10.02.2011 10918

Административные наказания за правонарушения, совершенные водителями транспортных средств в состоянии опьянения (статья)

 

Административное наказание является мерой ответственности за совершение правонарушения в сфере дорожного движения. Наказуемость – один из признаков правонарушения. За правонарушения, совершенные водителями транспортных средств в состоянии опьянения, в КоАП РФ предусмотрено назначение административного штрафа или лишение права управления транспортными средствами. В случае совершения правонарушения водитель может лишиться определенных благ, то есть «выгода» от правонарушения будет значительно меньше, чем неблагоприятные последствия от совершения правонарушения.

Однако значение все-таки имеет не жесткость наказания. Достижение целей административной ответственности зависит от неотвратимости ее наступления и справедливости наказания. Важнейшим принципом юридической ответственности является ее индивидуализация. Мера ответственности должна быть соразмерна тяжести совершенного правонарушения и особенностям личности виновного. Но для индивидуализации ответственности должны быть необходимые предпосылки в виде законодательного закрепления возможностей дифференциации ответственности.

Согласно статье 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием. На основании Закона РФ «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года (в ред. от 01.10.2003) исчисление штрафов производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Эта мера характеризуется тем, что ее карательное воздействие связано с известным имущественным правоограничением нарушителя. Административный штраф – наиболее часто используемый вид наказания. Важность материальных интересов для любого человека определяет его нежелание сталкиваться с их ограничением, что и использует законодатель. Относительно-определенный подход к установлению размеров штрафа, какой существует в кодексе, имеет преимущества перед абсолютно-определенным, поскольку это позволяет дифференцировать его размер при назначении наказания в зависимости от характера правонарушения, личности нарушителя, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. В этом смысле показательно законодательство Швеции и Финляндии, согласно которому правонарушителю наказание назначается с учетом получаемого им дохода, состояния здоровья и наличия иждивенцев, в связи с чем суммы штрафов различаются более чем в 6 раз. Как известно, в условиях России, где расслоение населения по уровню благосостояния значительно выше, чем, например, в некоторых зарубежных странах, применение дифференцированной системы наказаний было бы более предпочтительным и способствовало бы снижению высокой степени конфликтности взаимоотношений граждан и сотрудников Госавтоинспекции.

За совершение правонарушений, предусмотренных статьей 12.8 КоАП РФ, одинаково предусмотрено наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок один год.

По результатам опроса 53% водителей считают, что размеры штрафа за управление транспортным средством в состоянии опьянения в изменении не нуждаются, 74% сотрудников ГИБДД высказались за их увеличение (от 30 до 50 м.р.о.т. – 40%, от 50 до 100 м.р.о.т. – 28%). Можно согласиться с тем, что увеличение размеров административного штрафа должно дисциплинировать участников дорожного движения. К сожалению, кодекс не позволяет устанавливать размер административного штрафа, налагаемого на граждан, более 25 минимальных размеров оплаты труда. Представляется необходимым в статье 3.5. КоАП предусмотреть размер административного штрафа равный 50 минимальным размерам оплаты труда за правонарушения, по которым дела млгут быть рассмотрены в судебном порядке.

Заслуживает внимания проблема исполнения административного штрафа. Лица, привлеченные к административной ответственности, все чаще уклоняются от уплаты административного штрафа (в 2002 году взыскано 20% штрафов, в 2001 - 98%).

В соответствии с КоАП РФ теперь не предусмотрено изъятие водительского удостоверения как меры обеспечения уплаты штрафа. Это затрудняет исполнение наказания в виде административного штрафа, так как исчез стимул его уплачивать. Хотя законодатель предусмотрел возможность привлечения лица к административной ответственности в случае неуплаты административного штрафа, все равно необходимо обеспечивать уплату штрафа путем изъятия водительского удостоверения, внеся соответствующие изменения в часть 3 статьи 27. 10 КоАП РФ. Это позволит упростить процесс исполнения наказания.

В соответствии с частью 4 статьи 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление. Отсутствие такого положения затрудняло исполнение наказания. Хотя более логично было бы возложить обязанность ставить в известность органы, наложившие взыскания, об уплате (поступлении на счета) установленных сумм на банки и кредитные учреждения.

Специфический вид наказания в сфере дорожного движения – лишение права управления транспортными средствами.

Среди субъективных прав физического лица по правовому источнику их возникновения можно выделить специальные права, возникающие на основе индивидуального административного акта. Специальным правом физического лица является право на управление транспортным средством. Гражданин приобретает специальный статус – водителя транспортного средства, а значит, дополнительные права и обязанности. В случае несоблюдения установленных правил в сфере дорожного движения к водителю может применяться такая мера, как лишение специального права, то есть “ временное ограничение правосубъектности гражданина”.

Европейская Конвенция о международных последствиях лишения права управления транспортными средствами (ETS № 88), принятая 3 июня 1976 года в Брюсселе, предусматривает, что «одним из эффективных и адекватных средств борьбы с дорожными правонарушениями является лишение права управления автомототранспортными средствами, под которым подразумевается любая окончательная мера, предусмотренная в отношении водителя, совершившего дорожное правонарушение, с целью ограничить его право управления автотранспортными средствами. Такая мера может иметь форму основного или дополнительного наказания либо меры безопасности и может быть наложена судебным или административным органом».

Согласно статье 3.8 КоАП РФ лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Законодателем предусмотрен судебный порядок назначения этого вида наказания.

В кодексе предусмотрено применение такой меры и к военнослужащим, чего не было ранее. Можно с этим согласиться, так как специальный статус водителя, эксплуатирующего источник повышенной опасности, не позволяет устанавливать необоснованные льготы некоторым категориям лиц..

Следует отметить, что лишение права управления транспортными средствами, как и административный штраф – наказание основное (ст. 3.3 КоАП РФ), то есть на водителя либо налагается административный штраф, либо он лишается специального права. Срок лишения права управления транспортными средствами, предусмотренный за совершение правонарушений, связанных с состоянием опьянения водителя, абсолютно определен, что не позволяет дифференцировать ответственность нарушителя, хотя в отношении штрафа определение максимального и минимального размера считается приемлемым и обоснованным. Поэтому в октябре 2003 года Государственной Думой приняты в первом чтении изменения в КоАП РФ, предусматривающие лишение права управления водителя за управление транспортом в состоянии опьянения сроком от 6 месяцев до 2 лет (проект был поддержан абсолютным большинством голосов депутатов Думы – 310 голосов).

Применение такого вида административного наказания, как лишение права управления транспортными средствами, означает лишение водителя прав на управление всеми видами транспортных средств, на управление которыми выдается водительское удостоверение.

По этому поводу принято решение Верховного Суда России от 23 марта 2000 года. Гражданин Анисимов А.П. обратился в Верховный Суд России с жалобой о признании незаконным пункта 4.9 "Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденной приказом МВД России от 23 марта 1993 г. № 130, предусматривающего, что при назначении наказания в виде лишения права управления транспортными средствами за управление им в состоянии опьянения водитель лишается права управления всеми категориями транспортных средств, хотя законодатель только указывает на возможность лишения права управления транспортными средствами, не оговаривая при этом конкретную категорию (категории) транспортного средства.

Заявитель посчитал, что в нормах КоАП РСФСР не предусмотрено обязательного лишения права управления всеми категориями транспортных средств, законодатель допускает возможность лишения права управления не всеми категориями транспортных средств, а лишь одной или некоторыми из них. Ссылка заявителя на положение ч. 2 ст. 295 КоАП РСФСР, согласно которой, если водитель лишен права управления не всеми видами транспортных средств, то в водительском удостоверении отмечается, какими видами транспортных средств он лишен права управления, признана несостоятельной. Примечательно, что и в КоАП РФ существует подобная статья 32.6, в которой говорится о том, что исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида осуществляется путем изъятия водительского удостоверения, если водитель лишен права управления всеми видами транспортных средств. Однако в главе 12 КоАП РФ речь идет о лишении права управления транспортными средствами. Представляется, что в статье 32.6 должно быть четко предусмотрено, что данный вид наказания всегда исполняется путем изъятия водительского удостоверения.

Лишение права управления транспортными средствами является наиболее строгим административным наказанием, применяемым к участникам дорожного движения, оно значительно ограничивает права граждан. Длительность данного вида правонарушения предопределяет его репрессивный характер, материальные и моральные последствия для лица.

Для водителей-профессионалов лишение специального права означает прекращение трудового договора, что сказывается на имущественном положении гражданина, вынужденном менять работу. Водители-профессионалы приобрели эту профессию в соответствии со своими склонностями, значительное время работают на транспорте, обладают определенным практическим опытом работы. Однако нельзя согласиться с мнением некоторых авторов, высказывающихся за неприменение этой меры в отношении лиц, для которых водительская деятельность – единственный или основной источник дохода по аналогии с правом охоты, лишение которого не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию (Ст.3.8 КоАП РФ).

Представляется, что применение этого вида наказания должно быть справедливым, с учетом личности водителя, его материального положения, однако требование соблюдать безопасность дорожного движения распространяется на всех участников дорожного движения в равной мере. Режим дорожного движения предполагает неукоснительное соблюдение этого требования. Водители-профессионалы, постоянно выступающие в роли участников дорожного движения, зачастую управляющие транспортными средствами полной массой свыше 3,5 тонн, то есть грузовыми транспортными средствами, обладающими большой разрушительной силой, вообще не должны допускать нарушений. По результатам опроса около 65% водителей, привлекаемых к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, считают использование транспортного средства источником дохода. Если руководствоваться только интересами водителя, то пострадают интересы безопасности дорожного движения.

Водители-любители, лишенные права на управление транспортными средствами, также испытывают определенные негативные последствия. Они не имеют права в течение установленного срока лично управлять транспортным средством. При этом следует заметить, что данное обстоятельство не исключает возможности управления этим транспортным средством другим лицом (родственником, знакомым) по доверенности либо в присутствии владельца. Таким образом, владельцы, лишенные права на управление транспортными средствами могут продолжать пользоваться транспортными средствами только с помощью других лиц, имеющих право на управление транспортным средством.

Полагаем, применение данного вида наказания целесообразно по следующим причинам:

1. Лишение права управления транспортными средствами не дает возможность водителю совершать новые правонарушения, так как исключает его из процесса дорожного движения.

2. Учитывая обеспеченность некоторых категорий граждан, уплата штрафа для которых не является большой проблемой, только лишение права управления транспортными средствами может послужить эффективной мерой воздействия.

Ограничиваться предупреждением или штрафом за управление транспортными средствами в состоянии опьянения было бы нелогичным. Лишение специального права выступает одним из средств обеспечения требований режима дорожного движения. Однако необходимо учитывать и негативные моменты, возникающие в ходе исполнения данного наказания. К ним можно отнести:

1. Лишение права на управление транспортными средствами существенно влияет на квалификацию водителя, ведет к утрате им навыков вождения. Поэтому ранее существовало правило обязательной проверки знания водителями, лишенными права на управление транспортными средствами более одного года, правил дорожного движения. Фактически, такая проверка несла негативные моменты, однако, ее применение было вполне оправданно, так как утрата квалификации неизбежно сказывается на безопасности дорожного движения. Некоторые авторы даже считают, что в целях усиления воздействия на нарушителей следует установить меру административного пресечения в виде приостановления действия права на управление транспортным средством до сдачи квалификационного экзамена по правилам дорожного движения при совершении грубого нарушения правил дорожного движения. Полагаем, необходимо при назначении лишения права управления транспортными средствами сроком на три года обязывать водителя пройти проверку знаний Правил дорожного движения. Возможность проведения такой проверки должна быть предусмотрена в Законе «О безопасности дорожного движения», приостановление же действия права управления сложно будет осуществлять, так как придется проверять каждого водителя по учетам при остановке транспортного средства, а если изымать водительское удостоверение, то мера ничем не будет отличаться от лишения права управления транспортными средствами.

2. Нежелание водителя испытывать лишения может повлечь новое нарушение – управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами (ч.2 ст. 12.7 КоАП). Во многом от работы ГИБДД по выявлению этих нарушений будет зависеть эффективность наказания.

Статья 32.7 КоАП РФ предусматривает, что течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее. То есть, законодатель предусмотрел возможность лишения права управления лица, уже лишенного этого права. Возникает проблема, что делать, если лицо продолжает управлять транспортным средством. К сожалению, за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами предусмотрен штраф в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда (ч.2 статьи 12.7 КоАП РФ). Представляется, за такое нарушение необходимо предусмотреть ответственность в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда (максимальное наказание вполне соответствует опасности нарушения, которое ставит под сомнение авторитет правоохранительных органов) с обязательным лишением права управления.

Страх неотвратимого и жесткого наказания должен удерживать водителей от совершения правонарушения. Определенные претерпевания, ограничения, стеснение субъективных прав оказывают на наказуемого воздействие. Однако однозначно утверждать, что “…гражданин, лишенный водительских прав, испытывает естественное для него желание снова сесть за руль и поэтому в дальнейшем будет стараться не нарушать правил дорожного движения, не допускать управления автомобилем в нетрезвом состоянии” не совсем правильно.

Как уже отмечалось, часть водителей не склонна признавать управления транспортным средством в состоянии опьянения опасным правонарушением. Не каждый водитель признает применение в отношении него лишение права на управление транспортными средствами на один год справедливым. По результатам опроса, среди водителей, хотели бы обжаловать решение о лишении права управления транспортными средствами с требованием отменить решение или заменить наказание на штраф 40,5% водителей, не сядут за руль до окончания срока лишения права 40%, будут продолжать управлять транспортным средством, стараясь быть незамеченными 18% водителей. К сожалению, говорить о том, что действующая система наказаний способствует формированию установки водителей на правомерное поведение, не приходится. В целом можно отметить нигилистическое отношение к запретам, низкий авторитет правоохранительных органов, гипертрофирование личных интересов, требующих не только качественных норм об ответственности, но и эффективной надзорной деятельности ГИБДД МВД России, которая должна обеспечить фактическую невозможность для водителей нарушать требования норм.

Полагаем, что такая ситуация сложилась из-за отсутствия возможности реальной индивидуализации наказания. Установление допустимой концентрации алкоголя в крови водителя в какой-то мере позволит снизить напряженность между личным и общественным интересом, так как позволит дифференцировать наказание в зависимости от степени превышения установленной нормы. Иначе получается, что назначается одинаковое наказание водителю с концентрацией алкоголя в крови 0,5 г/л и водителю с концентрацией 3,5 г/л. К установлению ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами нужно подходить более гибко, так как “…сегодня право на управление транспортным средством фактически из специального (для определенной части населения) переросло в субъективное. Для данной части лиц от возможности реализации данного права непосредственно зависит образ жизни, осуществление своих профессиональных функций и другие не менее важные процессы”. Но это не значит, что нужно смягчать ответственность за правонарушения, связанные с состоянием опьянения участников дорожного движения, просто ее надо дифференцировать. Так, 55% опрошенных нами сотрудников ГИБДД считает, что срок лишения права управления транспортными средствами должен быть предусмотрен от 1 года до 3 лет.

Наказание должно соответствовать опасности нарушения, но это не значит, что установление жесткого наказания обеспечит достижение целей наказания. Например, А.А. Белов считает, что было бы оправданным установление даже уголовной ответственности за такие правонарушения. На наш взгляд, существует упрощенное понимание превентивного воздействия жесткости наказания и частоты его применения. Некоторые авторы отмечают, что “тяжесть наказания, а также увеличение числа наказаний и, соответственно, расширение границ применения наказаний либо вовсе не играет, либо же играет несущественную роль в отношении совершения деликтов”. Например, в Финляндии был сокращен срок заключения по статье “вождение машины в пьяном виде” без каких бы то ни было последствий для общего числа преступлений. В законодательстве, предусматривавшем ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения, существовавшем до принятия КоАП РФ, не просматривалось четкой позиции относительно жесткости наказания за эти правонарушения. Сначала существовала тенденция усиления ответственности. По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июля 1968 года « Об усилении административной ответственности за нарушение правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами» за управление транспортным средством в состоянии опьянения был предусмотрен штраф в размере от 10 до 30 рублей с лишением водительских прав на срок до 2 лет, в 1989 году размер штрафа уже составлял 200 рублей, лишение водительских прав было сроком до трех лет. Кроме того, в 1985 году были внесены изменения в статью 2111 Уголовного кодекса РСФСР, согласно которым совершение повторного в течение года управления транспортным средством в состоянии опьянения признавалось преступлением. Однако данная статья редко применялась на практике, что было обусловлено ограниченными возможностями уголовной юстиции, распространенностью нарушений, высокой латентностью. Стали высказываться предложения о декриминализации деяния, что и было реализовано в КоАП РСФСФ, в котором с 1993 года стала действовать статья 117, ее часть вторая посвящалась ответственности за повторное управление транспортными средствами в состоянии опьянения. В 1997 году были вновь внесены изменения в КоАП РФ, ужесточающие ответственность (увеличены размеры штрафов). Действующий кодекс уже не предусматривает ответственности за повторное управление транспортными средствами в состоянии опьянения, и специалисты снова высказываются за усиление административной ответственности за грубые нарушения Правил дорожного движения.

В ходе опроса 100% сотрудников ГИБДД признали необходимость установления повышенной ответственности водителя за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения. Повторность указывает на нежелание лица подчиняться общим требованиям даже после наказания за нарушение. В этом случае необходимо предусмотреть срок лишения права управления транспортными средствами до 3 лет (54% сотрудников высказались за это). Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения, необходимо установить больший, чем один год, а именно 3 года, что позволит более эффективно воздействовать на нарушителей. Предусмотреть это положение целесообразно в самой статье 12.8 КоАП РФ.

Следует отметить, что ответственность за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования предусмотрена такая же, как и за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Объект посягательства данного правонарушения дает основания предусмотреть законодательно более строгую ответственность за его совершение.

Для эффективного и справедливого наказания целесообразно предусмотреть в некоторых случаях применение административного штрафа и лишение права управления транспортными средствами одновременно. Возможность применения нескольких мер принуждения одновременно находит поддержку у авторов, считающих, что в некоторых случаях параллельная административная мера может сочетаться со штрафом, и это не будет двойным наказанием. Лишение права управления транспортными средствами не может преследовать цели дополнительного наказания, она может быть оправдана другими интересами, например, интересами общественной безопасности (лицо может снова сесть за руль в нетрезвом состоянии). С другой стороны, эту меру можно обосновать как воспитательную меру, если предположить, что уплата штрафа не остановит лицо, и оно по-прежнему будет садиться за руль в состоянии опьянения.

Возможность наложения только одного из видов наказаний создает основу для «договорных отношений» с лицом, рассматривающим дело. Это значит, что лицо уплачивает мзду для избежания высшего наказания за правонарушение. Существует возможность воздействия, как на судью, так и на лицо, составляющее протокол об административном правонарушении. По мнению автора, дифференциация срока лишения от 6 месяцев до двух лет, проблемы не решит. Однако, установление минимальных и максимальных размеров штрафов и сроков лишения права управления транспортными средствами необходимо, так как это позволит дифференцировать наказание в зависимости от личности правонарушителя и тяжести правонарушения. Исключение можно сделать при установлении ответственности за правонарушения, совершенные впервые при небольшой концентрации алкоголя в крови водителя (до 0,5 г/л), предусмотрев возможность по усмотрению должностного лица ГИБДД МВД России назначение либо штрафа, либо направление материалов в суд. Этим будет обеспечено усиление ответственности за серьезные нарушения, отнесение их к компетенции суда. Потребуется и усиление контроля за сотрудниками ГИБДД, уполномоченными на выявление нарушений и составление протокола об административном правонарушении.

В КоАП РФ не предусмотрена возможность сокращения срока лишения права управления транспортными средствами, как в статье 297 КоАП РСФСР, предусматривавшей возможность сокращения срока лишения специального права при добросовестном отношении к труду и примерном поведении лица, лишенного на определенный срок права управления транспортным средством, по истечении не менее половины назначенного срока по ходатайству общественной организации, трудового коллектива. На наш взгляд, это не совсем верно. В ходе опроса, около 60% водителей отметили, что такая норма в кодексе должна быть. Человек строит соответствующую программу действий исходя из двух правовых средств: правовых стимулов и правовых ограничений. Правовые стимулы являются более гибкими средствами воздействия по сравнению с ограничениями. Конечно, институт административной ответственности не предполагает широкое использование стимулов в принципе, но отменой или снижением ответственности в некоторых случаях можно достичь большего воспитательного воздействия. Например, возможно сокращение срока лишения права управления транспортными средствами по истечении не менее чем половины срока после прохождения проверки знаний Правил дорожного движения в добровольном порядке, если управление транспортным средством в состоянии опьянения совершено впервые и концентрация алкоголя в крови не превышала 0,5 г/л. Водители с низкой концентрацией алкоголя в крови, совершившие правонарушение впервые, заслуживают определенного снисхождения. Попытки шире использовать стимулы проявлялись в работах некоторых авторов, предлагавших использовать условное лишение права на управление транспортными средствами. Хотя механизма предложено не было, мы считаем, что условное лишение можно назначать в тех же случаях, что и сокращать срок лишения права. Реальное лишение будет назначаться в случае совершения в течение срока условного лишения права правонарушений, предусмотренных главой 12 Кодекса, при этом сотрудники ГИБДД МВД России должны изымать водительское удостоверение водителя до решения вопроса о реальном лишении права управления транспортными средствами судьей.

Удостоверение водителю при назначении условного лишения возвращаться не будет, во временном разрешении необходимо делать отметку об этом. При выявлении нарушения правил дорожного движения, информация об условном лишении отражается в протоколе, и после назначения наказания постановление передается судье. Сложно сказать, как будут реализовываться эти положения на практике, так как они требуют согласованной работы как сотрудников ГИБДД МВД России, так и суда, временных затрат. Но присутствие в КоАП РФ подобных статей позволит назначать наказание с учетом личности водителя, его материального положения, обстоятельств совершения правонарушения.

Интересен опыт зарубежных стран по установлению и применению санкций за правонарушения, связанные с состоянием опьянения водителей.

Как известно, во многих государствах мира водитель имеет право управлять транспортным средством, если концентрация алкоголя в его крови или выдыхаемом воздухе не превышает законодательно установленного уровня – своего для каждой страны. Под управлением транспортным средством в состоянии опьянения в большинстве стран понимается управление транспортным средством в случаях, когда этот уровень превышен. Однако меры ответственности, применяемые в разных странах, в отношении граждан, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения различны.

В то же время можно условно разделить страны на две группы в зависимости от того, учитывается или нет степень превышения допустимой концентрации алкоголя в законодательстве, устанавливающем ответственность за нарушение правил. Так, странами, в которых на размеры санкций оказывает влияние степень превышения допускаемой концентрации алкоголя в организме водителя, являются Великобритания, Дания, Норвегия, Франция, Швеция. К странам, где значение имеет только сам факт превышения установленного уровня содержания алкоголя, относятся Япония, Испания, Италия, Польша.

Общим является то, что управление транспортным средством в состоянии опьянения признаётся одним из наиболее опасных нарушений Правил дорожного движения. Соответственно, наказания, налагаемые на виновных в его совершении, характеризуются высокой степенью жесткости. Основные виды наказаний за управление транспортным средством в состоянии опьянения – штраф, лишение права на управление транспортными средствами, тюремное заключение. Как правило, повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения в течение определённого периода времени влечёт повышенную ответственность нарушителя. Практически во всех странах лишение права управления транспортными средствами применяется лишь дополнительно к другим видам наказания. Сроки лишения права на управление транспортными средствами также неодинаковы: от 1 месяца до 10 и более лет. Кроме того, в Дании и Норвегии возможно пожизненное лишение права на управление транспортными средствами.

В большинстве стран лишение права на управление транспортными средствами означает полный запрет на управление любым транспортным средством. В то же время во Франции запрет может распространяться лишь на управление транспортным средством, не связанным с профессиональной деятельностью.

Лишить водителя права на управление транспортными средствами может только суд в Великобритании, Дании, Норвегии, Швеции, комиссия по безопасности дорожного движения - в Японии. В Японии полиции предоставлено право на применение такой меры до решения комиссии на срок до 20 суток. Суды могут также вернуть водителю право на управление транспортными средствами до установленного срока: в Великобритании – по истечении половины срока, в Дании – не ранее чем через 3 года при наличии специальных оснований.

После окончания срока лишения права на управление транспортными средствами во Франции водительское удостоверение возвращается владельцу только после медицинского обследования во всех случаях, когда этот срок превышал 1 месяц, либо когда такой вид наказания был применен за управление транспортным средством в состоянии опьянения. В Великобритании по решению суда водитель может быть направлен на повторную сдачу водительских экзаменов, если срок лишения права на управление транспортными средствами превышал 12 месяцев.

Тюремное заключение во многих странах применяется в отношении водителей, чьи действия повлекли смерть потерпевшего или причинение тяжких телесных повреждений, что предусматривается нормами уголовных кодексов. В то же время в соответствии с законами о дорожном движении и в Великобритании, Дании, Норвегия, США, Японии ответственность водителя в виде тюремного заключения наступает за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Кроме названных, за рубежом известны и другие виды наказаний и меры принуждения. Так, в США и Великобритании водитель-нарушитель может быть направлен на общественно-полезные работы. В США (штат Орегон) на регистрационных знаках транспортных средств, принадлежащих лицам, лишённым права на управление транспортными средствами, проставляются особые отметки.

Интересно, что в штате Вашингтон США повторность совершения нарушения учитывается в течение семи лет. Прочие наказания: необходимость приобретения специального страхового полиса, пересдача экзамена на знание правил дорожного движения, запись о вождении в нетрезвом состоянии, хранящаяся в личном деле водителя в течение 15 лет. Возможна отсрочка предъявления обвинения, если лицо имеет заболевания (алкоголизм, наркомания) и после лечения обвинение может быть снято. Существует возможность получить права после нарушения с испытательным сроком на 5 лет.

Приостановление действия прав и их аннулирование – самые эффективные средства предупреждения нарушений среди большинства водителей. Такие санкции, как приостановление действия водительских прав и назначенное судом лечение от алкоголизма, призваны сдерживать употребление алкоголя за рулем. В США большое внимание уделяется медицинским мерам. Исследователи утверждают, что назначенное судом лечение должно быть дополнением, а не альтернативой к приостановлению действия прав. Лечение для нарушителей может быть в виде краткосрочных образовательных занятий до программ терапии длительностью, по меньшей мере, 1 год. Однако анализ показал, что наиболее эффективным в борьбе с управлением транспортным средством в состоянии опьянения является сочетание приостановления действия права управления и такое воздействие как обучение, психотерапия и подобные меры. Авторы считают, что обвинение в управлении транспортным средством в состоянии опьянения призвано выявить проблему водителя и в дальнейшем необходимо предложить ему лечение или принудить его к лечению.

Тип и продолжительность программ зависит от серьезности проблемы водителя и характера нарушения. Водители с небольшими проблемами проходят курс обучения, хотя не известно единственно эффективного подхода для предупреждения нарушений, связанных с алкоголем. При серьезных проблемах водители проходят курс интенсивной терапии, ориентированной непосредственно на его потребности.

Одним из факторов, позволивших снизить количество ДТП в США (с 43, 6% в 1986 году до 37,4 % в 1992 году) называется осуждение обществом употребления алкоголя за рулем. Введены образовательные программы в школах и колледжах. К мерам государственной политики отнесено не только принуждение, но и меры по лечению и реабилитации пьющих водителей. Хотя эффективность конкретных мер по лечению еще недостаточно изучена. К сожалению, в России проблеме лечения от алкогольной зависимости при выявлении нарушений в сфере дорожного движения, внимания не уделяется. Действительно, этот вопрос относится к компетенции не правоохранительных органов, но работа в этом направлении должна вестись, например, в рамках информационного взаимодействия с органами здравоохранения.

Таким образом, проблема пьянства за рулем не только чисто правовая, но и медицинская, и общесоциальная. Такой подход заслуживает внимания.

По мнению автора, статью 12.8 КоАП РФ необходимо изложить в следующей редакции:

«Статья 12.8 Управление транспортным средством в состоянии опьянения.

1. Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения при концентрации алкоголя в крови водителя от 0,21 до 0,5 г/л –

влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда с лишением права управления транспортными средствами от 3 до 6 месяцев или без такового.

2. Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения при концентрации алкоголя в крови водителя от 0,51 до 1,5 г/л –

влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда с лишением права управления транспортными средствами на срок от шести до двенадцати месяцев.

3. Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения при концентрации алкоголя в крови водителя от 1,51 г/л и выше, в состоянии наркотического опьянения, повторное в течение трех лет управление транспортным средством в состоянии опьянения –

влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда с лишением права управления транспортными средствами на срок от двенадцати до тридцати шести месяцев.»

 

Автор: Иванова О.А.