащее физическому или юридическому лицу, привлеченному к административной ответственности.

Исполнение постановления судьи о назначении физическому лицу административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством, производится должностными лицами ГИБДД посредством изъятия у привлеченного к ответственности лица водительского удостоверения.

Таким образом, производство по делу об административном правонарушении в области обеспечения безопасности дорожного движения завершается с момента окончания исполнения соответствующим органом ГИБДД вынесенного по делу постановления либо с момента направления этого постановления для обеспечения принудительного исполнения в Службу судебных приставов.

 

Автор: Сандалов Л.В.