07.06.2012 6331

Миграционная ситуация на Северном Кавказе в оценке геополитического положения региона

 

Обвальная миграция, постигшая постсоветское пространство в начале девяностых годов, характерна и для всего сегодняшнего Российского пространства в целом. Иначе, по всей видимости, и не могло быть. Двадцать пять миллионов этнического русскоязычного населения было своего рода «платой» за распад Союза ССР. Абсолютное большинство из них выбрало для себя дальнейшим местом проживания новую Россию. Для многих этот процесс оказался достаточно болезненным, но, тем не менее, в конечном итоге благополучным, хотя «издержки» этого великого перемещения русского (советского) населения на свою этническую родину сопровождались массой бюрократических процедур и в первую очередь тех, которые имели своей основой правовую природу. Те, кто признавался беженцем либо вынужденным переселенцем, а также кто организованно был возвращен в Россию (это в первую очередь военнослужащие), - достаточно благополучно пережили этот явно негативный, и в конечном итоге болезненный, процесс. Однако весьма значительное число из них оказались в положении «изгоев на собственной Родине». Общий анализ этого весьма сложного демографического процесса можно резюмировать следующим образом. В масштабах закона больших чисел он в целом прошел успешно, но именно в силу этого же закона у него оказались издержки, существенно повлиявшие на ту ситуацию, которую специалисты определяют как криминогенно значимую.

Этому способствовало множество факторов, один из которых мы считаем весьма существенным. Это геополитический фактор. Основной поток мигрантов принял на себя юг России, в частности, Северный Кавказ. Именно этот регион испытал на себе всю гамму негативных последствий распада СССР. Охарактеризовать их можно только основываясь на достаточно полной исторической и перманентно изменявшейся ситуации в этом регионе.

Словосочетание «геополитический» указывает на отношение данных слов к Земле, Земному шару, его конкретной территории, - то есть в нашем случае это означает расположение территории Северного Кавказа на Земле со всеми вытекающими параметрами (границы относительно соседних регионов, государств и так далее). В то же время необходимо отметить, что такой административной единицы как Северный Кавказ в Российской Федерации нет. Это понятие олицетворяет собой некий собирательный образ, который географически включает в себя Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую область, республики Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Чеченскую и Карачаево-Черкесскую республики. При этом данные территориальные образования имеют не только индивидуальные, но и общие черты (историю, отчасти культурное наследие, климатические характеристики, экономическую инфраструктуру и многое другое).

Возвращаясь к определению понятия «геополитический», отметим, что, в свою очередь, «политика - это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности».

Таким образом, обобщая эти два понятия («гео» и «политика»), можно сказать, что геополитическое положение Северного Кавказа определяет, с одной стороны, положение этой территории на Земле, в том числе в Российской Федерации, с другой - отношение Северного Кавказа в лице не только представителей властных структур, но и в целом его населения с государством, подразумевая одновременно и обратную связь, то есть государства с населением.

«Национальная государственность у народов России в той или иной форме была создана лишь в годы Советской власти: в виде автономных республик, краев и областей. В отношении этих форм государственности было высказано много точек зрения, хотя надо отметить, что в свое время, несмотря на определенный их формализм, они способствовали возрождению национальной культуры, письменности и других ценностей так называемых малых народов. Однако, начиная с конца восьмидесятых, начала девяностых годов двадцатого века все чаще стали высказываться мысли о том, что национально-территориальная автономия является отнюдь не оптимальной формой решения национальных проблем». Ее выразили, прежде всего, представители не титульных этносов. Отмечается, например, что Карачаево-Черкесская автономная область (ныне республика) была создана как национально-территориальное формирование карачаевцев и черкесов, а абазины, для которых эта территория является основным местом проживания, ничего не получили от этой автономии. Неудовлетворенность своим статусом в Карачаево-Черкесии выражали и ногайцы. Профессор А.Ю. Коркмазов отмечает, что Карачаево-Черкесия « в годы застоя превратилась в тормоз развития этих народов, так как носила аморфный и фиктивный характер».

В послеоктябрьское время, кроме того, началась кампания переселения горцев из малоземельных аулов на равнинные места, что нередко носило характер принуждения. Произвол в отношении восточной части Северного Кавказа начался еще с периода гражданской войны, когда из ряда терских казачьих станиц, расположенных недалеко от Владикавказа, были выселены жители-казаки. Варварский акт выселения в 1944 году чеченцев и ингушей, заселение опустевших земель народами других национальностей (часто принудительное), непродуманные административно-территориальные переделы, геноцид в отношении южных осетин в начале девяностых годов со стороны тогдашних правителей Грузии, который привел к их массовому переселению на территорию Северной Осетии, - все это, как и многое другое, завязало межэтнические противоречия на Северном Кавказе в тугой узел. За годы Советской власти на Северном Кавказе было проведено 38 территориальных переделов, что коснулось и Ставропольского края, и что по сей день является одной из причин миграционных процессов на Северном Кавказе.

Так, в ходе бесконечных административно-территориальных размежеваний практически рассеяны в настоящее время исконно местные жители Северного Кавказа - ногайцы. Сейчас они проживают в Ногайском и Тарумовском районах Дагестана, Шелковском районе Чеченской Республики, Нефтекумском и Минераловодском районах Ставропольского края, некоторых районах Карачаево-Черкесии, тогда как до передела территорий компактно проживали в больших селах так называемой Ногайской степи. Сейчас целостно-национально-государственное образование ногайцев отсутствует, почти сошло на нет изучение ногайской письменности, стала теряться этническая культура, территориально разрушенными оказались семейные и другие родственные связи.

Особенно парадоксальным является положение русского населения, 25 миллионов которого после распада СССР оказались вне пределов своей страны. В бывших союзных республиках они оказались на положении национальных меньшинств со всеми вытекающими последствиями. В то же время по данным переписи 2002 года в Российской Федерации проживает 290 тыс. человек, не имеющих российского гражданства. Кто они и каковы их цели, неизвестно. Между тем, истории известно, что люди, испытавшие притеснение по национальной принадлежности, несут заряд межэтнической напряженности.

Известно, что Россия является полиэтничным, многонациональным государством и ее сегодняшняя этническая картина отличается от дооктябрьской 1917г. По данным первой всероссийской переписи населения 1897 года в России проживало около 130 этносов, и среди них русские составляли 43%. СССР образовался на территории, которая была меньше Российской империи, т.к. Польша, Финляндия, Латвия, Литва и Эстония стали самостоятельными государствами, а Бессарабия была аннексирована Румынией, что повысило процент русского населения. Однако русский этнос понес тяжелые потери в двух мировых и гражданской войнах, а также во время коллективизации, что снизило его естественный прирост. В 1959 году русские составляли 55% населения СССР, а в 1979 - 52,4% за счет быстрого роста населения Средней Азии и Закавказья. К 1992 году СССР как единое государство перестало существовать. Согласно переписи 1989 года на территории Российской Федерации проживало 128 национальностей. При этом на этнической карте России есть народы, численность которых (каждого из них) менее одной тысячи (орочи, алеуты, энцы и другие).

Результаты последней переписи населения РФ 2002 года свидетельствуют, что население России составляет на этот период 145 миллионов 200 тысяч и состоит из 160 наций и национальностей, среди которых русские, татары и украинцы занимают, соответственно первое, второе и третье места.

Северный Кавказ занимает территорию 355,1 тысяч квадратных километров, что составляет немногим более 2% от всей территории Российской Федерации. В то же время на столь относительно небольшой (по российским меркам) территории проживает около 12% от всего населения страны или 18 миллионов человек.

Специалисты констатируют, а практика подтверждает изменение геополитического положения Северного Кавказа, превращение его в пограничную зону. Это привело к возникновению и формированию совершенно новых тенденций в развитии обстановки. Ю.И. Вьюнов пишет: «Необходимо подчеркнуть, что возникновение интенсивного миграционного процесса, возрастание потока беженцев, нарушение привычного уклада жизни, обострение социально-политической, экономической и межнациональной ситуации в регионе и многое другое стали долгосрочными факторами».

По его мнению геополитический статус региона определяется:

- выгодным местоположением на пересечении коммуникаций, связывающих Европу со странами Юго-Западной, Южной и Центральной Азии, и выходом к трем морям, пропускная способность шести российских морских портов Азово-Черноморского бассейна составляет около 40% от общего показателя российских портов;

- важнейшим военно-стратегическим положением;

- сплетением в тугой узел интересов как минимум двух десятков государств. Их практически не скрывают Турция, Пакистан, Саудовская Аравия и даже США, которые пытаются определить круг своих интересов. Столь большое внимание к Азово-Черноморскому и Каспийскому бассейнам со всеми географическими составляющими зависит в первую очередь от наличия весьма значительных запасов углеводородного сырья (научно доказано, что данный фактор выступал одним из наиболее доминирующих еще в стратегии гитлеровской Германии в ее планах завоевания Советского Союза во второй мировой войне);

- демографическим потенциалом, составляющим значительную часть российского (причем показатель плотности населения в регионе - один из самых высоких в России);

- развитой промышленностью и аграрным комплексом: «житница России» обеспечивает более четверти суммарного производства всех зерновых страны и другой сельскохозяйственной продукции, производящейся в России.

Перечисленные факторы можно отнести к числу стабильно-устойчивых, таковыми они являлись в течение многих десятилетий и продолжают оставаться ими сегодня. Однако постсоветский период развития страны добавил к ним новые, ранее не столь характерные для региона факторы его геополитического статуса.

К ним можно отнести следующие:

- Северный Кавказ стал основным очагом напряженности и внутриполитической нестабильности в России;

- здесь отмечается резкое обострение межнациональных отношений;

- регион представляет собой зону долговременных локальных конфликтов военного характера;

- регион превратился в центр терроризма на территории России. При этом он выступает как основным объектом террористической деятельности, так и основным его поставщиком в другие регионы России;

- Северный Кавказ выделяется в плане миграционных процессов как в количественном, так и в качественном отношении;

- усиливаются объединительные тенденции населения Северного Кавказа на этнорегиональном уровне (расширение и сплочение национальных диаспор);

- меняется роль, значение и статус казачества на территории региона.

Особое внимание следует обратить на экономическую составляющую в связи с проблемой миграции.

Тот факт, что от четверти до трети коренного населения Северного Кавказа проживает в иных регионах России, имеет преимущественно чисто экономическую подоплеку.

Сегодня на Северном Кавказе экономических ресурсов и потенциала на всех все больше не хватает. Это ключевая и долгосрочная угроза для всего региона.

Важнейший момент заключается в следующем: дефицит ресурсов на Северном Кавказе имеет стратегический, долгосрочный характер. И такой дефицит ресурсов неминуемо будет вызывать внутренние политические, в том числе силовые конфликты.

В настоящее время России крайне необходим стабильный и безопасный Северный Кавказ. Это важно с точки зрения свободного выхода в Черное море при возникновении серьезных ограничений на Балтике. Это важно и для бесперебойной транспортировки нефти через Новороссийск, а также для безопасности южных областей России, ее главной житницы. Это важно и с той точки зрения, что Северный Кавказ - потенциальное поле взаимовыгодного экономического сотрудничества с государствами Закавказья.

Нефтяной фактор во многом является определяющим в деле стабилизации политической и социальной обстановки в Южном федеральном округе.

Дефицит внутренней ресурсной базы неминуемо стимулирует конфликтные противоречия внутри Кавказского региона. Значение этого фактора усиливается по мере углубления нового глобального экономического кризиса.

В мире развернулась долгосрочная, стратегическая борьба за доступ к важнейшим месторождениям энергоресурсов. При этом Кавказ оказался в перекрестье глобальных интересов влиятельных мировых сил как регион стратегического доступа к нефтегазовым ресурсам Каспия и Средней Азии.

На фоне складывающейся кризисной геополитической ситуации развиваются негативные процессы внутри региона.

Влияние России на Кавказе объективно уменьшается. И этот процесс в ближайшее время будет, скорее всего, усиливаться, поскольку финансово-экономические ресурсы России ограничены.

Существующая региональная нестабильность не дает возможности в данной мере использовать даже имеющиеся ресурсы Северного Кавказа. Развитие этих ресурсов без притока капиталов сомнительно, но при сохранении нестабильности такой приток капиталов невозможен. Получается своего рода замкнутый круг.

Экономический фактор, и это давно доказано криминологической наукой, выступает одним из детерминантов преступности. В современной России это наиболее рельефно просматривается на примере Северо-Кавказского региона, в частности, его республик. «По данным, опубликованным Федеральной службой государственной статистики РФ по итогам первого полугодия 2004 года, сегодня в России насчитывается 5,2 миллиона безработных, в том числе официально зарегистрированных - 1,6 миллиона. Констатируется, что в целом по стране безработица снижается, а вот количество зарегистрированных увеличилось. В первую очередь за счет Чеченской республики. В Чеченской Республике сегодня получают пособия по безработице почти 330 тысяч человек. Это очень большая цифра».

Действительно, если взглянуть на эти данные, то в 88 субъектах Российской Федерации пособия по безработице получают 1,6 миллиона человек, а только в одном из них - Чеченской Республике - 330 тысяч. Это соотношение выглядит почти нереальным. Если при этом соотнести удельный вес численности населения России и численность населения Чеченской республики (по данным того же источника), то ситуация выглядит удручающе.

И еще один факт, который относится к числу парадоксальных. По тем же данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1 июля 2004 года естественная убыль населения по России составила 423 тысячи человек (минус 5,9), тот же показатель по Чеченской Республике составил «плюс 19,0». Для сравнения, по Ставропольскому краю этот показатель равен «минус 4,7», а, например, в Тульской области - «минус 14,5». Показатель естественного прироста численности населения в Чеченской Республике (+ 19,0) является самым высоким из субъектов Российской Федерации.

Экономические парадоксы Северного Кавказа требуют специального дополнительного изучения, тем не менее, даже при поверхностном анализе очевидно, что это не просто один, а основной фактор преступности в регионе. Тот же пример Чеченской Республики убедительно показывает, что эта республика полностью не занята в экономической сфере, ее население просто-напросто фактически не работает.

Естественно, что такой расклад занятости населения (всего лишь 22%) объективно обусловливает его повышенную криминогенность и высокий уровень миграции.

Стратегическая оценка миграционных процессов, связанных с Северным Кавказом, имеет два основных аспекта:

- миграция с Северного Кавказа на остальную территорию России («выталкивающий характер»);

- миграция на Северный Кавказ («притягивающий характер»). Обозначенные выше геополитические изменения привели к формированию двух достаточно устойчивых миграционных тенденций, фиксируемых в настоящее время.

Во-первых, Северный Кавказ как приграничная территория принимает на себя или пропускает через свою территорию различные категории и этнические группы иммигрантов из сопредельных стран СНГ и государств дальнего зарубежья. При этом регион можно сравнить со своеобразным миграционным «фильтром», который абсорбирует на себя значительную часть мигрантов.

Во-вторых, в пределах самого Северного Кавказа на протяжении последнего десятилетия отмечаются активные миграционные «переливы» собственного населения. Отдельные субъекты Федерации стали центрами притяжения и концентрации внутрироссийских мигрантов (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область), а иные территории - главными источниками «выброса» мигрантов (Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан).

Миграционную ситуацию на Северном Кавказе в 1990-е годы определяли несколько групп факторов. Причем следует отметить, что каждая из этих групп факторов зачастую носит одновременно выталкивающий характер для одних регионов и притягивающий характер для других территорий.

Во-первых, экстремальные факторы этнополитического характера (военные действия, межнациональные конфликты и столкновения, рост национализма и преступности).

Во-вторых, факторы социально-экономического характера: достаточно интенсивный миграционный отток населения из экономически депрессивных регионов Северного Кавказа, где в условиях трансформации экономики прекратили свое существование или практически «свернулись» отдельные отрасли промышленности и сельского хозяйства. С другой стороны, стабилизация социально-экономической ситуации и даже экономический рост в некоторых территориях активно привлекают как внутренних, так и внешних мигрантов.

В-третьих, геополитический фактор. Прежде всего, это наличие у многих субъектов Федерации на Северном Кавказе внешней границы со странами Закавказья, водной границы по Каспию со странами Средней Азии и Ираном, а также близость к зонам вооруженных конфликтов (прежде всего, в Чеченской Республике).

В-четвертых, природно-географический фактор, который проявляется в том, что многие регионы Северного Кавказа имеют благоприятные климатические условия, морские побережья, курортные зоны. Все это позволяет развиваться многим отраслям экономики, в которых находят применение мигранты.

Как свидетельствуют цифры официальной статистки, миграционная активность населения России, характерная для начала 90-х годов прошлого века, к настоящему времени резко сократилась.

Это опровергает миф, достаточно широко распространенный не только в регионе, но и в стране, о резком увеличении потока мигрантов в настоящее время. Например, региональная пресса сообщает, что «Ставрополье и Краснодарский край - два региона, которые приняли на себя самые тяжелые удары волны массовой миграции более 600 тысяч человек переселились в Ставропольский край за последние 10 лет. Для региона с коренным населением в 2,5 миллиона человек это стало тяжелым испытанием».

Однако при этом почему-то не сообщается, что параллельно с этим Ставропольский край покинули не менее 497 тысяч человек. Следовательно, миграционный прирост за указанный период составил всего 103 тысячи человек - именно столько мигрантов «осели» в регионе. Следует также заметить, что из цифр прибытия мигрантов примерно половина приходится на внутрикраевые перемещения населения, третья часть - миграция из других регионов России и лишь не более 15% прибывших мигрантов приходится на выходцев из стран СНГ и дальнего зарубежья.

Оказывается, что никакого увеличения миграции в последнее время не произошло, все с точностью до наоборот - миграция в России и на Северном Кавказе (после «пика» девяностых годов) стабильно сокращается, причем это касается как внутренних, так и внешних миграционных потоков. Более того, подобная динамика свойственна практически всем регионам, включая традиционно самые привлекательные регионы Северного Кавказа - Краснодарский край, Ставрополье, Ростовскую область.

В регионе один из самых высоких показателей плотности населения в стране - 49,5 человек на 1 квадратный километр, что выше среднего показателя по России почти в 6 раз (8,4 человека на 1 квадратный километр). Наиболее густо заселенными являются Северная Осетия, Краснодарский край и Кабардино-Балкария (соответственно - 84,8; 65,6 и 62,6 человек на 1 квадратный километр).

После распада Советского Союза Северный Кавказ превратился в приграничную территорию Российской Федерации. Подобные изменения не могли не отразиться на различных сторонах жизни региона; не стали исключением миграционная и демографическая ситуации.

В 1990-е годы произошло существенное изменение миграционной картины в Российской Федерации в региональном разрезе. Как отмечает руководитель Центра вынужденной миграции в СНГ Ж. Зайончковская, существенно «усилилась притягивающая роль Северного Кавказа, особенно Краснодарского и Ставропольского краев, куда стекаются мигранты из Закавказья и Чеченской республики». «Стягивающая роль» именно равнинных территорий Северного Кавказа не случайна, регион «является в определенной степени замкнутым миграционным пространством, поскольку основные миграционные потоки, возникающие в нем, здесь же и абсорбируются», а в национальных республиках происходит отток населения.

По мнению профессора B.C. Белозерова, на территории региона можно выделить две зоны по характеру миграционных процессов. «Первая - преимущественно территория с русским населением - Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область». Эта зона испытала приток мигрантов из Закавказья, Центральной Азии и северокавказских республик. По официальным данным, миграционный приток сюда с 1992 по 1999 годы составил около 1 миллиона человек. Во всех этих субъектах только миграция обеспечивала рост численности населения на протяжении девяностых годов и до настоящего времени. Вторую зону составляют северокавказские республики, откуда происходит миграционный отток, прежде всего русскоязычного населения. В пределах этой зоны «воронкой миграционной депрессии» стала Чеченская республика, охваченная на протяжении последних лет военными действиями. В начале девяностых годов оттуда происходил интенсивный отток русскоязычного населения. Из 372 тысяч русских, проживавших в бывшей Чечено-Ингушетии на момент переписи 1989 года, к 1993 году осталось всего 250 тысяч человек. На протяжении девяностых годов Чеченскую республику и Ингушетию покинули примерно 250 тысяч представителей русскоязычного населения. В 1990 году в Чеченской республике оставалось, по различным оценкам, от 30 до 150 тысяч русских (минимальную оценку приводит МВД России, максимальную - бывший глава Чеченской Республики А. Кадыров). Более реальной представляется оценка Миграционной службы и Совета Безопасности России - от 50 до 60 тысяч человек.

Общеизвестно, что доминирующими оценками последствий миграционных потоков, которые даются властями, является нагрузка на рынки труда, осложнение социально-экономической ситуации и обострение криминогенной обстановки. На Северный Кавказ пришлось около 20% всего миграционного прироста России. На основе материалов социологического опроса вынужденных переселенцев, проведенного учеными Ставропольского государственного университета в июле-августе 2000 года и уточненные сотрудниками Ставропольского филиала ВНИИ МВД России в 2004 году, можно определить основные миграции в регионах Южного Федерального округа. Установлено, что основными территориями исхода опрошенных стали «горячие точки» (Чеченская Республика, Ингушетия, РСО-Алания) и страны Закавказья. Параллельно достаточно существенной оказалась доля выходцев из естественно существующих и потенциальных зон межнациональной напряженности (Дагестана, государств бывшего СССР). Кроме того, 12% опрошенных мигрантов переместилась внутри Ставропольского края, переехав внутри из территорий, имеющих географическую близость с Чеченской Республикой (Курский, Нефтекумский, Степновский, Левокумский районы). Главную роль здесь сыграло именно близкое расположение «горячей точки». В этих районах Ставропольского края, начиная с девяностых годов, происходило «обезлюдивание» административной границы - из приграничных населенных пунктов население интенсивно выезжает. Аналогичные процессы можно наблюдать и в других субъектах, граничащих с Чеченской Республикой, особенно применительно к представителям славянских наций.

В целом, среди причин, заставивших покинуть прежние места жительства и мигрировать на Ставрополье, преобладают социально-психологические. Сложная криминогенная обстановка, ущемление прав по этническим и религиозным принципам, военные действия, постоянная террористическая угроза ведут к тому, что население в указанных точках находится в состоянии постоянного стресса. Такие причины указали около половины опрошенных. Более 1/3 респондентов определили в качестве приоритетных экономические причины перемещения - отсутствие постоянной работы и значительные материальные трудности. Доля мигрирующих по причинам природных катаклизмов (например, землетрясения в Армении) составила 5%.

Установлено существенное воздействие миграционных потоков на этнический состав населения. Имеется в виду обострение межнациональных отношений, формирование негативных стереотипов в отношении мигрантов, особенно незаконных. Необходимо учитывать, что рассмотренные процессы протекают на фоне резкого снижения уровня жизни большинства коренного населения. В ряде регионов Северного Кавказа недовольство коренного населения нашло свое отражение в открытых выступлениях, протестах, нередко перераставших в насильственные действия (например, массовые беспорядки в Туркменском районе Ставропольского края).

Анализ сообщений региональной прессы по проблеме возникновения конфликтов между коренным населением и мигрантами показывает, что одной из самых конфликтных групп коренного населения явились казаки, которые исторически нашли в этнических мигрантах объект для реализации идей «этнической чистоты» традиционных русскоязычных территорий. В 1990 году в Ставропольском крае был официально оформлен Союз казаков, проживающих в регионе. При этом следует иметь в виду, что только 120 тысяч человек на Ставрополье идентифицируют себя с казаками. Однако, это устаревшие данные, в настоящее время реальная ситуация этого феномена уточняется.

Значительный миграционный поток представителей ряда национальностей, вытеснение русского населения из стран бывшего СССР и Северо-Кавказских республик (особенно Чеченской Республики), многочисленные захваты заложников, террористические акты в Буденновске, Невинномысске, Кизляре, Первомайском, Беслане, регионе Кавказских Минеральных Вод Ставрополья, повышение уровня преступности в целом инициировали ряд крупных акций казачества на Северном Кавказе. При этом жертвами обычно становились мигранты различных этнических групп. Главными формами выступления казачества явились митинги, демонстрации, акции протеста, однако нередко они являлись инициаторами и участниками насильственных действий в отношении представителей неславянских национальностей, зачастую переступая рамки дозволенного законом. По имеющимся данным, в 1991 - 1994 годах в Ставропольском крае зарегистрировано 70 преступлений с участием казаков. Отмечены случаи незаконного хранения и ношения казаками различных видов оружия.

Выступления местного населения и казачества, в частности, против месхетинских турок происходили в нескольких регионах и населенных пунктах. В начале девяностых годов лидеры адыгейского национального движения в Кабардино-Балкарии выступили против поселений месхетинских турок. В 1994 году казачий сход в селе Красный Кут Веселовского района Ростовской области принял решение о выселении месхетинских турок, в результате чего несколько семей вынуждены были уехать из населенного пункта. В 2001 году на межнациональной почве произошли массовые беспорядки в Туркменском районе Ставропольского края.

Отмечены выступления также против представителей армянской национальности. В 1994 году из станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края была выселена армянская семья. В 1995 году на митинге казаков в Георгиевске звучали требования о выселении армян. В девяностых годах отмечено множество насильственных акций против лиц армянской национальности в Краснодарском крае. Наиболее крупные из них - избиения армян в аэропорту Пашковский города Краснодар, городах Анапа, Армавир, Тимашевск (1992 год), в Анапском районе (1993 год), в станице Елизаветинской Прикубанского района (1994 год). В июле 1997 года в городе Кореновск Краснодарского края прошел митинг на главной площади с участием более двух тысяч человек с требованиями выселить армян; инициировали его казаки.

В различных регионах Северного Кавказа отмечены также выступления против даргинцев, аварцев, чеченцев, азербайджанцев и других «лиц кавказской национальности», а также цыган.

Можно выделить несколько групп причин роста межэтнической напряженности на Северном Кавказе:

- правовые (юридические) - в силу множества ограничений, устанавливаемых государственными органами, часть мигрантов не имеют возможности легализовать свое правовое положение, получить прописку, зарегистрировать домовладения, купленные на основании «ручных сделок» и тому подобное. Зачастую, препятствуя легализации мигрантов, власти обостряют межнациональное противостояние и повышают уровень незаконной миграции.

- политические и этнополитические - вышеуказанные возрождение и становление казачьих объединений в русскоязычных регионах и национальных движений и обществ в республиках Северного Кавказа.

- экономические и социально-экономические - экономическая стратификация населения, конкуренция за рабочие места и землю, что особенно актуально для сельскохозяйственных регионов.

- социальные - в начале современного массового переселения в районах вселения мигрантов коренное население ощутило острый дефицит потребительских товаров; в настоящее время большая часть коренного населения связывает с мигрантами рост преступности и появление новых видов преступлений (распространение наркотиков и другое).

- демографические - интенсивная миграция и высокая рождаемость этнических мигрантов, в том числе месхетинских турок, армян, курдов на фоне депопуляции других этнических групп, прежде всего русских.

- социокультурные или бытовые - вполне закономерное изменение условий жизни в процессе увеличения диаспор иной культуры. В подобных условиях обычные бытовые проблемы часто приобретают ярко выраженную этническую окраску.

- религиозные - значительная часть мигрантов являются мусульманами, в то время как большинство коренного населения исповедует христианство.

На фоне указанных факторов следует констатировать, что динамика миграционно-этнической активности, начиная с 2000 года, проявляет тенденцию к снижению. Таким образом, если исходить из предложения сохранения сложившихся стабильных тенденций без каких-либо миграционных всплесков, то можно сделать вывод о том, что в ближайшее время значимых изменений в величинах прироста населения не произойдет, а следовательно, демографические процессы не окажут существенного влияния на общее состояние преступности. Однако, сама по себе такая постановка вопроса весьма проблематична. Нередко случается так, что экономика и политика диктуют совершенно не предсказуемую ситуацию демографического плана.

Миграцию населения Северо-Кавказского региона можно рассматривать с двух позиций. Первая - это миграция русскоязычного населения, другая - перемещение жителей Закавказья и Северо-Кавказских республик. Во втором случае следствием является увеличение численности национальных диаспор и образование компактных мест проживания на территории региона. Оба этих миграционных потока несут в себе криминогенную нагрузку, и, сливаясь воедино, при этом многократно ее увеличивают.

Русскоязычные мигранты, вызывая в принципе сочувственное отношение коренного населения, нередко попадают в исключительно тяжелое материальное положение, а значит, в группу потенциального криминального риска. Мигранты-выходцы из Закавказья и республик Северного Кавказа в своем большинстве вызывают отрицательную реакцию местного населения, ибо при всем их бедственном положении, они, опираясь на поддержку своей диаспоры, быстро становятся владельцами собственности, находят устойчивые и довольно доходные сферы применения своей трудовой деятельности (например, газовый, нефтяной, сельскохозяйственный бизнес).

Значительная часть этой категории мигрантов, стремясь к быстрому разрешению собственных проблем по материальному и бытовому обустройству, не обладая при этом высокодоходной работой и желаемыми средствами к существованию, прибегают к противоправной деятельности, которая «затягивает» их. Криминальная деятельность этой категории лиц зачастую используется для создания благоприятных условий экономической деятельности своих диаспор. Статистика свидетельствует об устойчивости показателя преступлений, совершенных выходцами из Северного Кавказа и Закавказья. При этом каждое второе преступление относится к категории тяжких или особо тяжких. Однако в общем массиве регистрируемых преступлений их удельный вес незначителен. Кроме того, для Северного Кавказа характерно большое количество гастролирующих этнических групп: официально командированные, мелкие торговцы и предприниматели, преступные группы из Чеченской Республики, Грузии, Азербайджана, Армении и других регионов Кавказа и Закавказья, что оказывает негативное влияние на состояние криминальной обстановки. Этому же в значительной степени способствуют непрекращающиеся конфликты между организованными криминальными структурами, сформированными по национально-этническому признаку, на почве распределения и передела сфер влияния в различных областях жизнедеятельности. Прозрачность границ создает благоприятные условия для практически беспрепятственного транзитного перемещения по территории сопредельных с Россией государств-республик бывшего СССР, поставок в них наркотиков, оружия, контрабанды сырьевых ресурсов. Значительное количество оружия продолжает поступать из мест боевых действий. Этому способствует увеличение численности мигрантов, их связи с прежним местом проживания.

Сами по себе такие преступления, совершаемые ими, особо не сказываются на криминальной обстановке. Главная опасность подобных деяний заключается в том, что в условиях крайне высокой социально-этнической напряженности в регионе даже отдельное правонарушение может повлечь за собой массовые беспорядки, межнациональные конфликты.

Правоохранительные органы более всего беспокоят преступления, совершаемые не столько самими мигрантами, сколько лицами, приезжающими к ним из ближнего зарубежья: как Закавказья, так и некоторых Северо-Кавказских республик, входящих в Российскую Федерацию. Эти люди используют места компактного проживания беженцев - представителей республик Кавказа и Закавказья как опорные пункты и перевалочные базы для транспортировки оружия и наркотиков в Россию, в страны ближнего и дальнего зарубежья, для вывоза из России стратегического и иного сырья, товаров, похищенного автотранспорта, сельскохозяйственной техники и скота. Они также используют беженцев и представителей диаспор кавказских народов в целях адаптации к местным условиям, создания коммерческих структур по отмыванию денег, добытых преступным путем. Совершив преступления, эти лица безнаказанно скрываются затем в республиках Закавказья.

Можно сделать вывод и о том, что с прибытием беженцев и вынужденных переселенцев активизируется деятельность преступных группировок, сформированных по этническому признаку, и создание новых преступных структур. Есть определенные основания для прогноза, согласно которому сила существующих земляческих традиций кавказских народов будет способствовать вовлечению в преступную деятельность соплеменников, что чревато дальнейшей криминализацией среды вынужденных мигрантов.

Представляется, что основные криминогенные последствия вынужденной миграции населения на Северном Кавказе на современном этапе проявляется не столько в преступлениях, совершаемых беженцами, вынужденными переселенцами или против них, а в потенциальной опасности среды мигрантов, как возможного источника массовых нарушений правопорядка и идеальной почвы для деятельности преступных группировок, сформированных по этническому признаку.

Сохраняющаяся военно-политическая напряженность, кризисная экономическая ситуация в субъектах Северо-Кавказского региона параллельно с отсутствием перспективы создания полномасштабной приграничной зоны, которая бы могла обеспечить полный контроль за миграционными потоками, будут по-прежнему оказывать негативное влияние на состояние межнациональных отношений и преступности на юге России.

 

Автор: Бышевский Ю.Ю.