07.06.2012 4635

Особенности преступности мигрантов в Ставропольском крае

 

Оценка специфики криминогенных факторов миграции в Ставропольском крае требует их сопоставления как с показателями федерального уровня, так и с географическими соседями по Южному федеральному округу, которых мы отнесли к региону Северного Кавказа. С другой стороны необходим учет внутрикраевой дифференциации этого субъекта Федерации.

Для Ставропольского края характерны практически все явления и процессы, присущие субъектам Южного федерального округа. Однако, эти субъекты, в свою очередь, также неоднородны. Например, Волгоградская и Астраханская области, Республика Калмыкия существенно отличаются от республик Северного Кавказа, Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области. Это обусловлено рядом факторов, среди них:

- политические (особенности государственно-управленческой деятельности на региональном уровне);

- правоохранительные (специфика деятельности органов внутренних дел и других органов охраны правопорядка; особенности местного законодательства);

- производственно-экономические (экономическая инфраструктура, уровень развития производства);

- географические (имеется в виду близость субъектов Южного федерального округа к территориям с нестабильной обстановкой и очагами вооруженных конфликтов, а также границ с суверенными государствами);

- национально-этнические (многообразие, численность, активность представителей различных национальностей).

Ставропольский край расположен в центральной части Предкавказья на территории 66,5 тысяч квадратных километров, он граничит на севере с Ростовской областью, на северо-востоке с Республикой Калмыкия, на востоке с Республикой Дагестан, на юго-востоке с Чеченской Республикой, на юге с Республикой Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республикой, Карачаево-Черкесской Республикой (ранее входила в состав Ставропольского края), на юго-западе с Краснодарским краем. Край не имеет участков государственной границы, однако, протяженность его административных границ с другими субъектами России - около полутора тысяч километров, в том числе 113 км границы с Чеченской республикой.

По данным последней Всероссийской переписи населения 2002 года на территории Ставропольского края проживает 2735,1 тысяч человек. Среди 13 субъектов федерации, расположенных на территории Южного федерального округа, край по численности населения занимает третье место, в рейтинге всей России в целом Ставропольский край из 89 субъектов Российской Федерации по этому же критерию находится на 16 месте. Важно учесть не только эти статистические данные, но и показатель плотности населения. Он составляет 48 человек на 1 квадратный километр. Для сравнения, этот показатель в целом по Российской Федерации равен 8,4, а по Южному федеральному округу - 36,4. Этим обстоятельством во многом обусловлена сложная социально-экономическая и демографическая ситуация в регионе в целом, в конкретном ее субъекте - Ставропольском крае, в частности. В Южном федеральном округе Ставропольский край по плотности населения находится в так называемой «средней» зоне.

Геополитическое положение Ставропольского края можно назвать приграничным (в определенной мере условно). В основном край приобрел этот статус благодаря соседству с «горячими точками», прежде всего с Чеченской Республикой.

В демографическом отношении в девяностые годы край постепенно превратился из относительно стабильного в «депрессивный». Произошло это в том числе за счет устойчивой тенденции сокращения естественного прироста населения. Согласно переписи 1989 года в крае проживало немногим большим 2,4 миллиона человек и на протяжении девяностых годов население увеличивалось, однако, как отмечают демографы, в основном за счет миграционного прироста. К началу 2000 года впервые население края осталось на том же уровне, после чего неблагоприятные демографические тенденции стали набирать силу, и за 2000 год население края сократилось на 8 тысяч человек. При этом смертность продолжала расти опережающими темпами по сравнению с рождаемостью.

Большую пищу для размышлений дает анализ материалов Всероссийской переписи населения 2002 года, которые отчетливо показывают зависимость демографических характеристик от миграционных процессов и их последующее проецирование на криминогенную ситуацию в крае.

Начиная с 1993 года регистрируется естественная убыль населения, и миграция становится единственным источником восполнения потерь в численности населения края. С 1999 года миграционный прирост уже не компенсирует естественную убыль края. За межпереписной период с 1989 по 2002 годы суммарная естественная убыль населения компенсировалась почти одинаковым миграционным притоком населения из других территорий России, стран СНГ и Балтии.

Превышение числа умерших над числом родившихся отмечается в целом по краю с 1993 года, по городской местности - с 1992. Ежегодная убыль в среднем за год составила около 10 тысяч человек, постоянно увеличиваясь из-за сокращения рождаемости и роста смертности.

В настоящее время по краю, как в целом по стране, суммарный показатель рождаемости (132 родившихся детей в среднем на 100 женщин, по России - 125) практически вдвое ниже уровня необходимого для простого воспроизводства населения - 215. Повышение уровня смертности происходит в основном из-за увеличения умерших в трудоспособном возрасте, в числе которых доля мужчин составляет около 80%. Уровень мужской смертности в этом возрасте в 4 раза выше уровня женской.

Миграционные процессы в период между двумя переписями (с 1989 по 2002 годы) складывались в основном под воздействием новых для страны факторов, среди которых: распад СССР и процессы, связанные с этим; либерализация и демократизация жизни в стране, расширение прав и свобод личности, в том числе свободы передвижения; экономические преобразования, обусловившие становление рыночных отношений, развитие частного предпринимательства и ряд других. Эти факторы в той или иной степени оказывали влияние на все виды миграции - внутреннюю и внешнюю, в том числе с государствами-республиками бывшего СССР и с другими зарубежными странами.

Активный миграционный обмен у Ставрополья всегда был с большинством территорий внутри государства, в первую очередь, с соседними по Южному федеральному округу регионами, со странами СНГ и Балтии, в основном с государствами Закавказья. Приток мигрантов из других субъектов России за 1989 - 2002 годы в 2,3 раза превысил объем прибытий из бывших республик СССР. Однако существенное уменьшение выезда из края и в целом по России в страны СНГ и Балтии за этот период привело к тому, что миграционный прирост населения края за счет этого потока на 6,5% превысил соответствующий показатель при обмене населением с другими территориями России. Интенсивность миграционного прироста в крае значительно выше, чем в среднем по стране и по другим территориям Северного Кавказа.

Как отмечает С.В. Рязанцев, на Ставрополье с начала девяностых годов отмечается депопуляция населения, которая к тому же обладает рядом специфических черт. К ним он относит ее практическую повсеместность (как в городской, так и в сельской местности); в основном этнический характер (особенно в славянских этнических группах); сокращение рождаемости не только по демографическим причинам, но и по социально-экономическим; катастрофический рост смертности (особенно трудоспособного населения). Что касается последнего, то следует отметить, что доля погибших от неестественных причин в крае составляет почти 10%. При этом также возросла доля убийств с 8,5% в 1989 году до 13,1% в 1999 году от общего числа неестественных причин смертности. Это увеличение является также и следствием террористических актов, межнациональных конфликтов, криминальных убийств и тому подобного. Первые из террористических актов были совершены в крае в начале девяностых годов, когда несколько раз совершались попытки угона самолетов в аэропорту Минеральные Воды и захватывались автобусы с заложниками в регионе Кавказских Минеральных Вод, жертвами которых стали более 20 человек. Один из крупнейших терактов в России произошел в городе Буденновске, где по данным Генеральной прокуратуры погибло 130 человек. В 1999 - 2004 годах террористические акты на территории края продолжались (города Пятигорск, Минеральные Воды, Ессентуки и так далее). Нет уверенности, что их удастся избежать в будущем.

Составляющими человеческих потерь в крае являются также захват заложников, преступная деятельность организованных преступных формирований, в том числе бандитских. Последние формируются не только в крае, но и прибывают из Чеченской Республики. Серьезной проблемой стали хищения скота, автомобилей, похищения людей.

Таким образом, Ставропольский край, невольно ставший в начале девяностых годов новым российским приграничьем, испытал на себе все тяготы конфликтов, военных действий, возрастающей преступности.

Как и в целом, применительно к Северо-Кавказскому региону, вопрос о влиянии миграции на преступность в Ставропольском крае нельзя рассматривать в отрыве от всей структуры тех явлений и процессов, которые оказывают воздействие на всю составляющую детерминированного комплекса причин преступности в целом. Здесь на первый план выходят факторы политического и экономического характера. Достижение интересов соответствующих дестабилизирующих структур именно этих двух целей (политической и экономической) находится в тесной взаимосвязи.

Отсюда понятен повышенный интерес представителей различных форм миграции к территории Ставрополья, в первую очередь это касается миграции трудовых ресурсов. На этом фоне, в целом позитивного по общеконцептуальным рамкам процесса, многократно увеличивается миграция незаконная, которая во многом обусловливает осложнение оперативной обстановки на территории края и которая зачастую перерастает в миграцию криминальную. Одной из ее разновидностей выступает та ее часть, которая под видом внешне законного перемещения мигрирует на территорию края с явно выраженными интересами криминальной направленности.

Основными ее проявлениями можно считать следующие:

1. Все преступления террористического характера (в различных ее модификациях с точки зрения уголовно-правовой квалификации) совершены преимущественно, если не исключительно, мигрантами. При этом данная категория мигрантов в полной мере может быть отнесена не только к числу незаконных, но и ярко выраженных криминальных (от захвата террористами города Буденновска в 1995 году до нападения на город Назрань и школу в Беслане в 2004 году).

2. Миграция влечет за собой повышение уровня общеуголовной преступности. Вопреки существующему мнению о том, что преступность мигрантов не «делает погоды» в общей картине преступности, мы утверждаем прямо противоположное. В 2004 году судами всех уровней Ставропольского края было осуждено 12985 человек, из них 1453 относились к категории мигрантов, что составляет 11,2%.

Уже сам по себе факт того, что более 11% всех осужденных преступников являются мигрантами, говорит о том, что этот фактор достаточно влияет на общую картину преступности. Однако это еще не все.

Мы утверждаем, что не менее четверти всех преступников являются мигрантами, а по отдельным видам общеуголовных преступлений этот показатель еще выше. Он получается, если применена методика, использованная нами при анализе краж и мошенничества.

3. Негативные последствия миграционных процессов сказываются на так называемых «фоновых» криминогенных явлениях - безработице, бродяжничестве, попрошайничестве, проституции, наркомании, пьянстве. Отмечается маргинализация среды мигрантов в связи с утратой прежних социальных статусов и неудачной адаптацией к новым социокультурным условиям жизни. Особенно здесь следует выделить лиц без определенного места жительства и детей-беспризорников (преимущественно дети-беженцы), которые мигрируют из одних регионов России в другие, сами совершая преступления и являются резервом взрослой преступности.

Одним из объектов изучения криминогенных факторов миграции является национально-этнический (отчасти конфессиональный) аспект.

Одной из главных причин всплеска миграции на Ставрополье явились этнические конфликты на Кавказе. Профессор В.А. Авксентьев считает, что до 1996 года Ставрополье после начала этнических конфликтов на Кавказе и распада СССР, накрыло три волны беженцев и вынужденных переселенцев - всего на этот период 500 тысяч человек, из которых 145 тысяч осело в крае на постоянное жительство. Он отмечает, что в этот период, только за месяц с начала военных действий в Чеченской Республике в край из этой республики прибыл 18751 вынужденный мигрант, из которых 11545 человек остались на Ставрополье.

Первую миграционную волну В.А. Авксентьев связывает с конфликтом вокруг Нагорного Карабаха, которая, по его мнению, приняла лавинообразный характер после трагических событий в Сумгаите и Баку. На Ставрополье устремился поток армянских беженцев, отношение к которым из первоначально доброжелательного постепенно перерастало в негативное в связи с тем, что представители образовавшейся на Ставрополье армянской диаспоры отличались повышенной деловитостью, раскупая дома и земельные участки, занимая руководящие должности и тому подобное.

Что касается чеченской диаспоры, то достаточно сказать, что в 1989 году в Ставропольском крае уже проживало 15 тысяч чеченцев и их численность в сравнении с переписью 1979 года выросла на 159%. При этом следует отметить, что если в начале семидесятых годов чеченцы проживали преимущественно в восточных районах края, то сейчас ареал их расселения расширился от границы с Чеченской Республикой на северо-запад, включая Курский, Степновский, Новоселицкий, Александровский, Андроповский районы и почти по кольцу вокруг Ставрополя, включая Грачевский, Кочубеевский и Труновский районы. Значительное их число проживает также в Буденновском, Левокумском, Арзгирском районах и на территории Кавказских Минеральных Вод. При этом после Буденновских событий 1995 года и до настоящего времени конфликты между местными жителями и представителями чеченской диаспоры на Ставрополье носят все более тревожный характер.

Многонациональная обвальная миграция в Ставропольском крае не имеет аналогов в прошлом. В силу благоприятных природно-климатических условий, а также в результате вооруженных конфликтов в Закавказье и на Северном Кавказе, ухудшения межнациональных отношений в других государствах СНГ, Ставропольский край стал буферной территорией, на которой оседают потоки беженцев и вынужденных переселенцев.

За последние десять лет в край прибыло более полумиллиона человек, то есть фактически каждый пятый житель края является мигрантом. Миграционный прирост населения достиг самых высоких показателей в стране (в 5 - 6 раз превышая среднероссийские показатели). При этом особенностью в обустройстве прибывающих в край мигрантов является их компактное поселение. Значительная часть мигрантов (армяне, грузины, азербайджанцы, греки, крымские татары, турки-месхетинцы и др.) оседают в наиболее важных в стратегическом отношении районах - вблизи границ с другими республиками Северного Кавказа и в регионе Кавказских Минеральных Вод (КМВ).

Это создает дополнительные трудности и проблемы, возрастает социально-политическая напряженность. Опережающими темпами по сравнению со среднероссийскими растут цены на недвижимость, товары первой необходимости, в том числе продукты питания. Перегружена социально-культурная инфраструктура. Не хватает благоустроенного жилья, рабочих мест. В местах компактного проживания мигрантов остро стоят проблемы медицинского обслуживания населения и образования.

Край стал пограничным на южных рубежах России, хотя непосредственно он не граничит с иностранными государствами и является стратегическим регионом, непосредственно примыкающим к территориям вооруженных и этнических конфликтов в Чеченской Республике, Ингушетии и Северной Осетии.

Кроме того, на Ставрополье расположены основные транспортные узлы Северного Кавказа, соединяющие его воздушными, железнодорожными и автотранспортными магистралями с различными государствами. Так, например, через Ставропольский край проходит федеральная дорога «Кавказ» (автомагистраль Краснодар - Баку). Аэропорт Минеральные Воды является одним из крупнейших на Северном Кавказе, одновременно имеющий статус международного.

На миграционную ситуацию в крае оказывают значительное влияние многонациональный состав населения, наличие родственных и иных связей в бывших республиках СССР (Армения, Грузия, Азербайджан и других), что порождает так называемую «вторую волну» миграции, когда к обосновавшемуся на территории Ставрополья жителю приезжают многочисленные близкие и дальние родственники. Значительно возрастает «маятниковая» и «сезонная» миграция, для их представителей базой становится место проживания ранее обосновавшегося мигранта. Близость регионов с нестабильной политической обстановкой (Чеченская Республика, Дагестан, Северная Осетия, Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика) объективно увеличивает приток на территорию Ставрополья вынужденных переселенцев из вышеуказанных регионов.

В связи с выходом Российской Федерации из Бишкекского соглашения с октября 2000 года, граждане государств-участников СНГ и лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве СССР, были отнесены к категории иностранных граждан, что повлекло прирост иностранцев, прибывающих на территорию края. Естественно, что пик этого прироста ощутился в 2001 году, когда количество указанных граждан возросло практически в 2 раза.

Приток на территорию Ставропольского края иммигрантов из государств Закавказья и Средней Азии стимулируется наличием открытых, практически неохраняемых границ с государствами СНГ, безвизовым въездом, возможностью бесконтрольно по ней передвигаться.

Основная масса незаконных иммигрантов прибывает на территорию Ставропольского края с закавказского и среднеазиатского направлений, через страны, имеющие соглашения о безвизовом перемещении, в том числе Казахстан по соглашениям с Китаем, Ираном, Пакистаном, Турцией и др. Так, из Казахстана в край в 2001 году прибыло 344 человека. 12 августа 2004 года в крае задержаны 193 незаконных мигранта из Узбекистана, пытавшихся проехать на автобусах из Моздока (РСО-Алания) в Санкт-Петербург, у всех указанных лиц на руках были поддельные миграционные карты. С дальневосточного направления в Россию, а затем в край проникают граждане КНР, КНДР, Вьетнама. Через российско-грузинскую и российско-азербайджанскую границы следуют граждане Грузии, Азербайджана, Армении, Ирана.

Остаются высокими показатели нелегалов - выходцев из Азии и Афганистана, которые прибыли на территорию края в начале 90-х годов по межправительственным соглашениям, обучавшихся в высших учебных заведениях СССР и не выехавших обратно в свои государства.

Наибольшая социальная и политическая напряженность вследствие миграционных процессов наблюдается в восточных районах края. Главные причины ее роста - слаборазвитая инфраструктура этих районов, отсутствие необходимых финансовых средств, неспособность местных органов власти создать в местах компактного расселения мигрантов необходимых условий для нормальной жизнедеятельности как местного, так и приезжего населения.

Так, подавляющее большинство мигрантов на территории Курского, Нефтекумского и Туркменского районов составляют лица, относящиеся к мусульманскому вероисповеданию. В ряде муниципальных образований района их численность превышает половину от общего числа проживающего населения. На территории этих районов сложилась турко-месхетинская и ногайская диаспора численностью около 3000 человек, которая аккумулирует денежные средства и использует их для строительства мечетей, обучения детей за границей, активно влияет на общественно-политические процессы, экономику и органы власти, прежде всего путем активного участия в выборах органов власти и местного самоуправления.

Ряд национальных диаспор республик Северного Кавказа предпринимают попытки к установлению контроля за процессами, происходящими на зерновом рынке края, в том числе путем представительства в государственных структурах и в первую очередь в тех, которые отвечают за распределение федеральных денежных средств и товарных кредитов.

«Новоселы», прежде всего представители кавказских и северокавказских этносов, проявляют большую экономическую активность. Они более подготовлены к либерализации рынка, участию в свободной конкуренции, нежели местные жители. Заняв прочные позиции в сфере обращения «живых денег», новые члены этнических диаспор потеснили на этом поприще местных жителей, чем вызвали напряженность в межнациональных отношениях. При этом имеется оперативная информация, что часть этих «живых денег» направляется на финансирования незаконных вооруженных формирований.

Расселение мигрантов в селах, станицах, городах и характер их экономической деятельности в сфере производства (они практически не заняты) вызывает негативное отношение к ним со стороны местного населения. Фактор безработицы в крае и проживание более половины населения за чертой бедности играют во взаимоотношениях коренного населения и мигрантов значительную роль. В каждом мигранте коренной житель видит своего конкурента на место работы или место в мелком бизнесе. Даже распределение гуманитарной помощи между вынужденными переселенцами вызывает у местных жителей зависть, поскольку многие из них и этого не имеют. В связи с этим, край, как южное приграничье, по уровню напряженности относится к зоне, в которой межэтнические отношения находятся на грани возможного перерастания в открытое противостояние или приближается к ней.

Следствием этого являются многочисленные конфликты в местах массового проживания мигрантов и представителей этнических меньшинств. Причем «конфликтами» они могут быть названы весьма условно, так как зачастую «разрешаются», как правило, при помощи насильственных мер, имеющих конкретную уголовно-правовую оценку. Прежде всего, это конфликты между старожильческим населением и мигрантами. В Ставропольском крае они проходили после террористического акта в Буденновске под лозунгом «разобраться» с чеченцами. Такие акции прошли почти повсеместно на территории края, а в селе Чернолесском Новоселицкого района она закончилась тем, что в магазин, принадлежащий чеченцу, была брошена граната. Конфликт между русскими и армянами в станице Лысогорской Георгиевского района, где местные жители устроили «проверку паспортного режима», привел к избиениям, повреждениям имущества армянских семей, одна из которых была насильственно выселена. Продолжение этого перечня вряд ли необходимо. В оперативных сводках ГУВД Ставропольского края такие происшествия носят рядовой характер наряду с другими преступлениями. «Ежегодно в 4 - 8 районах края регистрируются конфликтные ситуации, в ходе которых гибнут люди». По данным С.В. Рязанцева за последние десять лет только крупные этнические конфликты имели место почти в 50 населенных пунктах края.

Гораздо реже обращается внимание на другой аспект конфликтов, имеющих этническую окраску, - когда они возникают между представителями различных этнических групп.

Одним из самых сложных в Ставропольском крае является затяжной конфликт между даргинцами и ногайцами, который имеет периодические «вспышки». Например, в августе 1999 года в селе Иргаклы Степновского района имели место столкновения ногайской и даргинской молодежи на дискотеке. Бытовая ссора быстро трансформировалась в значительный межнациональный конфликт. Несколько ногайцев повредили легковые машины, принадлежащие даргинцам. С обеих сторон в стычке участвовали сотни человек, его локализация требовала привлечения значительных сил правопорядка. Спонтанные столкновения продолжаются и по настоящее время.

На этом фоне особенно настораживающей выглядит устойчивая тенденция оттока из восточных районов края русскоязычного населения. За 10 лет в Левокумском районе численность русских в селах, граничащих с Республикой Дагестан, уменьшилась почти вдвое. Аналогичные процессы активно происходят в Нефтекумском и Туркменском районах. В Курском районе активное переселение дагестанцев отмечено в следующих населенных пунктах - хутора Привольный и Киров, поселки Мирный и Рощино.

Сложившимися обстоятельствами пользуются радикально настроенные лидеры сепаратистских движений для негативного влияния на межэтнические, межконфессиональные отношения в регионе.

Актуальность данной проблемы в настоящее время подтверждается выявленными фактами возрастающего интереса иностранцев к миграционным процессам Северного Кавказа. Специальные оперативные службы значительно активизировали работу по приобретению источников информации от беженцев и вынужденных переселенцев. Миграционные процессы и вызванное ими обострение межнациональных отношений могут быть использованы в качестве инструмента дестабилизации обстановки на Северном Кавказе.

Географическая близость Ставропольского края к очагам вооруженных конфликтов способствует въезду на территорию края лиц, не соблюдающих российское законодательство, проникновению оружия, наркотиков, росту бандитизма, незаконного вывоза предметов и ввоза «криминального» товара. Через регионы с неблагополучной политической обстановкой в край прибывают и незаконные мигранты из других суверенных государств. В этом случае мы можем наблюдать перемещение как бы в два этапа. Сначала они прибывают в вышеуказанные конфликтные районы, где ситуация миграционного и иного правоохранительного контроля близка к неуправляемой. Затем они переправляются в субъекты с более стабильной обстановкой, естественно нелегально. Таким образом, ряд иностранцев с криминальными намерениями используют «горячие точки» Северного Кавказа в качестве «перевалочной базы».

Сложившаяся ситуация неконтролируемого, неуправляемого оседания на длительное пребывание и проживание мигрантов из Республик Северного Кавказа, стран СНГ и дальнего зарубежья на территории Ставропольского края несет потенциальную опасность обострения межэтнических отношений, ухудшает ситуацию на рынке труда, создает предпосылки для формирования непосредственных угроз российской государственности.

Более пристальное изучение специфики внутрикраевого распределения негативных проявлений миграции на территории Ставропольского края показывает, что эти негативные факторы весьма неоднородны в зависимости от географического положения внутри субъекта Федерации.

Регионоведы Ставрополья условно делят территорию края на три зоны:

- центральную (краевой центр, г. Невинномысск, районы границ с Краснодарским краем и Ростовской областью);

- зона Кавказских Минеральных вод (регион КМВ);

- приграничная (южные районы края, имеющие границы с Северо-Кавказскими республиками, включая Чеченскую).

Последняя из перечисленных, с точки зрения влияния на криминогенную ситуацию в крае, представляет повышенный интерес.

Приграничный фактор, в ряду других обстоятельств, обусловливающих состояние оперативной обстановки, - явление уникальное. Известно, что Северный Кавказ в целом является форпостом южных границ России, его наиболее «горячей точкой». Однако, среди других субъектов Южного федерального округа Ставропольский край в этом отношении занимает особое место. Среди русскоязычных территорий Северного Кавказа он единственный, который имеет общую границу с Чеченской Республикой, протяженность которой составляет 113 километров. Проблемы с этой и прилегающими к ней территориями Ставрополья начались в начале девяностых годов после объявления о создании на территории бывшей Чечено-Ингушской республики (ЧИР) самопровозглашенной «Республики Ичкерия». Будучи по своей сути бандитским образованием на территории России, Ичкерия очень скоро исчерпала свои внутренние ресурсы пополнения криминальных доходов и распространила эту деятельность на географических соседей, прежде всего на Дагестан и Ставропольский край. Массовые ограбления пассажирских и железнодорожных составов и следующего в сторону Чеченской Республики автомобильного транспорта вынудили федеральные власти прервать железнодорожные перевозки в этом направлении, отрезав тем самым прямое сообщение с Дагестаном. Именно в это время (1993 - 1994 годы) наблюдается пик нападений на сопредельные территории Ставрополья. Их преимущественной формой стали в прямом смысле «набеги», в результате которых из Курского, Нефтекумского, Степновского, Кировского районов Ставропольского края на сопредельную территорию Чеченской Республики угонялись тысячи голов скота, техника (в том числе тяжелая), захватывались заложники для получения за них выкупа.

Малочисленные органы правопорядка этих сельских районов Ставрополья с ситуацией справиться не могли. Для контроля над обстановкой на этой территории было создано специальное подразделение на уровне Министерства внутренних дел РФ - так называемая «Зона-ЗА», которая впоследствии была- упразднена в связи с «относительной стабилизацией обстановки» в регионе. Тем не менее, отслеживание ситуации и оказание помощи местным правоохранительным органам на территории приграничных районов продолжалось (правда, уже за счет средств местного ГУВД - был создан специальный отдел административной границы УВД, затем ГУВД Ставропольского края) и ее результаты представляют значительный интерес.

Несмотря на некоторую стабилизацию военно-политической ситуации в Чеченской Республике, оперативная обстановка в районе административной границы Ставропольского края продолжает оставаться сложной и находится под влиянием нестабильной социально-политической ситуации в Северо-Кавказском регионе в целом.

Так, например, в 2003 году в приграничных районах края зарегистрировано 11874 преступления. В структуре преступности здесь весьма значителен удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, которые составляют 36,4% от общего числа регистрируемых.

Сегодня основными проблемами Ставропольского приграничья являются продолжающиеся «набеги» с территории Чеченской Республики, в основном с целью хищений скотопоголовья. Здесь мы имеем дело с ярко выраженным проявлением такой формы криминальной миграции, которую С.Е. Метелев охарактеризовал как «маятниковую». Другим обстоятельством, вызывающим большую обеспокоенность, является то, что административная граница с Чеченской Республикой является «черной дырой» проникновения сначала на территорию Ставрополья, а затем в центральную Россию потенциально опасных грузов и товаров. Прежде всего, это касается оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Периодически в приграничных районах обнаруживаются так называемые «схроны», предназначенные для потенциальных террористов и членов незаконных вооруженных формирований, а также «рядовых» общеуголовных преступников.

Нельзя не обратить внимания на то, что через административную границу с Чеченской Республикой проходит большое количество контрабандной спиртосодержащей продукции, нефти и товаров нефтепереработки. И наоборот, за пределы края уходит большое количество сельскохозяйственной продукции, в первую очередь зерна. Субъектами таких преступлений являются, как правило, все те же «маятниковые» криминальные мигранты.

Как внешние мигранты, так и те, кто осели на территории края, являются активными участниками наркобизнеса. Это касается не только транзита наркотиков через Ставрополье, но и значимым фактором высокой степени криминализации общества в приграничных районах. Увеличиваются масштабы немедицинского потребления наркотических средств и их незаконного оборота. Возрастает количество наркоманов, поставленных на учет, особенно несовершеннолетних. Расширяются производство и торговля наиболее опасных для здоровья синтетических наркотиков. Обострение в этой области напрямую связано с усилением взаимозависимости наркобизнеса и общеуголовной преступности, ростом доминирующих позиций в наркопреступности организованных преступных формирований, в том числе этнических. При этом налицо влияние «чеченского фактора», так как по статистическим данным в Чеченской Республике потребляется примерно в 2 раза больше наркотиков, чем в среднем в других субъектах России. На скорейшее решение проблемы вряд ли можно рассчитывать, так как « эта отрасль настолько прибыльна и рентабельная, что ожидать отказа от ее развития, по крайней мере наивно».

События в Беслане сентября 2004 года заставили пересмотреть отношение силовых структур к потенциальным объектам повышенного криминогенного риска, а административная граница с Чеченской Республикой относится к их числу. «Чтобы создать более спокойный фон для жизни людей, повысить безопасность, в Курском районе воссоздана «Зона 3-А». Создан сводный отряд милиции численностью 260 человек для охраны административной границы с «мирной» Чеченской Республикой. Но только силовики не смогут уберечь от терактов». Проблемы приграничных районов Ставропольского края выходят далеко за рамки совершенствования правоохранительной деятельности. Тем более непонятным на этом фоне выглядит разрушение ранее созданной здесь инфраструктуры. «По решению федеральных ведомств в этих окраинных районах Ставрополья упразднены санитарные службы, налоговые инспекции, соцстрах, госстатистика. Переподчиняются другим территориям радиоэлектросеть, профтехучилища и так далее. Это психологически давит на население, которое мучается, что если службы уходят, значит и района не будет?».

Рассмотренная сугубо Ставропольская проблема, решение которой во многом могло бы локализовать негативные последствия криминальной миграции, остается. Если в 2000 году она оценивалась как «раковая опухоль России», то сегодня она остается, как минимум, «зубной болью» Ставрополья.

Следующим фактором, оказывающим негативное влияние на оперативную обстановку в крае, является вынужденная миграция. Начиная с 1992 года, отмечался значительный рост количества вынужденных переселенцев, прибывших на территорию края. Достигнув пика в 1996 - 1997 годах, Ставропольский край занял первое место среди регионов России по числу находящихся на его территории вынужденных переселенцев. Это сопровождалось обострением социальных и экономических проблем не только у мигрантов, но и у местных жителей. Начиная с 1998 года, поток вынужденной миграции начал интенсивно снижаться, и к настоящему времени почти прекратился. Вместе с тем, негативные последствия высокого уровня вынужденной миграции 90-х годов ощущаются и в настоящее время.

Если принять за аксиому, что само по себе нахождение лица в статусе вынужденного переселенца является криминогенным фактором, то возникает вопрос: исчезло ли влияние этого фактора, например, через 5 лет и один месяц, после того, как лицо было снято с учета? Скорее всего, нет, ровно как и то, что конкретный человек, продолжая официально считаться вынужденным переселенцем, может задолго до истечения пятилетнего срока вполне успешно адаптироваться в новой для него среде. Тем не менее, практика свидетельствует о том, что криминогенность вынужденного переселенца все-таки выше.

Официальная регистрация вынужденных переселенцев началась в стране с 1992 года. В 1993 году Ставропольский край принял рекордное их количество - 19830 человек. С этого времени число ежегодно прибывающих в край вынужденных переселенцев постоянно снижается и к 2004 году этот процесс фактически прекратился. Пик зарегистрированных лиц указанной категории пришелся на 1996 год, когда он достиг 58591 человека, после чего также начал плавно снижаться и на 1 января 2005 года составил 7145 человек.

Если анализировать данные о «титульных» мигрантах, совершивших преступления на территории Ставропольского края, то их доля (удельный вес) в структуре преступности невелика. Так, по сведениям ГУВД края в 2004 году на территории края выявлено 153 преступника, являющихся иностранцами и лицами без гражданства из общего числа преступников (таковых - 21479). Это не превышает 0,7 - 0,8%, причем этот показатель из года в год остается достаточно стабильным. Среди вынужденных мигрантов, в 2004 году на территории края выявлено всего 2 преступника, причем в обоих случаях они совершили кражи чужого имущества по линии милиции общественной безопасности, то есть преступления, не представляющие большой общественной опасности. В то же время данные судебной статистики за тот же 2004 год показывают, что осуждено было 56 человек, являвшихся беженцами и вынужденными переселенцами.

К сожалению, статистика не всегда дает объективную картину преступности. Роль этого фактора повышается с учетом такого явления, как латентность. Общеизвестным является факт, в силу которого отдельные группы преступлений по различным обстоятельствам не попадают в поле зрения компетентных органов правопорядка. Преступления, совершаемые мигрантами, особенно незаконными, мы относим к этой категории. Следует учитывать и не «раскрытые» преступления, то есть исполнители и соучастники по которым не установлены. У правоохранительных органов возникают значительные трудности при установлении преступников, являющихся мигрантами. Опыт работы показывает, что при установлении фигурантов в том случае, если выдвигаются версии о возможном совершении преступлений мигрантами, уголовные дела зачастую приостанавливаются по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ (лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено). В числе таких деяний преимущественно кражи автомобилей, хищения скота, криминальные взрывы, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и наркотиков. Таким образом, с учетом латентности и большого числа нераскрытых преступлений, фактическое положение дел обстоит намного сложнее, чем ситуация, о которой нам говорит статистика.

Что касается опосредствованного влияния незаконной миграции, то сама по себе она не вызывает роста или изменения характеристик преступности, однако создает различные «фоновые» явления, причины и условия, которые относятся к числу криминогенных. Это, прежде всего общая дестабилизация социально-политической обстановки, усиление конфликтности в обществе, негативная деформация правосознания и формирование антиобщественной установки личности, снижение авторитета органов государственной власти.

Есть смысл указать и на то обстоятельство, что под проблемой миграции, которая проявляется внешне, могут скрываться другие, более сложные явления и процессы. В этом случае миграция может быть лишь сопутствующим детерминантом, то есть таким, которое мы называем «фоновым» явлением преступности.

В установлении взаимосвязи между миграцией и преступностью следует анализировать не только степень этой взаимосвязи, но и ее структуру. Даже самые высокие показатели корреляции между миграционным приростом и уровнем преступности нуждаются в объяснении и детализации. Зачастую статистика совершенных преступлений включает в себя абсолютно все их виды - начиная от тяжких преступлений и завершая малозначительными. Следует помнить и о том, что мигранты нередко, в силу специфики своего социального статуса сами становятся объектами совершения преступлений (виктимологический аспект). Однако нельзя не согласиться с теми выводами, к которым приходят многие ученые: «Наверняка - чем масштабнее миграция, тем действительно больше тех, кто пытается воспользоваться миграцией в преступных целях».

 

Автор: Бышевский Ю.Ю.