10.02.2011 3920

Наказания в отношении граждан, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, в зарубежных странах (статья)

 

Поскольку общие принципы привлечения к ответственности нарушителей и размеры санкции не всегда сопоставимы в разных странах, конкретные наказания, применяемые в отношении граждан, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, целесообразно рассмотреть применительно к некоторым из них отдельно.

Великобритания. Допустимые пределы содержания алкоголя в крови составляют 0,8 г/л.

За первый случай управления транспортным средством в состоянии опьянения закон предусматривает штраф в размере до 5000 фунтов стерлингов, изъятие водительского удостоверения на срок от 12 месяцев и более, тюремное заключение на срок до 6 месяцев. На практике чаще всего судьи налагают на нарушителя штраф в размере 250-450 фунтов стерлингов и в обязательном порядке лишают его права на управление транспортным средством. Размер штрафа и срок лишения права на управление транспортным средством устанавливаются в зависимости от величины превышения водителем допустимого уровня концентрация алкоголя.

Уклонение от освидетельствования на состояния опьянения влечёт за собой лишения права на управление транспортным средством на срок 18 месяцев. Лица, лишенные права на управление транспортным средством за уклонение от освидетельствования на состояние опьянения, автоматически попадают в категорию нарушителей высокой степени риска, что влечет для них определённые правовые последствия. К этой же категории причисляются лица, у которых водительские удостоверения изъяты за управление транспортным средством в состояние опьянения, но имевшие концентрацию алкоголя, в 2,5 раза превышающую установленные пределы.

Всем им для того, чтобы вернуть водительское удостоверение по истечении срока лишения, необходимо пройти обследование у нарколога, работающего в Агентстве регистрации транспортных средств и водительских удостоверений. Обследование платное.

Кроме того, водители, привлечённые к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, совершённое повторно в течение 10 лет, лишаются права на управление транспортным средством на срок 3 года.

Суд по своему усмотрению может предложить нарушителю старше 17 лет пройти реабилитационный учебный курс. Нарушитель получает направление на курсы, в суде в случае его добровольного согласия оплатить обучение (дополнительно штрафу). Успешное прохождение обучение даёт суду основание сократить срок лишения права на управление транспортным средством на ¼ часть.

Дания. Лицо признаётся управляющим транспортным средством в состоянии опьянения при содержании алкоголя в крови свыше 0,5 г/л. Для этой страны характерно, что водитель обязательно лишается права управления транспортным средством на срок от 1 года до 10 лет. За нарушение при концентрации алкоголя в крови с 0,51 г/л до 0,8 г/л применяется штраф, в том числе и за повторное нарушение. При концентрации с 0, 81 г/л до 1,5 г/л применяется штраф и лишение свободы, а при концентрации с 1,51 г/л – лишение свободы, причем сроки лишения свободы от 14 до 40 дней. Те же действия, повлекшие причинение потерпевшему телесного повреждения или материального ущерба, или совершённые повторно в течение 5 лет, влекут ответственность в виде тюремного заключения на срок до 1 года. Такая же ответственность наступает в случае, если концентрация алкоголя в крови водителя превысила 2 г/л.

В Дании суды принимают решение о так называемой «ограниченной» дисквалификации водителя. Если действия водителя не носили умышленного характера, ему может быть оставлено право на управление транспортными средствами, но оно ограничивается устанавливаемыми судом условиями. При совершении нарушения, за которое предусмотрено наказание в виде лишения права на управление транспортными средствами, в период действия «ограниченной» дисквалификации или в пределах 5 лет после его окончания, а также в случае умышленного нарушения водитель лишается права на управление транспортными средствами «неограниченно», т.е. полностью. Однако ограниченная дисквалификация не применяется в отношении водителей, допустивших нарушения повторно, и тех, у кого содержание алкоголя превышало 2 г/л. Срок неограниченного лишения права на управление транспортным средством при концентрации алкоголя в крови свыше 2г/л – не менее 2,5 лет.

Германия строит свою систему наказаний по такому принципу: при концентрации алкоголя с 0, 51 г/л – применяется штраф, с 0,8 г/л – штраф и лишение права управления транспортным средством от 1 до 3 месяцев, с 1,1 г/л – лишение свободы до 1 года, изъятие водительского удостоверения или 360 «дневных штрафов», то есть, в зависимости от дохода нарушителя суд определяет размер штрафа за 1 день, который затем умножается на количество штрафных дней. Суммы штрафов составляли от 1 до 3 тысяч марок.

В Бельгии к водителям не применяется лишение права управления транспортными средствами: с 0,5 г/л применяется штраф, с 0,8 г/л – и штраф или лишение свободы, причем размеры штрафов были от 5 до 400 тысяч франков. Во Франции ответственность установлена при таких же концентрациях алкоголя: с 0,5 г/л – штраф в размере до 5 тыс. франков, но с 0,8 г/л – штраф в размере до 30 тыс. франков, лишение права управления, лишение свободы.

В Португалии акцент сделан на лишении права управления:: при концентрации с 0, 51 г/л – лишение права управления транспортными средствами от 1 до 12 месяцев, с 0,81 г/л – от 2 до 24 месяцев, с 1,21 – лишение свободы от 6 до 24 месяцев.

Норвегия. Лицо признаётся управляющим транспортным средством в состоянии опьянения при уровне содержания алкоголя 0,5 г/л.

Водителю запрещено употребление алкоголя, наркотиков и иных токсичных аппаратов в течение первых 6 часов после прекращения управления транспортным средством в тех случаях, когда у него есть основания предполагать, что может производиться расследование обстоятельств нарушение Правил дорожного движения. Запрет прекращает действовать сразу же после проведения анализа выдыхаемого воздуха или крови, а также, если полиция приняла решения не проводить освидетельствование водителя на состояние опьянения.

Независимо от уровня содержания алкоголя в крови управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также нарушение 6 часового запрета на употребление алкоголя влекут ответственность водителя в виде лишения права на управление транспортным средством на срок до 2 лет. За уклонение от освидетельствования на состояние опьянения наступает ответственность водителя в виде лишения права на управление транспортным средством на срок 2 года и более. Управление транспортным средством в состоянии опьянения, совершённое повторно в течение 5 лет, влечёт наложение штрафа и лишения свободы с реальным отбытием наказания. Водительское удостоверения аннулируется пожизненно как в случае повторного управления транспортным средством в состоянии опьянения, так и при повторном нарушении 6 часового запрета или уклонения от освидетельствования.

Для других стран, в которых не имеет значения уровень превышения концентрации алкоголя в крови, систему санкций составляют штраф и лишение свободы, которые тем не менее назначаются дифференцированно. Например, в Люксембурге лишение свободы может быть сроком от 8 дней до 3 лет и является альтернативой штрафу, в Польше (срок лишения свободы от 6 до 12 месяцев), Нидерландах (от 3 до 4 месяцев), Испании (до 6 месяцев) штраф и лишение свободы применяются одновременно, а лишение права управления транспортными средствами не применяется.

США. Как известно, каждый американский штат имеет своё законодательство, собственные правила в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и соответственно устанавливает сам уровень допустимой концентрации алкоголя в крови при управлении транспортным средством. В некоторых штатах санкции не зависят от величины превышения этого уровня, в других - чем выше концентрация алкоголя в крови, тем строже наказание. Несмотря на существующие различия в законодательстве отдельных штатов, практически во всех из них более жесткие санкции предусмотрены в отношении граждан, привлекаемых к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения повторно. Размеры штрафов колеблются в разных штатах в пределах от 250 до 1000 долларов за первое нарушение и от 500 до 2000 долларов за повторное нарушение, допущенное в течение 5 или даже 10 лет. Срок лишения права управления транспортным средством также неодинаков: от 1 до 12 месяцев за первое и от 1 года до10 лет за повторное нарушение. Законы предусматривают также возможность лишения свободы нарушителя срок от 1 дня до 5 лет. Практически во всех штатах судья, налагающий взыскание, имеет право применить одновременно весь спектр санкций. Помимо названных санкций в некоторых штатах применяются и другие виды наказания: направление на общественные работы, снятие регистрационных номеров транспортных средств, блокирование и даже конфискация транспортных средств.

В Нью-Джерси нарушитель направляется на общественные работы на срок от 30 до 90 дней. В штате Огайо в 1993 году вступил в действие закон, предусматривающий снятие регистрационных знаков, блокирование и конфискацию транспортных средств граждан, привлечённых к ответственности за повторное в течение 5 лет управление транспортным средством в состоянии опьянения. Блокиратор может устанавливаться на автомобиль на срок до 180 дней. Размер штрафа определяется за каждый день простоя автомобиля. При этом суды учитывают платёжеспособность водителя – нарушителя, а также то насколько необходим автомобиль его семье в каждом конкретном случае. Аналогичные меры применяются в штате Огайо также и в отношении лиц, лишенных права управления и управляющих транспортным средством. По данным Департамента общественной безопасности штата, в течение 2 лет после вступления в силу закона ДТП, совершённых в результате управления транспортным средством в состоянии опьянения, в штате погибло на 312 человек меньше, чем до его принятия. Темпы роста числа систематических нарушителей Правил дорожного движения снизились на 50%. Блокирование автомобиля производится с помощью запорного устройства «Club», первоначально использовавшегося исключительно в противоугонных целях.

Регистрационные знаки заблокированного автомобиля снимаются. На него наклеивается ярлык «транспортное средство заблокировано в соответствии с решением суда». Законодательные нормы, позволяющие производить иммобилизация автомобилей блокираторами колёс и снятием регистрационных знаков (без конфискации транспортным средством), уже действуют в 32 штатах страны.

Лишить водителя права на управление транспортными средствами может только суд в Великобритании, Дании, Норвегии, Швеции, комиссия по безопасности дорожного движения - в Японии. В Японии полиции предоставлено право на применение такой меры до решения комиссии на срок до 20 суток. Суды могут также вернуть водителю право на управление транспортными средствами до установленного срока: в Великобритании – по истечении половины срока, в Дании – не ранее чем через 3 года при наличии специальных оснований.

Меры, применяемые в отношении водителя-нарушителя при употреблении им наркотических средств такие же, что и в случае превышения им допустимого содержания алкоголя в крови (Италия, Норвегия). В Норвегии суд рассматривает письменное заключение эксперта о степени влияния принятого наркотика на водителя в сравнении с воздействием различных доз алкоголя. В случае, когда воздействие наркотических средств не может быть доказано, но они (или их следы) обнаруживаются в крови при медицинском освидетельствовании, ответственность наступает в соответствии с Законом об употреблении наркотиков. То есть, даже при обнаружении наркотиков в крови для привлечения водителя к ответственности полиции часто необходимо доказать, что действие наркотиков реально проявлялось в опасной манере управления транспортным средством (Великобритания, Нидерланды, Чехия, Швейцария). В августе 1998 года в Германии вступил в силу Закон (A24a StVG), запрещающий управлять транспортными средствами под влиянием некоторых запрещенных наркотических средств (кокаин, героин и т.д.) Полицейских обучают выявлять даже незначительные признаки наркотического опьянения. Если водитель подозревается в управлении в состоянии наркотического опьянения, то полицейский может направить водителя на анализ крови. Если признаки неявные, проводится анализ мочи и при положительном результате лицо направляется к врачу. Исследование мочи проводится в 8 европейских странах по правилам проекта ROSITA. Право на проведение анализов крови должно подтверждаться документом о профессиональной подготовке по программе GTFCh.. Повторное нарушение влечет направление водителя на медико-психологическую экспертизу.

В то же время наличие наркотиков или их следов в организме в некоторых странах является основанием для наложения на водителя более строгих санкций (Австрия, Польша). В Польше наличие наркотиков в крови дает право судам ужесточать налагаемые санкции на 50% за совершение действий, приведших к ДТП и повлекших ранение или смерть потерпевшего. В Польше Закон об ужесточении ответственности действует с 1999 года. В Швейцарии и Франции в настоящее время обсуждаются законопроекты о введении специальных санкций за управление транспортным средством при наличии наркотических средств в крови водителя.

 

Автор: Иванова О.А.